Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Игровые упражнения и толерантность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Игровые упражнения и толерантность
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    04.06.2018 11:00:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:








    Игровые упражнения как способ развития толерантности


    Оглавление


    Введение3

    1. Проектно-исследовательская деятельность5

    1.1 Проблема воспитания толерантности у дошкольников5

    1.2. Воспитательный потенциал игровых упражнений как способа развития толерантности9

    1.3. Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста13

    2. Опытно-экспериментальное исследование использования игровых упражнений для воспитания толерантности старших дошкольников19

    2.1 Организация опытно-поисковой работы19

    2.2 Проведение, анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента по изучению уровня толерантности детей19

    2.3 Описание плана системы формирующего эксперимента и хода его реализации24

    2.4 Изучение эффективности применения игровых упражнений в воспитании толерантности детей дошкольного возраста в ходе контрольного эксперимента27

    Заключение30

    Список литературы33

    Приложение36



    Введение

    Актуальность исследования. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности.

    Безусловно, в современных условиях воспитания межэтнической толерантности в ДОО и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, очень важная задача. Ведь дошкольники это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определенным уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разно национальных коллективах - ученических, трудовых, творческих и др.

    Вопросы организации воспитания межнациональной толерантности дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем; отсутствует целенаправленная качественная система работы в ДОУ по толерантному воспитанию; отмечается недостаточная методическая оснащенность педагогического процесса, развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

    Значительный вклад в разработку различных аспектов воспитания толерантности внесли исследования И. Л. Набок, А. Д. Семеновой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, О. В. Хухлаевой, А. Эткинда и др.

    Цель исследования: определение роли игровых упражнений в развитии толерантности детей дошкольного возраста.

    Объект исследования: процесс формирования толерантности детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: игровые упражнения как способ формирования толерантности.

    Контингент: дети старшего дошкольного возраста.

    В основу исследования положена гипотеза о том, что игровые упражнения могут способствовать формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие толерантности.
    2. Изучить особенности игровых упражнений как способа развития толерантности.
    3. Разработать комплекс занятий на развитие толерантности.

    Теоретическую базу исследования составили: педагогические труды Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребеля, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова, T.H. Толстого, А.И. Ключарева, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Тихеевой, К.Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М.М. Рубинштейна, В.В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Б. Н. Неменского и др.

    Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, анкетирование, беседа диагностика.

    Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.


    1. Проектно-исследовательская деятельность

    1.1 Проблема воспитания толерантности у дошкольников

    Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. В основном все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «нравственное воспитание», посвященный формированию социальных чувств, взаимопомощи, положительного отношения к другим людям. Необходимость нравственного воспитания очевидна, т.к. именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляется отношение к себе и к другому. Однако методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют педагогическую проблему [1].

    Начиная с 6070 гг. XX в., в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада [4].

    Актуальность проблемы воспитания толерантности у дошкольников связана с тем, что в последнее время на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития общества и государства в целом (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, поиск компромиссов и т. д.).

    Толерантность это терпимость к чужому мнению, вере, традициям, образу жизни и поведению. Толерантность очень широкое понятие. Это понятие охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня перед педагогами в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны стоит важная задача. Необходимо воспитать человека, члена общества, который сумеет уважать, без вражды терпеливо и осознанно относиться к чужому мнению.

    Проблемой толерантности занимались такие российские учёные, как А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, Б. З. Вульфов, Б. С. Гершунский, Е. Ю. Клепцова, О. Г. Кравцов, М. Магура, А. А. Погодина, М. И. Рожков, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова, С. Д. Щеколдина.

    Проблеме межнациональных отношений и толерантности посвящены работы учёных различных направлений: этнопсихологии, социологии, философии, истории, этнографии, политологии и мн. др.

    Среди учёных, внёсших значительный вклад в изучение проблем толерантности в России, А. Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантность», В. Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантности как этического феномена, В. В. Шалин, рассматривавший место толерантности в системе либеральных ценностей.

    За рубежом проблемами толерантности занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантность как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантности личности, Дж. Роле, исследовавший толерантность как моральную добродетель в рамках своей теории справедливости, и др. Хотелось бы отметить, что ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему миру.

