Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Дипломатический протокол и этикет

  • Вид работы:
    Другое по теме: Дипломатический протокол и этикет
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    19.07.2018 8:43:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ6

    1.1. Понятие и сущность дипломатического этикета6

    1.2. Международно-правовое регулирование норм дипломатического протокола16

    ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА И ЭТИКЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ20

    2.1 Британский дипломатический стиль20

    2.2. Особенности дипломатического протокола в Англии25

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ30

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ32




    ВВЕДЕНИЕ


    Дипломатический протокол неотъемлемый организационно-политический инструмент дипломатической службы и профессионального обеспечения внешнеполитической деятельности государственных структур. Это один из общепризнанных инструментальных компонентов дипломатической деятельности, призванный служить успешному выполнению целей и задач внешней политики любой страны. В этом состоит главный смысл дипломатического протокола.

    Протокольные нормы, основанные на принципах «международной вежливости», тесно переплетаются с нормами правовыми, которыми регулируются международные отношения. Необходимость их соблюдения требует наличия протокольной службы, которая имеется в каждой стране и следит за тем, чтобы соответствующие требования протокола, церемониала и этикета должным образом учитывались в практике межгосударственных сношений. Протокол регламентирует деятельность органов внешних сношений и иностранных представителей, улаживает вопросы протокольного старшинства, определяет рамки, церемониал и этикет протокольных мероприятий и торжественных актов, правила официальной и личной переписки и целый ряд других вопросов, относящихся к сфере международных отношений

    В современном мире контакты специалистов из разных стран все более расширяются, при этом возникает необходимость в большей или меньшей степени пользоваться языком в стране пребывания и знать правила этикета.

    Знание основных правил общения между государствами и народами обеспечивает взаимоотношения между ними, что необходимо для решения многообразных сложнейших проблем в современном сообществе. На современном этапе международного сотрудничества актуальной проблемой является развитие практической дипломатии.

    Несмотря на изменения, происходящие в мировом сообществе, стабильными остаются формы, методы и инструменты дипломатической работы, среди них дипломатический протокол. Его правовые нормы и правила этикета применяются государствами, международными межправительственными организациями, участниками международных конференций.

    Правовые нормы дипломатического протокола вносят в международные отношения иерархию, дисциплину, организованность то, без чего международное сообщество не может нормально функционировать.

    Необходимость поиска решения дипломатических вопросов в сложившейся ситуации требует от участников международных отношений активизировать контакты с применением мирных средств, в том числе норм дипломатического протокола. Таким образом, дипломатический протокол как институт в праве внешних сношений это средство мирного урегулирования споров.

    Объектом исследования являются дипломатические и консульские отношения Великобритании и специальных миссий по соблюдению норм дипломатического протокола.

    Предметом исследования являются международно-правовые и внутригосударственные акты, нормы международного обычного права и Великобритании, которые определяют и устанавливают роль и место дипломатического протокола в праве внешних сношений.

    Цели и задачи исследования. Цели исследования заключаются в том, чтобы проанализировать и определить дипломатический протокол как институт в праве внешних сношений

    Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

    -определить понятие и сущность дипломатического этикета;

    -выявить особенности международно-правовое регулирование норм дипломатического протокола

    -выделить особенности британского дипломатического стиля;

    -выделить особенности дипломатического протокола в Англии.

    Методологическая база исследования. В работе используются общенаучные методы познания, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, логико-юридический, описательный, историко-правовой анализ и т.д.

    Теоретическую основу исследования составляют исследования по теории международного права, специальные исследования по праву внешних сношений, а также дипломатическому протоколу Г.М. Даниленко, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкаряна, А.А. Ковалева, В.Н. Лихачева, И.И. Лукашука, Е.Г. Моисееева, О.И. Тиунова, Г.И. Тункина, Д.И. Фельдмана, С.В. Черниченко и др.

    Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.




    ГЛАВА 1 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


    1.1. Понятие и сущность дипломатического этикета


    Современные международные отношения имеют сложный по своему строению каркас нормативного регулирования. При этом зачастую такие отношения регулируются не нормами международных договоров, конвенций международных организаций, а в значительной степени менее формализованными, но порой даже более стабильными нормами международного обыкновения, дипломатического протокола, этикета и церемониала.

