СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4
1.1. Понятие и значение управления финансовыми результатами в современной организации4
1.2. Особенности управления финансовыми результатами в коммерческой организации9
1.3. Пути совершенствования управления финансовыми результатами и правовое регулирование учета финансовых результатов19
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «ФОРВАРД-АВТО» В г. ПЕРМЬ29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия29
2.2. Анализ динамики и структуры финансовых результатов32
2.3. Анализ системы управления формированием и использованием прибыли37
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «ФОРВАРД-АВТО» 42
3.1. Внедрение услуг лизинга от салона ООО «Форвард-Авто»42
3.2. Работа с персоналом52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ57
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение анализа хозяйственной деятельности предприятий и в частности анализа реализации продукции (работ, услуг). Однако необходимо заметить, что на данный момент существует множество проблем анализа реализации продукции. Особенно это касается торговых предприятий.
В частности можно выделить следующие проблемы анализа реализации продукции (работ, услуг):
- Процесс анализа реализации товаров достаточно трудоемкий, т.к. необходимо проводить анализ по каждой группе или даже каждому виду товаров.
- Анализ реализации традиционно не доводится до планирования и потому не дает возможности использовать данные проведенного анализа.
- При анализе выводится только результат (динамика, отклонения), но редко анализируются причины (факторы), повлиявшие на изменение уровня реализации товаров.
Анализ финансовых результатов торгового предприятия является одной из важнейших подсистем общей системы управления торговым предприятием, которая направлена на обеспечение необходимой информацией важнейших сфер функционирования предприятия. Основным значением анализа деятельности торгового предприятия является выявление резервов товарооборота предприятия. В условиях ограниченных финансовых возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объём закупки товаров. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не объём закупленных товаров определяет объём розничного товарооборота, а наоборот возможный объём розничной продажи является основой разработки программы закупок. Предприятие должно закупать только те товары и в таком объёме, которые оно реально может реализовать.
Целью дипломной работы является анализ финансовых результатов и улучшение их показателей за счет эффективной программы стимулирования сбыта.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты анализа финансовых результатов торгового предприятия;
2) охарактеризовать деятельность предприятия, проанализировать влияние внутренней и внешней среды;
3) исследовать текущую деятельность в части динамики финансовых результатов;
4) проанализировать порядок формирования финансовых результатов с точки зрения учета и анализа;
5) разработать мероприятия, направленные на повышение финансовых результатов.
Объектом исследования является ООО «Форвард-Авто» г.Пермь
Предмет исследования финансовые результаты и пути их повышения.
В качестве основных методов в работе использованы графический, табличный методы, экспериментальные методы, методы сравнения.
Для написания работы использованы законодательные и нормативно-методические документы Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, учебная литература по анализу хозяйственной деятельности Савицкой Г. В., Абрютиной М.С., Войтоловского Н.В., а также публикации ученых-экономистов, представленные в журналах «Вопросы экономики», «Экономист», «Эксперт», «Финансовое управление», «Управление кадрами» и другие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Понятие и значение управления финансовыми результатами в современной организации
Эффективность функционирования любой организации в значительной степени зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов, в ходе которого следует решить следующие вопросы:
- Насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы.
- Какие элемента отчета о финансовых результатах могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов.
- Насколько эффективны существующие затраты.
- Какова эффективность вложения капитала.
- Насколько эффективна система управления бизнесом.
Основной же целью анализа финансовых результатов организации является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния экономического субъекта, изменений в структуре доходов и расходов, его прибылей и убытков.
Финансовый результат текущей деятельности предприятия определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами за отчетный период. Суммы начисленных доходов сопоставляются с суммами начисленных расходов.
Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности.
Для любого предприятия получение финансового результата означает признание обществом (рынком) полезности его деятельности или получение выручки от реализации произведенного на предприятии продукта в форме продукции, работ или услуг. Тогда конечным финансовым результатом для предприятия будет выступать сальдо выручки от реализации и расходов, понесенных им для ее получения. Для государства конечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия будет являться налог, содержащийся в его составе. Для собственника, инвестора конечный финансовый результат представляет распределяемую в его пользу часть прибыли после налогообложения. Оставшаяся прибыли после ее налогообложения и выплат дивидендов собственникам, процентов кредиторам есть чистый конечный финансовый результат предприятия для его производственного и социального развития.
