Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Аренда транспортных средств

  • Вид работы:
    Другое по теме: Аренда транспортных средств
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    08.11.2017 16:07:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение3

    Глава 1. Договор аренды транспортных средств6

    1.1. Понятие и значение договора аренды транспортных средств6

    1.2. Соотношение договора аренды транспортных средств с некоторыми смежными договорами9

    1.3. Основные элементы договора аренды транспортных средств18

    Глава 2. Права и обязанности, ответственность сторон по договору аренды транспортных средств25

    2.1. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств без экипажа25

    2.2. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств с экипажем27

    2.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств32

    Заключение35

    Список использованных источников37




    Введение

    Актуальность темя исследования. Транспортная отрасль одна из крупнейших отраслей хозяйства, важнейшая часть производственной и социальной инфраструктуры. Все интенсивнее развиваются такие виды транспорта, как водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. За последние два десятилетия произошли фундаментальные изменения в формировании правовой базы данной отрасли. В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) выделен отдельный параграф "Аренда транспортных средств", в Кодексе торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) появилась глава "Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)", а в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) гл. 10 "Аренда судов". Модернизация гражданского законодательства требует в том числе и решения проблем, связанных с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон по договору аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортных средств с экипажем).

    В теории гражданского права не в полной мере раскрыты проблемы, связанные с установлением правовой природы отдельных разновидностей договора аренды транспортных средств с экипажем (фрахтование на время): тайм-чартер, димайз-чартер; недостаточно представлено соотношение смежных договоров: проката, аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, аренды транспортных средств с экипажем с целью бытового (потребительского) использования. Необходима юридическая характеристика услуг по управлению и технической эксплуатации.

    В доктрине (как в теории, так и в законодательстве) возникают вопросы при определении субъектного состава данного договора. По сей день ведутся споры относительно того, должны ли участники арендных отношений обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также в законодательстве содержатся пробелы относительно классификации договора аренды транспортных средств с экипажем в зависимости от предоставляемых услуг по управлению и технической эксплуатации. На практике возникают сложности при приеме на работу организацией, которая осуществляет деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с экипажем, сотрудника в качестве водителя со своим личным транспортным средством. Ведутся споры относительно того, какими нормами будут регулироваться данные отношения: нормами гражданского или нормами трудового законодательства.

    Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: выработки соответствующих теоретических и законодательных положений, формирования устойчивой и единообразной правоприменительной практики.

    Объект исследования общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования договора аренды транспортного средства и его разновидностей.

    Предмет исследования нормы гражданского законодательства, регламентирующие правовое регулирование договора аренды транспортного средства и его разновидностей.

    Целью работы является анализ договора аренды транспортного средства и его разновидностей.

    Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

    - рассмотреть понятие и значение договора аренды транспортных средств;

    - определить соотношение договора аренды транспортных средств с некоторыми смежными договорами;

    - выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;

    - проанализировать права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств без экипажа;

    - исследовать права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств с экипажем;

    - рассмотреть ответственность сторон по договору аренды транспортных средств.

    Методология и методика исследования составляют общие и частные методы научного познания, в частности, исторический, комплексный, системный, метод анализа и синтеза, аналогии, метод сравнительного правоведения, конкретно-социологический метод.

    Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых: Т.Е. Абовой, А.А. Ананьевой, В.К. Андреева, К.М. Арсланова, Н.А. Баринова, А.В. Баркова, Ю.Н. Боярской, М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, К.Ф. Егорова, В.С. Ема, Г.Г. Иванова, А.Ю. Кабалкина, Ю.Н. Игнатовой, А.Г. Калпина, Г.В. Колодуба, О.Г. Курноскиной, Д.С. Левенсона, Э.Л. Лимонова, С.Ю. Морозова, С.Н. Мызрова, Н.Н. Остроумова, В.А. Савельева, Л.В. Санниковой, Е.А. Суханова, З.И. Цыбуленко, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и др.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


    Глава 1. Договор аренды транспортных средств

    1.1. Понятие и значение договора аренды транспортных средств

    В современный период в связи с развитием различных видов транспорта и увеличением оборота транспортных средств в ГК РФ выделили институт аренды транспортных средств в отдельный параграф (§ 3 гл. 34), посвященный аренде транспортных средств. Аренда транспортных средств подразделяется на аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления данных услуг и эксплуатации.

