Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Логические универсальные учебные действия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Логические универсальные учебные действия
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    04.12.2017 21:53:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение……………………………………………………………………4

    Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий

    1.1. Определение понятия «универсальные учебные действия» и их классификация……………………………………………………………………7

    1.2. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия» и их структура………………………………………………………. 12

    1.3. Возможности формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения начального курса математики………………………………………………………………………16

    Глава 2. Методико - математические основы изучения младшими школьниками массы тела и способов её измерения

    2.1. Различные подходы к определению понятия величины и способы её измерения в начальном курсе математики……………………………….. 22

    2.2. Методика изучения массы тела и способов её измерения в начальном курсе математики ………………………………………….............28

    2.3. Анализ различных программ по математике с точки зрения возможности формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы тела и способов ее измерения……….38

    Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы и способов её измерения

    3.1. Диагностика исходного уровня сформированности у младших школьников логических универсальных учебных действий …………. 48

    3.2. Диагностика исходного уровня сформированности у младших школьников представлений о массе и способах её измерения ……… 53

    3.3 Обучающий эксперимент по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы и способов её измерения ……………………………. 55

    3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования


    Заключение ………………………………………………………… …..63

    Список литературы……………………………………………………. 65

    Приложения …………………………………………………………….. 69





















    Глава 3. Опытно - экспериментальное исследование проблемы формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы и способов её измерения


    Цель экспериментальной работы: практически обосновать необходимость разработки содержания начального курса математики, направленного на формирование у младших школьников логических УУД при изучении массы тела и способов ее измерения.

    Задачи эксперимента:

    1) выявить у младших школьников исходный уровень сформированности логических универсальных учебных действий;

    2) выявить исходный уровень сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения;

    3) провести обучающий эксперимент по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы и способов её измерения;

    4) выполнить анализ и интерпретировать результаты исследования.

    Опытно - экспериментальная работа проводилась в МКОУ Новенская «Средняя образовательная школа». Учащиеся обучаются по программе М.И. Моро.

    В 1 классе 20 учащихся.

    В экспериментальном исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анализ письменных работ учащихся, математическая обработка результатов исследования.

    Эксперимент осуществлялся в два этапа:

    1. Констатирующий (с03.03.16.г. по 04.03.16.).

    2. Формирующий (с 07.03.16. г. по 11.03.16.).

    3. Контрольный (с14.03.16. по 17.03.16.)


    3.1Диагностика исходного уровня сформированности у младших школьников логических универсальных учебных действий


    Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у школьников умение учиться, т.е. формирование логических универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

    Работа на констатирующем этапе эксперимента осуществлялась в двух направлениях:

    I цель выявить у младших школьников исходный уровень сформированности логических универсальных учебных действий;

    II цель выявить исходный уровень сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения.

    В рамках первого направления использовались такие методы, как анализ письменных работ учащихся; наблюдение.

    Итак, было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности логических УУД у учащихся 1 класса

    Оцениваемые УУД: логические умения анализировать, сравнивать, умение самостоятельно найти способ решения проблемы, знаково символические- умение моделировать и преобразовывать модель.

    Время выполнения проверочной работы расчитанно на 45 минут. Каждому ученику раздаётся по бланку с текстом проверочной работы, в котором записывает или отмечает свои ответы на задания.

    Оценка выполнения заданий и проверочной работы в целом:

    2 балла- приведён полный верный ответ;

    1 балл- приведён частично верный ответ;

    0 баллов-приведён неверный ответ.

    Далее определяется общий бал учащегося. Максимальный бал за выполнение всей работы 12 баллов. Если ученик получает за выполнение всей работы от 5 до 8 баллов (средний уровень), то у него недостаточно сформированны логические универсальные учебные действия. Если ученик получает от 10 до 12 баллов(высокий уровень), то ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных задач, у него достаточно сформированны логические универсальные действия. Если ученик получает менее 5 баллов (низкий уровень), то логические УУД не сформированны.