    Большое значение в процессе формирования у дошкольников толерантности имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

    Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности детей рассматривается в работах И. А. Дроздецкой, Е. Г. Маркеловой, Е. А. Селюковой. Преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой, предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках занятия не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений детей.

    В ранних работах немецкого исследователя В. Вундта мы находим чёткую структуру продуктов творческого духа народа:

    язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи; мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле, как всё первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями;

    обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка. В. Вундт считал: «Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого… Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия, в свою очередь, делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают».

    Анализ форм и методов воспитания толерантности показал, что в процессе воспитания педагогами используются игровая и тренинговая формы работы, тематические праздники, кружковая деятельность, в том числе трудовая, благотворительная, проектная деятельность.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что для воспитания толерантной и поликультурной личности необходимо с раннего детства «погружать» ребёнка в народный дух, народные обычаи и традиции.

    Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребенка утвержден как один из основных принципов дошкольного образования, он включает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Перед педагогами дошкольной образовательной организации стоят задачи не только обеспечивать своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развивать в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции, а также приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, формировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка [11].

    Для того чтобы в рамках ФГОС дошкольного образования, процесс формирования этнокультурной толерантности у дошкольников прошел успешно, необходимо организовать его психолого-педагогическое сопровождение следующим образом:

    - создавать условия для развития личности ребенка на основе ценностей национальной культуры, традиций, помогающих воспитанию любви к родному краю, к Отчизне;

    - вовлекать родителей в этнокультурный образовательный процесс;

    - познакомить детей с этническими традициями, обычаями, обрядами, расширить их представление о культуре своего народа; -формировать у детей интерес к истории и народному творчеству; -давать детям представление об истории народного костюма, о народном промысле, фольклоре, народных играх и др.

    Процесс формирования этнокультурной толерантности у дошкольников будет эффективным в ДОО, если будут учитываться психолого-педагогические особенности, к примеру, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому актуальным будет использование игры, как средство познания детьми окружающего мира, так как с помощью игры ребенок быстрее запоминает и усваивает материал, а также развитие дошкольника во многом зависит от предметно-развивающей среды. Помимо этого, необходимо учитывать полиэтническую образовательную среду, в которой используются этноориентированные формы, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия [2].

    Образование является одним из главных социальных институтов, способных формировать толерантность. Толерантность, сформированная в дошкольном возрасте, позволит снизить напряженность в современном обществе, уменьшить проявление агрессии, нетерпимости. В современной системе образования необходимо формирование толерантности на каждом уровне. Интолерантный педагог не способен воспитать толерантного ученика. Усилия направленные на формирование толерантности у ребенка будут напрасными, если воспитатель не найдет поддержки родителей [5].

    Учитывая вышеизложенное можно сказать, что развитие толерантности определяются не только общественными установками, влиянием семьи, врожденными задатками, а также условиями жизни и воспитания ребенка

    1.2. Воспитательный потенциал игровых упражнений как способа развития толерантности

    Среди многих педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит игре. Мобилизуя умственные способности учащихся, их воображение, внимание, память дидактические игры способствуют непроизвольному усвоению и запоминанию учебного материала. Дидактическая игра это одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания, но в настоящее время она переживает период наибольшего расцвета.

    Игровые упражнения в дошкольном возрасте являются одним из основных средств развития личности ребенка и способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства.

    Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. По мнению Л. И. Божович, развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания [5].

    В трудах А. К. Бондаренко отмечается, что дидактическая игра сложный педагогический процесс, который рассматривается как способ и форма образовательного процесса дошкольного учреждения [6, с.18].

    Следует отметить, что дидактическая игра, в своем роде, является методом всестороннего воспитания личности в самостоятельном проявлении игровой деятельности детей дошкольного возраста.

    При рассмотрении проблемы группировки дидактических игр А. И. Сорокина, основывалась на играх, которые имели практическую значимость и использовались многими годами педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми: игры-поручения, игры-загадки, игры-путешествия, игры-предложения и игры-беседы [21, c.29].

