Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Семья неполная

  • Вид работы:
    Другое по теме: Семья неполная
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    29.09.2018 10:53:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Решение проблемы неполной семьи в системе социальной работы






























    Содержание


    Введение2

    1 Понятие, особенности и проблемы неполной семьи5

    1.1 Понятие о неполной семье, ее основные характеристики5

    1.2 Типы психологических взаимоотношений детей и родителей в неполной семье13

    2 Направления и методы социальной работы с неполной семьей15

    2.1 Социальная работа с материнской семьей15

    2.2 Социальная работа с отцовской семьей17

    2.3 Совершенствование социальной работы с неполными семьями24

    Заключение30

    Список литературы32




























    Введение

    С давних времен считается, что семья это ячейка общества. Однако, сегодня мы можем видеть, как в современной России у молодежи ценность семьи находится далеко не на первых местах. Молодые люди не хотят жениться, многие девушки не хотят выходить замуж. В обществе «процветают» внебрачные отношения. Мы можем видеть много семей, состоящих из матери и ребенка.

    Данное обстоятельство побудило меня изучить особенности неполной семьи. Актуальность данной работы заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья дает детям представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Семейное воспитание строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении внутри семьи безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, их уровень культуры и образцы поведения.

    Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время число и доля неполных семей, а также число и доля детей, проживающих в них, неуклонно растет. И в последнее время проблемам семьи и детей на государственном уровне стало уделяться большое внимание.

    Между тем отечественная практика успела уже накопить достаточно богатый опыт социальной работы с этой категорией социально уязвимых семей. Исследованием данного вопроса в России и за рубежом занимались М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, П.Д.Павленок, А.Л.Чернецкая, Л.А.Байбородова, С.И. Голод, А.С. Макаренко, А.А. Клецин, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт,С.К. Нортова-Бочавер,М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман. Сегодня этот опыт нуждается в тщательном осмыслении и соединении с теоретическими основами социальной работы.

    А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, кото- рая не имеет отца или матери.

    Цель данной курсовой работы изучить особенности и проблемы неполной семьи и подходы к их решению в системе социальной работы.

    Задачи курсовой работы:

    1) изучить понятие о неполной семье, ее основные характеристики;

    2) описать социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье;

    3) исследовать типы психологических взаимоотношений детей и родителей в неполной семье;

    4) рассмотреть методы социальной работы с материнской семьей;

    5) осветить методы социальной работы с отцовской семьей;

    6) охарактеризовать направления овершенствования социальной работы с неполными семьями.

    Объект исследования: неполная семья.

    Предмет исследования: направления решения проблем неполной семьи в социальной работе.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


























    1 Понятие, особенности и проблемы неполной семьи

    1.1 Понятие о неполной семье, ее основные характеристики

    Всякая деятельность имеет свой объект. Применительно к социальной работе, объект это ее клиент. В Национальном стандарте РФ по социальному обслуживанию населения под клиентом понимается гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги. Среди направлений социальной работы особо можно выделить социальную работу с неполной отцовской семьей. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: изменяются моральные нормы в области взаимоотношений полов, распространяются добрачные связи, изменяются традиционные семейные роли мужчины и женщины.

    Монородительская, или неполная семья состоит из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми); разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми); вдовы (вдовца) с ребенком или детьми. Очевидно, что неполные семьи больше подвержены воздействию негативных факторов. В подобных семьях роли и функции обоих родителей вынужден выполнять один. В норме семье присущи определенные функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, социально-статусная. В неполных семьях эти функции могут искажаться, что сказывается на статусе членов семьи, процессе социализации ребенка, формировании системы его ценностей, мировоззрения. Одной из проблем в таких семьях является одиночество, потенциально ему подвержены все ее члены. Кроме того, в отцовских неполных семьях к перечисленным проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.


    Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [12, с. 65 - 69]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

    Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

    В настоящее время в России по данным Госкомстата в 2012 насчитывалось более 40 млн. семей. Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

    В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. [12, с. 74].

    Семейная жизнь испокон веков сложилась так, что родительские обязанности делятся между матерью иотцом, ипри этом делятся неравномерно, но серьезные проблемы ввоспитании ребенка обусловлены возникновением всё большего числа неполных семей исейчас не являютcя редкоcтью одинокая мать, разведенные родители.

    А.С.Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная cемья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.

    Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

    1. изменяются моральные нормы при взаимоотношении полов;
    2. увеличение добрачных связей;
    3. изменяются семейные роли мужчины иженщины;
    4. семья утрачивает свою репродуктивную функцию;
    5. молодые люди не подготовлены кбраку;
    6. высокие требования кбрачному партнеру;
    7. алкоголизм инаркомания.

    Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

    Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

    Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

    В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

    Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

    Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

    1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
    2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
    3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
    4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

    Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

    Математические способности едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

    Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

    Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

    Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

    Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

    Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

    У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

    В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

    Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

    Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

    Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

    Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

    Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

    В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

    Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

    Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

    Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

    Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

    Таким образом, для уcтранения негативных пcиxологичеcких иcоциальныx причин, деформирующиx развитие личноcти, мешающих нормальной адаптации детей из не-полных xемей вобщеxтве, необходимо создание для них комплекcной cлужбы помощи иподдержки. Оcуществлять такую поддержку должны профеccиональные пcихологи исоциальные педагоги всеми доступными им методами.


    1.2 Типы психологических взаимоотношений детей и родителей в неполной семье

    Е.Т. Соколова [3] рассматривает неполные семьи с позиции отношений «мать ребенок». Она выделяет следующие стили отношений: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

    При стиле отношений «сотрудничество» в общении матери и ребенка преобладают взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

    В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

    При стиле отношений «изоляция» при воспитании в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

    При стиле отношений «соперничество» партнеры по общению противостоят друг другу. Они критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

    Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, «псевдосотрудничество». При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

    Таким образом, мы видим, что положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля, как сотрудничество.

    В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Многие матери считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что этим можно его избаловать, вырастить эгоиста. Это не так. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях. Б. Берельсон и Г. Стейнер считают, что «чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер».









    2 Направления и методы социальной работы с неполной семьей

    2.1 Социальная работа с материнской семьей

    Семью, в которой нет одного из родителей принято называть неполной. А женщину, которая воспитывает ребенка без супруга, матерью - одиночкой. И все эти словосочетания так и притягивают к себе термин «неблагополучная». В последнее время за рубежом все чаще становится популярным термин «материнская семья». Этот термин мы стали слышать все чаще и у нас.

    Материнская семья - это внебрачная семья, образуемая в результате рождения ребенка не замужней женщиной. Динамика роста числа материнских семей, как семей неполных, зависит от ряда социальных (демографических, медицинских) причин (превышение количества женщин над количеством мужчин брачного возраста).

    Если рассматривать проблемы неполных семей, то особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. В практике социальной работы с неполными семьями приоритетными направлениями выделяют такие как:

    1. оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
    2. среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
    3. долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
    4. профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

    Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи монородительским семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям предоставляются услуги психолога. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, Число обращающихся за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о росте проблем этого характера.

    В результате проведенной работы, мы пришли к такому заключению, что социальная работа с материнской семьей является приоритетным направлением социальной работы, и она требует особого внимания.

    Чтобы снизить тенденцию роста материнских семей, необходимо проводить, прежде всего, воспитательную работу среди молодежи и молодых семей. Важной становиться роль социального педагога в данном случае, это индивидуальные беседы, информационная и профилактическая работа с юношами и девушками, с целью коррекции отношения к семье.

    «Количество профилактических мероприятий, как нам известно, сдерживают и даже снижают дефиниции негативных явлений, но для предупреждения правонарушений в молодежной среде, этого не достаточно. Исторический опыт подводит нас к пониманию, что проблемы в становлении личности и социальная гармония могут быть достигнуты не только развитием науки и техники, но и продуманной системой воспитания».

    В работе с данной категорией семей необходимым является взаимодействие с другими социальными институтами, учреждениями, которые позволят рационально построить работу с неполными семьями, снизить социальную напряжённость.

    2.2 Социальная работа с отцовской семьей

    Статистика не указывает точного количества неполных российских семей, в которых имеется только отец. По разным данным, это число колеблется от 600 тыс. до 2,5 млн.

    Одной из причин увеличения числа семей с одним родителем является развод супругов. При этом Л.В. Чуйко констатировала, что инициаторами развода в подавляющем большинстве случаев (свыше 60%) выступают жены. Таким образом, можно сделать вывод, что мужчины в большей степени склонны сохранить брак и воспитывать ребенка в полной семье. В случае же развода возникает множество социально-психологических проблем во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполной семьи. С потерей значимого объекта привязанности на некоторый промежуток времени социальная жизнь мужчины практически полностью приостанавливается, он замыкается в себе, переживая утрату. Адаптивные возможности семьи в этот период резко снижены.

