Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Творческие способности (урок рисования)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Творческие способности (урок рисования)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    10.05.2018 13:11:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.6

    1.1. Теоретические основы понятий «творческая деятельность», «творческие способности»6

    1.2. Характеристика творческих способностей школьников9

    Глава 2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО11

    2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО11

    2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО14

    2.3. Формы обучения при проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене16

    2.4. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования18

    2.5. Роль педагога в развитии творческих способностей детей21

    Глава 3. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках ИЗО23

    3.1. Процесс обучения на уроке искусства23

    3.2. Художественная деятельность школьников и разнообразные формы выражения на уроках ИЗО25

    3.3. Использование художественных техник во внеурочное время27

    Заключение30

    Список литературы31

    Приложения33



    Введение

    Творчество постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
    2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующем. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

    Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

    Степень разработанности проблемы. Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

    Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

    Таким образом, цель работы исследовать развитие индивидуальных творческих способностей на уроках ИЗО в основной школе.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. охарактеризовать основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства;
    2. исследовать методики развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО;
    3. проанализировать развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования;
    4. определить роль педагога в развитии творческих способностей детей;
    5. выделить возможности и пути реализации творческих способностей на уроках ИЗО.

    Объект исследования уроки изобразительного искусства в школе.

    Предметом выступает развитие индивидуальных творческих способностей на уроках ИЗО.

    При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы; анализ программных материалов по изобразительному искусству; наблюдения за учебной деятельностью в процессе занятий изобразительным искусством; анализ и обобщение передового опыта учителей; опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности предлагаемых содержания, форм, методов работы на уроках ИЗО в школе.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.









    Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

    1.1. Теоретические основы понятий «творческая деятельность», «творческие способности»

    Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства

    Творчество - это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться.

    Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

    Г.С. Батищев в своей книге «Диалектика творчества» писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

    Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется «полевому поведению» (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

    В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

    Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

    Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах . Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

    Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

    1. самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;
    2. владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;
    3. в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

    В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

    1.2. Характеристика творческих способностей школьников

    Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

    - творческое мышление,

    - творческое воображение,

    - применение методов организации творческой деятельности.

    Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

    - классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

    - рассматривать систему в развитии;

    - делать предположения прогнозного характера;

    - выделять противоположные признаки объекта;

    - выявлять и формулировать противоречия;

    - разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

    - представлять пространственные объекты;

    - использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

    - представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

    - преодоление психологической инерции мышления;

    - оценивание оригинальности решения;

    - сужение поля поиска решения;

    - фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

    - мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

    Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

    Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.





    Глава 2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО

    2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО

    Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    - овладениезнаниямиэлементарных основреалистическогорисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    Для выполнения творческих заданийучащиеся могутвыбирать разнообразныематериалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

    Занятия на уроках изобразительного искусства раскрывают переддетьми эстетическое содержание изображаемых объектов: гармоничности цветовой окраски, соразмерностии пропорциональности строения форм.

    Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности.

    Программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.

    Творческое отношениеучителякработе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Решение проблемы формирования «зоркости души» ребёнка, которая является для учителей основной целью.

    Примерный план уроков ИЗОпо развитию творческих способностей в школе представлен в приложении 1.

    В ходе занятийшкольникивыполняют заданияразные по тематике итребующие применения различныхприёмовработы. Чтопомогает школьникам быстро осваивать работу разнымихудожественными материаламииразвитьнавыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

    Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми (приложение 2).

    Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:активизацию накопленного жизненного икультурного опыта и освоение способов построения художественной формы

    Материал первого рода это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

    Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

    Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

    Из вышеизложенногоможносделать вывод, чтопрограмма по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.

    Творческое отношениеучителякработе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.

    2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО

    Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

    Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

    Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

    1. Метод «открытий».Творческая деятельность порождает новую идею открытие.
    2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
    3. Метод свободывсистеме ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
    4. Метод диалогичности.Учитель и ученик собеседники.
    5. Метод сравнений.Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

    Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся уроки-вернисажи.Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

    Проникновение современныхтехнологий вобразовательную практику, втомчислеина уроках искусства, открывает новые возможности.

    Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:

    1. тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
    2. частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.
    3. творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

    Таким образом, стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

    2.3. Формы обучения при проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене

    При проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:

    1. Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
    2. Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
    3. Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
    4. Урок прогулка/путешествие.
    5. Урок панорама.
    6. Урок репортаж с выставки.
    7. Урок викторина.
    8. Урок - игра. Игра это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.

    На уроках ИЗО в среднем и старшем звене для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

    При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

    1. От знаний к творчеству основной метод обучения.
    2. Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
    3. Обеспечение последовательности творческого процесса.
    4. Требование обязательной грамотности исполнения работы композиционной и изобразительной.
    5. Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
    6. Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
    7. Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
    8. Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
    9. Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
    10. Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
    11. Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
    12. Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
    13. Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел

    Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Искусство уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

    2.4. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования

    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

    Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, уменияи поставила перед собой следующие задачи:

    1. сформировать у детей технические навыки рисования.
    2. познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
    3. научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
    4. развивать воображение и творческие способности детей.
    5. обогащать и расширять художественный опыт детей.
    6. побуждать ребенка экспериментировать.
    7. поощрять и поддерживать творческие находки.
    8. развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
    9. воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
    10. способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

    Для каждого возраста необходимо придерживаться разныхвариантов приемовнетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

    Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, лепка, аэрография, граттография и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

    На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.

    Чтобы заинтересовать детей, чтобыкаждый могвыявитьиразвитьсвои способности, можно использовать на уроках технику «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работать по манке и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

    Все занятия должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.

    Примеры занятий использования нетрадиционных техник рисования представлены в приложении 3.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. В процессе творчества дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели.

    2.5. Роль педагога в развитии творческих способностей детей

    Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

    Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

    Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

    1. способность делать учебный материал доступным;
    2. творчество в работе;
    3. педагогически-волевое влияние на учащихся;
    4. способность организовать коллектив учащихся;
    5. интерес и любовь к детям;
    6. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
    7. педагогический такт;
    8. способность связать учебный предмет с жизнью;
    9. наблюдательность;
    10. педагогическая требовательность.

    В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности.

    На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.



    Глава 3. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках ИЗО

    3.1. Процесс обучения на уроке искусства

    Занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На уроках ИЗО формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

    В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

    В школьные годы учебная деятельность, целенаправленно формируется при постоянном активном участии в ней самого ученика как субъекта этой деятельности, влияет на его психическое умственное и нравственное развитие. И хотя нельзя сводить личность школьника к особенностям его деятельности, необходимо тем не менее исчерпать все возможности анализа личности через деятельность; это особенно важно потому, что формирование учебной деятельности дает определенные подходы и к управлению становлением личности. Поэтому необходимо рассматривать личность как объект управления целостно, в определенной системе.

    С позиций деятельностного подхода как методологического принципа деятельность выступает важнейшей движущей силой, с помощью которой реализуется развитие личности как объекта и субъекта. В этом существенную роль играет целесообразность и целенаправленность. Учитель должен постоянно оценивать реальные достижения целевых установок каждым учеником, стремиться предупреждать ошибки в ответах и работах детей, выбор ими оптимальных способов учебных действий в достижении поставленной цели, поддерживать учащихся в моменты затруднений и создавать внешние условия для успеха учебной деятельности.

    Усвоение ребенком знаний, умений, навыков сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно способствует переходу его умственного развития из зоны ближайшего развития, как пишет Л.С. Выготский, на уровень актуального развития. Вместе с тем обучение не только ведет за собой развитие, но и опирается на него, на возрастные и индивидуальные возможности детей, обусловленные как предыдущим обучением, так и уровнем созревания, работоспособности нервной системы.

    В отличие от обучения развитие изменяется не только под влиянием внешних, но и внутренних условий, когда взаимодействие и сотрудничество взрослого и ребенка содействуют изменению его сознания. Это выражается в самодвижении. Формы самодвижения изменяются в ходе самого развития и проявляются в активности ребенка, возникновении новых побуждений к ней и способов ее осуществления. Побудителями активности становятся осознание, постановка системы ближайших частных и отдаленных целей, перспективные планы, складывающиеся идеалы, ценностные ориентации, которые в той или иной мере влияют на репродуктивную, самостоятельную, творческую деятельность личности, а через нее - на ее развитие. Осознавая свои достижения и недостатки, развивающаяся личность начинает стремиться к систематическому самовоспитанию, самосовершенствованию как в силу сотрудничества, взаимодействия, так и собственной деятельности: учебы, игры, труда.

