Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Власть

  • Вид работы:
    Другое по теме: Власть
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    17.08.2016 10:58:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    Актуальность исследования. Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть фундаментальное начало как общества, так и политики. Она так или иначе присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной, духовной, семейной и т. п. На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. Она является важнейшей категорией теории государства и права. Власть и государство тесно взаимосвязанные явления.

    Наиболее важным видом власти является государственная: она определяет жизнедеятельность во всех сферах общества. Только она отличается рядом только ей присущих признаков: а) обязательностью ее решений для всякой иной власти, проникновением в любые общественные процессы; б) публичностью; в) наличием единого центра, единой воли принятия решений; г) возможностью использования всех видов ресурсов власти; д) наличием специального государственного аппарата для воздействия на общество.

    Цель работы состоит в изучении понятия «государственная власть», выявлении ее особенностей, анализ принципов организации и деятельности и форм осуществления.

    Для реализации поставленной цели перед работой стоит ряд задач:

    - дать характеристику государственной власти как феномену социально-правовой действительности;

    - рассмотреть принципы организации и деятельности государственной власти;

    - проанализировать структуру государственной власти;

    - выявить основные формы осуществления и организации политической власти.

    1. Государственная власть как феномен социально-правовой действительности

    1.1 Понятие и сущность государственной власти


    Основные подходы по определению понятия власти начали формироваться в античной философии, что явилось результатом осмысления опыта государственного строительства в Древней Греции и Древнем Риме. Интерес к проблематике власти существенно возрос в период средневековья, что было обусловлено необходимостью формирования идеологии власти суверена. Однако, именно в ХХ веке власть получила столь пристальное и всеобъемлющее внимание в трудах философов, социологов и политологов Запада, о чем свидетельствуют работы Х. Арендта, Р. Арона, Р. Берштедта, П. Блау, Т Бола, Д. Болдуина, Т. Вартенберга, М. Вебера, Э. Гиденса, Р. Даля, С. Льюса, Т. Парсонса, Д. Ронга и других исследователей.

    В русской дореволюционной юриспруденции вопросы государственной власти получили достаточно серьезную проработку, о чем свидетельствуют труды Н.Н. Алексеева, В.М. Гессена, А.Д. Градовского, В.В. Ивановского, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева, В.М. Хвостова, Б.Н. Чичерина и др.

    В научной литературе советского периода вопросы власти также получили пристальное внимание. Абстрагируясь от идеологических наслоений, следует отметить, что удалось провести достаточно глубинное исследование названной проблематики. В советской литературе сложилось три основных направления в подходах определения власти:

    во-первых, власть рассматривалась как необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности;

    во-вторых, власть определялась как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим, или, как волевое социальное отношение, характер которого обусловлен доминирующей волей с одной из сторон данного взаимодействия, осуществляемой с помощью специальных властных методов («волевая» концепция власти);

    в-третьих, власть характеризовалась как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях.

    В современных условиях государственная власть должна «делить» властный рынок с другими видами публичной власти и эффективно сотрудничать в решении задач, стоящих перед обществом. Сегодня решение практически любой проблемы предполагает налаживание взаимодействия между самым широким кругом субъектов и добиться предполагаемых результатов возможно при условии выстраивания верного вектора деятельности всех разновидностей публичной власти в государстве.

    Будучи качественной разновидностью публичной власти, государственная власть в наибольшей мере выступила в качестве объекта доктринального анализа. Вместе с тем, возникает вопрос, а можно ли сегодня говорить о познанности феномена государственной власти. Мы глубоко убеждены, что в настоящее время нельзя дать утвердительный ответ на данный вопрос. В этой связи следует определиться с содержанием понятия «государственная власть».

