Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Копинг-поведение

  • Вид работы:
    Другое по теме: Копинг-поведение
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    12.05.2017 6:23:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Теоретические основы изучения копинг-поведения и осмысленности жизни у подростков

    1.1. Научные подходы к изучению копинг-поведения личности


    Проблема совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях стала разрабатываться в психологии с начала XX века. Данной теме посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, в ходе которых были выявлены: основы методологии, проблема дефиниций, сущность феномена, специфика действия и влияния на адаптацию, а также возрастные, гендерные и культурные особенности.

    На современном этапе развития психологии существует несколько подходов к изучению понятия совладающего поведения. В западной литературе совладающее поведение подразумевает под собой два феномена: психологическая защита и копинг-поведение.

    Понятие «психологическая защита» (defensive behavior) сформировалось в психоаналитических воззрениях З. Фрейда, и впервые было упомянуто в его работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Затем данное понятие было более подробно рассмотрено Анной Фрейд и представлено в ее работе «Психология «Я» и защитные механизмы» (1993) [4, c. 118].

    Согласно психоаналитическому подходу, психологическая защита является механизмом, направленным на снижение напряжения и тревоги в ситуации интрапсихического конфликта с целью сохранения целостности и адаптации личности.

    И характеризуется двумя основными критериями: бессознательностью и непроизвольностью. Позже в 1962 году в психологической литературе появился термин «копинг» (coping). Л. Мэрфи употребил его при изучении способов преодоления кризисов развития у детей.

    Понятие «coping» произошло от английского слова «cope» и переводится, как «справляться», «совладать». Л. Мэрфи выявил соотношение копинг-поведения и индивидуально - типологических особенностей личности, и прошлого опыта совладания со стрессом; а также обозначил две составляющие части копинга - когнитивная и поведенческая.

    Дальнейшее развитие проблемы копинга и разработка основных ее положений связаны с когнитивной моделью Р. Лазаруса (1966). Им была написана книга «Психологический стресс и процесс совладания с ним», в которой автор представил описание осознанных стратегий совладания со стрессом, с ситуациями напряжения и тревоги [7, c. 48].

    По мнению Р. Лазаруса, в основе регулирования взаимодействия личности с внешней средой лежит непрерывно меняющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной переработки [12, c. 156].

    Когнитивная оценка ситуации предполагает «первичное» и «вторичное» восприятие. Изначально индивид определяет проблемное событие как неустойчивое и опасное, затем, учитывая степень воздействия и свойства стресс-фактора, свои личностные особенности, осуществляет подбор вариантов совладания.

    Выше перечисленные процессы приводят к становлению определенных форм копинг-поведения. Р. Лазарус определил копинг как «стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия» [11, c. 102].

    С опорой на данную дефиницию была представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение [6, c. 11]. Копинг-стратегии служат основой этой модели и, определяются как реакция личности на возникающую опасность с целью ее преодоления.

    Копинг-ресурсы относятся к сравнительно устойчивым характеристикам личности, служат поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом и способствуют расширению репертуара копинг-стратегий.

    Копинг-поведение - это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий. Данная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех последующих исследований в этой области. Н. Хаан (1977) разграничила понятия копинга и механизмов психологической защиты [9, c. 81].

    Копинг понимается как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита, в свою очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность.

    То есть, можно говорить о механизме психологической защиты, ориентированном на нивелировании интрапсихических переживаний, и о копинге, ориентированном на сознательное изменение ситуации. С каждым десятилетием внимание к проблеме совладающего поведения возрастало, увеличивалось количество теоретических разработок и практических исследований. Р. Лазарус и С. Фолкман выделили два направления копинг-стратегий [5, c. 18].

    Это проблемно-фокусированные стратегии, среди которых планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки. Они подразумевают рациональный подход, анализ ситуации, поиск дополнительной информации, подбор путей выхода из проблемной ситуации. И эмоционально-фокусированные стратегии, ориентированные на эмоциональное реагирование в ситуации стресса.

    Среди них конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство избегание. Р. Моос и Дж. Шефер (1986) выделили три вида копинга:

    1) Оценочно-фокусированный копинг, который включает в себя логический анализ, когнитивную переоценку или определение значимости события, умственные формы планирования, а также когнитивное избегание или отказ;

    2) Проблемно-фокусированный копинг подразумевает поиск дополнительной информации и поддержки, принятие действий по разрешению проблемы и, в связи с этим, прогнозирование вариантов исхода;

    3) Эмоционально-фокусированный копинг включает в себя эффективное управление собственными эмоциями и чувствами, эмоциональную разгрузку и покорное принятие [13, c. 96].

    Таким образом, авторы выделили когнитивный, поведенческий и эмоциональный копинги, и говорили о том, что для успешного совладания со стрессовой ситуацией необходимо равное соотношение каждого из них. В ряде работ копинг-стратегии различают с учетом степени адаптивных возможностей.

