Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Гражданство (признание,прием,прекращение)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Гражданство (признание,прием,прекращение)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    27.06.2017 10:15:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение3

    Глава 1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации5

    Глава 2. Нормативное регулированиевопросов приобретения и прекращения гражданстваРоссийской Федерации11

    2.1 Признание и восстановление в гражданстве11

    2.2 Прием в гражданство19

    2.3 Прекращение гражданства21

    Заключение26

    Список используемых источников и литературы28

    Введение


    Каждый человек имеет право на гражданство.

    Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства

    или права изменить свое гражданство...

    Ст.15 Всеобщей декларации прав человека


    Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

    Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

    Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

    Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

    Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

    Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

    Все вышесказанное определяет цели нашей работы:

    1. Изучить развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
    2. Рассмотреть правовое регулирование вопросов гражданства по современому российскому законодательству
    3. Проанализировать опыт и проблемы, связанные с российским гражданством

    Логическая структура работы обусловлена целями иследования работа состоит из трех глав, введения и заключения.

    Глава 1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации


    В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.

    В дореволюционной России сама форма правления государства - монархия - предполагала наличие подданства, а не гражданства. Подданные Российской империи имели различный правовой статус. Выделялись:

    а) природные подданные, в составе которых были: дворяне (потомственные и личные); духовные лица (различались по вероисповеданию); городские обыватели (почетные граждане; купцы; мещане; цеховые); сельские обыватели. Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Дворяне и почетные граждане как лица неподатного состояния имели бессрочные паспорта, пользовались свободой передвижения и могли проживать в любом месте империи. Лица податного состояния такими правами не обладали;

    б) инородцы (евреи и восточные народы);

    в) финляндские обыватели.

    Одним из первых декретов советской власти, утвержденным Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 23(10) ноября 1917 г., "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" упразднялись все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Одновременно уничтожались всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина); титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, светские и иные советники) и устанавливалось одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской республики.

    Порядок принятия в российское гражданство иностранных граждан определял декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля (19 марта) 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства". Он закреплял право каждого иностранца, проживающего в пределах РСФСР, приобрести российское гражданство.

    Первая Конституция СССР (1924 г.), как и все последующие конституции советского периода, закрепляла установление для граждан союзных республик единого союзного гражданства. Например, в Конституции РСФСР 1978 г. вопросам гражданства была посвящена глава 5. В открывающей эту главу ст.31 говорилось, что в соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР. В связи с этим основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законодательством о гражданстве СССР. Первый такой закон был принят еще 19 августа 1938 г. Затем в связи с происходящими в стране политико-правовыми изменениями сначала 1 декабря 1978 г., а потом 23 мая 1990 г. принимаются обновленные законы о гражданстве СССР.

    Для действовавшего в советский период законодательства о гражданстве характерно было сосредоточение полномочий по регламентации вопросов гражданства на уровне органов Союза ССР. Своих законов о гражданстве в союзных республиках не было. Действовали лишь указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство. Юридического оформления гражданства союзных республик также не было, поскольку все граждане получали единый паспорт гражданина СССР, без указания его принадлежности к гражданству союзной республики. Решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

    В системе законодательства о гражданстве следует выделить Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г., с внесенными в него позднее изменениями. Этот закон принимался в очень сложной для России обстановке: в условиях фактического распада Союза ССР, становления в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР системы государственных институтов России как самостоятельного суверенного государства, непростой, фактически конфликтообразующей политической ситуации, напряженных социальных отношений. Однако главную свою задачу закон решил, он закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России.

    В преамбуле закон определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого следовало, что гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а вследствие сложившихся и закрепленных законодательно или в ином правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства. Таким образом, гражданство - это правовое, а не просто фактическое состояние, сложившееся между человеком и государством.

    Закон закрепил важнейшие правовые составляющие политики государства в вопросах гражданства - обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РФ, защиту и покровительство Российской Федерации ее гражданам, находящимся за пределами государства.

