Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Предпрофильная подготовка учащихся

  • Вид работы:
    Другое по теме: Предпрофильная подготовка учащихся
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    09.04.2018 3:07:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление



    Введение …………………………………………………………………………3

    Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся.. 6

    1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки …………………….6

    1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки..10

    Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся …21

    2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся…………..21

    2.2. Система мероприятий по предпрофильной подготовке учащихся …….26

    Заключение ……………………………………………………………………..42

    Список использованной литературы…………………………………………..44

    Приложения

































    Введение


    Актуальность. Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на ход просветительских реформ и общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные преобразования требуют формирования и развития личности нового типа экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. Многие выпускники школы пребывают в неопределенном положении, решая вопросы жизненного самоопределения. У многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых социально-экономических реалий. В связи с этим обоснован переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

    Главная задача, которая сегодня стоит перед российским образованием целостное развитие личности ученика, подготовка к дальнейшему его развитию после окончания школы. В Концепции модернизации российского образования указано, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    Решению этой задачи может помочь предпрофильное обучение, на которое сегодня школа возлагает большие надежды. Профессиональная направленность и допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость выпускника. Такая готовность к взрослой жизни один из важнейших параметров развития личности.

    Актуальность работы также заключается в том, что в современной ситуации, когда объем знаний, получаемых ребенком в школе, постоянно возрастает, переход к профильному обучению становится одним из средств оптимизации учебного процесса и решения возникающих проблем.

    На сегодняшний день в теории и практике образования накоплен значительный материал, посвященный различным вопросам организации, содержания, психолого-педагогического и методического обеспечения предпрофильной подготовки учащихся. Данной проблеме посвящены работы И.В. Гладкой, С.С. Кравцова, П.В. Матюхиной, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, А.А. Пинского, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, А.П. Тряпицыной, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и других. В образовательных учреждениях разработаны и успешно реализуются программы предпрофильной подготовки учащихся по различным специальностям и направлениям подготовки.

    Широкие возможности для реализации задач раннего приобщения к той или иной профессиональной деятельности представляют курсы по выбору, являющиеся одной из важнейших составных частей системы предпрофильной подготовки учащихся. Такие курсы вполне могут рассматриваться как инструмент «внутрипрофильной дифференциации, как средство компенсации профильной однонаправленности, как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся, формированию осознанного, ответственного выбора профессии».

    Важную роль играет организация информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся. Организация информационной работы может стать важным механизмом формирования у учащихся основ общекультурных и профессиональных компетенций по выбираемому направлению подготовки.

    Накопленный теоретический материал и практический опыт позволяет организовать предпрофильную подготовку учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений в процессе самоопределения относительно избираемой ими будущей профессии выбора направления будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности

    Таким образом, эти и другие проблемы определили выбор темы нашего исследования.

    Предмет исследования: организация информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся.

    Объект исследования: предпрофильная подготовка учащихся.

    Цель исследования: рассмотреть особенности организации информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся.

    Задачи исследования:

    1. рассмотреть понятие и структуру предпрофильной подготовки;
    2. изучить информационную работу как компонент предпрофильной подготовки;
    3. провести исследование профессиональной направленности учащихся;
    4. предложить систему мероприятий по организации предпрофильной подготовки учащихся.

    Структура работы: работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.









    Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся

    1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки


    Выпускник основной ступени школьного образования, поступая в старшую школу, должен предварительно определиться с выбором в отношении будущего профилирующего направления.

    Необходимым условием такого самоопределения учащегося является введение предпрофильной подготовки.

    Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования, ориентации учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования [5., с.87].

    Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

    В задачи предпрофильной подготовки входит:

    - актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;

    - обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;

    - создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности [5., с.95].

    Основными принципами предпрофильной подготовки являются:

    - Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования.

    - Обучение в основной школе, в том числе и предпрофильная подготовка, должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода

    - Предпрофильная подготовка не может являться основанием для специального отбора учащихся в связи с дальнейшей профилизацией.

