Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соцобеспечение

  • Вид работы:
    Другое по теме: Соцобеспечение
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    01.10.2016 19:15:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения5

    1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ5

    1.2. Законодательство о социальном обеспечении в РФ19

    Глава 2 Формы социального обеспечения28

    2.1. Государственное социальное обеспечение28

    2.2. Негосударственное социальное обеспечение40

    Заключение46

    Список использованных источников49



    Введение

    Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальное обеспечение в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.

    Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальное обеспечение установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.

    Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.

    Предметом данного исследования являютсяконституционнаяи отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых основ социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.

    Целью исследования является анализ теории и практики социального обеспечения и социальной защиты населения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.

    Указанные цели определили постановку задач исследования:

    - рассмотреть понятие и значение социального обеспечения в РФ;

    - исследовать законодательство о социальном обеспечении в РФ;

    - определить формы социального обеспечения;

    - выявить пробелы и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.

    Методологическую основу работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования.

    Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права,административногои муниципального права, социологии и политологии.

    Нормативно-источниковая база включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы,указы ПрезидентаРФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

    Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения

    1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ

    Права, объединяемые в систему социально-экономических прав, обладают единой стержневой основой, поскольку обеспечивают материальную базу жизнедеятельности человека. Одной из важнейших целей реализации этих прав является получение человеком материальных благ посредством самообеспечения или социального обеспечения, осуществляемого с учетом экономических возможностей общества. Данная категория прав предусматривает также возможность пользования общественно значимыми материальными благами в различных социально-экономических формах в зависимости от уровня материальной обеспеченности граждан.

    В отечественной научной литературе предпринимались попытки классифицировать группу социально-экономических прав и выделить среди них социальные права. Но сделать это оказалось непросто. Поэтому, несмотря на то, что социально-экономические права делят на экономические, социальные и культурные, разграничение экономических и социальных прав чаще всего не проводится.

    Сложность разграничения социальных и экономических прав заключается в том, что «преимущественно» экономические права имеют социальный «оттенок». Права, в целом понимаемые как социальные, содержат экономическую составляющую.

    Многогранность и комплексность социально-экономических прав обусловлена их взаимосвязью с экономической и социальной сферами жизнедеятельности общества. В социальную сферу в качестве ее компонентов исследователи чаще всего включают социальное обеспечение, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, образование, науку, культуру. Вместе с тем каждая из этих составных частей обладает определенной долей самостоятельности, спецификой инфраструктуры и предоставляемых благ. В силу этой обособленности права на получение соответствующих благ в международных документах, конституциях, текущем законодательстве закрепляются как самостоятельные права, объединяемые в едином блоке социально-экономических прав.

    В настоящее время права физических лиц на социальное обеспечение закреплены во многих международных актах, например, во всем известной Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация 1948 г.). Все международные договоры в области социального обеспечения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, предоставляют право на социальные выплаты именно индивидам, граждане Договаривающихся Сторон, а в некоторых случаях и апатриды, являются субъектами, подпадающими под действие этих договоров. Данные международные документы закрепляют права и обязанности физических лиц как участников соответствующих правоотношений, регулируют вопросы установления индивиду того или иного вида социального обеспечения, вводят правила, которые направлены на улучшение социального положения лица и не могут содержаться в национальном законодательстве, к примеру, о суммировании страхового стажа, приобретенного индивидом на территориях государств-контрагентов, для определения права на пенсию. Безусловно, что в центре таких международных соглашений находится человек, его социальные права. Таким образом, физические лица обладают правами, предоставленными им международным правом, а также имеют возможность совершать действия, направленные на их обеспечение и защиту. Индивид имеет некоторые качества, свойственные субъектам международного права, в связи с чем его следует рассматривать как особого, специфического участника международных правоотношений в области социального обеспечения с ограниченной правосубъектностью (невозможность участия лица в создании норм международного права). Хотя несомненно, что статус государства и индивида в международных отношениях несопоставим.

    Исключительную роль в установлении стандартов социального обеспечения играет Международная организация труда (МОТ).

    В качестве примера назовем следующие важные конвенции МОТ:

    - Конвенция от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (далее - Конвенция № 102), которая до сих пор по праву считается своего рода международным гроссбухом социального обеспечения. Как справедливо отмечают Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева, эта Конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца. Впервые в практике МОТ был создан единый документ, регулирующий все виды социального обеспечения, которым до этого были посвящены отдельные акты либо вопросы предоставления которых в ранее изданных конвенциях вообще не затрагивались (семейные пособия);

    - Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства". Ее основной постулат - необходимость предоставления на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения. Указанная Конвенция интересна также тем обстоятельством, что она предусматривает возможность заключения многосторонних или двусторонних межгосударственных соглашений о выполнении обязательств по сохранению социальных прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с национальным законодательством за гражданами государства-контрагента;

    - Конвенция от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий;

    - Конвенция от 21 июня 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство.

    Названные конвенции МОТ, которые регулируют вопросы права на социальное обеспечение, до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы.

    Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Российская Конституция, посвятив ст. 39 социальному обеспечению, в других статьях закрепляет право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). Нередко перечисленные права (в полном объеме или частично) называют социальными правами. Единого подхода к пониманию социальных прав и определению их перечня сегодня не существует. Но все исследователи, безусловно, относят право на социальное обеспечение к числу социальных прав.

    Право на социальное обеспечение в его упрощенном понимании ассоциируется, прежде всего, с предоставлением пенсий, пособий, социальных услуг, т.е. определенных видов материальных благ.

    В реальной жизни социальное обеспечение давно перешагнуло границы своей обособленности, поскольку на первый план вышла не видовая специфика предоставляемых благ, а социальная составляющая данного понятия. Определяющей становится общественная значимость, массовость, обязательность получения гражданами определенных материальных благ.

    Происходит развитие содержания понятия «право на социальное обеспечение». Оно по-прежнему рассматривается как собирательное понятие, и во всей своей полноте включает всю совокупность правомочий на получение социально-обеспечительных благ в денежной форме (пенсии, пособия, субсидии, компенсационные выплаты) и в натуральной форме в виде социальных услуг (социальное обслуживание, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).

