Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Самосознание профессиональное

  • Вид работы:
    Другое по теме: Самосознание профессиональное
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    26.10.2018 5:06:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Глава 2. Экспериментальная работа по формированию профессионального самосознания старшеклассников

    2.1. Диагностика уровня сформированности профессионального самосознания старшеклассников

    Экспериментальная работа по формированию профессионального самосознания старшеклассников совершалась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    Констатирующий этап эксперимента длился на протяжении (вставить термин) и был проведен на базе школы № 59 г. Брянска. В нем взяли участие 60 учеников 9-11 классов, 38 из которых были девочками и 22 мальчиками.

    Целью констатирующего этапа эксперимента было оценить текущий уровень сформированности профессионального самосознания старшеклассников и выявить основные проблемы данного процесса с целью получения информации для разработки материалов формирующего этапа эксперимента.

    Психодиагностика проводилась с помощью следующих методик:

    1. Авторская анкета (приложение А);
    2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. Азбель (приложение Б);
    3. Методика «Большая пятерка личностных качеств» А. Грецова (приложение В);
    4. Опросник для выявления мотивов профессионального выбора (приложение Д).

    Разработанная и внедренная нами авторская анкета содержала 10 вопросов, касающихся профессионального сознания учащихся и видения ими дальнейших профессиональных перспектив.

    Первый вопрос был призван узнать определились ли уже участники с выбором профессии. Данные поданы на рис. 2.1. 43% респондентов ответили отрицательно, 32% еще не определились и лишь 25% знают кем хотят стать в будующем.

    Рис. 2.1. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Определились ли вы уже с выбором профессии?»

    Также мы узнали какие факторы определяют выбор профессии (рис.2.2). По мнению старшеклассников главнее всего престижность профессии (61%) и легкость в поступлении (55%), далее по значимости мнение окружающих (33 %) и перспективность карьеры (28%). К личным склонностям прислушиваются лишь 11 % учеников.

    Рис. 2.2. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Что для вас является определяющим фактором при выборе профессии?»

    Говоря о влиянии окружения (рис. 2.3), старшеклассники в выборе профессии прислушиваются в первую очередь к мнению родителей (54%), что мы считаем скорее негативной чем позитивной тенденцией, так как родители не всегда объективны, а иногда пытаются с помощью детей реализовать собственные упущенные возможности. На 12% респондентов оказывают влияние ровесники, для 9 % значимым есть влияние педагогов и для 4 % старших братьев и сестер. Полагается на личное мнение всего

    лишь 21% опрошенных.

    Рис. 2.3. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе профессии?»

    Нам было интересно узнать планируют ли старшеклассники в дальнейшем учиться, становиться профессионалами (рис. 2.4). Полученные данные подтвердили что большинство респондентов, а именно 59% считают необходимостью получение высшего образования. Довольствоваться профессионально-техническим собираются 34 %, что мы расцениваем довольно позитивно, учитываю потребность общества в профессионалах рабочих специальностей. 7 % старшеклассников хотят работать после окончания школы, что, скорее всего, можно объяснить сложным материальным положением семьи.

    Рис. 2.4. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Планируете ли вы поступать в ВУЗ?»

    Также об уровне профессионального самосознания свидетельствует желание старшеклассника быть подготовленными к поступлению (рис. 2.5). С этой целью 22% самостоятельно занимаются, 37% прибегают к помощи репетиторов. Большинсво старшеклассников полагаются на удачу либо абсолютно уверенны в себе и к поступлению не говятся (41%).

    Рис. 2.5. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Готовитесь ли вы к поступлению»

    Мы поинтересовались какая сфера профессиональной деятельности

    наиболее интересна опрошенным (рис. 2.6). 44% считают своим призванием политику, а 78% мечтают заниматься бизнесом. Считаем, что старшеклассники руководствуются общественным мнениями и влиянием стереотипов, не осознавая особенностей данной деятельности. 39% предпочитают овладеть техническими специальностями, природа и обслуживание людей интересуют 16% и 18%. Наука и работа с детьми интересует лишь малую часть учеников.

    Рис. 2.6. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Какая сфера профессиональной деятельности вам наиболее интересна»

    По мнению 85% старшеклассников их будущие профессии должны, в первую очередь, быть высокооплачиваемы, иметь высокий социальный статус (56%). Для многих важно иметь доступ к компьютеру (37%), получать яркие эмоции от работы (22%). Общение с людьми и желание приносить пользу окружающим не является приоритетом для участников. Данные отображены на рис 2.7.

    Рис. 2.7. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Какими характеристиками должна обладать ваша будущая профессия»

    Несмотря на желание материального обогащения с помощью профессии, половина респондентов согласна, что работа в первую очередь должна приносить удовольствие (рис. 2.8.).

    Рис. 2.8. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету»

    Мы поинтересовались у старшеклассников, что определяет истинного профессионала своего дела (рис. 2.9). 30% считают что это усердная работа над собой, желание совершенствоваться, 21 % опрошенных верят в силу таланта. Любовь к своему делу считают важной 19% старшеклассников, 13% склонны считать что профессионализм приходит с опытом. Еще 13% считают что для успешной профессиональной деятельности необходимо получить крепкие знания в ВУЗе.

    Рис. 2.9. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Что делает человека профессионалом?»