    Благодаря именно этим нормам, не имеющим, как правило, какой либо обязательной юридической силы, однако добровольно исполняемым государствами, успешно осуществляются различные формы между народного сотрудничества, возникает возможность создания и реализации норм международных договоров и конвенций. В связи с этим особое значение приобретает научное осмысление данных регуляторов международных отношений, в том числе и дипломатического этикета.

    Одним из ключевых вопросов, связанных с организацией международного общения, является выработка общих подходов к поведению лиц, принимающих участие в международных отношениях (дипломатически встречах, раутах, переговорах). Особое значение приобретает понимание природы дипломатического этикета, его соотнесение с правовыми и иными социально регулятивными нормами. Решение вопроса о природе дипломатического этикета позволяет решить задачи оптимизации нормативного регулирования международных отношений, возможности заимствования норм этикета в среду договорных или конвенционных норм.

    Условно, в настоящее время, можно говорить о существовании в науке международного права пяти основных подходов к пониманию дипломатического этикета.

    Представители первого подхода связывают дипломатический этикет с таким понятием, как международная вежливость.

    В частности, данные понятия рассматриваются как тождественные в работах Ф. Ш. Лариной, которая полагает, что международная вежливость (этикет) это «правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения, что вежливость и этикет это взаимосвязанные понятия, имеющие общую цель регулирования межгосударственных отношений».

    Сходной позиции придерживается П. Ф. Лядов, полагающий, что международная вежливость это «совокупность общепринятых в международном общении правил этикета, почтительного, уважительного отношения к государству и его официальным представителям».

    Л. Н. Анисимов полагает, что «примерами международной вежливости может служить большинство правил дипломатического этикета».

    На наш взгляд, данные понятия некорректно отождествлять, поскольку этикет как негласный стандарт общения, принятый людьми и являющийся определенным эталоном действий в реальных ситуациях, формируется на морально-этических основаниях, а международная вежливость на морально этических и политических основаниях.

    При этом опять же следует отметить, что нормы международной вежливости в случае их укоренения и многократного использования в международной практике закладываются в основу дипломатического этикета.

    При этом они существенно изменяют природу своего действия.

    В данном случае, говоря о соотношении дипломатического этикета и международной вежливости, можно констатировать факт подмены понятий, поскольку вежливость в рамках такого соотношения рассматривается скорее не в формально-юридическом, а в общесоциальном значении.

    При рассмотрении указанной проблемы с такой позиции, бесспорно, точное следование требованиям дипломатического этикета может привести к поддержанию вежливого и доверительного диалога между странами.

    Между тем следует отметить, что применение дипломатического этикета не зависит от желания или нежелания государства упрочить добрососедские, дружественные отношения иными государствами, а скорее является элементарной необходимостью в силу привычности таких действий в между народных отношениях. Нарушение правил дипломатического этикета может повлечь ответные действия не только со стороны государства, в отношении которого они не были реализованы, но и от третьих государств, отмечающих недипломатичный характер действий государства, нарушившего дипломатический этикет. В случае нарушения правил международной вежливости ответная реакция возможна лишь со стороны государства, в отношении которого не был реализован принцип дипломатической вежливости.

    Какие либо действия, либо даже комментарии со стороны третьих государств могут трактоваться как вмешательство, противоречащее принципам международного права.

    Кроме того, следует отметить, что некоторые аспекты международной вежливости не имеют к дипломатическому этикету никакого отношения (в силу ограниченности сферы действия последнего). Так, добровольное признание государством легальности нормативных правовых и правоприменительных актов зарубежных государств (рассматривающееся как международная вежливость) не имеет каких либо сходных аналогов в дипломатическом этикете. Таким образом, стремление к реализации правил международной вежливости является, скорее, одной из целей дипломатического этикета, но не его родовым явлением.

    Представители второго подхода рассматривают дипломатический этикет как разновидность международного обыкновения.