    1) Игры-поручения (предназначены для действий с предметами и игрушками, в своем роде могут выступать как непосредственно словесные поручения)

    2) Игры-загадки (в процессе таких игр дети самостоятельно отгадывают загадки или составляют и загадывают)

    3) Игры-путешествия (отражают реальные факты или события в жизни детей, происходящие в необычном, загадочном преодолении трудностей)

    4) Игры-предложения (перед ребенком в таких играх ставится задача выстроить последовательное осмысленное действие, которое может проявляться не только на практике, но и умственно)

    5) Игры-беседы (в процессе таких дидактических игр ребенок вступает в диалог со сверстниками или педагогом, именно это способствует объединению действия, мысли и слова)

    Дидактическая игра имеет сложную структуру, которая включает в себя значимые элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила игры. Не обладая какой-то единицей из ее частей, дидактическая игра теряет свое прямое назначение обучение играя.

    Игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Игровые упражнения создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

    Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий целесообразно использовать дидактические игры. Игровые упражнения представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Так, например: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», «Что ты знаешь обо мне?», «Кто построил этот дом?», «Флаги народов мира», «Гербы народов мира», «Отбери нужное» и т.д. Все игры направлены на получение знаний о культуре другой страны. Так, в игре «Выложи орнамент» можно выкладывать национальный узор, при этом рассказывать дошкольникам о культуре страны, узор которой выкладывают. Так, если выкладывать татарский национальный орнамент дети могут во время этой игры освоить такие новые слова как «тубэтей», «калфак».

    Играя в игру «Флаги народов мира» дети не только запоминают флаги стран, но и учат памятники и национальные достояния стран. Соответственно, их лексика пополняется такими словами как: памятник, культура, национальность, история народа, исторические места и т. д.

    Игра «Укрась платье» позволяет познакомить детей с национальными костюмами разных народностей. Во время игры, воспитатель называет детали украшения, таким образом, дети узнают новые слова. Например, украинское платье украшают вышивкой, у платья есть понева, а основу костюма составляет кошуля (т. е. рубашка).

    В игре «Отбери нужное» детям предлагается задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую все, относящееся к культуре другой страны». Во время игры дети узнают новые слова, такие как, например, самовар, сито, прялка, веретено, ступа и т. д.

    Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

    Игры с социально-этнической тематикой способствуют воспитанию интереса к людям другой национальности как основы воспитания этнической толерантности. Также они оказывают положительное влияние на поведение детей: они проявляют доброжелательность, заботу друг о друге, уменьшаются конфликты между детьми. Игра явиляется действенным средством воспитания этнической толерантности при реализации следующих условий:

    а) обогащение содержания игр через отбор доступных, интересных детям знаний, эмоциональное их преподнесение, использование игровых форм и методов подачи познавательного материала;

    б) обеспечение тесной связи учебно-познавательного и воспитательного процессов;

    в) целенаправленная подготовительная работа, предусматривающая включение детей в различные виды деятельности (изобразительная, художественная, трудовая);

    г) наличие педагогического руководства игровой деятельностью детей, заинтересованность и увлеченность воспитателя в процессе подготовки и проведения игр;

    д) обеспечение активности каждого ребенка в процессе игры и в ходе ее подготовки.

    В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

    В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры [12].

    Таким образом, систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать формированию межнациональной толерантности детей дошкольного возраста.


    1.3. Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста

    Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [1].

    В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

    - формируется устойчивая структура мотивов;

    - зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»;

    - потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.);

    - возникает новый (опосредованный) тип мотивации основа произвольного поведения;

    - ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

    В первоначальных объединениях обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

    Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

    В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная [1].

    В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

    В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям [18].

    Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение [1].

    В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу.

    Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами [18].

    В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

    У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

    Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

    У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

    В 57 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

    Дети старшего дошкольного возраста употребляют в речи слова, которые обозначают нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления [6].

    В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.

    Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

    Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

    В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения с взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.

    В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.

    Многие образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственно-патриотическое» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи.

    Например, программа под редакцией Н.Е. Вераксы имеет патриотическую направленность, то есть в программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

    Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь, к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

    Такого рода задачи являются основными, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основы доброжелательности к себе и к другому человеку. Важно помнить из истории культуры человека, что толерантность играла главную роль и являлась идеальной моделью формирования взаимоотношений в обществе.

    Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Воспитание толерантной личности процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

    Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов дошкольного учреждения.

    Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.








