Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Авторское право(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Авторское право(1)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    21.12.2016 10:09:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    Введение3

    1 Появление авторского права как понятия6

    1.1 Зарубежный опыт6

    1.2 Авторское право в Российской Федерации7

    2 Авторское право и его применение9

    2.1 Авторское право в интернете9

    2.2 Авторское право и музыка14

    3 Срок и формы охраны прав авторов16

    Заключение26

    Список используемой литературы30


    Введение

    авторский право гражданский уголовный

    В реферате рассмотрим общественные отношения, возникающие в сфере закрепления за автором его прав на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения.

    Целью реферата является рассмотрение гражданско-правовой характеристики авторского права и анализ способов защиты авторских прав:

    1. Дать понятие авторского права, раскрыть его сущность и содержание;
    2. Проанализировать объекты и субъекты авторских прав;
    3. Охарактеризовать формы и способы защиты авторских прав;
    4. Раскрыть способы гражданско-правовой охраны авторских прав.
    5. Осветить иные средства защиты авторского права.

    Понятие «интеллектуальная собственность» впервые введено в 1967г. Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), участником которой является Россия».

    В России впервые понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в Гражданском кодексе РФ, принятом 21.10.1994 г.

    В части первой Гражданского кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.1995г., исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которой является интеллектуальная собственность, отнесены к объектам гражданских прав (статья 128). Статья 138 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (услуг, работ); фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.

    Интеллектуальная собственность охраняется рядом актов гражданского законодательства. Например:

    1. «Патентный закон» РФ 1992г.
    2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992г.
    3. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1992г.
    4. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г.

    «Интеллектуальная собственность, права, относящиеся к результату конкретной творческой деятельности человека в производственной, научной, литературной и художественной областях». Интеллектуальная собственность первым объектом которой являются промышленная собственность, а именно: изобретение, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, промышленный образец, полезная модель, ноу-хау. Интеллектуальная собственность вторым объектом которой является авторское право, распространяется на:

    1. «литературные и научно-литературные произведения (включая научные статьи, отчеты о научно-исследовательских и научно-технических работах, программы для ЭВМ и т.д.);
    2. производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    3. сборники (энциклопедии, словари, справочные, базы данных, антологии) и другие составные произведения;
    4. аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
    5. геологические, топографические, географические и другие карты, планы, схемы, эскизы и рельефные произведения, относящиеся к геологии, географии, топографии и другим наукам;
    6. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    8. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы;
    9. музыкальные произведения с текстом и без текста;
    10. другие произведения, а также селекционные достижения.»

    1 Появление авторского права как понятия


    1.1 Зарубежный опыт


    Начну с истории появления авторского права. Идея охраны авторского права появилась с изобретением печатания, благодаря которому стало возможным размножать литературные произведения с помощью механических процессов вместо переписывания их от руки. Это привело к появлению новой профессии - печатников и книгопродавцев, которые инвестировали значительные суммы в покупку бумаги, в покупку или изготовление печатных машин, а также в наем рабочей силы. В этой ситуации без какой-либо формы охраны от конкуренции путем продажи незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием.

    Сначала охрана появилась в виде привилегий, предоставляемых различными властями: в Англии и во Франции - королями; в Германии - князьями. Эти привилегии давали печатникам исключительные права на тиражирование книг с предоставлением средств защиты в виде штрафов, арестов, конфискаций поддельных копий и взыскания убытков. Создавшаяся в результате этого ситуация уже обладала основными чертами системы авторского права, известной нам сегодня. К концу XVII столетия авторы стали справедливо заявлять свои права на свои же произведения. Это привело к появлению в Англии знаменитого Статута королевы Анны 1709 г., который стал первым в истории человечества законом об авторском праве. Появление такого закона неразрывно связано с развитием книгопечатания. Это означает, что пока рынок довольствовался авторскими экземплярами произведений или услугами переписчиков, необходимости в авторском праве не было. С появлением же возможности тиражирования произведений с помощью книгопечатания возникла насущная необходимость защиты прав авторов произведений от издателей, беззастенчиво использовавших произведения, не обращая при этом никакого внимания на необходимость уважения прав авторов этих произведений.