    У большинства мужчин после потери супруги наблюдаются изменения вида мотивации и структуры интересов, они начинают ориентироваться на детей, на преодоление сложившихся негативных обстоятельств. Ситуация развода в большинстве случаев сигнализирует потерю привычного социального статуса, утрату стабильности ролевых позиций, а также лишение возможности продолжать вести обычную жизнь, сохранять неизменными привычки.

    Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает только мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

    Социальная работа с монородительской семьей это помощь семье со стороны социума, государства в целом посредством законодательства и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения.

    Из всех видов учреждений социального обслуживания основными являются Центры помощи семье и детям. Важнейшие их задачи профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего сюда обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Это свидетельствует, что мужчины стараются решать свои проблемы самостоятельно. Формируемый с детства стереотип мужского поведения не позволяет одинокому отцу во всеуслышание заявлять о своих проблемах. В процессе социализации мужчина подвергается сильнейшему воздействию общества. Ему навязываются те модели поведения, которые общественное сознание связывает с его образом. Социум требует от мужчины строгого подчинения стереотипу «мужской роли» и отказу от индивидуальных проявлений его особенностей. Существуют два подхода к роли отца традиционный и так называемое «новое отцовство».

    Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечал обособленность его от ребенка, поскольку контакты с ребенком были временными и отстраненными. Желание мужчины быть отцом, создать семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определенный статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования.

    С середины XX в. в связи с изменением положения женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству». Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определенным кругом семейных интересов, а экономический интерес заставил ее заняться производственной деятельностью. Эта ситуация стала причиной осознания мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей. Если традиционная роль отца была связана с институтом наследства, то «новые отцы» осознали свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознали, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности.

    Но, к сожалению, одинокие отцы не имеют как в общественном сознании, так и на государственном уровне поддержки и сочувствия, которыми пользуются одинокие матери. Социальная работа с неполной отцовской семьей носит несистемный и весьма ограниченный характер, хотя такого рода семей становится все больше. Даже само понятие «отец-одиночка» расценивается неоднозначно. В нормативных актах Российской Федерации применяется в основном лишь термин «одинокая мать». Например, в Законе Амурской области от 19.01.05 № 410-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка в Амурской области» сказано о том, что размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей. А что делать отцам, воспитывающим ребенка без матери?

    Также в Конституции, Основном законе страны, в ст. 38 сказано, что «материнство, детство и семья находятся под защитой государства». Отсюда следует вывод, что отцовство в защите не нуждается.

    Кроме того, в докладе министра социальной защиты населения области Н. П. Санниковой «Об итогах работы Министерства социальной защиты населения Амурской области в 2009 году и задачах на 2010 год» указано количество детей одиноких матерей, на которых в 2009 г. назначено пособие (их 15119 от общего числа детей 68758). А про детей одиноких отцов не сказано. Выходит, что их право на получение такого пособия игнорируется.

    Правда, в последнее время некоторые нормативно-правовые документы стали редактировать. Теперь в них, наряду с термином «одинокая мать», появляется термин «отец, воспитывающий ребенка без матери» (например, в ст. 263 ТК РФ о дополнительных отпусках без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми). Также в ТК РФ существует ст. 264 о гарантиях и льготах лицам, воспитывающим детей без матери. В ней, в частности, сказано, что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются и на отцов, воспитывающих детей без матери.

    Для системного оказания социальной помощи одиноким отцам в Российской Федерации создаются различные кризисные центры. Одним из крупнейших является Межрегиональный отцовский комитет (МОК).

    МОК был создан 11 июня 2010 г. на конференции в г. Белгороде согласно Закону РФ «Об общественных организациях» как объединение родителей, чьи дети воспитываются в неполных семьях и лишены возможности общаться со вторым родителем и другими родственниками. МОК ставит своей задачей общественный контроль над соблюдением Семейного кодекса РФ в части права детей на воспитание в семье и общение с обоими родителям, внесение поправок в законодательство и в правоприменительную практику по судебным решениям, затрагивающим права детей. На начало 2011 г. МОК имеет представителей в 20 субъектах РФ. Но, к сожалению, Амурская область в это число не входит.

    Другая организация такого масштаба Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети», оказывающая юридическую помощь отцам и их детям.