Таблица 1.
Понятие финансовых результатов в трактовке различных авторов
АвторПонятие финансовых результатовШеремет А.Д., Сайфулин Р.С.Выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периодаРусак Н.А.Прибыль, представляющая реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудомЕфимова О.В.Прирост чистых активовСавицкая Г.В.Характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельностиВещунова Н.Л.Конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации, выражается в форме прибыли или убыткаКамышанов П.И., Камышанов А.П.Прирост (уменьшение) капитала организации, вызванный ее предпринимательской и иной деятельностью
Сайфулин Р.С. отмечает, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного года». Данное определение корреспондирует с определением выручки по Международным стандартам учета и отчетности.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторы экономической литературы подходят к определению экономического содержания этого понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации, но в целом характеризуют финансовые результаты как конечный результат деятельности организации за отчетный период. Итак, конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.
Схема формирования конечного финансового результат приведена на рисунке1.
Рис. 1. Схема формирования конечного финансового результата
Данная схема отражает порядок формирования важнейших аналитических показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Таким образом, проанализируем важнейшие показатели формирования финансового результата.
Валовая прибыль представляет собой разнице между выручкой и себестоимостью продукции.
Значимость данного показателя связана с тем, что он характеризует величину вклада в общую прибыль отдельных сегментов бизнеса и тем самым является основой для оценки эффективности отдельных сегментов.
Результат от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами. Данный показатель характеризует результат от основной деятельности организации, связанной с продажей продукции или оказанием услуг. Таким образом, он представляет собой стабильный результат от операций организации.
Прибыль до налогообложения представляет собой разницу между результатом от основной деятельности и прочими доходами и расходами.
В системе бухгалтерского учета данный показатель получил название бухгалтерской прибыли. Он формируется под влиянием как стабильных факторов, связанных с основной деятельностью, так и разного рода случайных факторов, имеющих вид прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль это разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль. Чистая прибыль организации за отчетный год представляет собой итоговый финансовый результат ее деятельности за этот период, выявленный на основании учета всех хозяйственных операций. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Имея в виду, что важнейшей задачей отчета о прибылях и убытках является его использование для прогнозирования финансовых результатов, следует учитывать различную значимость отдельных составляющих доходов и расходов в общем финансовом результате. Важнейшие результаты финансового состояния предложены на рисунке 2.
Рис. 2. Важнейшие элементы формирования финансового результата
С точки зрения надежности получения определенного финансового результата в будущем результат от основной деятельности является более ценным, чем результат прочих операций, имеющих, как правило, разовый характер. Отсюда возникает необходимость деления расходов и доходов на основные и прочие.
Итак, эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов деятельности, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы. В настоящее время организации вынуждены существовать в условиях постоянно меняющейся внешней среды, что значительно усложняет ее деятельность.
1.2 Особенности управления финансовыми результатами в коммерческой организации
Целями проведения анализа финансовых результатов выступают:
- своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
- выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли;
- разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия;
- разработка предложений по использованию прибыли предприятия после налогообложения.
А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным определены следующие задачи анализа финансовых результатов:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
- анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
- анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
- анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.
Г. В. Савицкая отражает следующие основные задачи анализа финансовых результатов:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Для достижения поставленных целей в процессе анализа финансовых результатов решаются следующие задачи:
- разработка информационного механизма анализа финансовых результатов, позволяющего своевременно получать достоверную и полную информацию для его проведения в различных направлениях и соответствующих уровнях, аспектах и разрезах;
- анализ и оценка достигнутого уровня прибыли предприятия в абсолютных и относительных показателях;
- анализ влияния на финансовые результаты инфляционных процессов в экономике и изменений в нормативно-законодательных актах в области формирования затрат и финансовых результатов предприятия;
- выявление факторов, повлиявших на величину прибыли, и резервов ее повышения;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли в целях максимизации ее величины;
- анализ использования прибыли;
- прогнозирование финансовых результатов и разработка мероприятий по их достижению.
