Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государство в переходной экономике и поддержании миропорядка

  • Вид работы:
    Другое по теме: Государство в переходной экономике и поддержании миропорядка
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    26.02.2017 14:33:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:



    Введение3

    1. Особенности функций и задач государства в переходной экономике5

    2. Современные механизмы регулирования государством миропорядка9

    Заключение17

    Библиографический список19



    Введение


    Рубеж тысячелетий отмечен для мирового сообщества динамизмом особого рода: глубокими, системного порядка, сдвигами в социально-экономических отношениях. Эти изменения в индустриально развитых странах реализуются в тенденциях формирования новой, постиндустриальной стадии. Меняется облик многих стран из числа слаборазвитых, их по преимуществу аграрные экономики трансформируются в развитые индустриально-аграрные. Однако наиболее резкие перемены связаны со специфическими процессами переустройства экономик в бывших социалистических странах, по внешней форме представляющими собой динамичный переход от плановой экономики к рыночной.

    Функционирование переходной экономики характерно тем, что здесь не действуют в полной мере экономические связи ни прошлой, ни будущей ступеней. Ее структура представлена остатками старых форм, элементами новой ступени, а также смешанными (переходными) формами и отношениями. Поэтому закономерности переходной экономики формируются под воздействием двух факторов: с одной стороны, - преемственности с прежними условиями (инерционности), с другой, - необходимости преимущественного развития новых отношений и форм.

    Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации .0н прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Думается, есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка.

    Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений в переходном периоде всем хорошо известны.

    Сами направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Конечно, за государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли. Перемены касаются механизмов, методов, способов осуществления государством этих функций и своего предназначения в экономике.

    Таким образом, в свете современных экономических условий представляется актуальным рассмотреть и исследовать особенности функций государства в поддержании современного миропорядка.

    1. Особенности функций и задач государства в переходной экономике


    Исторический опыт ХХ столетия свидетельствует, что в период кризисов государство берет под контроль экономические процессы и на основе стратегического планирования преодолевает кризис. Игнорирование объективной закономерности возрастания роли государства на переломных этапах привело к попыткам подменить эволюционный вариант реформ хаотичным набором отдельных акций в области государственного управления экономикой. В результате экономика быстро сползает в болото номенклатурно-криминального режима и разрушается, что вызывает у большей части субъектов экономических отношений реакцию самозащиты.

    К проводимым в обществе реформам адаптируется не общество и не население, а корпорации, властные структуры, преследуя личные цели. Несмотря на существование небольшой части населения, которая «вписалась» в данный процесс, для подавляющей его части реформы не просто привели к снижению уровня жизни, но стали самой настоящей катастрофой.

    Есть ли альтернатива? Она заключается в организации условий для рывка в постиндустриальное общество. Необходимой предпосылкой для такого рывка является мобилизация государственных ресурсов и активизация государственной деятельности по структурной перестройке экономики на основе подъема инвестиционной активности, защиты и стимулирования зон конкурентоспособности. Усилия государства должны быть сосредоточены на преодолении депрессии через избирательную поддержку конкурентоспособных отраслей, стимулирование спроса и производственной активности, резкое снижение тяжести налогообложения.

    Создание эффективной системы государственного регулирования переходной экономики является непременным условием преодоления социально-экономического кризиса. Такая система хорошо сочетается с централистскими тенденциями, сформировавшимися в результате многовековой российской истории. Научное обоснование экономической роли государства в условиях проводимой реформы важнейшая задача современной экономической науки. Трактовки этой роли весьма различны; ясные и убедительные решения пока не найдены.

    В настоящее время сложились два подхода к проблеме роли государства в переходной экономике. Один представлен концепцией «ограниченной интервенции государства в экономику», другой исходит из достаточно высокой, активной роли государства в рыночных преобразованиях.

    Неоконсервативная модель рыночной экономики предполагает осуществление государством его экономических функций за пределами сферы действий частных лиц и в минимальных размерах. Важнейшей функцией считается обеспечение экономики нужным количеством денег при стабильном и умеренном приросте денежной массы на 3-5% ежегодно. Особое внимание при этом уделяется «сильным деньгам» обязательствам правительства по краткосрочным займам. Этот вид государственных ценных бумаг является главной составляющей банковских резервов и основой системы средств обращения и платежа. Другой экономической функцией государства является регулирование побочных эффектов (экстерналий) хозяйственной деятельности рыночных контрагентов, как отрицательных, так и положительных.

