Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государство и политические партии

  • Вид работы:
    Другое по теме: Государство и политические партии
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    11.02.2017 22:45:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    Учреждение высшего профессионального образования

    «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»






    КУРСОВАЯ РАБОТА


    По дисциплине «Теория государства и права»


    По теме «Государство и политические партии»




    Выполнил:

    Студент Мендеш П. Гр. ЮР-21

    Проверила:

    Шафигулина С.Р.







    Астрахань 2017

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ6

    1.1. Понятие государства и его признаки6

    1.2. Понятие политической партии. Правовое закрепление партий9

    ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ18

    2.1. Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации18

    2.2. Государство и политические партии зарубежных стран20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ25

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК28


    ВВЕДЕНИЕ


    Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.

    Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.

    Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.

    Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом, политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.

    В Российской Федерации политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. По стоянию на январь 2017 года в России зарегистрировано 75 политически партий.

    Актуальность выбранной темы исследования. Одним из важнейших условий развития государства является установление прочных системных связей между властью и государством. В условиях развития современной России необходимо формирование и развитие прочных и прозрачных связей между государством с гражданским обществом в лице его политических партий, имеющих важной значение - участие в разработке и реализации государственных проектов и сокращение разрыва между властью и обществом.

    Таким образом, развитие современного российского государства находится на этапе формирования сотрудничества между обществом и государством, что обусловливает потребность в теоретическом исследовании политических партий и государства, их взаимосвязей.

    Целью настоящей работы является изучение государства, политических партий и их взаимосвязи в научной теории и в современной действительности.

    Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

    - определить понятие, признаки и сущность государства;

    - исследовать политические партии как субъектов политической деятельности общества и государства;

    - изучить взаимодействие государства и политических партий как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

    При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности политических партий и государства.

    Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.

    Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).

    Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.

    Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

    ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1.1. Понятие государства и его признаки


    С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. Такое или близкое к нему определение можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

    В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты.

    1. Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой иной организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти.

    2.Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются). Любое общество объективно плюралистично по своей структуре и по образу жизни и мысли проживающих в нем людей. В любом обществе всегда возникают трения между носителями различных интересов. Как найти их согласование и увязку? Социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов.

    3. Есть до двухсот различных определений власти, но все авторы сходятся на том, что - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство при необходимости вмешивается в общественные процессы, воздействует на общественные отношения. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской и пр.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.

    4. Государство есть организация политической власти определенного общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщении. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Нельзя, конечно, умалять значение государственно-правовых обобщений. Именно из обобщений деятельности конкретных государств выводятся параметры наиболее совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства. Однако, когда речь идет о государстве как организации политической власти, следует иметь в виду и параметры общества, на обслуживание интересов которого оно нацеливается. От уровня развития конкретного общества зависит и степень зрелости государственных институтов.

    Осмысливая понятие государства, необходимо сосредоточить внимание на его признаках, на том, что оно из себя представляет и чем отличается от других организаций в обществе.

    Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками, набор которых различен (в зависимости от точки зрения автора).

    1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

    2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

    3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

    4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

    Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

    Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной "машины" необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

    5. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

    6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

    7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающиеся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право - без государства.

    Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

    В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжение реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.

    Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования его механизма, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.


    1.2. Понятие политической партии. Правовое закрепление партий


    Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

    Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть, либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

    В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «машины, для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования. сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

    Партия - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

    а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

    б)стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

    в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;

    г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

    В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

    1. долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

    2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

    3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее; 4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

    Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

    Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

    Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

    Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.

    В соответствии с этими критериями партии могут быть:

    - классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;

    - национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);

    - проблемными, вызванными и подчиняющими свою программистку и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);

    -государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируются в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;

    - формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

    - так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», выдающими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан: не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

    Политические партии - это такие политические объединения которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов - посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

    Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

    Основным же признаком, отличающим партии от других организаций. является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

    Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

    Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

    Нужно отметить, что конституции 19-го и первой половины 20-го века, как правило, этот вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ - Конституция 1949 года - четко определяет основные принципы правого положения политических партий. В ней сказано, что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам демократического стpoя или устранить его, или поставить под угрозу существования ФРГ, являются антиконституционнымии деятельность таких партий запрещается.