    Основополагающими принципами гражданства были установлены: принцип единого гражданства (граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики); равное гражданство (оно не зависит от оснований приобретения); открытое и свободное гражданство (в РФ каждый человек имеет право на гражданство и закон определил основания приобретения и прекращения гражданства); недопустимость лишения человека гражданства (в СССР лишение человека гражданства против его воли широко использовалось на протяжении всей истории его развития как средство борьбы с инакомыслием, служило формой государственных репрессий по отношению к своим гражданам); возможность иметь двойное гражданство; сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство своим гражданам за рубежом со стороны государства; отрицание автоматического изменения гражданства лицами при заключении или расторжении брака; невозможность выдачи гражданина РФ другому государству.

    Закон от 28 ноября 1991 г. закрепил основания приобретения гражданства (в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным законом) и основания прекращения российского гражданства (вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; по иным основаниям, предусмотренным законом). В законе был установлен порядок определения гражданства детей и гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц.

    К государственным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, законом были отнесены: Президент Российской Федерации; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

    Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Иностранным гражданам и лицам без гражданства Российская Федерация в соответствии с общепризнанными нормами международного права предоставляет политическое убежище. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Лишь на основе закона или международного договора Российской Федерации допускается выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах.

    За прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".

    Глава 2. Нормативное регулированиевопросов приобретения и прекращения гражданстваРоссийской Федерации

    2.1 Признание и восстановление в гражданстве

    Специфика отношений, возникающих в сфере гражданства, с очевидностью определяет необходимость их соответствующего правового регулирования. Наряду с подробным регламентированием таких вопросов гражданства как основания, способы приобретения и прекращения гражданства, принципы гражданства, порядок производства и других вопросов, важным является установление субъектов решения вопросов гражданства. Учитывая особую значимость гражданства, сложность вопросов приобретения и прекращения гражданства, их решение, отмечает М.В. Баглай, может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом.

    В этой связи в законодательстве любого государства определяются органы, в компетенцию которых входит решение вопросов гражданства, устанавливается объем их полномочий, порядок производства и обжалования решений и другие необходимые вопросы. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве РФ» в качестве органов, ведающих делами о гражданстве, называет: Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции его территориальные органы и ведающий вопросами иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за её пределами (ст. 28).

    При этом российская модель системы в целом является традиционной для постсоветского пространства и представлена в большинстве стран СНГ3. Что касается стран дальнего зарубежья, в силу большого разнообразия российская система органов, ведающих делами о гражданстве, имеет лишь редкие общие черты. К примеру, в Болгарии вопросы гражданства отнесены к Президенту и Министерству юстиции, в Греции мэру, общине и МВД, в Австрии правительству федеральных земель и МВД. В Канаде вопросами гражданства ведает Государственный Секретариат, в составе которого функционирует Бюро по вопросам гражданства, в Австралии занимается Департамент иммиграции и межнациональных отношений, в США суды. Систему органов КНР в сфере гражданства представляют Бюро общественной безопасности муниципалитетов и уездов, МГБ.

    Возвращаясь к российской системе органов, ведающих делами о гражданстве, следует отметить, что особое положение в ней принадлежит Президенту РФ, что обусловлено его статусом как главы государства, олицетворяющего его и связанными с этим широкими полномочиями в сфере исполнительной власти и российского гражданства. Кроме того, решение вопросов гражданства является конституционной компетенцией Президента РФ, что определяется специальной нормой Конституции РФ, закрепленной в п. «а» ст. 89, получившее раскрытие в Федеральном законе о гражданстве (ст. 29).

    В целях реализации своих полномочий по решению вопросов гражданства Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства, которая является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию полномочий главы государства по решению вопросов российского гражданства и предоставления политического убежища. Статус Комиссии и ее состав определены Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденным его указом от 14 ноября 2002 года №1318.

    В части определения статуса настоящей Комиссии Федеральный закон о гражданстве содержит положительную новеллу, содержание которой заключается в исключении её из системы органов, ведающих делами о гражданстве, в которой она находилась согласно предыдущему закону о гражданстве. Это обусловлено тем, что Комиссия в силу своего статуса не принимает самостоятельные решения по вопросам о гражданстве, порождающие правовые последствия и состоит при Президенте РФ, т.е. по сути, является его частью. Поэтому необходимость такого изменения была вполне очевидной.