    Так, например, Д. Г. Самхарадзе и Е. В. Ермакова относят дипломатический этикет (наряду с дипломатическим протоколом и правилами международной вежливости) к международным обыкновениям.

    Данное утверждение представляется не совсем корректным, поскольку международное обыкновение (usage), как «не обладающая юридической силой международная норма, складывающаяся непосредственно в отношениях государств в результате подтверждения практикой», связано с вошедшим в привычку постоянным единообразным повторением в течение длительного времени какого либо фактического отношения.

    Основанием его использования является: во-первых, изначальная рациональность данного варианта поведения; во-вторых, его многократное повторение.

    Авторитет обыкновения, как и обычая, в конечном счете, опирается на формулу: так поступали все и всегда, поэтому non rece dendum a communi odservanti

    Соответственно, у субъектов международного права побудительными мотивами применять международное обыкновение служит привычка, т. е. длительность и единообразие применения того или иного стереотипизированного правила поведения.

    Учитывая тот факт, что использование дипломатического этикета в международном общении стало традиционным, можно согласиться с тем, что правила дипломатического этикета имеют определенное сходство с международными обыкновениями по форме их закрепления и выражения.

    Более того, как результат возведения определенного правила поведения в привычку, дипломатический этикет может быть отнесен к разновидности международного обыкновения. Как международная норма, не имеющая юридической силы (хотя, как правило, и приводящая в случае ее нарушения к неблагоприятным международно-правовым последствиям) и основанная на сложившейся привычке международного общения, дипломатический этикет соотносится с существующими в международно-правовой науке представлениями о международном обыкновении.

    Вместе с тем дипломатический этикет существенно отличается от иных форм международных обыкновений тем, что имеет существенно меньшую степень формализации, связанную с закреплением в каких-либо устойчивых формах, и больший морально этический аспект. То есть этикет и обыкновение имеют разную природу.

    Дипломатический этикет, как негласный стандарт общения, принятый людьми и являющийся определенным эталоном действий в реальных ситуациях, формируется на морально этических основаниях, а международное обыкновение на привычности поведения. Таким образом, с точки зрения содержания дипломатический этикет, скорее, морально этическое, чем обычное правило поведения.

    Представители третьего подхода рассматривают дипломатический этикет как составную часть дипломатического протокола.

    Так, П. Ф. Лядов полагает, что дипломатический этикет является «одной из органических составных частей дипломатического протокола». Предполагается, что «если дипломатический протокол является “выражением хороших манер в отношениях между государствами”, то дипломатический этикет это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство».

    Подобной позиции придерживается и Ф. Ш. Ларина, которая полагает, что нормы протокола это официальный уровень, а этикет это культура, воспитанность (неписаные правила). Вместе с тем она отмечает, что «грань между правовыми нормами дипломатического протокола и правилами этикета достаточно условна, подвижна… Например, вместе взятые, они и представляют собой основу, на которой строятся все дипломатические привилегии и иммунитеты».

    Как отмечает А. Ф. Линецкий, понятия «этикет» и «протокол» во многом сходны и взаимосвязаны. При этом «правила этикета в основе своей являются международными, поскольку большая их часть соблюдаются во всех странах мира. Одновременно этикет каждой страны наследует обычаи и условности от древней старины до наших дней и имеет довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями. В отличие от этикета нормы протокола практически одинаковы во всех странах мира, т. е. являются международными.

    Основа и сущность протокола это выражение глубокого уважения по отношению к высокому гостю, стране и народу, которые он представляет. Хотя, естественно, и в протоколе каждой страны имеются свои нюансы, знание которых способствует осуществлению международных и внешнеэкономических контактов».

    «Намеренное нарушение этикета, как указывают Дж. Вуд и Ж. Серре, всегда расценивается как рассчитанная демонстрация недоверия к дипломату и неизбежно отразится на отношениях между двумя соответствующими правительствами. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, так как она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. При этом немногие способны ответить так, как ответил граф Виктор Бонифас де Кастеллан хозяйке, которая принесла ему извинения за то, что не смогла предоставить ему места в соответствии с его положением: «Мадам, мое место всегда лучшее».

