Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Опека и попечительство

  • Вид работы:
    Другое по теме: Опека и попечительство
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    23.07.2018 14:45:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    Актуальность темы исследования заключается в том,что настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними является как никогда актуальной.

    По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

    Опека и попечительство это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

    Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов , которые связаны и с семейным , и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных . Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах , а их решением занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, чтоопеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

    В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом" Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" его основных положений в гражданское законодательство.

    Степень изученности проблемы.Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

    Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

    Объектомисследований является институт опеки и попечительства в РФ.

    Предметомнастоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

    Исходя из актуальности данной проблемы,цельпроводимого в дипломной работе исследования - анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

    В соответствии с указанной целью были поставлены следующиезадачи:

    1. изучить историю развития опеки и попечительства в РФ;
    2. рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ
    3. ;
    4. ;
    5. .

    Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

    В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальныеметодыпознания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.




    Глава 1 «Становление и развитие опеки и попечительства в России»

    1. История развития опеки и попечительства в России.

    Огромная потребность в опеке как способе замены родительского воспитания была во все времена, еще эпоху господства большой патриархальной семьи и у всех существующих наций..

    Первое летописное упоминание об опеке в России относят к 879 г. Оно представляло собой следующее: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, быстьбодщетеси вельми». Рюрик оставляет опекуном своему сыну его родственника. Поэтому после того как родители умирали опекунами становились ближайшие родственники, занимавшие место умерших. Это были прирожденные и законные опекуны. Другого вида опеки не существовало. Если не было ближайших родственников-мужчин опека доверялась матери, например, после смерти князя Игоря, тогда опекуншей над Святославом стала мать. Опекуну необходимо было заботиться о воспитании сироты, охраняя его от обид и несправедливостей. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких обязанностей по имуществу опекун не имел. В то же время родственники ребенка-сироты осуществляли строгий надзор за опекуном, их мнение считали непререкаемым.

    Небольшое количество сведений об опеке прошлого дополняются ст. 99 Русской Правды, в которой говорится: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим». То есть, дети после смерти своего отца передавались тому, кто был для них ближе. Согласно Русской Правды, опекуну в любом случае отдавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество ребенка-сироты за вознаграждение из доходов с этого имущества. В далеком прошлом опека над детьми существовала «докуды оны не измужают и не подымутцы и мне их беречь, кормить и поить собою вместе». Подобная неопределенность в обозначении срока осуществления опеки объяснялась в основном отсутствием метрических записей, появившихся только в 1722г.

    Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться все более и более четко. Появляется опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью, имеющей властные полномочия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел.

    Реформы Петра I не обошли и опеку. Теперь же обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на магистраты, которым вменялось в обязанность назначать опекунов и наблюдать за ними, т.е. опека стала государственным учреждением, контролирующим деятельность опекунов. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительственных органов.

    В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям, для которых правовым основанием стал Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Теперь основной чертой опеки стала ее сословность. Отталкиваясь от сословной принадлежности ребенка-сироты, опекой ведали различные учреждения. Особенно тщательно регламентировалась так называемая дворянская опека. При каждом верхнем земском суде существовала дворянская опека для дворянских вдов и малолетних, о которых дворянскую опеку должен был уведомлять каждый дворянский предводитель. Получив эти сведения, дворянская опека узнавала о том, кто определен родителями опекунами к малолетнему, и не нужно ли ей самой избирать опекунов к особе малолетнего и его имуществу. Достаточно ясно ст. 209 Указа 1775 г. формулировала требования, которые предъявлялись к будущему опекуну человеку честного и порядочного поведения из числа родственников, свойственников или посторонних. Его добродетельные качества, честность, не зазорное поведение должны были подавать надежды к воспитанию малолетнего «в здравии и пристойном содержании».

    При каждом городовом магистрате учреждался городовой сиротский суд для установления опеки над детьми купеческих и мещанских вдов. Этот суд занимался опекой лишь по просьбе вдовы или после обращения главы города или ближайших родственников, свойственников малолетнего.

    Перечень лиц, которые могут быть опекунами детей «всякого звания городовых жителей», можно сказать, не отличался от существовавшего для принадлежащих к дворянскому сословию. Но он имел и свои особенности, ориентирующие на устройство малолетнего в зависимости от его состояния либо в общественное для «сирых» училище, либо к доброхотным людям, дабы он научился науке или промыслу, ремеслу, с тем, чтобы стать добрым гражданином.