    Цель курсов по выбору, составляющих содержание предпрофильной подготовки, состоит не в углублении предметных знаний, а в знакомстве с основными способами деятельности, характерными для различных сфер человеческой деятельности.

    - Непременное условие предпрофильной подготовки осуществление психолого- педагогического сопровождения учащихся, позволяющее помочь учащемуся определиться в ситуации выбора и организовать рефлексию причин его успешности (неуспешности) в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности.

    Структура предпрофильной подготовки состоит из трех компонентов:

    - профильная ориентация (приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве;

    - оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы);

    - информационный компонент (разработка информационной «образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети, разработка информационных носителей) и курсы по выбору [5., с.102].

    В результате реализации информационного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

    - сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;

    - знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;

    - информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;

    - данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

    В содержание информационного блока также входит:

    - информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования;

    - информирование о структуре рынка труда, состоянии и динамике рынка труда конкретной территории;

    - информирование о структуре и содержании профильного обучения на старшей ступени общего образования.

    Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:

    - самостоятельная работа учащихся по обработке информации;

    - презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы;

    - посещение образовательных учреждений и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки, дни открытых дверей и т.п.).

    Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:

    - оно не должно быть связано напрямую с академическим углублением в рамках отдельного предмета;

    - оно не должно являться пропедевтикой профильных курсов старшей школы;

    - оно должно вводить учащихся в мир современных профессий не путем ориентации на конкретные профессии, а через знакомство с набором социально- профессиональных ролей;

    - оно должно являться практико-ориентированным или прикладным.

    Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования ( включая профиль), либо рода занятий.

    Один из компонентов предпрофильной подготовки курсы по выбору, или элективные курсы. Наличие большого числа курсов по выбору, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и методами обучения, есть одно из условий эффективности предпрофильной подготовки [14., с.44].

    К сожалению, эта область насыщена множеством противоречий:

    между провозглашаемым обеспечением выбора и реальными условиями, которые не позволяют ученику удовлетворить свой выбор;

    между введением профильного обучения и отсутствием отработанного

    содержания;

    между необходимостью использования специальных форм деятельности учеников и отсутствием методик;

    между необходимостью осуществления учениками выбора и недостаточной готовностью их к этому выбору и т. д.

    В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:

    - диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий по выявлению склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности;

    - блок мониторинга, который включает в себя оценку личного продвижения учащегося в процессе освоения курсов по выбору;

    - блок работы с учащимися, включающий организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнения заданий по работе с информацией, индивидуальные консультации и групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.

    По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки.

    Основными организационными формами реализации психолого педагогического сопровождения являются:

    - самостоятельная работа учащегося по анализу и рефлексии, которая находит своё отражение в работе ученика со своим дневником предпрофильной подготовки или портфолио предпрофильной подготовки;

    - консультации (индивидуальные и реже групповые);

    - групповые тренинги.


    1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки

    Одной из задач, решаемых в процессе введения профильного обучения, является организация информационной работы. Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Информация необходима всем участникам образовательного процесса и каждому в полном объеме, в соответствии с его потребностями. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений должны получить в муниципальном управлении образования.

    Очень желательно, чтобы каждое муниципальное образование (город, район) составило в этих целях уже к началу учебного годасвою «образовательную карту», издав ее в форме буклета, и распространило последний среди 9-классников [12., с.64].

    Руководителям школ, муниципальных управлений образования, следует предусмотреть осуществление ряда заранее спланированных мероприятий, направленных на решение сформулированных задач. По существу, информационная работа здесь должна стать «содержательным путешествием» учащихся по образовательной карте территории, для чего необходимо спланировать соответствующий маршрут, формы, даты, достичь конкретных договоренностей о времени и форме ознакомительных мероприятий с руководителями образовательных учреждений (профильных школ и лицеев, техникумов и др.). Часть времени, вероятно несколько часов в целом, следует будет предусмотреть на внутришкольную (урочную или лекционно-семинарскую) составляющую информационной работы, когда необходимо будет отвечать на вопросы учащихся, обобщать получаемую ими информацию и проч.