    Широкий диапазон мнений по установлению объема понятия «государственная власть» вполне закономерно, что, на наш взгляд, обусловлено следующими факторами. Во-первых, семантика слова «власть», как основы термина «государственная власть» существенно вариативна, что и порождает возможность самого разнообразного толкования. Во-вторых, при исследовании государственной власти в основу была положена разнообразная методологическая база. В-третьих, функционирование государственной власти на различных этапах исторического развития, было основано на соответствующей государственно-правовой идеологии, что получило свою объективацию в правотворческой и правореализационной деятельности органов и должностных лиц государственной власти.

    В юридической литературе широкое распространение получила точка зрения рассмотрения государственной власти как реализации властной воли. По мнению В.Е. Чиркина государственную власть следует определять как «возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган, должностное лицо».

    Аналогичную позицию разделяет М.А. Крашенинников, который полагает, что сущность власти как волевого общественного отношения в первом приближении к сущности первого порядка может быть определена через присвоение чужой воли или через отношение суверенитета и зависимости, проявляемое в неполитической и политической формах. Глубинная же сущность содержания власти может быть раскрыта в связи с рассмотрением видов власти и всестороннего рассмотрением видов власти, и всестороннего обоснования социально-классовой ее обусловленности.

    Г.Н. Манов консолидирует функциональный и волевой подход, что позволило ему сделать вывод, что «любая власть, в том числе государственная, - это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей».

    Известный теоретик права С.С. Алексеев определяет государственную власть как «отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных)».

    Исследуя государственную власть С.С. Митин указывает, что государственную власть следует рассматривать в двух смыслах - в виде отношения субъекта и объекта властвования и в качестве системы органов, в которой указанное отношение материализуется. «Государственная власть как отношение включает в качестве субъекта властвования суверена в государстве, организованного для осуществления политического управления, объектом властвования выступает население государства, в том числе и суверен, организованное для подчинения указанному субъекту. Обязательным элементом содержания рассматриваемого отношения является зависимость объекта властвования от субъекта последнего, закрепленная в юридических нормах в виде прав и обязанностей отдельных лиц и организаций».

    По мнению Н.В. Ходова, государственная власть представляет собой «совокупность властных полномочий, реализуемых органами государства, осуществляющими воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества с использованием соответствующих методов в целях обеспечения классовых и общечеловеческих интересов».

    Названные подходы по определению государственной власти, как правовой категории, позволяют нам сделать вывод, что в настоящее время сформировались следующие подходы по определению сущности государственной власти как:

    1) волевого общественного отношения, возникающего между властными и подвластными субъектами;

    1. органов государственной власти;
    2. осуществляемых функций управления;
    3. совокупности властных полномочий.

    Каждый из приведенных подходов имеет соответствующую методологическую и факторологическую базу, а, следовательно и право на существование.

    Волевой характер государственной власти очевиден и не может быть подвергнут сомнению. Так, известным американский социолог Н. Смелзер видит сущность власти в способности общественного субъекта одновременно навязывать свою волю и мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленной цели. Было бы неразумным отрицать волевой характер государственной власти. Более того, государственная власть должна иметь четкий вектор своего развития, что позволит более эффективно организовать ее деятельность по решению стоящих перед государством и обществом задач. Любая власть в обществе, а государственная в особенности, реализуется в рамках соответствующего отношения. Очевидно, что вне отношения нет и не может быть реализована государственная власть, но это не является ее сущностью, а итогом функционирования. При этом речь должна идти исключительно о правовых отношениях. Так, как игнорирование действующего законодательства влечет за собой произвол и, как результат, нарушение прав и свобод граждан и их объединений. Необходимо также обратить внимание, что сторонникам названного подхода свойственна излишняя абстрактность, так как за рамками анализа остается содержание возникающих при этом отношений, которые, по мнению исследователей, и составляют сущность государственной власти.

    Отождествление государственной власти с ее органами получило широкое применение в действующем законодательстве, когда термин «государственная власть» используется в качестве синонима «органов государственной власти». В этом случае на лицо типичная ошибка, когда не проводится различие между государственной властью и ее носителем, которым выступают органы государственной власти.

