Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Менеджмент соцсферы

  • Вид работы:
    Другое по теме: Менеджмент соцсферы
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    06.04.2017 11:10:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    ТЕМА: Роль открытости системы менеджмента социальной сферы в организации труда


    Содержание


    Введение3

    1. Понятие менеджмента в социальной сфере5

    1.1 Теоретические основы менеджмента в социальной сфере5

    1.2 Особенности менеджмента в социальной сфере8

    2. Открытость системы менеджмента социальной сферы в организации труда13

    2.1 Система менеджмента социальной сферы в организации труда13

    2.2 Система открытости менеджмента социальной сферы18

    Заключение23

    Список литературы25














    Введение


    Социальная сфера это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности, это сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, уровень материального благосостояния, образования. Нестандартность менеджмента в социальной сфере является квалификационная структура занятого в ней персонала. Доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, составляет более половины от всех работников, что в несколько раз выше показателей в других отраслях. Соответственно и уровень ожиданий от оплаты и организации труда соответствует квалификации данных работников.

    Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов. [2].

    Механизмы менеджмента в социальной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов.

    Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

    Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

    Изучение теории и практики социального менеджмента и тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в обществе, не будет эффективным, если не обратиться понятиям и механизмам их формирования.
















    1. Понятие менеджмента в социальной сфере


    1.1 Теоретические основы менеджмента в социальной сфере


    Понятие менеджмента как новой формы управления социальными процессами и отношениями сегодня прочно вошло в теоретический и практический обиход. Вместе с тем это понятие достаточно многопланово. При том, что понятие менеджмента применяется и к социальной, и к политической, и к коммуникативной сферам, корневым, базисным все-таки является управление социально-экономическими процессами.

    Целями социальной деятельности являются охрана жизни и здоровья людей; обеспечение и поддержание их жилищных условий на достойном уровне; предоставление возможностей для получения образования и трудоустройства; обеспечение справедливых условий оплаты труда; обеспечение благополучной старости и т. д. Необходимо знать, что формирование социальной сферы идет непосредственно за счет развития экономических, материально-производственных условий, а также финансовых и товарных рынков. Объектами изучения социальной сферы в узком смысле являются человек как потребитель услуг и товаров, его физическое здоровье, умственные и другие способности, а также сведения о его деятельности.[6].

    Деятельность в социальной сфере можно разделить по целевому назначению на группы, как то:

    - развитие человеческих ресурсов

    - обслуживание населения

    - защита населения.

    Менеджмент в социальной сфере уделяет особое внимание работе социальных организаций, обеспеченности социальных групп соответствующими услугами, необходимыми для поддержания жизни людей и их развития. Данная деятельность базируется на социально-экономических исследованиях, в ходе которых рассматриваются вопросы:

    - изменения состава народонаселения, способов увеличения его численности

    - территориального и природно-климатическое размещения людей

    - возможности свободного перемещения по стране и за ее пределами, выбора местожительства и работы

    - создания экономических условий.[10].

    Менеджмент в социальной сфере имеет свои особенности, они следующие:

    - характер процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания народа, охраны его здоровья, культурного развития, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.

    Для процессов, возникающих в социальной сфере, характерны высокая нравственная, духовная составляющая, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая денежная рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого процессы социальной сферы заслуживают особого отношения общества и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.

    - особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области. Как правило, собственность этих организаций, в отличие от государственной, муниципальной и частной собственности, относится к группе «прочие формы». Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т. п. Все формы собственности этой группы существуют в соответствии с особыми законами, отличающимися от действующих для государственной, муниципальной и частной собственности.

    Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда здания и помещения, необходимое оборудование, компьютеры, аудио и видеотехника, оргтехника и т. д.

    Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти, которые и являются их собственниками. В этих условиях в распоряжении организаций социальной сферы обычно оказываются лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные организации спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Серьезных правовых механизмов разграничения форм собственности организаций социальной сферы, способных защитить права этих организаций и их трудовых коллективов, пока не существует.