    Работа состояла из 6 заданий. Задания направлены на выявление уровня сформированности логических УУД:

    1)Понаблюдай за словами, сравни их: каюта, юнга , ягода, ёжик, яркий.

    Отметь признак , который объединяет слова:

    А) одинаковое количество слогов

    Б) ударение падает на первый слог

    В) звуков в слове больше, чем букв

    2)Запиши данные числа на нужной строчке: 2,13,7,25,34,9,32,127,5.

    Однозначные числа ……………………….

    Двузначные числа …………………………

    Числа в которых два десятка ………………

    3) «Логические закономерности» Испытуемым предлагают письменно ряды чисел. Учащимся нужно будет проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Учащийся должен определить два числа, которые продолжили бы ряд.

    Числовые ряды:

    1.2,3,4,5,6,7…

    2.4,5,8,9,12,13…

    3.16,8,4,2,1,0,5…

    4.19,16,14,11,9,6…


    4)Найди сходства и различия фигур. Запиши.




    Сходство:……………….

    Различия:………………..

    5) Нарисуй три кружочка, раскрась их красным ,жёлтым и зелёным карандашами карандашами так, чтобы зелёный кружок был между красным, а красный кружок между зелёным и жёлтым.

    6) Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше всех? ………………

    Ниже в таблице представлены уровни сформированности логических УДД








    Таблица 1. Уровни сформированности логических УДД

    Уровни сформированностинизкийсреднийвысокийНе сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затрудненаЧастично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаковСформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

    Проведя анализ направленный на оценивание логической части учебных действий, показал что сформированность логических УУД у ребят развит на среднем уровне.


    Результаты диагностики представлены на диаграмме 1


    Рисунок 1. Диагностика уровня сформированности логических УУД у учащихся на констатирующем этапе исследования


    Учащиеся показали уровень сформированности логических УУД: низкий уровень-3 чел (15 %); средний уровень-7чел. 55 %; высокий уровень -3 чел 35%.

    Данная диагностика позволила выявить у первоклассников уровни сформированности логических УУД. Диагностика показала, что в большей мере сформированы операции обобщения, более слабо сформировано выделение существенных признаков.


    3.2. Диагностика исходного уровня сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения


    Перед началом эксперимента проанализировали программу, по которой занимаются испытуемые. Выяснили, что в данном классе изучение величины масса и единицы ее измерения килограмм происходит в третьей четверти и занимает три урока, цели которых следующие:

    1. Познакомить с величиной - масса, единицами измерения массы. Закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения.

    2. Учить практически сравнивать предметы по массе с помощью весов, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

    К концу этой темы дети должны уметь практически измерять массу различными мерками, знать общепринятые единицы измерения этих величин.

    Затем провели самостоятельную работу с целью выявить уровень подготовленности учащихся к изучению темы «Масса и единицы ее измерения». Были заданы вопросы по теме «Длина и величина».

    Работы учеников оценивались по следующим показателям:

    «5» - не сделали ни одной ошибки вычислены все правильные ответы, найдены все ошибки, все выражения записаны верно

    «4» - допустили 2-4 ошибки 1-3 ответа вычислены не верно, не найдено 1-3 ошибки, 1-2 выражения записаны не верно.

    «3» - допустили 4-6 ошибок - 3-5 ответа вычислены не верно, не найдено 3-5 ошибки, 1-2 выражения записаны не верно.

    «2» - допустили 6-9 ошибок или не справились с заданием

    На этапе сравнения однородных величин, выполняются упражнения: отвешивают 1,2,3 килограмм соли, крупы и т.д. В процессе выполнения подобных заданий, дети должны активно участвовать в работе с весами.

    Попутно происходит знакомство с записью полученных результатов. Далее дети знакомятся с набором гирь:1кг, 2кг, 5кг и затем приступают к взвешиванию нескольких специально подобранных предметов, масса которых выражается целым числом килограмм. При изучении грамма, центнера и тонны устанавливаются их соотношения с килограммом, составляется и заучивается таблица единиц массы. Затем приступают к преобразованию величин, выраженных в единицах массы, заменяя мелкие единицы крупными и обратно. Например, масса слона 5 тонн. Сколько это центнеров? килограммов?

