Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Госрегулирование экономики

  • Вид работы:
    Другое по теме: Госрегулирование экономики
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    07.11.2016 14:35:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Роль государственного регулирования экономики




    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение3

    Глава 1.Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику5

    1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления5

    1.2. Механизм государственного регулирования11

    1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство15

    Глава 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики21

    2.1. Государство в экономической системе общества и его функции21

    2.2. Формы государственного регулирования экономики28

    2.3. Экономическая политика государства33

    Заключение43

    Список литературы45






    Введение

    Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

    Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

    Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

    Отдельно стоит отметить, что деглобализация в научной литературе на данный момент изучена недостаточно хорошо, а в учебной не рассматривается вовсе. Наиболее разработана деглобализация в статьях лишь нескольких ученых: У. Белло и В. Рязанова.Регулирование экономики является предметом пристального внимания со стороны ряда авторов Ю.В. Мовчан, Л.С. Мокиной, Д.В. Нитовкина, Н.М. Тюкавкина, Ю.И. Чермошенцевой, Д.Б. Цыганкова, А.Р. Шахвердяна и др.

    Цель работы заключается в изучении основ государственного регулирования экономики.

    В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    1. раскрыть понятие и необходимость государственного регулирования экономики;
    2. определить методы и формы государственного регулирования экономики;
    3. охарактеризовать роль институтов в регулировании и развитии экономики;
    4. исследовать современную экономическую политику.

    Объектом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования экономики.

    Предметом исследования является роль и особенности современного государственного регулирования экономики.



    Глава 1.Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику

    1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления

    Необходимость поддержки экономического роста как в развитых, так и в развивающихся странах в условиях ограниченных возможностей государственных инвестиций и ужесточения международной конкуренции стала ключевым драйвером реформ, направленных на дерегулирование экономики, расширение использования альтернативных негосударственных механизмов, в том числе снижающих контрольную нагрузку, а в некоторых случаях замещающих государственный контроль. В широком контексте изменения роли государства в экономике передача части контрольно-надзорных функций и ответственности за снижение рисков причинения вреда в соответствующих сферах рыночным институтам является одним из направлений снижения государственного вмешательства в экономику, с одной стороны, и оптимизации бюджетных расходов с другой.

    В России накоплен некоторый опыт использования альтернативных государственному контролю экономических механизмов, в том числе саморегулирования, однако эффективность данного института с точки зрения снижения рисков в соответствующей сфере и издержек хозяйствующих субъектов не всегда очевидна. В то же время результативность и эффективность государственной контрольно-надзорной деятельности также оцениваются крайне низко как государством, так и бизнесом. В этой связи задача оптимизации системы государственного контроля, в том числе на основе использования альтернативных экономических механизмов, является актуальной и в российском контексте.








    Рисунок 1. Государство как субъект экономической политики


    Цели государства зависят от достигнутого уровня социального и экономического уровня развития страны, от историко-национальных традиций. Принято считать, что в странах, где господствуют рыночные отношения государство должно принимать на себя и считать главными целями экономической политики только те задачи, которые не способен решить сам рынок. При таком подходе цели государственной экономической политики совпадают с целями государственного регулирования рыночной экономики.

    Главной целью государственного регулирования экономики является социально-экономическая стабильность, укрепление и совершенствование конкурентоспособности национальной экономики внутри страны и за рубежом.

    Задачей государственной власти является создание эффективной инфраструктуры, управление этим процессом, т.е. нам нужна эффективная “рыночная” система, поскольку “рыночная” система позволяет обеспечить эффективную стабилизацию экономики, обеспечить эффективное равновесие между спросом и предложением, позволяет в максимальной степени использовать для развития общества потенциал частной инициативы. Однако для построения такой эффективной (оптимальной) “рыночной” системы необходим длительный этап государственного регулирования (управления) процессом создания такого рынка.

    Глобальные цели в политике регулирования экономикой:

    • поддержание макроэкономического равновесия;
    • обеспечение общественного воспроизводства.

    Трансформация целей государственного регулирования обуславливается на каждом историческом этапе:

    1. уровнем общего развития экономики;
    2. структурой экономики (современной или ожидаемой в будущем);
    3. мерой включения в международное разделение труда и др.

    Бессмысленно отрицать роль государства в рыночной экономике.

    Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.

    Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

    1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

    2) поддержание и регулирование конкуренции;

    3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

    4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля.

    После определения целей, необходимо выделить факторы, которые влияют на ту или иную цель. Это поможет в прогнозировании проблем, которые могут возникнуть при достижении поставленных целей. На цель могут оказываться негативные, позитивные и вероятностные влияния. Естественно, что позитивные факторы необходимо поддерживать и развивать, негативные по возможности купировать и устранять. Что касается рисков и угроз, то для них стоит разрабатывать альтернативные варианты развития событий, предупреждать их развитие, желательно минимизировать. Факторный анализ необходим для дальнейшего эффективного формирования государственной экономической политики. В российской практике чаще всего идентификация проблемных факторов происходит на высшем государственном уровне, формируется политическая установка, которая очень часто субъективна и не имеет точного отражения существующей ситуации. Приятно отметить, что сейчас налаживаются обратные связи между государственными органами управления и органами местного самоуправления, что позволяет уменьшить субъективизм в принимаемых политических решениях. Важно при определении проблем учитывать мнение экспертов. Экспертная оценка поможет в ранжировании проблемных факторов и определении их влияния на поставленные цели.

    Административные инструменты связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. С помощью таких инструментов государство создает правовую базу и правовые условия для нормального функционирования участников экономических отношений: предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности. Данные инструменты обеспечивают юридическую стабильность, сохраняют конкурентную среду, охраняют права собственности и возможности самостоятельно принимать экономические решения. Примерами административных инструментов являются: Конституция Российской Федерации (например, статья 57 о взимании налогов), Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

    Непосредственное воздействие на процесс хозяйствования государство оказывает с помощью экономических инструментов. К ним относят меры финансовой политики, денежно-кредитной политики, а также программирование и прогнозирование.

    Основные направления экономической политики.

    При рассмотрении государственной экономической политики необходимо определить её соотношение с другими частными государственными политиками. Экономическая политика является частной и вполне самостоятельной политикой. Многие ученые относят ее к государственным политикам высшего уровня.

    Экономическая политика также, в свою очередь, состоит из вполне самостоятельных государственных политик низшего уровня (экономических направлений), которые в управленческом смысле тесно связаны друг с другом. Во-первых, это социальный блок. Он включает в себя вопросы социального обеспечения населения, демографического роста, трудоустройства населения. В него входят:

    - Политика в сфере демографии и здравоохранения. Её цель увеличение продолжительности жизни населения страны, управления внутренней и внешней миграцией;

    - Политика в сфере доходов и оплаты труда, целью которой является определение уровня оплаты труда в сфере государственной занятости и силовых структур, содействия достижению целевого уровня самозанятости населения, воздействия на уровень корпоративной оплаты труда занятых;

    - Пенсионная политика, которая направлена на достижение и поддержание коэффициента замещения пенсий на уровне успешных стран мира.

    - Политика занятости, цель которой поддержание занятости населения.

    - Политика в сфере образования государственная политика в целях кадрового обеспечения потребностей национальной экономики Российской Федерации.

    - Политика в сфере ЖКХ и жилья направлена на обеспечение жильем населения России и поддержания его технического состояния.

    - Антиинфляционная политика государственная политика сдерживания потребительских цен.