    По мнению Д.С. Левенсона, договор аренды транспортных средств можно подразделить на две разновидности: договор тайм-чартер и договор о предоставлении в пользование транспортных средств на условиях повременной оплаты. Согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец был обязан предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. Д.С. Левенсон отмечал, что по второму виду договора владелец не только предоставлял транспортные средства в возмездное временное пользование нанимателю с услугами по их техническому управлению, но и принимал на себя обязанности по поддержанию их в исправном состоянии, обеспечению горюче-смазочными материалами и т.д.

    По мнению Д.С. Левенсона, договор аренды транспортных средств можно подразделить на две разновидности: договор тайм-чартер и договор о предоставлении в пользование транспортных средств на условиях повременной оплаты. Согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец был обязан предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. Д.С. Левенсон отмечал, что по второму виду договора владелец не только предоставлял транспортные средства в возмездное временное пользование нанимателю с услугами по их техническому управлению, но и принимал на себя обязанности по поддержанию их в исправном состоянии, обеспечению горюче-смазочными материалами и т.д.

    Как известно, владение транспортным средством это фактическое обладание им, или предоставленная обладателю возможность непосредственного воздействия на него, устанавливающая господство лица над транспортным средством. Пользование - употребление, применение, использование транспортных средств в соответствии с их предназначением.

    Таким образом, правом владения и пользования обладает только собственник (арендодатель) транспортного средства. На наш взгляд, арендатор может обладать как правом временного пользования, так и правом временного владения и пользования одновременно в зависимости от ситуации. Например, туристическая фирма арендует у авиакомпании самолет с экипажем для перевозки пассажиров в места отдыха. В данном случае арендатору передается право временного пользования транспортным средством, права коммерческой эксплуатации транспортного средства, но не право владения, так как данное право остается за арендодателем, который сохраняет контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) не содержит норм, касающихся аренды транспортных средств с экипажем.

    Отсутствие рассматриваемых норм является существенным недостатком нормативных актов в формировании, правовом моделировании и регулировании потенциально возможных или складывающихся арендных отношений, особенно актуальных на этапе увеличения количества субъектов - коммерческих пользователей соответствующих транспортных средств.

    На наш взгляд, институт аренды транспортных средств с экипажем наглядно отражается в ст. 606 ГК РФ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как было описано выше, транспортное средство с экипажем может предоставляться как во временное владение и пользование, так и во временное пользование в зависимости от формируемых правоотношений. Например, если ООО "Магистраль" арендует автомобиль с экипажем для перевозки грузов на длительный срок и после окончания рабочего дня водитель ставит транспортное средство в гараж арендатора, то здесь прослеживается как право владения, так и право пользования арендатора, а если данное транспортное средство возвращается в гараж арендодателя, то у арендатора возникает только право пользования данным транспортным средством.

    Таким образом, положение ст. 606 ГК РФ наиболее полно и точно отражает понятие "договор аренды транспортных средств с экипажем". В связи с этим необходимо внести поправку в ст. 632 ГК РФ и указать, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

    Как уже отмечалось, законодатель выделил только два подвида аренды транспортных средств: с экипажем и без него. По мнению Е.В. Вавилина, в договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично в договоре аренды транспортного средства без экипажа - без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению). Автор отмечает, что «обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости». Однако Е.В. Вавилин ставит перед нами и проблему применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств, т.е. возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Ведь ни положения ГК РФ, ни положения иных нормативных актов не регулируют данные подвиды договора.



    1.2. Соотношение договора аренды транспортных средств с некоторыми смежными договорами

    Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

    Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно: 1) договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств) (В.А. Косовская, в отношении воздушного чартера А.Ю. Пиджаков, О.И. Аксаментов); 2) договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров) (М.А. Тарасов, В.В. Витрянский, А.А. Старцева); 3) договор фрахтования самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды (проф. В.В. Долинская).

    Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

    В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

    По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: "фрахтование на время". Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами.