    Вырази в килограммах: 12т 96кг, 9385г, 68ц, 52ц 5 кг; в граммах:13кг 125г, 45кг 13г, 6ц, 18кг?

    Так же сравнивают массы и выполняют арифметические действия над ними. Например, вставь числа в « окошки», чтобы получились верные равенства:

    7т 2ц+4ц=_ц;9т 8ц-6ц=_ц.

    В процессе этих упражнений закрепляются знания таблицы единиц массы. В процессе решения простых, а затем и составных задач, учащиеся устанавливают и используют взаимосвязь между величинами : масса одного предмета - количество предметов - общая масса данных предметов, учатся вычислять каждую из величин, если известны численные значения двух других.




    Рисунок 2. Результаты диагностики исходного уровня сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения


    По полученным результатам была составлена диаграмма (см. Рис.2) по которой видно, что высокий уровень подготовленности к изучению темы у 15% учащихся (все задания выполнили без ошибок), выше среднего уровня у 40% учащихся (допустили одну ошибку, в основном, в первом задании), средний уровень у 30% учащихся, низкий уровень у 15% учащихся.

    Итак, большинство учащихся подготовлено к изучению массы и единицам ее измерения. Таким образом, видим, что уровень сформированности логических УУД и массы недостаточен, что позволяет перейти к разработке обучающего эксперимента по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы тела и способов её измерения.




    3.3 Обучающий эксперимент по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе изучения массы и способов её измерения


    Итак, проведенные диагностические работы: по выявлению уровней сформированости у младших школьников логических УУД с одной стороны и представлений о массе тела и способах ее измерения с другой стороны показывает необходимость разработки серии заданий способствующих формированию логических УУД у детей в процессе изучения начального курса математики («Масса тела и способы ее измерения»).

    Таким образом, нами были разработаны фрагменты уроков, серия заданий в основе которых лежало предположение о том, что использование практической деятельности младших школьников на этапе формирования представлений о величине и способах ее измерения:

    - с выделением и обоснованием существенных свойств измеряемых объектов;

    - с выявлением основных свойств положительной скалярной величины способствует полноценному формированию у них логических УУД.

    В соответствии с этими данными мы наметили следующую работу: необходимо при изучении новой темы уделять больше внимания практическому выполнению заданий, использовать разнообразные развивающие задания, которые соответствуют возрасту и интересам детей.

    Следующий этап работы - это собственно эксперимент, направленный на изучение массы и единицы ее измерения.

    Ниже представлен фрагмент урока по теме "Масса тел и ее измерение. Килограмм".

    Цели: показать, продолжить формирование у младших школьников представлений о массе тела; сформировать представление о массе в 1 кг; познакомить с процессом взвешивания на чашечных весах; воспитывать познавательный интерес к предмету, используя материал из истории математики.

    Оборудование: две коробки (одинаковые по внешнему виду); два пакета: зеленый массой в 990 г, синий массой в 1010 г; гири в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг; брусок массой в 2 кг; плакат с изображением различных весов; чашечные весы.

    Серия заданий: Работа над новым материалом.

    1.На столе учителя две одинаковые по форме и цвету коробки: одна пустая, а другая с песком.

    Учитель проводит беседу:

    Сравните коробки.

    Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут и делают вывод: коробки одинаковые.

    Различие между коробками есть.

    Учащиеся заинтересованы. Взяв коробки, учащиеся обнаруживают, что одна коробка тяжелее другой.

    Вы сказали, что одна коробка тяжелее другой, а что можно сказать о другой коробке по отношению к первой? (Вторая коробка легче первой.)

    Учитель делает заключение: "Если одна коробка тяжелее другой, то говорят так: масса одной коробки больше, чем масса другой, а масса другой коробки меньше, чем масса первой".

