Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Игра театрализованная

  • Вид работы:
    Другое по теме: Игра театрализованная
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    01.06.2018 19:09:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:














    «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


    Оглавление


    Введение……………………………………………………………………3

    1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника…….5

    1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………...5

    1.2 Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания дошкольников среднего возраста…………………………………………..8

    1. Анализ программ по руководству театрализованными играми……11

    2. Опытно-экспериментальная работа по определению роли игры-драматизации в эстетическом воспитании дошкольников среднего возраста

    1. Характеристика уровня эстетического воспитания у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………16
    2. Организация процесса эстетического воспитания дошкольников посредствам проведения игры драматизации………………………………..23
    3. Анализ результативности проведенной работы в средней группе…30

    Заключение……………………………………………………………………...33

    Список использованной литературы…………………………………………..35

    Приложения……………………………………..……………………………….37


    Введение


    С раннего детства ребенок реагирует на речевые интонации в прибаутках, стихах, на звучание музыки. Это ранние задатки эстетического воспитания.

    Под эстетическим воспитанием можно понимать целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношение к действительности. Это отношение развивалось вместе с возникновением человеческого общества, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им.

    Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

    Прекрасное в жизни и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Эстетическое воспитание обеспечивается различными средствами: художественной литературой, музыкой, изобразительным искусством. Особое значение в осуществлении эстетического воспитания имеют театрализованные игры. Это делает актуальной тему нашего исследования: «Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

    В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина, О. В. Солнцева и др.).

    Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие ученые, как Г. И. Батурина, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Они говорили о том, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, про- является творчество ребенка. В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. Театрализованные игры дают возможность решать многие педагогические задачи, касающиеся вопроса развития выразительности речи и коммуникативных навыков.

    Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста, разработать систему театрализованных игр.

    Объект: эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

    Предмет: процесс эстетического воспитания средних дошкольников на основе использования театрализованных игр.

    Задачи:

    1.Теоретически обосновать возможность театрализованных игр как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    2.Определить содержание, формы и методы проведения театрализованных игр.

    3.Провести опытно-практическую работу с детьми по использованию театрализованных игр в эстетическом воспитании и определить ее результаты.

    4.Разработать методические рекомендации педагогам УДО и родителям по проведению театрализованных игр.

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; беседа; наблюдение;количественный и качественный анализ проведенной работы.

    эстетический театрализованный игра дошкольник

    1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника


    1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема


    Важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание.

    По мнению А.Ю. Коджаспирова [7] эстетическое воспитание это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

    Н.К. Крупская [10] считает, что эстетическое воспитание - это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно - эстетической деятельности.

    Н.А. Ветлугина [3] считает, что эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно - декоративного творчества). Формы организаций эстетической деятельности детей разнообразны. Это могут быть игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения. По мнению Н.А. Ветлугиной очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

    По мнению Л.Р. Болотиной [2] эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусства, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, театральная, музыкальная, художественно - речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей.

    В.И. Логинова [13] определяет эстетическое воспитание как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиции эстетического идеала, испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании деятельности по законам красоты. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, под которым автор понимает длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно - исторического опыта.

    В.И. Логинова считает, что эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, включающий трудовое и нравственное воспитание, оно способствует подготовке всесторонне развитой, гармоничной личности с активной жизненной позицией, проявляющейся в отношении к труду, окружающим людям.

    Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые определяются своеобразной целью эстетического воспитания. По мнению Б.Т. Лихачева [11] цель эстетического воспитания применительно и к зрелой личности, заключается в формировании творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

    Н.А. Ветлугина [3] выделяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К ним она относит:

    - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

    - метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды выработки навыков культуры поведения;

    - метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

    - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

    Флерина Е.А. [22] считает, что средством эстетического воспитания также можно считать особую обстановку. Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. Предметный мир воздействует на малышей. Они узнают назначение, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на форму, цвет, пропорции, материал. Постепенно дети сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику и развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной направляющей помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно - информативна, привлекательна и доступна. Педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

    Важным средством эстетического воспитания является творческая деятельность детей, в том: числе и игровая. Особое значение в решении задач эстетического воспитания имеют театрализованные игры.



    1.2 Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания дошкольников среднего возраста


    В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

    В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. Театрализованные игры дают возможность решать многие педагогические задачи, касающиеся вопроса развития выразительности речи и коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приемов, а именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств, работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализован- ной деятельности. В театрализованной игре дети проявляют свою самостоятельность, учатся выражать свои чувства, помогают изготавливать костюмы всё это дает им возможность полноценно развиваться, как умственно, так и физически и эмоционально.

    Педагог В.А. Сухомлинский [21] подчеркивал, что «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ».

    Т.А. Куликова [9] видит театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. При этом герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни - сюжетом игры.

    Л.В. Артемова [1] указывает на то, что театрализованная игра в ДОУ это вид художественно-творческого занятия, в которой дети становятся актерами, осваивают роли различных героев из произведений, строят диалоги между персонажами. Так дошкольники приобщаются к искусству театра, совершенствуют свою речь, поскольку почти каждое свое действие ребенок сопровождает речью. Она является значимым средством самовыражения ребенка. В театрализованной игре наиболее полно происходит самовыражение детей. Эффективно развивается речь, увеличивается словарный запас, совершенствуется звуковая культура. Исполняя роль, произнося реплики, ребенок должен ясно и четко изъясняться.

    Л.Р. Болотина, Т.Х. Комарова, С.П. Баранов [2] замечают, что театрализованные игры занимают важное место в решении задач эстетического воспитания. По их мнению, именно эти игры учат эмоционально высказываться. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.

    Д. В. Менджерицкая называет необходимые требования к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики; каждодневное использование театрализованных игр во всех видах деятельности; высокая инициативность дошкольников на стадиях подготовки и проведения занятий; взаимодействие детей между собой и взрослыми на всех стадиях организации театрализованной деятельности; порядок и усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствие возрастным способностям и возможностям дошкольников.

    По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре


    1.3 Анализ программ по руководству театрализованными играми


    Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

    В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода в эстетическом воспитании дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

    Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.Х. Комаровой [17] выделяется специальный подраздел «Театрализованные игры» в разделе «Игра», где предусматривается решать следующие задачи:

    • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности
    • учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
    • приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

    Авторы программы подчеркивают, что в ходе театрализованных игр необходимо решать задачи эстетического воспитания:

    1. воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей;
    2. предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

    Комплексная вариативная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.Н. Гуревич [5] в разделе «Творческие игры» в средней группе предусматривает проявление интереса к театрально-игровой деятельности, участие в играх-имитациях (звери, птицы и пр.), в хороводных играх. Использование элементарных режиссерских игр, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками. Участие совместно с воспитателем в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»).

