Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Лицензирование экспорта и импорта

  • Вид работы:
    Другое по теме: Лицензирование экспорта и импорта
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    08.10.2016 23:43:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение 3

    Глава 1. Теоретические аспекты процесса лицензирования экспорта и импорта5

    1.1. Лицензирование экспорта и импорта как элемент нетарифных методов регулирования внешней торговли5

    1.2. Практика использования нетарифных мер регулирования внешней торговли11

    2. Лицензирование экспорта и импорта14

    2.1. Правовое регулирование и виды лицензирования экспорта и импорта14

    2.2. Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию23

    Заключение27

    Список использованной литературы29

















    Введение

    В отношении осуществления внешнеторговых операций с отдельными видами товаров применяется разрешительный порядок, предусматривающий лицензирование или использование иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров, перемещаемых за пределы таможенной территории государства или единой таможенной территории ЕАЭС. Специфическим методом государственного регулирования экспортно-импортных операций является лицензирование, которое с учетом различных классификаций может быть определено как нетарифный, экономический, прямой, защитный, ограничительный метод государственного регулирования ВЭД.

    К способам, посредством которых осуществляются запреты и ограничения экономического характера, помимо лицензирования, относятся также квотирование ввоза и вывоза товаров, предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Специалисты неоднократно обращали внимание на то, что запреты и ограничения экономического характера используются только в отношении четырех таможенных режимов: выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, должны применяться независимо от заявленного таможенного режима.

    Подводя итог вышесказанному трудно переоценить актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях. Цель курсовой работы состоит в рассмотрении лицензирования экспорта и импорта. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:

    1. Рассмотреть процесс лицензирование экспорта и импорта как элемент нетарифных методов регулирования внешней торговли;

    2. Рассмотреть практику использования нетарифных мер регулирования внешней торговли;

    3. Рассмотреть правовое регулирование и виды лицензирования экспорта и импорта;

    4. Рассмотреть процедуру таможенного контроля ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию.

    В качестве объекта исследования выступает импорт и экспорт продукции и услуг, в качестве предмета процедура лицензирования экспорта и импорта.





















    Глава 1. Теоретические аспекты процесса лицензирования экспорта и импорта

    1.1. Лицензирование экспорта и импорта как элемент нетарифных методов регулирования внешней торговли

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает ключевое место при разработке и реализации внешнеэкономической политики России на современном этапе экономического развития. На протяжении всей истории формирования в России рыночных отношений и интеграции в мировое хозяйство внешнеторговая политика меняла свою направленность в зависимости от факторов, обусловливающих социально-экономическое развитие страны.

    Правовой основой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (в настоящий момент служит Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2004 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», целью которого является обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов РФ.

    Статья 5 закона вводит понятие торговой политики, которая является составной частью экономической политики России, направленной на создание благоприятных условий для российских импортеров, экспортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация такой политики осуществляется с использованием методов, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

    Применительно к внешней торговле товарами эти методы с известной долей условности можно разделить на экономические, к которым относятся таможенно-тарифные, нетарифные и иные экономические меры, и меры административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Подобные меры подлежат применению на основании закона и призваны обеспечить безопасность и целесообразность перемещения грузов через границу государства.

    Экономические методы направлены на защиту экономики страны от негативного воздействия факторов внешнеторговой деятельности, создание условий для прогрессивных изменений в национальном хозяйстве, а также обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику и развитие международного экономического сотрудничества.

    Закон по большей части не содержит правовых норм прямого действия, предлагая в качестве предписаний нормы бланкетного характера. К примеру, статья 19 устанавливает институт таможенно-тарифного регулирования. Порядок же формирования и применения таможенного тарифа регламентирует Закон РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе». Наконец ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

    Тем самым обусловливается взаимосвязь основного закона с множеством других законодательных и подзаконных актов, образуя многоуровневую и многоотраслевую нормативно-правовую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В таком свете Закон превращается в некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня.

    Тем не менее перечень экономических методов в федеральном законе об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности прописан максимально четко и является исчерпывающим, а порядок их применения в достаточной степени структурирован и без лишней надобности не взаимодополняется, чего нельзя утверждать об административных мерах.

    Закон, помимо упомянутого уже таможенно-тарифного метода, содержит понятие нетарифного регулирования, определяя его как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Меры нетарифного регулирования применяются в целях обеспечения экономической безопасности государства как необходимого условия успешного функционирования российской экономики. Такие методы определены законом непосредственно и применяются в четко установленных формах приведенных на рисунке 1.

