Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Псих-консультирование

  • Вид работы:
    Другое по теме: Псих-консультирование
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    09.11.2018 18:17:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    1. Общая характеристика психологического консультирования


    1.1. Понятие и структура психологического консультирования


    Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта [5].

    Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.

    Основная цель психологического консультирования - это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было.

    Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое-многое другое [5].

    Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

    Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

    Консультирование помогает обучаться новому поведению.

    Консультирование способствует развитию личности.

    В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

    Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиентцентрированной» терапии.

    Таким образом, консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Оно предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не некое единичное мероприятие.

    Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий.

    Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности [6]:

    специфические цели и задачи;

    временные аспекты;

    приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения;

    особенности поведения и состояния клиента;

    уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

    Общая модель структуры консультирования эклектическая модель (В.Е. Gilland). Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий [10]^

    1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

    2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания через конкретные понятия. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

    3. Идентификация альтернатив стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, которые считает подходящими и реальными, после чего консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив решения проблемы.

    4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала необходимого для изменения времени, степени устойчивости уменьшения деструктивного, дезорганизующего поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).

    5. Деятельность последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с понимаем возможности неудачи в достижении цели. Клиент усваивает, что частичная неудача в деятельности не должна останавливать его в реализации плана решения проблемы, следует связывать все действия с достижения конечной цели.

    6. Оценка и обратная связь оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.


    1.2 Модель структуры консультативного процесса


    Существует несколько подходов в определении и структурировании пространства психологического консультирования.

    Выделяются следующие модели структуры психологического консультирования [7]:

    эклектическая модель Р.Кочюнаса;

    четырехступенчатая модель;

    шестишаговая модель А.Блазера.

    Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

    -этап исследования проблем клиента, предполагающий:

    установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

    формирование климата обоюдного доверия;

    поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

    поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

    -этап двумерного определения проблем, включающий:

    уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;

    определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

    в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы возврат на стадию уточнения и прояснения;

    -этап идентификации альтернатив, включающий:

    обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;

    побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

    -этап планирования, содержащий:

    сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

    ; осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

    составление плана реалистичного решения проблемы;

    разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

    -этап деятельности, включающий:

    последовательную реализацию выбранного плана действий;

    учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;

    обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

    -этап оценки и обратной связи, включающий:

    оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; обобщение достигнутых результатов;

    анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы. Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

    установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту;

    ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;

    терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

    Шестишаговая модель А.Блазера включает в себя следующие технические этапы:

    -этап установления раппорта, характеризующийся: «формированием доверия;

    частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент;

    использованием этого приема только на данном этапе;

    -этап составления жалобы, включающий:

    анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием «все плохо»), явной, скрытой;

    стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

    отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

    отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: «Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете…»);

    изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

    -этап анализа проблемы, включающий:

    наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

    анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

    анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

    функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента;

    построение гипотез, их проверка и подтверждение;

    вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник «разговорения» клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы;

    -этап формулирования проблемы, включающий:

    подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы «Я понял», а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта;

    выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа «Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хочет клиент;

    конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога);

    -этап проработки проблемы, включающий:

    «движение» клиента в проблеме, расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

    использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

    перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

    обратную связь по поводу результатов;

    -этап завершения, характеризующийся «отсоединением» клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.


    2. Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения


    Различают множество групп населения. Таких как: лица с девиантным поведением, семьи социального риска, безработные, лица с ограниченными возможностями (инвалиды), пожилые люди, лица, находящихся в кризисе и т.д. Подробно рассмотрим некоторые из них.


    2.1. Психологическое консультирование лиц с девиантным поведением


    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

    Психолога-консультанта должно интересовать, насколько родители, которые обращаются в психологическую консультацию по поводу проблем, связанных с деструктивными и затяжными родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка, способны оказывать помощь своим детям в плане формирования у них мировоззрения.

    Психологическое консультирование это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка [11].

    В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

    Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

    Метод разговорной психотерапии логотерапия- это разговор с клиентом, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с клиентом, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния клиента, приводящего к самореализации, когда клиент делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

    Музыкотерапия использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

    Имаготерапия- использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле [9].

    Психогимнастика.Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

    Моритатерапия метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения [9].

    Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

    Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

    Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

    При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма [11]:

    1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
    2. Классификация выявленных проблем по:
    3. принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
    4. источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
    5. степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
    6. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
    7. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
    8. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
    9. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
    10. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
    11. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
    12. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
    13. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

    Особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

    Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.


    2.2. Психологическое консультирование семей социального риска


    Семьи группы риска характеризуются:

    Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов [3].

    Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

    Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью [3].

    Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

    Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких.

    Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. Неблагополучные семьи подчас справляются со своим неблагополучием и без помощи психологов. Следует собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами (в противовес количественным методам). Любой школьный психолог, психолог, работающий в детском доме, школе-интернате или приюте, может столкнуться с подобным опытом, подобной историей. Такие случаи следует записывать, анализировать и публиковать, например, в «Вестнике психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». Это тоже будет научная деятельность, ибо она направлена на сбор значимой информации, помогающей решать проблему, имеющую важное народнохозяйственное и оборонное значение. Полагаю, что собрать хотя бы несколько реальных подобных историй, когда семья с помощью или без помощи психологов справилась со своими трудностями, будет значимым подспорьем в разработке методологических основ консультативной работы с семьями группы риска.

    Важной и необходимой на всех стадиях работы с семьей группы риска задачей является демонстрация психологом членам семьи иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Например, если в семье принято смеяться друг над другом, делать заметными чужие ошибки и долго о них помнить, то психологу следует демонстрировать бережное и внимательное отношение к другому человеку, подчеркивать, что ошибки может совершать каждый, а долг человека, оказавшегося при этом рядом, снизить неприятный эмоциональный осадок у человека, который ошибся (а не усугублять его). Недопустимо гордое, высокомерное, презрительное отношение к членам семей группы риска, ибо многие в этих семьях склонны так относиться к другим, и это является препятствием в этих семьях на пути к любви и заботе. Психологу следует демонстрировать прямо противоположное поведение заинтересованность, стремление к отношениям на равных. Всегда следует найти, за что можно уважать каждого члена семьи, и демонстрировать ему это уважение, объясняя, за что психолог этого человека уважает [3].

    Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков, подобному. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации сожаления они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья группы риска имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

    Важно также вовлекать членов подобных семей в совместные (дети, родители, члены других семей) эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости. Многие такие игры будут представлены в моем готовящемся к выходу пособии «Психологическое консультирование семьи». Много подобных игр разработал А.И. Захаров, работая с проблемой коррекции страхов у детей.


    2.3. Психологическое консультирование безработных


    Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных для консультирования:

    1. Информационный.
    2. Беседы с безработным.
    3. Выбор возможных альтернатив решения проблемы.
    4. Выход из проблемы [11].
    5. При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы [8].

    Одним из основных средств психологического консультирования является беседа.

    Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.

    Беседа включается как дополнительный метод и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

    Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга [8].

    Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

    Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часто информация теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию [6].

    Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных психологической помощи человеку в разрешении такой сложной жизненной ситуации, как безработица.

    Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы [9].

    В арсенале активных психологических методов, сопровождающих психологическое консультирование безработных, находится и социально-психологический тренинг прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у безработных.

    Основателем этого направления в психологии по праву считается немецкий ученый М. Форверг, разработавший в 50-х годах прошлого века новую форму групповою общения, основу которого составляют ролевые игры с элементами драматизации (стратегическая цель такого тренинга развитие компетентности в общении) [7].

    Таким образом, психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Псих-консультирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.