Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государство (личность в нем)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Государство (личность в нем)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    22.06.2016 21:27:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение....................................................................................................3Глава 1 Теории происхождения государства…………………………61.1. Причины возникновения государства …….........................61.2. Материалистическая (классовая) теория……………………7 1.3. Естественно-правовая теория происхождения государства…………………………………………………………….101.4. Договорная теория происхождения государства…………101.5. Органическая теория………………………………………..11 1.6. Теория насилия ……………………………………………12 1.7. Психологическая теория ………………………………….12Глава 2. Понятие государства. Его составляющие элементы и функции ………………………………………………………………..132.1. Понятие государства ……………………………………….132.2. Составляющие элементы государства ………………………132.3. Функции государства………………………………………..15Глава III. Личность в системе государства и права223.1. Положение личности в государстве223.2. Особенности правового статуса личности в государстве23 3.3. Государство и защита прав личности26Заключение................................................................................................29Список использованной литературы...................................................34









    Введение


    Государство играет важную роль вжизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль иместо государства вистории общества можно только рассматривая его вконтексте других- более широких иемких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

    Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство иполитическая система, государство и личность, занимаются представители многих наук - философии, истории, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача- познание законов взаимовлияния политической системы игосударства стем, чтобы вкритические моменты развития общества игосударства иметь способы имеханизмы возможного предотвращения революционных взрывов исоциальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций вразвитии общества.

    Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса оместе государства вполитической системе общества иего роли вней, а также системный анализ взаимосвязей между государством, личностью и правом, который проявляется в нормативно-юридической регламентации и реализации данных институтов в пространстве и времени демократических преобразований российского общества.

    Для достижения поставленной цели вработе, необходимо:

    1. дать общую характеристику государству;

    2. проанализировать теории происхождения государства;

    3. выявить составляющие элементы государства;

    4.развитие общества ивсех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества;

    5. выявить взаимосвязь государства и личности;

    6. охарактеризовать положение личности в государстве.

    Структура работы состоит из двух глав, включающих тринадцать параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.





    Глава 1. Теории происхождения государства

    1.1. Причины возникновения государства

    На возникновении государства отразился целый комплекс социальных и природных факторов. Среди них, прежде всего, следует выделить экологический, экономический и демографический факторы. Наличие условий для определенных видов хозяйственной деятельности (ирригация, плодородные почвы, животные) способствовало переходу от миграционного существования населения к оседлому образу жизни. Жизнь человека стала все более и более ассоциироваться с определенной территорией. Происходит соединение двух атрибутов (неотъемлемых признаков) государства: территория и население. Вместе с тем постепенно меняется характер хозяйственной деятельности людей. От присваивающего хозяйства (потребление продуктов питания в готовом виде) человек переходит к производящему. Использование все более совершенных орудий труда создает избыточный продукт труда. Формируется специальный слой людей, занятых аппаратом управления.

    На возникновении государства как специфического общественного института отразились и внешние факторы: опасность экспансии, вооруженные конфликты, требующая консолидации сил, колонизация неосвоенных и труднодоступных земель и другие.

    Государство это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

    Среди ученых отсутствует единая точка зрения по вопросу о причинах возникновения государства. Самой первой попыткой в этом направлении стало объяснение возникновения и функционирования государственной власти как результата воли сверхприродного существа - Бога. Вместе с тем в России обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на патриархальные, общинные ценности.


    1.2. Материалистическая (классовая) теория


    Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

    Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

    По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

    Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

    Афинская форма классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

    Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

    Германская форма государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

    Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность.

    Представители многих концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, продолжает Шершеневич, экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений» .

    1.3. Естественно-правовая теория происхождения государства


    Естественно-правовая теория происхождения государства, или теория естественного права, - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества). Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность.

    Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V - IV вв. до н. э. философами Древней Греции.

    Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта общественного договора, который является порождением разумной волн народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной волн людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

    1.4. Договорная теория происхождения государства


    Договорная теория происхождения государства, или Теория общественного договора получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    Таким образом, можно заметить, что элементы договорной теории имеют под собой реальную историческую почву.

    1.5. Органическая теория


    Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

    В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе .


    1.6. Теория насилия


    Теория насилия - одна из распространенных на Западе теорий происхождения государства. Наиболее видные ее представители - немецкий философ и экономист Е.Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский.

    Главным утверждение теории насилия является то, что главная причина возникновения государства лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен др.


    1.7. Психологическая теория


    Сторонники психологической теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках структурно организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.