    - некоммерческий характер организаций, осуществляющих деятельность в этой области. В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Это, естественно, значительно ограничивает возможности предприятий социальной сферы в заработке необходимых им для деятельности средств и заставляет в большей степени полагаться на помощь государства, спонсоров и благотворителей.

    Вместе с тем некоммерческие организации имеют и ряд отличий, дающих им дополнительные возможности эффективной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с законодательством, в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие могут иметь в качестве учредителей, участников и вкладчиков государственные органы и органы местного самоуправления.

    Некоммерческие организации в качестве юридических лиц могут учреждать, быть участниками и вкладчиками коммерческих предприятий, что также помогает им получать средства, необходимые для основной деятельности.

    - получение организациями, работающими в этой области, ряда льгот, которыми государство поощряет эту общественно полезную деятельность. [6].

    К таким льготам относятся льготы по налогам (на прибыль, на добавленную стоимость, на продажи и т. д.), льготы по ведению внешнеэкономической деятельности (пошлины, квоты и т. д.), льготы по приобретению (приватизации) имущества и его использованию (аренда, лизинг и т. д.), льготы по получению и использованию государственного кредита, по материально-техническому снабжению.


    1.2 Особенности менеджмента в социальной сфере


    Социальная сфера играет самостоятельную роль в развитии общества и обладает существенной спецификой. Управление в этой области деятельности также имеет свои отличительные особенности, понятия менеджмента в социальной сфере.

    Значимость процессов, в которых осуществляется управление, не только для отдельной личности, но и в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания, охраны здоровья, культурного развития народа, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.

    Для процессов, протекающих в социальной сфере, характерны значительное влияние нравственной, духовной составляющей, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого различные виды деятельности в данной области заслуживают особого отношения со стороны общества и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.

    Особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в социальной сфере. Речь идет о «прочих формах» собственности, отличных от государственной, муниципальной или частной. Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т. п. Подобные формы собственности существуют в соответствии с особыми законами, которые отличаются от установлений, действующих для государственной, муниципальной и частной собственности.[11].

    Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда ¾ здания и помещения, оборудование, оргтехнику, аудио- и видеотехнику, компьютеры и т. д.

    Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти и находится в их собственности. В этих условиях в распоряжении таких организаций обычно оказываются лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Действенных правовых механизмов по разграничению форм собственности организаций социальной сферы пока не существует, права этих организаций и их трудовых коллективов пока практически не защищены.

    Организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, носят, как правило, некоммерческий характер. В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению записанных в их уставе целей и соответствует им. Это значительно ограничивает возможности предприятий социальной сферы заработать необходимые им для деятельности средства и заставляет в большей степени полагаться на государство, спонсоров и благотворителей.

    Вместе с тем некоммерческие организации имеют и ряд отличий, дающих им дополнительные возможности для эффективной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с законодательством, в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие могут иметь в качестве учредителей (участников) и вкладчиков государственные органы и органы местного самоуправления. Некоммерческие организации в качестве юридических лиц могут учреждать, быть участниками и вкладчиками коммерческих предприятий, что также помогает им получать средства, необходимые для основной деятельности.

    Получение организациями, работающими в социальной сфере, ряда льгот, которыми государство поощряет эту общественно полезную деятельность. К таким средствам поощрения относятся льготы по налогам (на прибыль, на добавленную стоимость, на продажи и т. п.), по ведению внешнеэкономической деятельности (пошлины, квоты и т. п.), по приватизации государственного имущества и его использованию (аренда, лизинг и т. д.), по получению и использованию государственного кредита, по материально-техническому снабжению и многое, многое другое.

    Перечисленные льготы при умелом использовании существенно расширяют материальные возможности организаций социальной сферы, создают условия для весьма прибыльного бизнеса в интересах главной уставной цели этих организаций. Нельзя, однако, не упомянуть о том, что вышеперечисленные льготы, как показывает опыт, служат благодатной почвой для криминала, получающего с их помощью баснословные прибыли и удовлетворяющего свои корыстные интересы. [8].