    Для планирования формирующего этапа эксперимента нам было важно узнать какие формы работы оптимально подходят для развития профессионального самосознания школьников. Рисунок 2.10 свидетельствует о первенстве профориентационных тренингов.

    Рис. 2.10. Разделение ответов старшеклассников на вопрос: «Каким образом, по вашему мнению нужно повышать уровень профессионального самосознания школьников?»

    Следующим диагностическим инструментарием стала методика изучения статусов профессиональной идентичности А. Азбель [2, с.143]. Автор выделяет четыре статуса профессиональной идентичности «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения:

    1. неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему;
    2. навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;
    3. мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;
    4. сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

    Тест состоял из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов и помог определить, на какой из этих ступенек находятся старшеклассники, а заодно и задуматься над своим отношением к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением. Результаты отображены на рис. 2.11.

    Рис. 2.11. Результаты проведения «Методики изучения статусов профессиональной идентичности А. Азбель»

    39 % участников присуща неопределенная профессиональная идентичность, 27% характеризуются мораторием профессиональной идентичности. Навязанная профессиональная идентичность обнаружена у 18% старшеклассников. Сформированная профессиональная идентичность наблюдается у 16% учеников.

    В современной психологии выделяют пять главных характеристик личности, существование которых выявлено на основе обобщения результатов множества исследований. К данным качествам относятся экстраверсия-интроверсия, нейротизм, открытость-закрытость к новому опыту, сознательность-несобранность, доброжелательность-враждебность.

    Поэтому следующей для диагностического исследования мы избрали методику «Большая пятерка личностных качеств» А. Грецова [2, с.155], которая позволила определить высокую, среднюю и низкую степень их выраженности. Результаты отображены на диаграмме 2.12.

    Рис. 2.12. Результаты проведения методики «Большая пятерка личностных качеств» А. Грецова

    Результаты методики позволили определить, что у старшеклассников экстраверсия и интроверсия выражены приблизительно одинаково. В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором сдержанный, критично мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. При этом стоит отметить излишний нейротизм участников, они бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, неустойчивы к стрессу, в напряженных ситуациях работают непродуктивно. Также важно то, что большинство старшеклассников имеют средний уровень открытости к новому опыту. 34 %

    настороженно относятся ко всему новому и неожиданному, предпочитают стабильность, тяжело меняют свои принципы и убеждения. 13 % легко воспринимают все то новое, что появляется вокруг, демонстрируют любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонны к творчеству. Негативным есть то, что ученики, преимущественно, несобранны, им присуща беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Степень выраженности доброжелательности респондентов средний. 55 % настроены к людям враждебно, они недоверчивы, склонны воспринимать окружающих как конкурентов, при этом не дают злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивают от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге

    Важную роль в формировании профессионального самосознания играет то, какие мотивы лежат в основе выбора профессии, который может быть навязан наследственностью, индивидуальными особенностями, специфическими условиями воспитания и развития личности, внешним окружением, актуальной ситуацией.

    Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения. Поэтому нами был использован «Опросник для выявления мотивов профессионального выбора» [3]. После проведение опросника для выявления мотивов профессионального выбора мы получили следующие результаты (рис. 2.13).

    Рис. 2.13. Результаты проведения опросника для выявления мотивов профессионального выбора

    Максимальное количество респондентов подвержены родительскому сценарию (16%), основу которого составляет жизненный опыт родителей, соединенный с их возможностями, или траектория не реализованного ими профессионального пути; 13% стадному выбору, под которым подразумевается конформный выбор профессии под влиянием значимой для человека референтной группы при недостатке сведений о профессии и отсутствии сформированной мотивации. 12% старшеклассников преследуют ситуативно-прагматические мотивы, которые обусловлен не соответствующей мотивацией, его интересами и склонностями, а рейтингом выбираемой профессии на рынке труда. 10% делают консультационный выбор, что подразумевает выбор клиентом профессиональной деятельности, навязанный ему авторитетом консультанта, 9% компенсаторный выбор, компенсирующей «дефекты» развития личности и 9% предметный выбор, то есть основную роль в определении высшего учебного заведения или будущей специальности играет повышенный личностный интерес к какому-либо учебному предмету. Выявлен также 1% школьников, выбор которых продиктован родительским завещанием, под которым понимается выбор профессии, вызванный сильной психологической травмой, полученной в детском или подростковом возрасте в связи со смертью близких людей, и обусловленный чувством долга и вины перед ними. Кроме того 8% участников подвержены династическому выбору, связанный с продолжением профессиональных традиций семьи и социально-инфраструктурный выбор профессии, который совершается под влиянием «производственной необходимости» и специфики социально-экономического развития региона. Неприятным оказался тот факт, что 3% старшеклассников выбирают «антипрофессии», выбор которой продиктован неспособностью к самореализации в социально полезной деятельности. 7% опрошенных делают так называемый «инфантильный» выбор, который свидетельствует о полном отсутствии представления о будущей профессии (специальности), нежелании и неготовности к такому выбору. И лишь 4% готовы к совершению свободного выбора, свидетельствующем о способности принимать самостоятельное зрелое решение в отношении основных моментов жизненного самоопределения и самореализации.

    Для получения достоверных результатов исследования нами было разработано диагностическую карту старшеклассника, в которую вносились данные, полученные в результате проведения каждой методики для каждого респондента. Ее изображено в таблице 2.1. с указанием максимально возможного набранного балла.







