Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Эмпатия студов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Эмпатия студов
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    02.12.2017 16:48:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение2

    ГЛАВА 1. ЭМПАТИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ5

    1.1. Педагогическая эмпатия как базовая характеристика5

    1.2. Задачи гуманизации педагогического пространства8

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ12

    2.1. Механизм формирования эмпатии12

    2.2. Анализ особенностей развития эмпатии студентов16

    ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ18

    Заключение22

    Список литературы26














    Введение


    В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения.

    Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

    Резкие изменения в политической и социально-экономической структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптация ребенка к миру взрослых.

    Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия".

    Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".

    Система высшего профессионального образования ориентирована на создание условий для развития педагогической эмпатиии студентов как одного из пути саморазвития личности и модернизации образования в целом. Гуманистическая модель образования актуализирует данные вопросы, где эмпатия рассматривается принципом внутреннего самодвижения в познавательной деятельности.

    Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведет к развитию гуманистических ценностей личности студента.

    Цель курсовой работы - изучение психологических особенностей развития эмпатии студентов педагогических ВУЗов.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.

    2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.

    3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.

    4. Провести тестирование студентов и проанализировать результаты.

    Объект исследования - эмпатия как собственно психологическое образование личности.

    Предмет исследования развитие эмпатии у студентов педагогических ВУЗоа.

    Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.














    ГЛАВА 1. ЭМПАТИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


    1.1. Педагогическая эмпатия как базовая характеристика


    Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.

    Во-первых,любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного.

    Во-вторых,уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей значит не подчинять их нашей власти. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

    В-третьих,необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

    В-четвертых,учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

    Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии. Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.

    Эмпатия «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках.

    Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида.

    Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для ученика языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

    В жизни детей, как и взрослых, много проблем сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Эмпатия необходима педагогу для того, чтобы, не смотря на свой возраст, суметь понять ребенка, занять его позицию и подсказать, помочь найти выход из положения.

    Эмпатия позволяет педагогу переживать опыт учеников.

    Эмпатия это также универсальная потребность развития. Ребенок зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца.

    Задача школы и семьи дать каждому ребенку счастье. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка в дошкольные годы. Следовательно, педагогу необходимо проявлять эмпатию не только по отношению к ученикам, но и к их родителям, чтобы получить целостную картину развития ребенка в семье и школе. Адекватная эмпатия вызывает у ребенка чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

    Сухомлинский В.А. был убежден, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство.

    Таким образом, эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильно видение добра и зла, способности проявления эмпатии к людям. В этом и заключается вся важность такого профессионально важного качества педагога, как эмпатия.






    1.2. Задачи гуманизации педагогического пространства


    Насущной потребностью общества на современном этапе является создание в окружении человека атмосферы духовности, человечности, гуманности взаимоотношений. Сближению людей, их взаимопониманию способствуют добрые, чуткие, внимательные отношения между ними, проявление сопричастности проблемам ближнего, отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Особенно важно это для педагога.

    Необходимым условием гуманизации образования является создание оптимального педагогического общения - такого общения учителя с учениками в процессе обучения, которое обеспечивает эффективные условия для развития творческого потенциала личности учащихся. Но будет ли педагогическое общение оптимальным, способствующим проявлению лучших гуманистических сторон психического мира ребенка и обеспечивающим их развитие, в основном зависит от педагога.

    Понимание это индивидуальная реализация познавательных возможностей, которая ведет к формированию образа мыслей педагога. Понимание личности в педагогическом взаимодействии, возможно, реализовать не только на глубоком восприятии педагогом философских идей свободы, но и на осознании им положений философии экзистенциалистов и философии жизни, герменевтики, синергетики, акмеологии и семиотики.

    Учебно-воспитательный процесс в парадигме гуманной, личностно-ориентированной педагогики решает следующие задачи и строится на следующих принципах (Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская).

    Задачи:

    - создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в активности, информации и др.;

    - формирование у каждого ребенка чувства психологической защищенности;

    - предоставление каждому ребенку возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;

    - формирование в школе на уровне взаимоотношений «учитель-мученик», «ученикученик», «учительучитель» специфического эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

    - создание в школе условий максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

    Принципы:

    - принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается; признании приоритета общечеловеческих ценностей;

    - принцип уникальности личности, состоящий в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности; при таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность, а максимально индивидуализированный учебный и воспитательный процессы реализуются в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого ребенка;

    - принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы, а обучения как средства развития личности, а не как самостоятельной цели;

    - принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;

    - принцип субъектности учебно-воспитательного процесса, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;

    - принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности); поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.

    Основанный на вышеизложенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.