    Является очевидным, что государственная власть реализуется в деятельности его органов и должностных лиц, за исключением тех случаев, когда имеет место делегирование государственно-властных полномочий органам местного самоуправления и негосударственным образованиям. Эта проблема видится особенно актуальной в рамках формирования гражданского общества, когда государство должно осознанно идти по пути децентрализации управления в целях повышения эффективности управления общественными делами.


    1.2 Признаки государственной власти

    Анализ действующего законодательства и реального функционирования государственной власти позволяет выделить следующие признаки присущие государственной власти.

    Государственная власть является разновидностью публичной политической власти. Значимость данного признака обусловлена тем, что только государственная власть в отличие от других видов властей выступает в качестве средства выражения интересов общества при наличии самого широкого его спектра, когда отдельные интересы могут носить противоречивый характер.

    Власть в обществе отличается разнообразием. С учетом его носителя можно говорить о публичном или частном характере власти. Частный характер власти обуславливается не только ее субъектом (носителем), но и целями, которые она разрешает в процессе своей деятельности. Частной властью является власть в семье, в корпорации и т.п.

    Разница между публичной и частной властью наблюдается и в нормативной правовой базе, с помощью которой регламентируется деятельность соответствующих субъектов властных отношений. В отличие от частной власти публичная власть функционирует (точнее должна функционировать) исключительно на правовых началах. В этой связи В.Е. Чиркин отмечает: «Особой разновидностью публичной политической власти является государственная власть. Реально она принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с законами государства (в этом выражается ее легализация). Она действует от имени всего общества, по его уполномочию (фактическому или юридическому, тому и другому, например, в результате выборов), хотя на практике не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других».

    Государственная власть осуществляется специально уполномоченными субъектами. Отправление государственной власти возможно только при условии формирования и эффективного функционирования субъектов, которые образуют соответствующую систему. Эта проблематика традиционно привлекает внимание исследователей. Для реализации широкого спектра стоящих перед государством задач образуется механизм государства, который представляет собой «систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства».

    Механизм государства включает систему органов, осуществляющих государственно-властную деятельность. Эта система включает в себя органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции РФ). Вместе с тем, эта система дополняется рядом органов, которые не вписываются в устоявшуюся систему разделения властей. В Российской Федерации речь идет о системе органов прокуратуры и Администрации Президента РФ. Доктринальные предпосылки для формирования государственных органов не входящих в систему разделения властей обосновал Ш. Монтескье. В своем трактате «О духе законов» он писал, что принцип разделения властей должен базироваться на диалектическом единстве двух составных частей: разделении властей и системы сдержек и противовесов

    Государственная власть функционирует в соответствии с действующим законодательством. В правовом государстве, которое провозглашено в Российской Федерации все аспекты практической реализации государственной власти должны быть регламентированы нормативными правовыми актами.

    Совершено очевидно, что в правовом государстве государственная власть должна быть «связана» правом, которое в максимальной мере содержится в его источниках. В этой связи аксиомой должно стать осуществление государственной власти исключительно в правовых формах.

    Государственная власть осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Будучи выразителем интересов всех членов общества, государственная власть, решения ее органов в максимальной мере должно распространяться на все аспекты социального бытия.

    Реализация государственной власти осуществляется в соответствующих формах. Формальная определенность реализации государственной власти имеет принципиальное значение. В условиях построения правового государства и формирования гражданского общества, форма выступает в качестве одной из наиболее значимых характеристик государственной власти.

    Государственная власть реализуется посредством применения соответствующих методов. Широкий спектр задач, стоящих перед государственной властью предполагает выбор и применение соответствующих методов. Данный признак самым тесным образом связан с предыдущим. В этой связи важным видятся суждения профессора Ю.Н. Старилова, который рассматривая соотношение между формой и содержанием применительно к деятельности органов исполнительной власти, пишет: «Форма первична по отношению к методу. Форма управления показывает, что конкретные управленческие действия осуществляются путем оформления их, например, в правовой акт управления, который вызывает для субъектов юридические последствия. Метод управления дает возможность увидеть взаимоотношения между субъектом и объектом управления». Очевиден тот факт, что любая власть, а государственная в особенности, осуществляется посредством применения силы. Государственная власть может быть реализована посредством самого широкого арсенала методов. При этом, государство выступает в качестве монополиста на применение легализованного насилия - мер государственного принуждения, которые при определенных условиях оно может делегировать негосударственным субъектам (физическим и юридическим лицам).

