Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соцпроцессы в физре

  • Вид работы:
    Другое по теме: Соцпроцессы в физре
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    12.04.2017 12:28:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1 Основные принципы классификации социально-экономических и политических процессов в (ИСЭиПП)5

    1.1 Понятие классификации методов исследования5

    1.2 Цели задачи методов исследования социально-экономических и политических процессов8

    2 Анализ методов ИСЭиПП на примере МО г. Краснодар14

    2.1 Анализ метода исследования на примере МО г. Краснодар в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании14

    2.2 Оценка методов социально-экономических и политических процессов в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании17

    2.3 Проблемы применения методов в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании20

    3. Современные способы применение методов ИСЭиПП в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Краснодар24

    3.1 Проблемы применения метода ИСЭиПП развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании анкетного опроса24

    3.2 Методика применения метода анкетного опроса исследования27

    3.3 Пути решения проблем применения анкетного опроса в ИСЭиПП социально-экономических и политических процессов29

    Заключение34

    Список литературы35

    Приложение37



    Введение

    Исследование социально-экономических и политических процессов - дисциплина, изучающая виды и типы, свойства и особенности, классификацию социально-экономических и политических процессов. Деятельность менеджера направлена на формирование знания по управлению социально-экономическими и политическими процессами.

    Социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.

    Социальные явления достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. Потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин.

    Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что одной их примечательных особенностей жизни нашей страны в последние годы является быстрое развитие социологических исследований социально -экономических и политических процессов. Но в научной и учебно-методической литературе ощущается заметный дефицит работ, посвященных методологии исследования социальных явлений и процессов.

    Степень разработанности проблемы. Вышедшие за последние годы работы Р. Пэнто и М. Гравитц, Дж.Б. Мангейма и Р.К. Рича, В.И. Паниотто и В.С. Максименко, Ю.М. Плотинского и других следует рассматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической системы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междисциплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы.

    Объектом работы стало исследование социально-экономических и политических процессов.

    Предмет исследования - методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов.

    Цель работы исследовать классификацию методов исследования социально-экономических и политических процессов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. выделить основные принципы классификации социально-экономических и политических процессов в (ИСЭиПП);
    2. провести анализ методов ИСЭиПП на примере МО г. Краснодар;
    3. выделить проблемы применения методов в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
    4. проанализировать современные способы применение методов ИСЭиПП в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Краснодар;
    5. исследовать проблемы применения метода ИСЭиПП развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании анкетного опроса;
    6. разработать пути решения проблем применения анкетного опроса в ИСЭиПП социально-экономических и политических процессов.

    В данной курсовой работе проводится анализ методов исследования социально-экономических и политических процессов и психологических исследований, в том числе такие разновидности методов, как опросы.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

    1 Основные принципы классификации социально-экономических и политических процессов в (ИСЭиПП)

    1.1 Понятие классификации методов исследования

    Метод исследования это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение [10, c. 112].

    Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. При всех различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса [5, c. 134]:

    1. выявление проблемных ситуаций и собственно проблем, определение их места в проблемных сферах соответствующих научных направлений и соотнесение с комплексом имеющихся знаний;
    2. определение механизмов, закономерностей и прогнозных характеристик формирования и развития исследуемой проблемы;
    3. выявление возможных направлений, обоснование и оценка эффективности практического использования различных средств и ресурсов для разрешения или коррекции проблемной ситуации на основе полученных в процессе исследования знаний.

    Общими этапами для любого исследования являются обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка методологии, инструментального аппарата, методов преобразования полученного эмпирического материала, его содержательного анализа и форм практического использования, методики и организационных принципов его проведения.

    Все методы исследования можно разделить на две большие группы [10, c. 121]:

    1. теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.;
    2. эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др. Методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных.

    Рассмотрим лишь некоторые из вышеперечисленных методов.