    Театрализованные игры в данной возрастной группе, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать успешному эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх - имитациях (животные, птицы, растения) будет обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации.

    Программа «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, Г.И. Алиевой, Т.В. Антоновой [6] рассматривает создание условий для эстетического воспитания в театрализованных играх:

    • использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму;
    • начинать с игр-драматизаций, не включающих песен, и, сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения, поручать в этих играх 12 роли взрослому;
    • предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении;
    • включать в театрализованную игру музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (различные, в том числе доступные самим детям «техники вождения» кукол);
    • приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей;
    • обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля;
    • использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга.

    «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой [15] - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

    Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр:

    - создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

    - приобщать детей к театральной культуре;

    - обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;

    - создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).

    Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра).

    Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.

    В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

    Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и так далее. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения, Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

    Анализ комплексных вариативных программ позволяет отметить, что содержание театрализованных игр в среднем дошкольном возрасте многообразно и призвано решать задачи разностороннего развития личности, в том числе и эстетического,

    Все представленные в данном параграфе программы ориентируют практических работников на включение в целостный педагогический процесс театрализованных игр по художественным произведениям, соответствующим возрасту детей.


    Выводы по первой главе


    Эстетическое воспитание - важная часть становления личности и развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.

    На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

    Учебно-воспитательные программы дошкольных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир театра, как созерцая, так и создавая самостоятельно свои творения.

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

    Достигая результат, преодолевая трудности, дети проявляют эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, а также переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами.

    Исключительно важной и необходимой, в сфере образования, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической ценности.


    2. Опытно-экспериментальная работа по определению роли игры-драматизации в эстетическом воспитании дошкольников среднего возраста


    2.1 Характеристика уровня эстетического воспитания у детей среднего дошкольного возраста


    Опытно - экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В педагогическом эксперименте участвовали десять детей пятого года жизни. На констатирующем этапе изучали эстетические представления детей, чувства и переживания, а также творческие способности при передаче сказочных образов. Для исследования использовались методики, реализованные различными авторами.

    Беседа об эстетических представлениях детей (А.Д. Кошелева) [19].

    Изучение эстетических чувств и: эмоциональных переживаний (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина) [22].

    Наблюдение игры - драматизации (А.П. Стрелкова) [18].

    Беседа проводилась с целью выявления особенностей эстетических представлений детей: о внешних качествах предметов, людей, а также о красоте их поступков. В ходе беседы детям задавались следующие вопросы:

    1.Какую игрушку ты считаешь красивой? Почему?

    2.Какую игрушку ты считаешь не красивой? Почему?

    3.Что значит мальчик (девочка) плохо поступил?

    4.Что значит мальчик (девочка) хорошо поступил?

    5.Расскажи, как выглядит мальчик (девочка), который: опрятно одет?

    6.Расскажи, как выглядит мальчик (девочка), который неряшливо одет?

    Данные, полученные в ходе беседы, представлены в таблице (см. приложение 1).

    Анализ ответов детей осуществлялся с учетом того, на что ссылается ребенок:

    1. на представление о качестве;
    2. на конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации;
    3. на литературных и сказочных персонажей;
    4. на самого себя;
    5. на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
    6. на конкретное действие;
    7. на оценку качества;
    8. на недифференцированное представление о качестве;
    9. объяснение одного качества через другое;
    10. название действий, не связанных с данным качеством;
    11. неправильная нравственная оценка качества

    Анализируя ответы детей, следует отметить, что оценивая игрушку (красивая - некрасивая) все дети ссылаются на конкретный образ как носителя определенного качества (куколка, робот, мячик, тигренок); обобщенное представление о качестве «красивая» - отсутствует, а о качестве «некрасивая» обобщенное представление сформировано лишь у двух детей - Андрея Т, и Кати С., которые считают некрасивой ту игрушку, которая сломана. Юля К. не знает, какую игрушку считают некрасивой. Кроме того, отмечаем, что недифференцированных представлений о качестве, а также неправильных оценок качества не выявлено.

    Оценивая поступки детей (хорошо поступил - плохо поступил), участники беседы: показали дифференцированное представление о данном качестве, ссылаясь при этом на конкретное действие или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («когда девочка дерется», «плохие слова говорит», «помогает маме», «играет тихо» и т.д.). Один ребенок - Наташа Б. - не смогла оценить плохих и хороших поступков, сказав «не знаю», Следует отметить, что неправильных нравственных оценок качества дети в своих ответах не демонстрировали.

    Рассказывая, как выглядит неряшливый ребенок и ребенок, который опрятно одет, дети в абсолютном большинстве (9 человек) ссылались на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («красивое платье, длинное, с розами красными», «грязное лицо, куртка грязная»), лишь у одного ребенка, Кати С., сформировано обобщенное представление о том, как выглядит опрятная девочка.

    Таким образом, отмечаем, что у детей в определенной степени сформировано эстетическое представление о внешних качествах игрушек, людей, а также о красоте их поступков.

    Степень их сформированности определяем с учетом уровней:

    высокий - ребенок ссылается на обобщенное представление о качестве или поступке;

    средний - ребенок ссылается на конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации, на литературных персонажей, на конкретное действие;

    низкий - недифференцированное представление о качестве или поступке.

    Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

    к высокому уровню относится - 2 ребенка (Андрей Т., Катя С.), что составляет 20%;

    к среднему уровню относятся 7 детей (Юля К,, Паша X., Даниил П., Катя К., Катя Е., Дима 3., Наша В.), что составляет 70 %;

    к низкому уровню относится 1 ребенок (Наташа б), что составляет 10%,

    Результаты беседы представлены в диаграмме.


    Изучение эстетических чувств и эмоциональных переживаний осуществлялось в ходе беседы по сказке «Заюшкина избушка». Детям читали сказку, затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции этики и эстетики человеческих взаимоотношений.

    Беседа проводилась по вопросам:

    Кто из героев сказки красиво поступил?

    Кто из героев сказки поступил плохо?

    Кто из героев сказки тебя огорчил?

    Кто из героев сказки тебя порадовал?

    Если бы ты рисовал картину, какими бы красками ты нарисовал зло, хитрость?

    Если бы ты рисовал картинку, какими бы красками ты нарисовал добро, радость?

