Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Безвестно отсутствующие и безвременно мертвые (признание)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Безвестно отсутствующие и безвременно мертвые (признание)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    28.03.2017 23:08:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…………….........3

    ГЛАВА 1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

    1.1 Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим…..5

    1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим6

    1.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим………………………………………………9

    Выводы по главе ………………………………………………………………11


    ГЛАВА 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

    2.1 Понятие и процедура объявления гражданина умершим.……………..…12

    2.2 Правовые последствия объявления гражданина умершим …………..…..15

    2.3 Правовые последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим…………..……………………………..............17

    Выводы по главе ………………………………………………………………20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………................................21

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………24












    ВЕДЕНИЕ

    Ежегодно значительное количество людей в России и в мире гибнет или пропадает без вести в результате стихийных природных и техногенных явлений, примером могут служить торфяные пожары 2010 года в Подмосковье или наводнение в Краснодарском крае в 2012г. или авария на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года. Огромное количество людей пропадают без вести по причинам, отличным от стихийных бедствий, террористических атак или уличных беспорядков. По данным ГУ МВД г.Москва, на 1 января 2017 года список только без вести пропавших москвичей насчитывает 3 500 человек, за 2016 год только в Москве подано более 10 тысяч обращений в полицию о пропаже. По статистике волонтерского поискового отряда «Лиза Алерт», 20% пропавших так и не удается найти. Именно частотой возникновения в юридической практике ситуаций, в которых в целях устранения неопределенности в гражданских правоотношениях возникает необходимость применения института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим, обусловлена актуальность настоящей работы. Кроме того, начиная с 1985 года и по настоящее время вопрос совершенствования гражданско-правового регулирования практически игнорируется, как учеными-правоведами, так и законодателем.

    Степень научной разработанности проблемы. В разное время исследованием института занимались С.Н. Братусь, Ю.П. Дубягин, В.В. Ефимов, Ю.Я. Ободовский, А.Г. Потоков, В.К. Соловьёв, М.Г. Стучинский, Г.Ф. Шершеневич. и др. Теоретическую базу исследования составляют работы советских и российских правоведов, таких как Г.Н. Амфитеатрова, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, Н.М. Коршунов, Д.И. Мейер, И.А. Михайлова, И.Б.Новицкий, Ю.А.Попова, Е.А. Прянишников, С.П. Портянкин, Д.М. Чечот, Ю.В.Юдина, А.К. Юрченко. Процессуальный порядок рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим был предметом исследования Р.В. Ихсанова, С.П. Портянкиной, Н.А. Чудиновской. Стоит отметить, что несмотря на высокую актуальность вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим, комплексные исследования, посвященные основаниям и гражданско-правовым последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, крайне немногочисленны и основаны на работах авторов, уже занимавшихся освещением данного вопроса в литературе более раннего времени.

    Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление законодательных пробелов и противоречий в регулировании оснований и гражданско-правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования данного вида правоотношений.

    Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть развитие института безвестного отсутствия и его правовое регулирование в российской и мировой юридической практике; дать понятие признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим; изучить основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим; выявить проблемы реализации правовых норм, регулирующих институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим на практике, выработать пути совершенствования действующего законодательства.

    Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.

    Предмет исследования нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, определяющие основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

    Методологическая основа исследования. Данное исследование основывается на общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучных (сравнительно-правовой, функциональный, формально-юридический) методах познания общественных явлений.

    Структура работы соответствует ее содержанию. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

    Глава1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ

    1.1 Понятие и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

    Безвестное отсутствие как явление действительности это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при котором невозможно установить его местонахождение. Определяющим признаком явления является то обстоятельство, что у суда нет оснований полагать о нахождении гражданина в живых, но при этом отсутствуют доказательства его смерти.

    Безвестное отсутствие как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявлению его умершим, которые содержатся как в нормах материального, так и процессуального права. Таким образом, институт безвестного отсутствия является межотраслевым, поскольку его нормы содержатся в гражданском праве, жилищном, семейном, трудовом и др. материальных отраслях права.

    Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц в случае, если в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания.

