Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Подростки в соцсетях

  • Вид работы:
    Другое по теме: Подростки в соцсетях
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    25.01.2017 13:59:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков

    в социальных сетях ………………………………………………………….….6

    1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика…6

    1.2. Отличительные особенности виртуального общения подростков

    в социальных сетях………………………………………………..……………15

    Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях……………………………………………………………………………..22

    2.1. Исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива/группы подростков…………………………...22

    2.2. Результаты исследования коммуникативного поведения подростков

    в социальных сетях и их интерпретация……………………………………...30

    Заключение………………………………………………………………..……33

    Список используемых источников и литературы………………………..…..34

    Приложение А………………………………………………………………..…37

    Приложение Б…………………………………………………………………..40













    Введение

    Актуальность проблемы исследования. В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне. Социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.

    Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически правильно становится трудно решаемой задачей.

    Феномен влияния социальных сетей на коммуникативное поведение подростков реализуется, в том числе, и через подкрепление у них норм поведения, являющихся одобряемыми в социальных сетях. Наиболее восприимчивыми к влиянию социальных сетей на коммуникативное поведение и наиболее активными их пользователями, оказываются подростки.

    Актуальность исследованияобусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.

    В повседневной жизни у каждого человека происходило множество коммуникативных процессов, благодаря которым производился обмен разной информацией в самых разных сферах деятельности человека.

    Термин «коммуникативное поведение» появился относительно недавно, в 1989 году его ввел в оборот лингвист, доктор филологических наук Иосиф Абрамович Стернин. Ранее тоже пытались описать это термин. Это было еще в 7080-ых ггXXвека. В этих научных трудах советского народа впервые были описаны национальные особенности коммуникативного поведения различных народов. Последующее развитие в этой области было приостановлено.

    И.А.Стернин определил коммуникативное поведение как совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной ит. д.групп, а также отдельной личности.Данное поведение (как вербальное, так и невербальное) личности или группы людей в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума.

    Коммуникативное поведение является частью широкого понятия коммуникация, которое в свою очередь является частью человеческого бытия. Человек как социальное существо нуждается в постоянном контакте с другими людьми (Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Мерлин В.С., Мясищев В.Н., Панферов В.Н.). Реализация коммуникативного поведения возможна только через активность и деятельность. Деятельность, а, следовательно, и коммуникативное поведение рассматривается на трех уровнях системы: личность субъекта деятельности; совокупность объективных факторов социальной микро- и макросреды (социума); процесс взаимодействия первой со вторыми (Карпов А.В.).

    Актуальность данной темы проявляется также враспространении виртуального общения среди подростков. Развития средств сетевого общения расширяется социальное взаимодействие, вкаких то случаях происходит замена им реального, непосредственного общения. Разговоры по душам вреальности уподростков стали редкостью. Но не стоит забывать, что вряд ли виртуальное общение сможет заменить живое неформальное общение. Роль общения состоит не только втом, чтобы разговаривать ислушать, но еще ичувствовать друг друга, ощущать, соприкасаться. Иживое общение никогда по этим показателям не уступит виртуальному.

    Требуют теоретического осмысления и вопросы, связанные с определением условий и средств формирования коммуникативного поведения подростков (Г.А. Кудрявцева, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.).

    Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования.

    Цель исследования: изучить особенности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.

    Объект исследования: коммуникативное поведение подростков.

    Предмет исследования: процесс формирования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие и характеристику коммуникативного поведения подростков;
    2. Изучить отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях;
    3. Провести исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива подростков;
    4. Проанализировать результаты исследования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.

    Методы исследования:

    - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;

    -эмпирические: беседа, диагностика.

    База исследования: МОУ СОШ № 128 Дзержинского района г.Волгограда. группа 7 «а» и 7 «б» классы.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.






    Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков в социальных сетях

    1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика

    Прежде чем преступить к выявлению сущностных характеристик коммуникативного поведения подростков, необходимо выяснить значения основных понятий: «коммуникация», «общение».

    Коммуникация (от англ. communicate сообщать, передавать). Под вербальной коммуникацией понимается обычно целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией. Существует и невербальная коммуникация, которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию, с другой обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного) [13, с.87].

    Общение (от англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми [21, с.74].

    Общение как сложный и многогранный процесс имеет свою структуру. К структуре общения модно подойти по-разному, как и к определению го функций. К.М. Андреева характеризует структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1, с.98].

    Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. По мнению Г.М. Андреевой все эти термины весьма условны. Автор указывает на предложенные Б.Ф. Ломовым три функции общения: информационно-коммуникативнную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную [12, с.86].

    Проблема коммуникативного поведения активно разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной психологии.

    Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин определяюткоммуникативное поведениекак поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума [20, с.86].

    Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать его как нормативное или ненормативное. Согласно И.А. Стернину, о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные, ситуативные, групповые и индивидуальные нормы общения.

