Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Госрезерв

  • Вид работы:
    Другое по теме: Госрезерв
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    15.07.2018 1:24:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА4

    2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА10

    3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ14

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ15








    ВВЕДЕНИЕ


    Государственный материальный резерв РФ является универсальным инструментом руководства страны для преодоления ресурсных ограничений в различных обстоятельствах, стабилизирующим фактором развития экономики и важным элементом системы обеспечения национальной безопасности.

    Актуальность данной темы определяется тем, что существующая в настоящее время система государственного материального резерва с момента своего создания многократно перестраивалась и реорганизовывалась, но, несмотря на это вписалась в новые экономические условия без существенных функциональных и структурных изменений.

    Сейчас система государственного материального резерва остается одной из наиболее устойчивых государственных структур, стабильно выполняющих свои функции. Однако требуются улучшения системы управления развитием государственного резерва, которые позволят на более высоком экономическом уровне обеспечивать мобилизационные нужды Российской Федерации, выполнять неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказывать государственную поддержку всем отраслям экономики, организациям и субъектам Российской Федерации, оказывать гуманитарную помощь.

    В данной работе рассмотрим историю формирования государственного резерва, понятие и сущность государственных резервов Российской Федерации, а также роль государственного резерва в настоящее время.




    1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА


    Государственный материальный резерв один из наиболее древних и устойчивых институтов государственной власти в России. Впервые общегосударственные материальные запасы, в первую очередь для оборонного значения были созданы во время правления Ивана Калиты (XV-XVI вв). Количество и качество продовольственных запасов подвергали проверке. По распоряжению Ивана Калиты были основаны постоянные правительственные учреждения, названные приказами. С конца XVI века хранение и выдачу казенного хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы местные государственнеы учреждения в системе Житного приказа. За государственным хлебным запасом велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.

    Усилия государственной власти допетровской России в деле государственной системы снабжения войск продовольствием подготовили предпосылки для последующих реформ. При правлении Петра I возникла единая система государственных запасов, охватывавшая не только продовольствие, но и запасы для зарождавшейся промышленности.

    18 февраля 1700 года был учрежден Провиантский приказ, суть которого заключалась в создании государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном обеспечении государства. К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием направлять усилия властей на предупреждение появления «народной нужды».

    1723 году Петр I отдал распоряжение создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована.

    В конце XVIII века в России начали зарождаться рыночные отношения. Старая система приобретения, хранения и использования запасов, как и петровская структура управления ими, также стала изменяться. Произошли изменения, основанные на принципах рынка того времени, что позволило сформировать организационные структуры ведомственного (общегосударственного и гражданского), а также губернского управления запасами.

    По мере роста российской экономики, развития техники и транспорта, перевооружения армии, а также расширения масштабов ведения военных действий возникли новые требования к государственным резервам и структуре управления ими. Однако государство уделяло данной сфере недостаточное внимание, что отрицательно сказалось на обороноспособности Российской империи. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. положило начало военной реформе 1860-х годов. В 1864 году было создано Главное интендантское управление военного министерства, занимающееся снабжением армии, а также продовольственными запасами. Выделяли три группы продовольственных запасов (рис. 1.1).

    Рис. 1.1 Группы продовольственных запасов


    Война с Японией (1903-1905 гг) показала, что российская армия потерпела поражение не только из-за недостаточного обеспечения военного снаряжения, но и одеждой, обувью и продуктами питания. Очевидной стала необходимость создания значительных запасов продовольствия.

    В марте 1915 года царь Николай II ввиду катастрофического положения со снабжением армии и населения создал Главный продовольственный комитет, а в августе 1915 года создал Особое совещание для обобщения и объединения мероприятий по продовольственному делу. Однако, ожидаемых результатов указанные меры не дали. Накануне Февральской революции 1917 года в России не было единой системы государственного материального резерва и не осталось никаких запасов продовольствия. В 1920 году впервые удалось создать продовольственный фонд зерна в несколько миллионов пудов. В 1927 г. начал образовываться постоянный государственный хлебный фонд, на первых порах в количестве 50 млн. пудов.