    Вместе с тем нельзя не отметить, что при предоставлении медицинского обслуживания в рамках отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения, осуществляется также реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, жилищных субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан реализуется право на жилище (в определенном объеме). При предоставлении социально-образовательных льгот, которыми вправе воспользоваться инвалиды, дети-сироты и др., при поступлении в образовательное учреждение, а равно получении социальных стипендий, реализуется право на образование (в очень небольшой части). Так, в 2015 году в РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 3 338 семей (6,1%).

    Таким образом, право на социальное обеспечение (как обобщающее понятие, которое объединяет указанные правомочия) включается в механизм опосредования ряда социально-экономических прав в целях обеспечения их доступности для граждан. Им присуща единая внутренняя природа, которая обусловлена их связью с социальной сферой. При этом, социальный аспект обозначенных социально-экономических прав превалирует над понятием обеспечения конкретными видами материальных благ. Поэтому эти права по своей сути являются социальными правами, поскольку в них социальная компонента доминирует над экономической. Регулирование соответствующих отношений осуществляется нормами права социального обеспечения.

    Спецификой социальных прав в указанном смысле является то, что они связаны не только с социальной сферой жизнедеятельности общества, но и с определенными социальными группами и слоями (стратами), с уровнем доходов граждан, с обобществленными (социализированными) финансовыми источниками, а также имеют свою целевую установку, которая определяется сущностью социальной защиты и социального обеспечения.

    Итак, можно говорить о том, что содержание понятия «право на социальное обеспечение» постоянно развивается и все более усложняется. Но оно остается отраслевым понятием, относящимся к праву социального обеспечения.

    Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет различное толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение, в России - это система материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, поддержка малоимущих семей и так далее. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

    По мнению Е.Е. Мачульской, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несению дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, вследствие отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

    Авторы учебника под редакцией К.Н. Гусова под социальным обеспечением понимают форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с другими членами общества.

    Р.И. Иванова считает, что социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в т.ч. правовых, нормах.

    Обобщая перечисленные определения, под социальным обеспечением следует понимать один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

    Виды социального обеспечения можно разделить по их форме:

    1. Денежная:

    все виды и разновидности пенсий;

    все виды и разновидности пособий.

    2. Натуральная:

    содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов;

    санитарно-курортное лечение и иные виды медицинских услуг;

    предметы первой необходимости;

    компенсации (предоставление жилья, утраченного в связи со стихийным бедствием, радиационной катастрофой и др.);

    льготы, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и др.

    Таким образом, социальное обеспечение, осуществляя различные функции, воздействуя на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, должно выполнять главную задачу создание достойных условий существования человека.

    Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания в России носила скорее формальный характер, требовалось большее количество техничных исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. К сожалению, в России не велась должная подготовка специалистов в области социальной работы до начала 1991 г.

    Одним из признаков социального обеспечения, отражающим количественную меру содействия со стороны общества и государства, является ответ на вопрос, что предоставляется нуждающемуся лицу. Ответ на него предопределяет необходимость анализа целевого назначения и внешнего выражения (формы) социального обеспечения.

    Социальное обеспечение с учетом исторических, экономических, политических и иных обстоятельств, сложившихся в данном обществе, государстве, как правило, преследует две цели: оказание нуждающимся помощи или предоставление им содержания.

    Социально-обеспечительная помощь оказывается тем категориям нуждающихся, которые, во-первых, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной невозможностью устранения причины необеспеченности. Например, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в связи с невозможность трудиться вследствие расстройства здоровья работника, которое, однако, не имеет необратимого характера. Иными словами, по факту выздоровления лицо может вновь осуществлять трудовую деятельность и получать заработную плату (доход).

    Во-вторых, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств (условий) к существованию, но его (их) объем не в состоянии обеспечить алиментарное существование, т.е. он настолько незначителен, что государство принимает на себя обязанность по оказанию ему содействия.

    Целевая направленность социального обеспечения не может быть достигнута без внешней объективации, т.е. оно (обеспечение), как и любое явление действительности, должно иметь определенную форму выражения. Традиционными для отечественного законодательства можно считать две взаимосвязанные и параллельно существующие формы социального обеспечения: денежную и натуральную.

    Денежная форма в большинстве случаев является более удобным для нуждающихся вариантом оказания помощи или содержания. Это объясняется объективным экономическим свойством денег как всеобщего эквивалента и связанной с этим относительной свободой для нуждающихся при обмене денег на необходимые им товары и услуги. Однако нельзя не отметить и очевидный ее недостаток известную неустойчивость денежной формы при нестабильности финансовой системы государства в периоды экономических кризисов и социальных конфликтов.

    Натуральная форма социального обеспечения менее адаптивна, а значит, в этом случае существенно ограничена свобода выбора лица. Вместе с тем положительной чертой этой формы является менее выраженная связь с экономической ситуацией в государстве, поскольку потребительские товары и услуги сохраняют свою ценность для нуждающегося лица в любой период времени и при любых обстоятельствах, ибо способны удовлетворять его потребности непосредственно. Более того, даже в период стабильного состояния финансово-экономической системы определенные потребности невозможно удовлетворить иначе, чем в натуральной форме. Например, необходимость получения медицинских услуг ни при каких обстоятельствах не может быть заменена денежными выплатами, поскольку они непосредственно не способны удовлетворить потребности в сохранении или в восстановлении здоровья.

    Более полное представление о сущности и предназначении социального обеспечения можно получить на основе его сопоставления с такими правовыми категориями, как: а) социальная защита, б) благотворительная деятельность, в) социальное страхование. Все из перечисленных явлений общественной жизни в той или иной степени выполняют в целом единую задачу, пронизаны идеей гуманного отношения к человеку, тесно соприкасаются, поскольку находятся в едином правовом пространстве. Но вместе с тем каждое из них самобытно и самодостаточно, чтобы занимать свое место в системе механизма правового регулирования, а следовательно, отличается от других элементов этого механизма.