    Так Р. Моос и А. Биллингс (1984) [3,4] представили адаптивные и малоадаптивные копинг-стратегии. К адаптивным стратегиям авторы отнесли решение проблемы и поиск социальной поддержки, к малоадаптвным - самообвинение и избегание. Е. Хэйм (1988) [10] в каждой из сфер реализации копинг-стратегий (когнитивная, поведенческая, эмоциональная) выделил адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные стратегии.

    Дж. Амирхам (1999) полагал, что тип и сила воздействия стресс - фактора не влияет на выбор индивидом определенной стратегии совладания и определял эти стратегии как устойчивые характеристики, разделив их на адаптивные и неадаптивные стратегии [2, c. 156].

    В свою очередь, С. Мадди (1999) в качестве критерия классификации выбрал интенсивность и разделил все стратегии совладания на активные (жизнестойкое совладание) и пассивные с использованием неконструктивных стратегий [14, c. 94].

    Основа классификации Э. Фрайденберг (2004) определяется через меру эффективности или неэффективности и предполагает следующие типы: продуктивный копинг - когнитивный анализ и сохранность оптимистичной составляющей; непродуктивный копинг-стратегия избегания; и обособленно стоит «обращение к другим», так как является неоднозначной стратегией [8].

    Особое внимание в зарубежной психологии уделяется систематизации копинг-стратегий, предложенной Э. Скиннер (2006) и названной как «семейство копингов».

    Оно включает в себя двенадцать разделов, среди которых разрешение проблемы, поиск информации, беспомощность, избегание, уверенность в себе, поиск поддержки, делегирование, социальная изоляция, приспособление, переговоры, покорность, сопротивление. Каждый раздел имеет свои собственные стратегии, сходные по направленности и функциям.

    Например, «решение проблемы» как категория более высокого порядка, включает в себя не только генерирование разрешения проблемной ситуации, но и другие способы совладания, предназначенные координировать действия по получению желаемого результата и предотвращению отрицательных последствий, такие как планирование, принятие решений, выбор инструментария, прилагаемые усилия и коррекция. Кроме того, некоторые из семейств имеют взаимодополняющие адаптивные функции [7, c. 45].

    Так, поиск поддержки в сочетании с уверенностью в себе позволяют личности управлять копинг-стратегиями на этапе их развития; а переговоры с адаптацией приводят к согласованию целей и имеющихся возможностей.

    Изучение семейств высшего порядка помогает прояснить сложную структуру копинга и выявить его адаптивные функции.

    Иной взгляд на проблему совладающего поведения предложил Дж. Вэйллант (2011) [4, c. 96].

    По мнению автора, если реакция на стресс может быть рассмотрена с двух точек зрения патологические процессы или совладание, то преодолевающее поведение в стрессе может быть разделено на три основные категории.

    Первая копинг-категория включает в себя произвольное получение помощи и поддержки от другого, например, путем мобилизации социальной поддержки. Вторая копинг-категория предполагает такие произвольные стратегии как сбор информации, умение предвидеть опасность и отрепетировать ответы на нее.

    Данная категория соответствует когнитивным стратегиям теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Третья копинг-категория является непроизвольной и влечет за собой развертывание бессознательных устойчивых механизмов (альтруизм, юмор, сублимация и др.), приводящих к снижению мешающих или травмирующих эффектов от внезапного стресса.

    Таким образом, по мнению Дж. Вэйлланта, стойкость и адаптация индивида может быть определена как способность восстанавливаться вслед за стрессом посредством адаптивных здоровых стратегий.

    Проведенный обзор зарубежных исследований, посвященных совладающему поведению, позволил выполнить сравнительный анализ существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, представить множественность классификаций копинг-стратегий, а также рассмотреть меру их эффективности или неэффективности.

    Таким образом, аналитический обзор позволяет создать возможность для всестороннего и более полного представления о механизмах совладания, с целью разработок, ориентированных на решение прикладных задач.

    В.М. Ялтонский среди личностных ресурсов выделяет коммуникативные копинг-ресурсы, к которым относит «Я-концепцию» локус контроля, когнитивные процессы, эмпатию. Аффилиацию, сензитивность к отвержению [18, c. 24].

    По мнению С.К. Нартовой-Бочавер создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления - дело будущего, но пока можно предложить в качестве возможных оснований следующие признаки coping [6, c. 156]:

    1. Ориентированность или локус coping (на проблему или на себя).

    2. Область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства).

    3. Эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет).

    4. Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней).

    5. Ситуации, провоцирующие coping-поведение (кризисные или повседневные).

    Е.В. Либина и А.В. Либин рассматривают психологическую защиту как отказ индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей [3, c. 104].

    В рамках такого взгляда на природу взаимодействия личности и среды особый научный интерес вызывает изучение поведения личности в трудных жизненных обстоятельствах, которое в зарубежной и отечественной психологии представлено в контексте исследований, посвященных анализу копинг-поведения.