    Рисунок 1 Формы нетарифного регулирования.

    1. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях. Закон № 164-ФЗ существенно сужает полномочия Правительства РФ по ограничению экспорта и импорта товаров. Ранее Правительству РФ позволялось вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров.

    В настоящее время высший исполнительный орган России устанавливает ограничения только в отношении продовольственных, сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов.

    Такая переориентация торговой политики свидетельствует об укреплении национальной экономики и необходимости регулирования внешней торговли только тех товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка России. Экономические ограничения нетарифного характера позволяют оградить внутренний рынок от переизбытка или недостатка сельскохозяйственной и продукции рыбного промысла или применяются в целях предотвращения бесконтрольного вывоза невосполнимых природных ресурсов за пределы государства (например, квотирование).

    При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

    2. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами. Правительство РФ определяет порядок лицензирования, понимаемого как административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и импорт отдельных видов товаров.

    Несмотря на то что понятие лицензирования определено как нетарифная мера, то есть ограничения экономического характера, такая процедура в некоторых случаях вводится в неэкономических целях. Так, наряду с квотированием экспортно-импортных операций, осуществляемым в чисто экономических интересах, лицензии выдаются территориальными органами Минэкономразвития РФ также при экспорте и импорте товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

    Например, лицензия Минэкономразвития РФ необходима при ввозе государственными унитарными предприятиями наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии со ст. 28 федерального закона № 3-ФЗ от 08.01.1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах».

    Кроме того, лицензирование может вводиться и при защите политических интересов России, т. е. при выполнении РФ международных обязательств. К примеру, в целях обеспечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., Правительство РФ в постановлении № 337 от 04.05.2008 года устанавливает, что вывоз видов дикой фауны и флоры допускается при наличии разрешения Росприроднадзора РФ и лицензии Минпромторга РФ.

    Очевидно, что выдача таких лицензий не преследует экономических целей, представляя собой одну из разновидностей административных барьеров. Таким образом, наблюдаются некоторые противоречия в понятийно-категориальной системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности. С сожалением можно отметить, что такие противоречия обнаруживаются на институциональном уровне, а именно в основополагающем акте, определяющем главные положения в сфере регулирования ВТД.

    3. Исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров. Отметим, что предоставление такого права новая мера нетарифного регулирования ВТД. Исходя из содержания данного метода, федеральными законами определяются отдельные организации, которым предоставляется исключительное право осуществлять сделки по экспорту и (или) импорту определенных видов товаров. Тем самым ограничивается право остальных субъектов ВЭД перемещать такие товары через таможенную границу РФ.

    Так, согласно статье 3 федерального закона № 117-ФЗ от 18.06.2006 года «Об экспорте газа», экспортировать газ прерогатива собственников единой системы газоснабжения или их дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Таким образом, владельцам естественных монополий предоставляется монопольное право на осуществление ВЭД.

    Следует отметить, что исключительное право реализуется только на основе лицензии, т.е. внешнеторговая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов отдельными товарами регулируется в совокупности с другой нетарифной мерой лицензированием. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров для свободного обращения и признания таких внешнеэкономических сделок ничтожными.

    4. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. Введение таких мер осуществляется при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Порядок применения данных нетарифных мер устанавливается другим федеральным законом № 165-ФЗ от 08.12.2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

    Введению этих мер предшествует расследование, проводимое Минэкономразвития РФ с целью установления наличия возросшего импорта, демпингового импорта или субсидируемого импорта. По результатам такого расследования оценивается ущерб отрасли российской экономики, угроза причинений такого ущерба или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

    Итогом проводимого расследования становится вопрос о введении Правительством РФ специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер на основании доклада Минэкономразвития РФ. При этом применение антидемпинговой меры заключается в установлении антидемпинговой пошлины или одобрении ценовых обязательств, принятых экспортером; компенсационной меры компенсационной пошлины либо одобрении обязательств, принятых экспортером; специальной защитной меры импортной квоты или специальной пошлины.

    При этом в условиях критического положения в отрасли российской экономики, если задержка с применением указанных мер причинила бы ущерб отрасли российской экономики, до завершения расследования на основании предварительного заключения Минэкономразвития РФ вводятся предварительные антидемпинговые, специальные или компенсационные пошлины.