    А) Общекультурные нормы общения

    Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми в целом вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности. Это стандартные, повторяющиеся коммуникативные ситуации: обращение, знакомство, извинение, комплимент, разговор по телефону, благодарность и др.

    Общекультурные нормы общения обладают определенной национальной спецификой. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских - нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно необязательно.

    Б) Ситуативные нормы общения

    Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Напрмер, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения -вертикальном(вышестоящий - нижестоящий) игоризонтальном(равный - равный). В ситуативных нормах коммуникативного поведения может наблюдаться национальная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской - как вертикальное, общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских.

    В) Групповые нормы коммуникативного поведения

    Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, тендерных, социальных, возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, преподавателей, милиционеров, детей, родителей и т. д.

    Г) Индивидуальные нормы коммуникативного общения

    Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой индивидуальное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Индивидуальная норма включает также устойчивые нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

    Коммуникативное поведение народа выступает в реальной коммуникации в двух аспектах - вербальном и невербальном. Вербальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный - с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жесты, мимика, дистанция, поза и т. д.).

    К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение. По мнению Ю.Е. Прохорова и И.А. Стернина, бытовое поведение совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей [11, с. 31]. К коммуникативному поведению примыкает также социальный символизм. По мнению И.А. Стернина, социальный символизм - это отражение в сознании людей семиотической функции, которую пробретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира [11, с. 31]. Социальный символизм является компонентом национальной культуры.

    Подростковый возраст является очень важным для развития коммуникативного поведения, так как в этот период происходят значительные изменения во всех сферах, обеспечивающих данную способность.

    Подростковый возраст трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений. Важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10-15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку. Решение проблем формирования активной жизненной позиции невозможно без знания особенностей психического развития в подростковый период [1, с.65].

    Для подросткового возраста характерно осознание индивидом своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Вот почему деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой создавать условия для развертывания определенных форм отношений, свидетельствующих о признании подростка как члена общества [17, с.78].

    Участие подростков в общественно полезной деятельности не только обеспечивает их признание взрослыми, но и создает возможности расширения всех форм общения, развертывающегося в системе «я и другие люди», «я и общество»; в результате именно эта деятельность обусловливает основные психологические новообразования подросткового возраста.

    Основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальных возможностей утвердить себя среди них. В этой ситуации наблюдающаяся у подростков тяга к общению с товарищами может быть лишь проявлением совместного переживания непонятости миром взрослых.

    В подростковом возрасте существенно расширяется практика общения, причем построение межличностных отношений становится предметом собственной активности подростка (по мнению Г. А. Цукерман [Цукерман, 2009], ведущей деятельностью в этом возрасте является социально-психологическое экспериментирование). Это способствует отработке коммуникативных умений и навыков. Развитие личностной и социально-психологической рефлексии создает условия для совершенствования когнитивного компонента коммуникативной компетентности: анализа коммуникативных ситуаций, понимания собственной позиции и позиции партнера. Благодаря развитию самосознания появляется стремление и способность к самопознанию и самоизменению. В исследовании Е. В. Хайянен [3, с.28] было установлено, что становление личностной рефлексии у подростков снижает внутреннюю конфликтность личности и повышает социальную их адаптивность, способствует формированию системы ценностей. С помощью личностной рефлексии увеличивается адекватность самопознания и самоотношения подростков. Как отмечает автор, личностная рефлексия дает подростку возможность переосмысливать не только ситуацию взаимодействия, но и вести поиск новой информации о себе, меняя стереотип разрешения проблемы.

    Таким образом, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются возможности для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой.

    С другой стороны, совершенствование коммуникативной компетентности как способности строить эффективное общение в силу значимости общения оказывает все более существенное влияние на развитие личности. По данным различных исследований, неумение общаться задерживает процесс самопознания и, как следствие, формирование самооценки, обусловливает низкое самоуважение. Многие подростки обнаруживают низкий уровень личностной саморегуляции, социальной перцепции, коммуникативных навыков. У половины подростков уровень коммуникативного опыта ниже среднего [4, с.94].

    Таким образом, коммуникативное поведение формируется, начиная с дошкольного возраста.

    Анализ литературы позволяет выделить следующие условия, способствующие его развитию:

    1. Обучение навыкам общения в процессе воспитания в семье, в детских дошкольных учреждениях, начиная с младшего школьного возраста в деловом взаимодействии учащихся, организованном учителем; в разнообразной практике общения.

    2. Развитие интеллектуальной и личностной рефлексии, способствующее как пониманию партнера, коммуникативной ситуации, так и развитию адекватной самооценки, позитивного самоотношения.

    3. Развитие таких личностных характеристик, как эмпатия, личностное отношение к сверстнику, ориентация на сотрудничество, субъект-субъектные отношения, адекватная самооценка, позитивное самоотношение в процессе воспитания в семье, адекватным образом организованное педагогическое общение.

