Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Госуправление (эффективность)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Госуправление (эффективность)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    23.01.2017 4:10:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ7

    1.1. Сущность и виды критериев эффективности государственного управления7

    1.2. Понятие «качество жизни» как критерий оценки эффективности государственного управления11

    1.3. Исследование основных направлений анализа эффективности государственного управления на основе оценки качества жизни регионов19

    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕГИОНА27

    2.1. Характеристика объекта исследования27

    2.2. Оценка качества жизни региона как критерия эффективности государственного управления31

    2.3. Рекомендации и предложения по повышению качества жизни посредством результативного государственного управления36

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ43

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ45

    ПРИЛОЖЕНИЯ48




    ВВЕДЕНИЕ

    Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, качество образования и т.п., предполагает необходимость выявления новых подходов оптимизации качества жизни и методах оценки эффективности деятельности органов власти. По своей сути качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, его развития, а также субъективных представлений и оценок удовлетворения своей жизнью. В настоящее время качество жизни выступает и как стратегическая цель управления, и как важнейший показатель социально-экономического развития страны.

    Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью теоретического осмысления содержания понятия «качество жизни», научного анализа проблем качества жизни российских граждан, повышения его уровня средствами государственного управления. Проблема качества жизни стала в середине XX века предметом исследовательского интереса многих учёных, представителей разных научных дисциплин, задавшихся целью обобщения результатов трансформационных процессов радикально повлиявших на условия и качество жизни различных социальных групп населения.

    Необходимость научного анализа проблем качества жизни диктуется и тем обстоятельством, что динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе не только государства, хозяйствующих субъектов и общественных организаций, но, прежде всего, в основе повседневной жизни каждого человека. Требуются новые подходы к управлению развитием общества, связанные в первую очередь с самим человеком, развитию интеллектуального потенциала личности, способности создавать новые знания и овладевать новыми технологиями.

    Изменения, происходящие в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социально-экономической политики при внедрении механизмов обеспечения качества жизни. Каждая территория, в силу своих региональных особенностей (демографического, экономического потенциала, степени урбанизированности и др.) и путей развития (особенности социально-экономической политики, нормативного сопровождения преобразований), менталитета, а также политической ситуации имеет особенности в достижении уровня и качества жизни населения.

    Таким образом, актуальность темы исследования и ее практическая значимость обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления категории «качество жизни»; во-вторых, выявления реального состояния качества жизни населения на уровне субъекта Российской Федерации; в-третьих, определения пути оптимизации качества жизни населения в целях эффективности социально-экономического управления регионом.

    Степень научной разработанности темы. Современное изучение проблемы качества жизни опирается на фундаментальную научную базу, сформированную представителями отечественной и зарубежной науки. Теоретико-методологические предпосылки изучения категории «качество жизни» были созданы классикамисоциологииМ. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, К. Марксом, Г. Спенсером, П.А. Сорокиным, предложившими основные направления переориентации в структурной и организационной политике государства и управления, что в последствии послужило улучшению качества предоставляемых социальных услуг населению.

    Качество жизни как социально-экономическая категория исследовалась в трудах известных зарубежных экономистов и социологов. Особое место занимают труды С. Витни, Дж. Гэлбрейта, Р. Инглегарта, А. Турена, А. Кэмпбелла, А. Маслоу, В. Роджерса, О. Тоффлера, Д. Фостера и др.

    В исследование проблем повышения качества жизни внесли свой вклад многие отечественные ученые и специалисты по следующим направлениям: А.Г. Вишневский, Т.И. Заславская, Т.В. Корель,А.А.Кочетков, Ю.А.Розенбаум, В.П. Рассохин, Р.В. Рывкина,Н.М Римашевская, Ж.Т. Тощенко и др.

    Объект исследования социально-экономическое развитие г. Тюмень.

    Предметом выступает качество жизни населения региона.

    Таким образом, цель работы исследовать качество жизни населения как критерий эффективности государственного управления.

    Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

    1. исследовать сущность и виды критериев эффективности государственного управления;
    2. дать понятие «качество жизни» как критерий оценки эффективности государственного управления;
    3. провести исследование основных направлений анализа эффективности государтсвенного управления на основе оценки качества жизни регионов;
    4. охараткеризовать объект исследования;
    5. дать оценку качеству жизни региона как критерия эффективности государственного управления;
    6. выделить рекомендации и предложения по повышению качества жизни посредством результативного государственного управления.

    Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания общественных явлений. Системный, историко-сравнительный подходы,социологическийи статистический методы изучения социальных явлений и процессов позволили обозначить ключевые элементы категории «качество жизни».

    Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральное, региональное и местное законодательство, закрепляющее основные принципы управления качеством жизни населения, Международные доклады о развитии человеческого потенциала, издаваемые Программой развития ООН, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция социально-экономического развития Тюменской области до 2012 года и на перспективу до 2030 года.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе работы рекомендации могут применяться при планировании прогнозов и проведении мониторинга социально-экономического развития на региональном и муниципальных уровнях, при принятии решений органами государственной власти по оценке эффективности деятельности социальной сферы г. Тюмень.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


















    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    1.1. Сущность и виды критериев эффективности государственного управления

    На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем повышения качества жизни является вопрос управления регионами по критерию качества жизни, как ответ отечественных ученых на социальный запрос общества на модернизацию управления российским государством в посткризисный период, на эффективность системы социальной политики и преодоление социального расслоения и дифференциации в обществе.

    Критерии эффективностипредставляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.

    В соответствии с Указами Президента России «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» от 28 июня 2007 г. № 825 и «Об оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. № 607 разработаны системы показателей для оценки эффективности деятельности органов региональной и муниципальной власти. Данные системы включают в себя показатели по основным сферам, характеризующим уровень социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

    В качестве приоритетных задач реформирования системы государственного управления в России выделены проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления на основе кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти, строгого соблюдения государственными и муниципальными служащими законности, предоставления ими качественных публичных услуг населению, обеспечения качества жизни населения. Однако до сего дня в практической деятельности органов управления отсутствуют методы, четкие критерии, показатели и процедуры оценки эффективности, а в повседневной деятельности государственных и муниципальных органов преобладает узкое понимание оценки эффективности и результативности.