    Глава 2. Понятие государства. Его составляющие элементы и функции


    2.1. Понятие государства


    Термином «государство» мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

    а) отношением власти и подчинения;

    б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;

    в) наличием юридического порядка;

    г) относительным постоянством;

    д) институциональным измерением.

    Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может, выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

    2.2. Составляющие элементы государства


    Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть.

    Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства.

    Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

    Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.

    Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

    2.3. Функции государства

    Функции государства делятся на внутренние внешние. К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

    Охранительная.

    Экономическая.

    Социальная.

    Культурно-воспитательная.

    Природоохранительная.

    К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

    1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
    2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
    3. Борьба с международной преступностью.
    4. Участие в международной охране окружающей среды

    Охранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

    Анализируемая функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

    Экономическая функция. В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

    Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом».

    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

    Культурно - воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

    Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

    Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

    Природоохранительная функция. Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

    Рассмотрим внешние функции государства.

    1. Функция защиты из вне. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

    Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».

    Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

    2. Функция сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

    Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

    3. Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

    Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

    Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

    4. Участие в охране окружающей среды. В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

    Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

    Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

    Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

    Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

    - правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые;

    - правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай;

    - правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д

    Глава III. Личность в системе государства и права

    3.1. Положение личности в государстве

    Существующие научные теории различно определяют положение личности в государстве. К числу теорий, изучающий данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм. Либерализм означает свободный и характеризуется следующими особенностями взаимоотношения личности с государством:

    - принимается абсолютная ценность человеческой жизни и равенство людей. Государство должно стоять на страже этих положений;

    - признается суверенитет индивидуальной воли. Это значит, что в условиях государства человек должен быть обязательно свободным и иметь возможность заниматься выбранной полезной деятельностью;

    - учитывается рациональность и нравственность человека. Указанное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;

    - государство как социальная структурная организация может быть создана только на основе согласия личностей и с целью сохранить и защитить права человека;

    - утверждается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на собственность, передвижения, жизнь, свободу.

    - принимается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность находятся в равном положении сторон договора, имеющих обоюдные права и обязанности;

    - провозглашается господство закона и свобода человека в рамках закона. Человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от самоуправства должностных лиц государства;

    - объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены необходимыми для общества и человека функциями;

    - частную жизнь людей необходимо защищать законом от вмешательства государства и обеспечивать ее тайну;

    - в принципах общества должны находить отражение высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть понятны пониманию индивида и играть ведущую роль в жизни и поведении человека.

    Личность при демократическом режиме является носителем взаимных прав и обязанностей, имеет возможность защищать их в независимом суде от неправомерных действий различных государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

    3.2. Особенности правового статуса личности в государстве

    Личность в психологии определяют как индивида, который является носителем определенных свойств и качеств, и формируется в процессе взаимодействия с социумом.

    К основным категориям, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены:

    а) социальные связи и отношения человека в общественной жизни психологические, экономические, политические, национальные, моральные и другие;

    б) уровень его способностей, образования, знаний, практического жизненного опыта;

    в) семейное, материальное положение, род и вид занятий и т.д.

    Характерологические особенности личности в определенной степени могут оказать влияние и на правовое положение, правовой статус человека.

    Указанные социально-психологические факторы оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны.

    В процессе течения исторического времени изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Так, «личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца». После победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан перед законом, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое настоящее значение.

    Правовой статус личности делится на личный, политический, экономический или социальный.

    К личным правам и свободам относятся право на жизнь, личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, судебную и иную защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений.

    Ограничение этих прав допускается только на основании решения суда, в соответствии с существующим законом. Нормативными актами запрещены сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Неприкосновенным также является жилище гражданина. Никто не вправе поникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев установленных законом или на основании решения суда. К таким случаям относятся, например, производство следственных действий (обыска) по возбужденному уголовному делу. Каждый гражданин вправе определять и указывать свою этническую принадлежность.

    К политическим правам гражданина относится:

    • право избирать и быть избранным в органы государственной власти,
    • свобода совести,
    • вероисповедания,
    • свобода мысли, слова, печати,
    • свобода получения информации,
    • право пребывания на государственной должности,
    • право создания политических организаций (партий, движений),
    • право на проведение демонстраций, митингов, пикетов и другие.

    Политические свободы включают, в том числе политическую активность граждан, оказывающую влияние на деятельность государственных органов, на общественные события.