    Заявление, должно быть подавно по месту жительства или нахождения заинтересованного лица, в нем в обязательном порядке должна быть конкретизирована цель признания гражданина безвестно отсутствующим. Указывается срок безвестного отсутствия, предпринятые заявителем к розыску. Установление местожительства безвестно отсутствующего влечет прекращение производства по делу вследствие отказа заявителя от своих требований. В противном случае выносится решение об отклонении заявленной просьбы.

    Понятия «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т. п.), а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

    Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года (1 абз. 2 ст. 42 ГК).

    Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т. п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.


    1.2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

    Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия:

    Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация. Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно об этом должно быть указано в договоре доверительного управления, который регулируется статьями 10121026 ГК РФ.

    Договор о доверительном управлении имуществом и заключается только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Однако в тексте ст.43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует.

    Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии: управляющий вправе совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки(сдавать имущество в аренду, продавать). Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона). Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. При этом управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст.37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Право подачи искового заявления о взыскании алиментов имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст.80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

    Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст.19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию. Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

    В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства. Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст.977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст.188 ГК); комиссии (ст.1002 ГК), агентского договора (ст.1010 ГК), договора доверительного управления (ст.1024 ГК), договора простого товарищества (ст.1050 ГК). Немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства.


    2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим

    Существуют два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания.

    В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, а также по заявлению заинтересованных лиц, по инициативе которых рассматривалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим, возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Оплата государственной пошлины при подаче соответствующего заявления действующим законодательством не предусмотрена, поскольку в данном случае возобновляется прежнее дело.

    Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст.280 ГПК). Согласно п.2 ст.46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.


    Выводы по главе

    1. Безвестное отсутствие как явление действительности это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при котором невозможно установить его местонахождение. Определяющим признаком явления является то обстоятельство, что у суда нет оснований полагать о нахождении гражданина в живых, но при этом отсутствуют доказательства его смерти.
    2. Безвестное отсутствие как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявлению его умершим, которые содержатся как в нормах материального, так и процессуального права. Таким образом, институт безвестного отсутствия является межотраслевым, поскольку его нормы содержатся в гражданском праве, жилищном, семейном, трудовом и др. материальных отраслях права.
    3. Основаниями для признания гражданина безвестно отсутствующим являются: 1) длительное отсутствие гражданина в месте его жительства; 2) отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; 3) невозможность установить местонахождение гражданина, подтвержденное справкой из органа внутренних дел.
    4. Безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение. Из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.
    5. Гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами






    ГЛАВА 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

    2.1. Понятие и процедура объявления гражданина умершим


    Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить месте его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

    Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются: отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, шести месяцев; неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

    Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна, для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

    На основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета).

    Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату, когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК РФ.

    Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав объявление гражданина умершим включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего. Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (и объявлением умершим заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше пяти лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известий более пяти лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, представляется, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. Высказанное предложение усложнит данную норму права, но с его принятием будет упрощена процедура рассмотрения и, что не менее важно, будет больше исключена ошибка суда и возможность злоупотребления со стороны граждан.

    Объявление гражданина умершим производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства. В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: получения пенсии по случаю потери кормильца, для получения наследств, для прекращение брака. Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора, который при этом не является стороной в деле.

    В целях определения понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель», на основе анализа взглядов по этому вопросу М.А. Викут, М.К. Треушникова и др., можно приди к выводу, что заявителем по делам о об объявлении гражданина умершим является лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладая правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

    Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина, и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения.


    2.2. Правовые последствия объявления гражданина умершим

    Отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст.26 СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Но возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами безвозмездно или на возмездных началах.

    Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т. е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

    В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т. д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим. Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опровергнута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).

    Объявление гражданина умершим влечет те же правовые последствия, что и физическая смерть, т. е. прекращение брака, открытие наследства, право иждивенцев на пенсию и др..

    Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 257 ГПК). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами безвозмездно или на возмездных началах. Согласно п. 2 ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т. п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило не несут.


    2.3. Правовые последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим

    В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т. е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены, так как не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т. п.).

    Правило о возврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имущества тесно связано с нормами ст. 301 3 ГК, регулирующих отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Применительно к данному требованию своего имущества гражданином после отмены судебным решения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполне законно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отмены указанного решения отпадает основание (титул) их владения, т. е. владение становится незаконным. Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочно объявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основание для предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконного владения, т. е. виндикационного иска г 301 ГК). Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только в случаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли). В случае объявления гражданина умершим его имущество отзывается во владении других лиц не по его воле, и поэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей. Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных абз. 2 ст. 303 ГК). Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведение им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

    Гражданин, ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имущество принадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместное нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества: деньги и ценные бумаги на предъявителя возврату не подлежат (п. 3 ст. 302 ГК).