    Ограниченность применения в социальной сфере рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. Эта особенность является обобщающей. Она вытекает, во-первых, из того, что услуги социальной сферы необходимы подавляющей части общества, а оплачивать их могут далеко не все. Поскольку реализация этих услуг соответствует интересам всего общества (ведь от плохого здоровья, необразованности и невоспитанности населения страдают все), эту функцию берет на себя государство как институт, представляющий общество в целом. Отсюда бюджетное финансирование и активное участие государственных органов в регулировании социальных процессов. Во-вторых, если услуги предприятий социальной сферы отдать на откуп рыночной стихии, поставить их возможности в зависимость от рыночных цен, конкуренции, прибыльности и т. п., то эти услуги перестанут решать социальные задачи и превратятся в обыкновенный товар, который достается не тем, кто в нем особенно нуждается, а тем, кто способен за него заплатить. Поэтому такие экономические рычаги, как ценообразование и налогообложение, в необходимой мере должны находиться не в руках отдельных предпринимателей, а у всего общества, т. е. у государства.

    В-третьих, осуществление государством бюджетного финансирования социальной сферы и предоставление упомянутых выше льгот социальным организациям приводит к необходимости вести тщательный контроль деятельности этих организаций, обеспечивающий целевой характер расходования средств и исключающий злоупотребления. Эти функции также берет на себя государство.

    Рассмотренные особенности и проблемы менеджмента сферы услуг влияют на процесс реализации всех управленческих функций. Если законы, закономерности, принципы и методы менеджмента практически одинаковы для производства и сферы услуг, то основные функции менеджмента (планирование, организация, мотивирование, контроль) в различных сферах деятельности имеют определенную специфику. Поэтому в следующих разделах учебника будут более подробно охарактеризованы функции менеджмента и особенности их проявления на предприятиях и в организациях сферы услуг. Современный социальный менеджер это:

    Во-первых, это управляющий, наделенный властью и руководящим коллективом.

    Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные качества и эмоции.

    В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

    В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

    В-пятых, это инноватор, знающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или “ноу-хау”.

    В-шестых, это просто человек, честный, обладающий глубокими знаниями и разносторонними способностями, высоким уровнем культуры, отличающийся решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть образцом во всех отношениях.[7].

    2. Открытость системы менеджмента социальной сферы в организации труда


    2.1 Система менеджмента социальной сферы в организации труда


    Организация труда это приведение трудовой деятельности людей в определенную систему. Она характеризуется внутренней упорядоченностью, согласованностью и направленностью взаимодействия для реализации совместной программы и цели.

    Организация труда понимается и как деятельность по установлению и изменению порядка взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для успешного достижения целей трудовой деятельности.

    Организация труда это и определенный порядок, система трудовой деятельности человека; система мероприятий, устанавливающих порядок и условия осуществления трудовой деятельности, и направленная на эффективное использование трудовых ресурсов.[9].

    Организация труда имеет статический аспект (структуру труда) и динамический (функционирование, поведение, взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности).

    Под влиянием научно-технического прогресса, изменения средств производства, технологий, форм и методов управления и т.д. модифицируются структуры труда, происходит замена одних форм организации труда другими, более эффективными в конкретных условиях. Сложные формы организации труда имеют иерархическую структуру и разные уровни на уровне общества, предприятия (учреждения), на рабочем месте.

    Общественная организация труда это определенный способ упорядочения и регулирования трудовой деятельности в обществе. К ней относятся: формы и методы привлечения людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства, разделение и кооперация труда в обществе, распределение результатов труда между членами общества, обеспечение воспроизводства рабочей силы.

    Организация труда на предприятии (учреждении) рассматривается как определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для достижения заранее поставленной цели трудовой деятельности. Организация труда на данном уровне предполагает разделение и кооперацию труда, разработку методов труда, с помощью которых может быть выполнен тот или иной вид работы, организацию рабочих мест, создание условий труда, подбор и расстановку кадров, определение перечня функций и обязанностей каждого работника, установление меры труда с помощью нормирования, организацию оплаты труда; установление правил дисциплины труда, обеспечивающих порядок и согласованность в работе; режим труда и отдыха работников.[15].

