Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Физвоспитание

  • Вид работы:
    Другое по теме: Физвоспитание
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    18.09.2018 6:02:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5

    1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста……………………………………………………………….5

    1.2 Значение физического воспитания для детей школьного возраста…………………………………………………………………………...10

    Глава 2 Методические основы физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………...14

    2.1 Задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………...14

    2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………...19

    Заключение……………………………………………………………………….27

    Список литературы………………………………………………………………29













    Введение


    В состоянии здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции. Это увеличение количества детей школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психоэмоциональными нагрузками и снижением двигательной активности.

    Важную роль в укреплении и сохранении здоровья детей играет физическое воспитание. Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды.

    При этом следует отметить, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.

    Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин).

    Проблема физического воспитания школьников сегодня очень актуальна в связи с введением новых федеральных государственных стандартов в школах, в соответствии с которыми в школах появился третий час физкультуры. В связи с этим требуется пересмотри существующих тенденций физического воспитания школьников в новых условиях.

    Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Значение, задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста».

    Цель исследования изучить значение, задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста.

    Объект исследования процесс физического воспитания детей школьного возраста.

    Предмет исследования методические особенности физического воспитания детей школьного возраста.

    Задачи исследования:

    1.Рассмотреть анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста;

    2. Сформулировать значение физического воспитания для детей школьного возраста;

    3. Выделить задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста;

    4. Определить методику физического воспитания детей школьного возраста.

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта работы по физическому развитию детей школьного возраста.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.






    Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста


    1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста


    Протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека.

    Школьный возраст период жизни с 6-7 до 17-18 лет. Условно выделяют младший, средний и старший школьный возраст.

    После периода первого физиологического вытяжения (4-6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста.

    Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет 32,6%. К 8-10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6-7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин, в 7 лет составляет 290 кгм, в 16-18 лет 1000-1200 кгм. В 7-9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8-9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц [16, c.30].

    Совершенствуются двигательные навыки в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10-12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам способность к быстрым движениям [13, с.46].

    Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9-10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении [7, c.29].

    Рассмотрим особенности физического развития в младшем школьном возрасте.

    В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) продолжается интенсивное созревание организма, а так же физическое развитие и совершенствование умственных способностей.

    В возрасте 7-10 лет скорость роста в длину заметно снижается по сравнению с предыдущим периодом (у дошкольников происходит процесс полуростового скачка). Однако наиболее заметен рост лицевых и длинных костей рук и ног. В среднем ежегодно длина тела увеличивается на 2-3 сантиметров, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см [19, с.85].

    В этом возрасте у ребенка происходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвонков. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвонковые хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц спины могут вызвать деформацию позвоночных изгибов.

    В период усиленного роста тела в длину проявляются неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника является фактором, затрудняющим формирование осанки у детей младшего школьного возраста.

    У детей начальных классов энергично развиваются, крепнут мышцы и связки, отмечается значительный прирост объема мышц. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети легко выполняют движения, требующие большой амплитуды и труднее мелкие движения, отличающиеся большой точностью.

    Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

    Средний школьный возраст характеризуется как начало периода полового созревания подростка, т. е. пубертатный период. Весь переходный период продолжается от 2 до 4 лет. Во внешнем облике, в поведении детей-подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез: щитовидной железы, передней доли придатка мозга [14, с.62].

    В 12-13 лет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. Темп развития сосудов более медленный. В этом возрасте наблюдается повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет при пульсе 80 уд/ мин. Мх артериальное давление равно 103мм и Мп 62мм, а в 15 лет соответственно 74 уд/ мин., Мх 110мм, Мп 70мм. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия, систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности.

    Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8-12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем грудной клетки. Сила мышц возрастает.

    Наиболее энергичный рост организма происходит до наступления пубертатного периода. Ф. Ф. Эрисман установил, что у детей 10-13 лет на 100 см. роста ежегодный прирост веса равен 0,6-0,7 кг, у подростков в пубертатном периоде он в 3-4 раза больше и достигает 2-2,5 кг. Не менее интенсивно протекает рост костей, где изменяется их гистологическое строение и их химический состав, где происходит постепенное замещение органических веществ минеральными солями. В возрасте 12-13 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них [14, с.50].

    Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота.

    В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.

    Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. В этом возрасте важно сформировать у подростков идеал человека, занимающегося физической культурой [8, c.45].

    Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться.

    После сравнительно небольших темпов в ежегодных приростов силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем наступает сенситивный период развития мышечной силы в 14-17 лет, когда особенно значителен прирост силы в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп. Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости.

    В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению.

    Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности: формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм [4, c.67].

    Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.

    Таким образом, учет анатомо-физиологических, физических и психологических особенностей школьников позволит оптимизировать процесс физического воспитания.


    1.2 Значение физического воспитания для детей школьного возраста


    В настоящее время сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других внешкольных учреждениях.

    Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [5, c.40]].

    В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

    Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

    В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

    Национальное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.) [1, c.39].