    Ряд исследователей рассматривает адаптацию в контексте способности к приспособлению, сохранению устойчивости в изменяющихся средовых условиях, а показатель данной способности называют адаптационным потенциалом [3, с. 16].

    В условиях продолжающегося в стране социально-экономического кризиса и под влиянием вышеперечисленных неблагоприятных факторов психическое и психологическое здоровье населения в настоящее время находится на пределе своего адаптационного потенциала.

    Об этом свидетельствуют крайне высокий уровень алкоголизации, сохранение высокого уровня смертности трудоспособного населения, самоубийств и криминальной агрессии, рост числа людей с нарушениями психологической адаптации, с пограничными психическими расстройствами, социальных сирот [1, с. 6].

    В данных условиях актуализируются и становятся все более значимыми проблемы адаптации к среде, сохранения и повышения физических и психических возможностей человека, составляющих его адаптационный потенциал.

    Исследователи утверждают, что психологическая адаптация человека целостна, как целостен сам человек и его психика.

    В качестве показателей различных компонентов психического и социально-психологического уровней адаптации исследователями называются различные характеристики [5, с. 49]: характеристики развития интеллекта, тревожности, уровень эмоциональной устойчивости, характеристики жизнестойкости, моральной нормативности и т. д.

    На наш взгляд, с позиции теории копинг-поведения отдельные показатели компонентов различных уровней адаптации выступают в качестве копинг-ресурсов личности, состояние которых в результате определяет адаптивность стратегий поведения.

    К адаптогенным факторам человека относятся как природные, так и социальные факторы. При этом при недостаточных или отрицательных физических и биологических характеристиках среды у человека возможна их социальная компенсация, представляющая собой все, что может предоставить человеку общество в зависимости от уровня социального развития.

    В настоящее время все большее развитие получает взгляд на дезадаптивное поведение как следствие сниженной способности личности справляться со стрессом.

    По утверждению исследователей, следствием интенсивных стрессовых переживаний может стать психологическая дезадаптация. Риск ее возникновения повышается в критические возрастные периоды, в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку.

    Дезадаптация сопровождается самыми различными поведенческими нарушениями.

    Отличительным признаком современного понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг ситуаций, не только экстремальных, но и просто субъективно значимых, а также для описания поведения людей в условиях хронических стрессоров и повседневной действительности.

    Данный подход подтверждает актуальность исследований, касающихся копинг-поведения личности в контексте осложненных условий жизни и деятельности.

    Как было выяснено, копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором [9].

    Успешность адаптации к стрессам, по мнению исследователей, определяется уровнем развития копинг-ресурсов: недостаточное развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.

    Копинг-ресурсы определяются исследователями как характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам [9].

    Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

    Первый подход неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.

    Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации.

    Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

    Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией [5, c. 49]:

    1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

    2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

    3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

    В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

    1. регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
    2. управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

    Эти функции осуществляются в проблемных ситуациях. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются ситуации.

    Основной задачей исследования активности человека по преодолению трудных жизненных ситуаций является их анализ с позиции внутреннего мира индивида.

    На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач.

    Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно.

    Стратегия жизни в широком ее понимании - это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию.

    Для каждой личности характерен свой, неповторимый способ жизни, способ ее структурирования, организация, с одной стороны, и оценивание, осмысление - с другой.

    В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемно совпадающих поведенческих стратегий [6, c. 102].

    В 1978 году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых [10, c. 15].

    Они выделили три копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию; ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений (Pearlin L.I., Schooler С, 1978).

    Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий».

    Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990) [7, c. 156].

    1. Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

    2. Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

    3. Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

    Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации.

    В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

    Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

    I. Эмоциональный/проблемный:

    1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

    2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

    II. Когнитивный/поведенческий:

    1. «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

    2. «Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

    Ш. Успешный/неуспешный:

    1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

    2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.


    1.2. Смысложизненные ориентации и осмысленность жизни как предмет изучения в психологической науке


    В отечественной и мировой психологии очень часто поднимались и продолжают рассматриваться глубокие вопросы, связанные с личностным самоопределением, выбором жизненного пути и пониманием смысла жизни.

    И какими бы полными не казались исследования, но в данной проблематике, как нам представляется, всегда будут оставаться белые пятна. И только глубокие умозрительные исследования в этой области могут помочь пролить свет на новые или малоизученные стороны данного вопроса.

    Именно возможности нового и творческого понимания проблемы смысла жизни и рассмотрению в связи с этим феномена мечты и было посвящено наше исследование.

    Мечта может выступать как самостоятельная психологическая категория, имеющая смежный с другими дисциплинами характер, но, тем не менее, являющаяся уникальной единицей научного поиска.