    Понимание дипломатического этикета как элемента дипломатического протокола, на наш взгляд, безосновательно. Во первых, скорее дипломатический протокол, как сублимированная системная совокупность правил международной вежливости, находит свои начала в дипломатическом этикете, обставляя их конкретными формализованными действиями, правилами и ритуалами (по крайней мере, об этом свидетельствует история возникновения дипломатического протокола из придворного этикета). Во вторых, нормы дипломатического этикета выходят за рамки протокола и реализуются, в том числе, и вне протокольных мероприятий.

    Представители четвертого подхода отождествляют этикет с ритуалом.

    Так, Т. В. Цивьян указывает, что под этикетом «понимаются такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов (так как в широком смысле любое поведение цивилизованного человека можно счесть этикетным)».

    Анализируя историческую ретроспективу возникновения дипломатического этикета, можно констатировать факт, что данный этикет основывается на нормах придворного этикета, так как именно при королевских дворах происходили приемы иностранных посольств. То есть, по сути, дипломатический этикет является регулятором, основанным на опривычивании правил поведения, содержавшихся изначально в иной сфере социальной жизнедеятельности.

    Так, в раннем Средневековье на церемониал международного общения в Европе решающее влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы Византийской империи, имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать ее богатства, силу и превосходство.

    Позднее, когда вопросы первенства стали играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость четко определить место каждого дипломата и соответственно его страны в общем церемониале.

    Дипломат, представляя не столько себя, сколько свою страну, должен был наиболее строго соблюдать правила придворного эти кета. Постепенно во избежание конфликтов, которые могли вспыхнуть из-за действительных или мнимых оскорблений, формы официальных контактов между представителями различных государств становятся все более и более регламентированными и остаются таковыми и в наше время.

    Такая параллель между дипломатическим и придворным этикетом весьма показательна с точки зрения понимания генезиса норм современного дипломатического этикета. Она делает понятным существование в настоящее время отдельных правил этикета, которые вряд ли можно считать полностью оправданными с рациональной точки зрения. Например, правило устраивать дипломатические приемы между 16.00 и 18.00 часами объяснялось особенностью распорядка дня монархов Европы, однако практически в неизменном виде было воспринято дипломатическими этикетными и протокольными нормами.

    Важно также отметить, что дипломатический этикет в отличие от иных форм этикета, распространенных в современном обществе, имеет и отдельные (локализованные) формальные аспекты.

    Так, «статья 14 Венской конвенции 1961 г. “О дипломатических отношениях” предусматривает, что порядок старшинства, соблюдаемый при приеме глав дипломатических представительств, должен быть одинаковым в отношении глав дипломатических представителей независимо от их класса. Более того, статья 14, подчеркивая, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, подтверждает традиционное значение единства дипломатического корпуса». В таком случае нормы дипломатического этикета, традиционно не выраженные в какой либо документарной форме, приобретают нормативное значение. По сути, в данном случае можно говорить о том, что дипломатический этикет может быть специально санкционирован в международном договоре или конвенции международной правительственной организации. В таком случае этикетная норма приобретает особую защищенность со стороны субъектов международных отношений (государств, международных организаций), хотя, по большому счету, и не нуждается в этом. Установление таких санкций служит целью реализации не самих этикетных норм, а норм конвенционных, связанных с этикетными.

    Введение механизма ответственности кого либо за нарушение норм дипломатического этикета также не является необходимым. Наиболее значимые правила поведения, связанные с организацией взаимодействия дипломатического корпуса (и основанные, в том числе, на дипломатическом этикете), уже давно (с начала XIX в.) стали частью дипломатического протокола, имеющего свои особенности и апробированную практикой отлаженную систему санкций.

    Формальное закрепление чуждо этикет ной норме, поскольку противоречит его природе формирования морально-этической модели поведения, служащей для поддержания международной вежливости и проявляющейся в реальности в качестве повторения некоторых действий (или бездействий) вошедших в привычку благодаря длительному периоду их использования.

