Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соцобеспечение в РФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Соцобеспечение в РФ
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    23.01.2017 14:52:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение


    Глава 1. Понятие социального обеспечения

    1.1 Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации

    1.2 Сущность социального обеспечения


    Глава 2. Предмет и метод социального обеспечения

    2.1 Предмет права социального обеспечения

    2.2 Метод права социального обеспечения

    2.3 Система права социального обеспечения


    Заключение

    Список использованной литературы
















    Введение

    Актуальность темы исследования. Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.

    Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания "социальная защита" и "социальное обеспечение". Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.

    Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение", а также об их содержании.

    Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.

    Понятие социальной защиты не раз было предметом научных исследований. Однако вопросы в определении содержания этого понятия остаются. В науке социальную защиту населения рассматривают как систему общественных отношений по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите. Социальная защита населения является базовым понятием права социального обеспечения, а также важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом.

    Степень научной разработанности темы исследования. Изучением вопроса о понятии и видам пособий по социальному обеспечению уделяли внимание многие исследователи. Изучение выбранной нами темы происходило не только российскими учеными, но и зарубежными. Приведем авторов, чьи работы были наиболее интересными и конкретизированными в области исследования анализируемой нами проблематики: Г. Беккера, П. Бергера, Э. Дюркгейма, Т. Лукмана, Р.Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, А.И. Антонова, Е.Б. Бреевой, И.Ф. Дементьевой, В.В. Гаврилюка, Э.З. Ильгамовой, Ф.А. Ильдархановой, А.И. Ковалевой, С.Н. Щегловой, Ю.Р. Хайруллиной и многих других.

    Целью исследования выступает комплексное исследование понятия и системы социального обеспечения в Российской Федерации.

    В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:

    - изучить концепцию социальной защиты населения в Российской Федерации

    - определить сущность социального обеспечения

    - исследовать предмет права социального обеспечения

    - проанализировать метод права социального обеспечения

    - изучить систему права социального обеспечения.

    Объект исследования состоит из целого комплекса отношений, которые складываются в процессе социального обеспечения граждан в Российской Федерации.

    Предмет исследования заключается в исследовании нормативного законодательства в области понятия социального обеспечения граждан в Российской Федерации.

    Гипотеза исследования заключается в том, что законодательство, регулирующее вопросы о предоставлении социального обеспечения гражданам нуждается в модификации.

    При написании работы были использованы такие методы как императивный, диспозитивный, исторический метод, и системный метод исследования. Также активно применялись метод сравнения, анализа, историзма, определения, и классификации. Кроме того, был использован практический метод, при помощи которого были зафиксированы и описаны различные явления, факты, и связи между ними. Также в работе проводится подробный анализ разных фактов, раскрываются существенные закономерности, образуются мысленные модели.

    Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.























    Глава 1. Понятие социального обеспечения

    1. Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации

    В широком смысле социальная защита включает в себя не только социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и др. В этой связи справедливо мнение М.Ю. Федоровой о том, что социальная защита "формируется как система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию, компенсацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости".

    Социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. . В ст. 7 Конституции Российской Федерации в общих чертах определено содержание социальной защиты. К ней отнесены: охрана труда, охрана здоровья, гарантированная оплата труда, государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; система социальных служб, государственные пенсии, пособия и др. Эти положения развиты в ст. 37 Конституции РФ (вознаграждение за труд, защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства, детства и семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность), ст. 40 (обеспечение жилыми помещениями), ст. 41 (охрана здоровья).

    Система социальной защиты населения представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия. Представляется, что исходя из содержания ст. ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции Российской Федерации в систему социальной защиты населения входят следующие блоки общественных и правовых отношений:

    1) социальное обеспечение;

    2) охрана труда;

    3) охрана здоровья;

    4) вознаграждение за труд;

    5) содействие занятости;

    6) благотворительность;

    7) обеспечение жилыми помещениями;

    8) обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья;

    9) социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.

    Т.К. Миронова аргументированно полагает, что в систему социальной защиты, помимо иных составляющих, входят социальное страхование и социальное обеспечение, которые должны рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем. Указанный автор обоснованно подвергает критике позицию ученых, представляющих социальную защиту в неполном виде: "если социальную защиту рассматривать как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем согласно Конституции Российской Федерации социальное обеспечение".

    Некоторые авторы включают в социальную защиту социальное страхование, социальную помощь, государственное социальное обеспечение, социальное обслуживание, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательное государственное страхование, благотворительность.

    Например, А.В. Пашков отмечает, что социальная защита выражается через три институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту.