    Продолжая разработку теории личности, А. В. Петровский выявил системообразующий принцип деятельностного опосредования. С позиции деятельностного опосредования личность может быть понята не только в системе отдельных психических процессов, свойств и состояний, но прежде всего в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах личности, создают особое качество групповой деятельности, определяют позицию каждого в системе межиндивидуальных связей и общественных отношений. Таким образом, использование принципа деятельностного опосредования в изучении личности раскрывает ее новые социально-психологические характеристики, связанные с взаимодействием личностей в группе, коллективе и личности и коллектива.

    3.2. Художественная деятельность школьников и разнообразные формы выражения на уроках ИЗО

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

    1. изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
    2. декоративная и конструктивная работа;
    3. восприятие явлений действительности и произведений искусства;
    4. обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
    5. изучение художественного наследия.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетнотематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

    Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:

    1. изобразительные искусства живопись, графика, скульптура;
    2. конструктивные искусства архитектура, дизайн, различные декоративно-прикладные виды искусства.

    Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, а также в воспитании патриотизма. Эта задача не в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами.

    Главный смысловой стержень изобразительного искусства связь искусства с жизнью.

    Цель изобразительного искусства - формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.

    Основныевиды учебных занятий определяются способами эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:

    1. рисование с натуры:
    2. рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;
    3. композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);
    4. декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;
    5. декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;
    6. эстетическое восприятие действительности;

    художественное восприятие искусства (беседы об искусстве).

    3.3. Использование художественных техник во внеурочное время

    В рамках введения стандартов второго поколения в школах осуществляется внеурочная деятельность учащихся. Цель таких занятий состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. Планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления необходимо строить так, чтобы оно не дублировало школьную программу, а включало в себя освоение детьми новых техник выполнения творческих работ.

    Акварель представляет собой уникальный художественный материал, способствующий воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развить образное мышление.С целью развития знаний детей по разнообразию акварельных техник определяютсянаправления, которые основываются на:

    1. создании положительной мотивации, интереса к изобразительному искусству посредством изучения различных техник работы с красками;
    2. использовании доступных средств и материалов, позволяющих создавать эффектные приемы работы с красками;
    3. создании условий, обеспечивающих наибольшую эффективность обучения: сотрудничество учителя и учащихся, индивидуализация и высокая активность.

    Эта методика дает возможность предполагать следующий прогнозируемый результат:

    1. повышение мотивации к творчеству;
    2. развитие цветового видения обучающихся;
    3. развитие коммуникативной компетенции и универсальных учебных действий.

    Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Рассмотрим некоторые приемы техник, используемых во внеурочное время.

    Приём «Мятый рисунок»

    Необычный эффект получится, если рисовать акварелью на мятой бумаге. Для этой техники понадобится не плотная бумага, а более тонкая (например, для ксерокса). Лист сминаем в комок, затем окунаем в холодную воду. Нужно следить, чтобы лист хорошо пропитался влагой. Аккуратно разворачиваем бумагу, чуть просушиваем и разглаживаем под прессом (положите на лист несколько тяжёлых книг). Предварительный набросок простым карандашом делать не нужно, сразу рисуем красками. Когда картинка подсохнет, можно опять положить её под пресс.

    Приём «Волшебная клякса»

    На лист бумаги нанесём большую каплю акварели. При помощи соломинки для сока кляксу раздуваем в разные стороны или только в одну сторону в зависимости от творческого замысла. Затем кисточкой дорисовываем детали. Эффектно получаются чертополох, ежик, дерево.