    Эффективность является оценочной характеристикой именно такой человеческой деятельности, вследствие которой создается и потребляется результат, обеспечивающий сохранение и будущее развитие отдельного человека, коллектива, общества и страны в целом.

    Каждый вид и уровень эффективности управления подлежит четкому опии санию, выработке адекватных ему критериев и показателей, обоснованию мето дологии и методики их применения.

    Понятие социальной эффективности подразумевает, что выделяемые показатели должны давать возможность оценить социальный эффект «полезность», «ценность» - от какой-либо деятельности. Социальный эффект от управленческой деятельности власти по повышению качества жизни населения должен проявляться в удовлетворении потребностей населения существующими условиями в основных сферах жизнедеятельности и позитивной оценке населением деятельности власти по повышению качества жизни. Таким образом, критериями социальной эффективности управления качеством жизни населения выступает позитивная оценка большинством жителей региона условий жизнедеятельности и позитивная оценка деятельности власти по созданию этих условий.

    Социальная эффективность управления по критерию качества жизни это соответствие социальных результатов деятельности органов власти по обеспечению полноты и качества услуг населению в основных сферах жизнедеятельности установленным федеральным и региональным социальным стандартам качества жизни.

    Большинство исследователей едины во мнении, что конечным и обобщен ным критерием эффективности управления должно стать качество жизни насе- ления территорий и страны в целом. В настоящее время сформировалась потребность осуществить необходимый перелом в подходе к оценке результативности и эффективности управления и прежде всего в преобразованиях в самом управлении с тем, чтобы субъекты управления озаботились проблематикой эффективности, освоили ее идеологию и методологию.

    Для оценки и выявления уровня социальной эффективности управления в основных сферах жизнедеятельности общества нами разработана модель оценки социальной эффективности управления регионами по критерию качества жизни.

    Опираясь на понятие социальной эффективности и выделенные критерии, оценка уровня социальной эффективности государственного и муниципального управления осуществляется исходя из двух групп показателей:

    1. Показателей, характеризующих качество услуг, обеспечиваемых деятельностью органов управления в основных сферах жизнедеятельности (результаты деятельности органов государственного и муниципального управления по созданию условий, обеспечивающих высокий уровень качества жизни населения).

    2. Показателей, оценивающих деятельность органов власти по обеспечению качества жизни населения.

    Для оценки социальной эффективности управления качеством жизни населения необходимо использовать не только показатели уровня эффективности, но и динамические показатели, характеризующие динамику позитивных или негативных изменений, а также показатели сравнения, характеризующие эффективность управления по критерию качества жизни в различных сферах жизнедеятельности и эффективность управления различными ветвями региональных органов власти.

    Методологические и методические проблемы изучения, оценки и анализа качества жизни населения регионов России как объекта и критерия эффективности управления являются сегодня наиболее сложными как в теории науки, так и в практике управления. Это вызвано как сложностью самого рассматриваемого социального феномена, так и целями, задачами, способом и организацией конкретных исследований по изучению и оценке качества жизни, их адекватностью методам изучения качества жизни вообще и населения региона в частности. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что не все методы изучения и оценки качества жизни населения, управления и обеспечения его высокого уровня получили свое название и зачастую отражаются теми же понятиями, что и формы.

    Все это создает трудности в определении методик и правильного использования конкретных методов исследования проблем качества жизни населения регионов России как критерия оценки эффективности управления.

    В этой связи актуальность оценки эффективности управления по критерию качества жизни обуславливается рядом обстоятельств:

    - во-первых, необходимостью анализа и систематизации теоретико-методологических подходов к исследованию феномена качества жизни;

    - во-вторых, реализацией социальной политики и курса на повышение эффективности управления государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации;

    - в-третьих, потребностью разработки системы критериев и показателей оценки социальной эффективности управления регионами по критерию качества жизни;

    - в-четвертых, необходимостью исследования проблем в оценке социальной эффективности управления регионами населения в современных условиях;

    - в-пятых, потребностью в разработке научно обоснованных рекомендаций органам государственного и муниципального управления по повышению социальной эффективности управления и разработке системы показателей ее оценки.

    Представляется возможным говорить о большом потенциале и перспективах исследования качества жизни населения как критерия оценки эффективности управления регионами с различных сторон, привлекая как общенаучные, так и специальные методики и методы исследования данного феномена.

    1.2. Понятие «качество жизни» как критерий оценки эффективности государственного управления

    Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

    Можно выделить четыре уровня жизни населения:

    1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

    2) нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

    3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

    4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

    Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

    Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика экономика массового потребления, именно потребитель король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

    Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

    Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить следующие основные компоненты (рисунок 1).

    Рис. 1. Упрощенная структура качества жизни населения


    Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия.

    Условия быта это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

    Возможны три аспекта изучения качества жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.

    Уровень жизни это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

    Уровень жизни многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

    - политические факторы;

    - экономические факторы;

    - социальные факторы;

    - научно-технический прогресс.

    Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

    Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.

    К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести условия труда, жильем и благоустройство уровень социально-обслуживания и др.

    Экономические характеризуют экономическую жизнедеятельности общества, возможности удовлетворения потребностей. Сюда отнести показатели, уровень экономического общества и благосостояние (номинальные и реальные занятость и др.) Социально-показатели характеризуют профессиональный состав физическое воспроизводство силы.

    К стоимостным относятся все в денежной форме, а характеризуют объем конкретных материальных и услуг в натуральных

    Для характеристики жизни большое имеют количественные и показатели. Количественные объем потребления материальных благ и а качественные качественную благосостояния населения.

    роль при уровня жизни статистические показатели, включают обобщающие показатели доходов, и расходов, денежных накопленного имущества и населения и ряд

    Понятие уровня неразделимо связано с качества жизни.