    Таблица 2.1.

    Диагностическая карта старшеклассника

    №МетодикаПоказатель1.Авторская анкетаВопросы

    № 1, 4, 5, 8Вопросы

    № 2,3,7Вопросы

    № 6, 9Баллы464Всего142.Методика «Большая пятерка личностных качеств» А. ГрецоваЭкстра-

    версияНейро-тизмОткры-тостьСознате-льностьДобро-

    желате-

    льностьБаллы33333Всего153.Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. АзбельНеопреде-

    леннаяНавязаннаяМораторийСформиро-ваннаяБаллы4444Всего164.Опросник для выявления мотивов профессионального выбораСемейн-ый выборСоциаль

    ный

    выборПредме-тный выборКонсультативный выборСвобод-ный выборБаллы22227Всего15

    Полученные результаты позволили нам объединить всех участников эксперимента в три группы, что условно отвечали высокому, среднему и низкому уровням сформированности профессионального самосознания старшеклассников.

    Учащиеся с высоким уровнем развития характеризуются виденьем будущих профессиональных перспектив; определенностью профессиональных планов; общительностью, оптимизмом, активностью; открытостью новому опыту; целеустремленностью, уверенностью в себе; доброжелательностью.

    Средний уровень обозначал старшеклассников которые осознают проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен; поддаются влиянию окружающих; в меру открытых и эмоциональных; любящих стабильность, стрессоустойчивых.

    Школьникам с низким уровнем присуще отсутствие выбора жизненного пути и четких представлений о карьере, нежелание заниматься поиском профессии; сдержанностью, настороженностью, недоверчивостью; эмоциональностью; беспечностью, ленью.

    Использованный диагностический материал было адаптировано к характеристикам уровней сформированности (высокого, среднего и низкого) и сведено с помощью среднего арифметического к 45-балльной шкале.

    Общая сумма баллов по трем методикам при трех уровней будет находится в интервалах от 1 до 60, чему соответствует следующая шкала:

    1. 1-20 баллов низкий уровень сформированности профессионального самосознания;
    2. 21-40 баллов средний уровень сформированности профессионального самосознания;
    3. 41-60 баллов высокий уровень сформированности профессионального самосознания.

    Введение такой шкалы дало возможность оптимизировать математическую обработку результатов исследования и использовать графическое подание результатов констатирующего этапа эксперимента.

    Итак, в результате проведенного диагностического исследования нами было определено что 38 % старшеклассников (23 особы) находятся на низком уровне сформированности профессионального самосознания, на высоком 15% (9 особ) школьников. Остальные 47% учеников (28 особ) демонстрируют средний уровень.

    Рис. 2.14. Обобщенные данные разделения старшеклассников по уровням сформированности профессионального самосознания на констатирующем этапе эксперимента

    Также мы проверили существуют ли разница в уровнях сформированности профессионального самосознания старшеклассников мужского и женского пола.

    Результаты подтвердили отсутствие существенных отличий и изображены на рис. 2.14.

    Рис. 2.15. Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента участников разных полов

    Итак, можем сделать выводы, что текущий уровень сформированности профессионального самосознания старшеклассников преимущественно низкий. Школьники не только не имеют виденья будущей профессиональной деятельности, а и вовсе не уверенны необходимо ли им высшее образование.


    2. 2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы

    Основываясь на результатах диагностического исследования на формирующем этапе исследования нами был проведен профориентационный тренинг для старшеклассников «Шаг в будущее». (Тут желательно кратко описать тренинг. Например: «Целью тренинга было.... Он состоял из трех занятий по 2,5 часа каждый. Тренинг был построен из приветствия, упражнений на активизацию, ролевых игр… Наиболее удачными, по нашему мнению были упражнения «Мой выбор», «»… Особенно понравились участникам упражнения «»…).

    По окончанию формирующего этапа эксперимента мы перешли к контрольному, целью которого было проверить эффективность проведенной нами работы по повышению уровня сформированности профессионального самосознания старшеклассников. Соответственно цели мы определили следующие задания контрольного этапа эксперимента:

    1. проведение контрольного диагностического среза;
    2. табличное и графическое представление результатов;
    3. отслеживание динамики уровней развития;
    4. оценка эффективности профориентационных тренингов;
    5. формулирование выводов.

    Процедура диагностики проходила в соответствии с констатирующим срезом нашего исследования с помощью использования идентичных методик.

    Мы обработали данные, полученные в результате повторного проведения диагностического материала и обобщив их получили возможность представить в виде таблицы 2.2.




    Таблица 2.2

    Динамика уровней сформированности профессионального самосознания старшеклассников

    УровеньНа констатирующем этапеНа контрольном

    этапеДинамикаВеличинаОсоб%Особ%%Высокий9153965+50Средний28471423-24Низкий2338712-26

    Можем сделать вывод, что после проведения эксперимента количество старшеклассников с высоким уровнем сформированности профессионального самосознания изменилось с 15% до 65%. В свою очередь, количество участников, демонстрировавших низкий уровень уменьшилось с 38% до 12%. Наблюдаем также значительные изменения старшеклассников на среднем уровне, их количество снизилось с 47% до 23%. Мы объясняем это тем, что повышение количества учеников на высоком уровне происходило за счет продемонстрировавших средний уровень.