    Во-вторых, в экономической политике есть финансовый блок. В этой сфере экономическая политика решает вопросы финансирования экономического роста и устойчивого развития государства, а также вопросы развития и поддержания рыночных отношений. Данными вопросами занимаются:

    - Инвестиционная политика, инструментарий которой позволяет различными методами финансировать инвестиционные фонды и стимулировать инвестиционную активность бизнеса в зависимости от целей государства;

    - Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает устойчивые темпы развития национальной экономики, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

    - Бюджетная и налоговая политики, при которых государство путем прямого и косвенного участия в бюджетной и налоговой сферах обеспечивает финансовый источник экономического роста и развития.

    Перспективы развития российской экономики в условиях современного мирового хозяйства, которому присущи высокая динамика НТП, межстрановая асимметрия и финансовая неустойчивость, связаны с преодолением внешних и внутренних ограничений, приращением инновационнотехнологического, социально-экономического, организационного и экологического потенциалов, переходом к инновационной модели развития.

    Сегодня необходима смена инерционной, рентоориентированной парадигмы хозяйственного поведения на всех уровнях экономики, что требует стратегического выбора модернизации хозяйства с учетом прогрессивных тенденций, складывающихся в сфере государственной экономической политики: «Решение… экономических проблем, в особенности… связанных с НТР, часто не может быть основано на существующих методах, а требует новых идей и подходов».

    Фискальная макроэкономическая политика распространяется на основные элементы казны государства и связана непосредственно с налогами, бюджетом, денежными поступлениями и расходами государства. В условиях рынка данная политика является основой экономической политики. К данной категории относят бюджетную, налоговую, а также политику расходов и доходов.

    Кредитно-денежная макроэкономическая политика призвана регулировать денежную массу и обращение в государстве путем непосредственного самостоятельного воздействия или посредством центрального банка. Она оказывает влияние не только на деньги, но и на цены.

    Таким образом, экономическая политика государства это действия, которые направлены на регулирование экономических процессов c целью поддержания темпов роста экономики, они призваны ограничить инфляцию и обеспечить полную занятость. Основная задача макроэкономической политики заключается в балансировке безработицы и инфляции.

    1.2. Механизм государственного регулирования

    Идеи сторонников первой точки зрения (невмешательства) уходят корнями к теоретическим воззрениям классика экономической мысли Адама Смита (17231790) и выдвинутого им принципа «невидимой руки рынка». Книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» в деталях описывает последствия экономической свободы. Смит подходит к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. Он выдвигает концепции свободного рынка и конкурентной борьбы за существование на этом рынке.

    «Невидимая рука рынка» распространенное выражение, ставшее сегодня своеобразным фразеологизмом. Смит использовал эту метафору в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) для описания механизма влияния индивидуальных интересов на развитие экономики и максимизацию общественного богатства. Согласно представлениям шотландского экономиста, в экономике имеет место некий внутренний механизм, саморегулятор побудительные мотивы и личные интересы хозяйствующих субъектов. Стремясь к собственной выгоде, производитель выпускает товары и предоставляет услуги, имеющие полезность для других людей.

    «Невидимой рукой рынка», даже не задумываясь об этом, производитель реализует интересы других участников рыночных отношений. Следовательно, согласно учению Смита, существует объективный инструмент личные интересы участников рынка, который координирует поведение продавцов и покупателей. Отсюда следует, что в рыночной экономике роль государства должна быть минимальна и может заключаться в выполнении всего лишь нескольких функций, связанных с защитой государственных границ, проведением общественных работ и сбором налогов.

    По мнению современных экономистов-рыночников, государственное управление также имеет ограниченный круг «приложения сил»: обеспечение безопасности страны, развитие инфраструктуры, поддержание безусловности правосудия. Именно здесь должно «функционировать» государство, при этом его вмешательство в экономику нецелесообразно и недопустимо.

    Диаметрально противоположная точка зрения о роли государства в рыночной экономике была впервые изложена в 1936 г. Джоном Мейнардом Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег». Автор убедительно критикует утверждение экономистов классической школы о том, что экономический спад может самоисцелиться. Кейнс утверждал, что в капиталистической системе нет автоматического механизма, способного привести ее к полной занятости.

    Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. В самом деле массовая безработица во время охватившей мир депрессии 1930-х гг. является достаточным эмпирическим доказательством правоты Кейнса. Английский экономист доказал необходимость постоянного и активного вмешательства государственных органов в функционирование свободного рынка. Он теоретически обосновал, что через активную фискальную и денежно-кредитную политику государство должно стимулировать совокупный спрос и тем самым воздействовать на производство и предложение товаров. Основная рекомендация Кейнса правительству, поразившая тогда всех, состояла в необходимости увеличить расходы, чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие места

    Идеи Кейнса получили развитие в трудах Д. Хикса, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда. Наибольшую популярность в ХХ в. приобрели два течения. Первое «неоклассический синтез», в рамках которого классическое кейнсианство солидаризировалось с положениями неоклассических экономических воззрений. Ведь кейнсианская модель предсказывает, что снижение налогов и расширение государственных расходов приводят к быстрому росту выпуска продукции и повышению занятости, но вместе с этим и к огромному бюджетному дефициту, что и произошло в США в первой половине 1980-х гг.

    Второе направление развития учения Кейнса неокейнсианские теории экономического роста. Их основоположники известные экономисты: профессор Массачусетского технологического института Е. Домар и профессор Оксфордского университета Р. Харрод.

    Принципиальным положением данного направления является обоснование необходимости постоянного, устойчивого во времени темпа экономического роста, за обеспечение которого отвечает государство. Именно экономический рост понимается в рамках данного подхода в качестве доминантного фактора, при котором достижима полная занятость как трудовых ресурсов, так и производственных мощностей.

    Современное кейнсианство многопланово. В своих исследованиях неокейнсианцы большое внимание уделяют таким факторам, как инвестиционный спрос, интернационализация производства, регулирование конкуренции, влияние НТП на экономический рост, устранение неравенства в распределении доходов, развитие здравоохранения, образования, удовлетворение других социальных нужд населения.

    Основным инструментом регулирования спроса современные последователи Кейнса считают не бюджетную политику, которой Кейнс придавал решающее значение, а денежно-кредитную.

    Правительства экономически развитых государств берут на вооружение неокейнсианские теории и используют их в своей практической деятельности. При этом, несомненно, модели взаимодействия государства и рынка в разных странах различны.

    В странах рыночной экономики государство активно влияет на развитие экономических процессов, участвуя в формировании таких экономических параметров, как норма резервирования, различные кредитные и налоговые ставки и др. Поэтому важной задачей является оценка возможности выбора версии сценария государственного регулирования механизма рыночной экономики.

    Механизмы государственного регулирования экономики:

    1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

    2. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Рассмотрим в качестве примера механизмы государственного регулирования экономики в России.

    Так как при использовании фискальной политики правительство регулирует прежде всего совокупный спрос, то регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

    Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Наше государство в лице Центрального банка в целях оптимизации рыночных процессов и обеспечения макроэкономической стабильности уделяет большое внимание монетарной (денежно-кредитной) политике. Примерами «воздействия на рынок» со стороны Центрального банка РФ являются следующие мероприятия:

    1) оптимизация и регулирование денежного обращения в стране;

    2) формирование и хранение золотовалютного резерва государства, а также части денежных ресурсов коммерческих банков;

    3) кредитование коммерческих банков;

    4) предоставление кредитов правительству;

    5) регулирование государственного долга. Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан.

    1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство

    Несмотря на то, что теория Дж. М. Кейнса получила от автора название «общей теории занятости», она часто выходит за пределы проблем самой занятости, ее содержание порой намного глубже и шире. Роль и место теории Кейнса в экономической науке раскрывается в кейнсианской макроэкономической модели равновесия и концепциями, связанными с ней.