    Еще один известный подобный центр Алтайский краевой кризисный центр для мужчин. В частности, в нем создано отделение по работе с неполной отцовской семьей. Деятельность его свидетельствует о преодолении однобокого подхода к оказанию социальной помощи семье, когда мужчина не попадал в поле зрения специалистов. Была организована кризисная линия для мужчин как один из механизмов, способных оперативно помочь и решить возможные проблемы, крайне отрицательно сказывающихся на психологическом микроклимате, жизненных силах человека. Кризисная линия для мужчин при краевом кризисном центре для мужчин позволяет обеспечить им доступную, анонимную, понятную и естественную помощь, независимо от возраста и социального положения. Цель работы кризисной линии для мужчин оказание экстренной психологической поддержки мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации и членам их семей, в том числе несовершеннолетним, посредством дистантного психологического консультирования.

    В Амурской области есть только отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в комплексном центре социального обслуживания населения «Доброта». Хотя, очевидно, без определения роли и места мужчины в современном обществе и семье невозможно говорить о полноценной, комплексной, эффективной реабилитации семьи. А так как в последние годы наблюдается изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины, рост числа неполных отцовских семей, то возрастает и необходимость в создании ряда подобных центров во всех субъектах России. Тем более в Амурской области. Ведь согласно данным А. Б. Синельникова в его исследовании «Типы семей и демографическая политика в России», наша область, наряду с некоторыми другими, входит в число тех регионов, где процент неполных семей (в том числе и отцовских) наибольший по стране. И для оказания помощи этому типу семьи необходимо исходить из особенностей воспитания детей отцом-одиночкой, из его отношения к социальной поддержке.

    Таким образом, становится очевидной необходимость разработки и реализации специальных программ и социальных проектов по оказанию помощи неполным отцовским семьям. Основная идея подобных программ и проектов создание комплексной системы мер социально-психологической помощи и поддержки неполных отцовских семей с целью оптимизации жизненных сил мужчин, а также их детей.

    Одним из таких проектов, предлагаемых нами, является проект «Помощь отцовской семье». Его цель улучшение взаимоотношений между членами неполных отцовских семей, повышение социального положения и уровня знаний, касающихся воспитания детей. Проект может быть реализован совместными усилиями Министерства социальной защиты населения и Министерства образования и науки Амурской области в подведомственных им учреждениях. Основные функции проекта заключаются в следующем:

    1. Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического и медико-социального характера.
    2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы.
    3. Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных отцовских семей, осуществлении социальной помощи и поддержки.
    4. Социально-профилактическая функция социальное оздоровление семьи, своевременное выявление и оказание социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

    Основные задачи, решаемые в рамках данного проекта:

    1. Выявление неполных отцовских семей, нуждающихся в помощи.
    2. Дифференцированный учет всех отцовских семей.
    3. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления семьям такого типа.
    4. Облегчение бытовых и жилищных условий, полноценное участие в общественной жизни.
    5. Осведомление одиноких отцов о льготах и компенсациях, которые им гарантированы

    законом.

    1. Повышение информированности отцовских семей о методах воспитания в условиях отсутствия материнской составляющей.
    2. Защита прав и законных интересов членов неполных отцовских семей и восстановление в этих правах.
    3. Привлечение других государственных, муниципальных и частных структур к решению вопросов оказания помощи неполным отцовским семьям.
    4. Гармонизация семейных отношений в отцовских семьях.

    В ходе проекта могут быть реализованы следующие виды деятельности:

    1. консультирование разводящихся родителей с целью разъяснения особенностей влияния развода на развитие ребенка, его благополучие;
    2. тиражирование тематических буклетов («Роль отца в жизни ребенка», «Как быть хорошим отцом», «Отец в разводе») и распространение их в общественных местах в поликлиниках, судах, загсах;
    3. организация совместного досуга отцов с детьми;
    4. создание «Клуба отцов» для отцов, самостоятельно воспитывающих детей;
    5. привлечение к реализации проекта средств массовой информации для распространения среди населения данных об этом проекте и о «Клубе отцов»;
    6. проведение консультаций педагогами по вопросам воспитания детей;
    7. создание комплекса психологических мер по реабилитации членов отцовских семей после развода или гибели матери;
    8. разъяснение специалистом по социальной службе одиноким отцам порядка предоставления положенных им льгот и мер социальной поддержки;
    9. выявление социальными службами материальных и бытовых условий воспитания детей в семьях такого рода;
    10. патронаж неполных отцовских семей.