    В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:

    - обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления);

    - создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства);

    - организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.).

    Таким образом, гуманизация педагогического процесса предъявляет значительные требования к педагогу (учителю, воспитателю) и самому воспитаннику, однако одним из самых серьезных условий является наличие у всех субъектов педагогического взаимодействия толерантности.


















    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ И РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ


    2.1. Механизм формирования эмпатии


    Эмпатия означает такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяясь в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль при общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними. Л. Н. Толстой считал, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший наоборот.

    В. В. Бойко определяет эмпатию следующим образом: «это форма рационально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений свойств, состояний, реакций в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение»(

    В. В. Бойко выделяет в эмпатии 3 канала: o рациональный, o эмоциональный и o интуитивный.

    Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека, на его состояние, поведение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к другому. Эмоциональный канал позволяет эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с другими сопереживать, соучаствовать. Интуитивный канал дает возможность видеть поведение других, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании эмпатирующего.

    Однако нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другого человека вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на него свои качества недостатки, привычки, эмоциональный опыт, устаревшие взгляды, предвзятые суждения.

    Многие ученые считают, что эмпатия присутствует у каждого с рождения.

    На первой стадии (около одного года) ребенок хотя и осознает других людей как отдельных физических сущностей, но еще не осознает их психической автономии. Поэтому переживания другого тождественны его собственным, и, например годовалый ребенок зовет на помощь плачущему сверстнику свою мать, хотя мать другого малыша находится тут же, а полуторагодовалый ребенок, чтобы утешить печального взрослого, предлагает ему свою любимую игрушку.

    На второй стадии (с 2-3 лет) ребенок уже начинает сознавать, что другие люди имеют свои эмоциональные состояния, независящие от его собственных. Это способствует дифференциации его эмоциональных реакций, однако проявление им сочувствия кратковременно и привязано к данному моменту и ситуации.

    И лишь на третьей стадии (между 6 и 9 годами) его эмоциональные реакции носят характер симпатического дистресса.

    Л. Мерфи показано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, (знакомый ребенок или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии.

    Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать не уместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих.

    Эмпатия, безусловно, основана на механизмах межличностного восприятия. В связи с этим можно выделять несколько ее видов. Это:

    - эмоциональная эмпатия, базирующаяся на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

    - когнитивная эмпатия, основанная на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п. );

    - предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

    Роль и сущность эмпатии в образовательном процессе следует рассматривать в профессионально-деятельностном контексте. Учитель как субьект педагогической деятельности не только приобщается профессиональными функциями, но и конструктивно преобразует свои профессионально-личностные качества на основе их осмысления и анализа.

    Профессионализм в работе педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимоотношений и взаимной ответственности.

    Следовательно, педагогу необходимо обладать такими качествами как:

    - естественность - способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;

    - доброжелательность - способность дорого, восприятия окружающих, готовность к всемирной поддержке человека, нуждающегося в этом;

    - эмпатия - умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику;

    - деликатность-мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;

    - конкретность - умение не «растекаться мыслию», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

    Эмпатия в психологическом словаре определяется, как способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.

    Психологическая осведомленность и постоянная подпитка психологическими знаниями нужна каждому педагогу Ии в его работе с мотивационной сферой школьника, чтобы целенаправленно пробуждать в нем, в его повседневной деятельности, в общении побуждения нравственного, а не индивидуального характера.

    Таким образом, всю совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:

    - воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

    - глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальность человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манеры поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

    - определять, к какому типу личности и темперамента относиться человек; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

    - находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающих его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

    - видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей “поправки” на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, “эффект ореола” и др. ).



    2.2. Анализ особенностей развития эмпатии студентов


    Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.

    Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.

    Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии - замкнутость, недоброжелательность.

    По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность.

    Если коснуться гендерных различий, то по некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание взрослым и животным наблюдалось у мальчиков, а сочувствие у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие мальчиками.

    Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты: - способность к децентрации; - позитивное видение других; - быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия; - преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.

    Ему присущи открытость; сензитивность к невербальному поведению другого; чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;

    чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.

    Для него характерны эмоциональная стабильность м терпимость в адрес недостатков других.

    Таким образом, система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.


    ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ


    В исследовании приняли участие 40 студентов 4 различных факультетов: управления и права, строительного, радиотехнического, и экономического (по 10 с каждого факультета).

    Использовались следующие методики:

    - Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым

    - Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

    Принцип построения методики экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

    Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

    Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к чувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого". При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

    Методика В.В. Бойко направлена на выявление эмпатических особенностей личности. Испытуемым предлагается 36 вопросов, ответы на которые позволяют оценить различные уровни эмпатии. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Каждая шкала включает в себя ответы на шесть вопросов, объединенных общей темой. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. В.В. Бойко выделяет шесть уровней эмпатии.