    Рассмотрим принципы всфереформирования коммуникативной компетентности у подростков.

    Поиск условий формирования коммуникативной компетентности учащихся, в том числе коммуникативной компетентности, в практике основной школы решается сегодня на основе анализа осознанной деятельности субъекта, концепция формирования и развития которой разработана в русле культурно-исторической теории личности (Л.И. Божевич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б. Д. Эльконин и другие). В разработке условий формирования коммуникативной компетентности как ключевой, следует опираться на одну из наиболее важных идей Л.С. Выготского о том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях с окружающими взрослыми, которые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его развития.

    Если обратиться кпродуктамкоммуникативной деятельности, то первейшимиз них являются взаимоотношения партнеров по коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяется характером общения. «Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит». Другим продуктом коммуникативной деятельности является образ себя и другого, который становится результатом познания различных качеств (своих и другого). В процессе коммуникации они отражаются в сознании и формируют образ другого человека и самого себя. «Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Именно общение вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания».

    Исходя их вышеизложенного, можнопредположить, чторазвитие коммуникативнойкомпетентности особенно важновосновной школе, поскольку общение является ведущей формой деятельности в подростковом возрасте и основные трудности в общении школьники испытывают из-за недостаточной сформированности коммуникативных умений. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

    Речевая направленность обучения черезобщение. Этоозначает практическую ориентацию урока. Прежде всего, этокасается содержания урока, форм иметодовегоорганизации. Чем ближе они к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др. Ситуативность, ролевая организация учебного занятия. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе коммуникативных ситуаций, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы развить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия.

    Личностная ориентация общения. Любойчеловек отличается от другогосвоими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.

    Коллективное взаимодействие такойспособ организации учебного процесса, прикоторомученики активнообщаются друг сдругом и условиеуспеха каждогоявляется условием успеха остальных. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

    Речевая направленность обучения через общение чем ближе уроки к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др.

    Ситуативность, ролеваяорганизацияучебного занятия. Принципиальноважным является отбор иорганизацияматериалана основе коммуникативныхситуаций, которые интересуют учащихся каждоговозраста. Чтобыразвить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия. Личностная ориентация общения. Любой человек отличается от другого своими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.

    Коллективное взаимодействие такойспособ организации учебного процесса, прикоторомученики активнообщаются друг сдругом и условиеуспеха каждогоявляется условием успеха остальных.



    1.2. Отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях


    Еще одной проблемой коммуникативного поведения впоследнее время влитературе педагогической, психологической разбирают возникновение новой формы аддиктивного поведения, которая связана синформационными технологиями. Такая проблема как компьютерная зависимость от социальных сетей.

    Переживая сложный период физиологического ипсихологического становления личности, трудности всоциальной адаптации, многие подростки находят решение своих проблем вуходе отреальности ввиртуальный мир. Дети погружаются внего впоискахсамоутверждения, реализуя там свои силы испособности, а именно вмире компьютерных игр исети Интеренет, при этом личностный рост вреальной жизни уходит навторой план [5, с.34].

    Данные множественных исследований таких детей говорят о типичности признаков. Как правило, для них характерна «дисгармония вфункционировании эмоциональной сферы, проявляющаяся внеспособности кчеткому дифференцированию своих чувств, вневозможности адекватно реагировать вкоммуникативных ситуациях [6, с.37].

    Стиль речевого поведения подростков меняется под влиянием СМИ исети Интеренет.

    С. И. Выготский всвоей работе «Обратная сторона Интернета» писал онекотором жаргоне падонкафф (иные названия данного явления: «обланский язык», «олбанкцей йезыг»). Жаргон падонкафф, который широко распространился вRunet вначале XXI века. Стиль употребления русского языка сфонетически почти верным, нонарочно неправильным написанием слов (так называемым эрративом), употребление брани и нецензурной лексики [5, с.43].

    Данный стиль речевого поведения часто переносится подростком ивреальную жизнь. Насегодняшний день вошли вобиход такие выражения, как «аффтар жжот», «убейся апстену» и так далее.

    Некоторые ученые говорят, что данный элемент речевой культуры был создан людьми образованными вкачестве некоторой языковой шутки, ивысмеивает подобный стиль общения, который очень часто встречается унеграмотных подростков.

    Возможность отрицательного влияния в увлечении «сетями» отрицать нельзя. Довольно часто безобидная напервый взгляд привычка прятаться заанонимностью сети Интернет, приводят кпереносу стиля сетевого общения вреальную жизнь.

    Речевая деятельность подростков приобретает коммуникативную агрессию.

    Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. Содной стороны, это сознательная ориентация адресанта насубъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор. Сдругой стороны, вагрессивном общении, независимо оттипа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо кадресату, либо кпредмету речи (аффективный вектор).

    Спсихологической точки зрения целью агрессивного речевого поведения вмежличностной служит желание оскорбить, унизить речевого партнера [2, с.7].