    В связи с этим наиболее полно мечту можно определить как постоянно создаваемую и совершенствуемую воображением внутриличностную модель желаемого, несколько удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника подобного будущего.

    При этом мечта может выполнять разнообразные функции, удовлетворяющие соответствующие потребности личности.

    Смысложизненные ориентации это неоднородный частный случай индивидуальной обобщенной системы взглядов на цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, что соотносится с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), а также связано с представлением об умении управлять жизнью и убеждением о возможности подобного контроля [6]. В их основе лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности.

    Концепция мечты и смысложизненные ориентации, мы предполагаем, имеют как сходства, так и различия в юношестве и в период зрелости у мужчин и женщин.

    При этом особую важность в юношеском возрасте приобретает проблема поиска смысла жизни в связи с актуализацией проблемы личностного самоопределения.

    Период зрелости - это время, когда человек может найти в себе силы для достижения желанных в юности мечтаний за счет обновления границ собственного «Я» и за счет возвращения к смыслу своей жизни [7].

    Проблемой для современной науки является определение «индивидуальной формулы понимания человеком данной ценности», а также степень влияния социального окружения на формирования ценностного отношения личности.

    В поисках смысла человека направляет его совесть. Совесть - по Франклу - является органом смысла. Этот смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя какому-либо делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем больше он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Чувство найденного смысла дает человеку огромные душевные силы, чтобы преодолевать жизненные трудности. Отсутствие же смысла жизни, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед трудностями жизни. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдает ощущая утрату смысла жизни. Так же он считает, что агрессивные импульсы увеличиваются, прежде всего, там, где явный экзистенциональный вакуум.

    Нормальное чувство счастья по Франклу, представляет собой, скорее всего, просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека отсутствует смысл жизни, осуществление, которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремление к сексуальным и другим наслаждениям. Однако чем больше человек стремиться к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, на свои удовольствия, с целью обрести счастье, ведет к потере этого счастья.

    «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя» - писал Франкл. Эта же мысль, но по-разному сформулированная прослеживается в работах практически всех выдающихся психологов-теоретиков. Однако наибольшее внимание вопросу самоактуализации личности уделялось в школах гуманистического и феноменологического направления [14, c. 56].

    Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, при этом задействуя все имеющиеся ресурсы. Другими словами, самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, при помощи достижения вершины нашего потенциала.

    Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, что бы сохранять и развивать личность» [7, c. 41].

    На организмическом уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением биологических потребностей (воздух, пища, вода), она так же развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремиться к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

    По словам А.Н. Леонтьева личностный смысл не имеет своего не психологического, ни индивидуального сознания. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания. Личностные смыслы всегда носят объективный характер [22, c. 34].

    Д.А. Леонтьев считает, что смысловую структуру личности составляют личностный смысл, смысловая установка, мотивы, смысловые диспозиции, смысловой конструкт и личностные ценности [9]. Автор предлагает использовать тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО), который позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

    Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. На основе факторного анализа адаптированной Д.А. Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь) [10, c. 156].

    В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей с будущим, эмоциональной насыщенности с настоящим, удовлетворения с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

    Феномен смысла жизни является наиболее ярко выраженным проявлением смысложизненных ориентация личности. Поиск человеком смысла жизни невозможен без установления отношения к самому себе. Только на этой основе может быть возможно удовлетворение человеком собственной потребности в самореализации, возникает стремление к поиску и обретению смысла жизни, который и задает пути и способы самореализации..

    Система смысложизненых ориентаций весьма противоречива. Она не стоит на месте, не упорядочена и не неподвижна. Она динамична, отражая главные, стрежневые изменения взаимосвязанности личности с окружающим миром. Смысложизненные ориентации являются проекцией жизни общества, т.к. они формируются под общественным влиянием, зависят от системы воспитания в семье, школе. Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения в семье и в школе, отражают структуру общественных отношений. Они представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на определённые условия её повседневной жизни.

    Говоря о роли и функциях личностных ценностей, О.А. Тихомандрицкая характеризует ценности как смысловые образования, которые связывают когнитивные и мотивационные сферы в единую смысловую сферу и придают личности целостность [1, c. 48].

    Многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривают осмысленность жизни в качестве фактора субъективного благополучия. По мнению В. Франкла «нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее сопутствующее явление, сопровождающее процесс достижения смысла» [7, с. 30]. К. Рифф, выделила 6 аспектов благополучия; среди них внутренняя гармония, цель в жизни и независимость [9]. По данным М. Аргайла, субъективное благополучие коррелирует с жизненной ориентацией и индексом осмысленности жизни [1, с. 178]. С этим соглашается М. Фридмен, сообщающий, что люди более счастливы, когда уверены в своих базовых ценностях и ощущают, что жизнь имеет смысл [1, с. 184]. Исследователи отмечают, что наиболее существенное значение в осмысленности жизни имеет осознание целей. Так, М. Аргайл отмечает, что ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели [1, с. 184]. Причем субъективное благополучие усиливается при сосредоточении на достижении реальных и важных целей, которые являются частью личности и способствуют повышению самооценки. [1, с. 266].

