Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Административное право (вопросы)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Административное право (вопросы)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    06.01.2018 6:07:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    1. Дайте определение предмету административного права …………......... 2

    2. Перечислите группы общественных отношений, регулируемых

    нормами административного права ……………………………………........ 2

    3. Какие функции выполняет административное право как отрасль? ……. 4

    4. Охарактеризуйте метод административного права ………………………7

    5. Дайте определение системе административного права …………………..10

    6. Раскройте общую классификацию административно-правовых норм ...11

    7. Раскройте классификацию административно-правовых норм по

    территории (масштабу) действия ……………………………………………..12

    8. Раскройте классификацию административно-правовых норм по

    объекту регулирования ………………………………………………………..13

    9. Раскройте классификацию административно-правовых норм по

    действию во времени ………………………………………………………….. 14

    10. Перечислите способы реализации административно-правовых норм ..14

    Список использованной литературы ………………………………………… 16














    1. Дайте определение предмету административного права

    Предмет административно-процессуального права - сложное структурное явление, объединяющее три составные части:

    а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;

    б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;

    в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

    Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.


    1. Перечислите группы общественных отношений, регулируемых нормами административного права

    Административно-правовые отношения это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права (классификация Ю.Н. Старилова):

    1. В зависимости от субъектов управленческих отношений он выделяет следующие их виды:

    а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, находящимися на различных организационно-правовых уровнях;

    б) между субъектами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);

    в) между органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

    г) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

    д) между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;

    е) между органами исполнительной власти и организациями негосударственной формы собственности (общественными, коммерческими, муниципальными);

    ж) между исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;

    з) между исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;

    и) между органами исполнительной власти и гражданами;

    к) между исполнительными органами местного самоуправления и гражданами

    2. Применительно к направлениям административной деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:

    а) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;

    б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительного и распорядительного характера;

    в) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;

    г) связанные с осуществлением юрисдикционной деятельности.

    3. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:

    а) в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);

    б) в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

    в) в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

    4. По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения:

    а) в области управления экономикой;

    б) в области управления социально-культурной деятельностью;

    в) в области управления административно-политической деятельностью.


    1. Какие функции выполняет административное право как отрасль?

    Традиционно выделяют двеосновные функцииадминистративного права: регулятивную и охранительную. Т. о., в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.

    Регулятивнаяфункция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Так, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

    Потенциал регулятивной функции административного права наиболее полно реализуется посредством таких ее подвидов, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.

    Организационныйвид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.

    Исполнительныйвид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.

    Разрешительныйвид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.

    Нормотворческийвид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.

    Контрольно-надзорныйвид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.

    Охранительнаяфункция проявляется в воздействии административного права насубъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права.

    С учетом последних тенденций развития административного права выделяют также его обеспечивающуюфункцию, которая выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия (бездействия) государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство). Реализация этой функции основывается на содержащихся в ГПК РФ, КУС РФ и АПК РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействиягосударственных органов, урегулирования административно-правовых споров.


    1. Охарактеризуйте метод административного права

    Административное право свою регулятивную функцию осуществляет определенным только ему присущим методом воздействия на общественные отношения. Административное право относится к тем немногим отраслям, которые имеют свой собственный метод правового регулирования, зачастую заимствуемый вновь выделяющимися современными отраслями бурно развивающегося российского права в так или иначе измененном виде.

    Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто подчинение одного лица другому. Административно-правовой метод в значительной степени связан с властной природой государственного управления, предопределяющей неравенство сторон регулируемых общественных отношений: одна сторона может приказывать другой. Властность, объективно присущая управлению, влечет как следствие и как одно из своих проявлений подчиненность одной стороны другой. Естественно, что такой стороной является тот или иной субъект (орган) исполнительной деятельности, реализующий принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера. Отсюда метод властных предписаний, отношение власти и подчинения, для которых характерно решение вопросов по воле одной стороны.

    Если в отношениях, регулируемых с помощью гражданско-правового (диспозитивного) метода, они решаются равноправными сторонами на началах взаимного волеизъявления, то в сфере действия административного права - на основе одностороннего волеизъявления субъекта управления, в котором выражается его воля, производная от воли государства, от имени которого данный субъект выступает.

    Следовательно, властность административно-правового метода регулирования общественных отношений выражается не столько в подчиненности одной стороны другой, сколько в односторонности и юрисдикционной обязательности предписания соответствующего субъекта управления. Односторонность юридического воздействия как форма выражения властности, конечно, проявляется неодинаково в различных вариантах конкретных взаимосвязей субъекта и объекта управления. По отношению к предприятиям и учреждениям государственной формы собственности - это императив, приказ, прямое распоряжение, по отношению к организации другой формы собственности (частным, общественным, муниципальным) - административно-правовое регулирование.

    Во взаимоотношениях органов государственного управления (должностных лиц) с гражданами подчиненность последних в организационном (административном) смысле, разумеется, отсутствует. "Подвластность" в данном случае выражается в том, что соответствующий субъект государственного управления, и только он, может решить самостоятельно и юридически властно тот вопрос, в котором заинтересован гражданин. У гражданина нет и не может быть полномочий по решению соответствующих вопросов. Государство определяет порядок их решения (например, по заявлениям, ходатайствам, жалобам граждан) и тот официальный государственный орган, которому предоставляются необходимые юридически властные полномочия. Именно поэтому граждане обращаются с жалобами, заявлениями в указанный орган. Последний, руководствуясь законом, принимает необходимые решения, юридически обязательные как для граждан, так и для органов государственного управления (должностных лиц). Следовательно, удовлетворение законных притязаний граждан зависит от одностороннего юридически обязательного волеизъявления органа государственного управления.

