Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социальное планирование, прогнозирование, проектирование

  • Вид работы:
    Другое по теме: Социальное планирование, прогнозирование, проектирование
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    21.01.2017 7:24:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:



    Введение3

    1.Понятие и особенности социального прогнозирования5

    2.Социальное проектирование и планирование7

    Заключение13

    Список литературы15





    Введение


    Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

    На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития.Прогнозированиезанимает здесь особо важное место каквысокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.Социальное проектирование - как процесс управления. Так каксоциальное проектирование- это разработка социальных программ, социальных предложений и проектов, обработка методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы.

    В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

    Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования, планирования и проектирования в сфере управления.

    Задачи работы:

    - определить понятие и специфику прогноза и планирования в фсере управления;

    - выявить технологии прогнозирования, планирования и проектирования.

    Объектом исследования является система реализации социального прогнозирования, планирования и проектирования в сфере управления.

    Предметом - частные вопросы системы социального прогнозирования планирования и проектирования в сфере управления.

    Стуктура работы введение, два параграфа, заключение и список использованной литературы.

    1. Понятие и особенности социального прогнозирования

    Социальное прогнозирование

    Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозноговидения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области теоретических исследований.

    Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.

    Прогнозирование- есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

    Прогнозирование это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях теоретическом, психолого-интуитивном, практическом исследование его проблем.

    Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

    Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

    Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «прогнозирование в социальной практике» и др.

    Прогностика наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.Методология прогностических исследованийопирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии.

    Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

    Социальное прогнозирование прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

    Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

    - уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

    - тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

    - оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

    Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

    2.Социальное проектирование и планирование


    Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическии практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:- Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

    Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что: -социальный объект - противоречив;- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);- на социальный объект влияет много объективных факторов;- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п.Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием".

    Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование)являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

    1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

    2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

    3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

    Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

    Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.

    Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

    Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

    Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам; качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность; обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

    Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

    Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

    Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

    Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

    Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

    Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

    Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

    В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

    Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

    Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

    Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

    Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование это одна из управленческих функций государства.

    Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

    1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

    2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

    3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные ит. п.).

    Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.).

    Заключение


    На настоящий момент главную роль в деятельности социальных сфер играют технологии социального проектирования и прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке социальных проблем, организационных моделей решений координация механизмов и их реализации. Сочетание гибкости и определенности таких технологий, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность и развития.

    В современных условиях политической, экономической, социальной нестабильность особенно важно умение прогнозировать и предвидеть будущее, для того чтобы оказывать позитивное влияние на процессы, происходящие в различных областях социальной сферы, своевременно предотвращать их отрицательные проявления. Этот вопрос особенно актуален для российского общества, продолжающего переживать острый духовно нравственный и социально экономический кризис.

    Отличительной чертой современной общественной системы является планирование социально-экономического развития и государственное прогнозирование.

    Социально-экономическое прогнозирование и планирование помогает выявить области, проблемы, которые требуют активного государственного воздействия.

    На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы политической и социально-экономической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть проектируемой и прогнозируемой на этапе внедрения, становления, и развития. Прогнозирование занимает главное место как высокотехнологичный метод предвидения и научного анализа. Социальное проектирование - как процесс управления, так как социальное проектирование - это разработка социальных предложений, социальных программ и проектов, обработка техники, методики и технологии конкретных форм социальной работы.

    Важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.) Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

    Список литературы


    1. Иванова А.Л. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 2014. 321с.

    2. Бестужев-Лада И.В. Предвидение научное. Прогнозирование // Философский энциклопедический словарь. - М. - 2015. 432с.

    3. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. М.: КноРус. 2014. 432с.

    4. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М. 2016. 321с.

    5. Луков В.А. Социальное проектирование. - М. 2015. 548с.

    6. Стегний В.Н. Теория и методология социального прогнозирования. Курс лекций. Пермь: ПГТУ. 2014. 160с.

    7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. - М. 2015. 439с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социальное планирование, прогнозирование, проектирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.