    Имеющийся моральный аспект и указанная цель дипломатического этикета исключают необходимость формальной санкции, поскольку нарушитель норм дипломатического этикета существенно сократит возможности собственной деятельности в рамках дипломатического корпуса, а основанные на взаимной вежливости и уважении государств доверительные отношения между странами могут быть подвергнуты серьезной угрозе, что не соответствует целям и устремлениям дипломата. Соответственно, дипломат, нарушая правила дипломатического этикета, наказывает сам себя, существенно снижая эффективность собственной профессиональной деятельности.

    Таким образом, анализируя приведенные подходы к пониманию рассматриваемого явления, мы должны отметить, что, исходя из структурно-содержательной характеристики понятия «дипломатический этикет» можно предположить, что по своей форме выражения и закрепления он является особой разновидностью международного обыкновения. По своей содержательной составляющей он наиболее близок к морально-этическим нормам, поскольку этикет, посути, является внешним проявлением того, что мы относим к хорошим манерам. Он основан на правилах морали и этики, взаимной учтивости.

    Следовательно, под дипломатическим этикетом следует понимать совокупность правил поведения субъектов международного дипломатического общения, не имеющих юридической силы и безусловно обязательного характера, которые основываются на традиционных, опривыченных формах международного общения и морально-этических императивах, в целях реализации принципа международной вежливости и представленные в форме действия или бездействия официальных лиц государства. То есть дипломатический этикет это международное квазиобыкновение, основанное на морально-этических нормах с целью создания и поддержания взаимно-вежливых, уважительных отношений в международной сфере

    1.2. Международно-правовое регулирование норм дипломатического протокола


    Дипломатический протокол это конвенционные нормы и нормы международного обычного права.

    В ст. 13 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., устанавливается порядок, согласно которому главу представительства считают приступившим к выполнению своих функций.

    Нормы ст. 14 о старшинстве, а п. 2 закрепляет следующее положение: «Иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу». Класс, к которому должны принадлежать главы дипломатических представительств, определяется по соглашению между государствами (ст. 15 Венской Конвенции). Ст. 16 повествует о порядке определения старшинства, ст. 18 о порядке приема глав представительств.

    В ст. 20 Венской Конвенции о дипломатических сношениях закреплены такие протокольные привилегии, как право пользования флагом и эмблемой представляемого государства. Эти нормы «пришли» под влиянием норм дипломатического протокола. Ст. 45 устанавливает норму, согласно которой «государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами».

    Согласившись с тем, что нормы дипломатического протокола являются, прежде всего, нормами международного обычного права, можно сделать вывод о том, что Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. признает практику и обычаи государств в области дипломатического протокола источником международного права.

    Положения Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. в основном повторяют положения Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

    В этом же параграфе рассматривается юридическая природа норм дипломатического протокола.

    Помимо правовых норм дипломатический протокол тесно связан с другими нормами: обычаи, традиции, мораль, этикет. Как правило, эту взаимосвязь называют дипломатический протокол и нормы этикета. Их объединяет сам предмет регулирования. Таким образом, нормы протокола официальный уровень, а этикет это культура, воспитанность (неписаные правила).

    Международная вежливость (этикет) это правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения. Вежливость и этикет имеют общую цель регулирования межгосударственных отношений. Вежливость и этикет это взаимосвязанные понятия. Различие между нормами международного обычного права и международной вежливостью в том, что правила международной вежливости не являются юридически обязательными в международных отношениях, какими являются нормы международного обычного права.

    Международно-правовой обычай играет важную роль в обеспечении универсальности применения норм общего международного права, т.е. он выступает «гарантией» универсального применения этих норм. Более того, развитие общего международного права протекает посредством обычая; в частности, обычное право служит средством толкования договорных норм, и тем самым обычно-правовая норма может изменить договорную норму.

    Общее понимание норм международного обычного права (всеобщность признания, единообразие применения, признание в качестве юридически обязательного правила (opinion juris)) переносится на правовые нормы дипломатического протокола.

    Дипломатический протокол это и важный политический инструмент.