    Кейнс говорит следующее относительно своего труда: «Я докажу то, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живем, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни».

    Как известно, свою теоретическую систему Кейнс описал в труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

    Теория эффективного спроса. Совокупный спрос одна из основных переменная величина, воздействуя на которую, можно достичь равновесия в кейнсианской макроэкономической модели. Здесь говорится о так называемом эффективном спросе равен совокупному предложению и обеспечивает полную занятость.

    В условиях закрытой рыночной экономике без государственного регулирования совокупный спрос определяется совокупными расходами, которые включают потребительские расходы домашних хозяйств (потребление населения) и инвестиционные расходы организаций (денежные расходы предприятий). Других источников совокупного политую при такой ситуации не существует. Основным элементом регулирования совокупного спроса Кейнс считал инвестиции. Рассматривая функцию потребления устойчивой, он все внимание сосредоточил на условиях обеспечения устойчивого прироста инвестиций, динамика которых обусловлена доходами. Поэтому потребление нужно стимулировать только после того, подчеркивал Кейнс, как достигается стадия инвестиционного насыщения производства.

    Прирост инвестиций также имеет свой предел. Особенно это проявляется в условиях экономической стагнации, когда объемы производства малосущественны и отсутствует тенденция к росту.

    Если при таких условиях получается баланс совокупного спроса и совокупного предложения, экономическая равновесие не наступит, ведь существует значительная неполная занятость, а совокупные сбережения значительно перекрывают чистые инвестиции, что также является условием достижения равновесия.

    Данную картину и исследовал Кейнс в своей базовой макроэкономической модели. Он пришел к выводу, что без регулирующего воздействия государства и без внешнего рынка нехватка совокупного спроса обусловливает хроническое нарушение рыночного равновесия и неполную занятость. При этом рыночный механизм оказывается не в состоянии лишь через потребление и инвестиции исправить положение, рыночная экономика надолго оставаться в неравновесном состоянии депрессии.

    Графическая форма базовой модели образует знаменитый «кейнсианский крест», т. е. пересечение кривых AD(«совокупный спрос» зависимая переменная, образуется суммой потребления и инвестиций) и AS(«совокупное предложение» является независимой переменной). Равновесие возникает в точке их пересечения, когда AD равна AS, все сбережения превращаются в инвестиции и существует полная занятость.

    Однако для достижения эффективного спроса требуется государственное вмешательство в экономические процессы, что пробуждает еще два фактора совокупных расходов государственные расходы и чистый экспорт.

    За расходы своего бюджета, сформированного прежде всего налогами, государство увеличивает расходование и инвестиции, что приводит к росту спроса. Это же ждет и чистого экспорта (разницы стоимости экспорта и импорта), рост которого под весом государственного стимулирования увеличивает спрос на национальный продукт за рубежом (увеличивает расходы иностранцев на закупку национального продукта).

    При неимении автоматического механизма для достижения именно полной занятости только государственное регулирование совокупного спроса даёт возможность достижения динамического экономического равновесия (равновесного экономического роста), т. е. равенства совокупного спроса и совокупного предложения, сбережений и инвестиций при полной занятости. Такой вывод содержится в расширенной макроэкономической модели Кейнса модели открытой рыночной экономики с государственным регулированием.

    Теория мультипликатора инвестиций и занятости. В связи с формированием эффективного совокупного спроса Дж.М.Кейнс формулирует концепцию мультипликации инвестиций наиболее оригинальной в его теоретической системе. В ней он определяет связь между чистыми инвестициями, потреблением и национальным доходом, ставшим центральным звеном в кейнсианской теории.

    Между приростами национального дохода и инвестиций (чистыми инвестициями), как доказал Кейнс, есть определенная и устойчивая пропорция коэффициент мультипликатора инвестиций. Мультипликатор инвестиций заключается в том, что каждая единица примененных чистых инвестиций показывает больший прирост национального дохода, и наоборот, уменьшение инвестиций оборачивается масштабным уменьшением национального дохода. Так же инвестиции пытаются оказывать влияние и на занятость, поэтому мультипликатор инвестиций является также мультипликатором занятости.

    Продолжительность и общий эффект мультипликационного процесса, как и сама величина коэффициента этого мультипликатора, зависят от того, в каком соотношении прирост национального дохода способен распределиться между потреблением и сбережениями (доходом, избегает потребления), то есть от показателей предельной склонности к потреблению (доля прироста потребления в приросте национального дохода, или МРС) и предельной склонности к сбережениям (доля прироста сбережений в приросте национального дохода, или МРЅ).

    Мультипликационный эффект зачастую состоит в том, что увеличение национального дохода, занятости и потребления происходит, как правило, в большей пропорции, чем увеличение первоначальных инвестиций, которые через мультипликатор продуцируют вторичные, третичные и последующие инвестиции с убывающим эффектом. Мультипликационный цикл заканчивается тогда, когда очередные инвестиции уже не проявляют мультипликационного эффекта, что происходит в ситуации полной занятости, когда не изменяется совокупный спрос.

    При этом коэффициент мультипликатора будет тем еще масштабнее, а мультипликационный эффект тем сильнее, чем больше МРС и чем меньше будет МРЅ. Исходя из этого, приумножая МРС, можно достичь роста мультипликатора вместе с совокупным спросом, занятостью и национальным доходом, тогда как несомненное увеличение МРЅ обязательно приведет к мультипликационному уменьшению дохода, спроса и занятости.

    Это позволило Кейнсу открыть так называемый парадокс бережливости, из-за которого подъем сбережений домашних хозяйств приведут к сокращению чистых инвестиций, уменьшение национального дохода, совокупного спроса и занятости, т. е. к обеднению нации.

    В то же время Кейнс сформулировал и вывел другой «закон», который он назвал скорее психологическим, чем экономическим. Суть «закона Кейнса» состоит в том, что в большой вероятности с ростом дохода склонность к потреблению резко падает, а склонность к сбережениям также стремительно возрастает, что в конце ведет к такому же и уменьшению мультипликатора, снижение дохода, совокупного спроса и занятости и следующей стагнации экономики. Поэтому государство должно всеми способами стимулировать потребление и тем самым и совокупный спрос.

    Свои доходы государство учреждает за счет налогов с доходов организаций и населения, уменьшая тем самым МРЅі увеличивая МРС и мультипликатор инвестиций и занятости. Важным средством получения эффективного совокупного спроса становится финансово-бюджетная политика государства основной и значимый инструмент кейнсианского регулирования, которое имеет антициклический характер.

    Чтобы достичь высокой степени затрат и эффективного спроса Кейнс предполагал существование дефицитного бюджета государства и роста на этой основе внутреннего государственного долга. При этом, как подчеркивал выдающийся английский экономист, не имеет большого значения, на что расходуются бюджетные денежные средства лишь бы это стимулировало бы эффективный спрос и занятость.

    Кейнсианская теория мультипликатора инвестиций, занятости и экономического роста обнаружила огромное влияние на развитие экономической теории в целом, заставила экономистов различных направлений по-новому оценить роль потребления и сбережений, развернуть широкие исследования условий макроэкономического равновесия.



    Глава 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики

    2.1. Государство в экономической системе общества и его функции

    Государственные институты являются основополагающим активом для долгосрочного развития и особенно важны в странах, располагающих обширными природными ресурсами. Они устанавливают правила и нормы, по которым функционируют экономики и общества, они создают стимулы для государств, физических и юридических лиц. В экономиках, богатых природными ресурсами, от институтов зависят успехи или неудачи в долгосрочной перспективе. Формирование устойчивой институциональной основы позволит ответственно и плодотворно использовать природные ресурсы, а также создаст стимулы для государства, частных и юридических лиц, позволяющие инвестировать в материальные активы и человеческий капитал.