    2.На столе две книги, которые по массе незначительно отличаются друг от друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и предлагает взять книги в руки и определить, какая из них тяжелее, а какая легче.

    Мнения учеников расходятся. Тогда пытаются ответить на этот вопрос другие ученики. Снова мнения учеников расходятся.

    Как же узнать, какая книга тяжелее, а какая легче? (Можно их взвесить на весах и узнать.)

    Правильно, не всегда можно определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, если они по массе незначительно отличаются. Для этой цели лучше воспользоваться весами.

    Учитель ставит на стол чашечные весы и обращает внимание учащихся на стрелки весов: они расположены строго друг против друга.

    Подумайте, что произойдет со стрелкой той чашки, на которую положим книгу? (Она опустится.)

    Ученики кладут на одну чашку весов одну книгу (чашка весов опускается), затем кладут на другую чашку весов другую книгу и наблюдают, что происходит со стрелками весов. Наконец, чашки весов приходят в состояние покоя, и учащиеся выясняют, какая книга тяжелее, а какая легче.

    3.На столе три предмета: гиря массой в 1 кг, зеленый пакет с солью массой 990 г и синий пакет с солью массой в 1010 г. Учитель предлагает определить, масса какого пакета легче (тяжелее). Мнения учеников снова расходятся.

    Подумайте, как решить эту задачу с помощью весов, используя гирю массой в 1 кг.

    Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что масса зеленого пакета меньше, чем масса гири в 1 кг, масса гири в 1 кг меньше, чем масса синего пакета. Они делают вывод, что масса зеленого пакета меньше, чем масса синего пакета.

    Эта практическая работа приводит учащихся к осознанию свойства транзитивности масс (величин). Естественно, о свойстве транзитивности учитель не сообщает, но учащиеся при практических действиях его используют в неявном виде.

    Для развития логического мышления (именно вида логических УУД анализа и синтеза) и закрепления только что выявленного свойства масс можно предложить следующие задачи:

    Задача 1 . Известно, что предмет А тяжелее предмета В, предмет В тяжелее предмета С. Что можно сказать о массе предметов Л и С, не взвешивая их? Какой из этих предметов самый тяжелый?

    Учащиеся, рассуждая, устанавливают, что предмет А тяжелее предмета С: значит, самый тяжелый предмет А, а самый легкий предмет С.

    Задача 2. Известно, что предмет А легче предмета В, а предмет С имеет такую же массу, как и предмет В. Не производя взвешивания, какой вывод можно сделать о массе предметов А и С? Какой из них тяжелее?

    Учащиеся устанавливают, что если предмет А легче, чем В, а предмет В одинаков по массе с предметом С, то предмет А легче, чем С, значит, предмет С тяжелее, чем предмет А.

    4. На левую чашку весов учитель кладёт брусок массой в 2 кг (масса не сообщается), а на правую гирю массой в 1 кг. Учащиеся наблюдают за весами и устанавливают, что масса бруска больше, чем масса гири в 1 кг. Тогда предлагается на правую чашку весов поставить еще гирю массой в 1 кг. Чашки уравновешиваются.

    Что можно сказать о массе бруска? (Его масса 2 кг.)

    Замечается, что вместо двух гирь массой в 1 кг можно воспользоваться гирей массой в 2 кг (ставит гирю массой в 2 кг на правую чашку весов, а гири массой по 1 кг снимает).

    Эти практические действия помогают учащимся осознать, что массы (величины) можно складывать: 1 кг + 1 кг = 2 кг. Таким образом, учащиеся знакомятся еще с одним свойством величин.

    Далее сообщается, что в практической жизни используют гири массой в 5 кг, 10 кг (выставляет эти гири на стол). Учащиеся пытаются их поднять. Учитель предостерегает: "Не трогайте! Они тяжелые". Он сам сначала поднимает одну гирю, затем другую.

