Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Футбол 7-10

  • Вид работы:
    Другое по теме: Футбол 7-10
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    15.07.2017 18:29:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
































    Содержание

    Введение3

    1 Характеристика и учебно-воспитательные задачи учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет5

    2 Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу с детьми 7 10 лет10

    3 Планирование учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет11

    4 Подготовка педагога физической культуры и спорта к занятиям с различными возрастными группами15

    5 Методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса16

    Заключение22

    Список использованных источников24



















    Введение

    Спортивная подготовка футболистов - это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный на достижение высокого спортивного мастерства.

    Футбол претерпевает постоянные изменения. Игра продолжается распространяться и завоевывать мир: маленькие страны вступают в организацию; для игроков открываются многие границы; команды путешествуют по многим городам; уровень подготовки и развития молодых игроков достиг новых высот во многих странах. Для того, чтобы лучше понять тенденции развития современного футбола и факторы, которые оказывают влияние на футбол сегодня, возможно, мы должны проанализировать состояние игры вчера. Финальные игры последних трех мундиалей являлись свидетельством возросшего класса европейских команд, интенсификации игрового стиля на широкой основе, новых тенденций в организации игры, физической, функциональной, атлетической подготовке. Современный футбол стал более организованным, дисциплинированным, быстрота движения сменяется большим опытом игры, уверенностью в перемещениях, мгновенным вмешательством в движении. Сильнейшей стороной футбола является сплав страсти и спокойствия, эмоции и холодного расчета. Современный футбол развивается в направлении высокой подвижности игроков, скоростной техники, творческих действий футболистов, дальнейшей интенсификации, проявляющейся в увеличении скорости игры обеспечивающий лучший результат.

    Большое значение для развития футбола в России в целом и в Приморском крае в частности имеет подготовка юных футболистов, верное понимание ее задач, методов и средств. Цели и задачи спортивной подготовки решаются в процессе обучения, тренировки и воспитания.

    Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков. Основное содержание обучения - это освоение «школы», т.е. техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формирование умений тренировочной и соревновательной деятельности. При этом обучение тесно связано с физическим развитием занимающихся.

    Тренировка - дальнейший специализированный этап спортивного совершенствования, направленный на углубленное развитие технико-тактического мастерства, специальных физических и психических качеств.

    Между обучением и тренировкой нет резкой грани, так как, обучая, мы одновременно тренируем, а тренируя - обучаем. Условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения. Причем удельный вес обучения и тренировки в структуре различных этапов подготовки неодинаков.

    Цель данной курсовой работы изучить особенности тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет.

    Задачи курсовой работы:

    1) дать характеристику и описать учебно-воспитательные задачи учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет;

    2) описать материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу с детьми 7 10 лет;

    3) изучить методику планирование учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет;

    4) описать подготовка педагога физической культуры и спорта к занятиям с различными возрастными группами;

    5) исследовать методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса.

    Объект исследования тренировочный процесс юных футболистов 7 10 лет.

    Предмет исследования задачи, методы и средства организации учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет.


















    1 Характеристика и учебно-воспитательные задачи учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет

    Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

    Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств ловкости, быстроты, координации и обучают технике игры.

    Главное в планировании тренировки для детей найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

    Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

    В учебно-тренировочной работе детский тренер должен знать морфологические и функциональные изменения в системах организма на разных этапах подготовки, а также учитывать при отборе педагогическую и психологическую пригодность детей, т. е. интеллектуальные способности юных футболистов, и пригодность их нервной системы к занятиям и соревнованиям по футболу. Особенно нужно обратить внимание на тренируемость функциональных систем и органов, определяющих достижения в футболе, т. к. без хорошей приспосабливаемости организма к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам трудно достигнуть высоких и устойчивых результатов в футболе [1, с. 400].

    При планировании учебно-тренировочной работы в группах 1-го и 2-го годов обучения обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей и подростков, которые отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки при обучении. Если возрастной период с 7 до 1011 лет можно назвать относительно спокойным и является наиболее благоприятным для развития «чувства мяча». В это время объяснение, рассказ не приводят к серьезным сдвигам в обучении технике футбола и знакомство с механизмами ударных действий и разными по форме (относительно более простыми) действиями с мячом происходит практически спонтанно.