    Организация труда на рабочем месте требует разумного подхода. Она включает такие аспекты, как максимальный учет функциональных возможностей человека, определение порога утомления, работоспособности, степени реакции на непредвиденные раздражители, устойчивости к факторам среды (температурным скачкам, шуму, давлению и т.д.). Наряду с профессиональным отбором, обучением, тренировкой большое значение имеет привлечение инженеров-психологов для лучшего приспособления рабочего места к возможностям человеческого организма, и, соответственно, создания условий для повышения эффективности труда работника.

    Добиться от людей желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренних установок или воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимулов.

    По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.

    Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы связаны с теми потребностями, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте). В то же время возможности экономических стимулов ограничены, поэтому принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Ему противостоят:

    - в стремление к благотворительности

    - в безразличие по отношению к материальным благам, в частности деньгам

    - невозможность достижения с их помощью многих целей, ради которых люди, наоборот, часто жертвуют материальной выгодой

    - иррациональность поведения человека

    - психологические факторы (например, неприятие риска)

    - эффект насыщения потребностей (даже престижные блага мотивируют лишь до определенных пределов, а потом приедаются).[4].

    Установлено, что при изменении абсолютной величины вознаграждения уровень притязаний индивида изменяется не линейно. Сначала он повышается, ибо в первую очередь оценивается неполученный доход, возможность заработать который имелась. По мере повышения вознаграждения индивид начинает обращать внимание на получаемый доход, достаточная величина которого его притязания ослабляет.

    Неэкономические стимулы делятся на организационные (создание благоприятных условий труда, здоровый климат в коллективе, высокие цели) и моральные (награждение премиями, подарками, выражение публичной или личной благодарности). Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес приобретает результативность труда, оказывающая решающее влияние на эффективность производства. Кроме того, по мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени. Правильная организация труда способствует рациональному использованию оборудования и времени работающих на нем, что повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства. Эффективный менеджмент невозможен без четкой организации труда. Организация труда должна базироваться на достижениях науки, отечественном и зарубежном опыте, обеспечивать повышение производительности труда. На уровне предприятия организация труда представляет собой систему рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов.

    Деятельность компании в первую очередь должна основываться на максимально выверенной организации труда. Достижение наилучшего результата осуществляется путем предварительного досконального изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные элементы и выбора тех из них, которые наиболее соответствуют достижению поставленных перед компанией стратегических целей.

    Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:

    1. технико-технологические, которые выражают влияние, оказываемое организацией и нормированием труда на совершенствование структуры предприятия, специализацию производств, выбор оптимальных вариантов технологических процессов. Все решения, принимаемые по перечисленным направлениям (проектирование цехов, разработка новых технологических процессов, конструирование оборудования и оснастки и др.), требуют использования одного из критериев трудоемкости трудовых процессов, устанавливаемой с помощью такого направления организации труда, как нормирование;
    2. экономические, выражающие направленность организации труда на создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость изготовления продукции, высокую рентабельность производства. Такая взаимосвязь обеспечивается на основе выбора оптимальных вариантов разделения и кооперации труда, применения передовых приемов и методов труда на рабочих местах, оптимальных систем их обслуживания, установления обоснованных и напряженных норм труда, создания комфортных условий труда;
    3. психофизиологические, предполагающие создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья (режим труда и отдыха, оптимизации темпа работ при установлении рабочим меры труда, созданию на рабочих местах нормальных условий труда);
    4. социальные, ставящие целью повышение содержательности и привлекательности труда (выбор рациональных форм разделения и кооперации труда, обеспечивающих оптимальное сочетание физических и умственных усилий работающих при выполнении возложенных на них функций или работ).[10].