    Постановлением Совнаркома СССР от 17.10.1931 года впервые в истории государства был создан единый специализированный орган государственной власти Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов), объединивший основные функции управления всеми государственными резервами. С этой даты можно вести отсчет истории государственного материального резерва Российской Федерации.

    В начальный период создания Комитета резервов объемы накопления материалов устанавливались исходя из годового производства и потребления. Первоначально они были незначительны и к концу 1931 года оценивались в 30 млн. рублей. Также в 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным.

    В конце 1939 года была начата работа по подготовке Положения о госрезервах первого документа о принципах формирования в СССР системы государственных материальных резервов, размещения, хранения и использования государственных запасов, структуры системы госрезервов . В систему госрезервов в этот период входило 16 территориальных управлений.

    В связи со сложной обстановкой в предвоенные годы возникла необходимость в увеличении мобилизационных запасов для армии и оборонных отраслей промышленности. Материальные ценности для мобилизационных резервов накапливали в результате централизованного выделения ресурсов. К 1940 году система государственных резервов имела широкий ассортимент продовольственных и промышленно-сырьевых товаров, топливных и мобилизационных запасов.

    Во время Великой Отечественной войны госрезервы были подчинены главному обеспечению бесперебойным снабжением необходимым для фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. Объемы государственных резервов за годы войны не только не уменьшились, но и в результате огромного напряжения сил и жесткой экономии ресурсов возросли по некоторым видам почти в два раза и более. Государственный резерв не только способствовал обеспечению всеми необходимыми промышленными и продовольственными ресурсами фронт, но и обеспечил восстановление в сжатые сроки народного хозяйства.

    В послевоенное время для восстановления народного хозяйства предполагалось существенно нарастить государственные резервы. Не было ни одной отрасли народного хозяйства, которой бы не выделялись бы ресурсы из резерва.

    На развитие госрезервов в 1970-1980 годы особое влияние оказали внешние факторы, такие как: период застоя в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства и обострение продовольственной проблемы, начало перестройки. А также изменения в системе (структурные преобразования, частые смены руководителей). Система Госрезерва многократно перестраивалась, но всегда оставалась единой и сохраняла свое назначение. Она была востребована руководством страны и внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности в переломные 1990-е годы. Именно тогда до 50% ежемесячного потребления продуктов питания в некоторых регионах, главным образом дотационных, обеспечивалось Госрезервом.

    Для готовности страны к возможным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам Совмин СССР принимает решение об образовании фонда материриальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций. Запасы материальных ресурсов являются составной частью единой государственной системы чрезвычайных резервных фондов, которые включают в себя финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы.

    В связи с провозглашением союзными республиками СССР своего суверенитета и независимости Комитет по государственным резервам 23 ноября 1991 года издал приказ о создании ликвидационной комиссии. Эта комиссия должна была осуществить передачу объектов системы госрезервов и материальных ценностей, размещенных на территориях бывших союзных республик, в ведение правительств суверенных государств. 25 ноября 1991 года указом Президента РСФСР образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР.

    Решающим моментом в истории формирования государственных резервов можно считать подготовку и введение в конце 1994 года Федерального закона «О государственном материальном резерве», который установил общие принципы формирования, хранения и использования запасов государственного материального резерва.

    В период с 1992 по 2002 год финансирование государственного резерва в федеральном бюджете не предусматривалось. Однако в 2003 году было установлено финансирование расходов на содержание системы государственного резерва за счет средств федерального бюджета.

    В марте 2004 года Указом Президента Российской Федерации государственный резерв в очередной раз был переименован в Федеральное агенство по государственным резервам (Росрезерв) и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли.

    Система государственных резервов обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10 лет была оказана гуманитарная помощь 40 государствам.









    2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА


    Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.

    Структура государственного резерва (рис. 2.1) и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.

    Рис. 2.1 Структура государственного резерва


    Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.

    В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей постоянно поддерживаемый объем их хранения. Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством РФ.

    Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Рассмотрим значение государственного резерва (рис. 2.2).

    Рис. 2.2 Значение государственного резерва


    Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом.

    Деятельность организаций системы государственного резерва регулируется Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

    Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) российский федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление единой системой государственного резерва Российской Федерации.