    Несколько по-другому на проблему осуществления государством экономических функций смотрят представители неоклассического синтеза. Они ратуют за постоянное присутствие государства на рынке в качестве коллективного предпринимателя и собственника. По их мнению, государство должно обеспечивать эффективный экономический рост и сохранение конкурентного рынка в условиях существования частной, смешанной и общей форм собственности. В связи с этим государство осуществляет максимально допустимое вмешательство в экономику. Оно призвано способствовать повышению эффективности функционирования рыночного механизма в целом. В этих целях оно устанавливает «правила игры» для всех предпринимателей: правовые основы предпринимательской деятельности, функционирования бирж, банковской системы, налогообложения и др.

    Несколько по-иному выглядит деятельность государства в период становления рыночных отношений. На него возлагается ряд дополнительных функций:

    1. Постоянная деятельность:

    Юридическое обеспечение рыночной деятельности

    - поддерживающая

    Развитие производственной и социальной инфраструктуры

    - компенсационная

    Проведение антимонопольной политики.

    Организация системы защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения.

    Проведение экологических мероприятий.

    II. Временная деятельность в период перехода к рынку

    Создание и введение в действие новых законодательных актов.

    Разгосударствление экономических ресурсов.

    Создание новых рыночных институтов.

    Содействие транспозиции факторов производства.

    Механизм государственного регулирования экономики переходного периода сложная система, включающая четко структурированные подсистемы. Ее основными элементами являются:

    * правовое регулирование;

    * административное воздействие;

    * организационно-экономическое регулирование;

    * бюджетно-финансовое и кредитное регулирование;

    * развитие рыночной инфраструктуры;

    * налоговое регулирование;

    * ценовая политика;

    * индикативное планирование, прогнозирование.

    Такого положения, когда «ни плана ни рынка», экономика долго не выдержит. Об этом свидетельствует опыт проведения реформ в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Он положителен там, где все элементы механизма регулирования были синхронизированы во времени (Польша, Чехия), и отрицателен там, где удавалось осуществить отдельные, далеко не главные его элементы (Россия, Украина, другие страны СНГ).

    Государственная поддержка экономических реформ ни в коем случае не означает дальнейшего огосударствления экономики. Наоборот, она должна проходить в условиях ее разгосударствления. Проведение разгосударствления большая самостоятельная проблема, решение которой зависит от конкретных социально-экономических и других условий развития страны.

    2. Современные механизмы регулирования государством миропорядка


    В переходный период прежде всего мы наблюдаем последовательный процесс становления институтов гражданского общества, которые приобретают все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов. Это различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, выступающие реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов. Когда мы говорим о модификации функций государства в реальной жизни, то имеем в виду, скорее, передачу функций государственного регулирования не рынку, а институтам гражданского общества.

    В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгосударственных институтов и различного рода финансовых и иных структур, в частности, транснациональных корпораций, которые во многом предопределяют регулирование экономических и социальных отношений. К тому же, по имеющимся оценкам, около 23 мировой торговли - внутренний оборот транснациональных корпораций. Подобный феномен требует осмысления.

    Обычно роль государства в переходной экономике связывается с несовершенством или пороками формирующегося рынка, которые государство должно компенсировать. Рынок несовершенен. Вот если бы он был совершенен, то роль государства в экономике сводилась бы к нулю. И чем более он совершенен - на 80% 90, 95%, тем меньше роль государства. Или, наоборот, рынок нужен для того, чтобы компенсировать пороки и несовершенство государственного регулирования. Думается, в такой логике присутствует только часть правды, причем достаточно опасная. Потому что всегда возникает соблазн - искать более идеальную модель рынка. И приближаясь к ней, постепенно будем уменьшать масштабы государственного вмешательства, которые в пределе равняются нулю.

    Реальная ситуация значительно сложнее. Есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе. Это обусловлено тем, что общество представляет собой достаточно сложную структуру, а не атомистическое скопление индивидуумов или хозяйственных единиц. В настоящее время происходит все большая социализация индивидов и хозяйственных образований, они включаются в некие общности, совокупности, классы, слои и другие группы со своими интересами. Баланс этих интересов обеспечить довольно сложно.

    Сегодня исследователи все больше осознают, что существуют некие высшие национальные или национально-государственные интересы. Они выступают не только как объект во взаимоотношениях между странами, но и как мотив, определяющий поведение, жизнь и политическую линию каждой страны. Если это так, то мы должны переосмыслить и саму природу, истоки и цели существования государства, которое призвано быть гарантом и защитником общих национальных интересов. Любая корпорация, от американской до японской, беспрекословно выполняет требование обеспечивать соответствие ее деятельности национальным интересам. Миф - что выгодно "Дженерал моторе", то выгодно и Соединенным Штатам Америки, - устарел. Отношения между государством и бизнесом изменились.

    Таким образом, задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка - они предполагают признание его прав на соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики. Если бы мы согласились с правомерностью такой логики и поднялись до осознания приоритета высших национально-государственных интересов России, то мы перестали бы строить баррикады и разделять общество на воюющие между собой группировки. И при выработке стратегической линии развития страны можно было бы опираться на то, что нас объединяет.