    Метод классификации является одним из базовых в науке. Вообще принято считать, что наука как специфическая познавательная деятельность началась именно с этого процесса. Классификация - это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т.п.) и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает двух видов: деление общего и разделение целого. Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием [13, c. 84]. Например, структуру любого социального образования можно представить и изучать как совокупность отдельных возрастных, образовательных, половых и других групп. Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.

    Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.

    Метод абстрагирования основывается на мысленном отвлечении исследователя от несущественных с точки зрения цели исследования деталей, особенностей и характеристик изучаемого объекта и включении в рассмотрение только наиболее важных, значимых его сторон.

    Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.

    Методы индукции и дедукции предполагают получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и/или от общего к частному (дедукция). Оба метода используются, как правило, совместно и в сочетании с другими методами (например, анализа и синтеза).

    Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта (например, стратегического конкурента) с целью выявления отличий.

    Метод моделирования (в социальных науках) представляет собой исследование реальных социальных явлений и процессов (оригиналов) на основе разработки и изучения их моделей. Моделирование является базовым методом научного исследования, поскольку до начала изучения любого явления или процесса у субъекта познания всегда имеется определенный образ, представление об этом явлении. С помощью этого метода ученый моделирует реальность, абстрагируясь от второстепенных, но сохраняя важные, по его мнению, для понимания сущности исследуемого явления факторы. Метод моделирования используется тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда это нецелесообразно.

    Наблюдение - метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах [9, c. 48].

    Преимущества непосредственного наблюдения [4, c. 152]:

    1. позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;
    2. дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении. Широкое распространение в исследованиях социальных процессов имеет метод экспертных оценок, экспертизы.

    1.2 Цели задачи методов исследования социально-экономических и политических процессов

    Метод исследования это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение [6, c. 118].

    Социологические методы исследования [14, c. 125]:

    1. Социально-экономические методы исследования
    2. Сравнительно-географические методы исследования
    3. Экспертные методы исследования
    4. Аналитические методы исследования
    5. Статистические методы исследования
    6. Методы моделирования и т.д.

    Каждый из этих методов имеет свое значение для руководителей. Итоги исследования несут познавательную, информационно-аналитическую, «диагностическую», прогностическую, идеологическую функцию.

    Повышение эффективности и устойчивости функционирования экономики в рыночных отношениях обусловили необходимость увеличения внимания органов управления к таким процессам как экономический рост, конкурентоспособность, инфляция, инвестиционная активность, безработица, благосостояние и многим другим. Применительно к экономике нашей страны эти процессы мало изучены и достаточно новы. Во многом это связано с тем, что в период планово-распределительной системы хозяйствования создались условия, когда удавалось в значительной мере нивелировать тенденции развития этих процессов, тем самым доказывая, что в плановой экономике не может быть инфляции и безработицы, а плановый выпуск продукции не создает условий для конкуренции, свободного ценообразования и многих других процессов. Такое положение в экономике нашей страны привело к отсутствию в течение длительного периода времени интереса не только к исследованию тенденций формирования и развития этих процессов, но и к научным и методологическим разработкам в этой области.

    Вместе с тем трудно переоценить важность решения проблем, которые систематически ставятся этими процессами перед специалистами разных уровней управления. И чем более сложные проблемы возникают перед органами управления, тем больше возрастает значение для их решения знаний о поведении этих процессов. Поэтому говоря, об управлении в рыночных условиях требует глубокого познания их сущности, закономерностей развития, а так же поведения [14, c. 126].

    Важно сказать, что в экономической литературе с постсоветских стран до настоящего времени нет не только методологических основ исследования, но и четкого понятийного аппарата по отношению рассматриваемых процессов. В таких условиях очень важно избежать путаницы, которая возникает вследствие разной трактовки одних и тез же терминов. Учитывая это, встает необходимость, естественно не претендуя на единственно верное толкование, уточнить терминологию, которую используют применительно к рассматриваемым явлениям и процессам.

    Говоря о характеристиках данных процессов можно сказать, что все они могут рассматриваться как социально-экономические процессы, то есть как постоянно изменяющиеся, непрерывные сложные явления, которые формируются на макроуровне экономики и оказывающие одновременно воздействие как на экономическую, так и социальную стороны жизни общества.