    Предусматривая возврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников. Однако следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т. е. знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмещены убытки, причиненные утратой имущества. Основную часть убытков будет составлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.

    От рассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа и мена.

    Однако закон предусматривает исключения из этого правила: возмездный приобретатель имущества, которое принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущество, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (абз. 2 п. 2 ст. 46 ГК). Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно. Требование о возврате имущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет по своему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения виндикационный иск ст. 301 ГК).


    Выводы по главе

    1. Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Институт объявления гражданина умершего также как и институт объявления гражданина безвестно отсутствующим направлен на защиту прав других субъектов гражданского оборота и на стабилизацию гражданских правоотношений.
    2. Общий фактический состав объявление гражданина умершим включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего
    3. Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т. е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека: прекращение брака, открытие наследства, право иждивенцев на пенсию и др.
    4. В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т. е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены, так как не восстанавливается действие обязательств личного характера


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучение и совершенствование нормативного регулирования должно ставить своей целью усиление защиты прав и свобод человека, являющихся в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью, защита имущественных и личных интересов отсутствующего и третьих лиц являются основными вопросами, которые призван разрешать институт безвестного отсутствия.

    В ходе написания настоящей работы мы приходим к следующим выводам:

    1. Безвестное отсутствие как явление действительности это длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства помимо своей воли, при котором невозможно установить его местонахождение. Определяющим признаком явления является то обстоятельство, что у суда нет оснований полагать о нахождении гражданина в живых, но отсутствуют доказательства его смерти.
    2. Безвестное отсутствие как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявлению его умершим, которые содержатся как в нормах материального, так и процессуального права. Таким образом, институт безвестного отсутствия является межотраслевым, поскольку его нормы содержатся в гражданском праве, жилищном, семейном, трудовом и др. материальных отраслях права.
    3. В качестве предмета правового регулирования института безвестного отсутствия можно выделить две группы общественных отношений: 1) отношения, возникающие по признанию гражданина безвестно отсутствующим; 2) отношения, возникающие по объявлению гражданина умершим. Основными специфическими особенностями гражданско-правового метода регулирования института является отсутствие равенства прав и обязанностей субъектов, а также отсутствие автономии воли одного из них.
    4. Институт безвестного отсутствия регулируется на основе компромисса между частными и публичными интересами и таким образом является комплексным общеправовым институтом. Такие принципы гражданского права, как равенство участников, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, свобода договора, неприкосновенность собственности, осуществление гражданских прав по своему усмотрению не действуют при реализации отношений, регулируемых институтом безвестного отсутствия.
    5. Основаниями для признания гражданина безвестно отсутствующим являются: 1) длительное отсутствие гражданина в месте его жительства; 2) отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; 3) невозможность установить местонахождение гражданина, подтвержденное справкой из органа внутренних дел.
    6. Установление факта смерти лица в определённое время и при определённых обстоятельствах, при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, есть не что иное как объявление в судебном порядке гражданина умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Однако при обращении с заявлением об установлении факта смерти лица в определённое время и при определённых обстоятельствах в суд, отсутствуют процессуальные сроки для обращения заинтересованного лица, а дополнительным основанием для обращения является документ об отказе органов загса в регистрации события смерти.
    7. Гражданско-правовые последствия, которые влечёт признание гражданина безвестно отсутствующим, направлены на прекращение его имущественных и личных неимущественных прав: прекращается брак и родительские права; прекращается действие доверенностей; прекращается право собственности на имущество в результате исполнения обязательств перед третьими лицами; исполняется обязанность по уплате налогов и сборов; прекращается действие трудового договора; договора простого товарищества; возникает прекращение права на жилище по договору социального найма жилого помещения, поскольку возникает возможность снятия лица с регистрационного учёта помимо его согласия. Данные правовые последствия направлены не на защиту интересов безвестно отсутствующего лица, а на ущемление его прав, многие из которых не подлежат восстановлению в случае его явки. Таким образом, не достигается основная цель института защита прав гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
    8. Поскольку при вынесении решения суд исходит из предположения физической смерти гражданина, гражданско-правовые последствия, объявления гражданина умершим, направлены на прекращение всех его имущественных и личных неимущественных прав.
    9. Основания и гражданско-правовые последствия, установленные законом для признания гражданина безвестно отсутствующим и для объявления гражданина умершим, незначительно отличаются друг от друга. Мы считаем разумным исключить институт объявления гражданина умершим из действующего законодательства. При этом вопросы безвестного отсутствия граждан должны будут регулироваться институтом признания гражданина безвестно отсутствующим, а если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая необходимо будет устанавливать факт смерти гражданина.
    10. Также считаем необходимым дополнить статью 46 ГК РФ нормой, предписывающей, что в случае явки гражданина по истечении 15 лет с момента признания его безвестно отсутствующим, недвижимое имущество, перешедшее к другим лицам по возмездным или безвозмездным сделкам, не подлежит возврату. Для движимого имущества такой срок предложено установить в пять лет. Положения ч.2 п.2 ст.46 ГК РФ предложено изложить в следующей редакции: «Лица, к которым имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, перешло по сделкам (не делаем различия между возмездными и безвозмездными), обязаны возвратить ему это имущество, если к ним предъявлен виндикационный иск и если к имуществу невозможно применить положения ст. 234 ГК РФ. Деньги, а также ценные бумаги могут быть истребованы в соответствии с главой 60 ГК РФ».