    2. Опытно-экспериментальное исследование использования игровых упражнений для воспитания толерантности старших дошкольников

    2.1 Организация опытно-поисковой работы

    С целью обследования детей старшего дошкольного возраста на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения, нами было проведена опытно-поисковая работа.

    Базой исследования был МДОУ «Детский сад №_____» г. __________. В исследовании приняли участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет. Также в исследовании приняли участие родители детей.

    Чтобы изучить отношения родителей к людям своей и других национальностей им была предложена анонимная анкета, результаты которой помогли выявить отношение родителей к людям иных национальностей (приложение № 1)

    Для определения толерантности детей к иным национальностям, нами была проведена диагностика толерантной воспитанности детей.

    В нашей работе были использованы следующие диагностические материалы:

    1) «Сестренки» (Приложение 2);

    2) «Угости конфетой» (Приложение 3);

    3) «Диагностика развития культуры межнационального общения со сверстниками» (Opловa И.А., Хoлмoгopoва В.M.).



    2.2 Проведение, анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента по изучению уровня толерантности детей

    Сперва нами было проведено анкетирование с родителями дошкольников. Представим результаты анкетирования на рис. 13.




    Рис. 1. Волнует ли вас то, что ваш ребенок находится в группе с детьми


    Так, мы видим, большее количество респондентов ответило отрицательно на данный вопрос.

    Рис. 2. Воспитываете ли вы у своего ребенка толерантность по отношению к людям других национальностей?


    Результаты показывают, что 60% родителей воспитывают у своих детей толерантность по отношению к людям других национальностей.


    Рис. 3. Хотите ли вы принять участие в программе «Знакомство с национальными традициями своего народа»?


    Так, результаты анкетирования показали, что 70% родителей хотят принять участие в программе «Знакомство с национальными традициями своего народа»

    Перейдем к результатам проведения методики «Сестренки», представленные в Таблице 1.


    Таблица 1. Результаты исследования уровня отношения старших дошкольников по методике «Сестренки»

    УровеньКол-во человек%Высокий315Средний1365Низкий420

    Проведение методики «Сестренки» позволило выявить, что уровень отношения старших дошкольников к представителям иной расы у 65% детей находится на среднем уровне, у 20% детей на низком уровне и у 15% детей на высоком.

    С целью оценки характера действий ребенка в ситуации выбора была проведена авторская диагностическая методика «Угости конфетой» (Э.Суслова). Результаты проведения методики представлены в Таблице 2.


    Таблица 2. Результаты исследования оценки характера действий ребенка в ситуации выбора с помощью методики «Угости конфетой»

    УровеньКол-во человек%Высокий315Средний1260Ниже среднего210Низкий315

    Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что у большинства детей (60%) уровень характера действий ребенка в ситуации выбора средний. Высокий и низкий уровни выявлены у 15% детей соответственно. Уровень ниже среднего выявлен лишь у 2 детей, что составляет 10% от общей группы.

    Диагностика развития культуры межнационального общения со сверстниками (методика Орлова И.А., Холмогорова В.М.) показала, что у большинства старших дошкольников средний уровень сформированности культуры межнационального общения 65%.




    Таблица 3. Результаты диагностики развития культуры межнационального общения со сверстниками (методика Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

    УровеньМетодикаУровень сформи-рованнос-ти культу-рыИнтерес

    к сверст-нику другой националь-ностиИници-атив-ностьЧувстви-тель-ностьПросо-циаль-ные действийЭкспрес-сивно-мими-ческие средства общенияАктивная речьВысокий5%5%10%Средний70%70%45%50%20%20%65%Низкий25%25%55%50%80%80%25%

    Низкий уровень сформированности культуры межнационального общения отмечен у 25% старших дошкольников. Дошкольники не сдерживают личные отрицательные эмоции в общении со сверстниками другой национальности, при плохом настроении имеют отрицательную установку на межличностное общение, либо уединяются и не общаются вовсе. Свойственна эмоциональная нестабильность, что заметно влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

    Дети со средним уровнем сформированности культуры межнационального общения не всегда принимают собеседника другой национальности таким, какой он есть, иногда они либо необъективно завышают, либо незаслуженно занижают его достоинства и качества характера; не всегда адекватно воспринимают и реагируют на эмоциональные состояния партнера по деятельности; сдерживают личные отрицательные эмоции только в моменты хорошего настроения, при плохом настроении имеют отрицательную установку на межличностное общение. Дошкольнику данного уровня свойственна эмоциональная нестабильность, что заметно влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