    Государственная власть распространяет свое действие на всю территорию государства и всех ее граждан и иных субъектов, находящих под юрисдикцией государства. Государственная власть обладает суверенным характером, что и предопределяется возможностью распространения ее полномочий на всю территорию и население. К сожалению, в современном мире имеют место случаи, когда государства имеют формально все признаки суверенности, но фактически не могут проводить независимую политику в силу отсутствия реальных политических, экономических и иных ресурсов. Примером такого государства является современная Грузия, которая находится в серьезной зависимости от США и вынуждена проводить политику под диктовку названного государства. Парадоксальность ситуации заключается и в том, что государственные служащие, которые являются проводниками государственной воли, получают заработную плату от США. В этих условиях очевидным видится и политика, которую проводит Грузия, ее противоречие интересам грузинского населения. Представляется, что нежелание Южной Осетии и Абхазии строить отношения с Грузией имеют под собой реальную почву, что требует от грузинского руководства принципиальной переоценки приоритетов в своей деятельности.

    Целью функционирования государственной власти выступает неуклонное повышение благосостояния граждан. Исследуя сущность государственной власти В.Ф. Халипов обоснованно отмечает, что цели (задачи), функции, методы государственной власти представляют собой наиболее сложные и многофункциональные группы характеристик власти, что связано с разнообразием властей в различных исторических эпохах, в тех или иных странах, в конкретных областях жизни.

    Следует иметь ввиду, что цели государственной власти относятся к достаточно динамичным явлениям и на различных этапах государственного строительства могут доминировать те или иные цели. При этом они образуют соответствующую гармоничную систему, что во многом предопределяет эффективность функционирования самого государства.

    2. Принципы организации и деятельности государственной власти


    Принципы организации и деятельности государственной власти представляют собой основополагающие начала построения и функционирования всей системы государственных органов.


    2.1 Единство системы государственной власти

    Единство системы государственной власти в Российской Федерации базируется на концепции разделения властей. Принцип единства системы государственной власти обусловливает единообразие принципов формирования и функционирования системы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Осуществляя единую государственную власть, государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и при соблюдении требований основ конституционного строя, являются носителями общегосударственных интересов на соответствующем уровне.

    В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

    По мнению А.М. Барнашова, «смысл идеи разделения властей - не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот конкретные пути достижения такого результата в разные эпохи и разными мыслителями предлагались различные».

    Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

    1. четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
    2. независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
    3. обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;
    4. гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
    5. социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

    2.2 Принцип легитимности

    Принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.

    Не являясь правовым процессом и не обладая поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.


    2.3 Коллегиальность и единоначалие в деятельности государственных органов


    Понятие «коллективность» охватывает совместную деятельность любой по численности и составу группы людей. В тех же случаях, когда коллектив отвечает определенным количественным и качественным параметрам, он выступает в более высокой степени организованности - в виде коллегии. Поэтому под коллегиальностью понимается такая организация и деятельность определенного коллективного органа, когда в его состав входит определенное число лиц, избранных персонально в установленном законом порядке, а вопросы, входящие в компетенцию коллегиального органа, решаются большинством голосов на основе коллективного, свободного и делового обсуждения.