    Рассмотрим информационные и организационные аспекты предпрофильной подготовки.

    Многие регионы уже успешно реализуют разнообразные подходы в информировании участников образовательного процесса в вопросах профильного обучения и предпрофильной подготовки, например, выпускаются информационные листки, буклеты, справочные пособия, проводятся теле- и радиопередачи, раздаются листовки, проводятся дни открытых дверей, малые и большие педагогические советы, разрабатываются «образовательные карты», проводятся виртуальные и реальные путешествия по «образовательным картам». Информационная работа с образовательной картой должна стать содержательным путешествием для ребят, с этой целью необходимо спланировать соответствующий маршрут, формы, даты, время проведения мероприятий с руководителями образовательных учреждений. На наш взгляд, не умаляя роли всех вышеназванных средств информации, одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей является «образовательная карта».

    Образовательная карта - это карта муниципального округа, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и учреждения, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение [12., с.66].

    Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката. Она может быть представлена на электронных носителях, на образовательных сайтах управлений, РОНО, отдельных школ. Обязательными элементами образовательной карты являются:

    1. Общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения.
    2. Расположение образовательных учреждений на карте (схеме) района с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения. Желательно, чтобы в дополнение к маршрутам было представлено расписание движения транспорта, определено и указано расстояние между образовательными учреждениями

    3. Рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их конкретными адресами
    4. Визитная карточка каждого образовательного учреждения с указанием полного адреса, номеров телефонов, структуры учреждения, специфики образовательной программы, дается характеристика по направлениям специализации, количеству учащихся, кадровому составу педагогов, материально-технической базе, связям с вузами или учреждениями СПО. Условия зачисления в 10 класс данной школы, реализующей
    ту или иную профильную программу. Разъяснение прав учащихся, специфику портфолио и т.д. Программа предпрофильной подготовки с указанием возможного перечня курсов по выбору, факультативов. Даты проведения открытых дверей данного образовательного учреждения, дни и часы приема посетителей. Информация о координаторе программы профильного обучения в данной школе (ФИО, телефон).

    1. Условия получения профильного образования в других образовательных учреждениях района - НПО, СПО, МУКи, учреждения дополнительного образования, заочные школы и т.д.
    2. Информация о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.
    3. Полная информация (ФИО, адрес, телефон, электронный адрес) о работниках районной системы образования, курирующих программы профильного образования и предпрофильной подготовки [12., с.44].
    Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Так, весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления - профильная (или профессиональная, или учебная) ориентация. Однако, без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса. Значимость данной проблемы повышает и вероятность того, что в ходе реформирования старшей школы сам профиль обучения в старшей школе в ряде регионов частично окажется виртуальным, «плавающим», несводимым к нескольким стабильным вариантам, особенно в случае реализации так называемой «кредитной» и «кредитно-сетевой» системы профилизации.
    Выявление средств профессиональной ориентации,которые могут быть адаптированы к задачам профильной ориентации, и создание оригинальных профильно-ориентационных средствпоставят задачу сотрудничества представителей служб занятости, психологов, педагогов, руководителей школы и работников органов управления образования, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самоорганизующегося сообщества. Особую актуальность будет приобретать взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащихся предпрофильных классов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащихся окажется наиболее важным фактором, имеющим позитивный характер, ограничивающим принятие школьником личной ответственности за содержание своего образования.

    Целью профильной ориентациикак составляющей предпрофильной подготовки является:

    - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке груда;

    - создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

    В процессе реализации целей профильной ориентациипредполагается пройти этапы подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завершающий [8., с.37].