    Т.Ф. Романова указывает, что основными институтами социальной защиты населения являются: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами.

    По мнению М.И. Лепихова, в качестве организационно-правовых форм социальной защиты выделяются обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственная социальная помощь.

    В приведенных примерах проявляется, во-первых, неполное представление о содержании социальной защиты населения, а во-вторых, смешение видов социального обеспечения, блоков и организационно-правовых форм социальной защиты населения.

    Из перечисленных выше положений к социальной защите можно отнести лишь предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Социальное обеспечение и благотворительность выступают блоками социальной защиты населения. Социальная помощь, социальное обслуживание входят в социальное обеспечение как его виды. Что касается правовых (организационно-правовых) форм социальной защиты, то под ними понимаются организационно-правовые способы ее осуществления.

    При этом необходимо различать понятия: "блоки социальной защиты населения" (о них речь шла выше), "правовые (организационно-правовые) формы социальной защиты населения" и "виды (меры) социальной защиты населения" в рамках отдельных блоков общественных и правовых отношений.

    Организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения. К ним относятся: обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное государственное страхование, дополнительное добровольное страхование, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, корпоративное финансирование, частное финансирование. Социальное обеспечение и охрана здоровья оказываются на основании обязательного социального страхования, бюджетного финансирования, дополнительного добровольного страхования, корпоративного и частного финансирования; охрана труда, вознаграждение за труд, обеспечение жилыми помещениями - силами бюджетного, корпоративного и частного финансирования, содействие занятости организуется посредством бюджетного и корпоративного финансирования; благотворительность существует в организационно-правовой форме частного финансирования; обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов организуется за счет бюджетного финансирования; социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф, предусматривается в форме бюджетного финансирования, а также обязательного страхования имущества (посевов, техники и др.).

    Видами (мерами) социальной защиты населения являются денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.).

    Проанализировав содержание социальной защиты населения на основе норм Конституции Российской Федерации, следует определить ее как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.



    1. Сущность социального обеспечения

    К середине 50-х гг. XX века в различных сферах жизни советского общества происходило усложнение общественных отношений. Данное обстоятельство явилось объективным фактором для расширения круга признанных ранее юридической наукой отраслей права и развития соответствующего законодательства.

    Общеизвестно, что право граждан на социальное обеспечение (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, медицинская помощь и лечение) начиная с 20-х гг. XX века было закреплено в советском законодательстве. Правовые нормы, регулировавшие различные виды социального обеспечения, входили в предмет правового регулирования различных отраслей права (трудового, административного, колхозного и финансового). Выделять эти нормы в предмет правового регулирования какой-либо одной отрасли не было необходимости и достаточных оснований, поскольку их было не так много, а своим регулированием они охватывали незначительное количество советских граждан. Решения XX съезда КПСС, направленные на улучшение качества жизни членов социалистического общества, стали мощным импульсом для развития законодательства в различных сферах жизни общества. Социальная политика государства была направлена на увеличение количества выплат и услуг из фондов общественного потребления, результатом которой стало принятие Законов "О государственных пенсиях" (1956 г.), "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (1964 г.) и ряда иных нормативных актов. Количественный рост законодательства привел к качественным сдвигам (В.С. Андреев), что позволило законодателю в период с середины 1950-х до 1971 г. провести "малую" кодификацию социально-обеспечительного законодательства и завершить формирование комплексного отраслевого образования законодательства в этой сфере.

    Для дальнейшего развития социально-обеспечительного законодательства наиболее значимым обстоятельством стало научное обоснование В.С. Андреевым формирования самостоятельной отрасли советского права - права социального обеспечения. Ученый доказал наличие у новой отрасли права своего собственного предмета и специфического метода правового регулирования, выявил характерные признаки существования отрасли - заинтересованность государства, всего общества в выделении данной системы правовых норм в самостоятельную отрасль, развитие ее и регулируемых ею общественных отношений, а также наличие многочисленных и многообразных правовых норм. Специфическим своеобразием формирования отрасли права социального обеспечения и ее системы, в отличие от других отраслей, стал тот факт, что к моменту признания ее правовой наукой был накоплен достаточно большой массив законодательства, нуждающийся в систематизации.

    Из общей теории права известно, что выделение отраслевого законодательства происходит на основе существующих отраслей права, система нормативных актов объективно привязывается к существующей структуре права для закрепления норм, регулирующих определенную сферу государственной жизни.

    Так, в период с 1972 по 1990 г. появляются объективные предпосылки для трансформации комплексного отраслевого образования в сфере социального обеспечения в отраслевое законодательство.

