Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Физра

  • Вид работы:
    Другое по теме: Физра
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    22.02.2018 23:24:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    Министерство образования и науки Российской Федерации


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»




    Кафедра ________________________________________________________

    наименование кафедры



    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в условиях дошкольной организации


    БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


    студентки 4 курса 427 группы


    направления код специальности «Дошкольное образование»____________

    код и наименование направления


    факультета психолого-педагогического и специального образования

    наименование факультета


    Когдовой Ольги Михайловны

    фамилия, имя, отчество





    Научный руководитель

    доцент, канд.пед. наук, доцент В.С.Логинова

    должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия




    Зав. кафедрой:

    доктор пед.наук профессор Е.А. Александрова

    должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия






    Саратов 2017г.

    Содержание

    Введение4

    1. Научные основы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольной организации9

    1.1. Роль физической культуры в развитии детей дошкольного возраста9

    1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста16

    1.3. Формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО21

    2. Практика организаций физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной образовательной организации30

    2.1. Нормативная база организации физкультурно-оздоровительной работы30

    2.2. Анализ опыта организации системы физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ «Детский сад «Солнышко» п.Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»33

    Заключение55

    Список использованных источников58

    Приложение А. Проект основной образовательной программы дошкольного образования61

    Приложение Б. Целевая программа «Здоровье», принятая на заседании педагогического совета Протокол № 3 от 14.02.2014 г.65

    Приложение В. План оздоровительно-профилактической работы МДОО «Детский сад «Солнышко» на 2016 год68




    Введение

    Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
    Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
    Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

    Именно в раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движение, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

    Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

    Вышеизложенное актуализирует проблему организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Эта проблема стоит особо остро в дошкольном образовательном учреждении, где должна давать ощутимые результаты. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность гипокинезия отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим культура здоровья является составляющей общей системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, и говорит о неизбежности формирования культуры здоровья индивидуальной и популяционной.

    Злободневность проблем физкультурно-оздоровительной деятельности, ее влияния на формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья населения давно привлекает внимание исследователей. Концентрация отечественных и зарубежных исследователей на различных аспектах этой проблемы стала причиной появления и развития социологии здоровья, социологии физической культуры, социологии спорта, социологии медицины.

    Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми исследовалась различными учеными, таким как: Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова С.М. Мартынов, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др.Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

    Проблемы здоровья освещали Т. Арон, В. Дорен, П. Кендел. К. Купер. Р. Мертон. Дж. Ридер. Социальные проблемы здоровья изучали

    Л. Выготский П. Лесгафт, Н. Семашко. Теории физической культуры посвящены работы В. Бальсевича. С. Батенина. В. Белова. И. Брсхмана, М. Бунчука, А. Бутенко, П. Виноградова, И. Вишневского. В. Выдрина, 3. Гасанова. С. Гуськова, В. Жолдака, А. Исаева, Н. Коротасва, Л. Кофман, B. Лях, Л. Матвеева, Г. Мейксон, В. Полунина.

    Проблемы социологии здоровья и здорового образа жизни рассмотрены в публикациях Н. Аминова, П. Башкирова, В. Димова, Т. Кутиева, В. Лях, Э. Мартиросова, В. Полунина, В. Чумакова, А. Щедрина, О. Шиняевой. Имеется немало трудов о факторах обеспечения здоровья, особенно таких как физкультура, спортивная деятельность, социальные условия. Это труды А. Коробкова, Е. Кудрявцевой, В. Кукушкина, Ю. Лисицина, О. Милыцтейна. И. Переверзина, Н. Пономарева, А. Чернуха. Социальные проблемы здоровья населения в реформирующемся обществе исследованы и получили свое отражение в работах В. Димова, Н. Римашевской, О. Шиняевой и др.

    Однако, с появлением современных технологий и средств получения информации двигательная активность уходит на второй план, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы.

    Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательном организации (далее ДОО).

    Предмет исследования - система физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

    Цель исследования исследовать теоретические и практические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. охарактеризовать физиолого-педагогические аспекты влияния физической культуры на развитие детей дошкольного возраста;
    2. раскрыть особенности физического развития детей дошкольного возраста
    3. выделить и охарактеризовать формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной организации;
    4. исследовать нормативную базу организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО;
    5. провести анализ опыта системы физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»;

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что физкультурно-оздоровительная работа будет эффективной, если будут учитываться особенности физического развития детей дошкольного возраста, отобраны и апробированы адекватные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной организации, которая организуется на основе установленной нормативной базы.