    В подростковом возрасте одним изглавных критериев формирования самооценки является мнение сверстников, следовательно, общение сними превращается вособую деятельность подростков, которая занимает вихжизни важное место и выделяется в самостоятельную сферу жизни визвестном смысле личной жизни.

    Таким образом, коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее значение вформировании личности. Но подросток, обладая противоречивыми особенностями, невсегда может удачно реализовать себя в коммуникативной функции.

    Подростки извлекают модели коммуникативного поведения изтрех основных источников, таких как семья, взаимодействие сосверстниками исимволические примеры, навязываемые масс-медиа. Психологи ипедагоги часто связывают причины коммуникативных провалов икоммуникативной агрессии сотрицательным влиянием СМИ исети Интернет. Виртуальное общение, которое вначале позволяет подростку чувствовать себя защищенным инезависимым, может стать причиной неадекватного реагирования подростков вкоммуникативной ситуации.

    Часто коммуникативная деятельность подростков не вполне развита, вней преобладает клишированность иштампы.

    Оказать помощь подростку во избежание подражания негативным образцам речевого поведения могут нравственные, развитые вкоммуникативном плане примеры, которые может дать литература.

    Рассмотрим отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях.

    Можно выделить некоторые мотивы, которые толкают его на замену реального общения виртуальному. Во-первых, это анонимность. Винтернет-среде подросток может вносить осебе данные, отличные от реальных. Он может проявить большую свободу высказываний, передавать ложную информацию. Это дает ему чувство безответственности ибезнаказанности. Интернет-общение помогает подростку создавать осебе впечатление по своему выбору, не ограничивает возможность становится тем, кем он хочет быть. Предпосылкой анонимности можно считать добровольность. Подросток сам добровольно завязывает контакты или избегает их, может прервать их, что может привести ксущественным различиям конструируемой виртуальной иреальной личностей, возникновению девиантного поведения. [10, с.32] Что касается различий между женским имужским общением посредством интернета, то для начала следует выделить понятие гендер. Гендер это социокультурно обусловленная совокупность различий между мужчинами иженщинами. [3, с.33] Для юных девушек интернет это общение иподдержание социальных связей. Они более депрессивнее относятся ктакому виду общения (виртуальному), при этом проявляя свою тревожность. Несмотря на ограниченные возможности передачи эмоционального состояния через сообщения, девушки стараются использовать практические все инструменты Интернета для повышения эмоциональности своего общения. Для парней-подростков интернет представляет собой поле для скачивания файлов, программ, фильмов ионлайн-игр. Что касается общения, мальчики подростки восновном характеризуются короткими, четкими сообщениями, вотличие от сообщений девушек. Как считают Ш.Текл иДж.Морахан Мартин, доминирование на форумах, группах ипри обсуждении новых тем инициатором обычно выступает молодой человек. Девушки же восновном остаются без внимания иподдержки ксвоим заявленным темам.

    Дж.Сулер выделил «эффект раскрепощения» воснове которого выделяют два варианта:

    1) Выход отрицательных эмоций, удовлетворение деструктивных потребностей;

    2) Реализация возможности быть откровенным ине закрываться внекоторых личных аспектах [4, с.89]. При переходе от виртуального общения креальному бывшие виртуальные собеседники начинают испытывать удивление иразочарование от несоответствия их представлений или реальной личности. Во-вторых, это ограниченное сенсорные переживания, трудность выражения эмоций. ВИнтернете теряют свое значение невербальные средства общения, которые вреальном общении являются основными. Следует обратить особое внимание на психологию социальных сетей. Социальная сеть эта услуга, помогающая людям поддерживать связь сдрузьями иколлегами. Она является своеобразным онлайн сервисом, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения исамовыражения. На данный момент большинство молодежи имеют блоги истраницы сразу внескольких Интернет- порталах. ВРоссии наиболее популярными социальными сетями являются Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук иЖивой Журнал.

    Очевидно, что социальные сети обладают колоссальными ресурсами для формирования зависимостей именно у подростков и молодежи, которые очень не уверены в себе, только учатся жить, готовы верить всем окружающим, обманывать о своей жизни.

    Обозначим ряд особенностей, характерных для всех форм виртуального общения, выделенных исследователями Михайловым В.А. и Михайловым С.В.:

    Прежде всего, рассматриваемый вид общения отличается своей виртуальностью. В связи с развитием новых информационных технологий образуется виртуальное пространство, которое базируется на переходе всего и вся в состояние виртуальности. Таким образом, виртуальность обеспечивает совместное местопребывание реальных явлений, которые в действительности не представлены вместе.

    Также виртуальное общение отличается своей глобальностью. Под глобализацией коммуникации подразумевается «предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения». Количество пользователей сети Интернет стремительно растет, предположительно Интернет способен охватить всех жителей планеты.