    1.2. Практика использования нетарифных мер регулирования внешней торговли

    Новейшая история экономического развития России насчитывает немало примеров применения к импортерам упомянутых мер. Так, в июле 2004 года Минэкономразвития РФ начало антидемпинговое расследование в отношении импорта из Украины обсадных, котельных, насосно-компрессорных, нефтегазопроводных и горячедеформированных, а также подшипниковых труб. По данным Фонда развития трубной промышленности за 7 месяцев 2004 года объем реализации российского товара вырос на 8,2%, при этом объем импорта увеличился почти на 46%. При этом увеличился разрыв средневзвешенных цен на импортный и российский товар импорт дешевле почти на 40%. По результатам расследования Правительство РФ устанавливает антидемпинговые пошлины на трубы из Украины от 8,9% до 55,3% в зависимости от вида сроком на 5 лет.

    Кроме того, Правительством РФ устанавливались антидемпинговые пошлины на подшипники из КНР на 5 лет в размере до 41,5% и швеллеры из Украины на 3 года в размере до 17,4%. Компенсационные пошлины вводились на прутки для армирования из Украины на 2 года в размере 21 %, а также предварительная компенсационная пошлина на 4 месяца. Специальные пошлины устанавливались на дрожжи пекарные сухие на 3 года в размере до 225 евро/т, на сетки из стекловолокна на 3 года в размере до 33,4%, за исключением развивающихся стран.

    Необходимо отметить, что указанные пошлины взимаются отдельно, т.е. сверх ввозной таможенной пошлины, так как федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 года предполагает дифференцированный подход в применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, который предполагает обособленное применение и гибкое сочетание таможенно-тарифных, нетарифных и административных мер.

    Следует отметить, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности тесно связано с таможенным регулированием, так как само понятие внешнеторговой деятельности предполагает, в том числе, деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами. Внешняя торговля товарами включает импорт, т. е. ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, и экспорт товаров, т. е. вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе (статья 2 федерального закона № 164-ФЗ от 08.12.2003 года).

    Заметим, что перемещение товаров не всегда связано с применением нетарифных мер. Несмотря на то что экономические методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются непосредственно федеральным законом № 164-ФЗ от 08.12.2003 года, Таможенный кодекс содержит избирательный подход к обеспечению их соблюдения.

    ТК ТС вводит понятие таможенного режима, понимаемого как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих в том числе порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, нетарифные меры применяются в зависимости от целей перемещения товаров через таможенную границу и использования их на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

    Таможенное законодательство содержит в себе самые разные таможенные режимы. Из них соблюдение ограничений экономического характера предусматривается только в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Предполагается, что обращение товаров после помещения именно под эти таможенные режимы может нанести наибольший вред состоянию российской экономики.

    Так, например, при ввозе подшипников качения из Китая в качестве товаров для переработки при помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории придется заплатить антидемпинговую пошлину в размере 41,5% таможенной стоимости, даже несмотря на то, что конечным продуктом переработки будет, например, двигатель внутреннего сгорания, вывезенный из РФ по завершении таможенного режима.

    Однако если же поместить эти же подшипники качения под таможенный режим таможенного склада с целью подготовки для последующей перепродажи в третьи страны, то антидемпинговая пошлина взиматься не будет, даже несмотря на то, что резиденты будут получать валютные доходы от продвижения на мировой рынок дешевых китайских товаров, в то время как российские производители аналогичных товаров теряют свою рыночную нишу за рубежом. Тем не менее, применение нетарифных методов ограничено все же небольшим количеством таможенных режимов, в отличие от административных мер, которые соблюдаются лицами в любое время вне зависимости от заявленного таможенного режима. В целом такая таможенная политика увязывается с положениями большинства международных принципов. Особое внимание нетарифным мерам уделяется в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать глобальное влияние на международную торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного регулирования.

    2. Лицензирование экспорта и импорта

    2.1. Правовое регулирование и виды лицензирования экспорта и импорта

    Правовую основу лицензирования при осуществлении ВЭД составляют соглашения ВТО, ЕАЭС, а также российское законодательство.

    Договорно-правовая основа лицензирования ВТО представлена, в первую очередь, Соглашением по процедурам импортного лицензирования (Agreement of Import Licensing Procedures) ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. (Соглашение ВТО по импортному лицензированию).

    Договорно-правовая основа лицензирования ЕАЭС основана на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В рамках Таможенного союза приняты и действуют Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

    Договор о Евразийской экономической комиссии, учредил Евразийскую экономическую комиссию как единый постоянно действующий регулирующий орган. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу и подлежат непосредственному применению на территориях заключивших договор государств.