    При написании исследования в работе были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме, метод обобщения, метод сравнения, метод педагогических наблюдений, а также эмпирические методы, такие как анализ документации, анализ и обобщение опыта практической педагогической деятельности.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников и приложения.

    Во введении определены цель и задачи работы, выделена проблематика исследования и определена теоретическая и практическая значимость исследования.

    В первой главе определены научные основы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольной организации, проанализирована роль физической культуры в развитии детей дошкольного возраста, выделены особенности физического развития детей дошкольного возраста, проанализированы формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО.

    Вторая глава посвящена практике организаций физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной образовательной организации, охарактеризована нормативная база организации физкультурно-оздоровительной работы, проведен анализ опыта организации системы физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ «Детский сад «Солнышко» п.Знаменский Ивантеевского района Саратовской области».

    В заключении даны обобщающие выводы, подведены итоги исследования.

    Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для изучения различных аспектов физкультурно-оздоровительной деятельности в современном обществе, для выработки основных направлений и форм управленческого воздействия на повышение эффективности развития массовой физкультурно-оздоровительной работы, улучшения здоровья населения, формирования здорового образа жизни.

    В приложениях приведен Проект основной образовательной программы дошкольного образования; Целевая программа «Здоровье», принятая на заседании педагогического совета Протокол № 3 от 14.02.2014 г.; План оздоровительно-профилактической работы МДОО «Детский сад «Солнышко» на 2016 год.








    1. Научные основы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольной организации

    1.1. Роль физической культуры в развитии детей дошкольного возраста

    Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

    В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы [Вареник 2013: 118]. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских организаций работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных организаций проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

    Движение главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах [Вавилова 2014: 236]. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [Вареник 2013: 152].

    Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А.Аршавский, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.А.Бернштейн, Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма [Вавилова 2014: 238].

    Двигательная активность это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [Воротилкина 2013: 118].

    Т.И.Осокина и Е.А.Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 2224% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность» [Антропова 2013: 236].

    По мнению авторов, рост и формирование мускулатуры происходит одновременно с развитием костной системы ребенка. Под влиянием физических упражнений гибкие, податливые кости ребенка, содержащие много хрящевой ткани, делаются толще, прочнее, становятся более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке.

    Чрезвычайно важно, считают педагоги, влияние мышечной деятельности на формирование естественных изгибов позвоночника. «Для хорошей осанки необходимо равномерное развитие мышц туловища. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение, т.к. обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких». «Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок» [Борисова 2014: 81].

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как [Базарный 2015: 124]:

    1. главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева);
    2. основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А.Аршавский);
    3. кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А.Бернштейн, Г.Шеперд);
    4. удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф.Змановский и др.).

    Практика показала, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию; развитию моторики.

    Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. «Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей» [Борисова 2014: 114].

    Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и физического развития детей в системе дошкольного образования [Аверина 2014: 82].

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

    Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов, в том числе сердце, кровеносных сосудов), особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д.р.); охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.) [Куркина 2013: 56].

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не менее важно решатьобразовательные задачи:формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

    Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни.

    Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребёнок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды.

    Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребёнка. Если ребёнок выполняет упражнения легко, без напряжения то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую, дыхательную системы, а также развивать физические качества.

    У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивные упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Объем двигательных навыков по группам дан в «Программе воспитания в детском саду» [Базарный 2015: 96].

    Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.). О наличии возможностей для развития этих качеств свидетельствуют количественные показатели. Без развития физических качеств ребёнок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

    Дети должны название частей тела, направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила за одеждой и обувью. Объём знаний, относящихся к физкультурному воспитанию, с возрастом детей расширяется.

    В процессе физического воспитания не менее важно решать широкиевоспитательные задачи.Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов.

    В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

    Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решать все перечисленные задачи.

    1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательной организации, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка [Никанорова 2014: 89].

    Система физического воспитания в дошкольных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

    Целью физического воспитания в дошкольной образовательном организации является формирование у детей основ здорового образа жизни.

    Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от рождения до 7 лет. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа становления физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В возрасте до 7 лет жизни ребёнка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, отвечающих за развитие сенсорных, физических и интеллектуальных способностей. Поэтому весь период до 7 лет является сензитивным чувствительным к развитию и созреванию способностей и одарённости к различным сферам деятельности человека.

    Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды [Глазырина 2012 : 82].

    Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества.

    На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова [Воротилкина 2013: 10].