    Для расширения представлений о килограмме и для совершенствования вычислительных навыков учитель использует наглядные модели весов и разновесов, сделанные из картона, и картинки с изображением различных предметов, предлагая следующие задания:

    1)На одной чашке весов 2 буханки хлеба, а на другой 2 гири массой в 1 кг каждая. Если чашки весов находятся в положении равновесия, то чему равна масса двух буханок хлеба?

    На одной чашке весов помидоры, на другой 2 гири в 1 кг и 2 кг. Определите массу помидоров, если чашки весов находятся в равновесии.

    На одной чашке весов картофель и гиря массой в 2 кг, на другой гиря массой в 5 кг. Чашки весов находятся в равновесии. Какова масса картофеля?

    При выполнении этих упражнений рассматриваются ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни и вызывающие поэтому интерес. Кроме того, они способствуют формированию умения определять массу тела и получать образное представление о массе в 1 кг, 2 кг и 5 кг.

    5. На следующем этапе урока по математике учитель делает краткое сообщение:

    - Какой народ и когда изобрел весы, мы не знаем. Видимо, это было сделано многими народами независимо друг от друга. До наших дней дошло много изображений весов. Одними из первых весов, относящимися ко второму тысячелетию до новой эры, были рычажные весы. На Руси, например, пользовались весами двух видов: безменом и чашечными, которые в те времена назывались скалвой. Эти весы были более точными, и немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, взвешивали все товары только на скалве. И в наши дни человека, готового на ссору из-за мелких расчетов, называют сквалыжником. (Учитель вывешивает плакат, на котором изображены различные виды весов - от древнейших до современных.)

    Древнейшими единицами массы на Руси были гривна, фунт и пуд. У других народов были свои единицы массы.

    Более 200 лет назад ученые Франции предложили изготовить куб, сторона которого равнялась 10 см (учитель показывает), наполнили его дистиллированной водой и взвесили при температуре 4°С. Массу этой воды стали считать равной 1кг. Затем из платины изготовили цилиндрической формы гирю массой в 1 кг, которая стала эталоном - образцом. Позднее из металла изготовили гири массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг и др.

    Продолжая урок, учитель выясняет, массу каких предметов и продуктов можно измерить гирей в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг.

    Учащиеся устанавливают (на основе жизненного опыта), что если брать небольшое количество продуктов, то их можно измерить гирей массой в 1 кг, 2 кг. А лук, картофель, например, заготавливая на зиму, удобнее взвешивать гирей в 10 кг.

    Делается вывод: Масса измеряется в килограммах; 1 кг это единица измерения массы (записывает на доске, а учащиеся в тетрадях).

    6. Практическая работа по определению массы предметов и продуктов: пачки сахара, пакета картофеля, портфеля с ученическими принадлежностями. В процессе практической деятельности дети учатся уравновешивать чашки весов. Далее, совершенствуя вычислительные навыки, учитель показывает плакат с изображением весов. В прорезь на левую чашку весов вставляет карточки с записями 3 кг, 5 кг, 3 кг и 5 кг, и спрашивает: "Какие гири следует поставить на правую чашку весов, чтобы чашки уравновесить? (1 кг и 2 кг; 2 кг, 2 кг и 1 кг; 5 кг, 1 кг и 2 кг). Для закрепления материала учащиеся выполняют задания:

    Масса пакета 2 кг, а масса портфеля 5 кг. Сравните массы пакета и портфеля. Запишите результат сравнения. (Масса пакета меньше, чем масса портфеля: 2 кг < 5 кг.)

    Масса сумки с продуктами 2 кг, масса пакета с мукой 2 кг. Сравните их массы. (Их массы равны: 2 кг = 2 кг.)

    Мы строили учебный процесс в игровой, занимательной форме, предлагая упражнения на развитие сообразительности, логики, внимания.

    Новое знание мы вводили не через передачу готового знания, а через самостоятельное «открытие» его детьми, так как полноценное введение понятий позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей.