    По мнению Р. Эммонса, наибольшую ценность имеют духовные цели: они достижимы, инструментальны, гармоничны и связаны с обретением субъективного благополучия [1, с. 194]. С представленными положениями соглашается Л. В. Куликов, отмечающий, что благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей [2, c. 123].

    В. Э. Чудновский отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие [8].

    Согласно П. П. Фесенко осмысленность жизни напрямую связана с психологическим благополучием: чем выше осмысленность жизни, тем выше психологическое благополучие [6].

    Таким образом, изученные нами подходы и теории к пониманию субъективного благополучия показали неоднозначность в трактовке данного феномена. Мы понимаем личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, а также и то, что их следует отличать от чисто декларируемых, назывных ценностей.

    Назывные ценности чаще всего отражают тенденции социальных ценностей в обществе в целом или ценностей отдельных социальных групп, являющихся для личности референтными (семья, друзья, этническая группа).

    Ценности не даны личности в готовом виде или с рождения, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий, интеллектуальной работы и принятия из социального «меню» только определенных ценностей.

    Развитие структуры личностных ценностей происходит постепенно в условиях социальной среды, в которой существует совокупность принимаемых социумом в целом ценности. Старшее поколение передает младшему информацию о ценностях и идеалах как принципах жизнедеятельности.

    Сдвиги в восприятии, связанные с возрастом, включают в себя увеличение количества используемых описательных категорий, гибкость и определённость в их использовании, повышается уровень избирательности, сложности, последовательности и системности этой информации, используются более тонкие оценки и связи, повышается рост способности анализировать и объяснять поведение человека. Самоописания в ранней юности носят более точный характер, чем в подростковом,сильно подчеркиваются отличия от остальных людей. Именно в ранней юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, принятие себя. Таким образом, смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и ценностей. К 19 годам личность выходит на новую ступень смысловой регуляции, в основе которой лежит возможность охвата мира в целом представлении человека, появляется собственное, независимое мнение, стремление самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность; в сознании иерархизируются смыслонесущие ценности.

    Осознание своих ориентиров приобретает стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов, сиюминутных побуждений. Каждый человек, являясь индивидуальностью имеет свою неповторимую личностную сферу, которая подобно призме отсеивает и преломляет поступающие из реальности сигналы. Таким преломляющим эффектом обладает установка и направленность личности, а эффект расширения или сужения взаимодействий личности - смыслообразующие мотивы и эмоциональное отношение.

    Современная демографическая ситуация в России характеризуется сокращением численности молодежи.

    Таким образом, молодежь как социальный ресурс в последнее десятилетие резко сократился, а это скажется не только на социальном институте образования, но и на других социальных институтах, в том числе и экономике как базы развития любого общества.

    К негативным проблемам молодежи относится снижение уровня физического и психического здоровья, которое существенно влияет на реализацию возможностей молодых людей в различных сферах жизнедеятельности.

    Кроме того, социологи и психологи при характеристике современной российской молодежи отмечают наличие у современных молодых людей кризиса идентичности.

    Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Основными особенностями таких периодов являются, неотчетливость начала и конца кризиса и появление трудностей воспитания. Эти периоды характеризуются отмиранием старых элементов и появление новых психических новообразований [17].

    Этот период характеризуется уязвимостью для стрессов, которые могут сопровождать резкие социальные, политические и технологические изменения.

    Автор рассматривает эти изменения как фактор, серьезно мешающий развитию идентичности. Они, как указывает Э.Эриксон, представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве.

    Некоторые проявления неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в попытке открытого протеста молодежи против существующих ценностей, который может проявляться в девиантном поведении, в попытке построения своей системы ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.

    Одна из главных причин возникновения кризиса идентичности современной российской молодежи заключается в утрате молодежью культурной преемственности.

    При этом, как отмечает В.Т. Лисовский, традиционный конфликт поколений в России последних лет перерос в разрыв поколений, когда «отцы» не могут передать социальные ценности «детям», а «дети» должны вырабатывать свои новые ценности [12, с. 99].

    Многие исследователи, занимающиеся изучением молодежи, констатируют смену ценностей. При этом наблюдается снижение значимости важнейших в ценностной сфере «сквозных» ценностей: образованности, трудолюбия, а также честности, порядочности, воспитанности, интеллигентности [12, с. 101].

    Российская молодежь, в какой-то мере, отказалась от тех культурных ценностей, которые были свойственны поколению их родителей, и определяли их социальное поведение.

    Однако, отказавшись от прежних ценностей, молодежь не сформировала новые ценности, в результате чего возникла утрата смыслообразующих основ жизни, что привело в итоге к кризису идентичности, когда человек теряет осознание своего места в жизни и приобретает чувство неуверенности, тревожности, депрессии.