    Глобальность отличается потенциальностью, то есть фактически индивид непосредственно общается с определенным, не очень большим количеством людей, но потенциально может вступить в контакт с любым и каждым. Таким образом, исчезают пространственно-временные ограничения коммуникации, происходит так называемое «размывание» государственных и национальных границ.

    В виртуальной коммуникации могут участвовать как знакомые друг с другом люди для поддержания контакта, так и незнакомые для поиска новых знакомств. Но, несмотря на это, как для первого, так и для второго случая коммуникации будет характерна неформальная форма общения, независимо от степени близости отношений людей.

    Следующей характерной чертой виртуального общения является интерактивность. Современная коммуникация ориентирована на индивидуальное использование информации, то есть человек сам выбирает необходимую ему информации, в отличие от традиционных СМИ, где информация предоставляется массовым потоком. Таким образом, в современном мире СМИ перерастают в средства массовой коммуникации, вследствие чего трансформируется само социальное общение. Человек стремится к диалогу и незамедлительному включению в общение.

    Для виртуального общения свойственен кратковременный характер, краткость сообщений, а также использование большого количества сокращений.

    Также виртуальное общение отличается гипертекстуальностью. С точки зрения анализируемой проблемы под гипертекстуальностью понимается многозначность, полидискурсивность виртуального общение, которые возникают за счет участья в коммуникации множества представителей разнообразных культур.

    В виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная», созданная самим человеком индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации. С этим явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения креативность. Пользователь способен сам создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира.

    С понятием самопрезентации в виртуальном пространстве связана еще одна черта виртуального общения анонимность, которая выражается в использовании псевдонимов («ников») и отсутствии какой-либо значимой реальной информации об участнике общения. Таким образом, проявляется некий парадокс виртуального общения, которое основано на межличностной коммуникации, но при этом осуществляется в безличной форме.

    Заключительной чертой виртуального общения выделяют мозаичность. Данная черта выражается в рассеянности и отсутствии иерархии виртуальной среды. Отсутствие центра вызывает появление хаотичных структур, не имеющих какой-либо упорядоченности. Это приводит к нарушению целостности восприятия у человека, которое дополняется еще и наличием множества самоидентификаций [8, с.6].

    Сетевое общение стало скудным вплане невербального общения. Но не смотря на это, люди стремятся восполнить утрату этой составляющей инаходят другие способы усиления смысла текста ипередачи эмоций. Обычно для выражения эмоций пользователи предпочитают пользоваться особым шрифтом, подчеркиванием, постановкой знаков препинания вопределенном порядке.

    Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях

    2.1. Исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива/группы подростков


    Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ №128 Дзержинского района г.Волгограда в 7 «а» и 7 «б» классах. Количество испытуемых 55 человек (25 мальчиков и 30 девочек).

    В результате беседы мы выяснили, что большинство учащихся 7-х классов зарегистрированы в социальных сетях (92% из числа опрошенных), не зарегистрированы всего 2 человека (8%).

    Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:

    • ДругВокруг 20 учащихся (83%);
    • Вконтакте 11 учащихся (46%);
    • Одноклассники- 2 учащихся (8%);
    • Мой мир@Mail 1 учащийся (4%);
    • Facebook 2 учащихся (8%)

    Причем многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.

    Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.

    Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).

    Формулируя эмпирическую цель изучения особенностей представлений о коммуникативном поведении подростков в социальных сетях и нереализованные потребности подростков, реализуемые в условиях социальных сетей, была использована авторская методика: опросник «Субъективные представления о целях коммуникативной активности в социальных сетях» (В.Б.Никишиной, О.И.Самосват) [25, с.67]. Текст опросника представлен в Приложении А.

    Каждый подросток, регистрируясь в социальной сети и проявляя в ней активность коммуникативного поведения, ставит себе цель и рассчитывает на определенный результат своей деятельности. Мы выделили следующие категории возможных целей активности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: социальное принятие; коммуникация; информация; уверенность в себе; деятельность; самовыражение; снятие стресса, способ отвлечься от проблем, развлечения; иное.

    Эмпирически установлены субъективные представления подростков о целях их активности коммуникативного поведения в социальных сетях. В частности мы установили, что основные представления подростков о том, что им дают социальные сети это социальное принятие, развлечения и способ избавления от стресса и проблем не опосредованной реальности (Рис. 2.1).

    Рис. 2.1. Долевое распределение субъективных представлений подростков о целях активности коммуникативного поведения в социальных сетях (%)

    Ключевыми целями активности коммуникативного поведения в социальных сетях среди подростков являются социальное принятие (19%), снятие стресса (21%), развлечения (18%).

    Таким образом, подростки реализуют в социальных сетях следующие нереализованные потребности безопасность, отдых, социальное одобрение.

    Преобладающее большинство подростков обращаются к социальным сетям с целью отвлечься от проблем и избавиться от стресса. Подросток имеет возможность сам контролировать свои действия в социальной сети и выбирать область, в которой он будет осуществлять деятельность.