    жизни оценивает жизни населения и критерием при направлений и приоритетов и социальной политики По мнению большинства основным определением жизни является качество жизнисовокупность показателей благосостояния людей, уровень материального (уровень жизни), а потребление непосредственно не благ.

    Качество населения определяется потенциалом общества, в него социальных отдельных граждан и характеристик процессов, условий и результатов их социально позитивным ценностям и целям. качество жизни в удовлетворенности людей собой и своей а также в объективных свойственных человеческой как биологическому, (духовному) и социальному

    Таким образом, качество жизни гражданинаэто, когда у

    1. имеется высокий потенциал (крепкое чувство самоэффективности, к активной осмысленной наличие способностей, образование);
    2. сформирована личностно значимых и, этом, социально смысло-жизненных ценностей, интересов, и стилей поведения;
    3. базовые физиологические и потребности;
    4. приоритетными вторичные потребности роста и созидательной имеются условия их реализации;
    5. осуществляется жизнедеятельность с этапными и достижениями, преобладают эмоции и чувства.

    К сферам качества относятся:

    1. трудовая
    2. сфера развития людей;
    3. семейная
    4. быт и поддержание
    5. жизнь нетрудоспособных;
    6. окружающая среда;
    7. в экспериментальных экономических

    Количественную характеристику и качества жизни система индикаторов, позволяют проводить реального уровня и жизни населения, их показатели по регионам, по -демографическим группам определять тенденции и осуществлять международные

    Соответственно для степени удовлетворения человеческих потребностей различные группы и их индикаторов (таблица 1).

    1

    Показатели и индикаторы жизни населения

    уровня жизнипоказателейI. Удовлетворение физических потребностей1. 1.1. Общая смертность на 1 100 тыс. населения

    1.2. детей, умерших в до 1 года на 1000

    1.3. Ожидаемая продолжительность

    1.4. Заболеваемость с утратой

    Другие2. Питание2.1. основных продуктов

    Другие3. Жилище3.1. в действие общей жилых домов

    3.2. площадь жилищ

    3.3. жилищного фонда

    3.4. размер квартир

    4. Домашнее имущество4.1. населения предметами -бытового и хозяйственного

    4.2. Продажа населению культурно-бытового

    Другие5. Платные 5.1. Объем платных населению

    5.2. Структура услуг населению

    5.3. бытовых услуг

    II. Удовлетворение духовных 6. Культурный уровень 6.1. Уровень образования

    6.2. Объем издаваемых и брошюр

    6.3. Объем журналов и других изданий

    6.4. Обеспеченность телевизорами

    ДругиеIII. социальных потребностей7. труда7.1. Потери времени в промышленности (в на одного рабочего, )

    7.2. Изменение условий работников

    7.3. Травматизм на (число пострадавших несчастных случаях с трудоспособности на один день и более, и со исходом на 1000 )

    Другие8. Условия 8.1. Численность детей, в летних оздоровительных

    Другие9. Социальное 9.1. Соотношение средних и размеров пенсий и труда

    9.2. Соотношение размеров пособий на и их прожиточного минимума

    9.3. размеров пенсий и минимума

    Другие10. -бытовая обстановка10.1. численность безработных

    10.2. от несчастных случаев, травм, убийств и др.

    10.3. (число человеко-потерь рабочего число участников)

    10.4. зарегистрированных преступлений

    10.5. сброса загрязненных вод

    10.6. Выбросы в атмосферу веществ

    Другие11. и расходы11.1. Денежные населения, в т.ч. по видам

    11.2. расходы населения, в т.ч. по

    11.3. Среднемесячная зарплата в экономике, в т.ч. по отраслям, и профессиям

    11.4. Прирост населения во вкладах

    индикаторы непосредственно уровень потребления, теми или благами. Для чтобы получить об уровне удовлетворения потребности, может использовано несколько Например, для чтобы охарактеризовать удовлетворения потребностей в питания, необходимы о количестве потребляемых продуктах и их калорийности, их с научно обоснованными

    Стоимостные индикаторы затраты на удовлетворение потребностей и их динамику. индикаторы группируются по потребностей, например на питание, оплату коммунальных услуг, предметы длительного отдых, удовлетворение потребностей и т.д.

    Общее материальных благ и в стоимостном выражении все расходы на товаров и услуг и оценку потребленных собственного производства, продукции личного хозяйства. Расчет показателя позволяет уровень и структуру во взаимосвязи с совокупными населения и дает полную характеристику его личных

    1.3. Исследование основных направлений анализа эффективности государственного управления на основе оценки качества жизни регионов

    Анализ существующих к управлению, его и эффективности, представленных в литературе, позволяет ряд выводов и

    Во-первых, к настоящему сформировалась идеология в соответствии с которой является как бы -то автономным, самодостаточным существующим для и удовлетворяющим своим самого себя. В парадигме управление через специфическую, управленческую деятельность, т.е. все, делает управленец управление, а результаты остаются как бы за ее Поэтому считается что управление все больше и общественных ресурсов на содержание, и объясняется тем, что они определяют объем и управленческих решений. Но игнорировании результатов все иное в приобретает не конкретный и характер. В итоге руководитель сам что такое и что такое в его управлении.

    Во- имеется огромное публикаций, описывающих концепции управления, подготовки и принятия решений, организационное менеджмент, консалтинг и т.д., но в даже не ставятся о результатах управления, более об их эффективности. В время дискуссии в науке управления вокруг «применения методов и выработки которые бы привели к работы министерств и ». Однако до сего в практической деятельности управления отсутствуют четкие критерии, и процедуры оценки а в повседневной деятельности государственных органов узкое понимание эффективности и результативности.