    Динамика на высоком уровне составила 50% в пользу увеличения количества студентов, на низком 26% в сторону их уменьшения.

    С целью визуализации результатов экспериментальной работы мы графически изобразили данные по динамике формирования профессионального самосознания старшеклассников. На диаграмме 2.16 дано процентное соотношение уровней до и после проведения эксперимента.

    Рис. 2.16. Обобщенные результаты сформированности профессионального самосознания старшеклассников до и после проведения эксперимента

    Эффективность экспериментальной работы нами также определялась с помощью методов математической статистики, а именно, метода сравнения двух независимых выборок. [1, с. ]. Чтобы удостовериться, что указанное отличие в динамике есть статистически значимым мы воспользуемся формулой χ2-критерия (формула 2.1.).

    Тфактическое = ,

    Формула 2.1

    Где n1 и n2 численность старшеклассников до и после эксперимента;

    О количество старшеклассников, которые принадлежат к соответствующим уровням на констатирующем этапе;

    О количество старшеклассников, которые принадлежат к соответствующим уровням на контрольном этапе.


    Формула 2.2

    Поскольку количество степеней свободы ν = С1=31=2 (где С количество уровней сформированности профессионального самосознания), то согласно таблице критических значений для α=00,05 Ткритическое = 5,99. Сравнивая полученное значение Тфактическое = 45,16 со значением Ткритическое = 5,99, делаем вывод, что Тфактическое > Ткритического..

    Согласно математическим подсчетам изменения в уровнях сформированности профессионального самосознания старшеклассников после проведения нами социально-психологического (профориентационного) тренинга есть статистически значимыми, а значит возможными.

    Дополнительные индикаторы успешности экспериментальной работы мы отметили в процессе наблюдения за старшеклассниками и бесед с ними. К ним относятся повышение заинтересованности педагогов к профориентационной работе со старшеклассниками; стремление к саморазвитию и поиск дополнительных источников необходимых знаний; получение более четких представлений о будущей специальности, увеличение уровня общительности, активности, открытости участников и т.д.

    Таким образом, полученные результаты подтвердили эффективность проведенной работы по формированию профессионального самосознания

    старшеклассников.








    Заключение ко второй главе

    Практическая часть исследования заключалась в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

    С целью определения уровней сформированности профессионального самосознания старшеклассников нами был проведен констатирующий этап эксперимента со 60 учениками 9-11 классов школы № 59 г. Брянска. Нами было использовано разработанную и внедренную авторскую анкету и специализированные методики.

    Нами определено и охарактеризовано высокий, средний и низкий уровни сформированности профессионального самосознания старшеклассников, а также выявлено, что 38 % участников находятся на низком уровне сформированности профессионального самосознания, 47% - на среднем и 15% на высоком. Также доказана необходимость проведения профориентационной работы со старшеклассниками.

    С этой целью на формирующем этап эксперимента нами был проведен профориентационный тренинг. (два предложения о тренинге).



    В конце нами было совершено экспериментальную проверку. Результаты контрольного среза зафиксировали наличие существенных отличий между участниками до и после эксперимента. Обобщение данных на всех уровнях свидетельствует о высокой динамике как высокого, так и низкого уровней после эксперимента, что подтверждает эффективность проведенной работы по формированию профессионального самосознания старшеклассников и доказывает предложенную нами гипотезу.





    Список литературы

    1. Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К.А. Краснянская. М. : «Педагогика», 1977. 136 с.
    2. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб., Питер, 2006. 216 с.
    3. Опросник для выявления мотивов профессионального выбора [Электронний рессурс] Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxnaW1uMXRhcmF8Z3g6M2ZhNTYxNzA1MTk3ODFkMA




















    Приложение А

    Авторская анкета

    Дорогой друг!

    Просим тебя честно ответить на вопросы анкеты.

    Класс _______

    Пол_______

    1. Определились ли вы уже с выбором профессии?

    а) да

    б) нет

    в) частично

    2. Что для вас является определяющим фактором при выборе профессии:

    а) личные склонности

    б) мнение окружающих

    в) престижность профессии

    г) перспективность карьеры

    г) легкость в поступлении

    д) другое.

    3. Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе профессии?

    а) родители

    б) педагоги

    в) братья-сестры

    г) ровесники

    д) полагаюсь лишь на себя

    4. Планируете ли вы поступать в ВУЗ?

    а) да, высшее образование необходимо в наше время

    б) нет, мне достаточно профессионально-технического образования

    в) предпочитаю после школы начать работать.

    5. Готовитесь ли вы к поступлению?

    а) да, занимаюсь самостоятельно

    б) да, занимаюсь с репетитором

    в) нет

    6. Какая сфера профессиональной деятельности вам интерестна?

    а) работа с детьми

    б) обслуживание людей

    в) природа

    г) наука

    д) техника

    е) бизнес

    ж) политика

    з) другое

    7. Какими характеристиками должна обладать ваша будущая профессия:

    а) высокий социальный статус

    б) высокая зарплата

    в) наличие компьютера

    г) общение с людьми

    д) общественная польза

    е) возможность получать яркие эмоции

    ж) другое

    8. Согласны ли вы с утверждением Х. Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету»?

    а) да

    б) нет

    в) частично

    9. Что делает человека профессионалом?