    Он может поделиться своими проблемами, или почитать о похожих проблемах в тематических сообществах, он может отвлечься, изучая информация, которая представлена в социальных сетях в различных формах, может выплеснуть накопившиеся эмоции и стресс, проецируя их на людей или объекты, не относящиеся к его близкому кругу (а значит безопасные).

    Подростки обращаются к социальным сетям в поисках социального одобрения. Ключевыми способами социального одобрения в социальных сетях являются лайки, подписки, количество друзей, комментарии.

    Социальные сети помогают реализовать нереализованные потребности подростка в отдыхе, безопасности и социальном одобрении. Нереализованные потребности реализуются через механизм замещения. Подобное замещение возможно в виду феноменов социальных сетей, которые позволяют более безопасно реализовать данные потребности.

    Ранее установлено, что социальное одобрение в социальных сетях выражается в количестве, а не в качестве. Таким образом, мы считаем необходимым изучить субъективную значимость для подростков социального одобрения в социальных сетях.

    Формулируя эмпирическую цель изучения субъективной значимости социального одобрения в социальных сетях, были использованы методики: авторская методика: «Шкала субъективной оценки значимости социального одобрения в социальных сетях» (В.Б. Никишина, О.И.Самосват); метод диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу-Крауна (текст метода в Приложении Б) [26, с.127].

    Решая задачу эмпирического исследование самооценки мотивации одобрения у подростков, были получены следующие результаты (Рис. 2.2). Рисунок 2.2. Долевое распределение уровней мотивации социального одобрения у подростков (%)

    Подростки, проявляющие коммуникативную активность в социальных сетях, ориентированы на поиск социального одобрения(в не опосредованной реальности и в социальных сетях).

    Мотивация одобрения является ведущей у 61% испытуемых, у 24% она высоко значима. Таким образом, 85% подростков, проявляя коммуникативную активность в социальных сетях, руководствуются мотивом поиска социального одобрения. Подростки выстраивают свое поведение таким образом, чтобы оно получило позитивный отклик у социальной группы, а именно у виртуального сообщества.

    Не смотря на то, что подростки часто пытаются скрыть свою заинтересованность в положительной оценке и похвале окружающими, они ориентированы на получение одобрения от социального окружения. Полученные данные согласуются с представлениями психологов о потребности подростка в похвале и одобрении. В не опосредованной реальности подросток ждет эмоционального отклика и на положительное и на отрицательное свое поведение. В зависимости от того, какое именно поведение будет подкреплено ожидаемой подростком реакцией, будет выстраиваться дальнейшая схема поведения.

    В социальных сетях формирование схемы поведения происходит по тому же принципу. В зависимости от того какое именно коммуникативное поведение будет подкреплено ожидаемой подростком реакцией, будет выстраиваться дальнейшее поведение в социальных сетях.

    Так как преобладающее большинство подростков ожидают одобрения своему поведению (позитивной реакции), то мы можем утверждать, что поведение подростков в социальных сетях формируется под влиянием выражения социального одобрения в виде элементов социального одобрения в социальных сетях.

    В зависимости от того какие именно поведенческие и коммуникативные особенности будут подкреплены элементами социального одобрения в социальных сетях, будет формироваться индивидуальный коммуникативный и поведенческий стиль индивида в социальных сетях.

    Коммуникативный и поведенческий стиль будет формироваться в рамках социально одобряемого поведения, так как именно с его помощью можно получить больше элементов социального одобрения, на которое замотивированы подростки.

    Отличительной особенностью социального одобрения в социальных сетях является ее субъективная оценка пользователем. В социальных сетях не существует четких границ популярности и принятия, каждый пользователь индивидуально оценивает свои достижения в социальных сетях (кому-то достаточно 8-10 лайков и 60 друзей, чтобы чувствовать себя принятым социальным окружением, а для кого-то необходимо 200-300 лайков и 400 друзей, чтобы испытать то же чувство).

    Субъективная ценность социального одобрения в социальных сетях отражает отношение пользователя к оценке его коммуникативной активности в социальных сетях. Субъективная ценность может быть высокой, что говорит о том, что для пользователя высоко значимо получать элементы социального одобрения в социальных сетях, что позволит ему чувствовать себя принятым другими пользователями. Средняя субъективная ценность означает стремление пользователя к получению элементов социального одобрения в социальных сетях, но более низкого количества, нежели при высокой субъективной ценности. Низкая субъективная ценность говорит о низком стремлении к получению элементов социального одобрения в социальных сетях, или о полном отсутствии такого стремления.

    Субъективная ценность социального одобрения в социальных сетях и стремление к его получению во многом определяют коммуникативное поведение подростков. В частности, для получения большего числа элементов социального одобрения в социальных сетях наиболее эффективна стратегия проявления социально одобряемого поведения.