    Еще один дискуссионный вопрос - отношение к государственной собственности, ее возможностям, утверждения о якобы присущей ей низкой эффективности. Это тоже относится к числу мифов, хотя и достаточно распространенных. Мифом было и обратное утверждение об абсолютном превосходстве и неисчерпаемых преимуществах госсобственности - причем речь идет, конечно, не о тоталитарной системе, а о государственной собственности в рамках современной смешанной, многоукладной экономики.

    Следует сказать о некорректности и не соответствии действительности деления собственности на государственную и частную. Существует муниципальная собственность, которая не является ни государственной, ни частной. Такова же природа кооперативной собственности, собственности общественных организаций, например, церкви. Она отделена от государства, но можно ли назвать ее собственность частной?

    В переходный период формируются совершенно новые, нетрадиционные структуры. Самые крупнейшие собственники на Западе - пенсионные и страховые фонды. Конечно, мой страховой полис - это моя частная собственность. Но речь идет о собственности страховой компании, ворочающей десятками миллиардов долларов или немецких марок. Такая компания, безусловно, негосударственная, но без большой натяжки ее нельзя назвать и частной. Поэтому лобовое противопоставление государственной и частной собственности выглядит очень сомнительным.

    Теперь о государственной собственности. Следует различать два ее типа. Есть государственная собственность в коммерческом секторе, имеющая форму, скажем, акционерных обществ со стопроцентным участием в их капитале государства или с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, которая функционирует отнюдь не хуже, чем частная или групповая. По итогам 2010 г. в России доля убыточных предприятий среди государственных была ниже, чем среди негосударственных.

    Другое дело - некоммерческий сектор государственной собственности: различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационные компании; государственная собственность в сфере образования, национальной культуры - памятники, заповедники, национальные музеи, библиотеки и т.д. В этом секторе с точки зрения рентабельности эффективность ниже, чем в частном. Подобные объекты не приносят прибыль, во всяком случае высокую, длительны сроки их окупаемости. Поэтому частным предпринимателям невыгодно вкладывать в них средства и их отдают государству. Но такая собственность неэффективна не потому, что она государственная, а наоборот, она государственная, потому что неэффективна и передана государству для выполнения неких общих важных функций. Что же касается ее эффективности в коммерческом плане, то она раскрывается опосредованно - через предоставление бесплатных услуг в сфере образования, повышение квалификации кадров, низкие тарифы на транспортные перевозки и электроэнергию, повышение конкурентоспособности отечественных компаний. Для понимания сегодняшней ситуации лучше опираться на теорию ниш, признающую многообразие форм собственности и возможность нахождения каждой из них своего рационального места, а также на идеи о расщеплении отношений собственности и представлении их в виде целого пучка отношений.

    Сами масштабы госсобственности и сферы ее приложения значительно различаются по странам. Во Франции и Италии ее доля существенно выше, чем в Великобритании и Германии. Да и в США к государственной относят только федеральную собственность, а не собственность штатов.

    Определяя направления государственного регулирования, мы должны отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер (в отличие от классического структурного или циклического спада). Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур, с утратой рынков сбыта, что препятствует возобновлению роста производства. Если завтра начнем больше производить, то для кого? Рынок занят. Он, как и природа, пустоты не терпит.

    Еще не в полной мере оценены масштабы явлений, связанных с долговым характером экономики. Неплатежи, бартерный обмен, низкую собираемость налогов, задержки с выдачей заработной платы нельзя рассматривать по отдельности. Они обусловлены более фундаментальными причинами, в частности, общим нарушением равновесия в экономической системе. В качестве крупного достижения сегодня правительство называет снижение темпов инфляции. Но низкая инфляция, перешедшая из открытой в подавленную форму, и внешнее благополучие, которое наблюдается на потребительском рынке, целиком оплачены задержками заработной платы и пенсий. На начало 2010 г. суммарная задолженность по выплате заработной платы равнялась 48 трлн. руб., задолженность по пенсиям - 16 трлн. руб., итого 64 трлн. руб. В случае полной выплаты задолженности около 70% пойдут на оплату товаров и услуг. Совокупные запасы розничной торговли на ту же дату составили 38 трлн. руб. Единовременные выплаты или погашения всей задолженности способны не просто вызвать инфляцию, а буквально "разнести" отечественный рынок.

    Экономическую политику надо корректировать, но решить эту проблему чисто монетарными методами невозможно. Необходимо не только стимулировать спрос, но и наращивать объем предложения, накопить запасы ресурсов торговли. Это тоже относится к функциям государства. Нужно оживить отечественное производство, пополнить запасы торговли продукцией легкой промышленности, продуктами питания. Причем известно, по каким товарным группам наблюдается спрос со стороны тех же пенсионеров, на что будут израсходованы пенсии. Как же здесь обойтись без госрегулирования? Невыплата заработной платы и пенсий, по крайней мере в части бюджетных обязательств, является принудительным беспроцентным займом правительства у населения, который должен быть оформлен как государственный долг с соответствующим обслуживанием. Следует искать решение этой проблемы, а не уходить от нее.