    Национальное законодательство о лицензировании ВЭД представлено федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Основу законодательного регулирования лицензирования ВЭД составляет Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Закон о внешнеторговой деятельности). Во исполнение установленных данным законом положений о лицензировании принято постановление Правительства РФ от 09.06.2005 г. №364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий», которым определены:

    1. Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами;
    2. Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий.

    Отметим, что, несмотря на действие актов ЕАЭС, национальное законодательство продолжает устанавливать отдельные аспекты правового режима лицензирования в РФ. Так, Закон о внешнеторговой деятельности определяет условия и процедуры применения контроля над экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, а также порядок обжалования решений и действий уполномоченного органа, ответственного за выдачу лицензии (с установлением соответствующих процедур) и закрепляет процедуры подачи заявки на импортную лицензию.

    Импортное лицензирование ВТО административные процедуры, используемые для осуществления процедуры импортного лицензирования, предусматривающей представление соответствующему административному органу заявления или другой документации (отличной от требуемой для таможенных целей) в качестве предварительного условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего члена (ст. 1.1 Соглашения ВТО по импортному лицензированию).

    Лицензирование ТС комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений (ст. 2 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран).

    Действующий в РФ режим лицензирования применяется к импорту из всех стран, не входящих в ЕАЭС, в том числе и СНГ, без дискриминации по отношению к стране происхождения. Соглашение ВТО по импортному лицензированию вводит два вида лицензирования импорта: автоматическое и неавтоматическое. Установлено, что автоматическое лицензирование импорта определяется как импортное лицензирование, при котором одобрение заявления дается во всех случаях и которое соответствует требованиям ст. 2.2 (а) указанного соглашения. При этом члены ВТО признают полезность автоматического импортного лицензирования для конкретных целей и то, что оно не должно использоваться для ограничения торговли.

    Классификация лицензирования импорта на автоматическое и неавтоматическое не проводится актами ЕАЭС и российским законодательством. По своему содержанию правила лицензирования импорта, предусмотренные документами ЕАЭС и Законом о внешнеторговой деятельности, относятся к неавтоматическому лицензированию. Вместе с тем, на практике автоматическое лицензирование применяется в отношении товаров, чей экспорт (импорт) подлежит надзору (например, товаров, содержащих технологию шифрования).

    Акты ЕАЭС (в частности, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами), а также Закон о внешнеторговой деятельности следует дополнить, как представляется, правилами, определяющими понятие, основания и порядок проведения автоматического лицензирования. Такое дополнение позволит гармонизировать указанные акты с Соглашением ВТО по импортному лицензированию.

    Согласно ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование в сфере внешней торговли товарами осуществляется в следующих случаях:

    1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров (т. е. установление квот);
    2. реализация разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений (т. е. обеспечение безопасности, национальных интересов);
    3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
    4. выполнение международных обязательств.

    Основанием для экспорта и импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти. Отсутствие таковой служит основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Следует отметить, что предусмотренные указанным соглашением случаи введения лицензирования тождественны предусмотренным ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, ст. 3.3. Соглашения ВТО по импортному лицензированию устанавливает, что в случае введения лицензирования для целей, отличных от осуществления количественных ограничений, члены ВТО должны опубликовать для других членов и участников торговли информацию, достаточную для понимания основы предоставления и распределения лицензий.

    Лицензия и разрешение специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров (ст. 2 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран). Следовательно, указанное соглашение приводит единое понятие разрешительных документов на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров, к которым относятся и лицензии, и собственно разрешения.

    Согласно Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, разрешение разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве.

    Таким образом, в данном акте нет единого понятия лицензии, закреплены дефиниции в отношении отдельных ее видов разовых, генеральных, исключительных. В целях совершенствования категориального (понятийного) аппарата Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами следует дополнить единым понятием лицензии: лицензия разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар (т. е. товар, в отношении которого применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами членами ЕАЭС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами).

    Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности государств участников ЕАЭС в порядке, определенном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.

    Отметим, что, согласно ст. 1.3 Соглашения ВТО по импортному лицензированию, правила, регулирующие процедуры импортного лицензирования, должны быть нейтральными, справедливыми и беспристрастными. Это положение необходимо учесть при совершенствовании правового механизма импортного лицензирования стран ЕАЭС.