    Экономические свободы определяют право частной собственности, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом, кроме запрещенного законом. При этом собственник вправе распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

    Основной гарантией реализации предоставленных прав и свобод является защита в независимом суде, в том числе и в Конституционном суде. Решения и действия органов государства, общественных и иных организаций, граждан, нарушающие права и свободы лица, могут быть обжалованы в суд, который обязан рассмотреть жалобу и решить дело в соответствии с законом. Важное значение в защите прав и свобод граждан имеет не только декларативная независимость суда, но и его реальная самостоятельность в решении вопросов. Наибольшей независимостью суды пользуются при разделении властей, когда суды представляют собой самостоятельную судебную власть.

    3.3. Государство и защита прав личности

    Защита прав личности характеризуется наличием определенных социальных и юридических факторов, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших личных, политических и экономических прав и свобод. К их числу могут быть отнесены следующие:

    - провозглашение и конституционное или иное законодательное закрепление широких демократических прав и свобод личности;

    - конституционное или иное законодательное запрещение органам государства, должностным лицам, другим субъектам права нарушать права и свободы личности, установление ответственности за нарушения указанных в законодательстве прав и свобод;

    - законодательством должны быть предусмотрены основания, условия и порядок ограничения тех или иных прав и свобод граждан и применения к ним определенных мер государственного принуждения;

    В частности, в случае совершения гражданином преступления, к нему могут быть применены меры принуждения и ограничения его прав и свобод, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Возможно также ограничение прав и свобод граждан в случае военного или чрезвычайного положения;

    -существование государственно-правового механизма защиты и восстановления нарушенных прав и свобод государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами, правом человека выбирать наиболее эффективные формы защиты своих нарушенных прав. Определение законом порядка привлечения органов и лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, а именно: судебная защита, правозащитная и правоохранительная деятельность различных органов, иные способы;

    - предоставление гражданам права на самозащиту от нарушителей их прав и свобод путем законодательного урегулирования порядка и условий самозащиты. Например, ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность необходимой обороны от преступных посягательств на жизнь, права гражданина и устанавливает условия ее осуществления.

    Помимо внутригосударственных форм защиты прав и свобод граждан существуют и специальные международные органы по правам человека. К ним относятся: Европейский суд по правам человека при Совете Европы, Комиссия по правам человека при ООН, которые рассматривают заявления и жалобы граждан стран, входящих в эти организации в случае, если права и свободы не были защищены внутри страны.



    Заключение

    На основании вышеизложенного можно заключить, что названные в курсовой работе особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление огосударстве, атакже офакторах, определяющих место ироль государства вполитической системе общества.

    Несомненно, государство - основной институт политической системы общества, организующий, контролирующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика вполне естественно отождествляются.

    Вразличных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако абсолютизировать политический характер государства былобы ошибочным: вмногогранной деятельности государства, равно как иего различных органов, присутствуют не только «чисто» политические, но идругие аспекты- такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты ит. п.). Перечисленные мероприятия хотя иассоциируются сполитической деятельностью государства, но сами таковыми не являются. Тоже самое можно сказать иоб отдельных государственных органах- парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах иведомствах идр. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути ихарактеру государственного механизма, они втоже время выполняют инеполитические функции- экономические, финансовые ит. п.

    Личность это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

    Общество и личность взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов.

    К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и правовые явления.

    Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, положении в целом между людьми.

    В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности.

    Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.
    В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно праву принадлежит исключительно важная роль.
    Значение права обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

    Соотношение личности и права может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом.

    Право рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом.

    Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

    Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности.

    Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями.

    Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности.

    Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

    В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлении и исполнение каждым его обязанностей перед государством и обществом.





























    Список используемой литературы


    1. Алексеев С. С. Государство и право. М.: Юридическая Литература 1994.
    2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. М.: Юристъ, 1995.
    3. История политико-правовых учений /под ред. А.Н.Хорошилова. М.: ЮНИТИ. 2001.
    4. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 1997.
    5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
    6. Общая теория государства и права: Учебник / под ред В. В. Лазерева. М.: Юристъ, 1996.
    7. Политология. Учебное пособие для технических университетов /под ред. М.А.Василика. СПб.: Издательский дом, «Бизнес-пресса», 1999.
    8. Политология. Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. Э.В.Тадевосяна. М.: Знание, 1999.
    9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учеб. Для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-Пресс. 2002.
    10. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.
    11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
    12. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. Казань: Изд. КФЭИ, 1997.
    13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / под ред. З. М. Черниловского. М: Фирма Гардарика, 1996.
    14. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. М. 1995.
    15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб.пособ. изд. группа ИНФРА. М-НОРМА. - М. 2008 320 с.
    16. Права личности в системе современного правопонимания. Учебное пособие, РГЭА, Ростов-на-Дону, 2008 г., - 88 с.
    17. Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития. // Право и власть. М., 2008 С.27

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государство (личность в нем) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.