    Результаты беседы, представлены в таблице (см. приложение 2).

    Анализ ответов осуществлялся с учетом следующих положений:

    1. правильная оценка красоты поступка;
    2. правильная оценка плохого поступка;
    3. правильное понимание чувства огорчения;
    4. правильное понимание чувства радости;
    5. правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик.

    Проанализировав ответы детей, следует отметить, что оценивая красоту поступков, дети в большинстве (8 человек) ссылаются на положительного персонажа - «Петушка» («Петух помог зайке выгнать лисицу», «петух, он спас зайца»). Один ребенок, Андрей Т., отметил, что красиво поступил «зайчик потому, что дал лисе переночевать у него», что также говорит о сформированности знаний о красоте поступков. Недифференцированое представление выявилось у одного ребенка Кати Е. которая считает, что красиво поступил зайчик, так как он заплакал.

    Оценивая плохой поступок сказочного героя, дети в абсолютном большинстве (9 человек) отметили, что плохо поступила лиса потому, что выгнала зайца. Также необходимо отметить, что у одного ребенка - Даши Б. неточно сформировано понимание плохого поступка, она считает, что плохо поступил медведь, так как не помог зайцу.

    Следует отметить, что у всех опрошенных детей замечено правильное понимание чувства огорчения. Все дети ответили однозначно, что их огорчила лиса («потому, что она плохо себя вела», «потому, что она не выходила из зайкиного домика»).

    Необходимо отметить, что чувство радости у детей ассоциируется с хорошим поступком, Почти все дети ответили, что их порадовал петушок («он помог зайчонку», «он выгнал эту лису»). Один ребенок - Катя К. ответила, что ее порадовал зайчик («он согласился впустить лису»). Ответы детей свидетельствуют о правильном понимании большинством детей чувства радости.

    Следует обратить внимание, что у всех детей, участвующих в опросе зло ассоциируется с темными, холодными цветами («серым», «черным, темным»), а добро, наоборот, с яркими («желтым, как солнышко», «золотым»). Это говорит о сформированности правильного понимания положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик.

    С учетом анализа ответов детей можно отметить, что у детей, участвующих в педагогическом эксперименте, сформировано понимание поступков героев, также дети способны оценивать этическую и эстетическую сторону поступка.

    На основе анализа делаем вывод:

    правильная оценка красоты поступка - 8 детей (80%);

    правильная оценка плохого поступка - 9 детей (90%);

    правильное понимание чувства огорчения - 10 детей (100%);

    правильное понимание чувства радости - 9 детей (90%);

    правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик - 10 детей (100%).

    Для изучения особенностей проявления творческих способностей при передаче сказочного образа, нами использовалось наблюдение за игрой - драматизацией по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

    Данные наблюдения за игрой - драматизацией представлены в таблице (см. приложение 3).

    По итогам наблюдения отмечаем проявление творческих способностей при передаче героев сказки с помощью вербальных и невербальных средств.

    Передача героев сказки с помощью мимики и пантомимики, движений.

    Необходимо отметить, что только 3 ребенка (Андрей Т., Лиза М., Даниил П.) активно пользовались мимикой на протяжении игры драматизации. Они старались передать переживания героя. Андрей Т. передавал страдания «зайчика» мимикой, показывал огорчение и боль. Лиза М. изображая лису, мимикой показывала хитрость, коварство.

    К сожалению 7 детей (Катя К., Юля К., Катя С., Маша В., Артем Б., Влада Д., Паша X.) не использовали мимику для передачи характера персонажа.

    Следует отметить, что большинство детей (6 человек) старались при помощи пантомимики и движений передать образ героя. Андрей Т., который играл «зайчика», движениями старался показать отличительные признаки: закрывал лицо руками, изображал рыдания, Юля К., играла роль «медведя», имитировала характерные движения, переваливалась с ноги на ногу, косолапила. Также необходимо отметить, что больше половины детей изображали походку своего персонажа. Не показывали характерных движений 4 ребенка (Катя К., Катя С., Маша В., Паша X.)

    Передача героев сказки с помощью речи, эмоций, чувств.

    Следует отметить, что у 6 детей (Андрея Т., Артема Б., Юли К., Кати С., Лизы М., Даниила П.) речь была выразительна, эмоциональна. Юля К. и Даниил П., которые играли «медведя», передавали в речи признаки героя; говорили басом, в некоторых моментах рычали. Лиза М. сопровождала роль повышением и понижением голоса, старалась передать интонацией характер героя.

    Только 4 ребенка (Катя К., Влада Д., Маша В, Паша X.) испытывали затруднение в использовании речи. У Кати К, речь не очень выразительна, забывала слова, просила помощи у воспитателя, Влада Д. запутывалась в словах, терялась, часто пользовалась подсказками воспитателя. У Маши В. речь слишком тихая. Паша X. говорил нечетко, забывал слова.

    Следует обратить внимание на то, что мало детей (3 человека) сопровождали эмоциями свою роль, переживали за главного героя, были заинтересованы. У детей (Кати К., Маши В., Юли К., Кати С, Влады Д., Паши X., Даниила П. роль не сопровождалась эмоциями, дети были равнодушны, безучастны.

    Итак, анализ вербальных и невербальных средств выразительности позволяет отметить проявление творческих способностей при передаче сказочных образов: с помощью мимики - 3 ребенка (30%); с помощью пантомимики - 6 детей (60%); с помощью выразительности движений - 6 детей (60%); посредством выразительности речи - 6 детей (60%); эмоции и чувства - 3 ребенка (30%).

    Обследование, проведенное на констатирующем этапе эксперимента, позволяет отметить:

    1. у большинства детей пятого года жизни (60%) наблюдается средний уровень сфомированности эстетических представлений о внешних качествах предметов, людей, а также о красоте их поступков;
    2. большинство детей (60%), участвующие в эксперименте, демонстрируют эстетические чувства и эмоциональные переживания при чтении сказки «Заюшкина избушка», что свидетельствует о понимании поступков героев, эмоциональном реагировании на них, умении их оценивать с позиции этики и эстетики человеческих взаимоотношение;
    3. дети в недостаточной степени (30% - 60%) проявляют творческие способности при изображении сказочных героев в игре - драматизации «Заюшкина избушка», используя мимику, пантомимику, движения, речь, эмоции. Это говорит о недостаточном умении передавать эстетические чувства и переживания в творческой игре.

    2.2.Организация процесса эстетического воспитания дошкольников посредствам проведения игры драматизации.


