Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценностное отношение к труду

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ценностное отношение к труду
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    12.04.2018 22:20:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    № 6021

    Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава 1 Сущность процесса формирования ценностного отношения к труду……………………………………………………………………………….7

    1.1 Понятие «ценность» и «ценностное отношение……………………………7

    1.2 Психолого-педагогическая сущность формирования ценностного отношения младших школьников к труду……………………………………..15

    Глава 2 Особенности формирования ценностного отношения к труду в условиях начальной школы……………………………………………………..21

    2.1 Характеристика детей младшего школьного возраста……………………21

    2.2 Условия формирования ценностного отношения младших школьников к труду……………………………………………………………………………...23

    Глава 3 Уроки технологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к труду………………………………………………..30

    3.1 Цели, задачи и содержание трудового воспитания в начальной школе……………………………………………………………………………..30

    3.2 Пути и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к труду на уроках технологии…………………………………………………….36

    Заключение……………………………………………………………………….41

    Список использованной литературы…………………………………………46








    Введение


    Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

    Труд основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

    Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея интереса к труду. Труд не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.

    Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

    Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г. Н. Година, А. С. Макаренко, Я. А. Рожнев, И. С. Синицын, В. А. и некоторые другие педагоги.

    В теории и практике трудового воспитания школьников наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников трудолюбия, системных знаний о труде взрослых, трудовых умений, вопросы формирования трудолюбия, общетрудовых умений. Однако наименее изучены вопросы формирования положительного отношения к труду у младших школьников.

    Одной из характерных особенностей современного общества является всё углубляющееся противоречие: между желанием человека заниматься определённой трудовой деятельностью и возможностью его реализации. Такое положение определяет необходимость нового подхода к трудовому обучению и воспитанию школьников, в частности, к начальным этапам. Другое противоречие состоит в необходимости проведения работы по формированию положительного отношения школьников к труду и нежеланием её проведения в школах в связи с нехваткой времени и слабой методической подготовкой учителей.

    Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, продолжается эта работа и в начальной школе. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять подготовку учащихся к выбору профессии, обеспечить у младших школьников единой картины о мире труда, профессий, формировать профессиональный интерес, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

    Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии».

    Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии.

    Объект исследования: процесс формирования условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии.

    Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии.

    Гипотеза исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к труду на уроках технологии.будет эффективным если:

    - происходит систематическое обучение детей навыкам самообслуживания;

    - формируется потребность младших школьников в трудовой деятельности посредством включения их в игры;

    - обеспечивается включение младших школьников в практическую деятельность в образовательно-воспитательном процессе.

    В ходе исследования нами решались следующие задачи:

    1. Определить сущность процесса формирования ценностного отношения к труду;

    2. Выделить особенности формирования ценностного отношения к труду в условиях начальной школы

    3. Рассмотреть уроки технологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к труду.

    Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме.




























    Глава 1 Сущность процесса формирования ценностного отношения к труду

    1.1 Понятие «ценность» и «ценностное отношение


    Ценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

    По мнению М.Вебера ценность термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека[14, c.38].

    В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала». Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей [7, c.20].

    Т.П.Гаврилова считает, что «ценности это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл». Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей [12, c.35].

    По П.Менцеру «ценность то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением». Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться [19, c.45].

    В философском словаре дано такое определение: «Ценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества». В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности [3, c.46].

    Согласно определению С.И.Маслова под ценностью мы будем понимать положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.

    Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [16, c.78].

    Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором иерархии ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей, как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

    Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе системы ценностных ориентаций личности [1, c.50].

    В психологическом словаре ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций политическое, философское (мировоззренческое), нравственное убеждение человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремления личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивам нравственного и утилитарного порядка.

    Среди бесконечного множества знаний можно выделить незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И.Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества [10, c.36].

    Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не умаляет их национального своеобразия». далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро нравственно высшее, красота эстетически высшее, истина высшая ценность в познании, справедливость высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей абсолютные, высшие, приоритетные составляют систему базисных ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов.

    Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.[21, c.23]

    Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В аксиологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее значимые из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию логические, этические и эстетические. В данном случае нас интересует содержательная классификация ценностей.