    У всех студентов строительного факультета показатели эмпатии находятся в границах среднего уровня. Низкий уровень эмпатии не выявлен.

    Далее мы исследовали степень выраженности эмпатии по отдельным шкалам методики Юсупова. Номера шкал в графиках соответствуют следующим категориям:

    1 шкала эмпатия с родителями;

    2 шкала эмпатия с животными:

    3 шкала эмпатия со стариками;

    4 шкала эмпатия с детьми;

    5 шкала эмпатия с героями художественных произведений;

    6 шкала эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми.

    У студентов наиболее выражена эмпатия с животными, и наименее выражена с героями художественных произведений.

    В результате исследования получило подтверждение предположение о необходимости развития эмпатии у студентов.

    Принято решение проверить итоги на количество и качество допущенных ошибок в проведенном эксперименте, которые могли бы повлиять на результат.

    Условия исследования соответствовали стандартным. Условия деятельности испытуемых были нормальными, им никто не мешал вдумчиво и сосредоточено отвечать на вопросы анкеты. Экспериментатор влияния на исследуемых не оказывал: «влияний ожиданий на результат». Особенностью эксперимента было то, что испытуемые являлись психологами и могли иметь «установки на социально одобряемый ответ», «установки на определенные и средние ответы».

    Чтобы исключить и такую фальсификацию испытуемым не сообщалось название методик до эксперимента.

    Выборка является представительной (репрезентативной) т.к. она выразила специфический контингент участников опроса:

    - по уровню образования - совокупность студентов педагогического ВУЗа;

    - по половому признаку - состав участников представлен обоими полами.

    Поэтому результаты исследований могут быть распространены на множественное число студентов-психологов, т.е. и на «популяцию» биологическими социально-культурными характеристиками достаточно инвариантную.

    Это важнейшие ограничения, которые влияют на обобщения результатов по отношению к участникам в выборке из 40 человек соблюдены. Охватив широкий диапазон в выборке и, применяя две методики можно выполнить цель и задачу, поставленную перед данной дипломной работой.

    Каждый показатель полученных результатов имеет значение, поскольку получена возможность количественно и качественно сравнить результаты между уровнем эмпатии и направленности личности.

    Для наглядности результаты экспериментов исследования представлены в виде таблицы.

    Результаты обследования определяются с помощью кода каждой шкалы:

    По опроснику В.В. Бойко, направленному на диагностику каналов эмпатии, были получены следующие результаты.

    При подсчете «сырых» баллов было выявлено количественное значение уровня эмпатии и направленности личности, но при обработке их можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать вывод о степени развития у него эмпатии и направленности личности. Для этого используют процентибальную шкалу.

    Подсчитаем путем соотношения баллов, сколько человек с

    - очень высоким уровнем эмпатии - 0 человек.

    - средним уровнем эмпатии - 38 человек.

    - заниженным уровнем эмпатии - 2 человека.

    - очень низким уровнем эмпатии - 0 человек.

    Переведем полученное количество человек в проценты от общего количества человек, чтобы увидеть, сколько в процентном соотношении количество человек с

    - очень высоким уровнем эмпатии - 0%

    - средним уровнем эмпатии - 95%

    - заниженным уровнем эмпатии - 5%

    - очень низким уровнем эмпатии - 0%

    Вывод: в целом характерно для всей выборки средний уровень эмпатии, что свидетельствует о необходимости повышать этот уровень, ведь эмпатия крайне важна для профессии педагога.

    Проанализируем показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости конкретного канала (параметра) в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования:

    Таким образом, в целом, по группе в выборке преобладают каналы с бальной оценкой - 6 баллов, т.е. максимально возможный, но из них всего количество человек в эм. и инт. каналах по 4 человека, а наименьшая в рац. и ид. по 2 человека. Каналы с установки и проникающая способность имеют не меньшее количество человек, но балл ниже. Они наименее развиты.









    Заключение


    Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. В эмпатии В. В. Бойко выделяет 3 канала: эмоциональный, рациональный, интуитивный.

    Эмпатия, традиционно определяемая в психологии как способность к сочувствию и сопереживанию, помогает педагогу глубже познать своего воспитанника, ощутить его внутреннее состояние, проникнуться его проблемами. Эмпатийный тип взаимодействия создает атмосферу психологического благополучия, теплоты и доверительности, влияет на личностное развитие учащегося, его самоуважение, личностную автономность, свободу проявлений.