    В юридической литературе достаточно подробно рассмотрен вопрос о соотношении понятий социального обеспечения и социальной защиты и отмечено, что последнее понятие является более широким, емким и разнообразным по сравнению с социально-обеспечительными предоставлениями. Собственно, весь арсенал правовых средств направлен на решение задачи социальной защиты как физических, так и юридических лиц, поэтому данной цели служат нормы всех отраслей права России.

    Но каждой отраслью указанная задача решается специфическими средствами и приемами. Социальное обеспечение также решает эту задачу социальной защиты посредством предоставления нуждающимся содержания или помощи в денежной или натуральной форме. Трудовое право, к примеру, решает эту же задачу посредством установления государственных гарантий (стандартов) труда, уголовное с помощью мер уголовного преследования, гражданское установлением равенства субъектов в имущественных взаимоотношениях и т.д. Достаточно наглядно различия рассматриваемых правовых категорий усматриваются при анализе содержания Закона о социальной защите инвалидов. Статья 2 этого нормативного акта закрепляет понятие социальной защиты указанной категории граждан, из которого следует, что для этой цели государство использует не только сугубо правовые средства, но и меры экономические, технические, организационные и др. Подтверждают такой подход к соотношению данных категорий и положения п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которой социальное обеспечение включается в систему мер социальной защиты. Поэтому социальная защита и обеспечение как явления общественной жизни категории, не совпадающие:

    - по способам осуществления;

    - кругу субъектов;

    - характеру мер и мероприятий;

    - сфере применения.

    Так, социальная защита адресуется ко всем субъектам общественных отношений, а социальное обеспечение только к физическим лицам; меры социальной защиты значительно разнообразнее мер по оказанию помощи и содержанию нуждающихся граждан и включают в себя не только средства позитивного, но и негативного воздействия. В социальном обеспечении государство в лице своих органов, как правило, освобождено от ответственности, а для недобросовестных получателей пенсий, пособий и т.д. в самом неблагоприятном для них положении возлагается лишь обязанность по возврату необоснованно полученного.

    Таким образом, сопоставляемые категории существенно разнятся, но вместе с тем их сближает общее предназначение создание условий для функционирования социальных взаимоотношений так, чтобы потерпевшая или более слабая сторона не была ущемлена, либо для нее были созданы условия для общепризнанного поведения или существования. В связи с тем, что социальную защиту осуществляют все без исключения отрасли права России, право социального обеспечения в этой системе следует рассматривать в качестве одного из средств, специфических правовых способов проведения общезначимой государственной политики по защите права и интересов лишь определенной части населения нашей страны нуждающихся граждан.

    Более глубокому пониманию сущности социального обеспечения может служить его сопоставление с благотворительностью. Особенно важно такое сопоставление в связи с тем, что нередко и в первую очередь в обыденном сознании оно ассоциируется с благотворительностью и создается впечатление, что государство проводит соответствующую правовую политику не в силу возложенной на него обществом обязанности, а исключительно добровольно, исходя из чувства сострадания к нуждам лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конечно, социальное обеспечение несет в себе благотворительные начала, так как базируется на идее гуманного отношения к человеку, на стремлении дать ему благо, оказать ему помощь, содействие.

    Объемы и периодичность благотворительной деятельности не лимитируются и не регламентируются, они целиком и полностью зависят от усмотрения благотворителя. Социальное обеспечение же всегда нормируется, в связи с чем соответствующие его нормативы подлежат законодательному закреплению. Благотворителем может выступать любой и каждый, как отдельно взятое физическое лицо, так и юридические лица. Социально-обеспечительные предоставления в отличие от этого всегда исходят от государства, поэтому вне-государственные мероприятия соответствующей направленности за изъятиями, установленными действующим законодательством (последнее подчеркиваем специально), рассматриваться социально-обеспечительными не должны. Если, например, организации или граждане берут на себя обязательство пожизненно доплачивать к установленной государством пенсии определенную денежную сумму, пусть даже значительно превышающую величину самой пенсии, такие денежные средства не являются видом социально-обеспечительного предоставления; они суть обязательства, вытекающие из гражданско-правовых, трудовых договоров, либо исключительно благотворительное мероприятие.

    И, пожалуй, последнее, наиболее значимое отличие. Адресатом благотворительной деятельности может выступать как физическое, так и юридические лица. Однако юридические лица не могут считаться нуждающимися и получателями социально-обеспечительных предоставлений. Поэтому, к примеру, спонсорские средства, направляемые на развитие или становление определенной организации, можно и следует рассматривать лишь в качестве благотворительного жеста и не более того, а если в этом присутствует определенный интерес то в качестве гражданско-правовой сделки, экономической или политической акции.

    В последние годы получило достаточно интенсивное развитие законодательство о социальном страховании, в связи с чем возникает ряд вопросов, в частности, не заменяет ли оно собой социальное обеспечение и как они соотносятся друг с другом? Страховые начала социального обеспечения в России были заложены нормами законодательства о труде на рубеже XIXХХ вв. как средство возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью наемных работников из-за производственных увечий (травм) при исполнении ими своих трудовых обязанностей, за счет страховых взносов, взыскиваемых первоначально с работодателей и работников, а затем только с работодателей. За счет этих средств выплачивались пенсии и пособия, осуществлялось санаторно-курортное лечение, проводились многие другие мероприятия.

    Однако отношения по обязательному социальному страхованию это еще не отношения по социальному обеспечению, поскольку в них или через них не происходит преобразование объективного права в субъективное. Они имеют предшествующий характер. Ведь обязательное социальное страхование существует для цели формирования средств на социальное обеспечение застрахованных лиц путем возложения обязанности по уплате страховых взносов на государственные социальные (внебюджетные) фонды. Поэтому его следует рассматривать как один из способов создания финансовой основы для нужд социального обеспечения и только части населения нашей страны застрахованных граждан. Поэтому мы полагаем, что встречающиеся на страницах юридической печати характеристики социального страхования как одного из видов или одной из форм социального обеспечения не соответствуют природе и назначению этого элемента проводимой правовой политики государства.