    И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

    Социально-педагогическое значение физического воспитания в школьном возрасте заключается в следующем:

    - создаётся фундамент гармоничного физического развития, укрепления здоровья, физкультурного образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями;

    - поддерживается текущая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях, а в перспективе эффективность любой общественно полезной деятельности;

    - рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт постепенным приобщением к спортивной деятельности;

    - последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения [12, c.37].

    Физическое воспитание одно из направлений деятельности общеобразовательных и специальных школ, составляющая всей системы воспитания, обучения, образования и оздоровления детей 6-17 лет.

    Специфика педагогического процесса физического воспитания определяется:

    - преимущественным воздействием на двигательные способности человека;

    - непосредственным созданием оздоровительного эффекта.

    Таким образом, значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы. Без двигательной активности не возможно полноценное физическое развитие.

    Важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья. Это помогает развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение. Физическое развитие особенно важно в школьном возрасте, ведь оно влияет и на умственную деятельность подростка. Неполноценное физическое развитие может привести к серьезным последствиям.


















    Глава 2 Методические основы физического воспитания детей школьного возраста


    2.1 Задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста


    Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

    Оздоровительные задачи

    1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

    2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

    3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

    4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма [13, c.57].

    Образовательные задачи

    1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков: умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

    2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.[4, c.56]

    Воспитательные задачи

    1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

    2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов [10, c.23].

    Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ [8, c.7].

    Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

    1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

    2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все двигательные способности, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки [4, c.56].

    3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

    4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания.

    Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

    Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм [19, c.23].

    5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

    Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.

    Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры подбираются с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

    Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями [24, c.20].

    Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.

    Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).


    2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста


    Формы занятий физическими упражнениями со школьниками. В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.

    Формы занятий физическими упражнениями в школе:

    1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

    а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

    б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

    в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

    г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.[7, c.49]

    Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 45 мин каждый.

    2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.

    Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий это комплексы из 7 9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6 7 мин (в младших классах не более 5 6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2 3 недели, т.е. 2 3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе [27, c.13].

    Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3 5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4 6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 2 мин.

    В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

    Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию [20, c.34].

    Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

    Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть подготовительная (10 15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть заключительная (5 7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

    3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

    1) спортивные секции по видам спорта;

    2) секции общей физической подготовки;

    3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

    4) школьные соревнования;

    5) туристские походы и слеты;

    6) праздники физической культуры;

    7) дни здоровья, плавания и т.д.[8, c.56]

    Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

    Формы проведения занятий физическими упражнениями в системе внешкольных учреждений:

    В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).

    2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах) [10, c.30].

    Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях.

    Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье:

    К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

    1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30 35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40 45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

    3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

    силовая (атлетическая) гимнастика;

    оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

    стретчинг, калланетика и др.;

    4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;

    5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я спортивная семья) и викторинах;

    6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями.

    В работе по физическому воспитанию детей школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физические особенности развития организма в различные возрастные периоды развития [14, c/56].

    Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 1 4 классов (6 9 лет).

    Необходимо избегать:

    - больших нагрузок на позвоночник;

    - одностороннего напряжения мышц;

    - сильных сотрясений тела;

    - перенапряжение мышечной системы и суставно-связочного аппарата, ограничить использование упражнений с натуживанием и большим сопротивлением;

    - чрезмерных нагрузок в беге и других движениях циклического характера;

    Уделять особое внимание:

    - упражнениям на формирование и укрепление осанки, профилактике плоскостопия;

    - укреплять мышцы спины и брюшного пресса;

    - согласовывать упражнение с дыханием;

    - обучение навыку правильного дыхания;

    - переключению с одного вида деятельности на другой;

    Использование целостного и игрового методов обучения;

    - распоряжениям и указаниям (в меньшей мере командам);

    - разнообразию двигательной деятельности;

    - чередование практических интенсивных физических нагрузок с достаточными для отдыха нагрузками;

    - строгой дозировке нагрузок для девочек [16, c.45].

    Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 5 9 классов (10 15 лет):

    Необходимо избегать:

    - чрезмерных физических нагрузок;

    - слишком резких движений;

    - необходимых наказаний или, наоборот, слишком частых похвал.

    Широко использовать:

    - чередование интенсивных физических нагрузок с дыхательными упражнениями;

    - упражнения для воспитания навыка углубленного дыхания;

    - чередование бега с ходьбой;

    - систему подводящих и подготавливающих упражнений;

    индивидуальных подходов в подборе физических нагрузок;

    - командные подвижные и спортивные игры;

    - страховку;

    - различные физические упражнения и дозировку для мальчиков и девочек.

    Методические особенности для работы по физическому воспитанию учащихся 10 12 классов (16 18 лет) [18, c.47].

    Следует избегать:

    - на занятиях физической культурой с девочками избегать упражнений вызывающих повышение внутрибрюшного давления (упражнение с напруживанием, подниманием тяжестей, с задержкой дыхания, прыжков в глубину);

    - повышение интенсивности физических нагрузок выше 80 85%;

    Применять:

    - занятия с характером спортивных тренировок;

    - упражнения для развития общей скоростной выносливости, повышения работоспособности;

    - различные виды аэробики, которые выполняются под музыку;

    - методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;

    - дозирование нагрузок в зависимости от пола.