    Уроки строили в игровой форме, с разнообразными занимательными заданиями, поэтому дети не утомляются.

    Выводы делались детьми на основе самостоятельных практических действий и наблюдений и поэтому становились собственным достоянием каждого ученика.

    Работу на уроке организовывали так, чтобы каждый ученик принимал в ней активное участие в каждый данный момент, чтобы как можно больше детей были на уроке вызваны.

    Занимательные упражнения, игры, практическая работа с дидактическим материалом, тетрадью с печатной основой должны занимать относительно большое место на уроке, но наряду с ними мы использовали и обычные методы обучения. Объяснения не были длинные, а только в игровой форме, в форме беседы, подготавливающей к восприятию нового.


    3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования


    Мы строили учебный процесс в игровой, занимательной форме, предлагая упражнения на развитие сообразительности, логики, внимания.

    Новое знание мы вводили не через передачу готового знания, а через самостоятельное «открытие» его детьми, так как полноценное введение понятий позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей.

    Уроки строили в игровой форме, с разнообразными занимательными заданиями, поэтому дети не утомляются.

    Выводы делались детьми на основе самостоятельных практических действий и наблюдений и поэтому становились собственным достоянием каждого ученика.

    Работу на уроке организовывали так, чтобы каждый ученик принимал в ней активное участие в каждый данный момент, чтобы как можно больше детей были на уроке вызваны.

    Занимательные упражнения, игры, практическая работа с дидактическим материалом, тетрадью с печатной основой должны занимать относительно большое место на уроке, но наряду с ними мы использовали и обычные методы обучения. Объяснения не были длинные, а только в игровой форме, в форме беседы, подготавливающей к восприятию нового.

    После проведения формирующего этапа исследования было проведено повторное тестирование ребят (контрольный эксперимент)

    Была повторена серия заданий:

    Вырази в килограммах: 12т 96кг, 9385г, 68ц, 52ц 5 кг; в граммах:13кг 125г, 45кг 13г, 6ц, 18кг?

    Так же сравнивают массы и выполняют арифметические действия над ними. Например, вставь числа в « окошки», чтобы получились верные равенства:

    7т 2ц+4ц=_ц;9т 8ц-6ц=_ц.

    Результаты отражены на диаграмме (рис. 3).















    Рисунок 3. Результаты диагностика итогового уровня сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения


    По данной диаграмме видно, что произошел существенных рост показателей.

    Сравним значения показателей для начального и контрольного этапов:



    Рисунок 4. Сравнение результатов диагностика начального и итогового уровня сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения


    Так высокий уровень подготовленности к изучению темы у 20% учащихся против 15% в предыдущем тестировании (все задания выполнили без ошибок), выше среднего уровня у 55% вместо 40% учащихся (допустили одну ошибку, в основном, в первом задании), средний уровень у 20% вместо 30% учащихся, низкий уровень у 5% вместо 15% учащихся, что свидетельствует о эффективности проделанной работы.



    Выводы по 3 главе


    Итак, данное исследование мы провели на базе 1 класса. В эксперименте участвовало 13 детей. В начале мы провели констатирующий эксперимент- Работа на констатирующем этапе эксперимента осуществлялась в двух направлениях:

    I цель выявить у младших школьников исходный уровень сформированности логических универсальных учебных действий;

    II цель выявить исходный уровень сформированности у младших школьников представлений о массе тела и способах её измерения.

    В рамках первого направления использовались такие методы, как анализ письменных работ учащихся; наблюдение.

    Итак, было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности логических УУД у учащихся 1 класса

    Оцениваемые УУД: логические умения анализировать, сравнивать, умение самостоятельно найти способ решения проблемы, знаково символические- умение моделировать и преобразовывать модель.

    В начале работы дети допускали много ошибок, практически все задания вызвали затруднения.

    После этого мы провели формирующий эксперимент.

    Мы применяли соответствующие возрасту и интересам детей задания и упражнения на измерение, сравнение единиц массы. Большинство детей усвоили данный материал.