    В силу того, что Комиссия по вопросам гражданства функционирует не на постоянной основе, а члены участвуют в ее работе на общественных началах, работа для обеспечения её деятельности и деятельности Президента РФ возложена на Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, а также другие органы Администрации Президента РФ.

    Вместе с тем существенная роль в решении вопросов российского гражданства отведена федеральным органам исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере миграции и ведающему делами иностранных дел РФ. В силу однородности стоящих перед ними задач по решению вопросов гражданства, взаимоотношений и взаимосвязей, их совокупность образует систему органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве.

    Значимость настоящих органов обусловливается возможностью их участия в решении вопросов гражданства в качестве самостоятельной и предварительной (подготовительной) инстанции. В роли самостоятельной инстанции они выступают при решении вопросов гражданства в упрощенном порядке. В этом случае ими выполняется весь цикл необходимых для решения вопросов гражданства операций, и в итоге гражданство оформляется «под ключ». При рассмотрении вопросов гражданства в общем порядке, исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, участвуют как предварительная (подготовительная) инстанция. Здесь в их задачи входит подготовка и направление Президенту документов для рассмотрения вопросов гражданства, а также последующее исполнение принятых Президентом РФ решений.

    Однако для точного определения системы исполнительных органов, ведающих делами о гражданстве, в силу абстрактности формулировок Федерального закона о гражданстве, необходимо непосредственно установление органов, образующих её. Это становится возможным в результате поиска органов, ведающих делами в сферах, указанных в законе.

    Сфера миграции, а именно осуществление правоприменительных функций.

    функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе сегодня является компетенцией ФМС России и её органов.

    Вместе с тем произошедшие в июле 2006 года в Федеральном законе о гражданстве изменения, направленные на передачу полномочий по решению вопросов гражданства от внутренних дел ФМС России и её органам, все же не исключает участие первых в решении вопросов гражданства. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию не только в сфере внутренних дел, но и в сфере миграции8. Кроме того, в функции МВД России входят координация и контроль за деятельностью ФМС России и её органов.

    Вероятно, эти полномочия МВД России будет осуществлять не только с помощью структурных подразделений центрального аппарата, но и территориальных органов внутренних дел министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также иных входящих в его систему организации и подразделений.

    В связи с этим следует предположить, что система органов, ведающих делами в сфере миграции, должна быть представлена не только ФМС России и её территориальными органами, но и МВД России с системой подчиненных ему органов.

    Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел является МИД России. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел РФ, МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ.

    Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции МИД России, возложено на Департамент консульской службы МИД России и другие структурные органы, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за её пределами. В составе Департамента консульской службы действуют подразделения, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов гражданства отдел по вопросам гражданства, отдел оформления паспортов, отдел легализации и истребования документов и другие подразделения.

    Таким образом, основываясь на изложенном, представляется возможным определить современную систему органов, ведающих делами о российском гражданстве. В настоящее время её составляют: Президент РФ, МВД России и ФМС России, их территориальные органы, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за её пределами.

    Принадлежность к российскому гражданству всегда определялась законом прежде всего путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами.

    Признание гражданства является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением его на "своих" и "чужих", которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.

    "Особенность содержания отношений по признанию советского гражданства состоит прежде всего в том, указывает В.С. Шевцов, что в них отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении или утрате гражданства. Оно направлено именно на признание за лицом гражданства. Лицо как бы просит подтверждения со стороны государства того факта, что оно правомочно обладать этим гражданством".

    На самом деле признание гражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.

    В.С. Шевцов полагает, что правоотношения по признанию лица гражданином могут возникнуть лишь в случаях, требующих удостоверения со стороны государства факта принадлежности лица к гражданству (например, при разногражданстве родителей и др.). На самом же деле отношения по признанию гражданства возникают при установленных государством условиях, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.