    Высокий уровень сформированности культуры межнационального общения мы обнаружили только у 10% старших дошкольников. Этот уровень характеризуется идентификацией смыслов и эмоциональных состояний партнеров разной национальности по деятельности, обеспечивающих достижение взаимного согласия и понимания. Дошкольник принимает собеседника таким, какой он есть; адекватно воспринимает и реагирует на эмоциональные состояния партнера по деятельности; сдерживает личные отрицательные эмоции, имеет положительную установку на межличностное общение. У него всегда приподнятое настроение и эмоциональное восприятие собеседника.

    2.3 Описание плана системы формирующего эксперимента и хода его реализации

    После проведения диагностик и анализа результатов были проведены некоторые мероприятия, включающие игровые упражнения.

    Игра занятие «Мы поссоримся и помиримся» проводилась с целью: развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других; учить умению считаться с интересами других; развивать готовность идти навстречу друг другу; формировать навык речевого этикета; учить выражать свое мнение публично. Это занятие включало игру «Коврик мира», которая учила детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

    В начале игры практикант знакомила детей с «Ковриком мира», где рассказывала детям о его прекрасных способностях разрешать конфликты, ссоры, возникающие между детьми. Затем показывала им красивую игрушку, и предлагала представить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этой игрушкой. Для решения конфликта, дети, усаживаясь на «Коврик мира», обсуждают проблему и пытаются решить её без обид. Стоит признать, что дети с огромным интересом включились в игру. Даже самые тихие участвовали в дискуссии. Сделанный руками практиканта коврик был интересен детям. Дети использовали его самостоятельно.

    Игра «Ты мне нравишься» проводилась с целью развития коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. В этой игре дети с помощью клубка составляли одну большую паутину, связывающую их между собой. По ходу плетения каждый выражает свои добрые мысли и чувства, которые испытывает к сверстникам.

    В начале игры дети затруднялись говорить приятные слова друг другу, но по ходу все чаще и больше подбирали красивые слова. На вопрос «Легко ли говорить приятные вещи другим детям?» Вика ответила: «Легко, если дружишь». Чтобы показать разнообразие человеческих типов. Поведенческих реакций, и возможности совместного проживания мы провели занятие «Все люди разные». Программное содержание этого занятия включало: формирование способности считаться с различиями между людьми; развитие терпимого отношения к различиям в поведении людей; привитие ценностного отношения к «иному».

    В начале занятия дети приветствовали друг друга, передавая мяч по кругу. При передаче мяча соседу по кругу, ребенку предлагалось назвать личностные качества, присущие ему, например «ты добрый» и отдать мяч. В процессе игры большинство детей называли только внешние качества, редко отмечая внутренние. Детям легче сказать что и так на виду, чем то, что у них «внутри». По окончании упражнения делали вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними качествами.

    В основной части занятия детям предлагалось инсценировать отрывок из сказки «Гадкий утенок». Ребенок, изображающий «Утенка» постепенно меняет движениями, жестами свою походку, выражение лица, по знаку воспитателя превращается в «Лебедя». После слов «Утенка»: «Я лебедь» все «птицы» просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!»

    После инсценирования обсуждали с детьми вопрос: «Можно ли обижать кого-то, не похожего на тебя?». Дети в основном соглашались с тем, что обижать не стоит, например Сережа Б. ответил: «Это как утенок, был ни на кого не похож, а оказался вот каким красивым. Я думаю, что нельзя».

    Для развития социально-психологической компетентности детей проведено занятие «Я и другие. Я глазами других». Это занятие помогло формировать умение общаться, позитивный эмоциональный тон общения; развить социальное доверие и воспитание новых способов поведения.

    Во вводной части занятия была проведена игра «Окажи внимание другому». Ее назначение помочь развить умение выражать свое положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

    Стоя в кругу, дети по очереди говорили что-нибудь приятное одному из участников игры (комплименты). В ответ ребенок отвечал: «Спасибо, я тоже думаю что я…», повторял сказанное ему, а затем подкреплял еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…». Дети, без всяких усилий придумывали приятные слова другим, гораздо сложнее приходилось тем, кто подкреплял сказанное в свой адрес слова.

