Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Административное право-2 (вопросы)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Административное право-2 (вопросы)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    24.07.2016 1:37:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    1. Виды реализации административно-правовых норм …………………… 2.

    2. Правоприменение как способ реализации административно-

    правовых норм ………………………………………………………………….2

    3. Процедура вступления в силу и сроки действия

    административно-правовых норм …………………………………………….3

    4. Источники административного права как отрасли права ………………. 4

    5. Особая группа источников административного права ………………….. 6

    6. Международные договоры Российской Федерации как разновидность

    источников административного права ……………………………………….. 6

    7. Конституционные положения в административном праве ………………. 7

    8. Федеральные законы как разновидность источников

    административного права ……………………………………………………...9

    9. Административная ответственность ………………………………………. 10

    10. Административное правонарушение …………………………………… 13

    Список использованной литературы …………………………………………. 16














    1. Виды реализации административно-правовых норм

    Подреализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений.

    Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм:

    исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах;

    применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

    соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.


    1. Правоприменение как способ реализации административно-правовых норм

    Правоприменениекак способреализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

    1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, оценка изложенного в жалобе на действия сотрудника ДПС и т.п.);

    2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации;

    3) издание соответствующегоакта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации

    4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц.

    Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.

    Традиционно правоприменение как способреализации административно-правовых нормрассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта.


    1. Процедура вступления в силу и сроки действия административно-правовых норм

    Важнейшими условиями вступления акта управления в юридическую силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента подписания или опубликования или даты, указанной в самом акте.

    По действию во времениадминистративно-правовые нормы подразделяются на:

    срочные нормы, для которых определен срок действия;

    бессрочные нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

    чрезвычайные нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.


    1. Источники административного права как отрасли права

    Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

    I. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

    Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

    подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

    II. Правовые акты субъектов Российской Федерации:

    законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.).

    Подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов Федерации).

    III. Правовые акты органов местного самоуправления.

    IV. Союзные акты (акты органов бывшего СССР).

    Существование этого типа источников связано с тем, что до 1992 года среди источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

    V. Международно-правовые акты.

    В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.





    1. Особая группа источников административного права

    Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ и Европейского суда по правам человека.

    Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их (судебный, нормоконтроль).

    Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).

    В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм не соответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу, а потому недействующими. Есть три вида актов правосудия как источников права:

    а) акты судов общей компетенции и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов вплоть до постановлений Правительства РФ;

    б) постановления Конституционного Суда РФ;

    в) акты Европейского суда по правам человека.


    1. Международные договоры Российской Федерации как разновидность источников административного права

    Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. На практике возможны самые различные наименования международного договора, в частности договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами.

    Статьей 71 Конституции РФ определено, что международные договоры находятся в исключительном ведении РФ. Эта конституционная норма получает конкретизацию в ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": в соответствии с Конституцией РФ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ее ведении.

    Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

    Это значительное количество Конвенций ООН и Совета Европы, много- двусторонние договора. Примерами международных договоров, содержащих нормы административного права, являются Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (Париж, 13 января 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, ратифицированный Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 99-ФЗ.


    1. Конституционные положения в административном праве

    В силу статуса Основного Закона она является базисным источником любой отрасли российского права. Административное право представляет собой, пожалуй, один из самых ярких примеров влияния Конституции РФ на формирование основных принципов и содержание нормотрасли права. Так, в частности, Конституция РФ определяет:

    • форму государственного устройстванашей страны (ст. 1);
    • высшую ценность человека, его прав и свобод. Одновременно с этим закрепляется обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороныгосударства(ст. 2);
    • многонациональный народ РФ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ (ст. 3);
    • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст. 4);
    • федеративное устройство РФ(ст. 5);
    • принципразделения властей(ст. 10);
    • статусместного самоуправления(ст. 12).

    Кроме того, в Конституции РФ заложены основы правового статуса человека и гражданина (гл. 2), взаимоотношения РФ и ее субъектов (гл. 3), статус Президента РФ (гл. 4), Федерального Собрания -парламента РФ(гл. 5),Правительства РФ(гл. 6), структура и полномочия органовсудебной властиипрокуратуры(гл. 7), характер взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления (гл. 8).

    Принципиальное значение для понимания статуса Основного Закона нашей страны какисточника административного праваимеет ст. 15, содержащая следующие императивные нормы, в равной степени обязательные как для административного, так и для всех иных отраслей российского права:

    - Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

    - органы государственной власти,органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

    - законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы иобязанности человекаи гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

    - общепризнанные принципы и нормымеждународного праваи международные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


    1. Федеральные законы как разновидность источников административного права

    Конституция РФ разделяет федеральные законы на собственно федеральные законы и особую группу - федеральные конституционные законы: ч. 1ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

    Федеральные конституционные законы по отношению к федеральным можно охарактеризовать как "первые среди равных". В пользу данной трактовки статуса федеральных конституционных законов говорит и Конституция РФ: согласно ч. 3ст. 76 Конституции РФфедеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, имеющим следующие особенности.