    В конце XIX и начале XX в. в России деятельности опекуна, его правам и обязанностям уделялось больше внимания. Хотя все также их основу составляли правила, подобные тем, что были записаны во времена Екатерины II. Однако положение дел с опекой, особенно над детьми-сиротами из крестьян, не соответствовало существующим потребностям. В сельской местности, если ребенок становился сиротой, сельский сход выяснял, не окажется ли в том же сельском обществе благонадежный человек, который пожелал бы усыновить сироту или добровольно принять его на воспитание. Но из-за того, что чаще всего чаще всего таких не находилось, дети, оставленные без надзора, бродяжничали и побирались до тех пор, пока не находился добрый человек «презритель», принимавший сироту на попечение. Такое случалось не только с крестьянскими детьми. Случаи уклонения от опеки были частыми, отчего масса несовершеннолетних вырастала без всяких опекунов либо под безответственной властью лиц, взявших ребенка на свое попечение. Главной причиной несовершенства опеки того времени было отсутствие четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

    После Октября 1917 г. опека стала не сословной ,а общегосударственной. Правовой основой данного института стал Кодекс законов о Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г., имеющий специальный раздел «Опекунское право». Предметом всеобщего внимания стала административно-правовая сторона опеки, это объяснялось стремлением избавить опеку над несовершеннолетними от влияния семьи, родственников, так как главным считалось обеспечение правильной постановки дела общественного воспитания ребенка-сироты. В связи с этим, в центре внимания оказались личные, а не имущественные права подопечного. Опекун же назначался из числа лиц, способных выполнять эту задачу. И лишь немногие граждане вправе были отказаться от такого назначения. Особенность опеки того времени состояла в том, что критерии утраты родительского попечения были весьма специфическими. Опекун назначался, например, и в том случае, когда родители, с обывательской точки зрения, хорошо обращающиеся с детьми, давали им воспитание, которое противоречило всем началам нового строя, внушали детям вражду и ненависть к советскому строю и к коммунизму, развивали в детях контрреволюционные идеи. Так общеполитические, сугубо идеологические установки влияли на судьбу осиротевших детей.

    Теперь нельзя было быть опекуном (попечителем) лицу, лишенному избирательных прав. Что касается защиты имущественных прав подопечных детей, то она осуществлялась на безвозмездных началах, об этом также говорилось в кодексе. В то же время в кодексе перечислялись возможные источники существования подопечного, опекуну в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного.

    Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. продолжил линию на более тщательную постановку вопросов, связанных с опекой. Четко были обозначены цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечительства, их обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству). Данный кодекс содержал и существенные нововведения. Например, назначение опекуна (попечителя) могло состояться только с его согласия. Особое внимание уделялось опеке и попечительству над детьми, которые находились на воспитании или попечении в государственных учреждениях или общественных организациях, предусматривалась возможность получения подопечным, не имеющим достаточных средств к существованию, государственного пособия на его содержание.


    2.1 Современная опека и попечительство

    В настоящее время, одной из форм устройства детей, которые остались без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой принято понимать передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, в семью опекуна на воспитание. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

    А попечительство это передача подростка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не имеют права совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием. Необходимо тщательно оценивать намерения лиц, но предпочтение отдается более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

    Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, неспособные по состоянию здоровья исполнять обязанности по воспитанию.

    В современном мире, семья испытывает глубочайший кризис во всех странах мира. И это далеко не первый кризис. В России ХХ -XXI века он уже второй. Первый пришелся на 20-30 годы - это был кризис традиционной семьи, обусловленный модернизацией общества, но в большей степени спровоцированный политикой коммунистического государства. Кризис сопровождался пересмотром ролей супругов, обязательств родителей и детей, братьев и сестер и т.п.

    Главными факторами, способствовавшие нынешнему кризису, оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодность господствующего строя и декларируемых им нравственных ориентиров, стремительный переход к новым системам общественных и личных отношений. Тем не менее новый кризис, как и все предыдущие, не ведет к отмиранию института семьи. Совершенно верно все социологические опросы свидетельствуют, что семья признается высшей человеческой ценностью. Еще Платон писал: «Каждый из нас - это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.

    Семья как система социального функционирования человека меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Именно поэтому она считается одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Огромным изменениям подвергаются виды семейных отношений,совсем другими становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это связано с объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

    Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

    Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей попрошайничают и нищенствуют. Причем за этими детьми стоит кто-либо из взрослых, имеющих прямое или косвенное отношение к криминальному миру.

    Давно стала тривиальной фраза: «семья - ячейка общества». Этим определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте - семье. Экономический кризис общества оборачивается значительными материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей. Проблемы являются причиной снижения педагогического авторитета родителей, дефицита времени для воспитания детей, снижения качества общения родителей и детей и т.п.

    Социальная работа необходима для того, чтобы смягчать эти тяготы, помогая тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с кризисом. Главным и основным государственным организатором этой работы является Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные структуры.


    Глава 2 Технология социальной работы с детьми-сиротами.