    Эффективное развитие социально-экономических процессов (СЭП) - это задача, без решения которой немыслимы никакие преобразования в обществе или социальные процессы, вызванные экономическим неравенством социальных субъектов [14, c. 127]. И чем более важные проблемы возникают в управлении экономическим развитием, тем больше возрастает значение для их решения анализа и оценки функционирования социально-экономических процессов. А управление социально-экономическими процессами требует специальных знаний и навыков, которые невозможны без обоснованного анализа, базирующегося на научной методологии. Исследование социально-экономических процессов связано с необходимостью решения целого ряда методологических проблем, среди которых важное значение имеет проблема разработки принципов и подходов анализа.

    В связи с тем, что социально-экономический процесс есть многогранное, очень сложное по своему строению и взаимосвязям явление, то только цель может определять структуру проведения анализа. Целью формируется уровень обобщения, на котором строится описание социально-экономических процессов. Поэтому цель анализа должна быть четко сформулирована, но и обоснована.

    Принцип целеполагания дает возможность в структурно сложном своем процессе определить лишь те направления анализа, которые позволяют решить поставленную перед ними проблему, отсекая момент развития процесса все лишнее и не имеющее принципиального значения. Поэтому цель анализа социально-экономических процессов не может сформироваться автоматически, поэтому ее постановку необходимо осуществлять в самом начале проведения любого исследования. В связи с этим постановку цели анализа социально-экономических процессов можно подразделить на несколько этапов. Ведь главная цель анализа настолько отдалена от конкретных средств ее достижения, что увязка цели со средствами ее достижения требует последовательной детализации главной цели на подцели. Поэтому необходимо на втором этапе постановки цели выделить подцели, которые будут являться ресурсами достижения общей цели. Таким образом, нужно сказать, что принцип цели в анализе социально-экономических процессов устанавливает направления анализа, которые обосновывают границы исследования процесса, определяют направления декомпозиции социально-экономических процессов. Иначе говоря, выработка общей цели и подцелей сопровождается разработкой сценария анализа социально-экономических процессов. Сценарий строится на основе структуризации социально-экономических процессов и отражает интересуемые направления исследования проблемы [10, c. 141].

    Анализ социально-экономических процессов невозможен без соблюдения принципа комплексного исследования. Это означает, что анализ любого социально-экономического процесса должен быть проведен по нескольким уровням и направлениям. Анализ должен отражать исследование целостного объекта, то есть исследование состояния, развития и перспективы функционирования социально-экономического процесса в целом. Этот принцип основан на ситуационном, ретроспективном и прогнозном анализе социально-экономических процессов.

    Ситуационный анализ - это своеобразный фундамент, на котором базируются все исследования социально-экономических процессов. Он отражает текущее положение исследуемого процесса, определенный пространственно-временной срез. Просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: ведь любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях анализа и оценки социально-экономических процессов. Поэтому к такому анализу ситуации важно подходить с особой тщательностью. При исследовании социально-экономического анализа как целостного объекта самым распространенным является ретроспективный анализ. Описывая наблюдаемый процесс, в первую очередь строятся динамические ряды, включающие в себя количественные отношения процесса в различные временные периоды. Кроме исследования процесса как целостного объекта для его оценки и принятия управленческого решения необходима характеристика социально-экономического процесса в его взаимосвязях и взаимодействиях с окружающей средой. Это касается как ситуационного, так ретроспективного и прогнозного исследования СЭП [10, c. 142].