    Социально одобряемое поведение поведение индивида, отвечающее социальным нормам поведения. Такое поведение должно отвечать ожиданиям социального окружения. Основные ожидания в социальных сетях: открытость, доступность личной информации, публикация востребованной информации, поддержание диалога, активное обновление профиля, проявление социального одобрения через элементы социального одобрения в социальных сетях по отношению к другим пользователям сети и т.п.

    Решая задачу эмпирического исследование субъективной значимости социального одобрения в социальных сетях, были получены следующие результаты (Таб. 2.1.).

    Таблица 2.1.

    Субъективная значимость социального одобрения в социальных сетях (%)

    Принятие социально

    одобряемого поведения

    Стремление к социальному

    одобрению

    Субъективная ценность

    социального одобрения в

    социальных сетях

    Max58%83%81%Mid32%16%16%Min10%1%3%

    Социально-одобряемое поведение является ведущим типом поведения подростков в социальных сетях (58%). Такое поведение внешне направленно на создание позитивных и комфортных условий коммуникации, на поддержку участников коммуникации, а внутренне несет в себе мотив быть принятым социальным окружением и получить его поддержку. Каждый субъект, демонстрируя ожидаемое поведение, надеется получить такое же поведение в отношении себя.

    Стремление к социальному одобрению является ведущей целью активности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях. Большая часть испытуемых (83%), проявляя активность в социальной сети, надеется получить социальное одобрение своим действиям.

    Социальное одобрение в социальных сетях является дополнительным источником социального одобрения для подростков. Социальное одобрение в социальных сетях имеет высокую субъективную ценность для 81% подростков, для 16% подростков социальное одобрение в социальных сетях субъективно значимо. Таким образом, для 97% подростков социальное одобрение в социальных сетях имеет субъективную ценность и определяет их коммуникативное поведение в социальных сетях (Рис. 2.3).


    Рис. 2.3. Долевое распределение субъективной значимости социального одобрения в социальных сетях среди подростков (%)

    Коммуникативное поведение подростков в социальных сетях определяется ожиданием социального одобрения от пользователей сети и, в большинстве случаев, является социально- одобряемым.

    Для преобладающего большинства подростков характерно стремление к получению социального одобрения в социальных сетях. Проявляя коммуникативную активность в социальных сетях, они ожидают получить позитивный эмоциональный отклик в виде элементов социального одобрения в социальных сетях.


    2.2. Результаты исследования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях и их интерпретация


    В современном обществе появилась замена реальному общению это общение в социальных сетях или киберобщение. Киберобщение стало неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Современный человек погружен в социальные сети. И общение в социальных сетях становится обыденным.

    Наше исследование показало следующие особенности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях:

    1. В социальной сети изменяется стиль общения. Индивиды все чаще используют сленг присущий виртуальному общению. В социальных сетях индивиды не могут распознать эмоции собеседника. При этом люди в социальных сетях чувствуют себя более раскрепощенее, так как они находятся на расстоянии с другими пользователями, не могут видеть собеседника и распознавать его эмоции.

    2. В результате исследования было выявлено, что социальные сети приводят к абстрагированию от реального мира. подросткок становится зависимым от социальных сетей. Все больше погружается в виртуальный мир. Почти все респонденты не могут отказаться от социальных сетей, так как будут чувствовать себя ущемленно в общении. Это может привести к дезадаптации личности.

    3. По данным, которые были получены в ходе исследования, было выявлено, что социальные сети является «фоном». Нахождение в «онлайн» для подростков необходимость. Многие респонденты совмещают свои дела с общением в социальных сетях. Так же социальные сети заполняют «внутреннюю пустоту» человека. Подросток, находясь в социальных сетях, чувствует себя не одиноким.

    4. В социальных сетях индивиды общаются в основном с друзьями, с которыми они общаются и в реальности, а не с незнакомыми люди. Но если все же люди знакомятся в социальных сетях, то эти знакомства не приводят к реальными встречам. Индивиды боятся увидеть не соответствие виртуального человека в реальности.

    5. Несмотря на погруженность в виртуальный мир, информанты указали, что у них в приоритете общение в реальности.

    Социальное одобрение в социальных сетях выражается через элементы социального одобрения социальных сетей. Социальное одобрение в социальных сетях, выражающееся в лайках, репостах, комментариях и подписках. Элементы социального одобрения в социальных сетях имеют двойственную направленность: с одной стороны они выступают как способ социального одобрения тому, кому данный элемент адресован; с другой стороны они выступают как косвенный способ привлечения социального одобрения к тому, кто данный элемент адресует.

    Социальное одобрение в социальных сетях имеет высокую субъективную значимость для подростков. Социальное одобрение в социальных сетях субъективно ценно для преобладающего большинства подростков, и позволяет им почувствовать себя принятыми другими пользователями сети. Для получения элементов социального одобрения в социальных сетях, подростки готовы корректировать свое поведение в рамках норм и стереотипов социально одобряемого поведения социальных сетей. Подростки демонстрируют те паттерны поведения, которые от них ожидают: открытость, доступность личной информации, демонстративность, активное обновление профиля, предоставление востребованной информации, выражение социального одобрения другим пользователям сети, использование специфических для социальных сетей форм общения.