    Следует сказать, что в отечественной правовой литературе нет единого понимания того, что представляет собой признание гражданства. Оно часто отождествляется с приобретением гражданства, особенно когда приобретение гражданства, как и его признание, не требует согласия лица, приобретающего гражданство. Такое отождествление иногда встречается даже в законодательных актах, посвященных гражданству.

    Характерна с этой точки зрения позиция Н.М. Коркунова, который писал: "Подданство устанавливается или как последствие какого-либо факта, обусловливающего связь лица с данным государством, или в силу прямого принятия лица в подданство. В первом случае лицо приобретает право на принадлежность к данному государству независимо от его на то согласия... Таким образом, само собой приводящим к установлению подданства считаются рождение, для женщин брак и приобретение государством территории, на которой живут данные лица.

    От этих способов установления подданства ipsojureотличается принятие в подданство посредством так называемой натурализации или укоренения".

    Близкую к этой точке зрения позицию занимает В.С. Шевцов. "Отношение по признанию советского гражданства, полагает он, возникает при условиях, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано советским гражданином. При широком толковании любое отношение, возникающее между государством и лицом по поводу гражданства, можно отнести к отношениям по признанию за лицом гражданства, так как всегда само государство, и только оно, решает признавать за конкретным лицом свое гражданство или нет. Например, если иностранец ходатайствует о принятии его в советское гражданство, то тем самым он просит о том, чтобы государство признало его своим гражданином. Выход из гражданства означает по существу негативный подход к решению того же вопроса. Лишая, наконец, какое-либо лицо своего гражданства, государство также определяет свое отношение к признанию за ним гражданства. Возникает вопрос имеются ли основания для выделения отношений по признанию гражданства, а соответственно и регулирующих их правовых норм в особую группу, поскольку общепринято, например, признание у лица гражданства "в силу рождения" относить к одному из основных источников приобретения гражданства?".

    В.С. Шевцов отвечает на этот вопрос утвердительно. Вместе с тем он считает одним из наиболее распространенных случаев признания гражданства признание гражданства в силу рождения, в случае изменения гражданства родителей и т.д.

    По мнению В.М. Сафронова, признание (констатация) наличия у лица советского гражданства это такая форма возникновения у лица гражданства СССР, при которой, по общему правилу, от лица или его законных представителей не требуется письменно выраженного волеизъявления. Поэтому признанием гражданства он считает все случаи приобретения гражданства в силу рождения, в силу изменения гражданства родителей и т.д..

    2.2 Прием в гражданство

    Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами.

    В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерным является то, что "при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства".

    Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.

    В результате по этому признаку все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства:

    а) по рождению (происхождению);

    б) приемом в него (укоренением, натурализацией) и восстановлением в гражданстве.

    Л.Д. Воеводин полагал, что в теории и в законодательстве нередко смешиваются вопросы о принадлежности и сохранности гражданства с вопросами о приобретении его. К последнему случаю он не считал возможным относить приобретение гражданства по рождению, поскольку в этом случае отсутствуют и выражение воли лица, и особая процедура вступления в гражданство. По его мнению, приобретение гражданства на основе рождения следует отнести к проблеме принадлежности и сохранения гражданства.

    Приобретение гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы") или посредством комбинации этих двух начал. "Право крови" (jussanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. "Право почвы" (jussoli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.

    Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан это граждане именно по рождению.

    Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

    2.3 Прекращение гражданства

    Статьей 18 Закона 2002 г. установлено, что гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом 2002 г. или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица. В случаях, предусмотренных ст. 20 Закона 2002 г., выход из гражданства РФ не допускается (в силу указанной нормы выход не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения).

    Так, при выходе из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

    - документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

    - документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

    - документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

    - документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

    Порядок выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, утвержден Приказом МНС России от 12.03.2004 №БГ-3-23/192, зарегистрированным в Минюсте России 01.04.2004 №5698.

    В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории Российской Федерации физического лица с заявлением и приложением к нему копий документов, предусмотренных пунктом 1 Порядка, указанный налоговый орган в десятидневный срок рассматривает представленные заявителем документы и принимает решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов согласно тексту и правилам, установленным пунктами 2 и 3 Порядка.