    Однако ни этот, ни последующие законы об авторском праве не ставили единственной или основной своей задачей ущемление прав пользователей, а в результате и всего рынка печатной книжной продукции. Напротив, основной задачей таких законов является установление определенных правовых рамок, или минимальных требований к пользователям, при соблюдении которых они могли бы безбоязненно использовать произведения авторов. Для самих же авторов такие минимальные требования означают, что их произведения будут использоваться только с их согласия и на определенных условиях. Вся история существования законов об авторском праве показывает, что они являют собой определенный компромисс между авторами и пользователями. В Законе американского штата Массачусетс, изданного аж в 1789 году, указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда», а авторское право называлось «самым священным видом собственности».


    1.2 Авторское право в Российской Федерации


    В России первый закон об авторском праве относится к 1830 году. Он касался лишь литературных произведений. Музыкальные сочинения получили охрану в более поздних актах. Однако национальные системы охраны авторского права не давали возможности получения охраны в других странах. По мере развития международных отношений и культурного обмена становилось все более очевидной необходимость создания системы международной охраны авторских прав. Международный период охраны авторских прав начался с подписания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Последующие пересмотры Бернской конвенции и новые международные соглашения продолжают совершенствовать систему охраны авторского права в свете постоянного технологического прогресса, затрагивавшего авторские и смежные права.

    Основная цель системы охраны интеллектуальной собственности проста и разумна: обеспечить прогресс и развитие в области технологии и культуры в общих интересах. Для поощрения технических усовершенствований, создания новых произведений искусства и содействия их раскрытию (что предпочтительнее их тайному использованию) любое лицо, создавшее некое произведение или изобретшее нечто, может получить определенный набор исключительных прав на определенный период времени. По истечении этого периода это произведение или изобретение входит в общегражданский оборот. Предоставление исключительных прав оправдано на том основании, что если бы изобретатель не разработал и не раскрыл изобретение, а автор не сочинил и не продемонстрировал произведение, то никто не мог бы воспользоваться ими - ни в момент их появления, ни в любое время после этого. Недаром еще великий Леонардо вел свои записи левой рукой справа налево и вывернутыми наизнанку буквами, а во всех его технических эскизах обнаруживается лишняя шестеренка, делающая невозможной работу задуманного механизма при его воспроизведении.


    2 Авторское право и его применение


    2.1 Авторское право в интернете


    В интернете и при создании собственного web-peсурса, возникает ситуация, когда пользователь может скопировать себе какую-либо информацию из Интернета. Здесь начинаются взаимоотношения, которые регулируются международными законами об авторских правах. Нельзя, например, сделав копию фантастического романа или рассказа, публиковать его в прессе или на собственной web-странице без согласия автора, мотивируя это тем, что, дескать, "там-то она лежит свободно". Данная книга - интеллектуальная собственность, и охраняется законом ничуть не хуже, чем если бы вы приобрели ее в ларьке или книжном магазине.

    Многие компании-разработчики программного обеспечения предлагают на своих серверах скопировать демо- или бета-версию, а может быть, и коммерческую копию программы, замененную уже более совершенным ее вариантом. Вы можете использовать эту программу, передавать ее своим друзьям. Но вы не в праве продавать ее без согласия разработчика.

    Кроме того, вы не имеете права применять в составе создаваемых вами web-страниц какие-либо элементы другого проекта, если автор данного проекта явно не указывает на возможность такого использования. Как правило, на всех серверах Интернета указано, что из предложенной там информации разрешено "брать на вооружение", а что - нельзя. К тому же всегда можно воспользоваться расположенной практически на каждом сервере ссылкой на почтовый адрес создателя сервера и написать ему электронное письмо со своим вопросом. Владелец сервера вышлет вам ответ, где столь же подробно расскажет, можно это делать или нельзя.