    Для преобладающего большинства подростков характерно стремление к получению социального одобрения в социальных сетях. Проявляя активность коммуникативного поведения в социальных сетях, они ожидают получить позитивный эмоциональный отклик в виде элементов социального одобрения в социальных сетях.












































    Заключение

    Коммуникативное поведение - термин достаточно новый. Все аспекты, возможно, не до конца раскрыты. Однако, основное знание позволяет судить о состоянии коммуникативного поведения подростка. Рассмотрев возможные проблемы, помимо физиологически и психологически обусловленных на новом этапе развития, можно искать пути их разрешения. После чего выстраивать правильные взаимоотношения в коллективе сверстников, и минимизировать влияние социальных сетей, чтобы остановить регресс коммуникативного поведения подростков.

    Исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

    1. Общение в социальных сетях имеет свою специфику по сравнению с а) «живым» общением, б) другими формами традиционного письменного общения, в) другими формами интернет-коммуникации. По сравнению с «живым» устным общением коммуникация в социальных сетях, будучи полифункциональной, имеет ряд специфических характеристик: значимость визуальной информации; существование «в пространстве» экрана компьютера или мобильного телефона. Коммуникативная функция сочетается с функцией самопрезентации, а нередко и подчиняется ей.

    2. Формы и способы общения в социальных сетях развиваются вслед за появлением на данном сайте тех или иных технических возможностей (функционала) и зависят от умения и желания пользователей применять этот функционал в рамках собственной коммуникации с другими пользователями с целью обмена информацией, развлечения и др. Неотъемлемой частью сетевой коммуникации является использование таких невербальных средств выражения, как эмотиконы (смайлики) и стикеры. Социальные сети приводят к абстрагированию от реального мира. Индивид становится зависимым от социальных сетей. Все больше погружается в виртуальный мир. Почти все респонденты не могут отказаться от социальных сетей, так как будут чувствовать себя ущемленно в общении. Это может привести к дезодаптации личности.

    Список используемых источников и литературы:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М. Андреева. М., 2015. - 363 с.
    2. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. 2009 № 5. С. 138-141.
    3. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире /А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов // Вопр. психологии. 2017. № 3. С. 11-15
    4. Бейтсон Г. Природа и разум. Необходимое единство. / Пер. А. И. Фета. Новосибирск: Институт семейной терапии, 2015. 187 с.
    5. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М., 2011. - 256 с.
    6. Бразговская Е.Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры: учебное пособие / Перм.гос.пед ун-т. Пермь, 2012. 201 с.
    7. Булавкина Л. Сказка о рыбаке и рыбке в социальных сетях // Маркетинговые коммуникации, 2017.
    8. Войскунский А. Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета//Психологический журнал. 2014. Т. 25. №1. с.90-100.
    9. Гура В.В. Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве - Ростов-на - Дону, 2012.
    10. Горошко Е.И., Современные интернет-коммуникации: структура и основные характеристики// Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Изд-во Наука, Изд-во Флинта, 2013. 323с. с.9-52.
    11. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов / Н.П. Ерастов. Ярославль, 2013. - 264 с.
    12. Жмырко К. С. Особенности общения подростков посредством интернета // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1333-1335. URL https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 09.06.2018).
    13. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2013. - 223 с.
    14. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 2011. - 142 с.
    15. Ивашов А. И., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 2011. № 5.
    16. ИзотоваЕ.И.Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора. 2. БарановА.Е.Интернет-психология. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017.
    17. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых Екатеринбург: У-Фактория, 2016.
    18. Крупнов А. И., Жемчугова Л. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 2008.
    19. Лажинцева Е.М., Бочавер А.А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка//Вопросы психологии. 2015. № 4. - С. 49-57.
    20. Марисова Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения.1. Берлин, 2013. - 58 с.
    21. Мещеряков Б.Г..и др. Большой психологический словарь/Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 2013. - 672 с.
    22. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2015. - 414 с.
    23. Мудрик А.В. Общение школьников. М., «Знание», 2017. - 76 с.
    24. Никишина В.Б., Самосват О.И. Эмпирическое исследование способов социального одобрения в социальных сетях// Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers, on materials of the international scientific-practical conference November 30, 2015 Ed. SIC "LJournal", 2015. p.38 40.
    25. Никишина В.Б. Состояние зависимости: метапсихологический анализ/В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая. Курск: КГМУ, - 2012. с.252;
    26. Самосват О.И., Никишина В.Б. Особенности коммуникативного поведения подростков под влиянием поиска социального одобрения в социальных сетях// Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю.А. Зубок. Воронеж: ООО «ПТ», 2015. С.149-156.
    27. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции /Ф. Фукуяма. М.: АСТ, АСТ МОСКВА. 2014. 349 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Подростки в соцсетях ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.