    Исследователи В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение к физической культуре, развивающая форма оздоровительной работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных организациях, школах. В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка - дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Они исходят из того, что: «Ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно и социально-экологических связей» [Мансарлийская 2013: 56].

    Большой вклад в организацию оздоровительной работы внес Ю. Ф. Змановский, российский ученый-педиатр и педагог, который указал на основные характерные черты данной работы. Это [Лезжова 2014: 14]:

    Существуют также представления о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития. В качестве примера можно рассмотреть исследования В.Ю. Панюшкина, в работах которого здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма; оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей; индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания, которые конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, психологических особенностей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и др.

    Главной оздоровительной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей. Также не менее важно решать широкий круг воспитательных задач. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

    Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Основные задачи для достижения поставленной цели это [Мансарлийская 2013: 58]:

    1. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
    2. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
    3. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

    Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

    Двигательный режим по ФГОС это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей.

    Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 5060% периода бодрствования, что равняется 67 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 6575% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого.

    Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К организованным формам двигательной активности относятся [Мансарлийская 2013: 59]:

    1. физкультурные занятия;
    2. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
    3. активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;
    4. гимнастика после сна;
    5. индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
    6. секционно-кружковые занятия;
    7. профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

    При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности [Рунова 2012: 15].

    В ДОО ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка [Куркина 2013: 82].

    Работа по оздоровлению детей в дошкольных образовательных организациях также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность) [Куркина 2013: 84].

    Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОО направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольной организации.

    1.3. Формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО

    Анализ теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольной образовательной организации должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле основное требование модернизации системы образования.

    Главная цель двигательного режима удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях.

    Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, как считает ШишкинаВ.А., отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольной организации в области физической культуры на предстоящий период [Рунова 2012: 16].

    Каждое дошкольное организация имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

    Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые комплексы. Для современной системы физического воспитания характерна комплексность в применении средств. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными естественные силы природы и гигиенические факторы.

    В.А.Шишкина в своих работах выделила; гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.) [Жданова 2013: 112].

    По мнению М.А.Руновой основным средством развития двигательной активности являются физические упражнения и игры. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. Понятие «физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека [Рунова 2012: 21].

    Результативность физического воспитания и развития двигательной активности достигается использованием всей системы средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин, отмечает Л.П.Матвеев [13, c. 141]:

    1.Физические упражнения как системы движений выражают
    мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.

    1. Физические упражнения это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.
    2. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-функциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их.
    3. Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.
    4. Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.
    Известно, что одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут привести к одинаковому результату. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом.

    Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним, по мнению М.А.Руновой, относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность [Куркина 2013: 202] .

    Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

    Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

    Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

    Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

    Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

    Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

    В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. По мнению М.В.Мащенко, учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом слово, объяснение содержания и структуры упражнения [Жданова 2013: 156]. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

    При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком [Рунова 2012: 30].

    1. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

    Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий кино, фотографий, картин и т.п.

    Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

    Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

    Выполнение движений с музыкальным сопровождением, отмечает В.А.Шишкина, должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей [Куркина 2013: 203].

    2) Словесные приемы. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения. Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч ставь!» Или для окончания движения: «На месте стой». «Paз, два, три беги!» и т.д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество [Рунова 2012: 112].

    Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня.

    1местов двигательном режиме детей занимают:

    - непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

    Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. НОД проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

    При наличии бассейна необходимо проводить:

    - занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю.

    2 местов двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

    - утренняя гимнастика;

    - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

    - физкультминутки на НОД с умственной нагрузкой и т.д.

    С целью оптимизации двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий:

    - оздоровительный бег на воздух;

    - пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

    - гимнастика после дневного сна;

    - двигательная разминка при открытых фрамугах;

    - прогулки, походы в лес;

    - корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем;

    - сауна с сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

    3местоотводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

    Немаловажное значение отводится активному отдыху:

    - недели здоровья;

    - физкультурный досуг;

    - физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде;

    - игры соревнования;

    - спартакиады.

    В двигательный режим входят дополнительные виды занятий:

    - группы ОФП;

    - секции по интересам;

    - спортивные танцы.

    Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольной организации.

    Цельфизического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.

    1. Развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей; укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей.

    2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе непосредственно прикладных и спортивных), специальных знаний, привитие организаторских способностей.

    3. Воспитание моральных волевых и эстетических качеств личности в духе принципов морального кодекса; содействие развитию интеллекта.

    На основании вышеизложенного анализа сделаем некоторые выводы.

    Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

    В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

    В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

    Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении и добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Физра ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.