Методы анализа финансовых результатов определяется целями и задачами его проведения. Ефимова О.В. различает внутренний и внешний анализ финансовых результатов. Основными задачами внешнего анализа финансовых результатов являются:
- Изучение динамики существенных статей доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений.
- Оценка отдельных составляющих отчета о прибылях и убытках в формирование конечного капитала.
- Выявление причин изменения показателей финансовых результатов и оценка их последствий для эффективности деятельности.
- Прогноз финансовых результатов на предстоящий период.
Методика анализа финансовых результатов определяется целями и задачами его проведения. Ефимова О.В. различает внутренний и внешний анализ финансовых результатов. Основными задачами внешнего анализа финансовых результатов являются:
- Изучение динамики существенных статей доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений.
- Оценка отдельных составляющих отчета о прибылях и убытках в формирование конечного капитала.
- Выявление причин изменения показателей финансовых результатов и оценка их последствий для эффективности деятельности.
- Прогноз финансовых результатов на предстоящий период.
Методика анализа включает следующие основные блоки:
1) общий анализ финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках;
2) анализ системы показателей финансовых результатов;
3) анализ рентабельности продаж и оценка влияния отдельных сегментов бизнеса на общую рентабельность компании.
Общий анализ финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках предполагает изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов (горизонтальный анализ) и их отношений (вертикальный или структурный анализ).
В ходе горизонтального анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
- Каково участие отдельных составляющих доходов и расходов в формировании показателей финансовых результатов.
- В чем причина основных изменений в сравнении с предыдущим периодом.
- Насколько стабильны полученные доходы и расходы и возможно ли рассчитывать на их получение в будущем.
При вертикальном анализе, или анализе структуры, отчета о прибылях и убытках необходимо дать оценку удельному весу отдельных составляющих отчета о величине выручки от продаж. При этом самостоятельное аналитическое значение имеют следующие показатели:
- Отношение валовой прибыли к выручке, что характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на погашение управленческих и коммерческих расходов, а также на формирование прибыли от продаж.
- Отношение прибыли от продаж к выручке говорит о действительной рентабельности продаж. Этот показатель не испытывает влияния элементов, не относящимся к продажам. Поэтому он позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности организации.
- Отношение прибыли до налогообложения к выручке отличается от предыдущего показателя тем, что его значение изменяется под влиянием не только доходов и расходов, возникающих в связи с процессом производства и продажей продукции, но прочих доходов и расходов. Сопоставление динамики этого и предыдущего показателей обнаруживает влияние прочих статей доходов и расходов на формирование бухгалтерской прибыли. Чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность финансового результата.
- Отношение чистой прибыли к выручке показатель, при сопоставлении которого с предыдущим можно оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора.
Анализ динамики данных показателей получил название анализа промежуточных уровней доходности. Практическая полезность такого анализа связана с тем, что в результате сопоставления динамики показателей, различающихся лишь величиной прибыли, он позволяет без дополнительных усилий понять причины изменения рентабельности продаж.
На следующем этапе необходимо выяснить причины изменения основных показателей финансовых результатов.
Схема проведения анализа приведена на рисунке 3.
Валовая прибыльВаловая прибыльКоммерческие расходыУправленческие расходыВаловая прибыльКоммерческие расходыУправленческие расходыПрочие расходыВаловая прибыльКоммерческие расходыУправленческие расходыПрочие расходыНалог на прибыль
Валовая прибыль
Прибыль от продаж
Прибыль до налогообложения
Чистая прибыль
Рис. 3. Последовательность анализа показателей финансовых результатов
В процессе анализа валовой прибыли следует обратить внимание на изменение процентное значение показателя и на динамику абсолютных показателей величины валовой прибыли. В случае роста выручки от продаж продукции, даже если процентное значение показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли. Напротив, тенденция снижения процентного значение показателя при сохраняющемся объеме продаж может привести к сокращению прибыли от продаж продукции и ее недостаточности в будущем ( в данном случае имеет место рост расходов).
Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула (1):
ВП = В × (1)
где ВП - величина валовой прибыли;
В - объем продаж
- коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли или рентабельность продаж по валовой прибыли).
На следующем этапе анализируется прибыль от продаж.
Анализ прибыли от продаж (прибыли от основной деятельности) включает в себя уже рассмотренный блок анализа валовой прибыли, а также анализ коммерческих и управленческих расходов.
Коммерческими являются расходы, которые непосредственно связаны со сбытом продукции. К их числу относят расходы на рекламу, хранение, упаковку, перевозку готовой продукции и др. Управленческие расходы характеризуют величину общехозяйственных расходов фирмы. В состав таких расходов включают зарплату администрации, расходы на командировки, амортизацию офисного оборудования и др.
Особый интерес представляет отношение Коммерческих и управленческих расходов к выручке. Анализ их динамики позволяет своевременно выявить проблемы управления данными расходами.
Одновременно результаты такого анализа являются составной частью анализа рентабельности продаж, рассчитанного как отношение прибыли от продаж к выручке.
Таким образом, анализ рентабельности продаж по валовой прибыли дополняется анализом причин изменения коммерческих и управленческих расходов и их соотношения с объемом продаж.
Анализ прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли) включает ранее рассмотренные вопросы анализа прибыли от продаж (от основной деятельности), а также анализ состава и структуры прочих доходов и расходов.
Важно понимать, что основным критерием отнесения доходов и расходов к прочим определяется их разовым и нестабильным характером появления.
Наличие существенных сумм прочих доходов и расходов делает необходимым выяснение причин их возникновения.
Наиболее важным показателем при анализе финансовых результатов является анализ чистой прибыли.
При проведении внешнего анализа данный этап анализа сводится к изучению динамики суммы уплаченного налога и характеристику влияния налогового фактора на чистую прибыль и рентабельность.
Заключительным этапом является расчет показателей рентабельности.
Рентабельность доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
- Процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.
- Процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции.
- Процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции.
- Отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Также важное значение имеет внутренний анализ финансовых результатов.
Внутренний анализ является составной и неотъемлемой частью процесса налогового планирования и управления в организации. Он предполагает проведение анализа ее финансово-хозяйственной деятельности и налогового законодательства, определение текущей налоговой нагрузки, формирование налоговой учетной политики организации, а также экономико-правовой анализ договоров, заключенных или заключаемых ею.
Внутренний анализ финансовых результатов следует проводить в три этапа.
На первом этапе оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов; выясняются факты изменения учетной политики и их последствия, влияющие на результаты анализа.
На втором этапе проводится углубленный анализ, раскрывающий причины изменения конечного финансового результата и выделяющий стабильные и случайные факторы с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и pat i.ax в разрезе центров ответственности.
На третьем этапе производится прогнозный анализ финансовых результатов. Последовательность выполнения аналитических процедур включает в себя:
- анализ управленческого отчета о прибылях и убытках в разрезе центров ответственности;
- оценка качества полученного финансового результата и прогнозирование будущих результатов;
- анализ доходности.
Наиболее существенным блоком внутреннего анализа финансовых результатов является анализ доходов и расходов от обычной деятельности.
Анализ продаж позволяет:
- контролировать ситуацию на рынке (потребности клиентов, наличие конкуренции) за счет своевременного формирования информации об объемах фактических продаж и отклонениях цен и объемов от плана;
- выявить причины увеличения или снижения остатков готовой продукции на складе и тем самым управлять ликвидностью и потребностью в источниках финансирования;
- обосновать минимально необходимый уровень запасов готовой продукции и планировать производство;
- управлять рентабельностью продаж;
- оценивать покупателей (объем продаж, платежная дисциплина), т.е. способствовать разработке и совершенствованию кредитной политики и управлению денежными потоками.