    Для организации целенаправленной работы с детьми пятого года жизни был разработан проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект, содержит четыре блока: работа с художественной литературой, создание развивающей среды, театрализованные игры, работа родителями.


    Таблица 1. Блок «Работа с художественной литературой»

    №НазваниеАвторЦелиРабота с текстом1.«Теремок»Русская народная сказка

    1. Учить понимать красоту поступков через действия главных героев
    2. Воспитывать понятие «гостеприимство»1.Пересказ по ролям 2.Выразительное чтение 3.Инсценирование сказки2. «Жихарка»Русская народная сказка
    3. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональные переживания через выразительное чтение1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Инсценирование сказки3. «Зимовье зверей»Русская народная сказка
    4. Развивать умение видеть и замечать «красивое» в литературном произведении
    5. Развитие творческих задатков1.Выразительное чтение 2.Рисование героев сказки
    6. 3.Инсценирование отрывка сказки4.«Три поросенка»Английская народная сказка, перевод Михалкова С.В.
    7. Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному
    8. Воспитывать желание помогать другим1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Пересказ отрывков сказки5.«Заюшкина избушка»Русская народная сказка
    9. Учить отличать красоту в поступках
    10. Развивать творческие задатки при помощи инсценировок1.Выразительное чтение 2Пересказ по ролям 3.Игра драматизация6.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Русская народная сказка
    11. Учить замечать красоту в поведении
    12. Воспитывать желание совершать красивые поступкиВыразительное чтение Пересказ по ролям Показ на фланелеграфе7. «Красная шапочка»Ш.Перро
    13. Учить понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве
    14. Воспитывать желание помогать другим1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Инсценирование отрывков сказки8.«Гуси лебеди»Русская народная сказка
    15. Учить видеть красоту во взаимопомощи
    16. Развивать творческие способности1.Выразительное чтение 2.Пересказ сказки |9.«Кот, лиса и петух»Русская народная сказка
    17. Учить понимать прекрасное в литературном произведении
    18. Воспитывать умение понимать красоту в дружбе, помощи1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Игра-драматизация сказки10.«Маша и медведь»Русская народная сказка
    19. Учить замечать красоту действий главного героя
    20. Воспитывать интерес к народному творчеству.1.Выразительное чтение 2.Игра - драматизация по отрывкам сказки
    21. Таблица 2. Блок «Создание развивающей среды для театрализованных игр» №Название оборудования и атрибутовВарианты использования1.Атрибуты к сказке «Теремок»: - фигурки для теневого театра; - ширма обтянутая тканью1.Показ теневого театра «Теремок»2.Оборудование к настольному театру по сказке «Жихарка»:
    - куклы героев сказки;

    - ширма1.Настольный театр по сказке «Жихарка» 2.Драматизация отрывка сказки3.Оборудование к настольному театру по сказке «Зимовье зверей»:

    - куклы героев сказки на стаканчиках

    - ширма1.Игра-драматизация сказки «Зимовье зверей»

    2.Составление этюдов по сказке4.Оборудование для сказки «Три поросенка»:

    - декорации домиков поросят

    - куклы на гапите1.Показ театра по сказке «Три поросенка»

    2.Пересеказ сказки по ролям5.Атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»:

    - маски

    - декорации избушкиВыразительное чтение

    Игра - драматизация6.Оборудование для театра на фланелеграфе по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

    - картинки с героями сказки

    - фланелеграфТеатр на фланелеграфе по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»7.Атрибуты к сказке «Красная шапочка»:

    - маски героев

    - декорации1.Драматизация отрывка сказки

    2.Игра импровизация «Придумай свое окончание сказки»8.Оборудование к сказке «Гуси лебеди»:

    - фигурки главных героев

    - фланелеграфТеатрализованная игра по отрывкам из сказки «Гуси лебеди»9.Оборудование к сказке «Кот лиса и петух»:

    - фигурки главных героев

    - ширмаПальчиковый театр по сказке

    «Кот, лиса и петух»10.Оборудование для настольного театра по сказке

    «Маша и медведь»:

    - куклы бибабо

    - ширмаТеатрализованная игра по сказке «Маша и медведь»

    Блок «Театрализованные игры»

    Таблица 3. Игры-драматизации

    №НазваниеЦельСодержание1.«Красная шапочка»Воспитывать у детей культуру общения, вызвать желание помогать героям в трудной ситуации.

    Способствовать развитию творческих способностей в ходе разыгрывания сюжета по художественному произведениюРаспределение ролей (Красная шапочка, волк, бабушка, охотники);

    Размещение декораций (домик, деревья); Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои и произносят слова в соответствии с ролью;2.Заюшкина избушка»Воспитывать у детей доброту, сострадание, умение * сопереживать;

    Развивать желание помогать в трудной ситуацииРаспределение ролей (зайчик, лиса, петух, медведь, собака, бык)

    Размещение декораций (избушка)

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - лиса выгоняет зайчика

    - собака выгоняет лису

    - медведь выгоняет лису

    - бык выгоняет лису

    - петух выгнал лису, стали они вместе с зайчиком жить3.«Три поросенка»Воспитывать положительное отношение к труду; развивать представление о взаимопомощи и справедливости; формировать способности к импровизации, самостоятельность в выборе действий для передачи эмоционального состояния герояРаспределение-ролей (Ниф ниф, Наф наф, Нуф нуф, волк)

    Размещение декораций (3 избушки, деревья) Разыгрывание сюжета сказки:

    - поросята играют на полянке

    - поросята начинают строить избушки

    - волк ломает домики поросят

    - все спасаются в домике Ниф Нифа

    - поросята танцуют на полянке, поют песенку4.«Кот, лиса и петух»Расширить представления детей о жизни зверей; Развивать артистические способности через игру; Воспитывать желание заниматься деятельностью; Упражнять детей в передаче образов героев сказки с помощью вербальных и невербальных средствРаспределение ролей (лиса, кот, петушок)

    Размещение декорации (избушка)

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - кот уходит и наказывает петушку не выглядывать в окошко

    - приходит лиса и поет песенку

    - петушок

    выглядывает в окошко, лиса его уводит

    - кот выручает петушка, ведет его в; избушку - история повторяется

    - снова приходит лиса и поет песенку, петушок прячется в избушке

    - приходит кот и прогоняет лису5.«Маша и медведь»Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность;

    Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием) строить монолог, диалог от имени своего героя формирование чувства сцены.Распределение ролей (Маша, медведь, бабушка, дедушка)

    Размещение декораций (избушка, деревья) Разыгрывание сюжета сказки:

    - Маша просится гулять у бабушки и дедушки.