    Кроме конституции, правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.

    Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.

    В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

    Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии-парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.

    Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.

    Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

    Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав, как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.

    В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.


    ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

    2.1. Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации


    Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства является первичным. Так, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятного территориального устройства, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в различной мере отражаются на структуре, функциях и месте политических партий, формирующихся в конкретном государственном механизме.

    Российские политические партии при проведении выборов играют три вида функций - процедурные, организационные и информационные, следовательно, и их взаимоотношения с государством можно разделить на процедурные, информационные и организационные. При этом, под процедурными взаимоотношениями понимается совместная деятельность государства и политических партий по вопросам реализации избирательных процедур и действий, которые закладывают основу выборов и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан.

    Стоит отметить, что политические партии России становятся все более активными участниками избирательного процесса, что выражается в увеличении количества избирательных процедур, реализуемых при их непосредственном участии и, в свою очередь, способствует росту интенсивности и расширяет сферу их процедурных отношений с государством. К числу таких процедур можно отнести: формирование и выдвижение списка партии; сбор и передача в избирательную комиссию подписей избирателей; внесение избирательного залога; регистрация списка партии, отказ в регистрации, отмена и аннулирование регистрации; распределение депутатских мандатов. Процедурные взаимоотношения начинаются в период выдвижения кандидатов от партии и завершаются после распределения мандатов внутри списка избирательного объединения.

    В действующей в Российской Федерации в настоящее время Государственной Думе представлено шесть политических партии: «Единая Россия» получила 343 мандата, КПРФ 42 мандата, ЛДПР 39 мандатов, «Справедливая Россия» 23 мандата, «Родина» 1, «Гражданская платформа» 1. Один мандат получил кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

    Как было указано ранее, по состоянию на январь 2017 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 75 политических партий.

    Стоит отметить, что и государство, и политические партии являются политическими организациями, непосредственно связанные с государственной властью: государство непосредственно осуществляет государственную власть, политические партии ставят целью приход к государственной власти.

    Можно выделить следующие формы взаимодействия государства и политических партий:

    участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

    участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

    влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

    контроль за государственными органами и процессом управления государством.

    Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами:

    регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;

    регламентирует их участие в избирательных кампаниях;

    решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

    контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

    Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.


    2.2. Государство и политические партии зарубежных стран


    Как было указано ранее, в странах с демократическим режимом государственная власть и гражданское общество сосуществуют на основе партнерских взаимоотношений, при этом, политические партии играют роль связующего элемента между властью и обществом. Для недемократических политических режимов характерно наличие давления государства на общество, ущемление прав граждан, нарушением контактов между властью и обществом, при этом, благоприятные условия для деятельности имеют только политические партии, поддерживающие политику государства.

    Вместе с тем, положение партий в государстве зависит и от действующей формы правления.

    В государствах с президентской формой правления, роль партий зависит от их политического статуса: если президентская партия обладает большинством в парламенте, то ей предоставляется право выступать в роли связующего звена между исполнительной и законодательной властями; если же президентский пост и парламентское большинство принадлежат разным политическим силам, взаимоотношения между властью и партиями могут развиваться по двум сценариям. При двухпартийной системе возникнет механизм сдержек и противовесов, при котором парламенту удается ограничивать власть президента. При многопартийности усиливается власть главы государства.

    В государствах с парламентской формой правления политические партии обладают большими полномочиями в управлении государством, поскольку победившая на выборах партия приобретает статус правящей и под ее руководством происходит формирование правительства, осуществляется деятельность органов государственной власти. При этом, взаимоотношения государства с партиями зависят от партийной системы: двухпартийность усиливает правительство, а многопартийность ослабляет.

    Взаимоотношения государства и политических партий обеспечивают реализацию неотделимой от демократии процедуры выборов. Вместе с тем, политические партии считаются основными субъектами избирательного процесса.

    Наибольшее международное распространение получили пропорциональные и смешанные избирательные системы, поскольку их применение позволяет избежать в большей степени искажения результатов выборов в ходе распределения голосов избирателей. При этом, совместная деятельность государства и политических партий закладывает основу выборов и обеспечивает реализацию избирательных прав граждан.

    Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

    Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на основные группы:

    многопартийные системы без монопольно господствующей партии (Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.);

    многопартийные системы с монопольно господствующей партией (Мексика, США, Великобритании, Индии);

    однопартийные системы (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

    Для зарубежных стран характерно многообразие видов политических партий, которые можно разделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии. Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др. Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

    Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. В число католических партий входят Христианско-демократический союз ФРГ, социально-христианский союз и христианская народная партии Бельгии.

    Основа любой политической партии является членство, при этом, оно может быть официально и не установлено (например, в США).

    В некоторых государствах создаются партийные комитеты округов, а высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета). Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет.

    В зарубежных странах важное значение имеет порядок образования политических партий и регулирование их внутренней структуры и политической деятельности. В науке выделяют два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний. Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы.

    Стоит отметить, что в некоторых государствах, прежде всего феодально-монархических, легальные политические партии отсутствуют, а их создание запрещено законом, например, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.

    Не являются политическими партиями так называемые группы давления, являющиеся элементом политической системы зарубежных стран. Изначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями и заинтересованными группами. Такие группы создаются для консультации парламентов и правительств и информационного обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.

    Таким образом, в демократических странах существует тесное взаимодействие государства и политических партий, при этом, большое значение имеет наличие многопартийности, выражения воли народа. В антидемократических странах существует жесткая линия одной партии, которая выражает не волю народа, а лишь интересы правящей структуры. Правовой статус политических партий регламентирован, как правило, законодательством соответствующего государства, что также выражает взаимосвязи политических партий и государства.

    Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Между государством и политическими партиями существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности государства. Виды и типы политических партий в зарубежных странах отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Государство представляет собой организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения. Государство является первичной организацией по отношению к политическим партиям.

    Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

    Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние - хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

    Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

    Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, включают в себя: территорию, население, публичную власть, право, правоохранительные органы, армию, налоги и государственный суверенитет.

    В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает.

    Политические партии являются вторичными организациями относительно государства. Политическая партия является одним из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

    Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него - и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы.

    Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы: функции, отражающие связующую роль партий и государства; политические функции и внутрипартийные функции.

    Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые и массовые. По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые, правые и центристские. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.

    Что касается взаимодействия государства и политических партий, то можно выделить его основные формы:

    участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

    участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

    влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

    контроль за государственными органами и процессом управления государством.

    Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами: регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности; регламентирует их участие в избирательных кампаниях; решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд; контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

    Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Нормативно-правовые акты


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
    2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ", 24.02.2014, N 8, ст. 740.
    3. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.

    Научная и учебная литература


    1. Абдулаев М.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.И. Абдулаев. - М.: Приор, 2016. - 495 с.
    2. Аверьянов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Приор, 2012. - 118 с.
    3. Васецкий Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических Венгеров А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Венгеров. - М.: Проспект, 2015. - 462 с.
    4. Григорьева Л.А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов в современной России [Текст] / Л.А. Григорьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2017. - №7. - С.26-31
    5. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство [Текст] / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. 2017. - №4. - С.5-11
    6. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / Ю.А. Дмитриев. - М.: Деловой Двор, 2016. - 139 с.
    7. Ларин А.Ю. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ю. Ларин. - М.: Норма, 2016. - 484 с.
    8. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 416 с.
    9. Мелехин А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Юрайт, 2016. - 521 с.
    10. Морозова Л.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.А. Морозова. - М.: Омега-Л, 2014. - 510 с.
    11. Пиголкин А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкин. - М.: Юрайт, 2016. - 458 с.
    12. Протасов В.Н. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Протасов. - М.: Высшее образование, 2014. - 397 с.
    13. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник / М.Н. Пиголкин. - М.: Юстицинформ, 2015. - 593 с.
    14. Рассказов Л.П. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ВолтерсКлувер, 2016. - 438 с.
    15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2015. - 511 с.
    16. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом [Текст] / О.Ф. Шабров // Государство и право. 2016. - №5. - С.10-16.
    17. ЮдинЮ.А.Политическиепартиии право в современномгосударстве [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Юдин. - М.: Издательская группа "Форум-инфра-м", 1998. 352 с.

    Электронные ресурсы


    1. Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: #"justify">Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma.gov.ru (Дата обращения: 23.10.2017).








Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государство и политические партии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.