    Приём «Мокрая картина»

    Техника рисования «по сырому», или её ещё называют «мокрой», достаточно сложная и требует подготовки. Перед началом работы убедитесь, что лист бумаги лежит точно по горизонтали, иначе вся краска стечёт к краю листа. Затем смочите лист водой два раза. Первый раз смачиваем и ждём, когда лист подсохнет и станет влажным. Второй раз смачиваем и снимем лишнюю воду ватой или мягкой тканью. Сразу начинаем быстро рисовать, пока вода на листе не высохла. Мелкие детали можно прорисовать, когда бумага станет сухой.

    Прием «Акварель + соль»

    Интересна и увлекательна техника рисования акварелью и солью. Лист акварельной бумаги покрываем краской, сильно разведённой водой. Цвет выбираем по замыслу рисунка. Покрасив определённый участок, посыпаем его крупной солью. Покрасив и посыпав солью весь лист, дождитесь его полного высыхания. Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки.

    Прием «Восковые карандаши + акварель»

    Сначала на белом листе бумаги восковыми карандашами изображается картинка. Например, морское дно. Нарисовали рыбок, водоросли, камешки, улитку. После этого весь лист заливается акварелью прямо поверх нарисованных карандашами элементов. Делать это нужно быстро и использовать много воды, иначе краска будет ложиться неровно. В итоге восковые мелки не закрасятся, а проступят через акварель.

    Творческая работа на уроке изобразительного искусства это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

    Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

    Заключение

    На основании вышеизложенного необходимо сделать некоторые выводы.

    Обучение изобразительному искусству в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

    Творчество это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.

    Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.


    Список литературы

    1. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2015. 336 с.
    2. Белозерских, Г.М. Развитие творческого потенциала личности / Г.М. Падчеварова // Искусство. 2014. - № 14. С. 48-51.
    3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. - М.: Инфра-М, 2013. 218 с.
    4. Волков, И.П. Приобщение школьником к творчеству. Из опыта работы / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2012. 144 с.
    5. Воронов, В.А. Воспитание красотой / В.А. Воронов // Начальная школа. 2012. - №5. С. 14-19.
    6. Гликман, И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников / И.Э. Гликман // Методист. 2014. - №7. С. 15-21.
    7. Глинская, И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах / И.П. Глинская. - К.: Радянська школа, 2011. - 126 с.
    8. Евладова, Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей // Дополнительное образование. 2011. - №5. С. 4-7.
    9. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей / А.П. Ершова. -М.: Просвещение, 2011. -128 с.
    10. Комаров, В.В. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся / В.В, Комаров // Школа. 2014. - №2. С. 5-8.
    11. Комарова, Т. С.Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. -М.: Луч, 2011. 156 с.
    12. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. - М.: Просвещение, 2014. 272 с.
    13. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2013. 352 с.
    14. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2013. 270 с.
    15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой.-М.: АСТ,2011 410 с.
    16. Падчеварова, С.Н. Особенности психологического содержания урока: Учебно-методическое пособие / С.Н. Падчеварова, В.А. Падчеваров. - Ростов - н/Д: РГПИ, 2014. - 148 с.
    17. Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства» / Т.Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2016. 64 с.
    18. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н.Ростовцев. - М.:Просвещение,2012. 250 с.
    19. Серякова, Т. С. Фантазия из ниток / Т.С. Серякова // Юный художник.-2016. - №10. - С. 46-48.
    20. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль, 2014. 396 с.
    21. Цирулик, Н. А. Уроки творчества / Н. А.Цирулик. - С.: Федоров, 2011. -112 с.






    Приложения





























    Приложение 1

    Примерный план уроков ИЗОпо развитию творческих способностей в школе

    КлассТема урокаМатериалКраткое содержание
    1 классI четверть1. «Мызнакомимсясволшебным миром красок»