    Лицензии выдаются на экспорт и импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами членами ЕАЭС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. №134. Функция выдачи лицензии возложена на уполномоченные государственные органы исполнительной власти государств участников ЕАЭС. Так, Министерство промышленности и торговли РФ выдает лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, формирование и ведение федерального банка выданных лицензий (п. 5.8.12 Положения о Минпромторге России). Лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

    Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами и российским законодательством предусмотрена выдача определенных видов лицензий.

    Разовая лицензия лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и импорт этого товара в определенном количестве. Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок ее действия может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или документа, служащего основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

    Генеральная лицензия лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Срок действия генеральной лицензии, по общему правилу, не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота. Согласно Решению Комиссии ТС от 27.01.2010 г. № 168, генеральная лицензия на экспорт и импорт отдельного вида товара (см. разделы 2.9; 2.10; 2.25 и 2.27 Единого перечня) выдается в соответствии с решениями правительств государств участников ЕАЭС. Так, Постановлением Правительства РФ от 21.04.2010 г. № 261 было определено, что Минпромторг России осуществляет выдачу участникам внешнеторговой деятельности генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции.

    Исключительная лицензия лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанавливается в каждом конкретном случае. Согласно Решению Комиссии ТС от 27 января 2010 г. № 168, исключительная лицензия на экспорт и импорт отдельного вида товара выдается участникам внешнеторговой деятельности, которые определяются в соответствии с законодательством государства участника ЕАЭС. Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности государств Сторон. Лицензии оформляются в порядке, определяемом Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Для оформления лицензии заявитель представляет в уполномоченный орган заявление о выдаче лицензии и иные документы, перечень которых определен п. 3 ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Отметим, что, согласно ст. 1.5; 1.7 Соглашения ВТО по импортному лицензированию, формы и процедуры подачи заявлений должны быть как можно более простыми. При подаче заявления могут быть затребованы документы и информация, считающиеся строго необходимыми для надлежащего функционирования режима лицензирования. Ни одно заявление не может быть отклонено из-за несущественных ошибок в документации, не изменяющих содержащиеся в нем основные данные. Эти принципы импортного лицензирования должны быть определены и актами ТС. В случаях, предусмотренных решением органов ТС, заявление до представления в уполномоченный орган направляется заявителем на согласование в соответствующий орган исполнительной власти государства участника ТС. Процедура выдачи лицензии предусматривает составление, по результатам проверки документов, специалистом уполномоченного органа паспорта лицензии, свидетельствующего о полноте и достоверности представленных сведений, формирование электронной версии лицензии, копии лицензии и оформление оригинала лицензии на специальном бланке установленной формы. Лицензии на экспорт, импорт товаров оформляются по единой форме разрешительного документа. Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, и методические указания по ее заполнению утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 г. №45. Заключение (разрешительный документ) выдается на товар, классифицируемый одним кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), в зависимости от уровня детализации в соответствии с Единым перечнем. Следует иметь в виду, что данная форма не применяется для оформления разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых введено наблюдение. Основания для отказа в выдаче лицензии определяет п. 6 ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляться заявителю в письменной форме. Отсутствие лицензии служит основанием для отказа в таможенном оформлении товаров. Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в случаях, определенных п. 10 ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Положение о порядке приостановления или прекращения действия лицензии утверждено решением Комиссии ТС от 08.12.2010 г. № 488.

    Исполнение лицензии фактический ввоз товаров на таможенные территории государств Сторон из третьих стран или вывоз товаров с таможенных территорий государств Сторон в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии. Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии. Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии. При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку8 об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

    Отметим, что лицензия дает право обладателю лицензии на импорт соответствующего товара только на территорию государства члена ЕАЭС, выдавшего лицензию. Лицензия не дает право обладателю лицензии на импорт соответствующего товара на территорию других государств членов ЕАЭС, но дает ему право на транзит товара через территорию другого государства члена ЕАЭСС на территорию государства члена, выдавшего лицензию.

    Минпромторг России формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364.