    Ф.Анасимов выделяет следующие группы ценностей:

    a) высшие ценности бытия человечество и человек, так как из известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;

    б) ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;

    в) ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.);

    г) ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей [12, c.64].

    В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.

    ЦЕННОСТИ

    ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ

    МАТЕРИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ

    Близкая к этой, но без указанного недостатка, дается классификация ценностей В.П.Тугариновым. Первоначально он объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные.

    Духовные ценности это ценности науки (критерий «истина»), ценности морали (критерий «добро»), ценности искусства (критерий «красота»). Высшей ценностью В.П.Тугаринов считает человека.

    Анализ исследований в области аксиологии (З.И.Равкин, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Т.В.Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, материальные, валеологические [5, c.56].

    Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.

    Интеллектуальные: истина, знание, познание, творчество.

    Религиозные: святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.

    Эстетические: красота, гармония, и др.

    Социальные: семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.

    Материальные. Материальные ценности призваны удовлетворять материальные потребности человека, т.е. потребность в материальных благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей: потребность в питании, одежде, жилище, в средствах сохранения и производства всех этих благ: в материалах, в орудиях труда. Потому к материальным ценностям можно отнести следующее: природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки.

    Валеологические: жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд.

    Валеологические ценности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

    Исключительно важно для нашего исследования определить природу и своеобразие валеологического в системе ценностных отношений.

    «Ценностные отношения» - это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Риккертом Г. и развитый М.Вебером.

    Риккерт Г. считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Риккерту Г. «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением» [4, c.97].

    Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории».

    Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «воление», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение» [10, c.87]

    Вебер М. был одним из немногих, кто занимался вопросами «Ценностного отношения». Его можно с полной уверенностью назвать единственным ученым, который детально определил данные понятия. Опираясь на размышления Вебера, можно определить формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни на примере школьников.

    На первом этапе происходит у школьника «сложное ощущение», «волнение» и принятие данного понятия как неизбежной необходимости в его индивидуальном плане.

    На второй стадии осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в ценность. Соотнося объект с определенной системой ценностей, школьник доводит «до своего сознания и сознания других людей» его конкретную индивидуальную и «неповторимую» форму, в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта, в нашем случае это будет «Здоровый образ жизни».

    Рассматривая процесс отнесения к ценности, нельзя не рассмотреть логику усвоения ценности. Данный процесс у младших школьников проходит три фазы [2, c.64].

    Первая фаза связана с эмоциональным постижением объекта ребенок вначале любой объект воспринимает эмоционально. Причем на уровне эмоционального принятия или непринятия его.

    Вторая фаза связана с осознанием личной и общественной значимости воспринимаемого объекта.

    Третья фаза связана с включением ценности в систему ценностных ориентаций через соотнесение ее с другими ценностями на уровне эмоциональных реакций и личностной значимости.

    Зная механизм отнесения объекта к ценности, возможно воздействие на него с помощью педагогических и психологических методов.


    1.2 Психолого-педагогическая сущность формирования ценностного отношения младших школьников к труду


    Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования.

    По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает» [2, 245]. Здесь имеет значение экономическая сторона, но не менее значима идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создаёт материальные ценности, но и развивает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин [3, c.56].

    Трудовое воспитание непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. И чем богаче эта творческая одарённость, тем лучше условия для расцвета специальных способностей человека [2 , 244].

    В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [17 , 564].

    По определению, данному в Большой Советской энциклопедии, труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде труд есть, как писал К. Маркс, «вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам».

    Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Анализируя роль труда в становлении человека, Ф. Энгельс подчёркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании его органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятия и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история, отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом [9, c.85].

    Прежде, чем приступить к выявлению психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения к миру труда и профессий у школьников, дадим некоторые основные понятия, связанные с трудовым воспитанием школьников.

    Основными понятиями являются: «трудовое воспитание», «отношение», «формирование положительного отношения к труду». Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

    Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

    Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в обществе в широком смысле целенаправленное формирование отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть гармонического воспитания; в более узком смысле - целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности [18, c.97].

    Отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Важнейшими путями и формами трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; использование в целях трудового воспитания средств массовой информации и устной пропаганды.

    Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе. В буржуазной педагогике вслед за Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи трудовое воспитание рассматривается только как главное средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия. Объективно такое определение целей трудового воспитания в буржуазной педагогике направлено на затушевывание классовых противоречий, на укрепление основ антагонистического государства [6, c.56].