    - Маша потерялась в лесу, набрела на избушку

    - приходит медведь и говорит Маше, что она останется у него жить навсегда

    - Маша сидит у окошка горюет, размышляет, как ей убежать

    - Маша предлагает медведю отнести пирожки бабушке и дедушке

    - Маша собирает медведю рюкзак и прячется в нем

    - медведь идет по лесу, хочет съесть пирожок. Маша ему не разрешает

    - медведь приносит Машу к дедушке и бабушке

    Таблица 4. Настольные театрализованные игры

    1.«Зимовье зверей»Развивать эмоциональную сферу ребенка;

    Учить произносить слова четко, без запинок;

    Воспитывать интерес к

    различным видам театрализованной деятельности, любовь к труду Распределение ролей (бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, волк, медведь) Размещение декораций (избушка, деревья)

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - встречаются все герои

    - бык предлагает строить избу

    - все животные отказываются

    - бык построил избу

    - баран просится в избу

    - свинья просится в избу

    - гусь и петух; просятся в избу

    - бык впускает

    -лиса предлагает медведю и волку съесть животных

    - медведь входит в избушку, на него нападают животные

    - медведь, лиса и волк убегают2.«Жихарка»Формирование интонационной вырази тельности;

    Развивать монологическую речь;

    Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности речи;Распределение

    ролей ( кот, петух, Жихарка, лиса);

    Размещение декораций (ширма, макет печки);

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - кот и петух уходят

    - Жихарка варит обед

    - лиса входит в дом

    - Жихарка прячется

    - лиса выманивает Жихарку

    - уносит его в свой домик и хочет изжарить Жихарку

    - Жихарка хитростью заманивает лису в печь

    - дома кот и петушок плачут без Жихарки

    - Жихарка возвращается домой, кот и петушок рады

    Таблица 5. Стендовые театрализованные игры

    1.«Теремок» Учить детей пользоваться атрибутами для теневого * театра;

    Закреплять умение эмоционально передавать переживания героя;

    Воспитывать интерес к театрализованной деятельностиРаспределение ролей ( мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк,, медведь);

    Распределение атрибутов (ширма для теневого театра, декорации)

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - прибегают к теремку по очереди: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок'

    - приходит медведь, просится к ним жить

    - животные приглашают его, медведь ломает теремок

    Все животные вместе строят новый теремок2.«Гуси лебеди»Учить действовать с атрибутами для театра на фланелеграфе; Развивать монологическую речь; Воспитывать желание заниматься театрализованной деятельностью Распределение ролей (отец, мать, Аленушка, братец);

    Размещение о6орудования (фланелеграф, декорации);

    Разыгрывание сюжета сказки:

    -отец с матерью наказывают Аленушке следить за братом

    - гуси лебеди крадут братца, Аленушка идет его искать

    - по пути встречает печку, яблоню, молочную реку

    - Аленушка спасает брата, убегают от гусей-лебедей, прячутся в печке, под яблоней, в речке;

    - отец с матерью встречают Аленушку и брата3.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Учить детей с помощью вербальных и невербальных средств передавать роль;

    Развивать у детей желание эмоционально сопровождать роль;

    Воспитывать положительное отношение к театрализованной деятельностиРаспределение ролей (Аленушка, Иванушка, купец, ведьма, слуга)

    Размещение о6орудования (фланелеграф, декорации);

    Разыгрывание сюжета сказки:

    - пошли Аленушка и Иванушка на работу, Иванушка просит пить из коровьего копытца. из лошадиного копытца, Аленушка не разрешает

    - из козьего копытца Иванушка пьет и превращается в козленочка, Аленушка плачет - проезжий купец жалеет Аленушку и предлагает ей замуж, она соглашается

    - приходит ведьма, зовет Аленушку купаться в реке и топит ее, сама возвращается на место Аленушки

    - козленочек знает о подмене и ведьма хочет его зажарить

    - козленочек просится напоследок сходить к реке

    - слуга находит его там и слышит разговор козленочка с Аленушкой, рассказывает о нем купцу

    - купец спасает Аленушку, козленочек от радости оборачивается три раза и превращается в Иванушку

    Таблица 6. Блок «Работа с родителями»

    НазваниеЦельПапка передвижка «Что такое театрализованная игра»Дать знания о значении и влиянии театрализованных игр на эстетическое развитие ребенка.

    Раскрыть вариативность театрализованных игр.

    Разработать сценарии для театрализованных игр дома. Объяснить методику изготовления игровых атрибутов для театрализованной игры в домашних условиях.

    Вызвать желание заниматься с ребенком театрализованной деятельностью.Анкета « Ваш ребенок и театр»Узнать мнение родителей об интересах детей к театру.

    Вызвать интерес к театрализованной деятельности.

    Вызвать желание развивать творческие способности ребенка.Консультация «Театрализованные игры дома»Рассказать о возможности осуществления театрализованной игры дома.

    Рассказать о влиянии театрализованной игры на развитие дошкольника.

    Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми.Консультация « Разнообразный театр с детьми»Рассказать о значении театрализованной игры в осуществлении эстетического воспитания ребенка.

    Раскрыть актуальность театрализованной игры в современном мире.

    Опытная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста проводилась в соответствие с разработанным проектом. В группе были созданы условия для эстетического развития детей с помощью театрализованных игр - оборудована зона театрализованной деятельности. В зоне театрализованной деятельности были размещены разные виды театра:

    • теневой театр;
    • настольный театр;
    • пальчиковый театр;
    • театр на фланелеграфе;
    • театр марионеток

    В зоне театрализованной деятельности находились также:

    • ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная, с занавесом для смены декораций во время спектакля);
    • декорации для спектакля;
    • маски;
    • костюмы для ряженья;
    • фланелеграф;
    • ширма для теневого театра.

    Один из блоков проекта был - «Работа с художественной литературой». Нами был предусмотрен строгий отбор художественных произведений, являющихся содержанием театрализованной деятельности, на основе следующих критериев:

    - соответствие литературного материала поставленной цели - эстетическому воспитанию дошкольников;

    - доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольников;

    - сюжетность, динамичность литературных текстов;

    - способность показывать различные модели поведения в схожих ситуациях

    Опираясь на выделенные критерии, можно определить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся:

    «Теремок»,

    «Жихарка»

    «Зимовье зверей»

    «Три поросенка»

    «Красная шапочка»

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    «Заюшкина избушка»

    «Кот, лиса и петух»

    «Маша и медведь

    «Гуси - лебеди »

    В соответствии с проектом нами была разработана общая система организации театрализованных игр, она была такова:

    • знакомство с театром данного типа, его устройством;
    • знакомство- с текстом произведения;
    • освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика, пантомимика, речь, голос;
    • изготовление атрибутов, декораций, масок;
    • организация самих театрализованных игр.