    2.1 Основные субъекты, и формы оказания социальной помощи.

    Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социальногосиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д.

    Наиболее распространенные формы социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей:

    1. Передача детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения.К ним относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

    Дети в возрасте с самого рождения до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и. школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.


    Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.

    Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта "прикованность” к одному месту, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что-либо, организовать свободное время и т. д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

    2. Усыновление (удочерение) ребенка- это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками, родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т. д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в "Положении о порядке передачи детей”, утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. .№ 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление.
    Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
    Приступая к работе по усыновлению, специалист по социальной работе должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемнуюсемью.
    Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от: индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.
    3.Опека (попечительство) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стоны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

    4. Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
    Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
    Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников.
    Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999 г. утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
    2.2 Органы опеки и попечительства РФ.
    Орган опеки и попечительства(орган опеки) вРоссии это орган государственной исполнительной властисубъектаРоссийской Федерации, на который возложены функции поопекеипопечительству. Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве», который в редакции 2009 года позволяет передавать данные функции органам местного самоуправления(ст. 6, п. 1).

    Исходя из того, что недееспособные физические лица по той или иной причине не способны реализовывать свои права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства. Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства. Законодательство предоставляет право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Деятельность государственного органа исполнительной власти, его полномочия закрепляются законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, которые желают занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

    Основными функциями социального органа являются:

    1. защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством;
    2. надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юр.лицами, осуществляющими уход за подопечными;
    3. осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности);
    4. разрешение споров между опекунами и подопечными;
    5. ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов.

    Для качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы следующие полномочия:

    1. выявление лиц, требующих защиты;
    2. инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
    3. предоставление опеки/попечительства;
    4. инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций;
    5. заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного;
    6. согласование сделок относительно имущества подопечных.
    7. представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
    8. выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
    9. подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование
    10. проверка условий проживания подопечных
    11. привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
    12. контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей

    В современном мире все больше усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связывают с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них важное место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или же оставшиеся без родительского попечения.

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, устанавливающие опеку и попечительство:

    1. органы здравоохранения (над недееспособными и ограниченно дееспособными).
    2. органы образования (над несовершеннолетними).
    3. органы социального обеспечения (над дееспособными лицами с физическими отклонениями)

    Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании родителей и т.д.

    В настоящее время действует Федеральный закон от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения.

    Трудностью в работе органов опеки и попечительства является отсутствие в городах структуры, которая не только координировала бы, но и контролировала работу районных органов, решала бы вопросы опеки и попечительства на уровне субъекта Федерации. Важно определить какие полномочия опеки и попечительства решаются на уровне районной, а какие - на уровне городской администрации и какой именно структурой. Это будет способствовать единообразному пониманию и применения действующего законодательства в области опеки и попечительства несовершеннолетних.

    Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в наиболее сложных случаях составлять план по защите прав ребенка, в котором органы опеки и попечительства устанавливали бы перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка, а также организовать переписку между опекунскими семьями по обмену опытом, накопление и проводить анализ опыта воспитания приемного ребенка; обеспечивать необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией; для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству.

    Необходимость органов опеки и попечительства подтверждена жизненным опытом и многолетней практикой.

    2.3 Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    Дополнительные гарантии права на образование.

    Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
    Выпускники этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 200 руб. (в ред. Федерального закона от № 122-ФЗ 07.08.2000). Помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Кроме того, им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (в ред. Федеральных законов № 122-ФЗ от 07.08.2000, № 34-ФЗ от 08.04.02).
    При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
    Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.
    Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
    В основные обязанности медицинских работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.
    Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.1998г.)
    В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание ввиде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).
    Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
    При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
    В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.
    Дополнительные гарантии права на труд.
    Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации утвержден постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
    Социально-правовые услуги.
    За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.
    Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за несоблюдение положений Федерального закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством Российской Федерации.
    Психологическая помощь.
    Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи. Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение и т. д.
    В Кемеровской области осуществляются меры по обеспечению гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также осуществляется дополнительный вид социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме признанных недееспособными и проживающих в детских домах-интернатах для инвалидов с умственной отсталостью, путем открытия специальных накопительных банковских счетов, на которые до достижения ими возраста 18 лет, ежемесячно зачисляются денежные средства в размере 100 рублей.

    Как уже было отмечено, сиротство относится к социальным проблемам, которые, видимо, будут существовать всегда. Его объем может быть сокращен за счет уменьшения доли социального сиротства. В связи с этим можно выделить несколько направлений социальной политики государства: профилактика социального сиротства (ликвидация таких социальных болезней, как асоциальное, дезадаптированное поведение, употребление алкоголя, наркомания и т. д.; эффективная семейная политика; оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Опека и попечительство ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.