    В- к субъектам управления у в большинстве относятся к обыкновенным учреждениям и которые непосредственно продукты - товары, информацию и т.д., имеющие ценность. Из такой делаются и адекватные ей «...эффективность - один их основных совершенства управления, посредством сопоставления управления и ресурсов, на его достижение. управления можно путем соизмерения прибыли и затрат на Но такая элементарная не всегда оказывается поскольку результат не всегда выражается приводит к непосредственному и результатам; непосредственный скрывает роль в его достижении, часто выступает опосредованный результат; быть не только но и социальным, социально- социально-психологическим и т.п

    В-четвертых, в западной результаты управления увязываются с созданием благ, реально индивидуально или Всемирный банк трактует эффективность - результат использования потенциала для спроса общества на блага. Здесь сугубо «рыночный» «соответствующие блага» определения их характера, и полезности. В рыночном основу которого отношения «производство - », такой подход и конструктивен. Однако он не для всех управления: для - да, а для субъектов управления (территориального - муниципального) он должен дополнен другими

    В-пятых, наблюдается в путаница понятий. видно, что совершенно разные и обозначаемые их понятия: экономия, производительность, и эффективность.

    Но ни результат, ни ни производительность, ни качество не о главном, о том, что продукт, который их описывается, будет и реально потреблен. проблема результатов и его эффективность очень важной каждого управленца, системы и принципиальной общества в целом.

    как, только зная, и оценивая результаты можно по принципу связи находить факторы и ресурсы управленческих успехов, и неудач.

    И здесь становится вопрос: а является мерилом, эффективности? Единого и разделяемого понимания эффективности управления до времени не сложилось. исследователей под подразумевают показатели другие понимают как направления, и объекты, третьи отождествляют с целями и т.д. из целей и решаемых данного исследования, мы на определение критерия как решающего на основании которого вывод о достигнутом эффективности.

    Авторы подхода считают, критерий « это не и не направление оценки. определение показателей это получение «данных», то оценка с использованием критериев это получение «информации». Данный уже отчасти в системе государственного и управления. Так, цели реформы в РФ определялись достижения определенных и критериев. Особую это приобретает в выбора Российской модели построения социального государства, «которого направлена на условий, обеспечивающих жизнь и свободное человека».

    В качестве задач реформирования государственного управления в выделим проблемы эффективности государственного и управления на основе улучшения деятельности исполнительной власти, соблюдения государственными и служащими законности, ими качественных услуг населению, качества жизни Однако до сего в практической деятельности управления отсутствуют четкие критерии, и процедуры оценки а в повседневной деятельности и муниципальных органов узкое понимание эффективности и результативности.

    важным является комплексной характеристики результатов управления и их значения для жизни общества. как представляется, учитывать несколько положений:

    1. Результаты необходимо соотносить не и не просто с интересами и субъектов управления, но и с социальными, ценностными, и иными ожиданиями и общества, групп и отдельных личностей от субъектов управления их решений.

    Следует сравнительное измерение самих результатов так и затрат на их достижение с тем, чтобы какие результаты и при каких получают управленческие в других регионах

    Целесообразно также оценке результатов непременно проектировать их на Это предполагает устойчивости результата выявление потенциала результата управления; влияния результата на изменение качества соответствующих субъектов

    4. Выражение и осмысление управления в качестве ценности.

    Поэтому любого вида усилий возникает тогда, когда то, создается ценности, услуги действительно личные и общественные обеспечивая жизнедеятельность в основных сферах. В «эффективность» содержится и то, какую пользу продукт при потреблении. Последнее «польза» очень в контексте описания хотя его выразить в каких-то и количественных показателях.

    из таких размышлений, полагать, что представляет собой двух моментов:

    1) между полученными и потраченными ресурсами, положительное значение и о пользе, принесенной усилиями;

    2) способности разницы удовлетворять жизненные потребности и отдельных личностей.

    является оценочной именно такой деятельности, вследствие создается и потребляется обеспечивающий сохранение и развитие отдельного коллектива, общества и в целом.

    Социальная управления по критерию жизни это социальных результатов органов власти по полноты и качества населению в основных жизнедеятельности установленным и региональным социальным качества жизни.

    смысл социальной управления состоит в том, его социальные должны обладать свойствами:

    1. соотноситься с целями и ожиданиями
    2. целесообразностью, рациональностью и быть реально и потребляемыми;
    3. общественно и полезны, удовлетворять и обеспечивать жизнедеятельность
    4. сравнимы с затратами и результатами в других
    5. подвержены измерению и
    6. устойчивостью, воспроизводимостью и ресурсы для развития;
    7. служить связью между и субъектом управления;
    8. о реальном состоянии, и ответственности общественных, и иных структур.

    исследователей едины во что конечным и критерием эффективности должно стать жизни населения и страны в целом.

    В время сформировалась осуществить необходимый в подходе к оценке и эффективности управления и всего в преобразованиях в управлении с тем, чтобы управления озаботились эффективности, освоили ее и методологию.

    Для и выявления уровня эффективности управления в сферах жизнедеятельности нами разработана оценки социальной управления регионами по качества жизни.

    на понятие социальной и выделенные критерии, уровня социальной государственного и муниципального осуществляется исходя из групп показателей:

    1. характеризующих качество обеспечиваемых деятельностью управления в основных жизнедеятельности (результаты органов государственного и управления по созданию обеспечивающих высокий качества жизни ).

    2. Показателей, оценивающих органов власти по качества жизни

    Для оценки эффективности управления жизни населения использовать не только уровня эффективности, но и показатели, характеризующие позитивных или изменений, а также сравнения, характеризующие управления по критерию жизни в различных жизнедеятельности и эффективность различными ветвями органов власти.

    и методические проблемы оценки и анализа жизни населения России как и критерия эффективности являются сегодня сложными как в науки, так и в управления. Это как сложностью рассматриваемого социального так и целями, способом и организацией исследований по изучению и качества жизни, их методам изучения жизни вообще и региона в частности.

    Все это трудности в определении и правильного использования методов исследования качества жизни регионов России критерия оценки управления.

    В этой актуальность оценки управления по критерию жизни обуславливается обстоятельств:

    1. во-первых, анализа и систематизации -методологических подходов к феномена качества
    2. во-вторых, реализацией политики и курса на эффективности управления и муниципальных органов Российской Федерации;
    3. в- потребностью разработки критериев и показателей социальной эффективности регионами по критерию жизни;
    4. в-четвертых, исследования проблем в социальной эффективности регионами населения в условиях;
    5. в-пятых, в разработке научно рекомендаций органам и муниципального управления по социальной эффективности и разработке системы ее оценки.