    В исследовании социально-экономических процессов значительное внимание должно уделяться принципу многоуровневого, иерархичного описания. Принцип иерархичного описания означает выделение уровней в построении компонентов и рассмотрение структуры социально-экономических процессов как совокупности уровней иерархии. Принцип иерархичного описания отражает тип структурных отношений, который характеризует упорядоченность, организованность взаимодействий между отдельными уровнями иерархии. Необходимость иерархичного описания обусловлена тем, что управление социально-экономическими процессами связано с использованием и переработкой больших массивов информации, которые лежат ниже желаемого уровня, используя детальную и конкретную информацию, охватывающую лишь отдельные аспекты функционирования процесса, а уже в высокие уровни поступает обобщенная информация, которая характеризует условия функционирования в целом социально-экономические процессы.

    Принцип децентрализации. Этот принцип основан на централизованном и децентрализованном управлении, которое показывает, что степень централизации должна быть минимальной, обеспечивая при этом выполнение поставленной цели. Принцип децентрализации означает, что значительная часть информации, полученная в процессе анализа структурных компонентов социально-экономических процессов, должна быть максимально использована для принятия тех управляющих решений для органов управления данными компонентами. Если не выполнять этот принцип, то более высокие уровни управления будут иметь избыток информации, переработав которую нельзя будет принять правильно решение.

    Огромную роль в анализе социально-экономических процессов имеет принцип сочетания фундаментального и прикладного аспектов анализа. В развитии социально-экономических процессов можно выделить два наиболее главных направления: это изменения под влиянием объективных законов и закономерностей и изменения, вызванные принятием управленческих решений. В реальном поведении процесса эти изменения неразделимы.

    В тех случаях, когда анализ социально-экономических процессов служит основой раскрытия объективных механизмов функционирования процессов, перед аналитиками ставится цель обеспечить общество информацией о законах и закономерностях развития, знание которых дает возможность понять сущность СЭП, их естественное влияние на экономику [7, c. 96]. Анализ социально-экономических процессов в фундаментальном направлении имеет масштабные объекты исследования, которые часто накладываются друг на друга. Он ведет к раскрытию природы социально-экономических процессов, что ставит перед аналитиками цели, критерии которых простираются на все стороны жизнедеятельности общества. Субъектами такого анализа могут выступать только подготовленные для этого группы ученых, объединенных в специальные научные корпорации. Экономическая теория представляет собой систему знаний, которая дает возможность в понятиях, законах, принципах, категориях и закономерностях выражать поведение социально-экономических процессов, а также их связи и обусловленности [6, c. 115].



    2 Анализ методов ИСЭиПП на примере МО г. Краснодар

    2.1 Анализ метода исследования на примере МО г. Краснодар в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

    Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью(начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов.

    Одним из приоритетных направлений в области физической культуры и спорта является формирование здорового образа жизни жителей города, создание условий для повсеместного развития физической культуры и занятий массовым спортом, гармоничного воспитания здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление наших спортсменов на крупнейших российских и международных соревнованиях.

    В кубанской столице культивируется более 70 видов спорта, на территории города расположено 1163 спортивных сооружения, из них:3 стадиона с трибунами,510 плоскостных спортивных сооружений (спортивные площадки, футбольные поля),408 спортивных зала (общая площадь которых составляет 129169 м2),3 физкультурно-оздоровительных комплекса,2 арены,3 ледовых катка,2 легкоатлетических и 8 футбольных манежей,23 плавательных бассейна,24 тира,1 стрельбище,2 гребных канала.

    Единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений - 33 349 человек.

    В Краснодаре насчитывается 742 коллектива физической культуры, в том числе:53 организации дополнительного образования детей, из них 24 спортивные школы и 27 центров спортивной подготовки, 106 общеобразовательных учреждений, 176 дошкольных образовательных учреждений, 17 образовательных организаций среднего профессионального образования и 368 организаций, осуществляющих деятельность по физической культуре и спорту.

    В городе систематически занимаются физической культурой и спортом более 377 тысяч человек.

    В целях привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом в Краснодаре создана система проведения комплексных спортивно-массовых мероприятий, включающих в себя соревнования для всех категорий населения города.

    В Краснодаре ежегодно строятся новые спортсооружения за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджетов, а также за счет спонсорских средств.