    Необходимость такого подхода очень важна т.к. может помочь избежать возникновения неприятных ситуаций связанных с нарушением авторских прав. Потому как согласно Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» объектом охраны авторского права является произведение (предмет искусства, науки либо литературы), возникшее в результате именно творческой деятельности и непременно обнародованное либо находящееся в какой-либо объективной форме.

    В соответствии с этим любая статья, представляющая собой произведение и размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права (статья 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»”). Её размещение на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”.

    Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме.

    Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона “Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

    Правовую защиту Интернет - сайта, можно условно разделить на две составляющие: дизайн сайта, который как объект авторского права представляет собой произведения искусства и его содержание (графическое, фотографическое и иное) т.е. литературное произведение.

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 23 июля 1993 года № 5351-1, каждому из этих объектов авторского права будет предоставляться одинаковая правовая охрана. Помимо Закона авторы (правообладатели) могут защищать свои произведения и средствами, предоставляемыми Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    Помимо этого в рамках сайта функционируют также программы для ЭВМ, например, счетчик посетителей сайта или иные, они то же являются объектами авторского права и подлежат правовой охране.

    Согласно статье 16 Закона использование объектов авторского права в сети Интернет формально исчерпывается двумя полномочиями: правом на воспроизведение произведения и правом на доведение произведения до всеобщего сведения. Это значит, что в случае использования контента Интернет - сайта правообладателя другим лицом в сети Интернет нарушаются указанные исключительные имущественные авторские права. Также могут нарушаться и личные неимущественные авторские права (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора).

    При обнаружении факта использования третьим лицом информации, подпадающей под защиту, как объект авторского права необходимо заручиться доказательствами:

    - во-первых, нахождения произведения на сайте (данный факт удостоверяет нотариус в рамках статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);

    - во-вторых, принадлежность Интернет-домена сайта-нарушителя, неправомерно использующего произведение, определенному лицу. Для этого необходимо письменно обратиться в Российский НИИ Развития общественных сетей, который осуществляет регистрацию доменных имен в сети Интернет в цифровой зоне ru.

    После этого следует обращаться в суд или предъявлять претензии нарушителю. Однако следует помнить, что Интернет-сайт, на котором размещены произведения и домен, администратором которого является лицо, которому адресовано претензия о нарушении авторского права, не тождественны, по этому данное доказательство лучше дополнять другими, если возможно

    Защита доменного имени может осуществляться по средствам правового института промышленной собственности, а именно, регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков.

    Согласно части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается - «использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых и зарегистрирован товарный знак. Или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».

    Это же положение закреплено и на международно-правовом уровне Парижской конвенцией об охране промышленной собственности от 1883 года (в редакции от 02.10.1979) в статье 10 bis.

    Однако, исходя из указанного выше законодательства, можно сделать вывод о том, что использование доменного имени схожего до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком не достаточно для принятия судом соответствующего решения в пользу обладателя исключительных прав на товарный знак.

    Обладатель доменного имени также должен осуществлять продажу товаров либо предоставление услуг в отношении того же класса товаров, в отношении которого зарегистрирован товарный знак, либо осуществлять деятельность каким-либо образом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

    Такая практика по защите прав на товарный знак характерна в первую очередь для иностранных компаний, поскольку наименования таких организаций часто состоят из латинских букв, при этом такие наименования, как правило, одинаковы с товарным знаком, под которым предоставляются услуги, продаются/приобретаются товары, доменное имя в свою очередь также состоит из латинских букв. Причиной возникшего спора может быть выход иностранной организации на российский рынок в условиях существования доменного имени схожего с товарным знаком иностранной компании.

    Способы защиты сетевых публикаций

    Значительно проще отстаивать авторские интересы, если позаботиться о них заранее.

    К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

    1. публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);
    2. нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;
    3. документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);
    4. программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на “Доске Позора”, и аналогичные “выставки” плагиата).