    Социалисты-утописты VI-VIII вв. впервые высказали идею о трудовом воспитании как средстве формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо всех членов общества. Т. Мор в «Утопии» провозгласил социалистический идеал общества без эксплуататоров; все его члены заняты трудом, которому обучаются с детства в школах, на полях, в мастерских. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел в соединении обучения с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к сельскохозяйственному труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-утописты XIX в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача воспитания подготовить молодое поколение к успешной трудовой деятельности, обеспечить его всестороннее развитие. Особенно подробно Фурье разработал методы привлечения детей к труду. В организованных Р. Оуэном школах дети с раннего возраста вовлекались в коллективный труд [20, c.36].

    Педагог К.Д. Ушинский (работа «Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860) раскрыл значение свободного физического труда для всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного достоинства.

    Воспитание у учащихся готовности к труду, трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются в России всей системой учебной и внеучебной работы средней общеобразовательной школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.).

    Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

    Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [8, 244].

    Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией.

    Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

    а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

    б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

    в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

    г) достаточно сильную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.


























    Глава 2 Особенности формирования ценностного отношения к труду в условиях начальной школы


    2.1 Характеристика детей младшего школьного возраста


    Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

    Младший школьный возраст очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

    С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения [15, c.64].

    Учение для младшего школьника - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

    С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют тношения со взрослым. Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

    Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

    Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение [6, c.89].

    Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

    Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

    Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

    Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

    Мотивация достижения становится доминирующей.

    Происходит смена референтной группы.

    Происходит смена распорядка дня.

    Укрепляется новая внутренняя позиция.

    Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

    С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях [3, c.80].

    Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

    Основные новообразования младшего школьного возраста

    - произвольность

    - внутренний план действия

    - рефлексия

    Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

    Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

    По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.


    2.2 Условия формирования ценностного отношения младших школьников к труду


    Современное общество характеризуется глубокими социальными противоречиями между общечеловеческими ценностями и ценностями современного общества; ценностями общества и ценностями отдельных социальных групп населения, ценностями образования и личностными ценностями, которые влияют на становление ценностных ориентаций личности школьника.

    В таких условиях особенно трудно приходится вырабатывать ценностные ориентиры молодому поколению, с его еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом. Особо значимыми становятся вопросы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы [19, c.34].

    Образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать опосредованно, неорганизованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс их становления. С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных ориентаций.

    Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (В. А. Караковский, Б. Т.Лихачёв, Н. Д.Никандров, В. А.Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и д. р.) следует выделить внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия образования ценностных ориентаций. Влияние внешних условий обусловлено признанием социальной природы человека, его психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Осуществлять присвоение социального ценностного содержания человеку позволяют особенности его внутреннего мира. Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития [14, c.56].

    В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов в области формирования ценностных отношений (M. B. Аникеев, И. В. Гильгенберг, M. B. Куранова, Е. В. Поленякина, М. И. Скоморохова, Т. Ю. Сычева), так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В. П. Бездухов, А. В. Воронцов, В. А. Караковский, Г. П. Иванова, А, В. Кирьякова, С. И. Маслов, Н. Е. Щуркова). Для многих исследований в данной области (Е. В. Поленякина, Т. Ю, Сычева, M. B. Аникеев и др.) характерно то, что их объектом является рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий развития личности. Выделяемые учеными социально-педагогические условия ориентации на нравственные ценности становятся все более обобщенными. Их стержнем выступают гуманизация отношений педагога и учащихся, положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленное влияние на познавательную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности школьника, ориентация на ценности современной культуры и т. п. [15, c.89]

    Следует отметить, что особенности взаимодействия социума (внешние условия) и личностных свойств (внутренние условия) учащихся «запускают» внешние и внутренние механизмы данного процесса, обусловливают их соотношение и специфику функционирования, определяют методы, приемы и средства организации присвоения школьниками ценностей. В связи с этим на основе теоретического анализа специальной литературы была определена схема взаимодействия внешнего и внутреннего (условий, механизмов) в становлении ценностных ориентаций школьников. Первично эти механизмы срабатывают на первой ступени обучения и воспитания, то есть в начальной школе. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся начальных классов осуществляется, в первую очередь, посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей. Познание ценностей и усвоение ценностных понятий обеспечивает создание запаса понятийно выраженных знаний ценностей (аксиологический словарь) и овладение навыками оперирования абстрактными понятиями. Например, в начальной школе формируются первичные знания по теме: «Ремёсла родного края», затем вырабатываются умения и навыки. При этом складываются первичные ориентации к природе, труду, Родине. Процесс формирования художественно-нравственных понятий (прекрасное, безобразное, гармония и др.) сопровождается выработкой ценностных ориентаций к объектам и субъектам окружающей действительности.