    Россия отстает по большинству показателей государственного управления. Непоследовательное применение законов и подзаконных актов является типичным симптомом слабого государственного управления. Россия отстает от сопоставимых стран с высоким уровнем доходов по всем показателям государственного управления и прозрачности. Как показывают составляемые всемирным банком Глобальные показатели государственного управления (WGI), правопорядок, коррупция, качество регуляторной среды и подотчетность остаются проблемными сферами, что, в конечном счете, подрывает эффективность государственной политики (Таблица 1). Что касается государственных функций, то наиболее важными являются следующие:

    Таблиц 1. Качество государственного институтов, Глобальные показатели государственного управления, 19962012 гг.

    Среднее

    значение

    Глобального

    показателя

    государственного

    управленияЭффективность государстваБорьба

    с коррупциейПолитическая стабильность и отсутствие насилияКачество регулятоной средыПравопорядокОтветственность и

    подотчетностьНидерланды1,711,892,151,111,791,751,58Норвегия1,711,922,121,291,391,911,60Канада1,621,872,041,011,591,731,50Австралия1,591,751,980,981,631,751,45США1,321,641,510,441,541,551,22Чили1,151,211,430,561,481,250,98Ботсвана0,700,540,890,970,610,610,58ОАЭ0,490,850,840,860,660,54-0,81Малайзия0,361,060,270,200,530,50-0,39Саудовская Аравия-0,36-0,20-0,23-0,290,030,16-1,62Украина-0,58-0,68-0,92-0,21-0,530,85-0,27Казахстан-0,63-0,60-0,980,16-0,400,89-1,06Россия-0,73-0,47-0,93-1,05-0,33-0,89-0,70Азербайджан-0,88-0,80-1,08-0,79-0,590,88-1,13Венесуэла-1,02-0,98-1,01-1,12-1,071,33-0,62Нигерия-1,14-1,02-1,11-1,73-0,891,24-0,84Туркменистан-1,32-1,47-1,250,15-1,991,42-1,94Узбекистан-1,34-1,00-1,07-1,16-1,661,27-1,91

    1) набор мер бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, которые позволяют управлять волатильностью, обусловленной высокой концентрацией сырьевых товаров в экспорте;

    2) возможности государственного управления по эффективному оказанию государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и инфраструктура;

    3) возможности по эффективному регулированию частного предпринимательства, которые гарантируют наличие конкурентной среды. Эти функции наиболее важны для стран, управляющих значительной природной рентой, где недостаток подотчетности и коррупция могут породить нестабильность.

    Богатые природными ресурсами экономики, как правило, сталкиваются с проблемой неопределенности и волатильности, обусловленной колебаниями цен и/или спросом на природные ресурсы. Учитывая важность добывающих отраслей для таких экономик, волатильность экспортной выручки может негативно сказаться на более широких макроэкономических параметрах и вызывать более серьезные проблемы экономической политики, такие как, например, колебания экспорта, колебания роста ВВП, доходов бюджета, государственных расходов/инвестиций, занятости, инфляции и динамики валютного курса.

    В России создана институциональная основа для управления макроэкономической волатильностью. Как показывает международный опыт, стабилизационные фонды полезны для обеспечения бюджетной дисциплины. В 2004 году в России был создан Стабилизационный фонд, задачей которого было накопление излишней ликвидности для снижения инфляционного давления и защиты экономики от волатильности выручки от экспорта сырьевых ресурсов. В феврале 2008 года Стабилизационный фонд в объеме 160 млрд. долларов США был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, второй из которых был призван укрепить государственную пенсионную систему.

    Несмотря на политику наращивания расходов в период экономического бума, Резервный фонд оказался полезным в течение недавнего финансового кризиса. В течение периода рекордно высоких цен на нефть, отмечавшегося после 2005 года, в России началось наращивание бюджетных расходов, при этом Стабилизационный фонд не смог предотвратить быстрый рост государственных расходов, в результате чего большая часть сверхдоходов от экспорта нефти поступала в экономику. Поскольку стерилизация нефтяных доходов была лишь частичной, большой объем поступающей ликвидности за счет роста зарубежных заимствований со стороны государственных предприятий, наряду с отрицательными реальными банковскими процентными ставками и жестким управлением валютным курсом послужили стимулом для кредитного бума и роста внутреннего спроса. Однако во время кризиса 2008 года Резервный фонд сыграл ключевую роль в сглаживании государственных расходов. Кроме того, удалось стабилизировать финансовый сектор, когда из Фонда национального благосостояния было выделено около 30 млрд долларов США для поддержки трех государственных банков.

    Предприняты некоторые шаги по внедрению программно-целевого бюджетирования и оценки результатов работы государственных служащих. В сфере межбюджетных отношений также отмечены улучшения, в частности, принятие Закона «О бюджете на 2005 год» обеспечило более ясное распределение расходных полномочий и обязательств по предоставлению услуг между различными уровнями бюджетной системы. Начата реализация далеко идущих общероссийских проектов в таких сферах, как образование, здравоохранение и других областях, на которые расходуются значительные государственные средства в рамках соответствующих программ. Однако учитывая различия между субъектами федерации в объеме обязательств и потенциале по реализации реформ, прогресс носит неравномерный характер.

    России предстоит сделать немало в части реализации реформ по повышению эффективности. Распределение ресурсов может быть улучшено за счет улучшения экономии благодаря проведению отраслевых реформ (например, в сфере здравоохранения, образования и транспорта) и укрепления системы межбюджетных трансфертов, с тем чтобы более ясно отражать приоритеты и поддерживать реформы по повышению эффективности расходования средств в регионах. Эффективность государственных расходов может также быть улучшена за счет более адресного распределения (перераспределения имеющихся источников) на приоритетные нужды.

    Функция государства по регулированию частного предпринимательства является ключевой. Помимо увеличения издержек, регулирование может служить инструментом манипулирования в целях создания несправедливых конкурентных преимуществ для некоторых предприятий, при этом для остальной экономики это может обернуться потерей благосостояния. В долгосрочной перспективе экономика, в которой конкуренция сдерживается громоздким или обслуживающим интересы отдельных групп регулированием или другими способами, будет менее производительной, поскольку у части предприятий будут ограничены стимулы для повышения эффективности и внедрения новых технологий. Последствия могут быть особенно тяжелыми для экономик, находящихся на периферии технологических разработок, поскольку возможности внедрять новые технологии являются ключевым условием для роста производительности и сближения с более развитыми экономиками.

    Во многих сферах корпоративной деятельности в России доминирующую роль играют существующие на рынке менее производительные участники. Такие предприятия, как правило, имеют более привилегированный доступ к природным ресурсам, рынкам, кредитным источникам и лицензиям. Более эффективные предприятия, особенно малые и средние предприятия и компании-стартапы, не могут равноправно конкурировать с государственными предприятиями и действующими на рынке участниками. Это препятствует возникновению более современных предприятий или не дает им возможности преодолеть небольшие спады, в то время как неэффективные предприятия сохраняют свое доминирующее положение в ущерб производительности в целом.

    Политика в сфере торговли и конкуренции используется для защиты существующих участников рынка и приводит к фрагментации рынка. В качестве основного элемента регулирования внешней торговли тарифные меры постепенно пришли на смену нетарифным барьерам, однако в середине 2000-х годов средний уровень тарифов и расхождения между тарифами в России все еще были выше, чем во всех странах ОЭСР, что привело к некоторой изоляции страны от международной конкуренции. Изоляция от глобальных рынков может приводить к тому, что компании будут выбирать менее современные технологии и работать на неоптимальном уровне, в результате чего будет снижаться производительность.