    В соответствии с ч. 1ст. 108 Конституции РФфедеральные конституционные законы принимаются по вопросам, ею предусмотренным. Введение в Конституцию РФ института федеральных конституционных законов предполагало некоторые, особо важные сферыправового регулирования, требующие максимально высокого, даже по сравнению с законом, статуса источников регулирования. Поэтому можно сказать, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, которые по Конституции Российской Федерации могут регулироваться исключительно названными законами.

    Федеральные законы могут приниматься по вопросам как обозначенным Конституцией РФ, так и по всем иным, требующим правового регулирования на законодательном уровне.

    Говоря о федеральных законах, необходимо выделить среди них особую группу, именуемую кодексами. Они представляют собой масштабные законодательные акты, регламентирующие определенный, значительный круг общественных отношений. Кодексы являются результатами кодификации - особого видасистематизации нормативных правовых актов, которая сопровождается переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений. Соответственно, сам кодекс - особый вид федерального закона, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Применительно к отдельным отраслям права кодексы представляют собой сердцевину, основу каждой конкретной отрасли.

    Подавляющее большинство федеральных законов можно рассматривать в качествеисточников административного права. При этом не имеет принципиального значения, регулированию какой конкретной сферы общественных отношений посвящен данный федеральный закон. Во многих законах содержатся административные запреты, в других - определяется статус органов исполнительной власти в сфере правового регулирования, в третьих - приводятся отсылочные нормы к законодательству об административной ответственности.


    1. Административная ответственность

    Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности. Этот институт активно используется в обеспечении законного правопорядка и повышении гарантий защищенности прав граждан, юридических лиц и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения.

    Административное правонарушение представляет собой межотраслевоевиновноепротивоправное действие (бездействие), по своему характеру и степени общественной опасности не отвечающее критериям правонарушения,влекущегогражданско-правовую, дисциплинарную или уголовную ответственность.

    Парадоксально, но, ни в действующем в настоящее время КоАП РФ, ни в действовавшем ранее КоАП РСФСР легальное определение административной ответственности не закреплено. Исследователи также не смогли предложить общее, всеми признаваемое ее понятие. Несмотря на значительный период применения норм административной ответственности в нашей стране, единое определение в теории административного права до сих пор не выработано.

    Причина, скорее всего, заключается в том, что каждое из определений основывается на частностях, не охватывающих всю суть как юридической, так и административной ответственности, тогда как определение юридической ответственности должно отражать констатацию концептуальных характеристик, позволяющих создать универсальный образ юридической ответственности.

    По мнению Панова А.Б., отсутствие данной законодательной дефиниции следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этого института правоприменителями и иными субъектами административного права, в том числе субъектами административной ответственности.

    Назовем некоторые определения.

    Б.В. Россинский под административной ответственностью понимает вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    О.В. Панкова отмечает, что административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания, ограничивающего личные и имущественные права этого лица.

    Согласно определению А.В. Мелехина, административная ответственность выражается в ответственности граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, предусмотренных законодателем, - перед судом (судьями), общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, реализуемой в применении к нарушителям установленных санкций.

    Согласно позиции Е.А. Кузьмичевой административная ответственность - это способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренные административно-правовой нормой и выраженные в виде административного наказания.

    По мнению А.Б. Агапова, административная ответственность есть мера принудительного воздействия, которая применяется к виновному в совершении административного правонарушения лицу. Сущность данного института выражается в некотором ограничении прав нарушителя или возложении на него дополнительных обязательств.

    О.Н. Ефремова административную ответственность рассматривает в качестве вида юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

    Ю.М. Козлов определяет административную ответственность как назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение.

    П.П. Серков приходит к выводу, что административная ответственность представляет собой комплексную правовую реакцию государства на проявление административной противоправности, содержащую материально-правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных последствий, установленных законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях.

    А.Б.Панов считает, что в главу 2 "Административное правонарушение и административная ответственность" КоАП РФ следует добавить статью, определяющую административную ответственность как вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной КоАП РФ процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.


    1. Административное правонарушение

    Законодательное определение понятия "административное правонарушение" дано в ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: "общественно опасное деяние". Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

    Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными, а степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

    Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:

    1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия, является правонарушение, состав которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

    2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства.

    3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность может быть установлена исключительно КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции. Возможность применения административных наказаний является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т.д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения - обязательный признак правонарушения. В п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отражено, что производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.

    4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.

    5. В совершении данного деяния обязательно наличествуют признаки вины субъекта. Вина - сознательно-волевое отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины подразумевает неспособность или фактическую невозможность осознать характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В КоАП РФ ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина - это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее привлечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.



    Список использованной литературы


    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

    Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

    Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.

    Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. 416 с.

    Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Административное право-2 (вопросы) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.