    В социологии, психологии и теории воспитания выявлено, что познанные ценности осознаются учениками, «включаются» в их личностный ценностный опыт. В основе отнесения того или иного объекта окружающей действительности к ценностям лежит его оценка ребенком, основанная на определяющей способности этого объекта удовлетворять его потребности. Результатом оценки ценности является ее выбор, выражающий соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности младшего школьника. В результате действие внешних механизмов создаёт условие для познания выбора, оценки ценностей школьником, но не обеспечивает их присваивание. Анализ работ психологов (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Элькони, Л. С. Выготский) показывает, что внутренние механизмы обеспечивают интериоризацию ценностей у детей уже в младшем школьном возрасте, формируясь у ребенка постепенно, в ходе возрастного развития его рефлексивной сферы [3, c.91].

    Например, имитация (подражание, следование какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения) обеспечивает условия для усвоения социально значимых норм и осуществляется уже сознательно на основе ярких эмоциональных воздействий окружающих объектов, событий на личность младшего школьника. Одним из предметных разделов в образовании младших школьников, наиболее всецело обеспечивающим условия для имитации, следует назвать изобразительное искусство. Оно содержит в себе образцы для подражания, как исторически сложившиеся, так и современные и обеспечивает полноценную возможность воспроизведения их в предметах, как классического изобразительного искусства, так и в предметах декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и ремёсел. Последние имеют не только исторически сложившуюся каноничность, но потенциал к развитию, одновременно являясь красочной и интересной средой формирующей ценностные ориентации в доступной форме. У младшего школьника процесс формирования ценностных ориентаций становится более целенаправленным и организованным. Это связано, главным образом, с сензитивностью данного возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правил, а также включением детей в учебную деятельность.

    Внешние условия, в которых происходит становление личности ребенка, особенности социума определяют действия механизмов образования ценностных ориентаций школьников младших классов. Изучение данного вопроса позволило нам установить, основными субъектами и объектами, составляющими социум и комплекс влияний на процесс становления ценностных ориентаций ребенка являются: семья, детское дошкольное образовательное учреждение (ДДОУ), школа, средства массовой информации (СМИ) и детская субкультура. Влияние каждого субъекта обусловлено методами организации присвоения ценностей, которые влияют на действие механизмов формирования ценностных ориентаций младших школьников. Среди них выделяются разъяснение ценностей, пример, заражение, внушение, убеждение (ценностный анализ), упражнение, контроль и оценка [17, c.85].

    Метод разъяснения, предполагающий знакомство детей с миром ценностей, осознание их значимости в жизни человека, предоставляет условия для свободы в выборе ценностей и обучает ценностному процессу как умению принимать решения на основе усвоенных ценностей. Процесс обучения декоративно-прикладному искусству обеспечивает ряд условий, формирующих ценности. Так, на этих занятиях младшие школьники не только изучают сюжеты и образы, воплощённые предметах народных ремёсел и декоративно-прикладного искусства, но и сами создают изделия народных ремёсел, следуя образцам и канонам, но не исключая творческого подхода. Тем самым создаются условия для формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к труду мастера, выполнившего изделие, к результату и процессу труда самого ребёнка. Здесь же используется и метод убеждения (ценностный анализ), который противоположен внушению, так как предполагает обращение к собственному критическому суждению младшего школьника и направлен на активизацию его мыслительной деятельности с целью непосредственного участия в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей. Он создаёт внутренние условия для формирования ценностных отношений [4, c.56]

    С упражнением тесно связан контроль как способ воздействия на личность ребенка с целью регуляции ее поведения, приведения его в соответствие с принятыми ей ценностями. Оценка побуждает и стимулирует ценностно-ориентационную деятельность младшего школьника, с одной стороны, и служит критерием, средством учета и мониторинга процесса формирования ценностных ориентаций, с другой стороны, в соответствии с такими внешними условиями как социум и культура.