При необходимости с учетом конкретных условий деятельности организации аналитические позиции и оцениваемые показатели могут быть уточнены. В некоторых случаях проводится внутрихозяйственный анализ.
Важно иметь в виду, что анализ объема продаж и его динамики должен проводиться в неразрывной связи с анализом рентабельности отдельных видов продукции (сегментов бизнеса). Дело в том, что рост объема продаж может быть достигнут за счет увеличения доли наиболее дорогостоящей продукции. При этом рентабельность этой продукции отнюдь не обязательно также будет наиболее высокой.
Оценка составляющих финансовых результатов деятельности предприятия зависит от выбранной его руководством финансовой стратегии и сформированной на ее основе учетной политики. В данном случае речь идет о возможности маневра (например, в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания резервов), позволяющей управлять величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов.
1.3. Пути совершенствования управления финансовыми результатами и правовое регулирование учета финансовых результатов
В целях увеличения финансовых результатов предприятия целесообразно проведение ряда мероприятий по управлению показателями эффективности финансовых результатов.
- Работа с дебиторской задолженностью
Важную роль в целях управления финансовой устойчивостью играет управление дебиторской задолженностью предприятия.
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия в части повышения финансовой его устойчивости и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства. Методы управления дебиторской задолженностью, применяемые в современной практике, представлены в таблице 2. Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам:
- анализ дебиторской задолженности;
- формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;
- формирование системы кредитных условий;
- формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
- обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Таблица 2.
Методы управления дебиторской задолженностью
МетодыКраткая характеристикаФормирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукцииНаправлен на решение двух задач:
в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.Формирование системы кредитных условий.Формирование системы кредитных условий включает следующие элементы: срок предоставления кредита, размер предоставляемого кредита, стоимость предоставления кредита, система штрафных санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями. Рассмотрим их более подробно.Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.Оценка кредитоспособности предприятияФормирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
- В каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит.
- Какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции консервативный, умеренный и агрессивный.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
- финансовые возможности предприятия как части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Формирование системы кредитных условий. Формирование системы кредитных условий включает следующие элементы: срок предоставления кредита, размер предоставляемого кредита, стоимость предоставления кредита, система штрафных санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями. Рассмотрим их более подробно.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Система штрафных санкции за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкции должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму.
Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и привлекательный шаг для мобилизации денежных средств.
Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия.
Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами.
Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.
С݅и݅с݅т݅е݅м݅а݅ н݅о݅р݅м݅а݅т݅и݅в݅н݅о݅г݅о݅ р݅е݅г݅у݅л݅и݅р݅о݅в݅а݅н݅и݅я݅ б݅у݅х݅г݅а݅л݅т݅е݅р݅с݅к݅о݅г݅о݅ учета финансовых результатов݅ с݅о݅с݅т݅о݅и݅т݅ из пяти у݅р݅о݅в݅н݅е݅й݅.
Д݅о݅к݅у݅м݅е݅н݅т݅ы݅ п݅е݅р݅в݅о݅г݅о݅ уровня у݅т݅в݅е݅р݅ж݅д݅а݅ю݅т݅с݅я݅ П݅р݅е݅з݅и݅д݅е݅н݅т݅о݅м݅ Р݅о݅с݅с݅и݅й݅с݅к݅о݅й݅ Ф݅е݅д݅е݅р݅а݅ц݅и݅и݅, Ф݅е݅д݅е݅р݅а݅л݅ь݅н݅ы݅м݅ С݅о݅б݅р݅а݅н݅и݅е݅м݅, П݅р݅а݅в݅и݅т݅е݅л݅ь݅с݅т݅в݅о݅м݅ Р݅о݅с݅с݅и݅й݅с݅к݅о݅й݅ Ф݅е݅д݅е݅р݅а݅ц݅и݅и݅ и в݅к݅л݅ю݅ч݅а݅ю݅т݅ ф݅е݅д݅е݅р