    Разработка комплекса законодательных документов, составляющих нормативно-правовую базу развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние 5 лет стала приоритетным направлением деятельности краевого департамента.

    Другое важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте Российской Федерации - сохранение государственного отраслевого органа - Департамента по физической культуре и спорту.

    Цели и задачи Администарции региона состоят в создании и упрочнении экономического пространства региона, максимальном использовании природных ресурсов региона и развитии потенциала региона. Для выполнения любой из вышеуказанных функций совершенно необходима полная и точная информированность человека, принимающего решения. Совершенно очевидно, что появление столь разнообразных методов исследования было обусловлено тем, что все разнообразие процессов невозможно изучить ограниченными средствами.

    Опросные методы на сегодняшний день весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.

    Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования [8, c. 119].

    Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

    Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.информация явление социологический опрос.

    Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

    Анкетирование - это самый распространенный в социологии метод. Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. Анкетирование (анкета) - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях [8, c. 124]:

    а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

    б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

    2.2 Оценка методов социально-экономических и политических процессов в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

    Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. Здесь уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

    Большое значение в организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров. Таким образом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента исключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса. При раздаточном анкетировании контроль со стороны интервьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения формуляра.

    Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

    Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить [5, c. 63]:

    1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
    2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
    3. вопросы - «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
    4. вопросы - «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, либо нет.
    5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений
    6. вопросы - «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
    7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
    8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да-нет»);
    9. вопросы - «меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
    10. вопросы - «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
    11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
    12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
    13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
    14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
    15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

    Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов [8, c. 126].

    Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через газету изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

    Главные его недостатки: низкая репрезентативность, значительная выбраковка анкет, невысокие показатели возврата заполненных анкет, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

    Обязательные требования к методу [5, c. 67]:

    1. предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;
    2. предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;
    3. использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
    4. повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;
    5. оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

    2.3 Проблемы применения методов в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

    Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации - объективно существующего противоречия между потребностями (запросами, нуждой) общества или личности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения. Проблемная ситуация может быть использована как затруднение, возникающее от необходимости объяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации, или возможность достичь цели при помощи известных, традиционных средств и методов. Другими словами -проблемная ситуация это противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (например, современное состояние физического воспитания в школе), противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.

    Проблема -(буквально - задача) - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный теоретический или практический интерес, ситуация, требующая решения. Она представляет собой необходимость поиска новой информации, наиболее полно и объективно отражающей конкретное явление и способы его совершенствования. Проблема характеризуется недостаточностью наличной информации для решения конкретных задач. Например, определение таких категорий, как «физическая культура», «физическая рекреация», «неспециальное физкультурное образование», «спорт» было невозможно до появления современных концепций теории культуры [2, c. 204].

    В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяетсятема исследования,которая отражает конкретную его направленность (например, компоненты исполнительского мастерства спортсмена и методы их оценок). Она должна отвечать требованиям актуальности, новизны, иметь теоретическое и практическое значение. Работа над темой, в конечном счете, ведет к приращению научных знаний. В этом заключается теоретическое значение исследования. Актуальностьозначает важность, необходимость решения проблемы для настоящего времени; новизна - это отсутствие в настоящее время в литературе полностью аналогичных работ, оригинальность обобщений, выводов исследования.

    В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет исследования и выработать рабочую гипотезу. Подобъектом исследованияпонимается то, на что направлена познавательная деятельность ученого. Это могут быть люди (группы людей), явления, события, процессы. Например, физическая культура как вид культуры; студенты вузов; тренировочный процесс; силовые качества спортсмена и т.п. Другими словами - это все то, что явно или неявно содержит противоречие, порождает проблемную ситуацию и создает проблему.

    В процессе исследования используются также методы непосредственного сбора и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспективной (прошлой) информации является изучение источников - литературных, статистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов. Может также использоваться опросв различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмешательства в его функционирование наблюдателя.

    В процессе исследования проблемы, необходим анализ информации социально-экономических процессов.

    Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам относятся печатные, рукописные и другие материалы, которые созданы для хранения и передачи конкретной информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта [2, c. 205].

    Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу. Интервью - это метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения. Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимуществом этого метода является то, что благодаря непосредственному контакту общения имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а так же задавать дополнительные вопросы, при этом уточняя ответы, и тем самым обеспечивая получение более глубокой информации.

    Часто на практике возникают такие ситуации, когда просто необходимо дать оценку сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой. К основным видам экспертного опроса необходимо отнести: анкетирование и интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры.

    В процессе изучения всех названных методов в современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов функционирования и развития социальных систем, осуществляющих в трудовом процессе все шире и шире используются математические и статистические методы такие как: теории корреляции, ковариации, детерминации, кибернетического моделирования, теории игр и другие, но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.

    Обработка результатовочень ответственный этап исследования. Оценка может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики, - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.






    3 Современные способы применение методов ИСЭиПП в сфере развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Краснодар

    3.1 Проблемы применения метода ИСЭиПП развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании анкетного опроса

    Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей являетсяиспользование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на «некорректно поставленные», с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают «временные провалы» для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

    Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях [10, c. 161]:

    а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

    б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

    Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оноимеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

    Преимущества метода анкетирования [10, c. 162]:

    1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого «эффекта интервьюера»);

    2) высокая степень анонимности;

    3) конфиденциальность информации;

    4) оперативность (возможность использования в ОСИ);

    5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);

    6) репрезентативность полученных данных;

    4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.

    Недостаток анкетного опроса:невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

    В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

    Во время анкетирования контакт с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:

    1. Неизвестно какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ.
    2. Не всякий опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов.
    3. Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.
    4. Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.
    5. Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов [12, c. 115].

    В практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

    3.2 Методика применения метода анкетного опроса исследования

    Использование опросных листов или анкет является одним из самых популярных методов маркетингового исследования.

    Анкета это инструмент сбора первичной информации, совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с целями и задачами исследования.

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводитсяпилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе [6, c. 92]. Если в ходе пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще оставляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опрашиваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упущены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она либо непонятна, либо поставлены слишком «лобовые» вопросы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.

    Пилотажное исследование, таким образом, способствует обеспечениювалидностианкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повышению ее надежности в качестве инструментария исследования.

    Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

    Рассмотрим данный метод для получения данных о развитии физической культуры и спорта в г. Краснодар. Для получения объективной информации о развитии физической культуры региона можно использовать метод социологического опроса анкетирование. Представим, что в этом опросе можно задействовать 20 человек. Сегментная группа - учащиеся старших классов средней школы и высших учебных заведений (возраст от 15 лет до 25 лет). Для получения информации всем участникам была бы роздана анкета (пример такого опросного листа представлен в Приложении 1).

    При проведении процедуры анкетного опроса проходится три этапа [5, c. 71]:

    1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

    2) оперативный этап сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

    3) результирующий этап обработка полученной информации.

    Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

    Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.

    К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.

    Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет.

    3.3 Пути решения проблем применения анкетного опроса в ИСЭиПП социально-экономических и политических процессов

    Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

    Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.

    Анкетирование относится к той группе методов, которая носит название «опрос». В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации) [5, c. 74].

    В отличие от других методов исследования эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы [6, с. 34].

    Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

    В качестве рекомендаций для проведения эффективного опроса предложим следующее. Главное максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Важно отвести должное место для комментариев и уточнений. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:

    а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже последующие. Поэтому правило 1 - первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

    б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;

    в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

    Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок. [3, с. 127].

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом пост стадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа).

    Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

    Эффект излучения. Принцип расположения вопросов по мере нарастания их сложности, а затем убывания не лишен и определенных недостатков. Но не только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете опроса будут придерживаться той же системы координат, что и социолог, но и не учитывает, что каждый вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а в контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы на простые вопросы служат только получению ответов и для респондента оказываются способом разминки, - значит существенно упростить процесс работы с анкетой [3, с. 128].

    При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования) [2, с. 61].

    Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п.

    Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают) [3, с. 142].

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.











    Заключение

    Подводя тог вышеизложенному, сделаем некоторые выводы.

    Государственное управлениибудет эффективным, если принимаемое управленческое решение будет опираться на достоверную оперативную информацию, на ту часть социальной информации об объекте управления, которая позволит принимать эффективное управленческое решение.

    Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы с использованием общих положений социологической теории и применением конкретных социологических методов и приемов.

    Рост социологических исследований отражает специфику современного этапа развития общества, высокую сознательность и ответственность людей за все, что происходит в стране и мире, понимание того, что социальные проблемы нельзя решить техническими средствами или административными мерами, стремление обеспечить наиболее эффективное, квалифицированное руководство всеми сторонами жизни общества.

    Одним из видов социального исследования - методология. Методология - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентирован в его проведении, определяющий наилучший результат.

    Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, принимаемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект.

    Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к добываемой путем различных методов информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной информация является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.

    Список литературы

    1. Абрамова Г.С. Общая психология. М.: Академический проект, 2015. 430 с.
    2. Аверьянов Л.Л. Искусство задавать вопросы. М.: Луч, 2014. 185 с.
    3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. 2-е изд. доп. - М.: Высш. Шк.,2015. 186 с.
    4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Гардарики, 2013. 458 с.
    5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособ. 2-е изд. доп. СПб.: РИО СПб ГУ, 2014. 175 с.
    6. Как провести социологическое исследование / А.В. Яшков, под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 2014. 284 с.
    7. Кравчекно А.И. Основы социологии: учебное пособие. М.: АСТ, 2014. 536 с.
    8. Краснов А.Н. Общая психология. М.: Феникс, 2012. 536 с.
    9. Леонтьев А.А. Психология общения2-е изд. перераб. и доп. М.: Аудит: Юнити, 2013. 453 с.
    10. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Осоновы научных исследований: Учеб пособие. К.: О-во «Знания», КОО, 2013. 413 с.
    11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 2014. 232 с.
    12. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: институт Фонда «Общественное мнение», 2013. - 254 с.
    13. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. - 364 с.
    14. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; научный редактор перевода Д.М. Рогозин.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2013. 382 с.
    15. Феннето Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты. СПб.: Питер, 2015. 160 с.
    16. Феоктистова Е.М., Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2014. 315 с.
    17. Фролов С.С. Социология. М.: АСТ, 2013. 425 с.
    18. Шабанова Л. Методика получения, оценки первичной информации и решения маркетинговых задач // Практический маркетинг. 2012. №7. С. 53-55.
    19. Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2016. 210 с.
    20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Инфра-М, 2015. 256 с.








    Приложение 1

    Добрый день! Просим Вас принять участие в опросе на тему: «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Краснодар»

    Вашему вниманию предлагается анкета, составленная в целях изучения влияния спорта на жизнь современной молодежи, а также изучение структуры мотивации к занятиям физической культурой.


    1. Ваш пол:

    М

    Ж

    2. Ваш возраст:

    - 15-18

    - 19-21

    - 22-24

    - 25

    3. Ваше образование:

    Неполное среднее

    Среднее

    Среднее специальное

    Среднее профессиональное

    Незаконченное высшее

    Высшее образование

    4. Вы занимаетесь спортом:

    Да

    Нет

    5. Как часто вы занимаетесь спортом:

    - Ежедневно

    - 2-3 раза в неделю

    - раз в неделю

    - Реже 1 раза в неделю

    6. Участвуете ли вы в спортивных соревнованиях:

    - В республиканских

    - В соревнованиях по отдельным видам спорта

    - В городских соревнованиях

    - Не участвую

    7. Как Вы считаете, достаточно ли внимания уделяет Администрация города вопросу развития спорта?

    - Да

    - Нет

    8. Что бы Вы посоветовали предпринять руководству муниципального образования г. Краснодар для развития спорта?

    Ответ: ___________________________

    Спасибо!

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соцпроцессы в физре ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.