    Пропедевтический этаппозволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой сил через курсы по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется:

    • презентация «образовательной карты» территории;
    • предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

    Наосновном этапепредусматривается:

    - обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

    - организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
    - анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.
    Назавершающем этапе:

    -реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;

    - используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

    Очевидно, что часть содержания, форм и методов профильной ориентации будет заимствована из теории и практики профессиональной ориентации и адаптирована к ситуации самоопределения в предпрофильном классе. Известная профориентацион-ная триада «хочу-могу-надо»в современных условиях накладывается на комплекс социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов, которые могут быть сведены к трем основным«Кем?», «Каким?», «Зачем?»(эти вопросы соответствуют трем основным блокам успешно применяемого в профконсультировании старших школьников активизирующего опросника Н.С. Пряжникова «За и против») [22., с.14].

    Школаже, если она опирается на реализацию индивидуальной ориентационной активности учащегося, в отличие от профессиональной средыпытается создать условия для формулирования ученикомответов на другие вопросы.Эти вопросы могут быть сформулированы (по Н.Б. Крыловой) следующим образом:«Что?»(информационный компонент содержания),«Как?»(деятельностный компонент содержания) и«Зачем?» (ценностный компонент содержания).

    Для ориентационных целей в ситуации выбора профиля обучения к этим очевидным блокам, возможно, следует добавить еще и блок вопросов«Где?».

    В ситуации же продолжения образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования актуальными становятся уже проблемы не профильной, а профессиональной ориентации.

    Основнымобъектом вниманияпедагога в профильной ориентации должен являться сложившийся в той или иной мересубъектный опыт учащегося,в который могут быть включены представления о собственных проявлениях познавательной активности, приемах вьполнения умственных и практических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы.Однако в аспекте становления субъектного опыта учащегося в ситуациях профильной ориентации будут возникать те же проблемы, что и при реализации средств профессиональной ориентации.

    С одной стороны, если учащемуся предлагается осмыслить свой выбор и найти в нем определенную личностную значимость, это способствует становлению его индивидуальной позиции, то есть подросток сам совершает действие, а не действие совершается над ним. С другой стороны, что и педагогической задаче можно противопоставлять следующее возражение: насколько психологически дискомфортным и, следовательно, насколько практически реализуемым в условиях завершения основной школы будет самостоятельное совершение этого действия? Известно, что даже для значительной части взрослых людей превращение из «продукта обстоятельств» в «субъекта собственного выбора» является психотравмирующей ситуацией.

    Рассмотрим средства предпрофильной подготовки.

    В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАОЧистяковой С.Н.,Родичевым Н.Ф, Лернером П.С., Бондаревым В.П., указывается, что основной формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель помогает учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагностики развития «Образа «Я» в современном мире труда и профессий, особенностях рынка труда, последовательно способствует формированию умения обоснованного профессионального самоопределения.

    При изучении материала, как правило,используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя,вследствие чего занятия чаще всего бывают комплексного комбинированного характера.Важной формой наглядного ознакомления школьников с миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии.Экскурсии могут быть проведены, например, по темам: социальные проблемы труда; разделение труда; содержание и характер труда; современный рынок труда и его требования к профессионалу. Каждая тема программы предусматривает практическую работу школьников. Основная задача таких видов деятельности: сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развить умения работать с информацией,оценивать объективно свои возможности и профессиональные требования.

    Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов являетсябеседа. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением.

    Объяснениеимеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом, техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиогра-фическими понятиями: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т.п. Этот методтакже применяется для изложения последовательности выполнения трудовых операцийв ходе выполнения учащимися профессиональных проб.

    К объяснительно-иллюстративным методам обучения относится и лекция. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам «Современный рынок труда и его требования к профессионалу», «Пути получения профессии», «Внутренний мир человека и возможности его познания», «Основные признаки профессиональной деятельности». В ходе преподавания целесообразно применять изобразительныесредства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства.

    При решении проблемных вопросов у школьников формируется умение видеть проблему в целом(для страны, отрасли, города или села) и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.Например, содержание темы «Секреты выбора профессии» позволяет поставить перед учащимися проблему «Почему в выборе профессии необходимо руководствоваться совокупностью трех факторов: «хочу», «могу», «надо»?» Учащиеся под руководством учителя раскрывают секреты выбора профессии, выясняют, что они собой представляют.

    Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, периодической печати, они самостоятельноприходят к выводу о том, чтообществу нужны высококвалифицированные специалисты.Для этого выбирающий профессию должен уметь сопоставлять личные профессиональные интересы и склонности, способности с запросами рынка труда, с требованиями будущей профессиональной деятельности к работнику [16., с.34].

    Метод учебного диспута открывает широкие возможностидля активного познавательного поиска, например, на занятиипо теме «Социально-психологический портрет современного профессионала»в процессе диспута может быть обсужден вопрос:«Каков он, современный профессионал?».

    К информационно-поисковым методамотносятся иметоды организации исследовательской деятельности.Они являются действеннымсредством формирования познавательной активности учащихся. В ходе преподавания курса они используются при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности, при выполнении профессиональных проб.

    По результатам выполнения исследовательских заданий учитель может судить о качестве знаний школьников. Например, при изучении темы «Классификация профессий» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий «человек-техника»; «человек-природа», «человек-человек»; «человек-знаковая система»; «человек-художественный образ». Каждая группа получает задания.

    1. Назовите основные классификационные признаки профессиональной деятельности. Дайте характеристику.
    2. Составьте перечень из пяти профессий, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий, буквенными символами укажите их принадлежность к определенному классу, отделу, группе
    3. Составьте формулу интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с товарищами.)
    4. Работас«матрицами» («схемами») альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные и несертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д).
    5. Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.




















    Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся

    2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся


    Объектом нашего исследования стали учащиеся 9 и 11 классов МОУ СОШ №85 Дзержинского района г.Волгограда.

    Старшеклассники представляют собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, они являются главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.

    Нами была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова [10, с. 122] в 9 и 11-х классах. В исследовании по данной методики принимали участие 45 человек (25 человек 9 классы; 20 человек одиннадцатиклассники). Текст методики представлен в Приложении 1.

    Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее использование возможно при профориентации подростков и взрослых [13., с.77].

    Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

    Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендовалось выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

    Название типов профессий по столбцам:

    I. «Человек-природа» все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

    II. «Человек-техника» все технические профессии.

    III. «Человек-человек» все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

    IV. «Человек-знак» все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

    V. «Человек - художественный образ» все творческие специальности.

    Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 2030 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале [10., с.78].

    Учащимся была дана инструкция:

    Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

    Таким образом, в 9-х и 11 классах мы получили следующие результаты (Таблица 2.1):

    Таблица 2.1

    Результаты по методике Е.А.Климова.

    9 класс11 классвсегодевушкиюношивсегодевушкиюноши«Человек-природа»1 чел.100 чел.00«Человек-техника»7 чел.075 чел.05«Человек-человек»7 чел.617 чел.70«Человек-знак»7 чел.074 чел.04«Человек - художественный образ»3 чел.3 04 чел.31

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Направленность на сферу деятельности «Человек-человек» в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности «Человек-Техника». При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

    Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

    Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек - Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девочек выше, чем у мальчиков.

    Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

    Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Большинство испытуемых выбирали профессии системы «Человек Человек» в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [11., с.79].

    Проведя исследование, получены следующие результаты.

    В 9 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 7 человек «Человек-техника».

    Для 7 человек «Человек-знак».

    Для 1 человека «Человек-природа».

    Для 3 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 11 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 5 человек «Человек-техника».

    Для 4 человек «Человек-знак».

    Для 4 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 11 классе не были рекомендованы профессии типа «Человек-природа».

    Таким образом, среди выпускников 9 классов мы наблюдаем ориентацию на профессии типа «Человек знак», «Человек техника» и «Человек человек». В 11 классе наблюдается тенденция к профессиям типа «Человек человек».

    Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.

    Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

    Следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, но с высокой заработной платой.

    Обозначим современные условия для профессионального самоопределения молодежи в учебных заведениях:

    - школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;

    - профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;

    - предприятия и организации в подавляющем большинстве не занимаются стратегической политикой подготовки персонала;

    - центры занятости населения занимаются профориентацией учащихся школ не по единой технологии, а исходя из собственных возможностей и недостаточных ресурсов, испытывая при этом сложности в кадровом обеспечении.

    Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты во времени ее плоды мы увидим через 5-6 лет, когда сегодняшний выпускник получит профессиональное образование и выйдет на рынок труда. Социологическое исследование дает возможность увидеть направление профориентационной работы.

    Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.


    2.2. Система мероприятий по предпрофильной подготовке учащихся


    Предпрофильная работа с учащимися подросткового возраста охватывает период с 9-го по 11-й класс. Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

    Главная особенность данного этапа состоит в постепенном переходе учащихся на качественно новый уровень социального развития, когда формируются, с одной стороны, сознательное отношение к себе как к субъекту общественных отношений, а с другой, готовность к трудовой общественно полезной деятельности. Вхождение в новую социальную статусно-ролевую позицию сопряжено с индивидуализацией личности. Индивидуализация носит многоаспектный и процессуальный характер и проявляется на физиологическом уровне в половом созревании, на психическом и психофизиологическом в совершенствовании ВНД, на социальном в выполнении новой социальной функции-роли, и на индивидуальном в самоидентификации. Процесс формирования готовности к выбору сферы трудовой деятельности, а также процесс индивидуализации взаимообусловлены и протекают параллельно. Вместе с тем протекание этих процессов может носить как синхронный, так и асинхронный характер. В случае, когда эти процессы синхронизированы, наиболее успешно происходит профессиональное самоопределение личности, способствующее социально желательной ее интеграции в жизнь общества. Если же по ряду причин не происходит совпадения данных процессов во времени, то это приводит к дезинтегративным явлениям и деформации мотивационно-потребностной сферы личности.

    Одним из факторов, определяющих самореализацию в профессиональной деятельности, является применение эффективных профориентационных методов воздействия на учащихся подросткового возраста.

    Организация и проведение профориентационной работы в этом возрасте актуальна, т.к. именно этот период жизни человека связан с зарождением профессионального самосознания и самоопределения, а также с выбором профессиональной деятельности. Сложность выбора профессии определяется совокупностью экономических, социальных, психологических и моральных проблем. Зачастую подросток не в состоянии выбрать профессию самостоятельно. Поэтому роль социального окружения подростка состоит в создании условий, обеспечивающих самостоятельный, осознанный профессиональный выбор. Исходя из этого, целью профориентационной работы с учениками 89-х классов является развитие профессионального самосознания, т.е. личностного смысла выбора конкретной сферы деятельности, детерминированного умением соотносить профессиональный выбор со своими идеалами, представлениями о ценностях, с реальными возможностями. К задачам профориентации на данном подэтапе относятся:

    формирование способности к обобщенному способу анализа профессии;

    расширение знаний о мире профессионального труда;

    формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии;

    формирование умений и навыков оценивать себя и соотносить данные самооценки с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к специалистам;

    информирование школьников о средних специальных учебных заведениях [17., с.123].

    Под профессиональным самоопределением понимается вся совокупность действий, совершаемых школьником в связи с подготовкой к выбору профессии как будущего жизненного пути. Успешность реального выбора профессии зависит от следующих причин:

    - от информированности выбирающего о требованиях профессии;

    - от способности соотнести свои способности, интересы и показатели здоровья с требованиями, которые предъявляет интересующая профессия;

    - от умения школьника оценивать объективные условия (потребности общества в конкретных профессиях);

    - от готовности учащегося к самоограничению.

    В силу возрастных особенностей учащихся 89-х классов задачи по профессиональной ориентации не могут быть реализованы только при помощи профессионального просвещения и профадаптации. В период, когда перед подростками стоят нелегкие проблемы, связанные с выбором дальнейшего жизненного и профессионального пути, им необходимо профессиональное консультирование и профессиональный отбор (подбор). Также на данном этапе работы с учащимися 9-11 классов используются так называемые активизирующие профконсультационные методики.

    Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив [12., с.46].

    Другой пример - беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на конкретную помощь в конкретной (однозначной) ситуации.

    Существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

    1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более скромный эффект, чем более длительные терапевтические группы и консультации [20., с.32].

