СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ6
1.1 Понятие и сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия6
1.2 Система показателей и порядок формирования прибыли предприятия9
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СОБИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»21
2.1 Краткая характеристика предприятия21
2.2 Анализ динамики и структуры актива и пассива баланса23
2.3 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия25
2.4 Факторный анализ прибыли предприятия29
2.5 Анализ рентабельности и деловой активности предприятия31
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СОБИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»38
3.1 Разработка мероприятий по повышению финансовых результатов деятельности предприятия38
3.2 Оценка эффективности мероприятий по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ52
ПРИЛОЖЕНИЯ55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Для успешного функционирования предприятия большое значение имеет принятие обособленных экономических решений на основе всестороннего анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономическое деятельности предприятия под влиянием множества факторов внутреннего и внешнего характера. Негативное влияние совокупности факторов может стать причиной не только неустойчивого финансового состояния, но и привести к банкротству.
Значение анализа финансового состояния предприятия возрастает в связи с тем, что его показатели важны не только для управляющих предприятия, но и для его существующих и потенциальных партнеров.
Анализ финансового состояния предприятия является сложным и трудоемким видом деятельности, который характеризуется двумя основными аспектами: выбором методики анализа, соответствующей потребностям конкретного пользователя, и адекватностью интерпретации пользователем показателей финансового состояния предприятия.
Первый аспект связан с многообразием используемых на практике методик анализа финансового состояния предприятия, различием в составе и структуре включаемых показателей, способами их оценки. Обоснованный выбор системы финансовых показателей, установление их влияния на оценку финансового состояния в зависимости от конкретных интересов пользователя определяет достоверность и полноту получаемых выводов.
Второй аспект проявляется при интерпретации пользователем полученных результатов. В зависимости от способа их представления пользователь должен, как правило, самостоятельно интерпретировать получаемую информацию применительно к своим потребностям.
Анализ финансового состояния предприятий должен быть направлен не только на оценку текущей финансовой деятельности, но и на осуществление постоянной работы по улучшению финансового состояния хозяйствующего субъекта. Детальный анализ финансового состояния позволит выявить направления, по которым необходимо вести эту работу, и, в соответствии с полученными результатами анализа, можно ответить на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его функционирования, а также каковы перспективы его финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовое состояние предприятия является важной характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.
Степень научной разработанности темы. Важность данной проблемы явилась причиной высокой заинтересованности отечественных и зарубежных экономистов в разработке действенной методики анализа финансового состояния предприятия. В настоящее время труды многих ученых посвящены проблемам данного направления анализа: И.Л. Балабанова, С.Б. Барнгольц, В.Г. Белолипецкого, О.В. Ефимовой, В.В. Ковалева, М.Р. Ковбасюк, М.Н. Крейниной, Э.И. Крылова, А.Д. Ларионова, О.Д. Поводворского, В.Ф. Палия, B.В. Патрова, Л.М. Подъяблонской, В.М. Родионовой, М.О. Сахаровой, В.Т. Севрук, П.В. Смекалова, Я.В. Соколова, Е.С. Стояновой, В.П. Суйц, Г.Ф. Сысоевой, В.Н. Фащевского, М.Л. Федотовой, А.Н. Хорина, А.Д. Шеремет и др. Однако существующие на сегодняшний день методики оценки финансового состояния предприятия носят несколько разобщенный характер. Эти различия заключаются как в наборе финансовых показателей и критериальных уровнях их оценки, так и, в некоторых случаях, в подходах к самой методике анализа.
В настоящее время для методик анализа финансового состояния характерно представление пользователям расчетных значений показателей и их нормативных величин без качественной оценки, В совокупности со структурными различиями используемых методик это создает дополнительные сложности для пользователей в процессе самостоятельной интерпретации значении финансовых показателей и, в некоторых случаях, может привести к необоснованным (неверным) экономическим решениям.
Недостоверные, субъективные результаты, такие как завышение или занижение качественной оценки отдельных сторон финансового состояния предприятия, могут негативно сказаться на деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.
Целью данной работы является анализа финансового состояния ОАО «Собинский хлебокомбинат» и разработки рекомендаций по его улучшению.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты проведения анализа финансового состояния.
2) Провести анализ финансового состояния ОАО «Собинский хлебокомбинат».
3) На основе проведенного анализа разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Собинский хлебокомбинат».
Объектом настоящего исследования является ОАО «Собинский хлебокомбинат».
Предметом исследования является финансовое состояние ОАО «Собинский хлебокомбинат» и пути его улучшения.