    Поэтому примерно до 10 лет методом обучения является подражание. Естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается и в дальнейшем ее изменение зависит в основном только от тренировки. Юные футболисты в этом возрасте в принципе готовы осваивать практически любые по сложности технические приемы. Лимитирующим фактором для исполнения каких-либо приемов или заданий может быть недостаток естественного развития необходимых физических качеств. При этом изучение технических приемов, для выполнения которых у детей достаточно сил, вполне могут быть освоены, более того, возраст - с 11 до 14 лет является самым благоприятным для освоения разнообразных и сложных по форме движении.

    В последнее время заметна акселерация физического развития у подростков. В начале полового созревания у 1012-летних ребят имеют место бурно протекающие морфологические и функциональные изменения в системах организма. Именно в этот период наблюдается наибольшее увеличение роста и веса тела у мальчиков (для информации у юных футболистов в темпах изменения роста наблюдаются некоторые отличительные особенности». В 1011 лет заметен прирост длины тела, в 11-12 лет идет более значительная прибавка в росте, однако в 1314 лет вновь наблюдаются различия в темпах изменения роста юных футболистов. Наиболее значительный скачок роста (более 10 см) в 14 лет, причем к 12 годам мальчики достигают 86% от своего будущего роста.

    Примечательно, что высокорослые подростки и в период завершения роста сохраняют свое преимущество над сверстниками более низкого роста. Полому нередко в своих возрастных группах добиваются успеха крупные, здоровые дети, опережающие своих одногодков по физическому развитию. Таких детей зачастую принимают за более способных и даже талантливых. Однако опережение ребенком своего роста еще не ласт надежных оснований для суждения о его будущих способностях и возможностях. Быстрый рост спортивных результатов в первые годы тренировок не гарантирует высоких достижений в будущем. В то же время отсутствие раннего развития не исключает последующего подъема. Быстрый рост результатов в детском возрасте чаще всею связан с чисто биологическими причинами, темпами превращения ребенка, подростка во взрослого. Замечено, что дети па какой- то отрезок времени могут опережать сверстников в развитии, но потом темп развития падает [2, с. 150].

    Ни для кого не секрет, что эффективность спортивной деятельности зависит от уровня развития двигательных качеств. В возрасте от 7 до 10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости движений, гибкости. После 8-10 лет наблюдается интенсивное развитие всей мускулатуры, а период 13 14 лет является этапом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функции. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются также высокие темпы прироста мышечной массы, с увеличением которой растет и сила. Максимальный прирост силы наблюдается у мальчиков до 1314 лет.

    Дети младшего возраста отличаются незначительной выносливостью. Показатели физической работоспособности достаточно стабильны в 11 12- летнем возрасте и ее можно прогнозировать. Особое значение при определении перспективности юных футболистов имеют педагогические наблюдения.

    Это то, что сложно измерить и оценить с помощью самой совершенной аппаратуры и получить ответы на важные вопросы: велик ли и устойчив у детей (подростков) интерес к занятиям; внимателен ли футболист на занятиях; умеет ли сосредоточить внимание на главном, а также удерживать и своевременно переключать внимание в процессе учебно-тренировочной деятельности; проявляет ли настойчивость в достижении цели при выполнении даже незначительных заданий тренера; способен ли подросток самостоятельно осмысливать, критически оценивать собственную тренировочную деятельность и находить пути самосовершенствования в футболе; как быстро обучается он технике и тактике и какие приемы игры удаются ему особенно легко, какие с трудом, с чем это связано; обладает ли мальчик способностью к творчеству в процессе игровых упражнений, состязании и проявляется ли потребность найти оригинальные способы решения тактических задач, как часто это наблюдается; какова способность подростка к вероятному прогнозированию событий; какова игровая активность и агрессивность юных футболистов в тренировках и играх; какова помехоустойчивость к различным неблагоприятным факторам; стремится ли подросток быть лидером в ходе игровых упражнений, игр и способен ли взять на себя эту роль в сложных условиях соревнований.

    Все весомее значимость высокого уровня физической подготовленности. При отборе к занятиям футболом особое внимание надо обратить на скорость бега и перемещений, координационную одаренность, ловкость.