    Таким образом, можно констатировать, что право на социальное обеспечение, безусловно, является социальным правом в системе социально-экономических прав. Право на охрану здоровья, право на жилище, право на образование являются теми социально-экономическими правами, регулирование которых частично осуществляется нормами права социального обеспечения.

    На основании изложенного, социальное обеспечение в Российской Федерации это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.


    1.2. Законодательство о социальном обеспечении в РФ

    Право социального обеспечения есть ни что иное как форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан к основным видам его источников можно отнести: международные договоры (соглашения, хартии, обращения и др.); внутреннее законодательство государства и подзаконные нормативно-правовые акты.

    Основополагающим документом является Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Согласно ст. 39 главы 2: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепринятые принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Отсылочные нормы, касающиеся действия международных договоров Российской Федерации в рамках правовой системы России, стали носить универсальный характер. Их действие распространяется практически на все отрасли российского законодательства.

    Общепризнанные принципы это основополагающие императивные нормы, то есть юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. По мнению С.В. Черниченко «принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера». Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

    По мнению Г.С. Лаптева, право на социальное обеспечение реализуется посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства, правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном. С.И. Кобзева полагает, что международные правовые нормы выполняют роль ориентира (стандарта) для национального права по соблюдению прав человека законодательными и правоприменительными органами, реализуемые через национальное законодательство, они призваны способствовать усилению гарантий социальной защищенности всех категорий населения.

    Международно-правовое регулирование в области социального обеспечения направлено, с одной стороны, на гармонизацию национальных законодательств всех стран посредством формулирования общих принципов, минимальных стандартов социального обеспечения, которые призваны задавать единый вектор развития для национальных систем социально-обеспечительного законодательства. С другой стороны, международно-правовое регулирование имеет и прикладное значение обеспечение координации национального законодательства разных стран в области социального обеспечения посредством закрепления:

    - коллизионных норм (для решения вопросов о применимом праве);

    - норм, предусматривающих условия получения тех или иных видов социального обеспечения в одной из стран-участниц в случаях, когда право на них приобретено в другом государстве;

    - норм, устанавливающих правила подсчета и подтверждения стажа в странах-участницах договора.

    С точки зрения юридической обязательности при реализации международных правовых актов можно выделить две их разновидности:

    1) обязательные;

    2) рекомендательные.

    Обязательным международный правовой акт становится для государства при условии, когда имеется государственно-правовая санкция для осуществления норм международного права во внутригосударственном праве, т.е. когда соответствующий акт прошел процедуру ратификации. В этой связи следует сказать, что в действительности ратифицированных международных правовых актов в области социального обеспечения не слишком много. Объясняется это в ряде случаев более высокими требованиями, предъявляемыми к характеру и содержанию социально-обеспечительных мероприятий странами с развитой экономикой, которые, как правило, и формируют международные стандарты в этой сфере. Такие требования далеко не всегда могут быть выполнены всеми членами международного сообщества. Поэтому международные стандарты социального обеспечения выступают в качестве модельных правовых средств, используя которые, государства устанавливают и реализуют согласованные требования к современным системам социального обеспечения.

    К рекомендательным международным актам относятся те, которые не обязательны к исполнению государством и потому отражают лишь намерения государств-участников международных организаций (прежде всего Международной организации труда) направлять усилия по совершенствованию систем социального обеспечения в этих странах. Среди указанной группы актов наиболее значимыми являются Рекомендации МОТ № 167 о сохранении прав в области социального обеспечения (1983 г.) и № 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.).

    Международное правовое регулирование социального обеспечения включает несколько уровней и в соответствии с ними соответствующие источники правового регулирования социально-обеспечительных отношений по сфере действия классифицируются:

    - на универсальные, которые должны применяться во всех странах мира;

    - региональные, которые действуют в пределах конкретного региона;

    - двусторонние.

    Следующими по значимости можно назвать:

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Данный Федеральный закон принят на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №424-ФЗ "О накопительной пенсии".

    Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012г. №2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации", в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности;

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом; определяет круг лиц, на которых распространяются нормы о социальном обслуживании; разграничивает полномочия федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает правовой статус участников социального обслуживания; определяет виды социальных услуг и формы социального обслуживания.

    Однако, принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение». С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

    Основной статьей о социальном сопровождении является статья 22 Федерального закона, где указывается, что социальное сопровождение оказывается при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. А статья 28 Федерального закона устанавливает, что механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению является неотъемлемой частью регламента межведомственного взаимодействия. Положения Федерального закона дают основания говорить о том, что основной «ювенальной» проблемой ФЗ об основах социального обслуживания граждан является отсутствие механизма социального сопровождения.

    В связи с этим предлагаем в пункт 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" внести изменение, полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти дополнить полномочием по утверждению формы заявления о предоставлении социального сопровождения.

    Аналогичные изменения о заявительном порядке предоставления социального сопровождения необходимо внести в часть 1 статьи 22 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", исключив слова «при необходимости».

    Отсутствие механизма социального сопровождения в положениях Федерального закона влечёт разную правоприменительную практику в субъектах РФ по предоставлению социального сопровождения, а также представляет собой коррупциогенные факторы в виде отсутствия или неполноты административных процедур и выборочного изменения объема прав (в одних случаях органы власти будут вмешиваться в дела семьи, в других не будут, по личному усмотрению.

    Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который регламентирует правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Анализируя Закон, можно выделить два основных вида государственной социальной помощи, которая оказывается в рамках Закона:

    - государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг;

    - государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.;

    В перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области социального обслуживания, помимо вышеперечисленных, входят:

    1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Законе регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы;

    2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Законом затронуты различные аспекты жизни ребенка, в т.ч.:

    1) правовые (ст. 23);

    2) социальные (ст. 10);

    3) жилищные (ст. 13);

    4) духовно-культурные (ст. 14).

    Отдельные права и интересы могут реализовываться ребенком самостоятельно, некоторые только при непосредственном участии взрослых.

    Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Среди них самой незащищенной и нуждающейся категорией являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как, например, дети-инвалиды.

    Итак, право на социальное обеспечение является центральным, занимая ведущую роль в системе социальных прав человека. Указанный тезис подтверждается той ролью и значением права на социальное обеспечение, которое оно занимает в жизни современного общества. В свою очередь, значение и место, а также содержательное наполнение права определяют прежде всего запросы текущего состояния общества, существующие проблемы на том или ином историческом этапе развития общества и государства.


    Глава 2 Формы социального обеспечения

    2.1. Государственное социальное обеспечение

    Государственное социальное обеспечение это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательство.

    Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.

    Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ № 166-ФЗ от 15.12.2011 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», отдельные положения о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц представлены в Федеральном законе № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляемое за счет средств федерального бюджета. Непосредственной выплатой занимается Пенсионный фонд РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

    Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    1) федеральные государственные гражданские служащие;

    2) военнослужащие;

    3) участники Великой Отечественной войны;

    4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    6) граждане из числа космонавтов;

    7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    8) нетрудоспособные граждане.

    Члены семей указанных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 166-ФЗ.

    В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

    1) пенсия за выслугу лет;

    2) пенсия по старости;

    3) пенсия по инвалидности;

    4) пенсия по случаю потери кормильца;

    5) социальная пенсия.

    Основанием права на пенсию за выслугу лет является факт службы установленной продолжительности общегосударственным интересам для определенной законодательно категории граждан.

    В сущности, наряду со страховыми пенсиями по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством это четвертая разновидность страховых пенсий, но связанных с длительным занятием определенной профессиональной деятельностью. Основанием для такой пенсии теперь выступает специальный страховой стаж установленной законом продолжительности, сформированный за периоды:

    - педагогической деятельности в образовательных организациях для детей;

    - в учреждениях здравоохранения, при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;

    - в театрально-зрелищных организациях (в зависимости от содержания трудовой функции);

    - в летном составе гражданской авиации;

    - на подземных и открытых горных работах по добыче полезных ископаемых, строительстве шахт и рудников.

    По мнению законодателя, статус получателей страховых пенсий за стаж профессиональной деятельности изменился лишь номинально, а правовое положение не было ухудшено по сравнению с существовавшим ранее. Однако правовые реалии свидетельствуют об обратном, ибо в целом такое преобразование оказалось несоразмерным. Если бы за указанными категориями граждан было сохранено прежнее правовое положение, то по условиям пенсионирования настоящего времени они должны были бы быть приравнены к гражданским служащим. В действительности же изменилось главное объем пенсионного обеспечения в силу различия в механизме исчисления соответствующих пенсий. Ведь пенсия за выслугу лет исчисляется в процентном отношении к индивидуальной сумме денежного вознаграждения (денежного довольствия) с учетом длительности стажа. Страховая же пенсия это комбинация из общих для всех получателей номинальных величин, определенных государством, а механизм исчисления пенсий за стаж профессиональной деятельности ничем не отличается от общих правил, предусмотренных для страховых пенсий. В результате этого сложилась достаточно парадоксальная ситуация: врач или ученый с мировым именем, внесший своим трудом существенный вклад в реализацию общегосударственных задач, но работавший в государственном учреждении, т.е. формально не служивший, наделяется правом на пенсию по факту размером менее, чем рядовой чиновник, офицер не высшего командного состава, судья, следователь и т.д.

    Тем не менее рассмотренная ситуация по преобразованию пенсий лишний раз подтверждает, что право на пенсию за выслугу лет в настоящее время:

    а) является средством обеспечения исключительно ушедших в отставку государственных служащих;

    б) основанием этого права является государственная служба (выслуга лет) нормативно установленной продолжительности;

    в) принципы исчисления выплаты во многом обеспечивают преемственность и более непосредственную зависимость денежного довольствия и сумм пенсионного обеспечения с учетом длительности службы.

    Таким образом, с учетом изложенного пенсию за выслугу лет можно определить как государственную ежемесячную денежную выплату, назначаемую гражданам России, длительное время состоявшим на службе и уволенным с нее по определенным установленным в законодательстве причинам, которая назначается на основании, условиях, в размерах и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

    Основанием права на пенсию за выслугу лет является государственная военная, гражданская или правоохранительная служба установленной законом продолжительности. Оно единое для всех категорий служащих и единственное, поскольку иные юридические факты, с которыми законодатель связывает возникновение права на данный вид пенсионирования, сами по себе права на пенсию не порождают, в связи с чем их следует относить к такой правовой категории, как условия права на пенсию за выслугу лет.

    Условия права на пенсию за выслугу лет достаточно разнообразны и ставятся в зависимость прежде всего от категории служащих, подлежащих данному виду обеспечения. Но имеются и общие условия для всех категорий служащих, обязательное соблюдение которых необходимо для назначения им пенсии:

    1. Следуя идее о том, что длительное исполнение обязанностей с неизбежностью отражается на качестве осуществления соответствующей функции, законодатель устанавливал ранее и устанавливает в настоящее время непреложное требование оставление той службы (увольнение со службы, отставка служащего), которая, собственно, и порождает право на пенсию за выслугу лет. Если служащий на момент возникновения у него права на обращение за пенсией (при наличии необходимой выслуги лет) продолжает исполнять свои обязанности, право на пенсию у него не возникает. Несоблюдение этого требования как бы парализует право на пенсию лиц, которое они заслужили длительной службой, в чем, собственно, и состоит юридическое значение условий права на пенсию и чем они отличаются от ее оснований.

    2. Условие о возрасте служащего. Возраст находящегося на службе человека является естественным отражением его стажа, по общему правилу они (стаж и возраст) пропорционально соотносимы: чем продолжительнее стаж, тем больший возраст у лица. Поэтому субъект, имеющий длительный стаж государственной службы, обычно находится в возрасте, в котором трудоспособность человека, по мнению нормотворца, снижается, что с неизбежностью отражается на качестве исполнения служебных обязанностей. С тем чтобы возрастные особенности человеческого организма не смогли отрицательно отразиться на осуществлении государственных функций и задач, действующее законодательство закрепляет пороговый уровень, так называемый предельный возраст пребывания на службе. Границы возрастного предела колеблются от 45 до 65 лет в зависимости от таких фактов, как:

    - категория государственного служащего;

    - занимаемая им должность государственной службы;

    - военное звание или классный чин.