    Одним из важных факторов, влияющих на молодежную среду, являются стратификационные процессы, происходящие в обществе. Как отмечают исследователи, в молодежной среде стали доминировать процессы дифференциации по социально-экономическим параметрам, а также культурным и этническим.

    Фундаментальными критериями социальной дифференциации молодежи выступают социальное происхождение и собственное положение молодых людей.

    Обладая социальными признаками разных социальных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностям, образу и стилю жизни. Кроме того, критерием дифференциации молодежи в последнее десятилетие является этническая принадлежность.

    В психологическом аспекте этнос, этническая идентификация человека способствует удовлетворению такой базисной потребности личности, как потребность в безопасности, и на глубинном уровне она связана с выживанием.

    При этом этнос обусловливает во многом своеобразие личности, ее ценностно-мотивационную сферу, мировоззрение, эмоции, чувства, характер, внешне выражающиеся в поведении и образе жизни.

    Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности, важными элементами которой являются личностные ценности, является смысловым регулятором поведения и деятельности человека, формируется в процессе социализации и испытывает на себе влияние таких социальных факторов как стратификационные процессы в обществе, культурные и семейные традиции, этнические особенности и др.


    1.3 Копинг-поведение и осмысленность жизни в контексте особенностей подросткового возраста


    Подростковый период является напряженным периодом формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, идеалов, мировоззрения, личностных качеств.

    Зачатки формирования смысложизненных ориентаций появляются в подростковом возрасте. В этом возрасте происходит своеобразная «отмена» прежних ценностей и стремлений и появляется площадка для строения будущего. У школьников 7-8 класса появляется разнообразие жизненного содержание (появление социальных, групповых, индивидульных, познавательных, эмоциональных смыслов). Подростки осознают важность и возможность перестройки и обогащения смысла жизни и овладения опытом. Именно этот период считается возрастом открытия своего я, оформления личности и мировоззрения. В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту появляется новый уровень отношения к себе, новый уровень самосознания, смена критериев для оценки своего «я» и оценки окружающих.

    Центральным новообразованием является самоопределение, которое характеризуется активным процессом понимания себя, своего назначения и места в жизни. Особое внимание уделяется характеристике переломных моментов в возрастном развитии. Они соотносятся со спецификой жизненных смыслов. Например К. Обуховский считает, что одним из факторов развития личности является постоянная, активная устремленность в будущее, эмоционально окрашенная направленность на решение отдаленной общественно-важной задачи, которая является смыслом жизни. В критических ситуациях возрастного развития, адекватный переход в новую фазу зависит от того, если ли какая-либо направленность у личности.

    Л.С. Выготский и его последователи рассматривали психическое развитие как процесс качественных изменений, происходящих в ходе усвоения человеком социального опыта, который представляется в предметах культуры. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей - это основной момент, являющийся переходом от возраста к возрасту. Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит овладение внутренним миром, возникновение некого жизненного плана.

    Старшеклассники, с одной стороны уже несут в себе какие-то результаты влияния различных факторов и представляют собой вполне сформированные личности, а с другой ценности юношей и девушек остаются гибкими, подверженные различным влияниям. Жизненный опыт в юношеском возрасте небогат, представления о моральных и этических ценностях до конца не определены, усугубляются возрастные проблемы в связи с нестабильным психологическим и физическим балансом, наличие взрослых потребностей и желаний при отсутствии возможности их воплотить.

    Юношеская группа является хорошим барометром протекающих в обществе идеологических и ценностных преобразований. Сегодняшнему подростку трудно сориентироваться в сложных социально-экономических условиях, выбрать профессию, определить идеалы и ценности, выбрать жизненный путь.

    Переход от одного уровня жизни к другому предполагает изменение образа жизни в корне. Осознанный поиск смысла жизни характерен для юношеского возраста т.к. этот период становления смысловой сферы зрелой, автономной личности. Большая часть юности и молодости отводится на профессиональное становление.

    Картина мира личности является сложной, многоуровневой субъективной моделью жизненного мира. Согласно теории А.Н. Леонтьева смысложизненные ориентации формируются на базе высших мотивов и порождают определённый способ действий и операций, направленных на достижение цели. Рассматривая познавательную направленность в концепции смыслового подхода, можно увидеть отличия, связанные с разными способами познания мира. Эти различия являются особыми установками к определённому виду познавательной деятельности и проявляются у обучающихся в различных способах овладения знаниями. Таким образом можно сказать, что разные виды познавательной направленности можно рассматривать как разные способы познания окружающего мира, связанные с развитием мира внутреннего [7, c. 96].

    Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте в большей степени зависят от выбора профессии, личностные ценности больше подвержены влиянию возраста. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закрепленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением. Это расхождение с возрастом впоследствии исчезнет, но что бы это исчезновение не принесло лишних хлопот, необходима специальная работа. Трудность состоит в том, что ранняя юность создает внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек не задумывался зачем он живёт, при этом не давая средств, достаточных для решения этого вопроса.

    Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой). Исследование смысложизненных ценностей юношей и девушек имеет большое значение, для понимания настоящего и будущего общества.

    В настоящее время проблема копинг-поведения (совладающего поведения) является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M., Webster S.K. и многие др.).

    Кризис идентичности был описан ранее в концепции развития личности Э. Эриксона, в которой учитываются как биологические, так и социальные факторы развития, что приближает ее к концепциям в рамках деятельностного подхода.

    Э. Эриксон выделят моменты кризиса развития на различных возрастных этапах, и указывает на их неизбежность. Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности [6, c. 98].

    Наблюдения, которые были произведены рядом психологов, позволили составить общую картину различных периодов развития личности. Их изучение поможет понять все особенности подросткового и юношеского возраста, юношеский возраст. Так, десятилетний ребенок легко воспринимает окружающую его жизнь. Он доверчив и уравновешен в общении со сверстниками и со своими родителями. Забота о собственной внешности стоит у него на втором плане. Это начало подросткового периода, длящегося до 15-летнего возраста. Однако уже через год в организме ребенка начинается процесс полового созревания. У одиннадцатилетнего подростка меняется поведение.

    На фоне своей усиленной импульсивности и частой смены поведения он ссорится со сверстниками. По-другому начинают относиться подростки к родителям и педагогам. У ребенка развивается волевая сфера, авторитарность взрослых воспринимается им с явным негативом. Особенно болезненно подросток воспринимает такой стиль воспитания, который подавляет инициативу и активность. Однако и лишняя свобода ложится на него непосильным грузом. Если родители не уважают своих детей и проявляют по отношению к ним безапелляционную требовательность, то их чада замыкаются в себе и становятся лживыми.

    Такое поведение взрослых приводит к формированию неуверенного в собственных силах, пассивного и забитого человека. Это, как правило, несамостоятельная, и в тоже время агрессивная личность с эгоистическими и асоциальными чертами характера. При доверительных отношениях, складывающихся между подростком и родителями, в ребенке развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, повышается эмоциональный комфорт. Такой ребенок с легкостью устанавливает хорошие отношения со всеми людьми.

    При достижении двенадцатилетнего возраста импульсивность подростка несколько сглаживается. Он начинает более позитивно смотреть на окружающий его мир. В этот период ребенок все более и более увеличивает свою автономию в семье, однако при этом усиливается влияние на его поведение сверстников. Подросток, достигший двенадцатилетнего возраста, начинает интересоваться противоположным полом и заботиться о своей внешности.

    В указанный период у человека происходит интенсивное развитие мышления и логической памяти. Что и определяет такие основные черты этого возраста, как терпимость, юмор и разумность. Тринадцатилетний подросток часто обращен внутрь себя. В этом и заключена основная особенность данного возрастного периода. В 13 лет бурно развиваются сознание и самосознание. Это вызывает интерес, прежде всего, к своей личности.

    Именно поэтому подросток нередко замыкается, проявляя особую чувствительность к критике. Ребенок становится избирательным к дружбе и начинает интересоваться психологией. При этом возникает критическое отношение к действиям родителей. В этом возрасте продолжается гормональное становление.

    Перестройка организма значительно усиливается, поддерживая при этом колебания настроения. В 14 лет завершается процесс полового созревания человека. Подросток вновь переносит свое внимание на окружающий его мир.

    Он общителен и энергичен, экспансивен и уверен в себе. Одновременно повышается его интерес к людям, к их внутреннему миру. При этом подросток часто сравнивает себя с другими. Особенно бурно в таком возрасте развиваются операции мышления. Ребенок приписывает им бесконечные возможности, приложив которые, он якобы сможет преобразовать окружающую действительность.

    Постепенно философская направленность поведения проходит, и подросток меняет свое положение абстрактного реформатора, становясь активным членом общества. психологические особенности юношеского возраста Основными особенностями пятнадцатилетнего возраста являются самостоятельность и максимализм. Ребенок проявляет жажду освобождения от любого внешнего контроля и стремится к полной независимости. Все это сочетается с началом этапа осознанного самовоспитания и развитием самоконтроля. Это период, когда идет построение первых серьезных жизненных планов.

    Однако такой возраст приносит и свои опасности. Ребенок становится ранимым и легко воспринимает вредное влияние. Порой он перестает доверять окружающим и дает неадекватную оценку себе и другим. Вследствие этого его поведение часто отклоняется от нормы. Не применяя к себе созданный идеал, подросток требует соответствия ему от других. Такому ребенку часто кажется, что люди относятся к нему отрицательно и не понимают его.

    Копинг-поведение подростков до сих пор остается еще малоизученным. Наблюдается дефицит инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций [4].