    Эти сложные двигательные качества во многом определяют возможности футболиста в овладении сложными техническими приемами игры, а также эффективность использования собственных функциональных возможностей в сложных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновании [3, с. 200].

    Учитывая специфику футбола, необходимо обратить внимание тренеров на серьезное отношение к организации врачебных обследований. Задача такого обследования на первом (предварительном) этапе отбора заключается в том, чтобы при зачислении детей в футбольные школы для профессиональной подготовки и участия в соревнованиях допускались здоровые дети. На втором (определяющем) этапе отбора роль врачебного освидетельствовании возрастает. Именно специалисты должны определить, у каких детей и подростков функциональное состояние органов и систем организма отвечает или будет отвечать требованиям, предъявляемым современным футболом. При Этом нельзя забывать и о тех детях, у которых обнаружены отклонения от нормы в состоянии здоровья, но эти отклонения можно со временем устранить.

    На протяжении всего периода обучения в спортивной школе футболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

    1. постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
    2. планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
    3. переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для футболиста;
    4. увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
    5. увеличение объема тренировочных нагрузок;
    6. повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных футболистов.

    Задачи спортивно-оздоровительного этапа

    1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
    2. Утверждение здорового образа жизни
    3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
    4. Овладение основами футбола.

    Задачи этапа начальной подготовки

    1. Отбор способных к занятиям футболом детей.
    2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
    3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма [4, с. 150].
    4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

    Обучение основным приемам техники и тактическим действиям.

    1. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами футбола.

    Общие задачи учебно-тренировочного этапа

    1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
    2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
    3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
    4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
    5. Индивидуализация подготовки
    6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
    7. Овладение основами тактики командных действий.
    8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по футболу [5, с. 120].















    2 Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу с детьми 7 10 лет

    Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 7 - 10 лет представлено в таблице 1 [6, с. 100].

    Таблица 1 - Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет

    1.Комплект спорт.формы д\футб10 шт.2.Мяч футбол12 шт4.Свисток 2 шт5. Секундомер 1 шт.6.Мяч для игр на асфальте3 шт.





















    3 Планирование учебно-тренировочного процесса юных футболистов 7 10 лет

    Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов.

    Весь учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов.

    Анализ программных и методических материалов учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что обучение в группах начальной подготовки (ГНП) 2-го года обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 (1 час- 45 мин) учебных часов в неделю (3 занятия).

    План на месяц состоит из микроциклов. Исходя из цикличности обучения, годичное планирование учебно-тренировочного процесса (УТП) разрабатывается с учетом всех видов подготовки. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, в которые могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств обучения.

    В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако, изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. В стратегии упор сделан на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими, они являются фундаментом многолетнего планирования.

    Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие.

    Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:

    1. Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
    2. Следует всячески избегать методических шаблонов.
    3. Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
    4. Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
    5. Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить [7, с. 220].
    6. Подготовительная часть тренировки должна занимать 1020% времени, основная - 7080%, заключительная - 510%.

    Приведем примерный план (структуру) тренировочного занятия:

    I Подготовительная часть занятия

    Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

    Задачи:

    1. Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
    2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

    Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

    Продолжительность этапа составляет 1020% общего времени занятия (1015 мин.). Основной ориентир времени разминки температура окружающей среды (+ 8 =1213 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).

    Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу.

    Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервно рефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные.

    Настройка решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

    II Основная часть тренировки

    Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств [8, с. 90].

    Задачи, решаемые на данном этапе:

    1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
    2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.

    Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.

    Продолжительность основной части составляет 7080% времени, отведенного на занятие.

    Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

    III Заключительная часть тренировки

    Целью является завершение занятия.

    Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача - восстановление). Совершенствование технических приемов в условиях утомления. Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа можно.

    Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

    Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

    Продолжительность: 510% общего времени занятия.

    На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально.

    Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие [9, с. 112].

    Проблема планирования и контроля тренировочных воздействий в детско-юношеском футболе изучена достаточно досконально, хотя в практической работе тренеров результаты современных научных разработок пока не получили должного внедрения.