    По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

    Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ "Перевозка". В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

    Транспортные уставы и кодексы различным образом регламентируют понятие договора фрахтования. Следуя примеру ГК РФ, в ВК РФ, УАТ РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ и частично в КТМ РФ положения о договоре фрахтования включены в главы, посвященные договору перевозки (гл. 2, ст. 18, УАТ РФ, гл. XV, ст. 104, ВК РФ, гл. XI, п. 4 ст. 67, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, гл. VIII, п. 2 ст. 115, КТМ РФ). В ВК РФ понятие договора фрахтования воздушного судна, который именуется как воздушный чартер, полностью совпадает с понятием, содержащимся в ст. 787 ГК РФ. В ст. 18 УАТ РФ указано, что перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования. Тем самым законодатель подчеркивает, что не перевозка груза, а предоставление транспортного средства осуществляется на основании договора фрахтования. Иным образом сформулированы положения о договоре фрахтования в п. 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ: договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта для грузоотправителей. Исходя из трактования нормы условие о предоставлении судна или его части является всего лишь условием самого договора фрахтования.

    В п. 2 ст. 115 КТМ РФ предусмотрено, что договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) или без такого условия. При этом в КТМ РФ договору фрахтования посвящены две отдельные главы: гл. X "Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)" (ст. 198 - 210 КТМ РФ) и гл. XI "Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)" (ст. 211 - 224 КТМ РФ).

    В УЖТ РФ вообще нет положений, посвященных договору фрахтования.

    Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

    1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.

    2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа.

    3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 - 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества - транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как "фрахтование на время".

    При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015 указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

    Относительно доводов таможенного органа о том, что договор тайм-чартера равнозначен договору аренды транспортного средства в соответствии с гл. 34, § 3, ГК РФ (ст. 632 ГК РФ, 642 ГК РФ), суд указывает, что данные нормы не регулируют правоотношения, возникшие в рамках морской перевозки и таможенных правоотношений товаров. Свою позицию он регламентирует следующим образом. В отличие от ст. 632, 642 ГК РФ, которые регулируют обязательства по передаче права владения и пользования объектом аренды - транспортным средством (фрахтования на время), договор тайм-чартера таких прав не передает. Данные договоры, указанные в ст. 632, 642 ГК РФ, можно сравнить только с договором бербоут-чартера (ст. 211 КТМ РФ), где предусмотрено право владения и пользования судном, т.е. передача его как объекта аренды. В рамках ст. 198 КТМ РФ судовладелец/бербоутный держатель предоставляет только право пользования судном, т.е. предоставляет грузовые помещения и взимает фрахт за грузовместимость и доставку груза, осуществляет перевозку от одного порта к другому. Из содержания ст. 198 КТМ РФ следует, что тайм-чартер заключается для целей перевозки груза, т.е. перевозка груза является целевым условием договора. В рамках договора тайм-чартера фрахтователь получает не само судно во владение и пользование, а возможность использовать судно для перевозки грузов, а также услуги судовладельца по управлению и эксплуатации судна. Риски, связанные с утратой судна по договору тайм-чартера, несет судовладелец. Данную норму можно сравнить со ст. 787 ГК РФ (договор фрахтования).

    Таким образом, суды разграничивают данные договорные типы и не смешивают их, так как предоставление права пользования (фрахтователю или отправителю) судном для целей перевозки и передача права пользования (фрахтователю или арендатору) в рамках договора аренды по своему содержанию и правовой природе отличаются (они регулируют самостоятельные правоотношения).

    4. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X "Аренда судов" (ст. 60 - 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

    Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров.

    Выделим наиболее очевидные признаки, объединяющие договор аренды транспортного средства и договор фрахтования.

    1. Арендатору или фрахтователю переходят права владения и пользования транспортным средством. Арендатор оплачивает право на пользование и владение транспортным средством. Фрахтователем оплачивается право на пользование и владение вместимостью всего транспортного средства или его частью. При этом следует еще раз отметить, что, как указывалось выше, права владения и пользования переходят к фрахтователю не во всех случаях, а только тогда, когда он осуществляет управление транспортным средством своими силами.

    2. Договор аренды транспортного средства и договор фрахтования не относятся к публичным договорам, т.е. заинтересованное лицо (контрагент) не вправе обратиться в суд с требованием заключить договор в порядке ст. 445 ГК РФ.

    3. Арендатор и фрахтователь в отличие от перевозчика не несут ответственности за сохранность груза, перевозимого в арендованном или зафрахтованном транспортном средстве. Это означает, что в силу содержаний названных договоров груз не вверяется арендодателем арендатору, фрахтовщиком фрахтователю.

    4. Эти договоры заключаются только в письменной форме. В большинстве транспортных уставов и кодексов предусмотрено положение о том, что договор фрахтования, так же как и договор аренды транспортного средства (ст. ст. 633, 643 ГК РФ), заключается только в письменной форме. Приведем ссылки на нормативные правовые акты: договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) - ст. 214 КТМ РФ, договор фрахтования автомобильного транспортного средства - в форме заказ-наряда - ч. 1, ч. 4 ст. 18 УАТ РФ.