    С позиций правовой теории возрастные ограничения для служащих выполняют роль, аналогичную пресекательным срокам, т.е. ими устанавливается определенный заслон для продолжения службы во избежание неблагоприятных последствий, которые могут наступить из-за возрастных изменений организма служащего.

    3. При установлении условия о показателях здоровья государство в первую очередь исходит из гуманных целей, так как позволяет служащему, не имеющему на день увольнения требуемой (полной) выслуги лет, быть субъектом права на данный вид пенсионирования.

    Например, для военнослужащих, не имеющих на момент увольнения 20-летней выслуги, установлено право на пенсию, если они увольняются со службы по состоянию здоровья. Аналогичное условие предусмотрено и для федеральных гражданских служащих, но при дополнительном условии если состояние их здоровья послужило основанием для признания их инвалидами.

    4. Последнее общее условие в большей степени имеет процедурный характер, поскольку для приобретения права на пенсию за выслугу лет необходимо обратиться за пенсией непосредственно и одновременно с оформлением увольнения со службы. Другими словами, лицо не имеет права на пенсию за выслугу лет, если оно обратилось за пенсией по истечении времени после увольнения со службы, даже при наличии других условий. В таком случае приобретение права на пенсию будет возможно только при вступлении вновь в служебные правоотношения и замещении какой-либо должности военной или правоохранительной службы с последующим увольнением с этой службы.

    Вторую группу образуют специальные условия права на пенсию за выслугу лет, их можно именовать также дополнительными, поскольку они:

    - дополняют общие условия, которым должен отвечать претендент права на пенсию;

    - касаются не всех без исключения служащих;

    - применяются не для любого варианта (подвида) пенсионного обеспечения данного вида.

    Страховая пенсия по старости по новому закону предоставляются как в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС),

    В институте страховых пенсий выделяется субинститут льготных (досрочных) пенсий по возрасту. Наряду с ним может быть обособлен субинститут пенсий с повышенными требованиями к возрасту. Возрастная планка повышается на пять лет по отношению к общеустановленному, т.е. у мужчин право на пенсию возникает по достижении 65, а у женщин 60-летнего возраста. Такая пенсия законодателем отнесена к категории государственных социальных и устанавливается тем лицам, которые в течение всей жизни не заработали право на страховую пенсию либо на любой вид пенсионирования по системе государственного пенсионного обеспечения. Иными словами, право на получение социальной пенсии по возрасту не обусловлено ни наличием страхового стажа, ни службой Отечеству и т.д. Однако неверно считать данный вид пенсионирования безусловным правом, ибо возможность обеспечения связывается, как правило, с наличием гражданства России, а также отсутствием на момент обращения и впоследствии оплачиваемой работы.

    Правила определения размера пенсий по возрасту отличаются в зависимости от того, устанавливается ли она в рамках обязательного пенсионного страхования либо государственного пенсионного обеспечения.

    При исчислении размера страховой пенсии по возрасту применяется комбинированный способ путем суммирования фиксированной и переменной величин пенсии, определяемой в установленном законом порядке.

    Исчисление размера государственной социальной пенсии по возрасту осуществляется абсолютным способом (в фиксированных денежных суммах), а размер пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от техногенных катастроф, исчисляется в процентном отношении к расчетному показателю в зависимости от категории пострадавших.

    Исчисление размера государственной пенсии по возрасту гражданам, пострадавшим от техногенных катастроф, производится относительным способом (в процентах) к величине государственной социальной пенсии по возрасту.

    Граждане, претендующие на досрочное назначение пенсии по старости, должны представить доказательства, подтверждающие их право на досрочное назначение пенсии. При этом доказательства могут быть любыми, позволяющими достоверно и в полном объеме подтвердить соблюдение льготных условий, установленных законом. Органы ПФ России при этом не вправе требовать представления только строго определенных доказательств, если иное не установлено законом, игнорируя иные представленные стороной доказательства. Например, представление гражданином косвенных письменных доказательств и свидетельские показания, подтверждающие его фактическое проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являются достаточным основанием для признания его права на досрочный выход на пенсию по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, и ПФ России не может отвергать такие доказательства, в т.ч. путем установления конкретного перечня допустимых доказательств права на досрочное назначение пенсии.

    Пенсия по инвалидности традиционный для нашей страны вид пенсионного обеспечения, гарантированный государством в ст. 39 Конституции РФ. Ее можно определить как ежемесячную алиментарную денежную выплату нуждающемуся, имеющему стойкое расстройство функций организма, с целью его содержания на условиях, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

    Институт пенсий по инвалидности с уверенностью можно отнести к наиболее стабильному элементу права социального обеспечения в целом и пенсионного права в частности. Устойчивость ему придает, прежде всего, субъект-получатель пенсии, в качестве которого всегда выступало лицо с ограниченными возможностями, именуемое в отечественном законодательстве инвалидом.

    Общим основанием для всех подвидов пенсий по инвалидности является установленный органом медико-социальной экспертизы факт инвалидности. Однако условия пенсионного обеспечения инвалидов отличаются в зависимости от разновидности пенсии. При этом современное законодательство в отличие от советского периода отказалось от выделения причины инвалидности в качестве критерия, определяющего право на этот вид пенсий.

    В соответствии с действующим законодательством все пенсии по инвалидности в зависимости от организационно-правовой формы обеспечения подразделяются на две большие группы: пенсии страховые и государственные.

    Механизм правового регулирования страховых пенсий в целом однороден, в связи с чем данный вид пенсионного обеспечения идентичен для всех категорий застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования. Необходимыми условиями для возникновения права на обращение за страховой пенсией по инвалидности являются:

    - юридическая связь с Российской Федерацией (на основании международных правовых актов, законодательства о правовом положении иностранцев и беженцев в России);

    - наличие общего страхового стажа независимо от его продолжительности (достаточно даже факта уплаты страхового взноса).