    К коллегиальным государственным органам могут быть отнесены прежде всего выборные представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также выборные представительные органы в муниципальных образованиях. Коллегиальность предполагает не только право, но и обязанность членов представительного органа (депутатов) активно участвовать в работе самого представительного органа, а также в работе того внутреннего вспомогательного органа, в который депутат избран (комитет, комиссия). Поэтому законодательные акты или регламенты представительных органов определяют тот необходимый минимум, или, иначе говоря, кворум, без которого деятельность представительного органа, принятые им акты не могут быть признаны действительными, то есть имеющими юридическую силу. Действующее федеральное конституционное законодательство, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации знает два вида кворума: во-первых, для открытия и проведения заседания и, во-вторых, для принятия федерального конституционного закона, федерального закона или иного решения представительного органа государственной власти.

    Коллегиальным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации, о чем сказано в статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

    Единоначальные государственные органы - Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы администраций муниципальных образований. Единоначальными являются также федеральные министры, руководители других федеральных органов исполнительной власти, а также руководители структурных подразделений в органах исполнительной власти субъектов РФ. В данном случае, однако, следует отметить, что при многих единоначальных руководителях в качестве совещательных органов действуют коллегии. Это коллегии министерств, коллегии при высших должностных лицах субъектов РФ и некоторых других государственных органов РФ и государственных органов ее субъектов. Совещательный характер этих органов определяется тем, что единоначальный руководитель может провести в жизнь свое решение, не считаясь с мнением коллегии.


    2.4 Гласность

    Гласность в деятельности государственных органов Российской Федерации. Гласность - это одно из непременных условий демократии, предпосылка сознательного участия граждан в управлении делами государства. Гласность предусматривает возможность для населения быть в курсе дел государственных органов и органов местного самоуправления, гласность должна дать народу полную картину того, как работают государственные органы и органы местного самоуправления, какие задачи стоят перед ними; граждане должны знать не только результаты деятельности соответствующих органов, но и методы достижения этих результатов.

    Требование гласности реализуется, прежде всего, в деятельности представительных органов. Это означает, что вся их работа должна проходить открыто, при систематическом и всестороннем информировании населения об их решениях и мероприятиях.

    В части 2 статьи 100 Конституции РФ установлено, что заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Аналогичные требования к гласности предусмотрены и в Регламенте Совета Федерации, в регламентах представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Принцип открытости, гласности закреплен также в части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Понятно, что гласность не беспредельна. Для части государственных органов, в особенности правоохранительных, гласность их практической деятельности может быть ограничена требованиями закона.


    2.5 Законность

    С объективной стороны законность предполагает наличие режима законности в стране. С субъективной стороны законность - один из принципов организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который представляет собой требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов и основанных на них иных нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их общественными объединениями. В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.

    Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

    Это наиболее важный государственно-правовой институт, нормы которого регулируют механизм осуществления государственной власти, организацию и деятельность органов государства, их виды, систему и принципы деятельности. Изучение общих положений этого института, которые закреплены конституционно, позволит понять характер взаимосвязей и взаимоотношений органов, которые отличаются как своими функциями, так и объемом полномочий. Конституция РФ 1993 г. в главе первой «Основы конституционного строя» закрепила виды, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти.


    3. Структура государственной власти и формы ее осуществления

    3.1 Структура государственной власти


    Структура государственной власти:

    - субъект;

    - объект;

    - властеотношения;

    - средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

    Субъект власти - носитель государственной власти, его направляющее начало, ее держатель. Субъект указывает на те или иные варианты поведения или действий, тем самым подчиняя своей власти (воле) объект. Государственной власти, как и любой другой, свойственно институализироваться, "иметь лицо", носителя - субъекта. Субъект государственной власти - государство, государственные органы: органы представительной (законодательной) власти (в Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент)), высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), органы судебной власти (Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ).

    Безусловно, субъекты власти не только волостные органы, созданные государством, но ими могут быть и образования, наделенные государственно-властными полномочиями избирательный корпус государства, нация, народность, субъект Федерации и т.д.

    Объектом государственной власти выступают юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы, общество в целом. Объект - это то, на кого направлено, кому предписывается определенная линия поведения, варианты поступков и действий. Предписания доводятся с помощью нормативных правовых актов, индивидуальных правовых актов и других форм. Обеспечиваются авторитетом, убеждением и принуждением.