    2.3 Анализ результативности проведенной работы в средней группе


    После опытной работы на формирующем этапе эксперимента мы приступили к контрольному обследованию детей. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой).

    Результаты беседы представлены в таблице (см. приложение 4).

    Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

    1. к высокому уровню относится - 7 детей (Андрей Т., Катя С., Юля К., Паша X., Даниил П., Катя К., Катя Е.) что составляет 70%;
    2. к среднему уровню относятся 3 ребенка (Дима 3, Маша В., Наташа Б.), что составляет 30 %;
    3. с низким уровнем детей не наблюдалось.

    Результаты контрольного этапа сравниваем с результатами констатирующего этапа, представляем в диаграмме:



    Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов по изучению эстетических представлений детей позволяет отметить:

    - количество детей, относящихся к высокому уровню, увеличилось с 20% до 70%; за счет уменьшения среднего уровня с 70% до 30%;

    - ребенок, показавший низкий уровень эстетических представлений на констатирующем этапе, поднялся до среднего уровня.

    Тенденция явного улучшения результатов эстетических представлений обусловлена, на наш взгляд, системой работы на формирующем этапе эксперимента.

    Далее на контрольном этапе обследования проводилась методика для изучения эстетических чувств и эмоциональных переживаний. Изучение осуществлялось в ходе беседы по сказке «Заюшкина избушка». Результаты беседы представлены в таблице (см. приложение 5).

    Анализируя полученные данные отмечаем, что правильно понимают красоту поступка 9. детей; абсолютно все дети (10 человек) дают правильную оценку плохому поступку; также все дети (10 человек) правильно понимают чувство огорчения: и чувство .радости. Следует отметить, что у десяти детей обнаружено правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик.

    На основе анализа делаем вывод:

    Правильная оценка красоты поступка - 9 детей (90%)

    Правильная оценка плохого поступка - 10 детей (100%)

    Правильное понимание чувства огорчения - 10 детей (100%)

    Правильное понимание чувства радости - 10 детей (100%)

    Правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик - 10 детей (100%)

    Полученные на контрольном этапе данные сравниваем с результатами констатирующего этапа и помещаем в сравнительную диаграмму.

    Таким образом, сравнение данных, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, позволяет отметить улучшение результатов беседы по сказке «Заюшкина избушка». Оценка красоты поступка героев сказки улучшается на 10%, понимание чувства радости, огорчения, а также понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик изменилось с 90% до 100%, что свидетельствует о позитивных тенденциях в понимании нравственно - эстетической сущности художественных произведений.

    Далее на контрольном этапе использовалась методика для изучения проявления творческих способностей при передаче сказочного образа. Для этого проводилось наблюдение за игрой - драматизацией по сказке «Заюшкина избушка».

    Полученные данные представлены в таблице (см. приложение 6).

    Проанализировав проявление творческих способностей детей при передаче сказочных образов отмечаем:

    с помощью мимики - 4 ре6енка(40%)

    с помощью пантомимики - 9 детей (90%)

    с помощью выразительности движений - 9 детей (90%)

    посредством выразительности речи - 9 человек (90%)

    эмоции и чувства - 4 детей (40%)

    Сравнение результатов-констатирующего и контрольного этапов эксперимента по изучению творческих способностей при передаче сказочных образов позволяет отметить:

    - средний уровень сформированности эстетических представлений (60%) о красоте поступков людей и внешних качествах предметов улучшился до 90'%;

    - абсолютное большинство детей (90%) проявляют эмоциональные переживания и эстетические чувства при чтении сказки «Заюшкина избушка», что говорит о правильном понимании и оценке поступков;

    - на констатирующем этапе дети в недостаточной степени (30% - 60%) проявляли творческие способности при изображении-сказочных героев. На контрольном этапе показатели улучшились, что говорит об умении детей передавать эстетические чувства и эмоциональные переживания в игре - драматизации.

    Заметное улучшение показателей, как нам кажется, является результатом систематичной работы на формирующем этапе эксперимента.


    Заключение


    Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

    Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно - образовательного процесса,, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности, в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных; и эстетических ценностей, идеалов. Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов, Воспитательное значение имеют различные средства, среди которых в силу возрастных особенностей дошкольников, приоритетной является игра, в том числе театрализованная,

    Теоретические и практические исследования позволяют отметить, что между театрализованной деятельностью'- и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Участие детей в театрализованной игре создает благоприятные условия для развития у них коммуникативных навыков, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе игровых диалогов и монологов наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Такая деятельность позволяет развивать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

    На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

    Список использованной литературы


    1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольника / Л.В. Артемова. Москва: Просвещение, 1991. 127 с.

    2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - 2-ое изд. Москва: Академический Проект; 2005. 240 с.

    3. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. Москва: Просвещение, 1982. -

    4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. 2-ое изд. Москва: Просвещение, 1986. 207 с.

    5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова [и др.] под общ. ред. В.И. Логиновой. 3-е изд. Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. 244 с.

    6. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова [и др.] под общ. ред. Л.А. Парамоновой. 4-ое изд. Москва: Сфера, 2011. 320 с.

    7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2003. 176 с.

    8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Москва: Академия, 2000. 416 с.

    9. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для вузов / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко [и др.] под ред. С.А. Козловой. Москва: Академия, 2002. 192 с.

    10. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании: сборник статей и речей / Н.К. Крупская. Москва: Просвещение, 1973. 288 с.

    11. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. Москва: Прометей, 1998. 464 с.

    12. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. Москва: Просвещение,1985. 201 с.

    13. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Москва: Просвещение, 1983. 347 с.

    14. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. Москва: Сфера, 2001. 128 с.

    15. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

    16.Мерзлякова, С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА / С.И. Мерзлякова, Л.В. Куцакова. Москва: Владос, 2005. 368 с.

    17. Ожигов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожигов под. ред. Н.Ю.Шведовой. 20-ое изд. Москва: Русский язык, 1989. 750 с.

    18. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева [и др.] ; под общ. ред. М.А. Васильевой. 5-ое изд. Москва: Просвещение, 2005. 208 с.

    19. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Л.П. Стрелкова. Москва: Просвещение, 2002. 130 с.

    20. Стрелкова, Л.П. Игры-драматизации: эмоциональное развитие дошкольника / Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.,1985. - 74с.