    Доказано, что без должного уровня развития двигательных качеств невозможно адекватное совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов, причём, и взрослых тоже.

    Процесс оптимизации учебно-тренировочной работы связан с эффективностью планирования и учёта нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки и является одной из главных проблем современного футбола.

    Особую остроту проблема оптимизации тренировочного процесса с учётом индивидуальных функциональных возможностей юных спортсменов приобретает в пубертатный период, когда уровень биологической зрелости (двигательный возраст) и паспортный возраст, как правило, не совпадают [10, с. 100].









    4 Подготовка педагога физической культуры и спорта к занятиям с различными возрастными группами

    Обучение и тренировка школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:

    На этапе 7 10 лет школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения [11, с. 80].













    5 Методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса

    В процессе многолетней подготовки учащихся в школьной секции футбола как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояния этих двух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемам, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д.

    Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения технических приемов.

    Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с учащимися, занимающимися в школьной секции футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности школьников.

    Главным средством обучения и тренировки школьников в секции футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в футбол.

    Вспомогательные упражнения делятся на две группы - обще подготовительные и специально-подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления [12, с. 25].

    Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения

    Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у школьников специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение технического приема без мяча - это подводящее упражнение, смысл которого - овладение структурой данного приема.

    Занятия школьников в секции футбола предполагают применение преподавателями разнообразных методов выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся.

    В освоении школьниками систематических знаний и овладении двигательными навыками значительное место должно отводиться словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания), методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником, использование макета игрового поля, соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов) [13, с. 39].

    Развитие физических качеств школьников, занимающихся в секции футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у школьников важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:

    1) равномерный, или метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;

    2) переменный, отличающийся от предыдущего лишь характером длительно выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости смешанного (аэробно-анаэробного) характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в футбол;

    3) повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей место в самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы, рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;

    4) интервальный, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться. Метод наиболее целесообразно использовать при развитии скоростной силы и выносливости. Он дает возможность совершенствовать анаэробные и анаэробно-аэробные механизмы энергообеспечения, приучает занимающихся к двигательным действиям при высоких величинах кислородного долга. Одной из форм интервальной тренировки в футболе может служить сама игра, построенная по этому принципу;

    5) метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности. Естественно, в работе со школьниками в секции футбола этот метод может быть использован практически только на последнем этапе, так как рассчитан на хорошо подготовленных школьников. С его помощью совершенствуются анаэробные процессы и скоростно-силовые качества. Например, у юных вратарей - это прыжковая выносливость;

    6) сопряженный метод особенно важен в работе со школьниками в секции футбола, так как дает возможность развивать физические качества одновременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким образом у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость. Благодаря применению в тренировке сопряженного метода навыки футболистов становятся более пригодными для использования в соревновательных условиях, то есть более устойчивыми к отрицательному влиянию утомления и эффективными ввиду совершенствования координационных механизмов;

    7) круговой метод - это, по существу, самостоятельная организационно-методическая форма, используемая для развития у занимающихся одновременно нескольких физических качеств, а в отдельных случаях и для совершенствования специальных навыков. Круговой метод, как правило, применяется в самых разнообразных вариантах, суть которых в приближении характера выполняемой работы к специфике самой игры. В работе со школьниками в секции футбола рекомендуется применять как традиционную форму круговой тренировки, так и такую форму, которая дает возможность одновременно совершенствовать различные физические приемы и тактические действия, то есть тренировку сопряженного характера. Таким образом, достоинством метода круговой тренировки является высокая интенсивность выполнения упражнений, разнообразие и прерывистый характер работы, что как нельзя лучше совпадает с условиями игровой деятельности в футболе [14, с. 150].

    При разучивании технических приемов и тактических действий основным методом будет служить их многократное повторение. Однако, определяя меру повторений, преподаватель должен иметь в виду, что новые упражнения зачастую вызывают у занимающихся утомление двигательных центров. Поэтому наиболее эффективным будет серийное повторение упражнений: две-три серии по 8-10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха. Такие интервалы рекомендуется использовать или для повторного показа изучаемого приема, или для необходимых замечаний по исправлению ошибок у занимающихся.