    В основной части занятия был разыгран этюд по мультфильму «Просто так», в котором щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение «просто так» - ничего не требуя взамен. Это доброе дело пошло по цепочке дальше от одного героя к другому.

    Позитивные моменты в том, что инсценировка этого этюда развивает социальное доверие, воспитывает новые способы общения, формирует адекватные формы поведения.

    В заключительной части проведена игра «Угадай-ка», где целью игры было посмотреть внимательно на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в вашем соседе его маме. Дети по очереди проговаривали вслух свои догадки, отмечая в основном манеру поведения. Часто дети, о которых шла речь, затруднялись отметить правильность или неправильность отгадок.


    2.4 Изучение эффективности применения игровых упражнений в воспитании толерантности детей дошкольного возраста в ходе контрольного эксперимента

    Затем нами была проведена повторная диагностика толерантной воспитанности детей.

    Обработка ответов детей на контрольном этапе по методике «Сестренки» показала, что высокий уровень отношения дошкольников к сверстникам иной расы отмечен у 3 детей старшего дошкольного возраста (45%), а на констатирующем этапе было всего 15%. Пример ответа: «Детки подружились и начали играть, стали показывать игрушки, на веранду ходили». Средний уровень отмечен у 11 дошкольников (55%). Низкий уровень сформированности культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы не обнаружен.

    Представим полученные данные в Таблице 4.


    Таблица 4. Результаты исследования уровня отношения старших дошкольников по методике «Сестренки»

    УровеньКол-во человек%Высокий945Средний1155Низкий-0

    Методика «Угости конфетой» показала следующие результаты:

    - высокий уровень прослеживался у 9 детей старшего дошкольного возраста (40%).

    - средний уровень определен у 11-ти детей (55%).

    - уровень ниже среднего отмечен только у 1 ребенка (5%).

    - низкий уровень в данном исследовании не выявлен. Результаты проведения методики представлены в Таблице 5.


    Таблица 5. Результаты исследования оценки характера действий ребенка в ситуации выбора с помощью методики «Угости конфетой»

    УровеньКол-во человек%Высокий840Средний1155Ниже среднего15Низкий-0

    Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что Методика «Угости конфетой» показала, что эгоистичность и избирательность детей старшего дошкольного возраста к определенным национальностям стали проявляться реже.

    Диагностика развития культуры межнационального общения со сверстниками (методика Орлова И.А., Холмогорова В.М.) показала положительную динамику: у большинства старших дошкольников средний уровень сформированности культуры межнационального общения 55%. Количество детей, показавших высокий уровень сформированности культуры межнационального общения, увеличился на 35% и составил 45% от общего количества участников исследования. Низкий уровень сформированности культуры межнационального общения не отмечен ни у одного дошкольника.





    Таблица 6. Результаты диагностики развития культуры межнационального общения со сверстниками (методика Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

    УровеньМетодикаУровень сформи-рованнос-ти культу-рыИнтерес

    к сверст-нику другой националь-ностиИници-атив-ностьЧувстви-тель-ностьПросо-циаль-ные действийЭкспрес-сивно-мими-ческие средства общенияАктивная речьВысокий35%45%30%5%45%Средний65%55%55%70%70%50%55%Низкий15%25%30%50%

    Итак, в результате исследования дети старшего дошкольного возраста показали более полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. У дошкольников повысился уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; стала чаще проявляться способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.






    Заключение

    Понимание человека другой национальности, солидарное отношение и уважение к нему вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрения закладывается на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Дети дошкольный возраст характеризуется тем, что начинают активно интересоваться миром, стремятся понять эмоции, состояния и отношения людей.

    Современный детский сад в нашей стране многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и культур.

    В целом работа по формированию толерантности должна вестись как на специально организованных мероприятиях, так и в свободное от образовательной деятельности время. Например, в процессе игровой деятельности (приобщать детей к играм разных народов), досугвых мероприятий, развлечений, экскурсий, просмотров видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, чтения литературных произведений разных народов. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

    Воспитание толерантности должно проходить изначально на примерах из жизни самого ребенка. На основе примеров нужно показать ребенку как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Также необходимо следить за тем, чтобы слова не расходились с жизнью, нужно не забывать приводить примеры из личного опыта.