    Таким образом, используя разнообразные развивающие задания, направленные на практическое их выполнение, мы повысили качество знаний и умений по теме «Масса и единицы ее измерения».

    После проведения формирующего этапа исследования было проведено повторное тестирование ребят

    По данной диаграмме видно, что произошел существенных рост показателей. Так высокий уровень подготовленности к изучению темы у 20% учащихся против 15% в предыдущем тестировании (все задания выполнили без ошибок), выше среднего уровня у 55% вместо 40% учащихся (допустили одну ошибку, в основном, в первом задании), средний уровень у 20% вместо 30% учащихся, низкий уровень у 5% вместо 15% учащихся, что свидетельствует о эффективности проделанной работы.

    Таким образом, используя разнообразные развивающие задания, направленные на практическое их выполнение, мы повысили качество знаний и умений по теме «Масса и единицы ее измерения».



























    Приложения

    Приложение 1

    Фрагменты уроков по формированию отдельных видов логических УУД у младших школьников при изучении массы тела и способов ее измерения



    Цели:

    1. Познакомить учащихся с новой величиной и единицей величины. Дать представление об исторических данных.

    2. Развивать внимание, логическое мышление, память.

    3. Прививать интерес к математике.

    Планируем формировать

    • анализ;
    • синтез;
    • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Оборудование: компьютер, проектор.


    ХОД УРОКА.


    I. Организационный момент.

    - Долгожданный дан звонок! Начинается урок!


    II. Актуализация знаний.

    а) Устный счет.

    - К нам спешил на урок Вова, но случилась беда. Он упал. Из его портфеля выпали все цифры. Нужно помочь собрать все цифры. (Работа с презентацией. Учащиеся называют по порядку числа, а ученик у доски ставит их на место).

    - Вова просит помощи. Он просит проверить, правильно ли решил примеры? (Учащиеся устно считают и проверяют ответы Вовы).


    б) Открытие нового знания.

    Предлагается для сравнения две одинаковые коробки (одинаковой формы, размера, цвета), но при этом одна пустая, другая заполненная прищепками.

    Вначале демонстрируется на расстояний. Отличий дети не обнаруживают. Затем дети берут в руки и обнаруживают отличия: одна коробка легче, а другая тяжелее.

    - Какая коробка легче? Какая тяжелее? Отличие ли это быть легче или тяжелее другого предмета? (Да, это признак).

    Обе коробки помещаются на чашечки весов, уравновешенные перед этим и чашечки перемещаются.

    - Почему одна чашечка опустилась, а другая поднялась? (Потому что одна коробка тяжелее, а другая легче).


    в) Задание 1.

    - И снова беда у наших друзей. Мама дала Пете яблоко, Вове грушу, Кате лимон, а Лене клубнику. Они никак не могут решить: чей предмет самый тяжелый. Что нужно сделать, чтобы узнать, чей предмет самый тяжелый? (Ответы детей: Взвесить). Правильно, их надо взвесить и тогда мы узнаем, какой предмет тяжелый. Что нам для этого понадобится? (Весы).

    - Взвешиваем яблоко и лимон. У Пети или у Кати самый тяжелый предмет? (Они одинаково весят). Скажите, пожалуйста, у Пети или у Вовы самый тяжелый предмет? (Самый тяжелый предмет у Вовы). Сейчас мы взвесим яблоко Пети и клубнику Лены. Одинаковы ли по весу яблоко Пети и клубника Лены? Чей предмет тяжелее? (Они разные. Яблоко Пети тяжелее, чем клубника Лены).

    - Легче - тяжелее - это свойство (признак) предметов? (Ответы детей).

    - Мы с вами познакомились с новым свойством, которое называется масса.


    в) Минутка для отдыха.

    Спинку выпрямили, руки опустили вниз. Смотрим только глазками. Посмотрели вверх и улыбнулись солнышку, посмотрели вниз, посмотрели на своего соседа справа и улыбнулись ему, посмотрели на соседа слева и улыбнулись. Посмотрели на меня.