    С 23 ноября 2016 года Росрезерв находится в непосредственном ведении Правительства Российской Федерации. Ранее был подведомственен Министерству экономического развития РФ.

    Основными функциями Росрезерва являются:

    • управление системой государственного материального резерва;
    • осуществление от имени Российской Федерации полномочий собственника в отношении материальных ценностей государственного резерва;
    • формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва, организация их ведомственной охраны;
    • контроль над наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием;
    • своевременное освежение материальных ценностей государственного материального резерва;
    • определение условий хранения в государственном материальном резерве материальных ценностей с учётом требований государственных стандартов и технических условий;
    • деятельность по обеспечению возврата в установленные сроки материальных ценностей, заимствованных из государственного материального резерва.

    Росрезерв осуществляет управление государственным резервом, его территориальными управлениями, которые образуют единую систему государственного резерва РФ.

    3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


    В современных экономических условиях государственный материальный резерв Российской Федерации является одним из важнейших инструментов государства по оперативному реагированию на внезапные неблагоприятные изменения экономической и социально-политической обстановки в стране и мире, возникновение новых угроз, в том числе террористических, природных и техногенных катастроф.

    Переход к рыночной экономике, глобализация, ужесточение конкуренции на мировом рынке, агрессия международного терроризма, проблема сохранения независимости страны. Потребовалось осмыслить роль и место системы материального резерва в государстве, а также принципов ее формирования, функционирования, управления, финансирования и использования. В настоящее время Правительством Российской Федерации определены направления совершенствования системы госрезерва, обеспечения выполнения её роли в экономических и политических процессах России, направленных на укрепление национальной безопасности.

    За всё время существования Госрезерв стал одним из самых важных компонентов системы обеспечения национальной безопасности.

    Общегосударственный материальный резерв уникальный институт Российского государства, который является его надежной фундаментальной основой.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Государственный материальный резерв уникальный по своей жизненной необходимости для каждого гражданина и исторической устойчивости институт государства. Сегодня, когда сложно прогнозировать будущие вызовы и угрозы, значение государственного материального резерва и его системы существенно возрастает.

    Свою способность выручить страну из любой беды продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной - система государственного резерва в истории Отечества демонстрировала не раз.

    Система государственного материального резерва нашей страны в течение многих десятилетий активно участвует в решение задач, стоящих перед государством, которое всегда имело запасы продовольствия, топлива, нефтепродуктов и промышленных товаров, которые выручали страну в случаях неурожаев и стихийных бедствий, а также использовались для обеспечения армии, экономики и населения в военное время.

    Государственные резервы активно использовались при восстановлении разрушенных войной предприятий промышленности и сельского хозяйства, участвовали в возрождении и развитии экономики нашей страны, сыграли стабилизирующую роль при смене экономической ситуации и успешно вписались в рынок.

    В настоящее время государственный резерв играет очень важную роль в государстве. В столь неспокойное время, когда один за одним возникают чрезвычайные ситуации, государственный резерв как «надежный тыл», всегда обладает необходимым количеством запасов для ликвидации и неотложной помощи не только субъектам РФ, но и помощи другим странам, которые оказываются в бедственном положении.



    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (в ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Ст. 3.
    2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 2012.
    3. Григорьев А.А., Гасумянов В.И. История государственных резервов России. М.: «ОПК», 2016.
    4. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы. М., 2014.
    5. Балдов Д.В., Суслов С.А, Государственный резерв основа стабильного развития экономики // Вестник. 2015, № 9. С. 5-11
    6. Данилов В.С., Царева М.О. История создания государственного резерва // БМИК. 2013, № 2. С. 240-259.
    7. Земсков А.Е. Государственное резервирование материальных запасов в экономике РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017, №2. С. 105-111.
    8. Кондрашов Е. Интервью руководителя Федерального агентства по государственным резервам А.А. Григорьева Академия русской символики «Марс», альманах №3, 2006.
    9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Инфра-М, 2013.
    10. Федеральное агенство по государственным резервам [электронный ресурс] www.rosreserv.ru



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Госрезерв ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.