    Формирование толерантности достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни. Процесс формирования межэтнической толерантности проходит свой путь под воздействием разных факторов это, прежде всего семья и образование. Важным моментом в образовательной среде, является методическая база. Безусловно, данная проблема требует разработка методических пособий для воспитания межэтнической толерантности детей дошкольного возраста, методы взаимодействия с семьёй по формированию толерантности, а также проблема преемственности в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

    В ходе теоретического исследования мы определили, что воспитать толерантность к иным национальностям можно через приобщение к культуре своего народа и установление общих черт своей культуры с другими (сказки игры, музыка, традиции, изобразительное искусство и др.). Однако в нашей опытно-экспериментальной работе мы пошли несколько другим путём, выбрав в качестве приоритетной задачи воспитание толерантности, а многонациональную группу рассматривая как условие и средство для решения этой задачи.

    Соглашаясь с точкой зрения С.В. Пазухиной, мы пришли к выводу, что не все педагоги готовы к организации такого сложного педагогического процесса в условиях многонациональной группы детей. Для этой работы у педагога должны быть сформированы особые свойства профессионального сознания: диалогичность, гуманитарность, поликультурность, интегративность, проектность, экологичность, дивергентность, толерантность, креативность, конгруэнтность, гибкость, интуитивность, философичность, рефлексивность, трансперсональность и некоторые другие. А этими качествами обладают далеко не все педагоги.

    Анализ программных документов в сфере дошкольного образования подтвердил значимость воспитания терпимого и понимающего отношения ребёнка к иным национальностям. В современных программах «Детство», «Истоки», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», «Программа воспитания и обучения в детском саду» имеет место поликультурное воспитание, что является очень ценным. Это означает, что современная наука раскрывает актуальность воспитания толерантности с раннего детства.

    В передовой практике детского сада сложился опыт методической работы реализации задач по знакомству с культурным многообразием народов (Н.П. Флегонтова). Некоторые из описанных методик были применены в нашем исследовании (Э.К. Суслова), помогли определить критерии проявления толерантности и разработать собственную диагностику «Ссора в песочнице». Применённые диагностики показали свою эффективность: не занимали много времени и сил исследователя, были легки в обработке.

    Для формирования толерантного отношения к людям других национальностей спланирован и проведен цикл мероприятий. В подготовку и проведение мероприятий были подключены и родители, так как от их отношения к данной проблеме зависит и позиция детей. Необходимо отметить, что родители проявляли заинтересованность и активность в проведении мероприятий. Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи решены.



    Список литературы


    1. Акимова Е. И., Кузьмиченко О. В., Уютнова Е. В. Воспитание толерантности у старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 95-97.
    2. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. 2015. №2. С. 471-474.
    3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
    4. Бакланова Т. И., Ершова Л. В., Шпикалова Т. Я. Концептуальные основы развития современного этнокультурного образования // Культурное наследие народов мира в содержании современного образования: Сб. статей. М.: МГУКИ, 2009. С. 821.
    5. Божович Л. Е. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2013. 321 с.
    6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2008. - 164 с.
    7. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
    8. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
    9. Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
    10. Губанова Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
    11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. 23 с.
    12. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование,2008. 208 с.
    13. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2003. № 6. С. 7681.
    14. Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 2013. 431 с.
    15. Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
    16. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб.пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2004. 175 с.
    17. Колесова Д. В., Бондырева К. С. Толерантность: введение в проблему. М.: МПСИ, 2003. 240 с.
    18. Лапицкая С. А. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины // Молодой ученый. 2016. №23.2. С. 66-70.
    19. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11.
    20. Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. С. 44-48.
    21. Пуртова А.С. Этническая толерантность в современном поликультурном обществе/ А.С. Пуртова// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2012. №1. С. 135-138.
    22. Смирнова Т. С., Ермолаева Г. А. Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении // Молодой ученый. 2016. №28. С. 942-944.
    23. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2008. 98 с.
    24. Хадырова Ф. М., Шилько А. В., Строкотова В. А. Психолого-педагогическое обоснование необходимости формирования толерантности у старших дошкольников // Современные технологии в мировом научном пространстве, 2017. С. 143146.