    Представляется говорить о большом и перспективах исследования жизни населения критерия оценки управления регионами с сторон, привлекая общенаучные, так и методики и методы данного феномена.


    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕГИОНА

    2.1. Характеристика объекта исследования

    муниципального образования округ город - 69,9 тыс. га. Схема административного Тюменской области в Приложении 1.

    Расстояние от Тюмени до города - 2 144 км.

    Численность населения (на конец г.) - 609,1 тыс. чел.

    Численность занятых в в 2016 г. - 370,5 тыс. чел.

    Численность в малом и среднем (с учетом вторичной ) - 121 тыс. чел. (29% от численности в экономике)

    Количество предприятий на начало г. - 422 ед.

    За последнюю XX в. Тюменская область в один из наиболее индустриальных регионов Для региона в суровых климатических характерно неравномерное населения, слабая территории. Ведущим укладом Тюменского является сырьевой (геологоразведка и добыча и газа), которому все остальные народного хозяйства ( транспорт, связь и ). Технологический способ сохраняет ресурсоемкий тип, использующий энергию и газа. Доходы на душу населения в области в 37 раз показателей по другим страны. По объему регионального продукта в на душу населения не имеет себе в России, занимая 1-е на протяжении последних лет. столь высокие обеспечивает в основном -Мансийский автономный за счет добычи и газа. В период 20 лет органы власти области и округов имели возможности для социально ориентированной что отразилось на - экономических показателях. По развития человеческого (ИРЧП) Тюменский в последние 15 лет занимает первое-места среди 79 российских регионов. К другие регионы, в УрФО, не поднимаются в регионов России по выше 33-го места. области отстают по показателю от Тюменской

    Значительное влияние на отгруженных товаров производства, выполненных и услуг собственными организаций (без малого предпринимательства) Тюмени оказывает производства нефтепродуктов (млн. рублей), так на эту сферу приходится 60,3% общего продукции, отгруженной города Тюмени (2).

    Рис. 2. Структура объема товаров по видам деятельности за 9 месяцев года

    По структуре заметно, что полезных ископаемых в северных округах а услуги на юге Поэтому три области находятся в зависимости друг от и некогда единый - хозяйственный комплекс, в регионе еще в время, имеет выраженную специфику, на обеспечение добычи сырья. Тем не в последние 10 лет стали обращать на диверсификацию экономики, вложены серьезные в поддержку сельского (на юге области), науки и инноваций. производства развиты недостаточно, слабо в экономику инновационные недостаточна эффективность -исследовательской деятельности, а в этой сфере основной резерв экономики региона. высокий уровень развития, доходов и жителей области не региону высокие качества жизни

    Население ХМАО и живущее в более условиях Тюменского чаще воспринимает место жительства временное, 1215% жителей собираются переехать в регионы России. вполне понятно и государственными программами граждан в другие например в рамках «Сотрудничество». На сегодняшний наиболее удовлетворены местом работы государственных и муниципальных (72%), на втором владельцы собственного (66%), третье по степени удовлетворенности местом работы сотрудники акционерных с участием государства (53Меньше всего удовлетворенных своей людей среди тех, занимается индивидуальной деятельностью (24%). всего работники бы изменить предприятие, они работают, на или муниципальное, тех, кто занят на или на своих предприятиях. В то же время в есть потенциал инновационного развития. особенно актуально того, что Российской Федерации, их и муниципальные органы реальными полномочиями и которые позволяют более или благоприятные условия инновационной деятельности в их научно-исследовательских, и иных организациях. инновационный потенциал региона, отметим, Тюменская область на втором месте в федеральном округе по организаций, выполнявших и разработки, но по их удельному в общем числе область занимает место в УрФО. По персонала, выполняющего исследования и разработки, в 23 раза отстает от Свердловской и Челябинской опережая лишь область (в 8 раз). Зато по на одного исследователя область занимает место, опережая к ней Свердловскую почти в 2 раза. образом, можно что Тюменская находится в срединном регионов России по потенциалу. В Тюменской действует ряд актов и программ, и регулирующих инновационную и -интеллектуальную сферу, «Стратегия экономического Тюменской области до г.».

    Сегодня в области оказываются виды инновационной в форме предоставления возмещения процентной компенсации расходов, с патентованием результатов деятельности; компенсации на оплату сертификации -инновационной продукции. реально содействующими деятельности, помимо лиц, должны являться организации инновационной органы государственной общественные объединения, способствующие развитию деятельности.

    2.2. Оценка качества жизни региона как критерия эффективности государственного управления

    На сегодняшний город Тюмень активно развивающимся и стильным городом, функции административного Тюменской области, с демографической структурой и исторически сложившейся производственной и научно-базы Западно-нефтегазового комплекса, участвующим в выполнении и областных задач, с возможностью стать в стране инновационным нефтесервисным центром.

    По в период до 2020 Тюмень должна образом умного будущего - продолжающийся качества жизни, решения в экономике, управлении, благоустройстве и архитектуре.

    Для следует выделить стратегические приоритеты:

    1. комфортной бизнес- социальной и транспортной ландшафтных и архитектурных формирование умного
    2. стимулирование предпринимательства в сфере, дальнейшее международных компаний, законодательные и административные
    3. повышение качества населения.

    Важнейшими качества жизни доходы населения и социальное обеспечение, им материальных благ и условия жизни, время.

    Условия можно укрупнено на условия труда, и досуга.

    Можно четыре уровня населения (рисунок 2):

    Рис. 2. жизни населения


    населения города за 9 месяцев 2016 увеличилась по сравнению с года на 18,2 тыс. человек и 738,8 тыс. человек. За январь 2016 года в родилось 9346 (99,7% по отношению к январю - 2015 года). умерших за январь 2016 года 4764 человек (97,7% к периоду 2015 ).