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
    4. Жилищный кодекс Российской Федерации, от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
    5. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01 января 1996 г., № 1
    6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.// Российская газета, 20 ноября 2002 г.
    7. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, № 41, ст. 4849

    Справочная литература, научные работы, монографии

    1. Белякова А.М. Гражданско-правовые последствия признания граждан безвестно отсутствующими: вопросы истории / А.М.Белякова // Закон и порядок № 2 (21); 2015 с. 13-15
    2. Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса /Е.В.Васьковский// М.: Норма, 2014. 789с.
    3. Веберс Я.Р. Правосубъектность лиц в русском гражданском и семейном праве, /Я.Р. Веберс// Самара: АСВТ, 2013, 622с.
    4. Гольсмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства // материалы хрестоматии /А.Х. Гольсмстен // Спб.:«Питер», 2015, 456с.
    5. Гражданский процесс / учебник под ред. В. Яркова, М.:Волтерс Клувер, 2016, 732с.
    6. Гражданский процесс / учебник под. Ред. М.К. Треушникова, М.:Норма, 2013 567с.
    7. Ершова Н.М. Вопросы семьи в русском гражданском праве //Н.М.Ершова, М.: Норма, 2014 122с.
    8. Кляус Н.В. Некоторые проблемы предмета судебной защиты в гражданском процессе по делам особого производства /Кляус Н.В. // Арбитражный и гражданский процесс. - 2016. - № 8. С. 56.
    9. Кузнецов Е. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего лица // Человек и закон. 2014. - № 5. С. 16.
    10. Кулицкая Л.И. О целесообразности применения норм о приобретательной давности к институту объявления гражданина умершим // Юрист-Правовед. 2013. № 3. С. 65-67 [0,3 п. л.].
    11. Кулицкая Л.И. Отличие установления факта смерти в судебном порядке от объявления гражданина умершим // «Вестник Волгоградской академии МВД России». 2011. № 4. С. 53-55 [0,3 п. л.].
    12. Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. 2016. № 10. С. 25.
    13. Тодуа Г.Г. Безвестное отсутствие гражданина / Г.Г. Тодуа // Ученые записки юридического факультета СПБГЭУ. 2015. № 37. С. 168-175.
    14. Треушникова Ю.М. Дела особого производства./Ю.М.Треушников//, М.: Инфра-М 2009, 312с.
    15. Филиппова П.М., Мохова А. А. Особое производство по гражданским делам: теория и практика /П.М.Филиппов// Самара:АСВТ 2015, 215с.
    16. Ярков В.В. Субъекты права в механизме реализации норм гражданского процессуального права /В.В.Ярков// Санкт-Петербург, «Питер», 2003, 456с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Безвестно отсутствующие и безвременно мертвые (признание) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.