    а) высокие показатели учебной успешности в вузе

    б) любовь к своему делу

    в) талант

    г) усердная работа над собой

    д) большой опыт

    е) другое

    10. Каким образом, по вашему мнению нужно повышать уровень профессионального самосознания школьников?

    а) проведение индивидуальных бесед

    б) социально-психологические тренинги

    в) раздача информационных материалов

    г) тематические дни, праздники в школе

    д) другое






















    Приложение Б

    Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. Азбель

    Инструкция. Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Внимательно прочитай их и выбери тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее, выбери тот, который в наибольшей степени отвечает твоему мнению. Запиши номера вопросов и выбранный вариант ответа на каждый из них (a, b, c, d). Старайся быть максимально правдивым! Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них «правильный» или «лучший».


    1. Меня не беспокоит мое профессиональное будущее.

    a) Согласен: еще не пришло время решать, где мне дальше учиться или работать.

    b) Согласен, я уверен, что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.

    c) Согласен, так как я уже давно все решил по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.

    d) Не согласен, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.

    2. Мне трудно принять решение, куда пойти получать дальнейшее образование.

    a) Согласен, так как меня интересует сразу несколько специальностей, которые хотелось бы получить

    b) Согласен, поэтому я лучше прислушаюсь к мнению авторитетного человека (родителя, хорошего знакомого, друга).

    c) Не согласен, я уже принял решение о том, где я буду учиться или работать в дальнейшем.

    d) Не согласен, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой.

    3. Я регулярно изучаю спрос на представителей той специальности, которую я планирую получить.

    a) Согласен, ведь от спроса на рынке труда зависит, какую специальность я выберу.

    b) Не согласен, поскольку родители знают лучше, какую специальность мне предложить.

    c) Не согласен, так как время анализировать спрос на профессии еще не пришло.

    d) Не согласен, я уже решил, что все равно получу ту специальность, которую я хочу.

    4. Я до сих пор не обсуждал с родителями свои будущие профессиональные планы.

    a) Согласен, так как моими родителями уже давно решено, кем я буду, и со мной не советовались по данному вопросу.

    b) Не согласен, мои родители как раз постоянно со мной обсуждают мои профессиональные предпочтения.

    c) Согласен, у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.

    d) Не согласен, мы с родителями давно все обсудили, и я принял решение по поводу своей будущей профессии.

    5. Мои родители выбрали мне дальнейшую специальность.

    a) Согласен, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.

    b) Не согласен, но мы регулярно обсуждаем вопрос моей будущей специальности.

    c) Не согласен, поскольку родители не вмешиваются в мои проблемы с выбором профессии.

    d) Не согласен, так как выбор специальности был скорее моим самостоятельным решением, чем их.

    6. Мне хорошо ясны свои будущие профессиональные планы.

    a) Согласен, так как выстроить их мне помогли родители (знакомые), которые являются специалистами в этой профессиональной области.

    b) Согласен, поскольку я построил их самостоятельно, основываясь на собственном жизненном опыте.

    c) Не согласен, так как у меня пока отсутствуют профессиональные планы.

    d) Не согласен, но как раз сейчас я пытаюсь выстроить эти профессиональные планы.

    7. На мои профессиональные цели сильно влияет мнение моих родителей.

    a) Не согласен, у моих родителей никогда не возникало желания ставить мне профессиональные цели.

    b) Согласен, поскольку мои родители с детства говорили мне, кем я должен стать.

    c) Согласен, цели еще сформулированы слабо, но окончательное решение будет все-таки принято мной, а не родителями.

    d) Согласен, так как родители, конечно, приняли участие в обсуждении этого вопроса, но все-таки решение уже принято мной самостоятельно.

    8. Думаю, мне еще слишком рано задумываться над вопросами построения своей карьеры.

    a) Согласен, так как моя карьера все равно будет зависеть от решения моей семьи.

    b) Согласен, мне и раньше в жизни не приходилось сталкиваться с вопросами построения карьеры.

    c) Не согласен, уже настал тот момент, когда нужно выбирать направление своей дальнейшей карьеры.

    d) Не согласен, я уже давно и точно решил, каким образом я буду выстраивать свою карьеру.

    9. Уже точно решено, какую специальность я хочу получить после окончания школы.

    a) Не согласен, так как я еще не думал над своей конкретной специальностью.

    b) Согласен, и я могу точно назвать учебное заведение и специальность, которую я получу.

    c) Согласен, так как мои родители уже сообщили мне, на кого и где я буду дальше учиться.

    d) Не согласен, мне трудно понять, какая специальность подходит именно мне.

    10. Друзья советуют мне, какое образование лучше получить.

    a) Согласен, мы с ними часто обсуждаем этот вопрос, но я пытаюсь строить свои профессиональные планы самостоятельно.

    b) Согласен, и я собираюсь вместе с другом получить одинаковое образование, прислушавшись к его мнению.

    c) Не согласен, так как обдумывать свою будущую карьеру нам с друзьями некогда, у нас есть много более интересных дел.

    d) Не согласен, я уже принял решение относительно своего будущего, без помощи друзей.

    11. Для меня не принципиально, где именно учиться в дальнейшем.

    a) Согласен, так как для меня главное получить специальность, о которой давно мечтаешь, а не конкретное место учебы.

    b) Согласен, поскольку уверен, что родители все равно «устроят» меня на хорошую работу после учебы.

    c) Согласен, поскольку профессиональная учеба не главное в жизни.

    d) Не согласен, так как от выбора учебного заведения зависит качество моего образования.