    В заключение обратим внимание на то, что Соглашением ВТО по импортному лицензированию предусмотрен ряд правил, направленных на реализацию принципа транспарентности при осуществлении административных процедур лицензирования. Так, правила и вся информация в отношении процедур представления заявлений в административный орган (органы), а также перечни товаров, подпадающих под требование лицензирования, должны быть опубликованы в источниках, сообщенных Комитету по импортному лицензированию, доступным для ознакомления участникам торговли способом. По запросу любого члена ВТО, имеющего интерес в торговле затрагиваемым лицензированием товаром, члены ВТО должны предоставить всю соответствующую информацию, перечень которой предусмотрен ст. 3.5 Соглашения ВТО по импортному лицензированию. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами и Закон о внешнеторговой деятельности, как представляется, должны быть дополнены положениями, обеспечивающими соблюдение требования информационной прозрачности. При этом следует учитывать, что условия Соглашения ВТО по импортному лицензированию не требуют от какого-либо члена ВТО раскрытия конфиденциальной информации, которое препятствовало бы применению законов или иным образом противоречило национальным интересам или наносило ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий.


    2.2. Таможенный контроль ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию

    Лицензирование как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности может быть направлено на осуществление двух целей: защитить национальные интересы, которые не связаны или косвенно связаны с экономикой (безопасность граждан, окружающей среды, здоровья, культурного достояния и т. д.), и защитить национальный рынок от излишнего импорта товаров и препятствовать возникновению дефицита отечественных товаров в конкретной стране.

    Организация таможенного контроля лицензируемых товаров в России осуществляется в соответствии с Приказом ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652. Данная Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, разработана на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 687.

    Проверку соответствия сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в заверенной копии лицензии, а также в соответствующем листе исполнения осуществляют должностные лица таможенного органа, в котором планируется произвести таможенное декларирование и (или) выпуск лицензируемых товаров. Соответствие граф таможенной декларации проверяемым графам лицензии отражено в таблице 1.

    Таблица 1. Графы, подлежащие проверке при контроле соответствия сведений, заявленных в декларации на товары, и лицензии Минпромторга России

    ГрафаТаможенная декларацияГрафаЛицензия9Лицо, ответственное за финансовое урегулирование5Организация - заявитель, ее адрес и ОКПО, ИНН11Код торгующей страны8Страна покупателя (продавца) (код)16Страна происхождения12Страна происхождения17, 17аСтрана назначения(код)7Страна назначения(код)22Валюта и общая фактурная стоимость (код)9, 10Валюта платежа, стоимость31Описание товара15Наименование и полная характеристика товара33Код товара по ТН ВЭД15Код товара по ТН ВЭД41Дополнительные единицы измерения14Единица измерения44, п. 1.1Номер лицензии1Номер лицензии44, п.4(3)Номер контракта4Номер контракта

    При несоответствии сведений, заявленных в таможенных декларациях, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до того, как:

    1. переоформят таможенную декларацию;
    2. внесут изменения в лицензию;
    3. переоформят лицензию, если внести такие изменения в лицензию невозможно.

    Если не устранены декларантом или таможенным представителем выявленные несоответствия в ходе таможенного контроля лицензируемых товаров, таможенный орган отказывает в их выпуске не позднее истечения срока выпуска в соответствии со статьей 201 ТК ТС.

    В случае исчерпания количества товаров, указанного в заверенной копии лицензии и листе исполнения лицензии, или после истечения срока действия лицензии на оборотной стороне заверенной копии лицензии и в графе «Итого» листа исполнения лицензии проставляется запись о разнице между количеством товаров, указанным в заверенной копии лицензии (соответствующем листе исполнения), и количеством выпущенных в счет лицензии товаров. Внесенная запись подтверждается подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

    Если таможенный орган утрачивает полномочия на постановку лицензии на контроль, то он обязан передать хранящиеся у него оригиналы лицензий с прилагаемыми документами в вышестоящий таможенный орган.

    Незнание норм и правил перемещения таких специфических товаров через таможенную границу не освобождает участников внешнеэкономической деятельности от ответственности. Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 г. по делу №А32-5619/2010 было установлено, что предпринимателем были ввезены товары, включенные в список специальных технических средств, ввоз которых на территорию Российской Федерации допустим лишь при наличии лицензии. После проведения таможенной проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности. Однако, не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Лицензия отсутствовала, по словам предпринимателя, по причине отсутствия необходимости, так как лицо обращалось за консультацией к сотрудникам УФСБ России по Краснодарскому краю, где ему сообщили об отсутствии надобности в такой лицензии на ввозимые им специальные технические средства. Суд посчитал объяснения предпринимателя несостоятельными, так как данное лицо обратилось за консультацией в неуполномоченный орган. Поэтому требования предпринимателя не были удовлетворены судом.