    Интерес государства, направленный на развитие и совершенствование общественных отношений в сфере социального обеспечения, получил свое законодательное закрепление в ряде статей Конституции СССР 1977 г., в которых было провозглашено:

    - о создании общественных фондов потребления для более полного удовлетворения потребностей людей, через которые государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов (ст. 23);

    - о существовании и развитии систем здравоохранения, социального обеспечения (ст. 24);

    - о моральной и материальной поддержке материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям (ст. 35);

    - о праве граждан на охрану здоровья (ст. 42);

    - о праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца (ст. 43);

    - об осуществлении заботы о семье путем создания и развития сети детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье (ст. 53).

    Воздействие политической, экономической и социальной функций сказалось на всех видах общественных отношений, входивших в предмет права социального обеспечения, и, как следствие, не только вызвало структурные преобразования в отрасли права, но и повлияло на строение социально-обеспечительного законодательства. Изменения затронули сформировавшиеся к тому моменту комплексные (межотраслевые) институты законодательства (о пенсионном обеспечении, о медицинской помощи и лечении). Кардинально изменилось внутреннее содержание комплексного (межотраслевого) института законодательства о пособиях по государственному социальному страхованию. В связи с принятием ряда новых нормативных правовых актов (о пособиях малообеспеченным семьям; о пособиях на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; об улучшении материального обеспечения инвалидов и престарелых, не получающих пенсий) указанный институт трансформировался в комплексный (межотраслевой) институт законодательства о пособиях, объединяющий акты, которые закрепляли регулирование общественных отношений по обеспечению граждан пособиями без учета источника их финансирования.

    Меры государства и политика КПСС, направленные на улучшение материального обеспечения нетрудоспособных граждан, выразились в принятии множества нормативных актов, касающихся предоставления гражданам различных видов социальных услуг и льгот.

    В результате кодификации законодательства о льготах и преимуществах для инвалидов Великой Отечественной войны, проведенной законодателем в 1981 г., сформировался институт законодательства о льготах. Новые правовые акты о формах социального обслуживания пожилых граждан, принятые к середине 80-х гг. XX в., послужили основой для формирования самостоятельного института социального обслуживания в структуре социально-обеспечительного законодательства.

    Множество подзаконных нормативных актов в сфере социального обеспечения существенно затрудняли построение единой целостной системы социально-обеспечительного законодательства. В то же время достаточный объем законодательства, известный уровень его совершенства позволили М.Л. Захарову и В.М. Пискову издать сборник нормативных актов "Социальное обеспечение в СССР". По своему содержанию сборник наиболее полно отражал сложившуюся и реально существовавшую в Советском государстве систему отрасли права социального обеспечения и социально-обеспечительного законодательства.

    Субъективное объединение в соответствующие главы сборника нормативных правовых актов по определенным критериям (видам обеспечения и кругу лиц, имеющих право на соответствующие виды обеспечения) явилось предпосылкой для преобразования комплексного отраслевого образования, закрепляющего нормы различных отраслей права, в отраслевое социально-обеспечительное законодательство. В отраслевом законодательстве каждый нормативный акт или группа актов занимают определенное место в общей системе отрасли законодательства, они дополняют и обусловливают друг друга, находясь в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Другой, не менее значимой, объективной предпосылкой формирования отраслевого законодательства следует признать факт существования в системе советского права самостоятельной отрасли - права социального обеспечения.

    В начале 90-х гг. XX века при переходе Российской Федерации к построению рыночной экономики и, как следствие, изменении общеправовых (политической, экономической, социальной) функций государства законодатель подверг ревизии все нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения. Новые российские законы, базирующиеся на положениях Конституции РФ 1993 года и международных актах, стали основой для структурирования и дальнейшего совершенствования системы отраслевого социально-обеспечительного законодательства.

    Отраслевая наука призвана адекватно отражать происходящие в обществе изменения.

    Это позволяет с одной стороны, coxpaнить взаимосвязь теории и практики, а с другой - своевременно реагировать на значительные расхождения между теоретическими построениями и жизненными реалиями. Теоретические основы права социального обеспечения как самостоятельной отрасли отечественного права в той или иной мере подвержены влиянию, которое окaзывают на них наиболее важные, социально-значимые процессы, связанные с осуществлением в стране перманентных политических, экономических и социальных преобразований.

    Развитие в России системы социальной защиты и необходимость адекватного правового опосредования отношений в этой сфере, тесная взаимосвязь понятия социальная защита с такими важнейшими понятиями как социальное обеспечение, социальное страхование, социальные права, позволяют раскрыть новые грани в понимании отраслевого предмета правового регулирования.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соцобеспечение в РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.