    Примерно половина предприятий в России рассматривают местные рынки в качестве основных для реализации своей продукции. Это большая доля даже по сравнению с экономиками сопоставимого размера и структуры, такими, как Бразилия, где этот показатель составляет примерно 35%. Фрагментация рынков и неконкурентные рынки могут объясняться двумя факторами: высокие транспортные издержки, обусловленные ограниченной транспортной инфраструктурой и большими расстояниями; дополнительные барьеры, создаваемые местными органами власти в странах с некоторой степенью региональной автономии, что препятствует появлению на рынке новых предприятий извне. В результате, для российских потребителей и предприятий цены на 20% выше, чем в сопоставимых экономиках. При этом расхождения в ценах между субъектами федерации в ключевых отраслях (фармацевтической, отрасли связи и розничных точках по продаже топлива) настолько велики, что их нельзя объяснить влиянием на цены таких факторов, как расстояние до рынков и уровень экономической активности.

    Российские меры политики на товарных рынках в большей степени ограничивают конкуренцию. Высокая степень государственного контроля, а также нормативных мер и регуляторных барьеров для предпринимательства, торговли и инвестиций тормозят развитие производительного сектора предприятий (Рисунок 1).

    В конце 2000-х годов под контролем федеральных и субфедеральных органов власти находилось, по крайней мере, одно предприятие из 16 отраслей экономики по сравнению с 9 отраслями в типичной экономике, входящей в ОЭСР. Наиболее характерными примерами государственной собственности являются инфраструктура и сетевые отрасли. Государству принадлежит стопроцентная доля на рынке железнодорожного транспорта и почтовых услуг и свыше 50% в газовой отрасли, электроэнергетике, воздушном транспорте и телекоммуникациях.


    Рисунок 1 - Ограничение конкуренции, Индекс регулирования товарных рынков ОЭСР


    Предоставление государственной помощи в России регламентируется принятыми законами о конкуренции, при этом допускаются исключения при предоставлении различных видов государственной помощи отдельным отраслям экономики, предприятиям или регионам. Действующие на рынке предприятия пользуются различными льготами со стороны федеральных и региональных органов власти, в том числе в виде налоговых льгот (или просроченной заложенности), инвестиционных кредитов, прямых субсидий, гарантированных займов, доступа к государственной собственности и создания особых экономических зон на территории отдельных предприятий. Государственная поддержка нередко обусловлена членством предприятий в деловых ассоциациях и сохранившимися с советских времен связями, что наносит ущерб новым участникам рынка. Асимметричное применение правил оказания государственной помощи особенно остро проявляется на региональном уровне и является источником региональных различий в более широкой конкурентной среде.

    2.2. Формы государственного регулирования экономики

    Государственное регулирование экономики (от лат. regulare - подчинять правилу) - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц.

    Осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

    Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

    Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной - на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

    Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

    Объективные тенденции развития общественных отношений, рост глобализации и развитие международной конкуренции предпосылки поиска нового баланса интересов в регулировании, основанного на справедливом распределении рисков причинения вреда и затрат, связанных с минимизацией этих рисков. При этом в одних сферах, например в части требований к малому бизнесу, наблюдается тенденция дерегулирования и снижения административных барьеров. В других сферах, таких как охрана окружающей среды и энергоэффективность, государства, напротив, ужесточают требования, перелагая часть рисков на хозяйствующие субъекты. При этом в большинстве случаев хозяйствующим субъектам предоставляется возможность выбора механизмов минимизации рисков причинения вреда, возникающих в связи с их хозяйственной деятельностью (а в ряде случаев и в связи с их прошлой хозяйственной деятельностью). Дальнейшая «передача» рисков другим субъектам финансовым организациям, страховым компаниям, органам сертификации и инспекции и т. д. порождает возникновение новых, негосударственных механизмов контроля. С развитием таких механизмов снижается потребность в государственном контроле; государство переходит от детального нормирования требований к регулированию, ориентированному на результат.

    Ориентация государственного управления в целом и государственного регулирования в частности на результат предполагает выработку требований к результативности, в том числе к результативности осуществления контроля. Данные требования предполагают отказ от понимания государственного контроля как самоцели или самоценности и рассмотрение контроля как этапа в общем цикле государственного управления. Этот цикл включает выявление проблемы (наличие риска причинения вреда общественно значимой ценности), целеполагание (выработку государственной политики, направленной на минимизацию такого вреда), реализацию государственной политики, контроль (в том числе в форме оценки достижения заданных результатов) и коррекцию политики в зависимости от степени достижения результата (рис. 3). При такой постановке вопроса контроль не обязательно должен быть государственным; более важна роль контроля в обеспечении полноты достижения результатов, направленных на минимизацию рисков причинения вреда.

    Рис. 3. Контроль и надзор как этап управленческого цикла реализации государственной политики


    Выбор оптимального механизма контроля (государственного и негосударственного) должен зависеть от ситуации в конкретной сфере, возможности и достаточности применения конкретных негосударственных механизмов с точки зрения достижения всех целевых значений критериев результативности контроля (снижения причиненного ущерба, предупреждения вреда и обеспечения возмещения причиненного вреда) и его эффективности (в том числе реалистичности и справедливости перераспределения издержек, связанных с обеспечением безопасности).

    Исходя из поставленной задачи снижения роли государства в экономике и минимизации его вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, целесообразно при прочих равных условиях использовать негосударственные механизмы контроля. Такая презумпция приоритетности негосударственных механизмов контроля перед традиционными административными механизмами государственного контроля соответствует и лучшей мировой практике.

    Так, в соответствии с «Принципами лучшей практики в сфере контрольно-надзорной деятельности ОЭСР» анализ возможностей применения мер, альтернативных государственному регулированию и государственному контролю, является одним из десяти основных принципов совершенствования государственного контроля, который позволяет обеспечить в соответствующих сферах пропорциональность эффекта от осуществления контрольно-надзорной деятельности регулятивному воздействию. В качестве ключевых критериев необходимости осуществления государственного контроля в той или иной сфере эксперты ОЭСР рассматривают:

    риск немедленного причинения непредотвратимого ущерба при нарушении обязательных требований законодательства в конкретной сфере;

    отсутствие возможности использования рыночных механизмов (в том числе механизмов оценки соответствия стандартам частными организациями) либо неэффективность использования данных механизмов с точки зрения бюджетных расходов и бремени расходов участников рынка;

    отсутствие возможности возмещения вреда с использованием инструментов обязательного страхования ответственности.

    Несоответствие данным критериям служит основанием для оценки возможностей внедрения альтернативных государственному контролю негосударственных механизмов и их последующего применения.

    При принятии решения о применении альтернативных механизмов негосударственного контроля важно учитывать присущие им риски и ограничения, в том числе определяемые характеристиками конкретных рынков (например, степенью их концентрации) и качеством институтов (в том числе механизмов медиации и судебного обжалования). Важно адекватно оценивать реальный потенциал участников рынка и третьих лиц (страховой системы, органов сертификации и инспекционного контроля) в обеспечении высокого уровня защиты охраняемых ценностей, предусматривать, если необходимо, достаточный переходный период для развития соответствующих сфер, а также учитывать объективные ограничения их роста (например, ограничения к доступу на международные рынки перестрахования и на международные финансовые рынки в условиях санкций, введенных в отношении Российской Федерации).