    Данный социальный проект является стратегическим, т.е. рассчитанным на долгосрочную реализацию. Немаловажным является и то, что контроль таких семей не должен прекращаться после достижения поставленной цели, поскольку положение отцовских семей все равно остается нестабильным вследствие отсутствия матери и возрастания в связи с этим нагрузки на одиноких отцов. А решение всех обозначенных выше задач приводит к повышению общего качества жизни членов неполных отцовских семей.

    Таким образом, очевидно, что неполные отцовские семьи имеют повышенную вероятность оказаться в трудной жизненной ситуации в силу их структурной девиации. Необходимо устранять также не только последствия влияния негативных факторов на отцовские семьи, но и их причины. Одна из причин образования таких семей разводы. Их число в 2010 г. в Амурской области практически сравнялось с числом заключенных браков (1200 и 1500 соответственно). Важно проведение мер государственной политики на федеральном уровне по снижению уровня разводов, поскольку первое место в мире по показателю разводов принадлежит именно России.


    2.3 Совершенствование социальной работы с неполными семьями

    На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

    Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, что отражается на воспитании детей.

    Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.

    Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемые в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравления, производственные травмы, военные действия и др.). Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей) также является важнейшим источником формирования неполных семей.

    Изменение социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных.

    Тенденции, связанные с трансформацией семьи как социального института, постоянно находятся в фокусе внимания современной науки. В науке изучение семьи выделено в самостоятельную отрасль научного изучения семьеведение, или фамилистику, которая соединяет и интегрирует в себе знания из различных научных областей (социологии, психологии, педагогики, медицины, права, философии и др.). Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и семейных обя- занностей. В то же время некоторые важные проблемы изучены еще явно недостаточно (анализ воспитательной функции семьи, роль муж- чины в семье, последствия разводов и т.д.). К числу малоизученных в отечественной науке вопросов относятся также проблемы неполных семей и вопросы теории и практики социальной работы с этой категорией.

    Исходя из вышесказанного, можно определить неполную семью как семью, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания. Последняя категория так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

    В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

    Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенно- сти, связанные с характером внутрисемейных отношений.

    Семья выполняет следующие функции:

    1. воспитательная функция;
    2. экономическая (заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности);
    3. эмоциональная функция (удовлетворение базовых психологических потребностей - потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
    4. функция духовного общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение;
    5. функция первичного социального контроля (обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

    В монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объёме. Отсюда возникает ряд проблем, остро касающихся неполной семьи.

    Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Изменение социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных.

    Помимо экономических проблем остро стоит проблема функционирования неполной семьи как института воспитания и социализации детей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребёнком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

    К социально-экономическим проблемам также относят жилищные, который чаще всего возникает из-за проблематичности или невозможности размена жилплощади в ситуации расторжения брака между супругами, проблемы трудоустройства родителей, поскольку одинокий родитель нуждается в высокооплачиваемой работе, близко расположенной от дома, возможности иметь свободный график, отсутствии командировок и ночных смен. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. К данной группе трудностей можно отнести следующие: угнетённость и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети; появление чувства вины перед детьми, которая является причиной их гиперопеки; в других случаях вымещение обиды на ребёнке за неудачную личную жизнь, что приводит к постоянным конфликтам и гипоопеки; повышение ответственности одинокого родителя за происходящее в семье и с ребёнком.

    Ещё одной социально-психологической проблемой неполных семей является затруднение в полоролевой идентификации и ориентации детей, так как в таких семьях ребёнок лишён образца того, как должны себя вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, и как следствие, в будущем, в своей собственной семье, человек не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведению, что в свою очередь приводит к дисфункцинальности, конфликтам и распадом семьи, созданной выходцем из неполной семьи. Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

    Для неполной семьи характерны и медицинские проблемы. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Кроме того, многие мужчины и женщины после развода страдают нейропсихическими заболеваниями.

    Социальная работа ориентирована на решение данных проблем неполной семьи, на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России. Социальная работа в отношении неполных семей предполагает затрату специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного уровня и социальной компетенции их членов. В то же время совершенно очевидно, что их социализация в нынешних изменившихся условиях должна быть сориентирована на расширении сферы их социального участия и формирование активной жизненной позиции. Специалист по социальной работе использует в своей деятельности такие формы, технологии и метода, как социальная диагностика, социальная профилактика, социальное посредничество, социальной и групповое консультирование, коррекция и терапия, социальная реабилитация и адаптация, а также патронаж неполных семей. В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

    Изменение социальных отношений в современном обществе породили новые формы семейных отношений, так в наше время множество детей растущих без отца, и проблемы одинокого материнства, являются серьезной государственной проблемой и решаются на федеральном уровне, прежде всего по средствам государственной семейной политики.