    В силу указанных выше признаков в научной среде существует точка зрения, в соответствии с которой договор воздушного чартера (фрахтования) будет являться договором аренды воздушного суда в тех случаях, когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить одно или несколько воздушных судов.

    Однако несмотря на указанные сходства, рассматриваемые договорные правоотношения имеют существенное различие. Основным критерием их разграничения может служить цель, с которой стороны вступают в правоотношения. С одной стороны, договор фрахтования не относится к договорам на передачу имущества, так как он "направлен на перевозку: фрахтователь, владеющий грузом, не имеет цели использования, например, воздушного судна для складирования". С другой стороны, договор фрахтования, несмотря на тесную связь и общие черты с договором перевозки, не должен отождествляться с ним, так как обладает отличительными признаками, характерными только для самого договора фрахтования.

    Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

    Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017 указывалось, что ООО "Стройтранссервис" (далее - Исполнитель) и ФГУП "Консервный завод" ФСИН России (далее - Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался "производить перевозку пассажиров - работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком" в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

    В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17 рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

    Иным образом квалифицировались правоотношения в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2017 г. по делу N А58-2422/2017. Исходя из сути дела между АО "Дороги Хангалас" (далее - арендодатель) и ООО "Стройотряд Север" (далее - арендатор) заключен договор аренды строительной техники, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору во владение и пользование за плату строительную технику для использования по ее прямому назначению. Арендная плата по договору начислялась по каждой единице техники за период времени, ограниченный с момента передачи и возврата техники.

    Суд квалифицировал указанные правоотношения как договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, который регулируется пар. 3 гл. 34 ГК РФ. Суть заключенного договора совпадает с содержанием ст. 632 ГК РФ.

    Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования - одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства - основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

    Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует "с терминологической точки зрения привести в порядок" нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.



    1.3. Основные элементы договора аренды транспортных средств

    Договор аренды транспортных средств признается:

    двусторонним (участниками выступают арендодатель и арендатор);

    возмездным (арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, а арендатор, в свою очередь, выплачивает за предоставленное транспортное средство и услуги арендную плату в установленном размере);

    реальным (для заключения такого договора необходимо не только согласие сторон по всем существенным условиям, но и передача транспортного средства);

    срочным (транспортное средство предоставляется арендатору на время, по истечении которого он обязан возвратить его арендодателю).

    Необходимо отметить, что на практике чаще всего стоит исходить из того, что если в норме указывается, что одна сторона обязуется что-либо сделать, то данный договор является консенсуальным. Если в законе закреплено, что сторона договора осуществляет какие-либо действия, то договор признается реальным.

    Специфика данной разновидности аренды состоит в том, что предметом договора являются транспортные средства и прежде всего грузовые и легковые автомобили, т.е. движимое имущество. Однако это могут быть и такие средства, как морские, речные и воздушные суда, т.е. имущество, являющееся недвижимым в силу ст. 130 ГК РФ.

    В связи с появлением данного вида договора аренды актуальным является вопрос о том, что следует понимать под транспортным средством. Следует ли сюда относить только такие виды имущества, которые могут самостоятельно перемещаться в пространстве, или также и такие объекты, что нуждаются в дополнительных тяговых механизмах, например железнодорожные вагоны и платформы, автомобильные прицепы, контейнеры и прочее. От решения данного вопроса зависит распространение специального правового регулирования, предусмотренного параграфом 3 главы 34 ГК РФ "Аренда". Следует отметить, что в этом плане имеет место как распространительное, так и ограничительное толкование термина "транспортное средство". Так, В.В. Витрянский под транспортными средствами понимает не только объекты, способные к самостоятельному перемещению, но и подвижной состав или иначе перевозочные средства. Другие исследователи как в прошлом, так и в настоящее время перевозочные средства и подвижной состав выделяют в отдельную имущественную группу, в отличие от технических устройств, способных к самостоятельному перемещению в пространстве.

    Е.В. Валявин, отмечая специфическую направленность правил, содержащихся в параграфе 3 главы 34 ГК РФ "Аренда" (сложность технического устройства, необходимость управления специалистом, повышенная опасность для окружающих и др.), приходит к правильному выводу, что к транспортным средствам следует относить такие технические устройства по перевозке пассажиров, грузов и багажа, которые обладают самостоятельной способностью к передвижению в пространстве. Е.В. Вавилин при этом предложил следующее понятие: "Транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов". Близким к изложенному является и понятие транспортного средства, предложенного Ю. Кремер.