    12. Я боюсь без совета своих родителей принимать ответственные решения по поводу моей дальнейшей профессиональной деятельности.

    a) Согласен, я делаю попытки сориентироваться в профессиональной жизни, но пока затрудняюсь выбрать что-то одно.

    b) Не согласен, так как мои родители все равно не хотят и не могут мне ничего посоветовать.

    c) Согласен, поскольку мои родители с детства помогают мне, контролируя многие события в моей жизни, в том числе и в плане выбора профессии.

    d) Не согласен, свои решения по этому вопросу я уже принял абсолютно самостоятельно.

    13. Я не часто думаю над своим профессиональным будущем.

    a) Не согласен, над этой проблемой я думаю довольно часто.

    b) Согласен, так как я знаю, мои родители сделают так, чтобы у меня в жизни все устроилось отлично.

    c) Согласен, думаю мне еще рано над этим размышлять.

    d) Согласен, так как я все уже решил для себя и сейчас концентрирую свое внимание на других проблемах.

    14. У меня на примете несколько учебных заведений, куда я мог бы пойти учиться.

    a) Не согласен, так как мои родители уже определили меня в конкретное учебное заведение, где я дальше и буду учиться.

    b) Не согласен, я сам хочу учиться только в одном, вполне определенном учебном заведении.

    c) Согласен, я как раз выбираю одно из профессиональных учебных заведений.

    d) Не согласен, иногда мне кажется, что я сам не знаю, чего я хочу от будущего.

    15. Никакие жизненные проблемы не смогут мне помешать достигнуть поставленных профессиональных целей.

    a) Согласен, поскольку знаю, что мои родители сделают все, чтобы эти цели осуществились.

    b) Не согласен, у меня пока еще нет профессиональных целей.

    c) Согласен, так как я хорошо осознаю свои профессиональные цели и стремлюсь к ним.

    d) Не согласен, я еще не до конца понимаю, в чем состоят эти цели.

    16. У нас дома часто разгораются бурные дискуссии по поводу моей будущей карьеры.

    a) Не согласен, поскольку мои родители по этому вопросу все уже решили, и с ними уже бесполезно спорить.

    b) Не согласен, так как мои родители не особо интересуются вопросом моей карьеры.

    c) Не согласен, ведь по поводу карьеры я все уже решил сам, и спорить со мной все равно бесполезно.

    d) Согласен, я советуюсь с родителями, хотя иногда наши взгляды относительно моего будущего могут расходиться.

    17. Меня мало интересует информация о том, как выстраивать карьеру в различных профессиональных областях.

    a) Согласен, так как мои родители уже выбрали мне будущую сферу деятельности, и нет надобности собирать какую-либо дополнительную информацию.

    b) Согласен, потому что я уже принял решение о том, кем я буду и где буду учиться.

    c) Не согласен, я как раз сейчас активно анализирую возможности карьерного роста в различных областях деятельности.

    d) Согласен, меня вообще мало интересует информация о том, где и как можно выстраивать карьеру.

    18. Я держу на примете несколько профессиональных целей.

    a) Согласен, но они были определены заранее моими родителями.

    b) Не согласен, у меня всего одна профессиональная цель.

    c) Не согласен, я о них пока еще не задумывался.

    d) Согласен, таких целей пока несколько, и я не решил, какая из них для меня основная.

    19. Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост.

    a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее это множество альтернативных вариантов выбора.

    b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.

    c) Не согласен, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.

    d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.

    20. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.

    a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.

    b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.

    c) Не согласен, так как родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.

    d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.

    Ключ

    Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности», которая представлена ниже.


    Статусы профессиональной идентичности

    № вопросаПрофессиональная идентичность

    1. НеопределеннаяНавязаннаяМораторий Сформированная1.a 2b 1d 1c 12.d 1b 1a 2c 13.c 1b 1a 2d 14.c 1a 2b 1d 15.c 1a 2b 1d 16.c 1a 1d 1b 27.a 1b 2c 1d 18.b 2a 1c 1d 19.a 1c 1d 1b 210.c 1b 2a 1d 111.c 2b 1d 1a 112.b 1c 2a 1d 113.c 2b 1a 1d 114.d 1a 1c 2b 115.b 1a 1d 1c 216.b 1a 1d 2c 117.d 2a 1c 1b 118.c 1a 1d 2b 119.c 1b 1a 1d 220.a 1c 1b 1d 2Сумма
    Чем выше сумма баллов, набранная тобой по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к тебе. Интерпретация полученных данных приведена в таблице.