    Исследованию феномена эмпатии посвящено значительное число работ психологов и педагогов. В число зарубежных авторов, занимавшихся этой проблемой, входят такие ученые как А. Адлер, Г. Салливан, К. Юнг, З. Фрейд и др. изучению эмпатии посвящены многие работы К. Роджерса. Сущность, структура, механизмы действия и методы диагностики эмпатии рассматривались такими отечественными авторами как М. А. Абалакина, В. А. Лабунская, В. С. Агеев, А. Г. Ковалев, В. В. Бойко, И. М. Юсупов и др.

    Роль эмпатии в педагогическом взаимодействии раскрывается в работах А. В. Мудрика, А. А. Бодалева, А. Н. Насифуллиной, О. И. Цветковой, Е. А. Климова Н. В. Кузьминой и др. В этих исследованиях эмпатия рассматривается: как отношение одной личности к другой, как процесс, как социальная установка, как свойство и способность личности.

    Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, и именно как личное качество, которое обеспечивает успешное взаимодействие между людьми, Е. А. Климов относит эмпатию к числу интерсоциальных способностей педагога, как типичного представителя типа профессий «человек-человек».

    Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Содержанием же процесса эмпатии является встреча двух людей, двух миров, двух душ. Противоречие между данными разнонаправленными явлениями рождает насущную потребность в восстановлении комфорта чувств у человека через проявление эмпатии.

    Структура эмпатии состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый из компонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявление эмпатии на разных уровнях ее развития.

    При изучении содержательной стороны эмпатии ученые акцентируют внимание на разных аспектах ее формирования:

    - эмпатия рассматривается как качество личности и как процесс;

    - исследуются уровни развития эмпатии;

    - изучаются этапы ее становления;

    - отрабатываются механизмы формирования эмпатии;

    - определяются факторы эмпатийного процесса.

    Таким образом, налицо широкая палитра взглядов и мнений.

    Общим же элементом признается идентификация с другим, которая помогает понять, "предсказать" другого в результате "вчувствования".

    Различия же в употреблении термина эмпатии чаще связаны с тем, на каком аспекте делается акцент: на идентификации с аффективным (эмоциональным), когнитивным (познавательным) или коммуникативным (поведенческим) аспектом. Эмпатия может формироваться при условии общей положительной установки его на других людей. Предпосылками для воспитания эмпатии являются развитость эмоциональной идентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия), стабильность альтруистических форм поведения. Проявление эмпатии тесно связано с определенным уровнем развития нравственного сознания человека.


    В межличностном общении эмпатия выполняет:

    1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции в процессе общения;

    2) эмпатия опосредует личностное развитие участников общения - снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

    3) способствует подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии;

    4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

    Таким образом, эмпатия в современной психологической науке является объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явление рассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.

    Анализ различных подходов к трактовке сущности и становлению эмпатии у студентов позволяет выявить основные ее компоненты.

    1. Произвольная децентрация, перенос своего "Я" в другого человека, сонастроенность с ним на одну "эмоциональную волну".

    2. Сопереживание и сочувствие как формы соучастия в эмоциональном состоянии партнера по общению.


    3. Постижение эмоционального состояния другого через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию (рефлексия).

    4. Активное эмпатическое слушание.

    5. Конгруэнтность выражения своего собственного подлинного "Я".

    6. Передача партнеру по общению понимания его переживаний с помощью вербальных и невербальных средств.

    Достаточная развитость указанных выше компонентов, выраженность их в целостном единстве - признак высокого уровня сформированности эмпатии у студентов.






















    Список литературы


    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академический проект, 2013. 267 с

    2. Акимова М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике. - М.: Логос, 2012. 242 с

    3. Аксентьева М.А. Проблемное поле профессионального образования. - М.: Гардарики, 2011. 269 с

    4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2014. - 342 с

    5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. М.: Логос, 2013. 244 с

    6. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение педагога. М.: Владос, 2013. 169 с

    7. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии, исторический обзор и современное состояние проблемы. М.: Логос, 2014. 342 с

    8. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Юрайт, 2015. - 377 c

    9. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c

    10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c

    11. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Гардарики, 2014. 328 с

    12.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.: Владос, 2014. - 222 с

    13. Кибанова А.Я. Психология и педагогика. - М.: Логос, 2012. - 480 c

    14. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М.: Логос, 2012. 146 с

    15. Кузьмина Н.В. Структура деятельности учителя. - М.: Логос, 2012.

    - 144 с

    16. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Перспектива, 2012. 264 с

    17. Лопанова Е.В. Критерии оценки профессионального мышления педагога. - 2013. 248 с

    18. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С.22-25.

    19. Столяренко В.А. Педагогическая психология. М.: Гардарики, 2013. 362 с





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Эмпатия студов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.