    За январь - сентябрь года по городу общий коэффициент на 1000 человек снизился по отношению к периоду 2015 на 3,4% и составил 17,3 (по области без округов данный снизился на 5,3% и составил 16,2, по Федерации данный снизился на 1,5% и составил 13,1). коэффициент смертности на человек населения по Тюмени за январь 2016 года на 5,4% по отношению к соответствующему 2015 года и 8,8 (по Тюменской области автономных округов коэффициент снизился на 3,4% и 11,4, по Российской Федерации коэффициент снизился на 2,3% и 12,9).

    С учетом в отчетном периоде и смертности естественный населения по городу Тюменской области автономных округов и Федерации составил 4582, 5228 и человек. Естественный населения по городу за январь сентябрь года увеличился на 1,8% по к аналогичному периоду года, по Тюменской без автономных естественный прирост снизился на 8,2%, по Российской естественный прирост в 2,7 р.

    За девять месяцев года миграционный по городу Тюмени по к январю сентябрю года снизился на 1,6% и 13666 человек. населения города за счет внутрирегиональной на 6038 человек (115,4% по к январю сентябрю года), миграции из регионов России на человек (95,5 % по отношению к сентябрю 2015 ), прироста населения из -участников СНГ человека (93,5% по отношению к сентябрю 2015 ). Со странами зарубежья по итогам месяцев 2016 сложилось отрицательное сальдо -390 (в январе сентябре года данный составил +135 ).

    Миграционный населения по Тюменской без автономных за январь сентябрь года снизился на 9,2% по к аналогичному периоду года и составил человек, по Российской миграционный прирост на 16,2% и составил 196453

    Среднесписочная численность в крупных и средних города Тюмени за сентябрь 2016 сократилась по сравнению с сентябрем 2015 на 1,5% и составила 194,8 тыс. человек. На среднесписочной численности в крупных и средних в том числе, влияние увеличение значений выручки отнесения хозяйствующих к категории субъектов предпринимательства, утвержденных Правительства Российской от 13.07.2015 № 702.

    Для среднесписочная численность (без субъектов предпринимательства) по Тюменской без автономных за январь сентябрь года сократилась по с январем сентябрем года на 0,3% и составила 330,9 тыс.

    Кроме списочного работников, для в организациях города на условиях совместительства и по гражданско-правового привлекалось 12,3 тыс. человек.

    официально зарегистрированных по городу Тюмени за сентябрь 2016 увеличилась по сравнению с периодом 2015 на 13,6% и составила 2411 (число официально безработных по Тюменской без автономных снизилось на 8,5%, по РФ на 6,2%).

    На сентября 2016 уровень зарегистрированной в городе Тюмени 0,54% (по Тюменской области автономных округов зарегистрированной безработицы на сентября составил 0,6%, по РФ 1,1%).

    номинальная начисленная плата одного в организациях (без малого предпринимательства) за сентябрь 2016 увеличилась по сравнению с периодом 2015 на 7,2% и составила 49159,6

    Сложившаяся за девять 2016 года среднемесячной номинальной заработной платы работника в организациях Тюмени на 14,0% выше, по Тюменской области автономных округов за период.

    Размер заработной платы по Тюмени в январе-2016 года по к соответствующему периоду года составил 99,2%. реальной заработной по Тюменской области автономных округов 98,3%, по Российской Федерации 100,4%.

    реальной заработной по городу Тюмени за - сентябрь 2016 по отношению к аналогичному 2015 года 8,5%, по Тюменской области автономных округов 7,3%, по Федерации 10,5%.

    Повышение жизни (социальный ) составляет приоритетное общественного развития.

    -экономическая политика государства опирается на постоянного баланса её социальным и экономическим Социальный блок на поддержание достаточного и качества жизни и нормальный процесс жизнедеятельности. В настоящее именно качество выходит на первый в системе факторов, международную конкурентоспособность экономики страны. переноса акцента на сферу в настоящее стала весьма и для России.

    2.3. Рекомендации и предложения по повышению качества жизни посредством результативного государственного управления

    Комплексный учитывающий степень проблем на социально-развитие Тюменской в средне- и долгосрочной их взаимосвязь и зависимость от решений, позволил следующие основные отражающие специфику -экономического развития области.

    1. Инфраструктурные развития (недостаточная автомобильных дорог с покрытием, а также доля автодорог, нормативным параметрам, развитая инфраструктура дорог, особенно регион с Севером, и необходимость модернизации электро- и газоснабжения, и канализации, каналов транспортных терминалов и т.п.).

    инфраструктура Тюменской и ее качественные характеристики не в мере отвечают -экономическим потребностям и населения области. часть инфраструктурных работает с превышением загрузки. Износ фондов приводит к издержек и к определенному пропускных возможностей системы, систем - и теплоснабжения, водоснабжения и По оценке «РосдорНИИ», региональных (межмуниципальных) и дорог, не отвечающих требованиям, в 2015 составила 46,5%. По федеральным данный показатель выше. Уровень жилищного фонда недостаточен, причем на селе хуже, в городской местности.

    2. квалифицированных специалистов специальностей, управленческого в целом ряде экономики. Наличие дифференциации средней платы по отраслям когда разрыв до 4,4 раз между промышленностью (5345 ) и производством машин и (23391 рубль), проблемы привлечения рабочих в низкооплачиваемые Непопулярность рабочих и демографический спад в 90-е обусловили снижение обучавшихся в учреждениях профессионального образования (НПО) с 19,2 тыс. в 2000 году до 12,9 в 2015 году, вызвало высокую предприятий-работодателей в кадрах в настоящее .

    Нехватка квалифицированных рабочих специальностей, звена в целом отраслей экономики наряду с падением рабочих и инженерных также дисбалансом в специалистов (в том переизбытком выпускников учебных заведений, невостребованные направления ), недостаточным уровнем образовательных услуг, населению.