    Влияние применения механизмов негосударственного контроля на потребителей с точки зрения как возможного повышения цен на отдельные виды продукции, так и обеспечения более высокого уровня качества и безопасности товаров, работ и услуг также должно приниматься во внимание при анализе целесообразности использования альтернативных негосударственных механизмов контроля.

    Важно отметить, что в большинстве случаев решение о целесообразности использования негосударственных механизмов принимается в условиях наличия административных механизмов государственного контроля. Поэтому оценка результативности и эффективности данных механизмов, в том числе, по возможности, в сопоставлении с практикой зарубежных стран, является важной основой для принятия решений о целесообразности изменения действующих норм и правил. Низкая результативность государственного контроля, а также избыточные издержки государства и бизнеса, связанные с его осуществлением, могут служить основанием для разработки и внедрения альтернативных вариантов регулирования, предусматривающих возможность использования рыночных механизмов в целях минимизации вреда охраняемым законом ценностям.

    С учетом приведенного выше анализа можно сформулировать следующие условия применения негосударственных механизмов контроля как альтернативы государственному контролю:

    характер и уровень рисков в подконтрольной сфере;

    наличие негосударственных институтов;

    целесообразность перераспределения бремени издержек;

    фактический уровень результативности и эффективности государственного контроля в подконтрольной сфере.




    2.3. Экономическая политика государства

    В настоящее время Россия столкнулась с различными внешними и внутренними проблемами. Статус страны-производителя энергоресурсов, который ранее способствовал экономическому росту, в настоящее время определяется тем, что экономика РФ в значительной степени зависит от экспорта энергоносителей а добыча нефти и газа составляет половину доходов страны Постоянное падение цен на энергоресурсы и сырьевые материалы в течение 2015 года привело к образованию существенного дефицита доходов России Ввиду прогнозов о том что в ближайшей перспективе цены на сырьевые товары останутся на низком уровне сырьевые товары в 2015 году продолжили дешеветь обновляя многолетние минимумы Рынок перенасыщен предложением а спрос оказался под давлением из-за замедляющегося роста китайской экономики Аналитики предсказывают что низкие цены на сырье сохранятся в течение нескольких лет

    Следует отметить, что в 2016 году Россия поднялась на 11 пунктов в авторитетном рейтинге Doing Business и заняла 40-е место из 190. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Болгарией и Венгрией. За минувший год Россия улучшила условия ведения бизнеса лишь по двум из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании хотя ещё годом ранее входила в первую пятёрку экономик по числу проводимых реформ в области регулирования предпринимательской деятельности

    Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 26-е место в мире; простоты регистрации прав собственности - 9-е место; обеспечению исполнения контрактов - 12-е место; возможности кредитования - 44-е место; по уровню защиты инвесторов - 53-е место; по уровню налогообложения - 45-е место; по уровню ведения международной торговли - 140-е место; по показателю простоты ликвидации предприятий - 51-е место; возможности подключения к системе электроснабжения - 30-е место; по показателю простоты получения разрешений на строительство - 115-е место.

    Таким образом, в настоящее время Россия находится в разгаре глубокого экономического кризиса. Обострению экономических проблем способствовали различные факторы, среди которых падение цен на нефть, экономические санкции, а также ослабление внутреннего рынка.

    Следует отметить, что 2015 год войдет в историю России как период крайне неблагоприятного экономического положения. Западные санкции, экономическое эмбарго, нестабильное геополитическое положение, падение стоимости нефти, а также множество других факторов привели страну в состояние тяжелейшей рецессии. Однако практически все эксперты сходятся во мнении, что уже через год текущее положение дел покажется россиянам не таким уж и трудным, т. к. в 2017 году рецессия только усугубится, из-за чего государство столкнется с реальными проблемами.

    Экономические санкции привели к изоляции государства на международных рынках, ужесточив последствия падения цен на нефть. Увеличение расходов в военной отрасли также обременили экономику страны. Несмотря на объявленное сокращение бюджетных расходов в 2016 году, затраты на военные нужды продолжают составлять значительную долю государственных расходов РФ. Страна выполняет запущенную в 2010 году программу по военному перевооружению, направленную на модернизацию военной техники до 2020 года. В этом контексте присутствие страны в Украине и Сирии усилило негативное влияние на экономику. Хотя на данный момент Россия вывела «основную часть воздушно-космических сил» из Сирии, но временные рамки окончательного вывода войск остаются неизвестными. В настоящее время Россия находится под экономическими санкциями ряда стран, в том числе государств - членов ЕС, США, Японии, Австралии и Канады. Ограничения коснулись банковского, нефтяного и оборонного секторов. Международные санкции были введены из-за присоединения Крыма к России и конфликта на востоке Украины.

    В целом санкции Запада не грозят крахом российской экономике и не способны сильно повлиять на дальнейшее развитие страны в ближайшее время. Но все же во многом их действие имеет негативное влияние на перспективы, и в современных условиях правительству следует либо договариваться со странами, которые ввели и присоединились к санкциям, либо пересматривать экономическую модель всей страны.

    Следовательно, именно политическая нестабильность в России вызывает наибольшие вопросы в отношении краткосрочного экономического роста. Бюджет России на 2016 год был принят в октябре прошлого года с расчетом цены на нефть 50 долл. за баррель. Текущие цены на нефть находятся на уровне ниже 30 долл. за баррель. Это означает, что у правительства нет другого выбора, кроме сокращения расходов. В случае увеличения инфляционных рисков, Центральный банк России в дальнейшем не исключает возможности ужесточения денежно-кредитной политики. Девальвация рубля способствовала росту инфляции и снижению фактических доходов населения. По оценкам, в 2015 году число россиян, живущих за чертой бедности, составило 20 миллионов. Эта цифра резко увеличилась с показателя 2 млн, зафиксированного в 2014 году. Введение Россией ответных санкций привело к повышению цен на товары более быстрыми темпами, в результате чего снизился потребительский спрос. Если инфляция сохранится, то дальнейшее снижение реальной заработной платы и реальных доходов населения станет неизбежным исходом.

    Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) также является предметом беспокойства в России. ТТИП направлено на оказание влияния на энергетический рынок, который действует не в пользу России. Европейские акционеры уже давно проявили интерес к нефти и природному газу США. Если Соединенные Штаты смогут осуществлять поставки данных энергоресурсов, это позволит снизить зависимость Европы от импорта российских энергоносителей. Европейцы возлагают большие надежды на добычу сланцевого газа, которая сократит (по крайней мере, временно) их зависимость от импорта углеводородов. Учитывая нынешнее противостояние между Западом и Москвой, укрепление экономических связей между США и ЕС имеет геополитические последствия для России. У экономически крепкого атлантического сообщества с зоной свободной торговли гораздо больше шансов противостоять российскому давлению.

    Модель экономического роста, в основе которой лежит зависимость от экспорта нефти, зарекомендовала себя не с лучшей стороны. Как отметил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев, «в настоящее время ситуация на мировом нефтяном рынке свидетельствует о необходимости построения структуры экономики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и ориентированной не на рынок сырья».

    Помимо указанных экономических проблем, гораздо более серьезные (пока недооцененные) вызовы для роста России в долгосрочной перспективе представляет демографический спад. За последнее десятилетие был зафиксирован минимальный рост численности населения страны, которое насчитывает 143 млн. До сих пор сокращение численности населения компенсировалось рабочими мигрантами, которые приезжали в Россию в поисках работы. Падение реальной заработной платы поднимает серьезные вопросы о продолжительности этой тенденции. Ситуация старения российского населения свидетельствуют о том, что все больше семей зависят от правительственных выплат в виде социальных пособий, пенсий и т. д. Таким образом, нестабильность бюджета в ближайшие месяцы создает проблемы для домашних хозяйств, которые не смогут покрывать свои основные затраты. Сокращение реальных доходов повышает уязвимость населения.