    В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработка различных воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности ребенка, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества. Исследуются методы, способы и пути передачи социального опыта, богатства традиций, ценностей и культуры подрастающему поколению.

    На наш взгляд, для того чтобы основы общечеловеческой нравственности и ценностного отношения к себе и окружающему социуму стали регулятором поведения младших школьников в жизни каждый день, необходимо глубоко, на уровне взаимодействия наук: аксиологии, педагогики исследовать широкий спектор условий формирования у них ценностного начала формируемых отношений к окружающей действительности. Знание, учет и анализ условий и механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младшими школьниками, в том числе и на уроках эстетического цикла, может решить ряд проблем в современной начальной школе.


























    Глава 3 Уроки технологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к труду


    3.1 Цели, задачи и содержание трудового воспитания в начальной школе


    Цели трудового воспитания в современной школе таковы:

    - привитие любви к труду;

    - привитие уважения к людям труда;

    - ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

    - формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;

    - побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

    Это отражает объективные потребности современного общества, совпадает с интересами развития личности школьника.

    Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания школьников. На основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь школьнику в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия). Эти задачи решает педагог-практик [8, c.46].

    Ю.К. БабанскийВ.И. ЛогиноваВ.Г. НечаеваВоспитание отношения к труду;

    Воспитание отношения к людям труда;

    формирование потребности трудиться;

    подготовка к выбору профессииФормирование отношения к труду;

    воспитание потребности трудиться;

    усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах трудаФормирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослыхИтак, педагогами одной из задач трудового воспитания школьников называется задача формирования отношения к труду.

    Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, необходимо рассмотреть, в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся.

    Широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей. При изучении природоведения и естествознания учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных [18, c.64].

    Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах.

    Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

    Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся с 1 класса.

    Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд.

    Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского.

    Различные аспекты трудового воспитания исследованы П. Р. Атутовым, Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинским, А. А. Шибановым и другими.

    В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. В частности, уделяется внимание таким вопросам [6, c.89].

    Труд и практическая деятельность школьников оказывают благотворное влияние на их физическое развитие.

    Труд развивает умственные способности школьников, его сообразительность, творческую смекалку.

    Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности.

    Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

    Труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

    Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности.

    Задачи трудового воспитания учащихся начальных классов можно рассматривать как этап формирования у них положительного отношения к труду. Эти задачи определены И.С. Марьенко в «Примерном содержании воспитания школьников» [8,67]:

    - усвоение знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;

    - добросовестное отношение к труду, стремление любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;

    - проявление ответственности, исполнительности, инициативы и творческого отношения к труду;

    - умение работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;

    - бережное отношение к школьному имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям, растительному и животному миру;

    - умение планировать свою работу, координировать действия, подчинять их общему ходу работы, пользоваться рациональными приёмами труда, быть аккуратными и точными;

    - формирование общетрудовых умений и навыков, развитие интереса к технике и техническому творчеству;

    - отрицательное отношение к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами.

    По своему содержанию труд детей младшего школьного возраста это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд [14, c.59].

    Самообслуживание это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных младших школьников разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех этапах младшего школьного возраста.

    Хозяйственно-бытовой труд это вид труда, которым способен овладеть младший школьник. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и так далее. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Младший школьник учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда младший школьник может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

    В особый вид труда в младшем школьном возрасте выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и так далее. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования [2, c.100].

    Труд младших школьников в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

    Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное деревце и так далее). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

    Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

    Ухаживая за животными, выращивая растения, младший школьник всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

    Труд в природе даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Младшие школьники наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

    Этот вид труда даёт младшим школьникам возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы) [12, c.60].

    Таким образом, труд младших школьников в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

    Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, создавая для них подарки.

    Применительно к младшему школьному возрасту можно говорить и об умственном труде. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным (изготовленный младшим школьником предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие», полученное в результате обдумывания). Последний и есть результат умственного труда. Учитель начальных классов приучает младших школьников «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения [1, c.67].

    В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуёмного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, учителю необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний школьника скрыты свои положительные моменты.