    2.2 Авторское право и музыка


    Исключительные имущественные права композитора на свои музыкальные произведения, как и права автора любого произведения - литературного, хореографического и т.д., оговариваются в статье 16 Закона об авторском праве. Пункт первый данной статьи говорит о праве автора (в т.ч. композитора) на "использование произведения в любой форме". Список возможных на сегодняшний день форм использования приводится в той же статье.

    Перечислим их: право на воспроизведение (копирование) право на распространение любым способом (продажа экземпляров, прокат, сдача внаем и т.д.) право на импортирование экземпляров произведения (продажи их зарубежом) право на публичный показ и на публичное исполнение право на сообщение в эфир право на передачу по кабелю (по сути, по любым проводам. т.е. и в сети Интернет тоже) право на перевод произведения право на переделку, аранжировки и другие формы переработки произведения.

    Все эти права являются имущественными и, соответственно, могут передаваться другим лицам по авторскому договору. Однако каждый вид использования должен быть специально оговорен в таком письменном соглашении, иначе они по умолчанию сохраняются за автором.

    Музыкальные произведения, прежде всего можно издать в виде партитуры или любой другой нотной записи и распространять экземпляры этого издания. В таком случае между композитором и издателем должен быть заключен авторский договор, в котором оговариваются несколько важных пунктов: передача прав на издание и распространение, исключительность или неисключительность передаваемых прав, срок договора, тираж, размер и форма оплаты и т.д.

    Публичное исполнение музыкального произведения может происходить разными способами: самостоятельно (со сцены) или в составе сложного произведения (театрального спектакля). Концертная площадка и исполнитель должны получить разрешение композитора на исполнение его произведения. То же самое касается любых других видов исполнения. Театр также должен заключить с композитором (или его представителем) договор на использование музыкального произведения в спектакле.

    При записи произведения на фонограмму, производитель фонограммы должен заключить с композитором договор. Очень часто эти права (так называемые "механические" права автора, т.е. прав на звукозапись) передаются издателю нот по издательскому договору. Тогда производитель фонограммы должен обращаться за разрешением на запись к издателю, который, если это указано в договоре между последним и композитором, производит расчеты с автором за возмездную передачу прав на запись фонограммы.

    Производителю фонограммы также нужно помнить, что в его обязанности по закону входит как заключение договора с автором (издателем автора), так и заключение договора с исполнителем, у которого существую свои исполнительские права. В договорах с ними должны учитываться как производство фонограммы (записи), так и ее дальнейшее распространение (на кассетах, пластинках, СД и ДВД-дисках и т.д.). Размер и форма вознаграждения автору и исполнителю в каждом случае устанавливаются по договоренности сторон.

    То же самое касается и производителей аудио-визуальных произведений (теле-, видео- и кинофильмов), которые должны заключать договоры с обладателями авторских и исполнительских прав на произведения, использованные в фильме.

    3 Срок и формы охраны прав авторов


    В России авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Из этого общего правила устанавливается, однако, ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам. Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов.

    Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» отказался от конструкции авторства юридических лиц на произведение. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Верховного Совета РФ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.

    По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которым на территории России никогда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории России произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления должны выплачиваться в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

    Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

    В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

    По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).

    На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

    Теперь рассмотрим неюрисдикционную форму защиты авторских прав.

    Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

    Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

    Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав понимается закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр, способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

    Перечень способов защиты гражданских прав по действующему ГК РФ существенно обогащен, что видно из текста ст. 12, согласно которой их защита осуществляется путем:

    -признания прав;

    -восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, создающих угрозу его нарушению;

    -признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки;

    -признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

    -самозащиты права;

    -присуждения к исполнению обязанности в натуре;

    -возмещения убытков;

    -взыскания неустойки;

    -компенсации морального вреда;

    -прекращения или изменения правоотношения;

    -неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    - иными способами, предусмотренными законом.

    Если же следовать ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

    -признания прав;

    -восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

    -прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

    -возмещения убытков;

    -взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

    -выплаты компенсации в определенных законом пределах.

    Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

    Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

    Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и несколько запоздалой.

    Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

    Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

    Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

    Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из:

    а) двух альтернативных деяний: незаконного использования объектов авторского права или смежных прав или присвоения авторства;

    б) крупного ущерба;

    в) причинной связи между указанными деяниями и ущербом.

    Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным. Поэтому противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление. Те же действия, которые не привели и не могли привести к крупному ущербу, уголовным преступлением не признаются.

    Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым умыслом или косвенным умыслом. Виновный осознает, что незаконно использует объекты авторского или смежных прав либо присваивает авторство, предвидит, что этим причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить или сознательно его допускает, либо безразлично относится к его наступлению.

    Субъективная сторона рассматриваемого преступления помимо умысла характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными мотивами его совершения являются корысть и честолюбие. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п.

    Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет.

    Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего они являются делами так называемого частного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Правда, в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсутствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения.

    Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.

    Если нарушение авторских прав совершено впервые, если характер деяния и данные о личности правонарушителя свидетельствуют об, возможности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определение о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.

    Заключение


    Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

    В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства.

    В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

    Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы:

    Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития литературы и искусства. В Конституции РФ закреплено:

    1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

    2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры.

    Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества. Принцип моральной и материальной заинтересованности в использовании произведений. Материальное поощрение: государственные и именные премии.

    Принцип всемирной охраны права и законного интереса авторов. Отражен не только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

    Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Гражданское законодательство устанавливает принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое единства предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях об охране авторских прав Вместе с тем Конституция РФ относит "правовое регулирование интеллектуальной собственности" к совместному ведению Федерации и республик в ее составе.

    Субъектами авторского права признаются авторы произведений, литературы и искусства, а также иные правообладатели авторского права: наследники авторов, работодатели авторов служебных произведений, издатели некоторых видов произведений, правопреемники юридических лиц, правообладатели объектов авторского права.

    В соответствии с законодательством РФ авторское право распространяется на произведения:

    1. обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной форм на территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;
    2. на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами - гражданами РФ, и их правопреемниками;
    3. на произведения, обнародованные или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами и их приемниками, - гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ.

    При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по законодательству государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

    Авторские права распространяются на произведения: науки; фотографические; декоративно-прикладного искусства; архитектуры; сценографического искусства; живописи; скульптуры; графики; дизайна; графических рассказов; аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов); хореографии и пантомимы; драматические и музыкально-драматические; переводы; литературные; для ЭВМ; производные, сборники и т.д.

    Права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

    Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и неимущественные интересы.

    Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление этих прав при их нарушении или оспаривании.

    Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство. В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера - со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных интересов и имущественных прав.









    Список используемой литературы


    1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС. № 287(R). 2016. С. 8.

    2. Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС. № 226(К). 2015. С. 8, 21.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.06.2008 N 104-ФЗ).

    4. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. -- Казань, 2008. С.28.

    5. Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2325.

    6. Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 2013. № 32. Ст. 1242.

    7. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.: «Республика», 2013. С. 7.

    8. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 2017.

    9. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юрид.лит., 2008. С.8.

    10. Гражданское право. Учебник. / Под ред. С.А.Сударикова,. -- М.: Проспект, 2014.

    11. Иоффе О.С. Основы авторского права. - М.: изд-во "Знание", 2018.

    12. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. -- М.: Изд. юрид. литература, 2018.

    13. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. -- Петроград, 2016. С.X.

    14. Материалы научно-практической конференции «Авторские и смежные права в России. Тенденции развития». 30 сентября 2015г. М.: РАО. С. 10-15, 20-24.

    15. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий. М.: «Прогресс». 2016. С. 406.

    16. «Охрана и защита авторских прав», С.П. Гришаев, «Законность», 2018, № 10., Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18.01.2018.

    17. «Применение законодательства о защите авторских и смежных прав» Р.Колониченков, Е. Пилипенко, «Законность», 2014, № 9.

    18. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб, 2016. С.3.

    19. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб, 2017. С.3.

    20. Труды по интеллектуальной собственности. Т. I. Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России. М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2015. С. 3640.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Авторское право(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.