    Следует обратить внимание на такую деталь, как совпадение субъекта и объекта власти. В тоталитарном государстве субъект (диктатура в форме органов государственной власти) отделен, резко противопоставлен субъекту власти (населению, его слоям). Существует следующая закономерность - чем выше уровень тоталитаризма, диктатуры (например, фашистская диктатура, партийно-советская диктатура и т.д.), тем жестче противостояние между властвующими и подвластными.

    И наоборот, в демократическом обществе и демократическом государстве субъект и объект власти совпадают. Здесь гражданин не только вправе избирать, но и вправе предложить свою кандидатуру, вправе инициировать отзыв, например, депутата и т.д. Референдум выступает как властное средство решения экономических, политических и иных вопросов жизнедеятельности населения.

    Властеотношения представляют собой стороны, между которыми возникает связь, содержанием которой является подчинение властвующему подвластного. Само подчинение может носить характер от мягкого согласования до насилия (террор, взятие заложников, расстрелы, ссылки и т.д.). В демократическом обществе властвующий учитывает, выбирает средство достижения цели, не противопоставляет цель, средства их достижения подвластному, его интересам. В недемократическом обществе стороны - властедержащая и подвластная - параллелизуются, противопоставляются. Властвующий самостоятелен, свободен в выборе средств осуществления власти, что может противостоять интересам (вплоть до здоровья, жизни) подвластного.

    Средства осуществления государственной власти зависят от политического режима, содержания властеотношений. Если между властедержателем и подвластным существует гармония, т.е. их интересы совпадают, то осуществление власти происходит беспрепятственно, на основе методов убеждения, на основе авторитета власти, ибо она представляет интересы объекта власти. Такие отношения и такой способ осуществления власти характерны для демократического общества и демократического государства. И другое дело тоталитарное, фашистское, полуфашистское государство - здесь средствами реализации власти выступают крайние формы принуждения (расстрел, пытки и т.д.).

    Демократическое правовое государство руководствуется принципом ограничения государственной власти и конституционным запретом крайних форм принуждения и насилия. Формы принуждения в правовом государстве и обществе строго регламентируются законодательством.

    Ресурсы, основы государственной власти подразделяются на экономические, социальные, информационные, идеологические и силовые.

    К экономическим основам власти относят материальное производство, материальные ценности, полезные ископаемые страны. От форм собственности и способов распределения зависит характер и содержание государственной власти. Монополия на средства производства, материальные ресурсы требуют и соответствующие структурные компоненты государственной власти (например, Госплан, Госснаб в СССР).

    Социальным ресурсом власти является общество, его поколение. Социальные слои населения - источник власти с одной стороны, а с другой - его кадровая основа.

    Средства массовой информации составляют так называемый информационный ресурс власти. Их подразделяют на государственные и независимые, или другими словами - информационные средства институтов гражданского общества. Понятно, что независимые средства массовой информации не всегда опора государственной власти, ее ресурс. Это зависит от уровня демократичности общества, если говорить в целом о нем, а также и от зависимости соответствующего института гражданского общества, от государственных структур, например, независимую от государства экономическую структуру можно подвергнуть многочисленным проверкам со стороны полномочных государственных структур, тем самым сбить с ритма производство, повлиять на инвестиции и т.д. и в конечном итоге оставить без прибыли.

    Идеологическая основа власти - фактор не менее важный. Представляет собой систему идей, взглядов, сконцентрированных в социальной, экономической, культурной и др. политике государства. Идеология поддерживает настроение общества, "его дух"; с помощью идеологических ценностей государство обосновывает свои цели и средства достижения. Авторитет власти, уважение к ней со стороны граждан напрямую зависят от этого фактора.

    Эффективность, действенность государственной власти зависит от качества рассмотренных выше ресурсов - основ власти. Их отсутствие, неумение воспользоваться ими, их низкий уровень не могут не повлиять на потенциал власти, ее содержание и эффективность.