    В то же время к транспортным средствам нельзя относить оборудование, смонтированное на шасси: генераторы, компрессоры; так же как и специальные машины, созданные на базе автомобиля или трактора: экскаватор, скрепер, бетономешалка и т.д. Однако в судебной практике встречаются примеры отнесения к транспортным средствам башенных кранов, экскаваторов, бульдозеров.

    Вполне возможно, что разрешить вопрос об отнесении соответствующего объекта к транспортным средствам можно на основе Правил дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с п. 1.2 которых к транспортному средству относится устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Транспортные средства могут передаваться как с персоналом, управляющим этими средствами (экипажем), так и без такого персонала (без экипажа). В зависимости от этого аренда транспортных средств, в свою очередь, подразделяется на аренду транспортных средств с экипажем и без экипажа.

    Согласно ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от срока его действия. Необходимо отметить, что данный договор должен быть заключен независимо от состава участников, т.е. будь то физические или юридические лица.

    В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, т.е. путем совершения фактических действий по выполнению предложенных оферентом условий договора.

    Такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, а также воздушные суда, относятся к недвижимому имуществу и подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ). В ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ, ст. 33 ВК РФ содержатся нормы о регистрации судов и прав на них. Так, морские суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

    1) Государственном судовом реестре;

    2) реестре маломерных судов;

    3) бербоут-чартерном реестре;

    4) Российском международном реестре судов;

    5) реестре строящихся судов.

    Отмечается, что в бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

    Речные суда подлежат государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации:

    1) Государственном судовом реестре;

    2) реестре маломерных судов;

    3) реестре арендованных иностранных судов;

    4) Российском международном реестре судов;

    5) реестре строящихся судов.

    Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке: гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации и т.п.

    Хотя на данные суда и распространяются правила о государственной регистрации, но при заключении договора аренды транспортных средств не применяются требования п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Такие требования не установлены и в транспортном законодательстве, т.е. в КТМ РФ, КВВТ РФ и ВК РФ.

    Договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ).

    Согласно ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. То есть по истечении срока аренды стороны должны вновь заключить договор аренды транспортных средств с экипажем.

    Рассмотрим пример из практики. Между сторонами 25 сентября 2006 г. заключен договор аренды трактора Т-330 с экипажем, согласно условиям которого и на основании акта приемки-передачи от 25 сентября 2006 г. истец (арендодатель) передал, а ответчик (арендатор) принял во временное владение и пользование трактор. Управление транспортным средством осуществляется специалистами арендодателя. Срок действия договора - с 25 сентября 2006 г. по 31 декабря 2006 г. 2 октября 2006 г. сторонами заключен договор аналогичного содержания в отношении трактора. Срок договора сторонами не определен.

    Договор аренды трактора от 25 сентября 2006 г. заключен на срок до 31 декабря 2006 г., истцом не представлено доказательств продления срока его действия.

    В силу ст. 632 ГК РФ действие договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. закончилось 31 декабря 2006 г. Прекративший свое действие договор не может быть расторгнут судом. Из этого следует, что удовлетворение требования о расторжении договора аренды трактора от 25 сентября 2006 г. также невозможно. Кроме того, истец просил обязать ответчика возвратить трактор. Истцом не представлены суду доказательства, что после прекращения арендных отношений ответчик продолжает владеть спорным трактором, тем более что управление транспортным средством осуществлялось специалистами арендодателя (истца). Таким образом, в иске было отказано.

    Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

    Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному (ст. 610 ГК РФ). Однако срок обязательно должен быть указан в договоре тайм-чартера (договоре фрахтования судна на время) (ст. 200 КТМ РФ).



    Глава 2. Права и обязанности, ответственность сторон по договору аренды транспортных средств

    2.1. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств без экипажа

    Содержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено по сравнению с общими правилами об аренде в сторону расширения обязанностей арендатора.

    Арендатор в дополнение к его обычным обязанностям должен:

    1) в течение всего срока договора поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ). Соответственно арендодатель полностью освобожден от каких-либо обязанностей по обеспечению исправности предмет договора в период действия договора.