    3.2 Пути и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к труду на уроках технологии


    Своеобразие трудового воспитания учеников состоит в том, что общественно ценные мотивы не могут быть сформированы посредством вербального общения с детьми в различных формах общественно-политического, нравственного или трудового просвещения. Желание трудиться на пользу обществу, превращение общественных целей труда в мотивы и цели самой личности может быть осуществлено лишь в реальной деятельности школьника.

    Наиболее успешно этот опыт приобретается в процессе педагогически организованного общественно-полезного труда на уроках технологии. Формирование личности в трудовой деятельности учащихся имеет свою специфику на каждом этапе их возрастного развития. Так, в подростковом возрасте - это воздействие на становление и преобладание в структуре личности социально значимых мотивов труда, когда ученик добровольно выполняет не всегда привлекательное для себя дело ради сознательно принятой им с коллективом общественно значимой цели и развитие на этой основе общественно-трудовой активности; в старшем возрасте - это формирование потребности в творческом труде на пользу общества как переживание школьником чувства общественного долга и ответственности и выбор на этой основе своего жизненного пути. Проведенные исследования позволяют утверждать, что формирование именно этих показателей отношения учеников к труду могут быть критериями при анализе уровня сформированности у учеников потребности в труде [5, c.97].

    Анализ педагогической практики и психолого-педагогических исследований по данной проблеме, результаты исследований по данной проблеме позволяют утверждать, что повышение качества трудового воспитания, рост трудовой воспитанности школьников зависят не только от разработки и применения каких-либо новых форм или содержания трудового воспитания, но и от наличия системы социальных, психологических и педагогических условий. Рост воспитанности личности в трудовом процессе достигается, если:

    - в повседневном умственном труде формируется отношение к учению как потребности работать ежедневно, постоянно поддерживать познавательную активность и интерес к самостоятельному добыванию знаний;

    - формируется отношение к труду как жизненной потребности при явном понимании общественной цели, деятельности, самостоятельном, инициативном и творческом применении знаний в систематическом коллективном труде;

    - формируются отношения к себе и члену трудового коллектива, умение и желание трудиться в коллективе, что подтверждается чередованием ролей исполнителя и организатора трудового процесса;

    - происходит самосовершенствование во имя успеха коллектива, когда требования общества и личности переводятся, превращаются в требования личности к самой себе;

    - развивается способность участвовать в коллективном анализе результатов труда, когда оцениваются не столько количественные показатели, сколько характер проявления учащимися мотивов [10, c.93].

    Известно, что становление общественно ценных мотивов труда может происходить в любой по содержанию деятельности на пользу обществу, а не только в процессе производства материальных ценностей. В практике воспитания не всегда учитывается, что объем свободного от учебных занятий времени ученика значительно превышает время, отводимое на трудовое обучение, и, следовательно, потенциально может быть использован для формирования общественной направленности в процессе разнообразной общественно-полезной деятельности.

    На практике развиваются и принимаются различные формы морального и материального поощрения учеников в трудовой деятельности - это может быть и простая похвала, высказанная педагогом в адрес конкретного ученика в ходе трудового процесса. Опытные педагоги и воспитатели указывают на то, что в определенных ситуациях слова поощрения типа: «Ты это хорошо сделал!», «Я горжусь тобой!» действуют на учеников стимулирующе, формируют их самосознание, вдохновляют на новые трудовые успехи.

    В школе на уроках технологии достигнуты определенные успехи в деле формирования у учеников навыков дисциплинированного, добросовестного труда, умения преодолевать трудности и добиваться успехов в работе.

    Опытные педагоги умело используют воспитательные возможности различных видов деятельности учеников, и, прежде всего, возможности учебного процесса. Они стараются на каждом уроке воспитывать у юношей и девушек прилежание, настойчивость, волю, порядок, дисциплину, культуру труда, коллективизм. Тем самым формируются и закрепляются качества личности, необходимые для любой трудовой деятельности и являющиеся предпосылкой для устойчивого положительного отношения к труду [2, c.103].

    Большое значение для формирования и закрепления нравственных мотивов труда имеет ознакомление учеников с научно-техническими, политико-экономическими и социальными аспектами труда. Как правило, оно должно начинаться уже в подготовительный период, когда осуществляется отбор объектов и видов труда, и перед ученическими коллективами ставятся конкретные трудовые задания. Понимание школьниками целей и задач труда, его социальной значимости побуждает их с большой ответственностью относиться к порученному делу. Как показывает практика, ознакомление учеников с различными аспектами труда не требует от педагогов значительных дополнительных усилий и временных затрат [5, c.120].