    Современный экономический спад стал движущей силой для роста объемов экспорта товаров, не относящихся к энергоносителям, например, пшеницы. В связи с падением российского рубля по отношению к доллару также наблюдается падение обменного курса. Таким образом, низкая цена на рубль удешевила импорт российской пшеницы и сделала его выгодным для других стран. Фактически в прошлом году результативность промышленной отрасли России сократилась примерно на 3,3 %, в то время как в сельском хозяйстве был зафиксирован рост на 3 %. По статистическим данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), объемы экспорта российской пшеницы увеличатся до 23,5 млн тонн. Такими темпами Россия опередит Соединенные Штаты и Канаду.

    Многие аналитики сравнивают современную ситуацию с российским экономическим крахом 1998 года. Сложившаяся ситуация отличается от развития событий в 1990-х годах меньшими размерами государственного долга (менее 20 % от ВВП). Но это не означает, что России будет легко преодолеть кризис. Различие текущего экономического спада от прошлого кризиса заключается в том, что тогда высокие цены на нефть компенсировали внутренний кризис в России.

    Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основная проблема российской экономики - это не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

    Среди других значимых событий в экономической политике за последний год аналитики выделяют три наиболее важных: приватизация «Роснефти», «обновление» Внешэкономбанка и успехи в привлечении зарубежных инвестиций на Дальний Восток.

    Все вышеперечисленные события повлияли на российскую нацвалюту, которая за 2016 год укрепилась по отношению к доллару США более чем на 23 % с 70,66 рублей за доллар 23 декабря 2015 года до официального курса ЦБ на 28 декабря 2016 года - 60,85 рублей за доллар. Укрепление рубля, восстановление макропоказателей и ряд других событий в экономической политике постепенно возвращают доверие зарубежных инвесторов к российской экономике.

    Путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для возможности России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформации в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. Ввиду того, что реформы будут представлять политический риск, руководство страны вряд ли начнет их осуществление до завершения своего срока полномочий.

    Таким образом, основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются: цена на нефть, геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности; отток капитала, давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках.

    Реализация макроэкономической политики в соответствии с приоритетами ценовой стабильности, долгосрочной устойчивости бюджета и контрциклического регулирования снизит уязвимость национального хозяйства к экзогенным шокам, создаст хорошо прогнозируемую внешнюю среду для бизнеса. Но даже образцовая макроэкономическая политика не ускорит темпы экономического роста в России до 33,5%. Достижение среднемировых темпов роста ВВП возможно только в случае устранения обозначенных в настоящей работе структурных ограничений. Решить данные проблемы мерами фискальной или монетарной политики нельзя необходима комплексная программа структурных реформ.

    Ниже приведен список первоочередных задач структурной политики и реформирования институтов.

    1. Провести пенсионную реформу.

    2. Осуществить приватизацию, продолжить реформирование естественных монополий и значительно уменьшить долю государства в экономике. Усилить конкуренцию, в результате которой у бизнеса возникнут стимулы к повышению эффективности, вырастет спрос на качественные институты и инновации, являющиеся инструментом конкурентной борьбы.

    3. Существенно снизить темпы индексации регулируемых цен для уменьшения инфляции издержек.

    4. Устранить барьеры входа на рынок, ослабить административное давление на бизнес (сократить число контрольно-надзорных функций и мероприятий в сфере МСП) и общее регулятивное воздействие на экономику.

    5. Повысить производительность труда.

    6. Создать все условия для «созидательного разрушения»:

    • устранить институциональные барьеры для выхода с рынка неэффективных фирм;
    • отказаться от государственной поддержки неэффективных предприятий и проведения так называемой социально-промышленной политики, направленной не на стимулирование развития конкурентоспособных производств, а на сохранение социальной стабильности;
    • обеспечить перемещение факторов производства (в первую очередь трудовых ресурсов) из менее конкурентоспособных секторов и фирм в более конкурентоспособные.

    7. Повысить мобильность рабочей силы и снизить естественный уровень безработицы на 1,5%. Для этого необходимо развить транспортную и жилищную инфраструктуру, запустить программы профессиональной переподготовки, поднять возраст выхода на пенсию в рамках пенсионной реформы и внести ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, закрепляющих рыночные принципы в сфере трудовых отношений.

    8. Провести судебную реформу и кардинально изменить сложившуюся правоприменительную практику.

    9. Обеспечить защиту прав собственности.

    10. Осуществить реформу государственного аппарата и госслужбы, направленную на дебюрократизацию, повышение эффективности государственного управления и создание конкурентных условий при размещении государственного и муниципального заказа.

    11. Провести системные мероприятия по борьбе с коррупцией.

    12. Создать условия для совершенствования модели корпоративного управления в России и более активного использования долевого финансирования.

    13. Увеличить и диверсифицировать экспорт. При недостаточном внутреннем спросе быстрое положительное воздействие на рост ВВП может оказать увеличение чистого экспорта, поэтому важно интенсифицировать усилия в области финансовой и нефинансовой поддержки экспорта. Следует переориентировать деятельность институтов развития на стимулирование конкурентоспособных предприятий-экспортеров в несырьевом секторе и облегчить соблюдение формальных процедур, в том числе связанных с таможенным регулированием.

    Обесценение рубля и всплеск инфляции привели к изменению относительных цен в России, способствующему притоку рабочей силы в конкурентоспособные производства торгуемых секторов экономики. Но эффект девальвации в значительной степени нивелируется дефицитом трудовых ресурсов и государственной политикой, препятствующей естественной очистке рынка. Снижение реальных зарплат и увеличение валовой корпоративной прибыли создали предпосылки для выраженного роста инвестиций, которого, однако, не произошло из-за повысившейся макроэкономической неопределенности, проблем с деловым климатом, слабости рыночной среды и отсутствия стимулов.

    Наличие инвестиционного ресурса (собственных средств предприятий) еще не гарантирует возобновления инвестиционной активности, поэтому стандартные для ситуации циклического кризиса рекомендации по осуществлению монетарного и фискального стимулирования совокупного спроса сегодня в России не приведут к удовлетворительным результатам. Сами по себе низкие темпы роста ВВП не являются достаточным основанием для смягчения макроэкономической политики, так как они могут указывать на падение потенциального объема производства и на переход к новому долгосрочному равновесию (тренду). Необходимо наличие иных условий: отрицательного разрыва выпуска, сопровождающегося, как правило, увеличением уровня безработицы и количества простаивающих производственных мощностей при уменьшении инфляции.

    Приходится констатировать, что российская экономика перестает быть «экономикой потребления» и всё более нуждается в эффективных инвестициях. При этом их увеличение повлечет за собой приумножение доходов и усиление роли потребления в экономическом росте. Для перехода к инвестиционной модели экономического роста, ведущую роль в которой будут играть инвестиционный процесс и повышение факторной производительности, важно обеспечить благоприятный инвестиционный климат: стабильность макроэкономических условий, низкие риски и функционирование качественных институтов. И если задачу макроэкономической стабилизации при достаточной последовательности и согласованности действий можно решить сравнительно легко и быстро, то достичь желаемого преобразования институциональной среды гораздо сложнее в связи с необходимостью как формирования общественного запроса на изменения, так и проявления политической воли.