    При этом справка, выдаваемая налоговым органом по последнему месту жительства физического лица на территории Российской Федерации, подписывается руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа и заверяется его гербовой печатью.

    При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющих гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ (при выходе из гражданства РФ на основании ч. 5 ст. 25 Закона 2002 г.). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариально.

    При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

    При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 26 Закона 2002 г. ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами, указанными в п. 25 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325, представляется свидетельство об усыновлении.

    Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

    Прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина противоречит ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его».

    Как самостоятельное основание прекращения гражданства РФ следует рассматривать уже упомянутую в настоящей работе оптацию.

    Оптация в международном праве это выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных стран или их национальных законодательств. Чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляющим гражданам договаривающегося государства права оптации. Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей.

    Оптация один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке.

    В соответствии со ст. 10 Конвенции о сокращении безгражданства (РФ не участвует. Из других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, участвуют Армения и Латвия) любой договор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Договаривающееся государство должно сделать все возможное для гарантии того, чтобы любой такой договор, заключенный им с государством, не являющимся стороной в настоящей Конвенции, содержал такие положения.

    При отсутствии таких положений договаривающееся государство, которому передается территория или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство таким лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

    Помимо добровольного выхода из гражданства (т.е. на основании волеизъявления самого гражданина), прекращение гражданства возможно и по решению государства (в случае принятия государством решения об отмене приема в гражданство из-за представления гражданином ложных сведений и документов).

    В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Последний факт устанавливается в судебном порядке. И только на основании решения суда производится отмена решения о приобретении лицом гражданства.

    Такая позиция законодателя не случайна, поскольку представление заявителем подложных документов является преступлением, предусмотренным ч. 3 ст. 327 УК РФ, в которой используется понятие «подложный документ». При этом под подложным подразумевается документ явно фальшивый, фальсифицированный.


    Заключение

    В заключении работы сделаем основные выводы:

    Согласно ч. 6 ст. 4 Закона 2002 г. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Тем самым констатируется приверженность Российской Федерации международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. "б" ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве.

    Закон закрепляет принцип двойного гражданства (ст. 6). В нем говорится, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 8 заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, а расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

    Законом регулируются вопросы приобретения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства, отмена решений по вопросам гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданство недееспособных лиц. Он определяет полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, регулирует производство по делам о гражданстве Российской Федерации, определяет порядок обжалования решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве и действий их должностных лиц, разрешения споров по вопросам гражданства Российской Федерации.

    После принятия нового закона о гражданстве в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г. на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации.

    Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства

    Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики. Такие коррективы были внесены 11 ноября 2003 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

    Таким образом, анализ российского законодательства о гражданстве постсоветского периода дает основание сделать вывод о том, что его развитие шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию.

    Список используемых источников и литературы

    1. Конституция Россиской Федерации от 12 декабря 1993 г.
    2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января 2006 г.)
    3. Положение «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве РФ» от 14 ноября 2002г.
    4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № 1545 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325». // Российская газета № 1 от 13 января 2004 года
    5. Приказ МВД РФ № 104 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации» от 19 февраля 2004 г.
    6. Федеральный закон РФ №7 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 10.01.03г.
    7. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.)
    8. Азаров А.Я. Права человека. - М. - 2015. 541.
    9. Алексеев С.С. Теория Государства и права. - М. - 2015. 564с.
    10. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М. - ИНФРА. - 2016. 431с.
    11. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М. - ИНФРА. - 2015. 431с.
    12. Бережнов А.Г. Правой статус личности. Некоторые вопросы теории. - М. - 2016. 548с.
    13. Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России. - М. -2015. с.567.
    14. Конституционное право: Учебное пособие: в 2-х частях. М.: Юридический колледж МГУ. - 2014. с.214.
    15. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: "Юристъ", 2014 г.
    16. Кутафин О.Е./ Государственное право Российской Федерации. - М. 2014. 321с.
    17. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. - М.:Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС. - 2016. 897с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Гражданство (признание,прием,прекращение) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.