    Осознание учениками общественной значимости поставленных перед ними трудовых заданий способствует формированию и укреплению у них нравственных мотивов труда, поэтому опытные учителя тщательно следят за тем, чтобы при отборе, организации и выполнении трудовых дел получали возможность глубоко осознать их значение, целесообразность и полезность, а также свою роль в их исполнении. Одновременно они обращают внимание на реальность и доступность поставленных целей.

    Подготовка учеников к труду на современном этапе предполагает глубокое усвоение учащимися большого объема знаний и умений как общего, так и специального характера.

    Соединение обучения с производительным трудом позволяет не только в теории, но и на практике ознакомить учеников с научными основами общественного производства, его мировоззренческими, нравственными и социальными аспектами, раскрыть перед ними диалектические взаимосвязи между техникой, экономикой, производством и обществом. Это помогает им осознать труд как процесс взаимодействия между природой и человеком. К организации общественно полезного, производительного труда и управлению его процессом следует привлекать возможно большее число учащихся.

    Правильно поступают те педагоги, которые опираются при этом на самые сильные стороны личности каждого школьника, помогая ему раскрыть и развить свои способности [13, c.64].

    Большое внимание преподаватели уделяют воспитанию у учеников бережного отношения к народному достоянию. Они считают, что в этом плане еще далеко не все сделано. Действительно, мы часто являемся свидетелями, как дети бездумно ломают то, во что вложен большой труд многих рабочих. Необходимо еще последовательнее и настойчивее воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к общественной и личной собственности. При этом речь идет не только о сохранении материальных ценностей, но, прежде всего, о воспитании уважения к людям, которые создали эти ценности, уважении к их труду.



















    Заключение


    Ценностное отношение это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

    В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях на уровне представлений, понятий, на уровне идей.

    Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержаниеличностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой.

    Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

    Формирование ценностных отношений это сложный, длительный процесс, связанный с постепенным формированием каждого из обозначенных компонентов.

    Психологической основой процесса формирования ценностных отношений выступают выделенные Д.А. Леонтьевым процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства. Процесс смыслообразования соотносим с формированием когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов ценностного отношения, процесс смыслоосознания - с формированием личностно-смыслового компонента, процесс смыслостроительства - с деятельностным компонентом. Обозначенные процессы определяют этапность формирования компонентов ценностного отношения, а также отбор педагогических средств в рамках каждого из этапов. При этом в условиях массовой школы, работа на последующих этапах не исключает возможности работы и на уровне предыдущих этапов с целью закрепления достигнутых результатов и учета индивидуальных достижений учащихся.

    Работа по формированию ценностных отношений должна быть системной, планируемой, ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения формируются в течение всего периода изучения гуманитарных дисциплин в школе. Учителю важно уметь определять приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, планировать свою деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений.

    В качестве педагогических средств формирования ценностных отношений целесообразно использовать педагогические ситуации аксиологического содержания, с помощью которых создается определенное ценностное пространство, побуждающее школьника к ценностному самоопределению.

    Основными компонентами такой ситуации являются:

    - фрагмент содержания гуманитарных дисциплин, раскрывающий аспект социокультурной реальности, отражающий сущность, социальную и личностную значимость рассматриваемой ценности. Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин организуется на основе аксиологической проблемы, что обеспечивает создание условий для присвоения ценности. Аксиологическая проблема является центром педагогической ситуации. Она представляет собой событие, имеющее значение для участников ситуации в силу своей «ценностной» значимости для общества и всех его членов.

    - средства ценностно-коммуникативной направленности. Это система учебных задач личностно-смыслового характера (И. В. Крутова), интегративно-ценностных проблем (Хорошенкова А.В.), аспектных ценностно-смысловых задач (Логачева Т.Н.), аспектных ценностных проблем (Самоходкина Т.В.), творческих конструктов (Голованова Ю.С.), этических смысловых конструктов (Мацефук Е.А.).

    - ученик, обладающий потребностью «быть личностью» и имеющий определенный личностный опыт.