    Впрочем, это не означает, что транспортное средство может быть передано арендатору в ненадлежащем состоянии. За арендодателем полностью сохраняется обязанность предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (ст. 611 ГК РФ) (согласно п. I ст. 216 КТМ РФ судно должно быть предоставлено арендатору в мореходном состоянии, т. е. в таком, когда оно пригодно для использования в соответствии с договором аренды. При этом арендодатель несет ответственность и за скрытые недостатки судна (п. 2 ст. 216 КТМ РФ));

    2) своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ). В этих целях арендатор может нанять экипаж (при найме экипажа арендатор, как правило, должен соблюдать те же требования, которые установлены применительно к аренде морского судна с экипажем (ст. 217 КТМ РФ)) или эксплуатировать транспортное средство и управлять им лично;

    3) нести расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором (ст. 646 ГК РФ). В принципе арендодатель по договору аренды транспортного средства без экипажа освобожден от несения каких-либо расходов, за исключением тех, которые обусловлены теми или иными нарушениями со стороны арендодателя. Все расходы по договору, как правило, возлагаются на арендатора.

    Обязанность арендатора осуществлять страхование не зависит от признания последнего в законе или договоре обязательным. Следовательно, арендодатель вправе потребовать от арендатора заключения договоров страхования транспортного средства и гражданской ответственности в любом случае, если только это прямо не исключено договором. Неисполнение арендатором данной обязанности может служить основанием для расторжения договора аренды по инициативе арендодателя на основании п. 1 ст. 619 ГК РФ.

    Последняя обязанность арендатора является диспозитивной. Первые же две императивны.

    Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).

    Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК РФ). При этом арендатору запрещено заключать договоры, которые направлены на распоряжение транспортным средством или арендными правами (об этом более подробно сказано ранее применительно к договору фрахтования на время).


    2.2. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств с экипажем

    По договору аренды транспортных средств с экипажем в отличие от общих норм об аренде осуществление основных обязанностей возложено на арендодателя, а не арендатора. Причем данные нормы являются императивными и стороны не могут заключить договор на иных условиях.

    Одна из основных обязанностей арендодателя состоит в предоставлении услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Причем данные услуги должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ).

    Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве - вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимые сопутствующие действия (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования.

    Данные услуги осуществляются экипажем. Члены экипажа являются работниками арендодателя (судовладельца) и подчиняются распоряжениям арендодателя (судовладельца), относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора (фрахтователя), касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (ст. 635 ГК РФ; ст. 206 КТМ РФ).

    В соответствии с подп. "b" п. 4 ст. 94 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. каждое судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам, механизмам и оборудованию судна.

    На арендодателя, сдающего транспортное средство с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. При аренде транспортных средств без экипажа все эти обязанности возлагаются на арендатора, который должен осуществлять ремонт, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества. В договоре аренды транспортных средств стороны не могут предусматривать иное распределение обязанностей по проведению ремонта находящегося в аренде имущества, чем указано в ГК РФ.

    Арендодатель по договору аренды транспортных средств должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. В договоре аренды транспортных средств может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства.

    Арендодатель (при аренде транспортных средств с экипажем) обязан укомплектовывать экипаж транспортного средства. Состав и квалификация экипажа должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида. Члены экипажа в этих случаях являются работниками арендодателя, то есть находятся с ним в трудовых отношениях. По всем вопросам управления и технической эксплуатации транспортного средства они подчиняются распоряжениям арендодателя, в части его коммерческой эксплуатации распоряжениям арендатора.

    Если в договоре аренды транспортных средств не предусмотрено иное:

    расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы по их содержанию несёт арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает эти расходы арендодателю в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы);

    расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, относятся на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и других материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов;

    обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинён им или в связи с его эксплуатацией (например, при международных перевозках), возлагается на арендодателя, если транспортное средство обслуживается его экипажем, и на арендатора при аренде без экипажа.

    На арендатора возлагаются следующие обязанности:

    1) использовать транспортное средство по назначению и в соответствии с договором, а именно для перевозки пассажиров, грузов и т.п.

    Необходимо отметить, что если арендатор использует транспортное средство не по назначению или не в соответствии с условиями договора, то арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков;

    2) отдавать распоряжения экипажу транспортного средства по его коммерческой эксплуатации;

    3) своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ). По морскому праву фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, предусмотренные тайм-чартером (п. 1 ст. 208 КТМ РФ).

    Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

    1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

    2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

    3) предоставления арендатором определенных услуг;

    4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

    5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

    Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). В морском праве на фрахтователя также возложены обязанности оплачивать расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ РФ).

    Указанные нормы являются диспозитивными и применяются, если стороны в договоре не предусмотрели иное. Например, расходы на оплату горюче-смазочных материалов могут быть возложены на арендодателя.

    Рассмотрим пример из практики. Стороны согласовали в договоре следующий порядок расчета: "...арендная плата состоит из собственно арендных платежей и платы за предоставление услуг по управлению транспортными средствами согласно путевым листам и действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ". В силу п. 2.1.6 договора арендодатель обязан обеспечивать автомобиль топливом и иными расходными материалами.

    Из толкования условий договора следует, что на арендодателя возложена обязанность обеспечить автомобиль топливом в процессе его использования арендатором, а арендатор должен возместить арендодателю его расходы по оплате топлива в составе арендной платы согласно "действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ".

    Из договора аренды неясно, что стороны подразумевали под "действующими тарифами", поскольку к спорным правоотношениям закон не предусматривает применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ). Таким образом, п. 4.1 договора не позволяет определить ни размер арендной платы, ни порядок его определения.

    При изложенных обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо проверить наличие правовых оснований для взыскания спорной суммы.

    Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное.

    Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатору следует иметь в виду, что договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды, и к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, - назначению транспортного средства (ст. 638 ГК РФ).

    В отношении с третьими лицами арендатор выступает в качестве арендодателя (субаренда), или в качестве перевозчика грузов, багажа и пассажиров (договорные отношения), или в качестве владельца транспортного средства (деликтные обязательства).


    2.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств

    Вопрос о том, кто из контрагентов является владельцем арендованного транспортного средства источника повышенной опасности в течение срока действия договора и в момент причинения им вреда третьим лицам, до сих пор не имеет однозначного ответа.

    Так, в комментарии к ст. 648 ГК РФ указывается, что при аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. Другие авторы предлагают исходить из того, что владельцем арендованного транспортного средства во время его эксплуатации является одновременно и собственник, предоставивший транспортное средство во временное владение и пользование, и арендатор. Отсюда вывод: обязанность возмещения вреда в случаях невиновного его причинения должна солидарно возлагаться на обоих контрагентов.

    Осуществляющими эксплуатацию считаются лица, реально обладающие транспортным средством, имеющие непосредственную возможность воздействовать на него. Арендатор получает источник повышенной опасности не только в пользование, но и в техническое управление и обслуживание («квалифицированное владение»), т.е. вопросы исправности транспортного средства, его надлежащего технического состояния в процессе эксплуатации полностью принимаются им на себя. Таким образом, логично возложение нормами ст. 648 ГК РФ ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием) третьим лицам, на арендатора, который осуществляет управление и техническую эксплуатацию своими силами.

    Аналогично решается рассматриваемый вопрос при определении субъекта ответственности при прокате транспортного средства.

    При этом отмечается, что «абонент, получив автомобиль напрокат, владеет и пользуется им в течение определенного срока вне всякого контроля со стороны прокатной организации». Соответственно делается вывод об ответственности арендатора (абонента) не только перед арендодателем (прокатной организацией), но и перед третьими лицами.

    В деятельности хозяйствующих субъектов имеют место случаи, когда организации (как правило, автотранспортные) предоставляют на условиях договора аренды транспортные средства своим работникам. В этой связи (в частности, при совершении дорожно-транспортного происшествия, в результате которого причиняется вред пешеходу) организация-арендодатель отказывается возмещать вред, ссылаясь на то, что такая обязанность должна быть возложена на водителя, управляющего автомашиной на основании договора аренды. Однако договор аренды предприятия с его работником представляет собой форму организации трудовых отношений: водитель остается работником организации, действует в ее коммерческих и производственных интересах, пользуется ее технической и эксплуатационной базой, т. е. фактически транспортное средство из владения организации не выбывает. А значит, ответственность за причиненный вред, в соответствии с гл. 59 ГК РФ, должна нести организация как собственник (титульный и фактический владелец) транспортного средства источника повышенной опасности, потому что «не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника».

    Гражданская ответственность владельцев и пользователей транспортных средств может быть ими застрахована. Судебная практика выявила определенные проблемы при страховании арендатором арендованного им транспортного средства. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования исключительно в пользу лица, имеющего интерес в сохранении застрахованного имущества. В литературе и в судебной практике был поставлен вопрос о наличии у арендатора субъективного интереса в сохранении имущества и практической возможности объективного его определения.