    Повторение упражнений может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. При обучении юных футболистов сложным техническим приемам рекомендуется использовать расчлененный метод. Этот же метод может быть эффективен и при разучивании групповых и командных тактических действий.

    Суть игрового метода, который должен занять видное место в работе со школьниками в секции футбола, заключается в том, что обучение технико-тактическим действиям осуществляется при проведении подвижных игр, эстафет, игровых упражнений и учебных игр. Близок к этому метод и соревновательный, заключающийся в том, что действия закрепляются и совершенствуются уже в условиях соревнований.

    Эти два метода используются, главным образом, при закреплении и совершенствовании изучаемого материала. Их основная цель - в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам, в создании обстановки единоборства обороны с атакой. Важно, чтобы игровой и соревновательный методы на всем протяжении многолетнего процесса подготовки были бы его составной частью. Именно тогда с помощью этих методов и в сочетании их с другими можно добиться хороших результатов в обучении юных футболистов.

    В принципе схема разучивания игровых приемов построена в соответствии с закономерностями формирования двигательного навыка. В результате этого процесс обучения юных футболистов будет складывается из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливается предыдущим:

    - создание представлений об изучаемом двигательном действии;

    - первичное освоение в облегченных, то есть неигровых условиях;

    - овладение двигательными действиями в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;

    - закрепление осваиваемых двигательных действий в специально организуемой игре;

    - совершенствование двигательных навыков в условиях соревнований. Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со школьниками в секции футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказывается непосредственное влияние на формирование личности школьников, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в многотрудном воспитательном процессе [15, с. 140].

    В работе со школьниками рекомендуется использовать такие традиционные методы, как убеждение, разъяснение, поощрение, групповое воздействие, самовнушение, приучение к повышенной трудности, а также метод ситуационной тренировки. При использовании последнего на занятиях с юными футболистами создается ситуация, аналогичная той, при которой происходят соревнования по футболу на первенство школы, города или района.

    С помощью этого метода преподаватели добиваются адаптации занимающихся, воспитывая у них необходимые во время соревнований реакции и формы поведения. Новизна обстановки уже не окажется для занимающихся неожиданной и не сможет стать тормозом в выступлении на уровне своих возможностей. Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть использованы и другие методы, которые будут эффективными в конкретных ситуациях.

    Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

    Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

    Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по футболу.

    Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

    К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.).

    Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

    Неспецифические упражнения включают в себя две группы: обще подготовительные и специально подготовительные [16, с. 100].

    Обще подготовительные упражнения - это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. Сих помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

    Обще подготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, обще подготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

    Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

    Специально подготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

    Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время «словесные» методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и само регуляции действий самих футболистов.

    Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.

    К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).

    Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий [17, с. 330].

    Заключение

    Итак, конкретными задачами на этапе многолетней подготовки юных футболистов в возрасте 7 10 лет являются:

    1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
    2. развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
    3. обучение основам техники и тактики игры.
    4. приучение к игровым условиям.
    5. подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке.
    6. привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.

    Обучение и тренировка школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:

    На этапе 7 10 лет школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.

    Главным средством обучения и тренировки школьников в секции футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в футбол.

    Вспомогательные упражнения делятся на две группы - обще подготовительные и специально-подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления.

    Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения

    Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со школьниками в секции футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказывается непосредственное влияние на формирование личности школьников, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в многотрудном воспитательном процессе.

    Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

    Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по футболу.

    Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

    Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.