    Основными задачами научной организации труда в деятельности компании являются:

    1. разработка и внедрение в рабочую деятельность компании наиболее эффективных форм разделения труда и его кооперация;
    2. максимальное использование достижений современной науки и техники;
    3. совершенствование нормирования труда;
    4. комплексное изучение затрат рабочего времени по выполнению определенных операций, стадий работы, а также подготовка и установление показателей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий персонала;
    5. повышение продуктивности живого труда (повышение квалификации, интенсификация труда);
    6. организация рабочих мест, создание соответствующих законодательству условий труда и его безопасности.

    2.2 Система открытости менеджмента социальной сферы


    Результативность менеджмента способность системы менеджмента обеспечить в соответствии с поставленной целью достижение конечных результатов, удовлетворяющих определенные потребности и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы.

    Существуют условия открытости менеджмента социальной сферы , при которых менеджмент результативен:

    - высокий уровень достижения цели, где социально-экономическая система достигла результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель;

    - уровень удовлетворения потребности, при котором конечные результаты соизмеримы с потребностью;

    - уровень возможного расширения производства, когда определена потенциальная потребность, являющаяся основанием для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития;

    - достижение положительных результатов по каждому виду функционального менеджмента.

    Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации.

    Основная функция эффективности достижение цели за счет управленческого воздействия и взаимодействия.[16].

    Открытость менеджмента социальной сферы это характер происходящих процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания народа, охраны его здоровья, культурного развития, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.

    Для процессов, возникающих в социальной сфере, характерны высокая нравственная, духовная составляющая, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая денежная рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого процессы открытости менеджмента социальной сферы заслуживают особого отношения и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.

    Вторая особенность открытости менеджмента социальной сферы особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области. Как правило, собственность этих организаций, в отличие от государственной, муниципальной и частной собственности, относится к группе «прочие формы». Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т. д. Все формы собственности этой группы существуют в соответствии с особыми законами, отличающимися от действующих для государственной, муниципальной и частной собственности.

    Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда здания и помещения, необходимое оборудование, компьютеры, аудио и видеотехника, оргтехника и т. п.

    Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти, которые и являются их собственниками. В этих условиях в распоряжении организаций социальной сферы обычно оказываются лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные организации спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Серьезных правовых механизмов разграничения форм собственности организаций социальной сферы, способных защитить права этих организаций и их трудовых коллективов, пока не существует.

    Третья особенность открытости менеджмента социальной сферы как правило, некоммерческий характер организаций, осуществляющих деятельность в этой области. В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Это, естественно, значительно ограничивает возможности предприятий социальной сферы в заработке необходимых им для деятельности средств и заставляет в большей степени полагаться на помощь государства, спонсоров и благотворителей.

    Вместе с тем некоммерческие организации имеют и ряд отличий, дающих им дополнительные возможности эффективной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с законодательством, в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие могут иметь в качестве учредителей, участников и вкладчиков государственные органы и органы местного самоуправления.

    Некоммерческие организации в качестве юридических лиц могут учреждать, быть участниками и вкладчиками коммерческих предприятий, что также помогает им получать средства, необходимые для основной деятельности. [20].

    Четвертая особенность открытости менеджмента социальной сферы получение организациями, работающими в этой области, ряда льгот, которыми государство поощряет эту общественно полезную деятельность.

    К таким льготам относятся льготы по налогам (на прибыль, на добавленную стоимость, на продажи и т. д.), льготы по ведению внешнеэкономической деятельности (пошлины, квоты и т. д.), льготы по приобретению (приватизации) имущества и его использованию (аренда, лизинг и т. д.), льготы по получению и использованию государственного кредита, по материально-техническому снабжению и др.

    Упомянутые льготы при их умелом использовании существенно расширяют материальные возможности организаций социальной сферы, создают условия для весьма прибыльного бизнеса в интересах главной уставной цели этих организаций.

    Нельзя, однако, не упомянуть о том, что эти заманчивые льготы, как показывает опыт, являются благодатной почвой для бессовестного криминала, получающего с помощью таких льгот баснословные прибыли для удовлетворения своих корыстных интересов.