    г) Задание 2.

    - Петя положил на одну чашу весов яблоко, на другую чашу весов положил клубнику. Помогите Пете выразить массу яблока в ягодах клубники. (Одно яблоко равно 5 ягодам клубники).

    Массу можно измерить, результат измерения записать с помощью числа. Масса это величина.


    д) Задание 3.

    - К нам заглянула Катя-сладкоежка. Катя решила измерить массу яблока в шоколадках. Сколько шоколадок она использовала, чтобы масса предметов была одинакова? (Она использовала две шоколадки). Как мы запишем в своих тетрадях? (Яблоко равно двум шоколадкам).

    - Получается, что 5 клубник = 2 шоколадкам? Но 5 > 2. Нет ли здесь ошибки? (Нет. Так как клубника является меркой, и шоколадка тоже мерка).


    III. Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Все умеем мы считать.

    Отдыхать умеем тоже

    Руки за спину положим.

    Голову поднимем выше.

    И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках

    Столько раз,

    Ровно столько, сколько пальцев

    На руке у вас!

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Топаем ногами.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Хлопаем руками.


    IV. Закрепление полученных знаний.

    а) Задание 4.

    - Вова просит вас сравнить массу дыни и массу пакета риса. Какой меркой выражена масса дыни? (Мерка яблоко). Чему равна масса дыни? (5 яблокам).

    В чем выражена масса пакета риса? (Масса пакета риса выражена в бананах). Чему равна масса пакета риса? (Масса пакета риса равна 5 бананам). Можно ли выполнить задание Вовы? Почему? (Выполнить задание Вовы мы не можем. Так как используются разные мерки). Что нужно сделать, чтобы это задание можно было выполнить? (Нужно измерить массу одной меркой).

    - Правильно. Чтобы выполнить задание Вовы нам нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она 1 килограмм это одна из мерок массы. Число, которое получаем при измерении массы, - мера массы.

    Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы правильно сравнить разные предметы, нужна единая мера веса. И тогда они придумали. Ею мы пользуемся до сих пор. Существовали и другие меры, но они в настоящее время не употребляются.

    Один килограмм сахара будет равен одному килограмму соли. Так как используется одна мерка. Сахара один килограмм и соли столько же.


    б) Минутка для отдыха.

    Потянулись,

    Посмотрели на соседа справа улыбнулись,

    Посмотрели на соседа слева улыбнулись,

    Посмотрели прямо. Сели красиво.


    в) Задание 5.

    - Используя единую мерку, можем сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Ответы детей). Чему равна масса дыни? (Ответы детей). Значит масса дыни равна 3 килограммам.

    Чему равна масса пакета с рисом? (Ответы детей). Одинакова ли масса дыни и масса пакета риса? (Ответы детей). Как мы узнали? (Сравнили полученные массы).


    г) Задание по карточке.

    - Выполняем задание, приготовленное Катей.

    Задание 1.

    - Поможем Кате уравновесить математические весы. Какие числа нужно вставить в первых весах? (1, 2). Какое число нужно вставить во вторых весах? (4)

    Какое число нужно вставить в третьих весах? (8).


    Задание 2.

    - Поможем решить задачу Пете. Что нам известно в задаче? (Клубники купили 9 кг, а малины на 2 кг меньше). Что нам нужно найти? (Сколько кг малины купили). Записываем краткую запись. Как мы найдем, сколько купили кг малины? (9 2 = 7 (кг)). Как запишем ответ? (7 кг малины купили.)

    - Молодцы.


    V. Итог урока.

    - Что нового мы узнали на уроке? (Ответы детей).

    - С какой величиной познакомились? (Ответы детей).

    - Как называется мерка массы? (Ответы детей).

    - Какой вывод мы можем с вами сделать? (Меры масс, измеренных одинаковыми мерками, можно сравнивать, складывать и вычитать).

    - Спасибо всем за урок.



    Задания























Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Логические универсальные учебные действия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.