    Мы провели профориентационную игру «Суд над безработным».

    Цель игры помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

    Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению имеющихся у выпускников школ субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

    Тема дискуссионного обсуждения Успех.

    11 классу предлагалось обсудить:

    - что такое «успех»?

    - что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

    - можно ли считать успешным пройденный трудовой путь, если в настоящее время человек остался без работы?

    - является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

    - связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

    - что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

    - и т.д.

    Далее классу предлагалось придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

    После этого класс разделился на команды: выбирался участник, который играл роль «подсудимого», формировались группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

    «Обвинению» предстояло придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

    «Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

    Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

    «Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

    Слушание дела включало и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

    Далее суд выносил свой вердикт «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

    В заключении следовало обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

    Стоит отметить, что такая групповая форма работы с учащимися 11 классов позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

    В 9х классах мы провели профориентационное упражнение «Угадай профессию».

    Цель данного упражнения познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А. Климовым [10., с.46].

    Упражнение проводилось с классом, но может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 3040 минут, а на саму игру 1015 минут.

    Процедура включала следующие основные этапы:

    1. Ведущий просил назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия таксист.

    2. Далее ведущий обращался к классу со следующим заданием: “Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)”.

    Обычно участники игры называют 812 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

    3. Ведущий предлагал учащимся запасать в свои тетради схему анализа профессии (Приложение 2). Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью достаточно можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следует на данном этапе немало спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

    4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбивались на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предлагается следующее: 1 сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями;

    4 каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 510 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

    Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

    Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (35 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.

    Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить ил и проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

    Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затемпредлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдельных листочках пытаются написать по 35 профессий, соответствующих этим привлекательным тельным характеристикам. т.е. как бы пытаются отгадать закодированную профессию.

    2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);

    Также мы провели профориентационное упражнение «Профессия специальность».

    Данная игровая методика была направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

    Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 68 до 1520 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 1520 минут. Общая процедура следующая:

    1. Участникам объяснялось, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия группа родственных специальностей (например, профессияучитель, специальность учитель физкультуры и т.п.).

    2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.

    Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

    По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

    Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения мы разделили группу (класс) на команды и устроили соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

    В 11 классе провели профориентационное упражнение «Ловушки капканчики».

    Целью упражнения являлось повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

    Данное игровое упражнение проводилось в круге, количество участниковот 68 до 1215. Время2030 минут.

    Процедура включала следующие этапы:

    1. Совместно с классом определялась конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...) [22., с.114].

    2. В группе выбирался доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком мало!

    3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже дветри таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

    После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

    4. Далее игроки, включая главного героя, выделяли на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

    5. Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

    6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

    7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

    8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

    9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

    В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

    Данные упражнения оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение «Один рабочий день из жизни профконсультанта», а затем «Сон из жизни профконсультанта».

    Также можно провести следующие мероприятия по профессиональной ориентации старшеклассников:

    - Игра» Профконсультация « (см. Приложение 3).

    - Упражнение «А вот и Я» (см. Приложение 4).

    - Игра «Особенности карьеры» (см. Приложение 5).

    - Беседы по профориентации учащихся (см. Приложение 6).

    3. Карточные профконсультационные методики;

    а) информационно-поисковые системы - ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

    б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

    4. Настольные карточные игры -были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).

    5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

    6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игр в тесты», т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка... Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

    7. Бланковые игры с классом: основная идея - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке. Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.

    8. Ценностно-смысловые опросники - главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, а открытую говорить открыто просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство».

    Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении. Сущность профконсультационной методики - в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы.

    Как оценивать эффективность профориентации школьников?

    К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

    достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

    Следующий результативный критерий потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана [22., с.90].

    Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIIIXI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

    В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

    Последний результативный критерий наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

    Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

    Таким образом, совместная и целенаправленная работа классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям:

    Мы уверены, что реализация предпрофильной подготовки, как процесс самовыражения учащихся, реализации их способностей, и следовательно, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности будут способствовать процветанию России.
