    Пятая особенность открытости менеджмента социальной сферы ограниченность применения в этой области рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. Эта особенность является обобщающей. Она вытекает, во-первых, из того, что услуги социальной сферы необходимы подавляющей части общества, а оплачивать их могут далеко не все. Поэтому менеджменту в этой сфере приходится искать нестандартные подходы. Поскольку реализация этих услуг в интересах всего общества (внимание к здоровью, необразованности и невоспитанности населения страдают все), эту функцию берет на себя институт, представляющий общество в целом государство. Отсюда бюджетное финансирование и активное участие государственных органов в управлении, регулировании процессов социальной сферы.

    Предоставленные рыночной стихии услуги социальной сферы, ее возможности, зависящие от рыночных цен, конкуренции, прибыльности и т. п., перестают решать социальные задачи и превращаются в обыкновенный товар, который достается не тем, кто в нем особенно нуждается, а тем, кто способен за него заплатить. Поэтому такие экономические рычаги, как ценообразование, налогообложение, в необходимой мере должны здесь быть в руках не отдельных предпринимателей, а всего общества, т. е. государства.[13].

    Наконец, осуществление государством бюджетного финансирования социальной сферы и упомянутые выше льготы социальным организациям заставляют вести тщательный контроль деятельности этих организаций, обеспечивающий целевой характер расходования средств и исключение злоупотреблений. Эти функции должны быть использованы менеджментом социальной сферы.












    Заключение


    На основании вышенаписанного делаю выводы что социальный менеджмент в системе социальных технологий является целой системой и теорией и практикой управления сложными социальными процессами, имеет свои парадигмы, уровни, методы, ценности, специфические системы технологических императивов, пропорции, временные параметры, качественные и количественные критерии гармонизации систем.

    Управление социальным, экономическим и духовным развитием одна из важнейших форм социального управления, модификации и модернизации социальных отношений. В основе создания сбалансированного общественного организма, конечно, лежит экономико-хозяйственная жизнь. Поэтому рассмотрение вопросов социального управления начинается всегда с проблем управления в экономико-хозяйственной сфере. При этом часть вопросов методов современного управления в условиях рыночных отношений отнесем к социальному менеджменту.[14].

    Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки деловитости и потенциала каждого человека. В этой связи растет стремление воздействовать на условия трудовой деятельности, содержание труда и направления его интеллектуального развития. Так как общество заинтересовано в росте благосостояния, то вопросы собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики вышли в число важнейших проблем социального управления. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в управлении производством.

    Важной социальной ценностью является создание гарантий для справедливого распределения материальных благ, осуществление на деле соответствия меры труда и меры потребления а так же меры социальной помощи тем кому это необходимо. Актуальной в этой связи является социальная роль многообразных форм собственности, методов организации труда не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в сфере быта, в торговом и коммунальном обслуживании. Управление социально-экономическими процессами охватывает и такую важную сторону жизни трудящихся, как укрепление их здоровья, обеспечение нормального отдыха.[17].

    Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для таких социальных групп, как молодежь, женщины, дети и люди преклонного возраста.



















    Список литературы


    1. Абчук В. А. Менеджмент: учеб. СПб.: Союз, 2014. С. 22-23.
    2. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. М.: Дашков и Ко, 2015.
    3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России Учебное пособие. М.: Академический проект, 2016. С.18
    4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: учеб.- М.: Логос, 2013 С.119
    5. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника - М.:2014. С. 207
    6. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учеб. пос. для вузов. М., 2016.
    7. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина, 2014.
    8. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. 320с.
    9. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / Чемеков В.П. М.: Вершина, 2017. 208с.
    10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 2018. 496 с.
    11. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2011.
    12. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина, 2014.
    13. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. 320с.
    14. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / Чемеков В.П. М.: Вершина, 2017. 208с.
    15. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с.
    16. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учеб.пособие / Отв.ред. П.В.Палехова. М.: ИНФРА-М, 2016. 128с.
    17. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой: Учебное пособие. М.: Союз, 2014.
    18. Основы социального управления: Учеб. пособие /А.Г. Гладышев, В.Н.
    19. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2015. 271с.
    20. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2013.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Менеджмент соцсферы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.