    Приложение


    Приложение 1


    Анкетирование

    Уважаемы родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы (анонимность гарантируется)


    1. Как вы считаете, существует ли такая проблема: воспитание толерантного отношения (терпимого) к людям других национальностей?

    - Да

    - Скорее да, чем нет

    - Скорее нет, чем да

    - Нет

    - Затрудняюсь ответить

    - Другое (свой вариант ответа)

    2. Волнует ли вас то, что ваш ребенок находится в группе с детьми других национальностей?

    - Да

    - Скорее да, чем нет

    - Скорее нет, чем да

    - Нет

    - Затрудняюсь ответить

    - Другое (свой вариант ответа)

    3. Почему?

    - Мой ребенок испытывает неуважительное отношение к себе по

    национальному признаку

    - Мой ребенок уничижительно отзывается о других народах

    - Он видит негативное отношение людей друг к другу и рано или

    поздно это будет проблемой

    - Хочу, чтобы ребенок приучился жить в дружбе с людьми разных

    национальностей

    - Другое, укажите, пожалуйста

    4. Что положительного для воспитания вы видите в группах с

    многонациональным составом детей?

    -………………………………………………………………………….

    5. Хотите ли вы принять участие в программе «Знакомство с

    национальными традициями»?

    - Да

    - Нет

    6. В чем именно вы можете принять участие всей семьей (или почти

    всей семьей)?

    - Конкурс народных игр

    - Национальное блюдо

    - Национальные обычаи, традиции

    - Конкурс костюмов

    - Другое (укажите, пожалуйста)

    7. Воспитываете ли вы у своего ребенка толерантность по отношению

    к людям других национальностей?

    - Да

    - Нет

    1. С чего, на ваш взгляд, следует начинать воспитание толерантного

    отношения у детей в группе многонационального состава?

    - Со специальных бесед с детьми этнокультурного содержания

    - С рассказов о обычаях, традициях своего народа

    - С совместных проведений праздников

    - Со знакомства детей с их правами в «Конвенции о правах

    ребенка»

    - Другое (назовите, пожалуйста)

    9. К какой национальности вы относите членов своей семьи?

    - Армяне - Киргизы

    - Азербайджанцы - Лезгины

    - Белорусы - Молдаване

    - Буряты - Ненцы

    - Башкиры - Нганасаны

    - Грузины - Русские

    - Долгане - Украинцы

    - Евреи - Таджики

    - Ингушы - Другое (укажите, пожалуйста)


    Благодарю за содействие!

    Приложение 2


    Методика «Сестренки»


    Индивидуально контактируя с 23 детьми старших групп, экспериментатор предлагает каждому из них выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием «Сестренки».

    «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло…».

    «Так что произошло потом, как ты думаешь?» спрашивает экспериментатор у ребенка.

    Продолжение рассказа, вопросы ребенка к экспериментатору и выявленное на их основе отношение фиксируются на карточках (доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное).


    Приложение 3

    Методика «Угости конфетой»


    Методика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком. Предполагает наличие 68 картинок с изображением мальчиков и девочек 34 национальностей. Детей заранее знакомят с ними, называя при этом имена и национальность сверстников. К примеру: «Вот украинские ребята Галина и Грицко, вот азербайджанские Гюнай и Яшар, здесь русские Танечка и Николаша, а это англичане Билл и Мегги. Видишь, какие разные у них костюмы?» После небольшой паузы обращается к одному ребенку: «Посмотри, Андрюша, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфеты кладут по количеству картинок и одну для ребенка). Только вот сладости любят все ребята. И те, с которыми ты познакомился сегодня, тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их всех)?».

    Результаты введения детей в проблемную ситуацию «Угости конфетой» для удобства и точности могут фиксироваться на карточках, где отражается характер действий ребенка (угощает, оставляет себе, угощает одной конфетой, остальные оставляет себе и так далее).

    В графу «угощает» вписывается национальность или имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Выбор помечается плюсом.

    В выводах следует отметить: эгоистичны дети или отличаются добротой, оказывают ли они кому-нибудь предпочтения или одинаково доброжелательны ко всем, какова мотивировка их выбора.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Игровые упражнения и толерантность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.