    Пенсия по случаю потери кормильца без преувеличения является наиболее специфическим из видов пенсионного обеспечения. Ее в самом общем виде можно определить как ежемесячную денежную выплату алиментарного характера, назначаемую для цели содержания членов семьи, утративших средства к существованию в связи со смертью кормильца, на условиях, в размерах и порядке, предусмотренных законодательством.

    Одним из механизмов реализации социальной политики является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. Основной перечень обязательств содержится в Конституции РФ: государственная поддержка семьи, материнства и детства (ст. 38), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), охрана здоровья и медицинская помощь (ст. 41) и т. д. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов также призваны обеспечить минимальные социальные гарантии граждан. Например, установление государственных пенсий (Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), выплата пособий отдельным категориям граждан (Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), оказание государственной социальной помощи (Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и пр.

    Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан законодательством Российской Федерации предусматриваются определенные правовые социальные гарантии и льготы, которые обеспечивают равенство в обществе (многодетным семьям, несовершеннолетним, инвалидам), поощрения за особые заслуги перед обществом (для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих и т. д.), выступают в качестве компенсации за особые условия деятельности (шахтерам, железнодорожникам, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера), в том числе стимулируют общественно полезные виды деятельности.

    Социальные гарантии позволяют через меры долговременного воздействия обеспечить реализацию конституционных прав граждан. Основой для обеспечения социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, представляющие собой минимальный уровень социальной защиты граждан в области пенсионного обеспечения, занятости населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной политики, социального обслуживания. Закрепленные на законодательном уровне необходимый минимум социальных гарантий, являются обязательным для обеспечения не только для государственной власти на всех уровнях, но и для работодателей всех форм собственности.

    Для эффективной реализации мер социальной политики социальные гарантии должны соответствовать ряду требований: необходимый и достаточный объем, адресность, учет территориальных особенностей, системность и комплексность.

    Адресность и учет территориальных особенностей является средством обеспечения социальной справедливости фактором активизации внутреннего потенциала гражданина. Через адресность социальных услуг удается помочь конкретному человеку, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержать его социальную инициативу и активность, стремление самостоятельно разрешать проблемы.

    Системность и комплексность предоставления социальных гарантий позволяют обеспечить единство мер экономического, правового, социального характера, эффективно защитить тех, кто находится на грани бедности, попал в трудную жизненную ситуацию.

    Важное значение социальные гарантии имеют в предупреждении социального неблагополучия и социальных рисков. Превентивность - это не только упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным слоям населения при тех или иных социальных потрясениях, но и создание таких условий, когда люди самостоятельно могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы в случае социальных рисков. Предупреждение социального неблагополучия может осуществляться через развитие надомного труда, поддержки негосударственных систем социального страхования, сочетания платных и бесплатных услуг, поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ.

    Таким образом, государственное социальное обеспечение- это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством).



    2.2. Негосударственное социальное обеспечение

    Негосударственные пенсионные фонды стали появляться и развиваться в условиях "правовой тишины", т.е. в отсутствие норм, регламентирующих их статус. Вместе с тем они изначально создавались и функционировали как юридические лица с особой социальной направленностью своей деятельности.

    Негосударственные пенсионные фонды осуществляют три вида деятельности:

    1) деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда. Такая деятельность включает в себя:

    - аккумулирование пенсионных взносов, в рамках этого вида деятельности негосударственный пенсионный фонд осуществляет учет пенсионных взносов, поступивших от вкладчиков на основе действующих пенсионных договоров, а также формирует пенсионные резервы фонда;

    - размещение и организацию размещения пенсионных резервов - в данном случае негосударственный пенсионный фонд самостоятельно определяет направления, порядок и условия размещения пенсионных резервов, а также размещает их в целях инвестирования либо самостоятельно, либо через управляющие компании с учетом требований комментируемого Закона;

    - учет пенсионных обязательств фонда - он осуществляется при помощи специальных пенсионных счетов, с помощью которых происходит учет движения средств пенсионных резервов;

    - назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда, которые производятся при наступлении пенсионных оснований, предусмотренных пенсионным договором, правилами фонда, а также нормами действующего российского законодательства.

    Как отмечает А.В. Габов, в условиях развитых рынков негосударственное пенсионное обеспечение является мощным средством аккумулирования денежных средств населения с последующим их инвестированием, прежде всего на рынке ценных бумаг. Но фонд выполняет и важную социальную роль: негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Двойственная природа негосударственных пенсионных фондов хорошо понимается законодателем, она обусловливает ряд специфических условий их деятельности, а именно консервативный и долгосрочный характер инвестирования пенсионных накоплений, надежную защиту участников фондов и т.д..

    2) деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с положениями ст. 5 Закона об обязательном пенсионном страховании страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ (далее - ПФР) могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

    Такая деятельность включает в себя:

    - аккумулирование средств пенсионных накоплений, т.е. получение через ПФР страховых взносов, уплаченных в пользу застрахованных лиц, предназначенных для формирования накопительной части трудовой пенсии, а также учет этих средств на специальных счетах;

    - организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, которое осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом;

    - учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;

    - назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам - в соответствии с нормами действующего законодательства, а также договора обязательного пенсионного страхования, при наступлении пенсионных оснований;

    - осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам в случаях и порядке, определенных Законом, а также иными нормативными актами российского пенсионного законодательства;

    - осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.

    Правила осуществления такой деятельности и требования, предъявляемые к негосударственным пенсионным фондам, желающим осуществлять такую деятельность

    3) деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя:

    - аккумулирование средств пенсионных накоплений;

    - инвестирование средств пенсионных накоплений;

    - учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;

    - назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

    Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление перечисленных выше исключительных видов деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    В качестве одного из требований, предъявляемых к негосударственному пенсионному фонду, выступает требование о непрерывности управления негосударственным пенсионным фондом.

    Данное требование Закона обеспечивается рядом нормативных положений.