    21. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. Москва: Политическая литература, 1982. 270 с.

    21. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности. Магнитогорск: МаГУ, 2002.

    22.Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Москва: Владос, 1995. 296 с.

    23. Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. Москва: Педагогика,1961. 85 с.



    Приложение 1


    №Имя ребенка12.3.4.5.6.1.Юля К.Куколка, девочкам нужноНе знаюКогда девочка деретсяКогда девочка говорит «спасибо»Куртка, бантик, штаны, ботинки и белая кофтаПорвана одежда2.Паша Х.Робот, он сильныйБелка, не люблюЕсли мальчик деретсяПомогает мамеШтаны, куртка, кофтаГрязные штаны3.Даниил П.Мячик, еще машинка и корабльКуклы, не для меняПоссориться, не дает игратьОн говорит: «здравствуйте», «спасибо»Куртка краснаяГрязное лицо, куртка грязная4.Андрей Т.Кукла, красиваяКоторая сломанная Плохие слова говорит, беситьсяПомогает людям, маме помогает убирать тарелкиБелая кофта и штаны с ремнемВсе порвано, рубашка порвана5.Дима З.Робот, потому, что интересноМишка, с ним не интересноКогда мальчик сломал машинуМальчик не ломает игрушки, помогает девочкеМальчик в шортах, футболка с маякомВ грязи, руки не моет6.Катя К.Кукла, у нее одежда красивая, купальник на лямкахКукла, у которой одежда не красиваяДевочка маму не слушаетНе балуется, играет тихоЮбка зеленая и кофта зеленаяВ грязных вещах7.Маша В.Тигренок, он мягкий и пушистыйКукла «Братц», у нее голова большаяКогда девочка не помогаетКогда девочка говорит хорошие словаКрасивое платье, длинное с красными розамиИспачканное платье8.Наташа БКуклаМашинкаНе знаюНе знаюВ белой рубашкеУ девочки не завязаны волосы9.Катя Е.Кукла, у нее красивое платье, туфли и бантикВсе нравятсяДевочка может побить другую девочкуПомогает взрослымБлестящие длинные волосыГрязное платье и грязные руки10Катя С.Кукла, она с волосами ее можно переодеватьСломаннаяКогда кого-то ударила или отобрала игрушкуДевочка погладит кошкуАккуратноГрязная кофта, руки в песке

    Приложение 2

    Список детейВопросы№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Андрей Т.Зайчик, потому, что дал лисе переночеватьЛиса, потому, что она зайчика выгналаЛиса, потому, что она себя плохо велаПетух, потому, что он выгнал лису ЧернымиЗолотымиНаташа В.Петушок, он выгнал лисуЛиса, потому что она зайчонка выгнала, и он заплакалЛисаПетушок, он выгнал лисуЧерными, зелеными, темнымиЖелтыми, оранжевымиДаша Б.Петух, помог зайке выгнать лисуМедведь, он не помог зайкеЛиса, потому, что она не выходила из зайкиного домикаПетух, он помог зайчикуСинимКраснымКатя Е.Зайчик, он заплакалЛисичка потому что она расхитрила и выгнала зайчика из домаЛисаПетушок, выгнал лисуЧерныйБелойКатя С.Петух, выгнал лисуЛиса, она выгнала зайчика из его домаЛиса, она не понравилась мне, она всех обиделаЗайчик и петушок. Зайчик сам построил избушку, а петух лису выгналЧерныйКаким - то цветом ярким, красивымЮля К.Петушок, он помог зайчикуЛиса, потому что она выгнала зайчика из избушкиЛиса, она злаяПетушок, он помог зайченкуСерымЖелтым, как солнышкоЕгор Ж.Петух, потому что он кукарекал,, пока лиса не убежалаЛиса, потому, что вы гнала зайцаЛисаПетух, он хорошийЧернымБелымСаша Ч.Петушок, потому что он лису выгналЭто лиса поступила плохо, она выгнала его, и он стал жаловатьсяЛиса, она плохаяПетушок, он выгнал эту лисуЧернымЧернымКатя К.Петух, потому, что он сказал, чтобы лиса ушлаЛиса, потому, что она всех выгналаЛисаЗайчик, он согласился впустить лисуЧерным и коричневым, они темныеЖелтым и белымДаниил П.Петух, он спас зайцаЛиса, она стала жить в его избушкеЛисаПетух, он выгнал лису из домаЧерный, это Баба Яга злаяКрасивым, желтым

    Приложение 3


    Имя ребенкаРолиПроявление творческих способностей при передаче сказочных образовМимикаПантомимика, выразительность движенийВыразительность речиЭмоции ребенка по ходу игрыАндрей Т.ЗайчикМимика передавала страдание, боль, огорчениеДвижениями старался показать страдание зайчика, закрывал лицо руками, изображал рыданияРечь была эмоциональна, голос вздрагивал, всхлипывалЭмоциями показывал как плохо зайчикуКатя К.ЛисаМимикой почти не пользовалась, лицо выражало спокойствиеНе использовала характерных движений лисыРечь не очень выразительна, забывала слова, просила помощи у воспитателяЭмоции почти не выражалисьАртем Б.СобакаМимикой не пользовалсяГордо шагал, походка была увереннаяДобавлял в речь характерный лайБыл очень эмоционален, переживал за главного герояЮля Б.МедведьМимика почти отсутствовалаИмитировала движения медведя: переваливалась с ноги на ногу, косолапилаГоворила басом, в некоторых моментахПочти не сопровождалаКатя С.ПетухМало пользовалась мимикой, только в отдельных моментахНе изображала характерные движения петухаХорошо запомнила слова, старалась кукарекатьБыла не эмоциональнаВлада Д.ЗаяцПочти не сопровождала роль мимикой, изображала уныниеПрыгала с согнутыми в локтях руками, изображала плачЗапутывалась в словах, терялась, часто пользовалась подсказками воспитателяНе эмоционально передавала переживания герояЛиза М.ЛисаНа лице выражалась хитростьДвижения плавные, махала хвостомРечь выразительна, повышала и понижала голос, старалась голосом передать хитростьПри помощи эмоций старалась показать коварство лисыМаша В.СобакаМимику совсем не использовалаНе показывала характерных движений собакиРечь не выразительна, слишком тихаяЭмоциями почти не сопровождала рольДаниил П.МедведьЛицо выражало спокойствие и уверенность, силуПереваливался с ноги на ногу, двигался медленноГоворил басом, рычал в промежутках между словамиЭмоционально не передавал роль, был не заинтересованПаша Х.ПетухМимикой не показывал чувства герояШагал вяло, нечетко, не передавал походку герояНечетко говорил, иногда забывал словаЭмоциями не передавал переживания герояПриложение 4