    суть метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

    а) установление определенного порядка действий - предписание к действию надлежащим образом в соответствующих условиях, предусмотренных данной административно-правовой нормой;

    б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

    в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Это вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

    г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав.

    Благотворное влияние правового опосредования властеотношений состоит также в том, что право внедряет в административную деятельность несвойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы и др. Конечно, главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой.

    Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно-правовых отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Право обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы, поощрять, разрабатывать рекомендации, информировать граждан, оказывать содействие и т.д.



    1. Дайте определение системе административного права

    Административноеправо целостная системаправовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический режим регулирования общественных отношений административно-правовой.

    Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Общая часть:

    1. государственноеуправление, исполнительные органывласти;
    2. административное право какотрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
    3. субъекты административного права;
    4. формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
    5. административное правонарушениеиадминистративная ответственность;
    6. административная юрисдикция;
    7. административный процесси виды административногопроизводства;
    8. законностьи дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

    Особенная часть:

    1. административно-правовое регулированиев сфере экономических отношений;
    2. административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
    3. административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
    4. административно-правовое регулирование в иных сферах.

    1. Раскройте общую классификацию административно-правовых норм.

    Административно-правовые нормы можно разделить на:

    - охранительные и регулятивные. Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы использование такихправовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключениеадминистративных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.

    - по предмету регулирования - материальные и процессуальные. Материальныеадминистративно-правовые нормыюридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органовуправления и их должностных лиц. Процессуальныеадминистративно-правовые нормыопределяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права.

    - По форме предписанияадминистративно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения). Иногда здесь выделяют еще рекомендательные.

    - По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений:

    1. обязывающие;
    2. уполномочивающие;
    3. запрещающие;
    4. стимулирующие;
    5. согласительные.

    1. Раскройте классификацию административно-правовых норм по территории (масштабу) действия

    Административно-правовые нормыклассифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

    Федеральные нормы. Их действие распространяется на всю территорию РФ, охватывает правовым регулированием все административно - территориальные образования и субъекты РФ.

    Нормы субъектов РФ. Такие нормы могут содержаться в законах субъектов РФ, в актах руководителей ее субъектов, их органов исполнительной власти. Принципиальной особенностью данных норм является то, что они распространяют действие исключительно на территорию того субъекта РФ, государственными органами которого были приняты.

    Межтерриториальные нормы. Применяются для административно-правового регулирования отношений, охватывающих несколько административно-территориальных образований или субъектов РФ либо в силу определенных обстоятельств выходящих за рамки административно - территориального ифедеративного устройства РФ.

    Нормы местного самоуправления. Нормы, содержащиеся в правовых актах муниципальных органов, могут иметь административно-правовую направленность в случаях, когда они принимаются по вопросам, делегированным муниципальным органам органами исполнительной власти, а также требующим совместного регулирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

    Нормы, действующие на определенных территориях. Их действие, как правило, напрямую не обусловлено федеративным и административно-территориальным устройством РФ. Данные нормы могут содержаться в нормативных правовых актах как федерального уровня, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также в актах, принимаемых компетентными должностными лицами. Главное, что действие этих норм распространяется на определенную территорию или группу территорий и обусловлено их спецификой (например, приграничная территория, территорияЗАТО, заповедников, национальных парков, территория, на которой введен режим чрезвычайного положения и т.п.).


    1. Раскройте классификацию административно-правовых норм по объекту регулирования

    Административно-правовые нормы подразделяются на:

    - общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы жизни и все отраслигосударственного управления. Пример - нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

    - межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в законодательстве: таможенном, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, природоохранном, о пожарной безопасности;

    - отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в т. ч. требующих специфического государственного регулирования. Пример - нормы Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации".


    1. Раскройте классификацию административно-правовых норм по действию во времени

    Административно-правовые нормы подразделяются на:

    - срочные, для которых определен срок действия.

    - бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

    При этом возможны ситуации, когда принятые изначально как бессрочные они могут трансформироваться в срочные. Такие ситуации нередки при внесении изменений в законодательство. Так, изначально с момента принятия и вступления в силу Федерального закона "Олицензировании отдельных видов деятельности" предусматривалось лицензирование деятельности по проектированию, а также деятельности по строительству зданий и сооружений. Тем самым норма, определяющая обязательность лицензирования данных видов деятельности (ст. 17) носила бессрочный характер. Однако в дальнейшем Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" были внесены изменения, предусматривающие помимо прочего прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования деятельности по проектированию, а также по строительству зданий и сооружений. Тем самым изначальная бессрочная норма о необходимости лицензирования приобрела срочный характер с указанием на время прекращения действия.


    1. Перечислите способы реализации административно-правовых норм

    Подреализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений.

    Как и любойотраслью права,административным правомиспользуются следующие основные способы реализации собственных административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. При этом возможный способ реализации предопределяется содержаниемправовой нормы, например тем, содержит ли она предписание, формулирует запрет или предоставляет возможности для реализациисубъективных прав.

    Исполнение. Это точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношенийпредписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административногоправа. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность.

    Соблюдение как способреализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороныгосударства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения.

    Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентнымиорганами исполнительной власти и их должностными лицамиюридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах.Реализация административно-правовых нормпосредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной властии их должностных лиц.



    Список использованной литературы


    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

    Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

    Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.

    Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Административное право (вопросы) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.