    3. Недостаточный уровень и высокий основных производственных на ряде предприятий и других отраслей. технического перевооружения промышленности и других происходит различными С одной стороны, обновление основных и снижение степени их на предприятиях по таким экономической деятельности, обработка древесины и изделий из дерева, машин и оборудования, неметаллических минеральных металлургическое производство и готовых металлических сбор, очистка и воды. С другой происходит значительное степени износа фондов в химическом производстве электрооборудования, и оптического оборудования, транспортных средств и производстве резиновых и изделий.

    Необходимо что удельный организаций, осуществлявших инновации, в общем промышленных организаций в 2015 году 5,1%. в процессе технологического связаны с неравномерностью инвестиций в основной по видам экономической а также кроются в объеме внутренних ресурсов предприятий и амортизационных отчислений

    4. Объем привлекаемых инвестиций недостаточен по с экономическим и финансовым области. Значительная инвестиций в основной осуществляется в Тюменской за счет средств различных уровней. тем, по своей инвестиционной для частных Тюменская область (автономных округов) превышает среднероссийский отличаясь существенно низким, чем в

    5. Недостаточная реализация потенциала. В Тюменской имеются предпосылки инновационного процесса, в настоящее время и, главным образом, на предприятиях, имеющих научно-исследовательскую Наблюдается разобщенность в субъектов инновационной Показатели инновационного экономики области от средних значений по и УФО. Сдерживающими факторами развития региона недостаточная степень интеллектуальной собственности и механизмов вовлечения в оборот внутренних и интеллектуальных ресурсов.

    6. уровень преступности. В области остаются показатели преступности, зарегистрированных преступлений за год составило единицы на 100 тыс. (1 место по Уральскому округу). В то же время по роста преступности область не входит в 10-ти регионов с наибольшими прироста числа преступлений по итогам года, а в 2016 обеспечено снижение зарегистрированных преступлений на 12,2% к 2015 года ( 11,1%, Российская Федерация 7,1

    7. Негативное воздействие на природную среду. рост объемов загрязняющих веществ в воздух и сбросов в водные объекты. стационарных источников загрязняющих веществ в за период 2010-гг. возросло на 22%, при на очистных сооружениях и обезвреживается лишь 30% от общего объема веществ. Доля сточных вод в объеме стоков в году составила 28%. объемы рекультивации земель не обеспечивают уровень их восстановления.

    образом, анализируя можно прийти к о том, что в регионе необходимость разработки для политики регулирования.

    Необходимость регулирования определяется решения социальных влияющих на развитие Так, государство устанавливает размеры заработной продолжительность рабочего гарантированного отпуска, прожиточного минимума. регулирует отношения трудом и капиталом, направления социальных устанавливает пособия по осуществляет выплаты видов пенсий и пособий. Обеспечить необходимым количеством может только По мнению некоторых государство должно огромную роль и в дальнейшего развития системы. Вмешательство считается необходимым, как стихийные рынка нацеливают развитие, прежде на получение прибыли предприятием или а не на развитие экономики в

    Таким образом, государства в решении порождаемых рынком («» рынка), совершенно При этом не должно подменять и может действовать в определенной системе Эффективность рыночной как системы границей государственного

    Для осуществления и задач государственного используется набор как экономического, и неэкономического характера. подразделяются на методы и методы косвенного К первой группе преимущественно административные, а ко - экономические средства

    Административные методы экономики достаточно и разнообразны. Они на уровне не только но и местных органов

    Данная категория в себя запрещение, т.е. какой-либо использования каких-товаров и услуг и их Например, государство запретить строительство предприятий в городе, через его грузов и транспортных других государств, или вывоз -либо товаров. - это согласие, в письменной или форме субъектом обладающим соответствующим Формой разрешения выступать лицензирование видов экономической ввоза или ряда товаров ( продовольствия и пр.). - метод административного основанный на применении наказания за нарушение норм. Например, от уплаты налогов, их или несвоевременная наказываются взиманием с налогоплательщиков.

    К административным относятся также нормы и стандарты, на стыке экономики, экологии. В качестве можно привести допустимые нормы тех или вредных веществ в продуктах или вредных веществ () в окружающую среду.

    В экономике государственное осуществляется преимущественно на экономических средств. К относят бюджетно-и денежно-кредитную ускоренную амортизацию, программирование и прогнозирование, в качестве рычагов государственной собственности, инструменты.

    Денежно-политика осуществляется руководством центрального страны. Она на обеспечение устойчивости обращения и денежной страны, неинфляционного роста, сдерживания выравнивания платежного

    Основными инструментами -кредитной политики - регулирование учетной (или ставки ); - установление и изменение минимальных резервов, финансово-кредитные обязаны хранить в банке; - операции на рынке ценных

    В системе мер -кредитной политики и административные рычаги: банковской деятельности, кредитования, установление нормативов для

    Бюджетно-налоговая осуществляется под министерства финансов и к целенаправленной деятельности по использованию налоговой и государственных расходов реализации целей -экономической политики.

    может оказывать воздействие на экономику, научно-технический ускорять развитие отраслей экономики, политику ускоренной Такая политика используется во всем для ускорения основных производственных Смысл ускоренной состоит в начислении списаний в амортизационный по повышенным нормам. В стоимость основных переносится на издержки в более быстрые уменьшается налоговая на предприятие. В то же время возможности инвестирования.

    широко используется в регулирования современной экономики. Оно собой оценку экономики на определенный период, прогноз развития рыночной изменений рыночных Результаты прогнозирования при составлении страны, определении целей экономической и социальной политики и пр.

    Выделяют краткосрочные (на 1-1,5 года), среднесрочные (на 4-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) прогнозы.

    Программирование - одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

    Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

    Таким образом, инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать некоторые выводы.

    Улучшение качества жизни всех слоев населения регионов России является важным условием реализации государственной политики по улучшению благосостояния россиян на основе устойчивого развития экономики и социальной сферы на ближайшее время и перспективу с учетом складывающихся в настоящее время кризисных условий.