    Заключение


    Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для учащегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию.

    Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное - грамотно определить на ранней стадии склонности учащегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.


    Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.

    В нашем исследовании были рассмотрены особенности предпрофильной подготовки учащихся.

    Во второй главе нашего исследования мы провели исследование профессиональной направленности учащихся. Целью исследования стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда.

    В исследовании приняли участие 45 школьников (25 учащихся 9 классов и 20 одиннадцатиклассников) общеобразовательного заведения. Анализируя результаты по методике Е.А.Климова, можно отметить, что для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности «человек техника» у юношей выше чем у девушек. Среди девушек 11 классов выявлен интерес к профессиям типа «человек-человек».

    Среди выпускников 9 класса преобладали такие ориентации на профессии типа «человек-человек» и «человек знак».

    Также данные свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы.

    С подростками мы провели несколько профориентационных игр, информационную беседу по профессиональному самоопределению.

    Данные занятия, игры и упражнения способствовали преодолению имеющихся у выпускников школ субъективных преград на пути к успеху и помогли отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

    В результате проведенных мероприятий у учащихся наблюдались положительные изменения: выбор профиля обучения девятиклассников согласно интересам и склонностям (82%), дезадаптация девятиклассников в новом коллективе снизилась на 30%, качественная успеваемость класса за последние 2 месяца после проведения мероприятий по профориентации возросла от 58% до 82%. Учащиеся смогли почувствовать себя в роли работодателя и соискателя, научились вести себя увереннее при беседе с работодателем.










    Список использованной литературы:

    1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2016. № 2. С. 2833.
    2. Бендюков, М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2015. 203с.
    3. Болотов, В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение // Воспитание школьников. 2017. № 1. С. 28.
    4. Ботякова, Л.В. Голомшток А.Е. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение 2012.
    5. Булавинцева, Л. И. Организация предпрофильной подготовки учащихся как важная профессиональная задача учителя [Текст] / Л. И. Булавинцева, Н. В. Голыго // Известия Уральского государственного университета. 2016. № 3(67). С. 36-44.
    6. Быков, О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2014.- с. 13-15.
    7. Гордеева, Н. А. Формирование компетентности учащихся в проектной деятельности: [Текст]: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Нина Алексеевна Гордеева. - Оренбург, 2015. 200 с.
    8. Гузеев, И.С. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Нар. образование. 2016. № 9. С. 113123.
    9. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.
    10. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. Книга для уч-ся старших классов средней школы.2-е изд.М. Просвещение. 2015. 299 с.
    11. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2010. - 159 с.
    12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Офиц. док. в образовании. 2017. № 27.
    13. Крутихина, М.В., Шилова З.В. Элективные курсы по математике: учеб.-метод. рекомендации. Киров, 2018. С. 40.
    14. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Педагогика. 2017. № 2. С. 2833.
    15. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. Мн.: Бел. навука, 2013.
    16. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. - Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 57-66.
    17. Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич. 2014. - № 12.
    18. Матюхина, П. В. Предпрофильная подготовка как средство социально-
    19. профессиональной адаптации детей-сирот в общеобразовательных школах-интернатах: [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Матюхина Полина Валерьевна. - Брянск, 2016. 228 с.
    20. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. М.: Просвещение, 2016.
    21. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. Волгоград: Учитель, 2016.
    22. Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2014. 203 с.
    23. Пряжников, Н.С. Игровой метод в профориентации. Под ред.Е.Н. Климова. - Пермь, 2015
    24. Пряжников, Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Профессиональная ориентация. 2014. №11.
    25. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО: «Модэк», 2012.
    26. Пустовая, Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2012.
    27. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2015.
    28. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
    29. Сазонов, А. Д., Калугин, Н. И., Меньшиков, А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 2014.
    30. Танова, Э. В. Формирование компетентности в области защиты информации школьников в процессе обучения информатике: [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.07.02 / Танова Элеонора Владимировна Челябинск, 2005. 173 с.
    31. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. Мн.: «Соврем. Слово», 2015.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Предпрофильная подготовка учащихся ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.