    Заключение


    Физическое воспитание детей школьного возраста имеет цель: развитие разнообразных двигательных умений и навыков и формирование физически культурной личности.

    Цель физического воспитания реализуется в ряде задач. К ним относятся:

    - формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, плавание, прыжки, лазание, управление статическими позами, действия с различными предметами, преодоление препятствий и т. д. );

    - формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта (правила и техника безопасности выполнения упражнений, влияние занятий на различные органы и системы организма, приемы самоконтроля при выполнении физических заданий);

    - оздоровительные задачи (формирование осанки, развитие мускулатуры, повышение сопротивляемости организма вредоносным воздействиям среды, привитие гигиенических навыков);

    - воспитательные задачи (воспитание потребности в самостоятельных занятий спортом, привитие любви к активному отдыху, развитие личностных качеств).

    Методика физического воспитания школьников включает в себя практические и теоретические аспекты, а основывается на особенностях развития ребенка в данный возрастной период. Школьный возраст является сенситивным для физического развития и поэтому в этот период наиболее успешно формируется большинство навыков. Активно развиваются все органы и системы организма, разумная физическая активность, несомненно, положительно влияет на этот процесс. Но следует помнить, что чрезмерная нагрузка может привести к плачевным для здоровья последствиям.

    Теоретические знания помогают ребенку осознать, как занятия сказываются на состоянии его внутренних органов и мышц, осанке, как не навредить себе выполняя то или иное упражнение, приобщиться к активным видам отдыха, развить стремление самостоятельно заниматься спортом и получать от этого удовольствие. Практическую направленность методики реализует логичное применение совокупности средств физвоспитания.

    Система физического воспитания - это целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая физкультурная и спортивная деятельность детей, предусмотрена школьной программой и реализуется в нескольких формах. Кроме уроков физической культуры (не менее 3х раз в неделю) проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до учебных занятий и физкультминутки на уроках) и внеклассные занятия. Последняя форма заслуживает особого внимания, так как зачастую требует участия родителей. Внеклассное развитие физической культуры школьников осуществляется в секциях по видам спорта, секциях атлетической и ритмической гимнастики, плавания, школах танца, туристических походах и др.

    Школьная программа полностью не удовлетворяет потребностей детей в физической активности и внеклассные занятия необходимы для развития гармоничной личности.

    Физическое воспитание и развитие школьника должно иметь систематический характер и основываться на принципах учета возрастных особенностей, ведущей деятельности и увлекать ребенка. Кроме занятий в стенах школы родителям не следует забывать о дополнительных тренировках в секциях.






    Список литературы


    1. Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин.. - М.:Академия,2008. - 287с.

    2..Белякова, Р.Н., Овчаров, В.С. Современное состояние физического воспитания учащихся / Р.Н.Белякова, В.С.Овчаров // Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научно-теоретическая конференция. Кн. первая. М.: Академия, 2010. - 79-81 с.

    3. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие / В.С. быков. - М.: Академия,2008.-174с.

    4.Глушкова Е.К. Гигиена урока / Е.К.Глушкова. - М., 2008. - 99-120 с.

    5. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб. : Питер, 2010. 304 с.

    6. Динер, В. Л. Теория и методика физической культуры / В. Л. Динер. Краснодар, 2011. 280 с.

    7. Красноперова, Т.В., Сапожников, Е.Н. Уровень физического здоровья школьников 11-12 лет / Т.В.Красноперова, Е.Н.Сапожников. - Екатеринбург, 2009. - 149 с.

    8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. Культуры / Ю.Ф. Курамшин.-М.:Академия, 2010.-305с.

    9. Лищук, В.А., Мосткова., Е.В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: Обзор / В.А.Лищук, Е.В.Мосткова. - М., 2009. - 134с.

    10. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Академия,2005.-265с.

    11.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) / Л. П. Матвеев. М. : ФиС, 2001. 200 с.

    12. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. М.: ФиС, 2011. 320 с.

    13. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. М. : Физкультура и спорт, 2008. 140

    14. Решетников, Н. В. Физическая культура : учебное пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. М.: Академия, 2005. 360 с.

    15. Физическая культура : учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. М. : ФиС, 2010. 280 с.

    16. Физическая культура студента : учебное пособие / под ред. В. И. Ильинича. М. : ФиС, 2011. 240 с.

    17. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие / Н.А. Фомин. - М.: Академия,2007.-275с.

    18. Харабуги Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-102с.

    19. Холодов Ж.К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2003.-480с.

    20. Янсон, Ю. А. Введение в физическое воспитание школьников / Ю. А. Янсон. М. : Владос, 2008. 300 с.

    21. Гуревич И.А. Физическая культура в школе // Теория и практики физической культуры. 2014. - № 9. С. 23-28.

    22. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях : проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 2012. - №1. С.5-8.

    23. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2010.- № 1.- С.31-37

    24. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура : содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2013. - №3. С.10-15.

    25. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Гофман // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2006. - №1. С.5-10.

    26. Лях, В. И. Совершенствование специфических координационных способностей / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2011. - №2. С.7-14.

    27. Николаев, А. Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / А. Д. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2007. - №6. С.2-10.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Физвоспитание ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.