    Государственная власть подразделяется на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власти. Это вытекает из ее природы, из природы управления обществом, природы общественного справедливого порядка. Ветви власти могут быть тесно слиты, переплетены и иметь "одно лицо", например, в абсолютных монархиях. Здесь высшую власть представляет монарх. Он являлся и нормоустановителем в государстве (законодателем), он же возглавляет и контролирует исполнение законов и иных своих решений. Монарх является и верховным судьей, высшей судебной инстанцией. Современные государства стремятся к дифференцированности власти, ее разделению. Для правового государства принцип разделения государственной власти - стандарт, один из основополагающих принципов, о чем речь пойдет дальше (гл.6).

    Представительная власть в современных правовых государствах проистекает непосредственно от населения и существует в форме парламентов - выборных государственных органов (Дума, Законодательное собрание, собрание представителей и т.д.). Задача парламента - принятие законов, контроль за их исполнением; нередко парламент обладает контрольными полномочиями в отношении правительства, его отдельных министров. Исполнительная государственная власть призвана исполнять законы, решения парламента. Как правило, она достаточно самостоятельна в оперативном принятии решений, в рамках действующего законодательства, расходовании финансовых средств. Судебная власть - самостоятельная ветвь публичной власти. Ее задача отправление правосудия по уголовным, гражданским, административным и другим делам в порядке, установленном законами государства, а также защита прав граждан, организаций, в том числе и органов власти самого государства.


    3.2 Формы осуществления и организации политической власти


    В каждом конкретном обществе могут использоваться разные формы осуществления и организации власти. Основными формами осуществления и организации власти являются деспотизм и демократия. Однако и деспотизм, и демократия, хотя и являются противоположными друг другу формами, способами осуществления власти, сами по себе могут как проявляться в разных конкретных ее видах, так и образовывать различные их сочетания в общественном управлении.

    Деспотизм является одним из древнейших способов властвования. Истории известны его разные обличья: тирания, олигархия, диктатура, тоталитаризм, авторитаризм и т.п. Но в каком бы виде не существовал деспотизм, он всегда подчиняет управление (власть) целям только каких-либо отдельных элементов общественной системы. При этом деспотическая власть строится исключительно на принуждении всех, используя, как правило, насильственные средства.

    Аристотель, говоря о деспотизме, относит этот способ осуществления власти только к варварам. (Как известно, варварами греки называли практически всех, кто не являлся греком.) Он определяет этот способ властвования как перманентное насилие (тиранию), как реализацию интересов лишь только тех, кто находится у власти. Ш. Монтескье, как и Аристотель, относит деспотизм не к цивилизованным странам Европы, а к Азии. Описывая деспотизм, Ш. Монтескье ограничивается кратким его сравнением с поведением дикарей. Когда дикари Луизианы, пишет он, хотят достать плод, они срезают дерево у корня и достают его - вот и все деспотическое правление. Отмечая тотальную неэффективность деспотизма, Ш. Монтескье указывает, что основным принципом этого способа осуществления власти является повсеместный страх, который касается всех и каждого, в том числе и самого деспота. Ведь в атмосфере всеобщего страха ни один деспот, тиран, олигарх, диктатор не может чувствовать себя в безопасности. История очень хорошо подтверждает это. Так, примерно за тысячелетнее существование деспотической власти в Византийской империи 50 ее императоров было утоплено, задушено, ослеплено (т.е. один в каждые 20 лет). Идентичные примеры деспотической власти, несущей кровь, насилие, террор, войны, можно продолжить. Кстати, история также подтверждает (об этом тоже говорил Ш. Монтескье), что самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.

    Самым главным принципом деспотического правления является чрезмерный централизм властвования. Все решения центральной власти однозначно спускаются сверху вниз, и, естественно, любая инициатива на местах должна быть согласована и одобрена верхами. Централизм, администрирование, жесткая иерархия общественных связей деспотического правления - это следствие политики насилия в отношении собственного народа, пропагандистского и психологического прессинга.