    Описание статусов профессиональной идентичности

    Статусы ПИХарактеристика статусовСуммы балловСтепень выраженности статусаНеопределенное состояние

    профессиональной идентичностиСостояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.03Статус не выражен

    1. 47Выраженность ниже среднего уровня
    2. 811Средняя степень выраженности
    3. 1215Выраженность выше среднего уровня
    4. 16 баллов и вышеЯрко выраженный статус
    5. Навязанная профессиональная идентичностьЭто состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию.04Статус не выражен
    6. 59Выраженность ниже среднего уровня
    7. 1014Средняя степень выраженности
    8. 15-19Выраженность выше среднего уровня
    9. 20 баллов и вышеЯрко выраженный статусМораторий (кризис выбора)Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. 04Статус не выражен
    10. 59Выраженность ниже среднего уровня
    11. 1014Средняя степень выраженности
    12. 1519Выраженность выше среднего уровня
    13. 20 баллов и вышеЯрко выраженный статусСформированная профессиональная идентичностьЭти юноши и девушки характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.02Статус не выражен
    14. 35Выраженность ниже среднего уровня
    15. 68Средняя степень выраженности
    16. 911Выраженность выше среднего уровня
    17. 12 баллов и вышеЯрко выраженный статусПриложение В
    18. «Большая пятерка» личностных качеств Инструкция: оцени применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одно из трех цифр: 0 нет, это не обо мне 1 иногда это обо мне, иногда нет 2 да, это точно обо мне Пожалуйста, отвечай искренне: «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из них свидетельствует о твоем индивидуальном своеобразии. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову. Ответы записывай в бланк, приведенный чуть ниже (если не хочешь делать записи прямо в книге перечерти его на чистый лист бумаги). 1. Для меня лучший отдых пообщаться в веселой компании. 2. Я иногда чувствую себя очень веселым или печальным даже без серьезной причины. 3. Меня очень интересует все новое, что появляется вокруг. 4. Я всегда осуществляю то, что запланировал. 5. Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый шаг, чтобы помириться. 6. Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня поддержать и утешить. 7. У меня легко меняется настроение.
    8. Мне кажется, что пословица «все новое это хорошо забытое старое» неверна.

    9. Я умею рассчитывать свое время так, что успеваю сделать все нужное.

    10. Меня можно назвать человеком мягкосердечным.

    11. Я очень люблю ходить в гости.

    12. Иногда я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.

    13. Меня можно назвать человеком весьма любопытным.

    14. Думаю, что окружающие считают меня очень ответственным человеком.

    15. Я человек доверчивый.

    16. Меня часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».

    17. Однообразие мне быстро надоедает, вызывает скуку.

    18. У меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.

    19. Я аккуратен и осмотрителен в словах и в делах.

    20. Я охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знакомых.

    21. Большинство знаний я получаю из общения со сверстниками, а не из книг или школьных уроков.

    22. Бывает, я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.

    23. Я легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.

    24. Если мои желания вступают в противоречие с потребностями, то я всегда выбираю не то, что хочу, а то, что должен делать.

    25. Думаю, что окружающие не считают меня эгоистом.

    26. Я человек разговорчивый.

    27. Считаю, что характеристика «спокойный» ко мне не подходит.

    28. Думаю, что большинство окружающих считают, что я человек творческий, с богатым воображением.

    29. Полагаю, что назвать меня ленивым нельзя.

    30. Я избегаю соперничества с другими людьми.

    31. Мне нравятся большие шумные компании.

    32. Меня часто одолевают сомнения по самым разным поводам.

    33. Я люблю размышлять над причинами и последствиями происходящих в моей жизни событий.

    34. Когда я поставил перед собой цель, то готов преодолеть большие трудности на пути к ней.

    35. Думаю, что я человек щедрый.

    36. У меня лучше получается работать в обществе других людей, а не в одиночестве.

    37. Меня легко развеселить или расстроить.

    38. Мне нравится узнавать все новое даже когда это идет вразрез с моими знаниями и убеждениями.

    39. Прежде чем сделать что-либо, я всегда задумываюсь о возможных последствиях.

    40. Мне доставляет удовольствие помогать другим людям.

    Бланк для ответов

    IIIIIIIVV1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.Пояснение. В верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже арабскими цифрами обозначены номера вопросов, ответы на них записывай в соответствующих клеточках.

    Ключ

    Посчитай сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятерку» (их перечень приведен ниже).

    Интерпретация результатов

    Показатели степени выраженности:

    03: низкая

    46: ниже среднего

    79: средняя

    1012: выше среднего

    1316: высокая

    «Большая пятерка» качеств личности:

    1. Экстраверсия интроверсия. Это направленность личности на внешний либо свой внутренний мир. В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором сдержанный, критично мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Он находит себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.
    2. Нейротизм (повышенная эмоциональность реакций) эмоциональная устойчивость. Это показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, даже несколько «толстокожи». У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в то же время это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют о нейротизме.
    3. Открытость закрытость к новому опыту. В первом случае человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов. Во втором случае настороженно относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни. Высокие баллы свидетельствуют об открытости к новому опыту.
    4. Сознательность несобранность. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, легко переносящие проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена сознательность.
    5. Доброжелательность враждебность. В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих, хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, «садятся ему на шею». Во втором случае насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов. Он «себе на уме», не дает злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели свидетельствуют о преобладании доброжелательности.



















    Приложение Д

    Опросник для выявления мотивов профессионального выбора

    Инструкция: при согласии с утверждением в бланке опросника возле цифры номера вопроса ставьте (+). Если вы не согласны с утверждением - ничего не ставьте.

    Если в выбранном Вами варианте есть скобки с пропущенными словами, то на регистрационном бланке впишите в скобки свой текст, указав номер вопроса.