    Что касается общего государственного долга, то ситуация выглядит достаточно тревожной. Размер внешнего долга составляет примерно 130 млрд. долл. Размер внутреннего долга на начало 2010 г., согласно оценке специалистов Центрального банка и Министерства финансов РФ, был равен 370 трлн. руб. К концу года он достигнет 570 трлн. руб. В совокупности величина внутреннего и внешнего долга приблизится к критической отметке в 60% ВВП в годовом исчислении. За ней наступает банкротство страны. Очень важно не переступить эту черту. Необходимо найти какие-то решения, в частности, осуществить реструктуризацию долгов, а главное - обеспечить экономический рост, ведь при возросшем объеме ВВП доля задолженности уменьшается.

    Для того чтобы серьезно говорить о государственном регулировании экономики, нужно возродить российскую государственность. Прежде всего нео6ходимо обеспечить способность власти вырабатывать и проводить в жизнь независимую внутреннюю и внешнюю экономическую политику, исходящую из высших национальных интересов и основанную на контроле за национальными ресурсами. Иначе все разговоры о госрегулировании теряют смысл. Причем независимую как от внешних, так и от внутренних влияний - групповых, клановых сил, которые пытаются навязать определенную политику, несовпадающую с общими интересами.

    Далее требуется восстановление социального контракта между властью и народом. В любом демократическом обществе и в нашей стране в том числе в соответствии с ее конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он заключает пусть не всегда оформленный юридически социальный контракт с властью, передавая ей свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом и основана сила власти - на кредите доверия к ней. А последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.

    И, наконец, необходимо четкое законодательное, правовое регулирование всех социально-экономических процессов, формирование целой системы взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного экономического регулирования.

    Центральный вопрос государственного регулирования - проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Нужно преодолеть примитивное и ущербное представление о социальных расходах как о некоем вынужденном вычете из тех средств, которые можно было бы направить на развитие производства и повышение его эффективности. Это рецидив остаточного принципа финансирования социальной сферы.

    Современный подход к вложениям в социальную сферу исходит из того, что инвестиции в человека, в человеческий капитал наиболее эффективны, что качество человеческого потенциала - важнейший фактор экономического прогресса и повышения уровня социально-экономического развития страны. Если сгруппировать все страны по уровню экономического развития, то они расположатся в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда являются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу. Но в краткосрочной перспективе они могут казаться неэффективными. Подобные ложные представления возникают, когда тактика довлеет над стратегией, когда ограничен горизонт нашего мышления.

    Заключение


    В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

    Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции государства это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально исторической и иной специфики каждого государства.

    Функция поддержания мирового порядка носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз, а также справедливого и демократического по своему характеру миропорядка.

    Это предполагает выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, приоритет интересов международного сообщества, без чего не могут быть гарантированы национальные интересы отдельных государств.

    Данная функция охватывает, вопервых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его производства и применения; ограничение или полная демилитаризация международных пространств и т. д.; вовторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом; втретьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных и религиозных меньшинств, что требует международного вмешательства; вчетвертых, соблюдение принципа территориальной целостности государств и признание нерушимости существующих границ; повышение международной ответственности за нарушение мирового порядка.


    Библиографический список


    1. Авдашева С.Н., Розанова О.Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономики России //Вопросы экономики. 2015. - № 4 - С. 38-54.
    2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК. - 2016. 514с.
    3. Дж. В. Робинсон Экономическая теория. - М. - 2016. 661с.
    4. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. М. 2015. 564с.
    5. Заставенко Н.П., Райзберг В.В. Государственные программы и рынок // Экономист. - N 3. 2016. С.21
    6. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. М.: Дело. - 2014. 722с.
    7. Курс рыночной экономики. / Под ред. проф. Г. И. Рузавина, - М.: Банки и биржи. - 2016. - 318с.
    8. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: Издательство Республика. - 2015. 659с.
    9. Лившиц С.К. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - N 11. 2011. С.34
    10. Максимова В.А. Шишов Р.Н. Рыночная экономика. Учебник. М. 2015. 548с.
    11. Мерзляков И.П. О становлении рыночной экономики // Финансы. - N 1. - 2016. С.20-21
    12. Папава В. Роль государства в современной экономической системе. // Вопросы экономики. - N 11. 2015. С.56-58
    13. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М. - 2014. 547с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государство в переходной экономике и поддержании миропорядка ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.