    Таким образом, сущность деспотизма, независимо от того или иного конкретно-исторического вида его проявления, в целом неизменна. Деспотизм - это неограниченное, произвольное, опирающееся исключительно на силу, господство, которое предполагает бесправное и слепое повиновение жестко установленному авторитету власти (отдельного лица, партии, государства, национальной идеологии). Деспотизму, как правило, свойственны: единовластие, однопартийность, централизм в управлении, репрессивные технологии воздействия на людей.

    Другим, тоже достаточно давно известным истории, способом осуществления власти является демократия. Термином "демократия" (от греческих слов "демос" - народ и "кратос" - власть) обычно обозначается народовластие в обществе. Сегодня редко кто говорит о демократии вообще. Политологи предпочитают обычно говорить о непосредственных, конкретных формах ее проявления: народной, элитарной, американской, европейской, японской демократиях.

    Хотя демократическое правление существовало уже в античном обществе, политические теории демократии сформировались лишь в эпоху Просвещения. Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье спорили о преимуществах прямой, или плебисцитарной, демократии, (т.е. непосредственно выражаемой собранием народа его воле) и демократии представительной, (т.е. выражение воли народа через выбранных им представителей). Именно из этих споров выросла классическая формула демократии, прозвучавшая в знаменитой Геттисбергской речи (1863) американского президента А. Линкольна, которая по единодушному признанию считается одним из самых лучших определений демократии: "правительство народа, из народа и для народа".

    Классические постулаты демократической власти строятся на соблюдении двух основных ее принципов: 1) демократия как выражение общей воли или, по крайней мере, воли большинства людей и 2) демократия как защита интересов, прав и свобод каждой отдельной личности. Понятно, что совместить эти принципы в реальной практике общественного управления достаточно непросто. Ведь демократия должна выражать и нести идею общего блага, быть волеизъявлением всего народа, но одновременно она должна и не препятствовать свободному самоопределению каждого отдельного гражданина.

    Преимущество демократии в том, что она опирается на отрицание всякой непогрешимости, демократия - это строй управления и жизни, который не может не основываться на внутреннем уважении к частной жизни граждан, ко всем их мнениям и взглядам, на терпимости к любым видам веры, на независимом критическом мышлении. Все это делает демократический способ властвования наиболее приемлемым в современном обществе. Однако нельзя забывать, что расширение и абсолютизация демократии могут легко привести к выдвижению абсурдных, с точки зрения большинства людей, требований или вообще утрате здравого смысла. Надо постоянно помнить и о том, что демократия как способ власти осуществляется самими людьми. Именно от самих людей, их культуры и гражданственности зависит, станет ли демократия общезначимой ценностью их жизни. Именно они должны создать все условия для ее полноценного функционирования в обществе. С этой целью необходимы:

    - полная и подлинная, а не показная гласность;

    - гарантии безопасности каждому человеку свободно выражать свое мнение;

    - всеобщая выборность всех органов власти на строго определенный срок и полная их подотчетность избирателям;

    - право выражения людьми вотума недоверия и отзыва всех, находящихся у власти лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями;

    - строгая регламентация отношений (прав и обязанностей) между управленческими звеньями и гражданами.

    Демократия в обществе не может не эволюционировать. Наряду с представительной демократией - всеобщей выборностью органов общественной власти, все большее значение в современном обществе приобретает и демократия участия - активное участие граждан в повседневном решении значимых вопросов их жизнедеятельности (например, участие в управлении на уровне предприятий, территориальных общностей и т.п.). Современный человек все большее значение придает не только материальному обеспечению своей жизни, но и таким значимым ценностям как свобода, самоуважение, творческая самореализация. Понятно, что все эти ценности не могут быть реализованы вне широкой демократии, свободного участия людей в принятии ими решений на всех уровнях общественной жизнедеятельности.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Власть ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.