    Кроме того, было высказано обоснованное мнение, что «интерес в сохранении имущества... есть только у того, кто несет риск утраты и повреждения данного имущества, но не у того, кто несет ответственность за его утрату и повреждение». В соответствии с этим был сделан практический вывод: арендатор не входит в круг лиц, имеющих страховой интерес в сохранении арендованного имущества.

    В практической деятельности арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя как лицо, непосредственно несущее риск утраты и повреждения имущества.

    При этом отпадает необходимость закреплять в договоре аренды те случаи ответственности арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, т. е. будут выступать в качестве страхового случая.

    Заключение

    Завершая исследование института аренды транспортного средства, необходимо сделать следующие выводы:

    1. Договор аренды транспортного средства это соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование с оказанием своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем, фрахтование на время) или без оказания таких услуг (аренда транспортного средства без экипажа).

    2. Аренда транспортных средств должна регулироваться различными положениями в зависимости от целей использования (коммерческой или потребительской) арендованных транспортных средств и соответственно их определенному субъектному составу:

    а) если субъектами аренды транспортных средств с экипажем выступают юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, то данные отношения должны регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и транспортными уставами и кодексами;

    б) когда транспортные средства сдаются в аренду с целью бытового (некоммерческого) использования, отношения сторон необходимо регулировать общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) при отсутствии прокатной организации, осуществляющей сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае - положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ);

    в) если стороной договора аренды транспортных средств с экипажем является лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, то должны применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ. При этом предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации регулируется гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).

    3. Общие черты договоров аренды транспортных средств:

    1) установлена обязательная письменная форма, но не под страхом недействительности;

    2) даже если соответствующее транспортное средство является недвижимостью в силу закона, правила о регистрации договора аренды не применяются;

    3) арендатор в любом случае, если иное не определено договором, несет расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства (на оплату топлива, материалов, сборов);

    4) арендатору предоставлено право передавать транспортное средство в субаренду, если договором не установлено иное, а также императивно разрешено заключать договоры перевозки и другие договоры, лишь бы это не противоречило назначению транспортного средства или целям его использования, указанным в договоре;

    5) у арендатора отсутствует преимущественное право на заключение договора на новый срок;

    6) договоры аренды транспортных средств не возобновляются на неопределенный срок в случае, если по истечении срока арендатор продолжит пользоваться транспортным средством.


    Список использованных источников


    Нормативно-правовые акты

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. ст. 410.
    2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. ст. 2207.
    3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. ст. 1001
    4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. ст. 5555

    Материалы судебной практики

    1. Определение ВАС РФ от 27 ноября 2009 г. N ВАС-15088/09 // СПС "КонсультантПлюс".
    2. Постановление ФАС Уральского округа от 13 октября 2010 г. N Ф09-6616/10-С5 по делу N А60-54191/2009-С12 // СПС "КонсультантПлюс"
    3. Постановление ФАС Поволжского округа от 22 октября 2009 г. по делу А12-4787/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
    4. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 марта 2009 г. по делу N А18-216/2008 // СПС "КонсультантПлюс".
    5. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А60-3302/2008-С3 // СПС "КонсультантПлюс".



    Научная и учебная литература

    1. Бажина М.А. К вопросу о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. N 3-4.
    2. Боярская Ю. Н. Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. М.: Статут, 2016
    3. Вавилин Е.В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение (СПб.). 1999. N 2.
    4. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009.
    5. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.
    6. Глянцев В. Г. О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан // Бюллетень ВС РФ. 2004. № 9.
    7. Долинская В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8.
    8. Кириллова Е. А. Исполнение договора финансовой аренды транспортных средств в РФ: проблемы практики // Российская юстиция. 2016. № 6.
    9. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. Наук О. Н. Садиков. М.: Норма, 2016.
    10. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. N 3.
    11. Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хозяйство и право. 2010. N 1.
    12. Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. N 2.
    13. Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. N 2.
    14. Старцева А.А. Правовое регулирование договорных отношений по воздушному чартеру: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
    15. Фогельсон О. Договоры страхования. Ошибки при заключении и исполнении // Финансовая газета. 2008. № 14.
    16. Юренкова О.С. К вопросу о правовой природе договора фрахтования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. Выпуск 2(16).
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Аренда транспортных средств ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.