    Список использованных источников

    1. Андреев, С. Н. «Играй в футбол» / С.Н. Андреев М.: Паматур, 1999. 450 с.
    2. Вайн, Х.. «Как научиться играть в футбол» / Х. Вайн. Пер. с итал. М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2004. 244 с.: ил. (Первый шаг).
    3. Волков, Л. В. «Теория и методика детского и юношеского спорта» / Л.В. Волков Киев: Олимпийская литература, 2003. 280 с.
    4. Гиффорд, К. «Энциклопедия футбола» / Оригинал издания Англия, К. Гиффорд М.: Издательство «Астрель», 2005. 410 с.
    5. Голдблат, Д. «Энциклопедия футбола» / Оригинал издания Англия, Dorling Kindersley Limited, Д. Голдбат. 2002. 510 с. М.: Издательство «Астрель» ,2003. 510 с.
    6. Голомазов, С.В. «Тренировка точности юных футболистов» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: 1994. 160 с.
    7. Голомазов, С. В. «Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарями» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: ТВТ Дивизион, 2001. 280 с.
    8. Голомазов, С. В., «Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем пресс, 2001. 250 с.
    9. Голомазов, С. В. «Методика тренировки техники игры головой» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем-пресс, 2001. 210 с.
    10. Голомазов, С. В. Методика тренировки «техники реализации стандартных положений» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем- пресс, 2001. 180 с.
    11. Голомазов, С. В. «Методика совершенствования техники эпизодов игры» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем-пресс, 2001. 190 с.
    12. Голомазов, С. В. «Теоретические основы и методика контроля технического мастерства» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем-пресс, 2001. 140 с.
    13. Голомазов, С.В. «Тренировка специальной работоспособности футболистов» / С.В. Голомазов, А.А. Шинкаренко. - М.: 1994. 190 с.
    14. Голомазов, С. В. «Универсальная техника атаки» / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. М.: Спортакадем-пресс, 2001. 210 с.
    15. Годик, М. А. «Физическая подготовка футболистов» / М.А. Годик М.: Терра-спорт, 2006. 250 с.
    16. Губа, В. П. «Основы распознавания раннего спортивного таланта» / В.П. Губа М.: Терра-спорт, 2003. 180 с.
    17. «Искусство подготовки высококлассных футболистов» Научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н. М. Люкшинова М.: Советский спорт, 2003. 416 с.
    18. Козловский, В. И. «Подготовка футболистов» / В.И. Козловский - М.: Физкультура и спорт,1978. 90 с.
    19. Комаров, А. В.Учебное пособие для тренеров «Футбол» / А.В. Комаров М.: Физкультура и спорт. 1962. 180 с.
    20. Кучеренко, О. «Сто лет российскому футболу» / О. Кучеренко, А. Вартанян. М.: Российский Футбольный союз, 1997. 250 с.
    21. Лисенчук, Г. А., «Управление подготовкой футболистов» / Г.А. Лисенчук - Киев. Олимпийская литература, 2003. 260 с.
    22. Осташев, П. В. «Прогнозирование способностей футболистов» / П.В. Осташев - М.: 1982. 160 с.
    23. Перепекин, В. А. «Восстановление работоспособности футболистов» / В.А. Перепекин М.: Терра-спорт, 2006. 120 с.
    24. Полишкис, М. С. Учебник для институтов ФК «Футбол» / М. С. Полишкис, В.А. Выжгин. М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 250 с.
    25. Сассо, Э. «Футбольный тренер» / Сассо, Э. Оригинал издания Италия, copyright bu Eolizioni Mediterrance 1989. 240 с. М.: Терра-спорт, 2003. - 240 с.
    26. Селуянов, В. Н. «Определение одаренности и поиск талантов в спорте» / В.Н. Селуянов, Шестаков М. П. М.: Спортакадем пресс, 2000. 210 с.
    27. Селуянов, В. Н. «Физическая подготовка футболистов» / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. М.: ТВТ Дивизион, 2004. 320 с.
    28. Харви, Г. «Футбол для начинающих» / Г., Харви Р. Дангворт, Д. Миллер и К. Гиффорд. М.: Издательство «Астрель», 2001. 350 с.
    29. Чаннади, А. «Футбол. Техника» / Оригинал издания (Венгрия) А. Ченнади М.: «Физкультура и спорт», 1978. 280 с.
    30. Чесно, Ж.. «Футбол - обучение базовой технике» / Ж. Чесно, Ж. Дюрэ. Пер. с фран. М. Спортакадем-пресс, 2002. 300 с.
    31. Швыков, И. А., «Футбол» / И.А. Швыков М.: Терра-спорт, 2002. 110 с.
    32. Швыков, И. А., «Подготовка вратарей в футбольной школе» / И.А. Швыков М.: Терра-спорт, 2005. 110 с.
    33. Якимов, А. М. «Основы тренерского мастерства» / А.М. Якимов М.: Терра-спорт, 2003. - 120 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Футбол 7-10 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.