    Отсутствие лицензии - это основание для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Таким образом, лицензирование внешней торговли представляет собой хорошо отработанную систему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для эффективной реализации экономической и политической функций.















    Заключение

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает ключевое место при разработке и реализации внешнеэкономической политики России на современном этапе экономического развития. На протяжении всей истории формирования в России рыночных отношений и интеграции в мировое хозяйство внешнеторговая политика меняла свою направленность в зависимости от факторов, обусловливающих социально-экономическое развитие страны.

    Правовой основой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (в настоящий момент служит Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2004 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», целью которого является обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов РФ.

    Правовую основу лицензирования при осуществлении ВЭД составляют соглашения ВТО, ЕАЭС, а также российское законодательство. Договорно-правовая основа лицензирования ВТО представлена, в первую очередь, Соглашением по процедурам импортного лицензирования (Agreement of Import Licensing Procedures) ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. (Соглашение ВТО по импортному лицензированию). Договорно-правовая основа лицензирования ЕАЭС основана на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Отметим, что, несмотря на действие актов ЕАЭС, национальное законодательство продолжает устанавливать отдельные аспекты правового режима лицензирования в РФ. Так, Закон о внешнеторговой деятельности определяет условия и процедуры применения контроля над экспортом и импортом отдельных видов товаров, а также порядок обжалования решений и действий уполномоченного органа, ответственного за выдачу лицензии (с установлением соответствующих процедур) и закрепляет процедуры подачи заявки на импортную лицензию.

    Лицензирование как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности может быть направлено на осуществление двух целей: защитить национальные интересы, которые не связаны или косвенно связаны с экономикой (безопасность граждан, окружающей среды, здоровья, культурного достояния и т. д.), и защитить национальный рынок от излишнего импорта товаров и препятствовать возникновению дефицита отечественных товаров в конкретной стране.

    Проверку соответствия сведений, указанных в декларации на товары, сведениям, указанным в заверенной копии лицензии, а также в соответствующем листе исполнения осуществляют должностные лица таможенного органа, в котором планируется произвести таможенное декларирование и (или) выпуск лицензируемых товаров. При несоответствии сведений, заявленных в таможенных декларациях, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до того, как:

    1. переоформят таможенную декларацию;
    2. внесут изменения в лицензию;
    3. переоформят лицензию, если внести такие изменения в лицензию невозможно.

    Если не устранены декларантом или таможенным представителем выявленные несоответствия в ходе таможенного контроля лицензируемых товаров, таможенный орган отказывает в их выпуске не позднее истечения срока выпуска в соответствии со статьей 201 ТК ТС.









    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
    2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. I). Ст. 3430.
    3. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.: Подписан в Женеве 16 декабря 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Федеральный закон от 27.10.2008 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 12. Ст. 1552.
    5. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 255-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. I). Ст. 6210.
    6. Федеральный закон от 28.11.2009 г. № 291-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5741.
    7. Федеральный закон от 28.11.2009 г. № 304-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5754.
    8. Федеральный закон от 28.11.2009 г. № 300-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5750.
    9. Федеральный закон от 27.10.2008 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 12. Ст. 1553.
    10. Федеральный закон от 01.12.2011 г. № 374-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 11. Ст. 1275.
    11. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г.) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
    12. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской
    13. Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров: приказ ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: СПС / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2016. Режим доступа: #"justify">О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров: решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011. № 687. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс: СПС / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997-2016. Режим доступа: #"justify">Андриашин, Х. А. Таможенное право / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 264 c.
    14. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 428 c.
    15. Бекяшев, К. А. Таможенное право / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2014. - 328 c.
    16. Белов, Г.А. Золотые правила виртуозных решений / Г.А. Белов. - М.: Технотрон, 2016. - 961 c.
    17. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право / Н.Э. Буваева, А.В. Зубач. - М.: Юрайт, 2013. - 376 c.
    18. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право. Учебник / Н.Э. Буваева. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 376 c.
    19. Бытовые услуги: Правила и перечни, лицензирование и сертификация, документы строгой отчетности, трудовые вопросы / ред. М.А. Шевченко. - М.: Приор, 2010. - 320 c.
    20. Валюта и таможня. Таможенно-банковский контроль. Ввоз и вывоз валюты. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2016. - 216 c.
    21. Габричидзе, Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Норма, 2016. - 448 c.
    22. Габричидзе, Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - Москва: Наука, 2012. - 528 c.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Лицензирование экспорта и импорта ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.