    В связи с приоритетностью семьи как основной ячейки общества, правительством создаются нормы для ее социальной и экономической поддержки, законодательно определены адресная социальная помощь для семей, имеющих детей. Согласно этим законам проводится обеспечение семей с детьми льготами, пособиями, жильем. Объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все и не любые неполные семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни трудностями и проблемными ситуациями.

    В настоящее время помощь в разрешении трудных жизненных ситуаций неполным семьям оказывают территориальные органы социальной защиты населения, которые помогают в оформлении пенсии на детей по утрате кормильца вдовам и вдовцам, одиноким матерям и отцам; оформление пособия внебрачным матерям; помощь разведенным одиноким матерям (отцам) в получении алиментов на детей или содействия в их получении женщинам (мужчинам), не получающим их по объективным причинам; предоставление одиноким матерям (отцам) и членам их семей различной информации о льготах, социальных гарантиях, правах и т.д.; оказание юридической, психологической помощи разведенным, содействие в решении вопросов, касающихся воспитания детей. Кроме того, социальные службы предлагают семьям с детьми одежду и обувь, иную материальную и гуманитарную помощь.

    На сегодняшний день, государство стремится оказать всевозможную помощь в содержании и воспитании детей, в помощи неполным семьям. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рационально. Кроме того, работа, направленная в основном на материнские неполные семьи, снижает в значительной степени эффективность и объём помощи неполным семьям так таковым, в том числе и отцовским, которые в России уже не редкость.













    Заключение

    Итак, неполная семья есть группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

    Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствие одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо так же восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытываю материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

    Проблемы воспитания ребенка в неполной семье могут быть представлены следующим образом:

    1. Гиперопека
    2. Психосексуальное развитие отличается противоречивостью
    3. Низкая школьная успеваемость
    4. Невротические нарушения и противоправное поведение

    Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.

    Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

    Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).

    Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость.

    Всё это не означает, однако, что не полная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут.

    В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благополучна и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности.

    Т.е., неполная семья, хотя и сталкивается с рядом трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

    По предупреждению отклонений в развитии личности детей из неполных семей, эффективна психологическая работа с их родителями. Она включает в себя проведение практического семинара «Особенности воспитания детей в неполной семье», где родители могут познакомиться с типами неполных семей, узнать об особенностях формировании личности в таких семьях. А также родителям предлагается программа тренингов по родительско-детским отношениям - «Родительский клуб», где очень много практических упражнений, где мама может на какое-то время стать ребенком и прочувствовать его состояние, его потребности.


    Список литературы

    1. Работа снеполными семьями / авт.-сост. Н.А.Сохранная.- Минск: Красико Принт, 2006.- 176с. ISBN 9854053660

    2. Алексеева, Л.С.Неполные семьи втрудной жизненной ситуации / Л.С.Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- №2.- С. 2631.

    3. Иванова, Н.П.Неполная семья: особенности социализации детей / Н.П.Иванова // Социальная педагогика.- 2011.- №6.- С. 115121.

    1. Богданова, Н.А. Семья, как персональная микросреда развития ребёнка/ Н.А. Богданова// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. часть 1 / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. М., 2005. 388 с. с. 152 156.
    2. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Грищенко. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2008. 240 с.
    3. Ильин, В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни/ В.А. Ильин. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. 208с.
    4. Казарян, М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях/ М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. М., 2005. 360 с. с. 77 88.
    5. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Издательский центр Академия, 2003. 320с.
    6. Никулина, О.М. Социально-психологическая помощь семье в России/ О.М. Никулина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. М., 2005. 360 с. с. 93 99.
    7. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмкина и др.; под. ред. В.А. Сластёнина. 5-е изд., испр. и перераб. М.: Издательский центр Академия, 2007. 160 с.
    8. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 272 с.
    9. Тимошко, Е. Партнёрство во взаимодействии родителей и школы/ Е. Тимошко// Воспитательная работа в школе. 2008. №6. с. 61- 68.
    10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд./ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

    Гончарова О. С. Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье [Текст] / О. С. Гончарова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012.

    Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К. В. Радецкая // Молодой ученый. 2013. №6. С. 721-724.









Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Семья неполная ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.