    Заключение

    Экономический рост в России медленнее, чем продиктовано задачей восстановления быстрых темпов сближения уровня жизни в стране со средними показателями государств-членов ОЭСР. Предпринимаемые сегодня усилия по улучшению делового климата достойны похвалы, но их необходимо расширить и укрепить. Значительный прогресс достигнут в вопросе уменьшения уровня забюрократизированности, но энергичные усилия властей по борьбе с коррупцией стали более заметны лишь недавно. Неблагоприятное взаимодействие политики, бизнеса и правоохранительных органов порождает препятствия для реализации принципа верховенства закона и остается основным риском для потенциальных инвесторов. Высокие барьеры для входа на рынок ведут к низкому уровню конкуренции. Снижение роли государства в экономике и членство в ВТО следует рассматривать как шанс для развития конкуренции и, следовательно, обеспечения наличия стимулов к повышению производительности, что, учитывая уменьшение количества рабочей силы в стране, крайне необходимо для обеспечения более устойчивого экономического роста.

    При высоком образовательном уровне населения, необходимо укрепить систему образования для того чтобы реагировать на потребности экономики, построенной на умениях. Практически отсутствует взаимодействие между школой и работодателями, а возможности для получения высшего образования распределены неравномерно.

    Уровень затрат частного сектора на инновации чрезвычайно низок, кроме того Россия отстает с точки зрения получаемых научных результатов и патентов. Невелика поддержка, оказываемая низкотехнологическим инновациям и процессу внедрения технологий, особенно среди МСП, в силу существующего уклона в сторону крупных и высокотехнологических проектов, которые при этом слабо связаны с российскими производственными мощностями. Реформа государственного сектора НИОКР не завершена особенно в отношении укрепления финансирования на конкурсной основе.

    Экономика играет огромную роль в жизни любого общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Именно экономическая сфера определяет ход всех происходящих в обществе процессов. И Россия в данном случае не исключение. 2016 год для экономики нашей страны начался с обвала нефти до 33$. Потеря составила около 15 % в сравнение с концом 2015 года. При этих показателях рубль вырос почти на 12 % до 77 рублей за доллар. В этом же году на Гайдаровском форуме глава сбербанка Г. Греф публично заявил о проблемах экономики и отнес нашу страну к числу стран-дауншифтеров. Он призвал к реформированию систем образования и институтов власти.

    Этот год ознаменовался также закрытием особых экономических зон. Еще с 2005 года российское правительство активно занялось программой по развитию бизнеса, и федеральный закон от 22 июля 2005 года №116- ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» должен был дать начало новому витку в экономике. С 2005 по 2016 год было создано 33 зоны, которые должны были помочь бизнесу в нашей стране выйти на новый экономический рост, но 186 млрд. рублей, потраченные на развитие этих зон, оказались использованы неэффективно. С 30 сентября 2016 года досрочно было закрыто 8 зон, и еще 10 были внесены на рассмотрение о досрочном закрытии, что показало некомпетентность правительства в решениях экономических вопросов в нашей стране.

    Тем не менее, ближе к середине первого полугодия 2016 года произошла стабилизация нефтяных котировок. Впервые за долгое время появляются первые намеки об отмене санкций против России.

    Таким образом, современная российская экономика находится в переходном состоянии. Требуется глубокий анализ ситуации, для того чтобы избежать лишних финансовых потерь из бюджета.



    Список литературы

    1. Агапова И.И. Институциональная экономика: учеб. пособие / И. И.Агапова. М. : Экономистъ, 2013. 254 с.
    2. Байбакова Е.Ю. Клочков В.В. Экономические аспекты формирования сетевых организационных структур в наукоемкой промышленности// Управление большими системами, 2016.
    3. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Анализ проблем и рисков ресруктуризации авиапромышленного комплекса России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. №4 (193). С. 717.
    4. Бархатов, В. И. Противоречия хозяйственных отношений в российской экономике / В. И. Бархатов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : тр. междунар. науч. конф., Челябинск, 1617 окт. 2013 г. / под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. М. : Перо, 2013. 382 с.
    5. Бархатов, В. И. Инновационная дисфункция современной корпорации: влияние институциональной структуры / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики : материалы Шестнадцатых Друкеров. чтений, 1820 нояб. 2013 г. Новочеркасск : ЮРГТУ, 2013. С. 165174.
    6. Бархатов, В. И. Корпоративная культура как рутинизированный процесс / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Экономическая культура: ценности и интересы: междунар. науч. конф., 2526 апр. 2013 г. СПб. : СПбГУ, 2013. С. 2122.
    7. Бодрова Е. В. О достижениях и противоречиях государственной политики РФ в нефтегазовой сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 1. С. 34-37.
    8. Бревдо Т.В.; Волков Г.Ю.; Миронова О.А. Глобализация мировой экономики: Учебное пособие для вузов, 2013 г. - РОСТОВ: ФЕНИКС, 311c.
    9. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И. Кушлина. изд. 2-е, дополненное и переработанное. М.: изд. РАГС 2015.
    10. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2016. 287 с.
    11. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е изд., 2011. 689 с.
    12. Доклад об экономике России / Всемирный Банк - № 33. Сентябрь 2015 г.
    13. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
    14. Казаков И. С. Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе // Евразийский научныйжурнал.2016.№12.
    15. Клименко А. В., Минченко О. С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 730.
    16. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 529.
    17. Мовчан Ю.В. Оценка воздействия как инструмент устойчивого развития в нормотворчестве Европейского союза // Евразийская адвокатура. 2014. № 4 (11). С. 7580.
    18. Мокина Л.С., Никитина Э.Г. Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 153157.
    19. Нитовкин Д.В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 93.
    20. Нурмухаметов, И. А. Современные реалии российской экономики / И. А. Нурмухаметов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации: тр. междунар. науч. конф., Челябинск, 1617 окт. 2013 г. / под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. М. : Перо, 2013. 382 с.
    21. Ряховская А. Н. Государственное регулирование экономики: риски и перспективы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 21. С. 3136.
    22. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Эксмо, 2007. 914 с.
    23. Танци В. Правительство и рынки: меняющаяся экономическая роль государства // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 134165.
    24. Тюкавкин Н.М., Бадирова А.В. О механизме государственного регулирования экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 90. С. 5457.
    25. Цыганков Д.Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации на пути к «умному» регулированию? // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов / Под ред. Д.Б. Цыганкова. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. Вып. 5. С. 213236.
    26. Шахвердян А.Р. Роль госрегулирования национальной экономики в процессе глобализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). С. 3742.

    1. Regulatory Enforcement and Inspections. OECD Best Practice Principles for Regulatory Policy. Paris: OECD Publishing House, 2014.

    1. Чермошенцева Ю.И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 56. С. 246250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomicheskogo-razvitiya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 01.10.2017).
    2. Зиброва Е. К. Восстановительный рост: каким был 2016 год для российской экономики // RT News. 27 декабря 2016. URL: russia-reborn.ru>news/profile/1886646.html.
    3. Кейнсианская модель [Электронный ресурс]. URL:http://natecon.com/kejnsianskaya-model-makroekonomicheskogo-ravnovesiya/
    4. Кейнсианская модель экономики [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/21171
    5. Кейнсианская теория [Электронный ресурс]. URL: http://www.prioslav.ru/kursf8
    6. Исследования Всемирного банка: ведение бизнеса в 2017 году / Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. 2017. URL: gtmarket.ru.
    7. Russia Today российский международный информационный телеканал. https://russian.rt.com/
    8. Lenta.ru российское новостное интернет-издание https://lenta.ru/
    9. Министерство экономического развития и Торговли // http://www.economy.gov.ru
    10. Комитет государственной статистики // www.gks.ru
    11. Институтэкономической политики им. Е.Т.Гайдара// www.iep.ru/‎

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Госрегулирование экономики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.