    Белая бумага, комплект гуашевых красок, кисть, баночкасводой, тряпочка.Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное ибезобразноев жизниивискусстве. Учиться владетьгуашевымикрасками, графическими материалами.III четверть«Мир нашего аквариума»
    2 классI четверть1. «Изображениеифантазия»Любой разноцветный материал иликомплект гуашевых красок, листыбумаги.Эмоционально откликатьсяна многообразие красок, форм, материалов. Видеть вжизни определённые эмоциональныесостояния: спокойноеитревожное, весёлое игрустное
    и т. д. Знатьразнообразныематериалы, разнообразныевыразительныесредства: цвет, линия, объёмит. д.
    Владеть начальными навыками выразительного использования трёхцветия.
    III четверть1. «Изображение животныхвразныхвыразительных движениях»IV четверть1. «Пятнокаксредствовыражения. Ритмпятен»
    3 классIV четверть1. «Вмузеяххранятсянатюрморты»Гуашь, бумага, кисть.Уметь вдоступнойформеподчёркивать красотуматериалов, форм и конструкций.
    4-5 классIV четверть1. «Искусствовсехнародовобъединяет людейиврадостиив горе»Гуашь (белаяиличёрная), бумага, кистьВладеть элементарнымиприёмами изображения пространства. Учитьсяанализировать произведения искусства в жанре натюрморт.








    Приложение 2
    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    Количество часов - 8
    Практическое занятие №1
    Тема: Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности

    Форма проведения:практическое занятие (2 ч.)

    Цель:обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства. Закрепление умений вести мониторинг и анализировать результаты своей работы по художественно-творческому развитию учащихся.

    Основные понятия:диагностика, диагностическая методика.

    План

    Диагностика художественно-творческих способностей учащихся «5 рисунков» Н. Лепской.

    Диагностика развития художественного восприятия у младших школьников А. Мелик-Пашаева.

    Диагностики эстетического восприятия учащихся Е.Торшиловой и Т. Морозовой.

    Содержание материала

    1. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

    «5 РИСУНКОВ»(Н.А. Лепская)

    Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

    Инструкциядля детей:

    «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

    На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

    Показатели:

    1. Самостоятельность (оригинальность) фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
    2. Динамичность отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
    3. Эмоциональность показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
    4. Выразительность фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

    Уровень художественной выразительности

    типКритерии оценкиЗамыселРисунок1Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщениеРазнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень2Показатели для 1 типа, но менее яркиеПоказатели для 1 типа, но менее выраженыУровень фрагментарной выразительности3Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщенияНет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений4Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональностиМожет хорошо передавать пропорции, пространство, светотеньДохудожественный уровень5Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюденияхСхематичность, нет попыток передать пространство и пропорции6СтереотипныйРепродуктивный

    5. Графичностьосознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

    Таблица результатов:


    №Список учащихсяПоказателиОбщий
    баллУровень123451.2.
    3. Диагностики эстетического восприятия учащихся(авторы Е. Торшилова и Т. Морозова)

    Диагностика чувства формы(Тест «Геометрия в композиции»).

    Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

    Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К.А. Сомов - «Дама в голубом», Д. Жилинский - «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры.

    Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

    Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл - 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

    Тест «Громкий - Тихий».

    Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

    Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

    Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин - «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь - «Хризантемы», В. Е. Татлин - «Цветы».

    Инструкция: скажи, какая картинка из трех - тихая, какая громкая, какая средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина громким, тихим, средним?

    Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

    ТЕСТ «ЛИЦА»

    Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

    В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 - 1938). На первом рисунке («Женская голова» - 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» - 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» 1911г.) - мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

    Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

    Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

    ТЕСТ «БАБОЧКА».

    Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

    И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) - 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

    А. Горький «Водопад» (1943г.) - 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

    Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» - За. Фотография «Осень».

    Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) - 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

    Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) - 5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

    По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.

    Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения - во всех тестовых заданиях предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

    Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

    Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора типичностью отношения, выраженного большинством детей.

    Реферат, которым завершается изучение курса, является формой отчетности девятиклассников. Реферат имеет практико-ориентированный характер и включает в себя размышления школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источники, рекомендуемые преподавателем, а также на конкретные примеры из художественно-педагогической практики.












    Приложение 3

    Кляксография

    Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.

    Тычокжесткой полусухой кистью

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Рисование пальчиками

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Оттиск смятой бумагой

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Восковые мелки + акварель

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

    Свеча + акварель

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Точечный рисунок

    Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

    Набрызг

    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Метод монотипии

    Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

    Рисование на мокрой бумаге

    Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Идет дождь», и т.д.

    Коллаж

    Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.














Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Творческие способности (урок рисования) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.