    В данной работе отражается результат апробирования методики «Мой дракон», построенной на основе проектной рисуночной методики и сказкотерапии. Выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка предполагает диагностическая сказка. Немало людей причисляет метод сказкотерапии к несерьёзному, «детскому» методу.

    Изначально это мнение возникает благодаря термину «сказка», но вместе с тем, огромное количество разработок этого направления адресовано именно взрослым. Поэтому более близкое знакомство позволяет заблуждающимся изменить своё мнение.

    С помощью анализа могут быть выявлены ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы человека, либо базовый жизненный сценарий. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния или отношений ребенка, о которых он не хочет говорить вслух [2].

    Теоретический анализ литературы показал, что психолого-педагогическая сущность любых форм дезадаптивного поведения, а также невозможность прогноза того, воздействию каких факторов риска может подвергнуться ребенок, подросток, диктуют приоритет в предупреждающей деятельности первичной психологопедагогической профилактики, ориентированной на усиление защитных факторов и личного адаптационного потенциала.

    Современные психологические данные позволяют говорить о том, что нормально адаптированные люди чаще прибегают к более продуктивным, адаптивным копинг-стратегиям и меньше используют непродуктивные.

    На основании этого мы рассматриваем повышение уровня продуктивности копинг-стратегий личности как повышение ее адаптивных возможностей.

    Соглашаясь с Т. Л. Крюковой, мы полагаем, что молодые люди в процессе своего развития начинают лучше осознавать изменения вокруг себя и в себе, а их развивающаяся способность к саморефлексии предвещает растущее самопонимание и перемены в совладающем поведении, характеризующиеся повышением его адаптивности [2].

    Таким образом, мы рассматриваем копинг-стратегии как самостоятельные, отдельные способы реализации совладающего поведения, свойственные человеку в тех или иных ситуациях, строящиеся на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.

    Один из способов увидеть мир глазами другого человека, войти в его положение, был предложен Дж. Келли в рамках его «теории личностных конструктов».

    Представляется, что каждая используемая подростком стратегия копинг-поведения может быть оценена по всем вышеперечисленным основаниям, хотя бы потому, что подросток, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

    По статистике, исследование стратегий преодоления стресса, используемых подростками показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации.

    Было установлено, что подростки с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992), а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий. (Felton B.J., RevensonT.A., 1987) [17, c. 122].

    Итак, развитие подростка и процесс формирования его поведения будет зависеть в основном от личностных факторов влияния, таких как отношение подростка, к себе как к личности, отношение к сверстникам, к своему будущему, способность или неспособность выбрать карьеру, продлить образование и т.д.

    Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды.

    В подростковом возрасте особенно сложно определить, является то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем полностью компенсироваться.

    Подростки со свойственной этому возрасту особой чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями.

    Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами.К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

    - ресурсы личности (Я-концепция; интервальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффиляция; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере; духовность; ценностная мотивационная структура личности);

    - ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек; умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).

    Таким образом, развитие адаптивного копинг-поведения у подростков можно рассматривать как одно из направлений социальной компенсации осложненных условий жизненной среды.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте очень важно удовлетворение базовых фундаментальных потребностей:

    Важно, чтобы родители воспринимали ребенка в этот возрастной период адекватно и не обвиняли его в излишнем эгоизме, так как это может привести подростка к акцентуации переживания собственного одиночества и к отчуждению от семьи.

    Поводя итог вышеизложенному, сделаем некоторые выводы.

    Политические и экономические преобразования 20 века оказали существенное влияние на все сферы жизни. Огромные изменения происходят в образовательной структуре, что заставляет общество решать множество проблем.

    Наиболее важной и широкой проблемой является становление личности. Особенно это касается подросткового возраста, так как - это самый трудный и сложный из всех возрастов.

    Главное содержание подросткового возраста - это переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения.

    Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Биологические изменения дополняются психологическими. В биологической сфере происходят гормональные и физические изменения.

    Нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: переход в другую школу, экзамены, первая любовь, конфликты в школе - подросток воспринимает всё это крайне серьёзно.

    Проблемная ситуация в жизни подростка способна повлиять на личностное развитие подростков. Часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

    Копинг-поведение достаточно хорошо изучено для взрослого возраста, когда человек способен к генерированию и исследованию собственных гипотез, к абстрактному мышлению, а также приспособиться к разного рода ситуациям, возникает чувство роста собственных возможностей, это в свою очередь, ведет к положительной самооценке.

    Подросток сталкивается с трудностями, которые не только связаны с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями.

    Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.

    Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин - «coping» -справляться, преодолевать, совладать; нем. - «Bewaltigung» - переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства.

    Основные теоретические подходы к пониманию феномена «трудная жизненная ситуация» [6, c. 98].

    Поведение является функцией взаимодействия личности, и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах. Чтобы понять сущность поведения, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т.д.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Копинг-поведение ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.