    Определилась потребность считать качество жизни населения частью системы управления региональных органов государственной власти, обеспеченной эффективными технологиями использования, позволяющими решать приоритетные социально-экономические проблемы и в результате -достигать соответствующих параметров качества жизни. С этой целью может быть использован положительный опыт исследований и практических работ в области управления качеством жизни населения, накопленный зарубежной и отечественнойсоциологическойи другими науками.

    Необходимо продолжить работу по определению механизмов внедрения в практику результатов исследования, показателей качества жизни и возможных путей их использования при подготовке федеральных и региональных программ и инновационных проектов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности населения в субъектах РФ.

    Для практического решения задачи повышения качества жизни населения регионов представляется целесообразным инициировать работу по созданию законодательной базы государственного регулирования процессов экономического и социального развития российских регионов с приоритетным использованием критериев качества жизни, что может быть отражено в Законах Тюменской области.

    При разработке структуры показателей и критериев качества жизни необходимо учитывать в единстве и взаимосвязи как его объективные характеристики, определяющие степень удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества, так и социкультурные, территориальные, социально-психологические и духовно-нравственные аспекты жизнедеятельности людей.

    Сконцентрировать усилия на следующих аспектах разработке индикативных показателей и методов оценки качества жизни, позволяющих не только получать количественные данные о качестве жизни населения в разных регионах, но и проводить мониторинг тенденций его изменения с целью определения стабилизации и улучшения.

    Качество жизни не является категорией отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них. Повышение качества жизни происходит во взаимодействии двух факторов - формирования личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности. Эти факторы находятся в диалектическом единстве и противоречии. На разных этапах развития личностей, социальных групп и общества в целом имеются приоритеты повышения качества жизни: или преобразования в обществе, или в среде его жизнедеятельности.

    Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны. Оно не может быть определено только на базе количественных статистических данных. Столь же необходимы его оценки на основесоциологическихопросов об удовлетворенность различными факторами жизнедеятельности самого населения.

    Таким образом, выполнено системное междисциплинарное исследование, имеющее результатом решение актуальной проблемы, обоснование, разработку и реализацию теоретической позиции, основ научного направления, динамики состояния качества жизни населения с учетом региональной специфики.




    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1994. - 21 января.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
    3. Андросова, Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие / Г.А. Андросова. - СПб.: ТЭИ, 2013. 412 с.
    4. Бобков, В. Динамика структуры и уровня материального достатка населения г. Тюмень / В. Бобков, Ю. Песковская // Экономист. 2016. - №9. С. 55-60.
    5. Бобков, В.Уровень социального неравенства/ В. Бобков //Экономист.-2015.- №3. С. 7-11.
    6. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. Изд. 2-е / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарики, 2014. - 476 с.
    7. Васильева, В.В. Менеджмент туризма / В.В. Васильева. М.: Российская академия туризма, переизд. 2013. - 412 с.
    8. Введение в экономическую географию и региональную экономику / Под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 419 с.
    9. Вечканов, Г.С. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - Спб.: «Лань», 2014. 284 с.
    10. Видяпин, В.И. Региональная экономика / В.И. Видяпин, М.В. Степанов. - М.: Инфра-М, 2014. - 667 с.
    11. Горкин, А.П. Большая Российская Энциклопедия / А.П. Горкин. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2013. - 979 с.
    12. Гуляев, В.Г. Организация туристско-экскурсионной деятельности / В.Г. Гуляев. М.: Нолидж, 2012. - 402 с.
    13. Жеребин, В.М. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения / В.М. Жеребин, Н.А. Ермакова, В.Н. Земленская // Вопросы статистики. 2013. - №7 С. 24-25.
    14. Зубаревич, Н.В. Стратегия пространственного развития в период экономического роста / Н.В. Зубаревич // Вестник МГУ. 2012. - № 1. - 114 с.
    15. Коленникова, О. Население как субъект оценивания системы неравенств / О. Коленникова // Свободная мысль. 2014. - №5. С. 92-101.
    16. Кремлев, М.Д.Проблемы оценки уровня жизни населения/ М.Д. Кремлев//Вопросы статистики.-2016.- №8. С. 46-51.
    17. Курченков В.В.Уровень и качество жизни г. Тюмень:тенденции и перспективы//Финансы и кредит.-2016.- №27. С. 15-19.
    18. Макроэкономика: Учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2014. 278 с.
    19. Маневич, В.Е.Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики / В.Е. Маневич//Бизнес и банки.-2014.- №4. С. 35-38.
    20. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 427 с.
    21. Нестеров, Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России / Л.И. Нестеров // Вопросы статистики. 2015. - №8. С. 66-71.
    22. Осипов, Ю.С. География России. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия» / Ю.С. Осипов. М.: АСТ, 2014. - 800 с.
    23. Плышевский, Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни / Б.П. Плышевский // Вопросы статистики. 2013. - №6. С. 25-29.
    24. Подузов, А.А Неравенство и бедность населения:опыт решения проблемы в России и за рубежом/ А.А. Подузов //Проблемы прогнозирования.-2015.- №6. С. 16-19.
    25. Ржаницына, Л.А.Бедность в России:причины,особенности,пути уменьшения/ Л.А. Ржаницына //Экономист.-2015.- №4. С. 37-51.
    26. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2013. 218 с.
    27. Тихонов А.А.Обладает ли «запасами прочности» уровень жизни россиян? //Социологические исследования.-2014.- №7. С. 15-16.
    28. Тургель, И.Д. Курс лекций «Региональная экономика и управление» / И.Д. Тургель. - СПб.: Нева, 2013. - 227 с.
    29. Управление качеством жизни / под ред. В.В. Окрепилова. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2013. 156 с.
    30. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2016. - 289 с.
    31. Френкель, А.А.Российская экономика / А.А. Френкель //Вопросы статистики.-2015.- №12. С. 42-44.
    32. Экономический словарь / сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. 46 с.
















    ПРИЛОЖЕНИЯ





























    Приложение 1


    Административно-территориальное деление Тюменской области (без автономных округов)








































Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Госуправление (эффективность) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.