Методологической и теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных ученых в области финансов, финансового менеджмента, бухгалтерского учета, экономического анализа А.И. Гинзбург, Л.В. Донцовой, Е.П. Козловой, Г.В. Савицкой и др.
При написании работы были использованы такие методы исследования как: системный подход, сопоставительный, экономический анализ, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей).
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с [2, с. 37]:
- исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
- научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения;
- выявлением положительные и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
- раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
- принятием оптимальных управленческих решений.
Наиболее важные моменты анализа установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности причин и факторов.
Задачи экономического анализа определяются его значением, содержанием и предметом [10, с. 107]:
1.Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки реализуется в ходе осуществления ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии, выявить основные факторы, оказавшие существенное влияние на хозяйственную деятельность в прошлом и способные оказать влияние в будущем.
2.Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, качеству и ассортименту продукции, работ, услуг реализуется по данным учета и отчетности. В промышленности исследуется выполнение производственной программы; на транспорте грузооборот; ворганизациях связи число оказанных услуг, в торговле объем оптового и розничного товарооборота, ассортиментная структура и пр.
3.Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов дополняется анализом использования природных богатств, контролем за строгим соблюдением определенных экологических требований и пр.
4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов. Для коммерческого расчета характерны самостоятельность и ответственность предприятий перед государством, в первую очередь по вопросам налогообложения и по эффективности использования имеющихся ресурсов. Для правильной оценки соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требуется выявление факторов, влияющих на исследуемые показатели, зависящих и не зависящих от предприятий.
5. Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса). Резервы могут быть выявлены путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, а также однородными предприятиями.
6.Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). В условиях рыночных отношений важное значение приобретает оперативность управления, мотивированность и обоснованность решений.
Основными показателями формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» и справки к ней являются: внеоборотные активы; оборотные активы; прочие активы; валюта баланса; собственный капитал (капитал и резервы); долгосрочные и краткосрочные обязательства; дебиторская и кредиторская задолженность; ценности, учитываемые на забалансовых счетах.
В форме бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах», справках и расшифровках к ней содержатся такие показатели, как: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; усеченная и полная себестоимость проданных товаров; валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль/убыток) отчетного периода; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль [28, с. 54].
В форме бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» раскрываются частные показатели движения собственного капитала организации (уставного капитала, добавочного и резервного капиталов, нераспределенной прибыли, непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет); рассчитываются их величины по состоянию на начало и конец года; отражаются поступление и использование (расходование) всех составляющих собственного капитала, оценочных резервов.
В форме бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств» отражаются наличие, поступление и расходование денежных средств организации от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, оценивается их изменение по состоянию на конец года в сравнении с началом года.
В форме бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» имеется информация за предыдущий и отчетный годы о поступивших в организацию средствах в виде вступительных, членских и добровольных взносов; о доходах от предпринимательской деятельности и использованных средствах, в частности, расходах на целевые мероприятия (социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, семинаров и т.п.); расходах на содержание аппарата управления (оплата труда, расходы на командировки и деловые поездки, содержание помещений и автомобильного транспорта, приобретение основных средств и иного имущества).
1.2 Система показателей и порядок формирования прибыли предприятия
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий.
Таким образом, Э.А. Маркарьян, отмечает, что основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются [25, с. 107]:
- оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на динамику прибыли и уровень рентабельности;
- оценка эффективности бизнеса;
- определение оптимальной величины прибыли (предельный анализ).
Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в бухгалтерской отчетности:
- форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»:
- данные аналитического бухгалтерского учета к счету 90 «Продажи», счету 91 «Прочие доходы и расходы» и счету 99 «Прибыли и убытки».
Финансовые результаты представляют отдельный раздел Плана счетов, который так и называется «Финансовые результаты». В нем отражаются данные о полученных доходах и произведенных в целях получения этих доходов расходах в разрезе основной и прочей деятельности предприятия.
Судить о том, какой конечный финансовый результат получен по итогам продаж (продукции, работ, услуг), можно только очистив его от причитающихся государству косвенных налогов и себестоимости. Превышение выручки над налоговыми расходами и затратами, ее формирующими даст положительный результат, называемый прибылью от продаж [24, с. 88].
Формирование бухгалтерской прибыли (убытка) представлено на рисунке П.1.1 в приложении 1, который отражает содержание формы бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о финансовых результатах».
Убытки по результатам деятельности, как констатирует Л.Н. Чечевицына, показывают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставят хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство [32, с. 106].
Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Распределение чистой прибыли предприятия в самом общем виде представлено на рисунке 1.1 [15, с. 107].
Рис. 1.1. Распределение чистой прибыли
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (рисунок 1.2) [15, с. 108].
Рис. 1.2. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Рассмотрим основные факторы влияющие на формирование прибыли предприятий.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
(1.1)
1. Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
2. Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
ПоказательБазисный периодДанные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периодаОтчетный периодВыручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)Полная себестоимость реализованной продукции (3)Прибыль (П)ххх
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу):
, (1.2)
где Iрп индекс объема продаж, VРПi фактический объем продаж, VРП0 базовый объем продаж.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
, (1.3)
где VРП объем реализации продукции, Сi себестоимость, Цi уровень среднереализационных цен.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
(1.4)
Основные показатели рентабельности, рассчитываются по выходным данным финансового отчета (форма №1 - «Баланс» и форма №2 - «Отчет о финансовых результатах».
Рентабельность (от немецкого rentabel-доходный) это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта (дохода, прибыли) от использованных ресурсов. Состояние деятельности является рентабельным, если на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные убытки, образуется и накапливается прибыль.
Затратные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных затрат в процессе деятельности. Для их расчета используются показатели чистой прибыли, общей прибыли, прибыли от реализации продукции, которые соотносятся с общей суммой затрат на производство и реализацию, себестоимостью реализованной продукции т.д. Общая формула затратных показателей рентабельности имеет вид:
, (1.5)
где Rв-рентабельность; П-прибыль; З-затраты.
Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистому доходу предприятия:
, (1.6)
где П - прибыль; ЧД - чистый доход предприятия.
Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
Рассмотрим основные способы расчета рентабельности используемых при анализе рентабельности в оценке финансовых результатов предприятия (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Характеристика рентабельности
Наименование показателя, %ФормулаХарактеристика1. Рентабельность продукции (), или коэффициент окупаемости затрат, где
- затраты по реализованной продукцииПоказывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может быть рассчитан, по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.2. Рентабельность реализованной продукции (), где
- прибыль от реализации, - полученная выручкаХарактеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Проводить анализ прибыли и рентабельности продукции (работ, услуг). А.Д. Шеремет предлагает в следующей последовательности [34, с. 89]:
1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации». При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж» прибыль (убыток от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например, по отношению прибыли к выручке от продажи по рентабельности продаж.
3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.
4. Изучается качество прибыли обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.
5. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П= VРП (Ц - С).
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
, (1.7)
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
На основе данных показателей одного вида продукции можно провести факторный анализ одного вида продукции (например, изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:
(1.8)
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б либо снижется, либо увеличивается. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
(1.9)
Обобщая сказанное, можно отметить, что методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия должен заключаться в следующем: анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала анализируются обобщающие показатели финансовых результатов в их динамике, затем изучается их структура, определяется изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану.
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия
Методика анализа финансовых результатов разработана в целях обеспечения единого методологического подхода к анализу финансового состояния предприятия. Результатом такого анализа является комплексная оценка финансового состояния предприятия, позволяющая не только определить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на момент проведения анализа, но и своевременно сигнализировать о негативных тенденциях в деятельности предприятия.
Источниками информации для анализа деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, в некоторых случаях, при анализе деятельности контрагентов, возможно использование публикуемой отчетности.
В составе бухгалтерской отчетности для анализа должны быть представлены следующие документы:
- бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД);
- отчет о финансовых результатах (форма № 2 по ОКУД).
Применение методики заключается в проведении анализа на основании аналитических таблиц. Показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках позволяют сделать общую оценку предприятия, проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, основные направления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявить тенденции в изменении финансового состояния и факторы, влияющие на эти изменения.
Горизонтальный анализ проводится для получения общего представления о развитии предприятия, он позволяет оценить и проследить динамику относительного изменения различных групп активов и пассивов по сравнению с предшествующим периодом.
Цель вертикального анализа заключается в расчете долей и выявлении тех строк баланса, которые имеют наибольший удельный вес валюте баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Группировка активов по степени ликвидности
Наименование показателяСодержание показателяА1 Наиболее ликвидные активыДенежные средства предприятия+ краткосрочные финансовые вложенияА2 Быстрореализуемые активыДебиторская задолженность+ прочие активыА3 Медленно реализуемые активыЗапасы + НДСА4 Труднореализуемые активыИтог раздела 1 актива балансаЛиквидность предполагает наличие у предприятия оборотных средств в размере, достаточном для погашения обязательств. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для погашения кредиторской задолженности, требующе