    Во-первых, статья 7 ФЗ устанавливает обязанность негосударственного пенсионного фонда в случае приостановления полномочий или освобождения от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа фонда, одновременно с принятием указанного решения принять решение о назначении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.

    Во-вторых, негосударственный пенсионный фонд обязан направить в Банк России уведомление об изменении состава своих исполнительных органов не позднее 5 рабочих дней с даты наступления указанных событий. При этом к подобному уведомлению должны быть приложены документы (их копии), перечень которых определяется нормативными актами Банка России. В настоящее время порядок, сроки и форма подобного уведомления об изменении состава исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда утверждены Приказом ФСФР России от 18 марта 2008 г. N 08-10/пз-н.

    Представляется возможным отметить, что правовой статус негосударственных пенсионных фондов определяется не только ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

    Негосударственный пенсионный фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями. В качестве иных организаций, очевидно, могут выступать кредитные организации, обладающие соответствующим правом в соответствии с нормами законодательства о банках и банковской деятельности. При этом следует иметь в виду, что при заключении с подобными организациями договоров на ведение пенсионных счетов необходимо в договоре предусмотреть невозможность безакцептного списания средств с данного счета в целях оплаты услуг за его ведение, так как в данном случае негосударственный пенсионный фонд может быть привлечен к ответственности за нецелевое расходование средств пенсионных накоплений, что, в частности, подтверждается материалами судебной практики.

    Таким образом, исходя из представленного определения, можно выделить признаки негосударственного пенсионного фонда:

    1) негосударственный пенсионный фонд - это юридическое лицо, то есть он обладает всеми признаками юридических лиц с точки зрения норм гражданского законодательства Российской Федерации. Напомним, что согласно положениям ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

    2) негосударственный пенсионный фонд это разновидность некоммерческой организации. Согласно ст. 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;

    3) негосударственный пенсионный фонд создается в организационно-правовой форме "фонд", то есть с точки зрения ГК РФ он является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;

    4) виды деятельности негосударственного пенсионного фонда являются социально значимыми и определены в рамках исчерпывающего перечня, закрепленного в Законе.


    Заключение


    Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

    1. Под социальным обеспечением следует понимать один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

    2. Социальное обеспечение, осуществляя различные функции, воздействуя на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, должно выполнять главную задачу - создание достойных условий существования человека.

    Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания в России носила скорее формальный характер, требовалось большее количество техничных исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. К сожалению, в России не велась должная подготовка специалистов в области социальной работы до начала 1991 г.

    Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная, по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово-экономическую базу.

    3. Государственное социальное обеспечение- это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством).

    4. Пенсионное обеспечение является важнейшей составной частью социального обеспечения граждан любого государства. Возникновение, становление и развитие социального обеспечения уходят своими корнями в глубину веков. Существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых (престарелых, больных) и т.д.

    5. Законодательство России в сфере пенсионного обеспечения динамично развивается, что является закономерной реакцией на изменение общественных отношений и необходимостью постоянно усовершенствовать правовое регулирование и повышать стандарты в сфере социальной защиты.

    Можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

    - государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели право на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное;

    - обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

    - негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

    6. Сегодня существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования механизма реализации права на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту...". Увеличение доли пожилых граждан в общей численности населения страны предопределяет возрастающую значимость данного вопроса.

    Создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения разумной, конструктивной, гуманной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.








    Список использованных источников

    Нормативно-правовые акты

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
    2. Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства"// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
    4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6965
    5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. № 295. 2013.
    6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015 "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699
    7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563
    8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. ст. 3177.
    9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3802.
    10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
    11. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3028.
    12. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. ст. 1915
    13. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.02.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328.
    14. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. ст. 4479.
    15. Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г." // Собрание законодательства РФ. 2014. N 37. ст. 4962.
    16. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 2). ст. 8029.

    Материалы судебной практики

    1. Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 643-О-О // СПС «Консультант Плюс»
    2. Апелляционное определение Орловского областного суда от 25 сентября 2014 г. по делу N 33-2174 // СПС «Консультант Плюс»
    3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июня 2013 г. по делу N А75-8816/2012 // СПС «Консультант Плюс».

    Научная и учебная литература

    1. Васильева Ю.В. Изменения в Российском пенсионном законодательстве и перспективы ратификации Конвенции МОТ N 102 // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3.
    2. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. № 7. 2013.
    3. Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011.
    4. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2012.
    5. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2010.
    6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2015.
    7. ЗорькинВ.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд., доп. М., 2011.
    8. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. М., 2012.
    9. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения. Автореферат дисс. доктара юрид. наук. Москва, 2011.
    10. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
    11. Лаас Н.И. Социально-экономические и организационные аспекты интеграции инвалидов в общество: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
    12. Лаптев Г.С. Международные стандарты социального обеспечения. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2011.
    13. Лаптев П.А. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе России (проблемы теории и практика взаимодействия). Владимир, 2012.
    14. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., 2010.
    15. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2012.
    16. Мачульская Е.Е. Концепция социального государства как научная основа для развития законодательства о социальном обеспечении: Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К.Н. Гусова. М., 2010.
    17. Мачульская Е.Е. Основы социального обслуживания: обсуждение нового законопроекта // Законодательство. № 11. 2013.
    18. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2014.
    19. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., пере- раб. и доп. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2014.
    20. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд. М., 2014.
    21. Право социального обеспечения России: учебник. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов [и др.]; отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
    22. Право социального обеспечения России: учеб. / под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. Томск: Изд-во Том. ун-та 2015.
    23. Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - М.: Дашков и К°, 2014.
    24. Путило H.B. Социальные права граждан: история и современность. М.: Юриспруденция, 2015.
    25. Роик В.Д. Социальная модель государства: Опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. №10.
    26. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат - M., 2015
    27. Тулов А.П. Двадцать лет на рынке пенсионных услуг // Пенсионное обозрение. 2012. N 2.
    28. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И. Холостова. - М.: Юрайт, 2013.
    29. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Соц. обеспечение. 2011. №14.
    30. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соцобеспечение ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.