    - учитель организатор педагогической ситуации.

    - интегрирующий фактор ценностно-смысловая коммуникация особый вид учебно-познавательной деятельности, адекватной гуманитарному познанию. Ценностно-смысловая коммуникация выступает как многомерный диалог, обусловленный спецификой гуманитарного знания, который фиксирует общение субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях; осуществляется в аксиологической среде гуманитарного образования с целью приобщения ученика к гуманистическим ценностям. Ее субъектами выступают ученик, учитель, субъект изучаемой культуры. Это диалог эпох, сегодняшней и прошлой, с учеником, уходящим, в силу своего возраста и социального статуса, в будущее; диалог обучающего и обучаемого, но это не только учитель и ученик, а весь педагогический коллектив, родители. Ценностно-смысловая коммуникация служит механизмом корректировки вербального и невербального поведения ученика, соотнося его с идеалами, ценностями. Школьники приобретают не только знания о мире, человеке, но и определенное представление о своем месте и назначении в нем.

    Ценностное отношение к труду, сложный содержательно-циничний компонент личности, который включает в себя отношение детей и учащейся молодежи к труду как одной из важных жизненных потребностей, чувства удовлетворенности трудом и наличия совокупности важнейших моральных качеств, определяющих отношение к трудовой деятельности в целом (трудолюбие, ответственность, аккуратность, бережливость, умение рационально распределять рабочее время и т.п.).

    Ведущей целью трудового воспитания в школе является воспитание у детей положительного отношения к труду средствами организации различных форм предметно- практических действий. При этом должно происходить развитие личности, приобретение школьниками первичных представлений о важности труда для них самих, семьи и общества в целом, усвоение правил безопасности жизни при выполнении трудовых заданий, пропедевтическое ознакомления с современным миром профессий.

    Трудовая деятельность, отношение к труду одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. У младших школьников важно закладывать убеждение в том, что труд является почётной обязанностью каждого человека, воспитывать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым и желание приносить пользу людям. Формирование положительного отношения к труду у школьников имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

    Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у школьников имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

    Таким образом, трудовое воспитание и формирование эмоционально-ценностного отношения к труду у младших школьников обусловлено их возрастными особенностями. Подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая этому возрасту, требует разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов.


















    Список использованной литературы


    1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божовия. - М.: Академия, 2013. - 196 с.

    2. Большая советская энциклопедия в 30-ти томах / под редакцией А.М.Прохоров. - М.:Просвещение, 2010. - 628 с.

    3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. Пособие / под ред. Е.В. Бондаревской.- Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2014. 560 с.

    4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та. - 2010. 351 с.

    5. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированный подход как основной путь модернизации образования (доклад на августовской конференции работников и организаторов образования) / Е.В. Бондаревская.- Ростов н/Д.: Б.и., 2012. 46 с

    6. Вершинин С. И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников / С.И. Вершинин. М.: АСТ, 2013. 152 с.

    7. Воловикова М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход/ М.И. Воловиков. М.: Академический проект, 2011. с. 238-245.1.

    8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.- Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2011. -3 19с.

    10. Елькина, О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития / О.Ю. Елькина. М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. 135 с.

    11. Котельникова Г.Н. Формирование интереса к трудовой деятельности младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб: Дисс. к. п. н./ Г.Н. Котельникова М.: Академический проект, 2013. 208 с.

    12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2013. -164 с.

    13. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука / В.Я. Ляудис. М.: Просвещение, 2012. 241 с.

    14. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. / Под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. Кемерово: Педагогика, 2014. 186 с.

    15. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь / под ред. В.А. Мижерикова. Ростов-на-Дону: Ростов, 2010. 180 с.

    16. Мудрик А В. Социализация и воспитание / А.В. Мудрик. М.: Сентябрь, 2013. 96 с.

    17. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогический поиск, 2007. 160с.

    18. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь. 176 с.

    19. Гусакова А. М. Ознакомление с профессиями// Начальная школа. 2014. - №1. С. 15-18.

    20. Лушников Н.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании.// Педагогика. 2015. - № 10. С.21-25.

    21. .Тамбовкина Т. Все счастье Земли за трудом. Уроки воспитания интересов к профессии.// Начальная школа. 2014. -№21. С. 23 26.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценностное отношение к труду ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.