    1. Я выбираю свою профессию (поступаю в вуз, колледж, училище) по желанию моих родителей

    1. Свою профессию я выбрал (выберу) по рекомендации специалиста (профконсультанта, психолога, педагога)
    2. В нашем городе, работать практически негде, поэтому я пойду на предприятие, где есть свободные места
    3. Мне очень нравятся занятия по (…), поэтому я стану (…)
    4. Профессии (…) сделает меня сильным, смелым и уверенным в себе, хотя пока у меня этих качеств не хватает
    5. Я выбрал это учебное заведение, потому что других, более или менее подходящих, в нашем городе нет
    6. Я ещё даже не задумывался над выбором профессии
    7. В этом вузе самые «денежные» специальности. (Варианты: не берут в армию, больше выбор парней (девушек), можно хорошо повеселиться в общаге, пожить без родителей и т.д.)
    8. Я хотел бы стать (…), но профконсультант (психолог, учитель, мать, отец) убедил меня выбрать профессию, о которой я раньше даже не думал
    9. Я должен продолжить семейную традицию и стать (…)
    10. В детстве я начитался книг по (…), поэтому хочу стать (…)
    11. Я выбрал эту профессию (специальность) только потому, что место работы (учёбы) находится недалеко от дома. (Вариант: туда легче добраться)
    12. У меня нет своего мнения насчёт будущей профессии
    13. Я выбрал свою будущую профессию по рекомендации (просьбам, настоянию) своих родителей
    14. Я пойду только на ту работу, где платят высокую зарплату и можно сделать хорошую карьеру
    15. Мне очень нравится герой фильма (…) и я хочу выбрать профессию такую же как у него
    16. Я хочу выбрать профессию юриста (следователя, судьи, прокурора), чтобы отомсти за гибель моих близких
    17. Мои самые любимые книги это рассказы о приключениях (путешествиях, открытиях), поэтому я выбрал профессию (…)
    18. Мои родители будут оплачивать обучение в этом вузе, поэтому я буду поступать в (…)
    19. Только я несу ответственность за свой профессиональный выбор, и никто другой
    20. Я выбрал эту профессию, потому что она даёт высокую зарплату, престиж, статус, возможность карьерного роста. Хотя я мог бы стать (…)
    21. У меня было тяжёлое детство. Я не стану жить в нищете, как мои родители. Почему я не могу получить того, чего достоин?
    22. Все наши предки были (…), и я просто не имею права выбрать другую профессию
    23. Вместе с друзьями я решил поступать в (…)
    24. Я много знаю о позитивных и негативных сторонах этой профессии, но тем не менее уверен, что она мне подходит
    25. Выбором этой профессии я обязан нашему учителю по (…)
    26. Больше всего мне нравится читать книги по (…), поэтому я выбрал профессии. (…)
    27. Сейчас все нормальные люди работают (…). Я тоже пойду туда
    28. Почему я должен жить хуже других? Просто надо уметь делать деньги. Сейчас все нормальные люди живут в своё удовольствие
    29. Мне вообще ничего не охота делать
    30. Мне нравятся герои сериала (…), и я хочу выбрать профессию (…) как у них
    31. Я стану налоговым инспектором (милиционером, офицером и т.д.), чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы меня уважали и боялись
    32. Мы будем поступать в университет всем классом (с другом, подругой и т.д.)
    33. Я хочу стать врачом, потому что мои близкие сильно болели
    34. Мне легче всего даются занятия по (…), поэтому я буду поступать (…)
    35. В нашем роду все мужчины (женщины) работали (…)
    36. На основании собеседования (результатов тестирования) мне рекомендуют выбрать профессию (…), хотя она мне как то не нравится
    37. Почему у некоторых людей есть машина (дача, квартира, фирма), а у меня нет? Чем я хуже, мне тоже надо
    38. Я хотел бы работать (…), но к сожалению, не подхожу (по здоровью, возрасту, полу и т.д.). Поэтому я буду работать кем угодно, лишь бы в этой среде
    39. Я сам выбрал себе эту профессию (работу), меня никто не заставлял
    40. По телевизору часто показывают политиков (депутатов, журналистов, фотомоделей и т.д.). Я хочу стать таким как они. Это так интересно.
    41. Я хочу стать (…), потому что этого хотели мои (умершие) родственники, (очень близкие мне люди).

    Регистрационный бланк к тесту


    Ф.И.О. _________________________________________________________-

    Возраст_____ класс________ Школа______________________

    Место работы (если имеется) ______________________________________

    Дата проведения__________

    1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.2021.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.32.34.35.36.37.38.39.40.41.42.

    Ключ к опроснику

    Классификация мотивов выбораНомера вопросов1. Родительский сценарий

    1. Династический выбор
    2. Родительское завещание
    3. Консультационный выбор
    4. Компенсаторный выбор
    5. Стадный выбор
    6. Социально-инфраструктурный выбор
    7. Ситуационно-прагматический выбор
    8. Предметный выбор
    9. Инфантильный выбор
    10. Антипрофессия
    11. Свободный выбор1, 14, 19

    10, 23, 36

    17, 34, 42

    2, 9, 37

    5, 32, 39

    24, 28, 33

    3, 6, 12

    8, 15, 21

    4, 26. 35

    7, 17, 30

    22, 29, 38

    20, 25, 4013. Телевизионный фактор16, 31, 4114. Книжный фактор11, 18, 27

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Самосознание профессиональное ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.