    Имя ребенкаВопросы№ 1.№ 2.№ 3.№ 4.№ 5.№ 6.Юля К.Куколка, она красиваяИгрушка, которая сломанаКогда девочка ругается, не слушаетсяКогда девочка помогает всемКуртка, бантик, розовая юбкаГрязная одеждаПаша Х.Машинка, с ней интересно игратьКукла с головой оторваннойЕсли мальчик дерется, маму не слушаетПомогает мамеШтаны чистые, куртка синяяГрязные штаны и ботинкиДаниил П.Корабль, интересный внутриРазбитый корабльНикого не слушаетсяВедет себя тихо и хорошоКуртка и шарфГрязная куртка, руки грязныеАндрей Т.Кукла, красиваяКоторая сломанная кукла Плохие слова говорит, беситсяПомогает людям, маме помогает убирать тарелкиБелая кофта и штаны с ремнемВсе порвано, рубашка порванаДима З.Машинка, потому что интересноПорванный медвежонокКода мальчик деретсяМальчик, помогает воспитателю собрать игрушкиМальчик в костюме с галстукомРуки не мытыеКатя К.Кукла, с ней можно играть в разноеКукла у которой некрасивая одежда или раздетаяДевочка не слушается, игрушки раскидываетИграет тихо, не мешает мамеПлатье с бантикомГрязные туфли и рукавицы грязныеМаша В.Медвежонок, с ним интересно игратьВсе нравятсяКогда девочка плачет и кричитКогда девочка ведет себя тихоЧистое платье, волосы чистые, завязанныеГрязное платьеНаташа Б.КукламедвежонокКидается пескомHe кидается пескомВ: красивой кофте розовойКогда волосы растрепаныКатя Е.Кукла, она всегда красивая, много одежды у нееПоломанная машинкаДевочка не слушается воспитателяПомогает другим детям и взрослымВолосы длинные, черныеГрязная кофта, платье грязное и порванноеКатя С.Кукла, можно переодевать ееПоломанная игрушка, с ней нельзя игратьКогда кого-то обиделиКогда помогает собрать игрушки, фломастерыКрасивоНе красиво

    Приложение 5


    Имя ребенкаВопросы№ 1.№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Андрей Т.Зайчик, он добрыйЛиса, она зайчика выгнала на улицуЛиса, плохо она сделала такПетух, , он помог зайчику выгнать лисуЧернымиБелым или золотымМаша В.Петух, он выгнал лису из избушкиЛиса, потому, что она выгнала зайца, а он обиделсяЛиса, она плохая, так нельзяПетушок, он кукарекал и лису выгналЧернымиКраснымДаша Б.Петух, он лису выгналЛиса, она обидела зайчонкаЛиса, потому, что она не пускала зайку в домПетух, он помог зайчику выгнать лисуСинимЖелтымКатя Е.Петушок, он выручил зайчикуЛиса, она выгнала зайчика из домикаЛиса, она всех обиделаПетушок, он зайчику помог в бедеЧерныйЖелтой или белойДаниил П.Петух, он помог зайцуЛиса, она выгнала зайцаЛиса, потому, что она себя плохо велаПетух, он зайца спасЧернымБелым и серебристымКатя С.Петух, помог зайке, выгнать лисуЛиса, она плохо поступила, обидела зайчика, выгнала егоЛиса, злая онаПетушок, он помог зайчику и они стали дружить.Черный, серымЗолотым, краснымЮля К.Петушок, он лису выгналЛисичка потому, что она перехитрила и выгнала зайчика из домаЛисаПетушок, он хорошо поступил, он помогЗеленымЖелтымЕгор Ж.Петушок, он сказал лисе, чтобы она ушлаЛиса, она выгнала зайчика., а он заплакал и ему некуда идтиЛиса, она злаяПетух, он храбрый, смелыйЧернымОранжевымСаша Ч.Петушок, он помог зайчикуЛиса, она хитрая она обманула: зайчикаЛисаПетушок, выгнал лису из домика зайкиногоЧернымБелымКатя К.Петух, потому, что он закукарекал, а лиса испугалась и убежалаЛиса, потому, что она всех испугала, все убежалиЛиса, она плохаяЛиса, она плохаяСинимБелым

    Приложение 6


    Имя ребенкаРолиПроявление творческих способностей при передаче сказочных образовМимикаПантомимика, выразительность движенийВыразительность речиЭмоции ребенка по ходу игрыАндрей Т.ЗайчикМимикой показывал чувства герояИмитировал характерные движения зайца: прыгал с согнутыми локтямиРечь четкая, выразительная, хорошо запомнил словаЭмоционально передавал роль, показывал страдания зайцаКатя К.ЛисаМимику использовала только в отдельных случаяхСтаралась показать характерные движения лисыРечь была выразительная, громкая, эмоциональнаяЭмоциями почти не сопровождала рольАртем Б.СобакаСтарался показать мимикой храбрость, уверенностьУверенными движениями показывал походку герояХорошо запомнил слова, старался добавлять лайБыл заинтересован, эмоционаленЮля К.МедведьМимику совсем не использовалаПереваливалась с ноги на ногу, тяжело шагалаГоворила басом, в некоторых моментах рычалаПочти не сопровождала роль эмоциямиКатя С.ПетухМимикой не показывала чувства герояИзображала характерные движения петуха, гордо шагалаКукарекала в промежутках между словамиЭмоционально не передавала рольВлада Д..ЗаяцНе показывала мимикой переживания герояПрыгала, показывала плач, уныниеЧетко и громко произносила свои словаЭмоции почти не выражалисьЛиза М.ЛисаМимикой старалась показать коварство лисыИспользовала характерные движения герояРечь громкая, эмоциональнаяЭмоциями старалась передать характер лисыМаша В.СобакаМимика почти отсутствовалаСтаралась показывать уверенную походкуНечетко проговаривала слова, просила помощи у воспитателя .Была неэмоциональнаДаниил П.МедведьХарактер медведя передавал мимикойИспользовал характерную походку медведя'Старался рычать, речь была выразительнаЭмоциями почти не сопровождал рольПаша X.ПетухНе передавал характер героя при помощи: мимикиДвижения были неуверенные, не характерные для герояСтарался говорить четко, громко, выразительноЭмоциями не показывай переживания петухаРазмещено на Allbest.ru

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Игра театрализованная ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.