    Однако необходимо добавить, что все-таки институт дипломатического протокола это кодифицированные нормы права внешних сношений и нормы международного обычного права, его политическая функция второстепенна и нарушение норм дипломатического протокола может повлечь международно-правовую ответственность (реторсию, сатисфакцию). Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием. Сатисфакция может представлять собой признание нарушение, выражение сожаления, официальное извинение, гарантию неповторения. Сатисфакция это моральное удовлетворение. Кроме того, государство может совершить недружественные действия в отношении какого-либо государства (например, нарушение норм этикета), и последнее может применять ответные меры (реторсионные). Это право потерпевшего государства. Возможна и материальная ответственность (например, когда причиняется вред зданию дипломатического представительства). В этом случае государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием. Компенсация охватывает любой оценимый с финансовой точки зрения ущерб. Необходимо подчеркнуть, что не было работ, которые рассматривали бы нарушение норм дипломатического протокола и какие ответные меры в этих случаях применяются.

    Нормы этикета часто сравнивают с нормами «мягкого права». Так как правила этикета являются правилами и обыкновениями, незакреплёнными посредством международно-правовых договоров, но обладающие морально-политической обязательной силой для выполнения государствами.

    Таким образом, нормы дипломатического протокола берут свое начало из следующих источников: из кодифицированных норм права внешних сношений, международного обычного права, национального законодательства и национальных традиций государств.

    Мы пришли к выводу, что помимо функций дипломатического представительства, закрепленных в ст. 3 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., к ним относятся:

    1) протокольные привилегии (право пользования флагом и эмблемой);

    2) функции церемониального действия.

    Такие акты в области права внешних сношений, как проекты Конвенции о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером, не кодифицированы. В 2006 г. Комиссия международного права представила Генеральной Ассамблеи ООН проекты статей по дипломатической защите.



    ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА И ЭТИКЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ


    2.1 Британский дипломатический стиль


    Британские дипломаты уверенны, что в их профессии требуется наличие особых качеств, навыков, умения, искусства, тренировки, чего, по их мнению, недостает даже у самых квалифицированных ученых.

    Подобного рода слабость характерна в целом и среди английских академических исследований международных отношений, в которых видна тенденция недооценки взаимодействия региональных политических событий с происходящими событиями мирового значения. Одна из причин фрагментарного исследования усматривается в нестабильности рабочих связей между научным миром и практической деятельностью. Их прямо упрекают в том, что те неохотно сотрудничают с учеными.

    У дипломатов есть и другой, весьма убедительный довод. Ученые, будучи непосредственно вовлеченными, во внешнеэкономическую деятельность, утрачивают независимость мышления, их искусственная теория теряет самостоятельную ценность для практиков, занятых исключительно поиском оптимальных решений и методов деятельности на основе сравнения альтернативных предложений.

    Есть и другая сторона этой проблемы. Несмотря на известную самостоятельность академических исследований, особенно университетских, их тематика в силу специфики самого предмета неизбежно ориентируется на практические интересы дипломатии, к тому же значительная часть сотрудников университетских кафедр и исследовательских центров формируется из числа ушедших в отставку кадровых дипломатов.

    На выбор дипломатии и предпочтительных методов работы оказывает немалое влияние и другие факторы. Это в первую очередь - особенности национального характера, и во-вторых - специфика организации дипломатического аппарата. Первый фактор может рассматриваться как позитивный привычка к работе и завидная работоспособность англичан давно известны. Что касается организации дипломатической службы, то влияние ее противоположно первому. К основным чертам можно отнести привычку вести дело в атмосфере максимально возможной секретности и высоким уровнем конфиденциальности. Секретность служит и средством защиты дипломатами своих профессиональных и клановых интересов. Иерархия аппарата дипломатической службы предполагает жесткую дисциплину.

    Мнение и авторитет начальства безусловны для подчиненного во всех звеньях и на всех уровнях Британской дипломатической службы. Английские делегации на международных конференциях проявляют редкую оперативность, четкость и согласованность в работе, они всегда действуют по плану. Однако такая сверхдисциплина имеет и негативные моменты. Им недостает свободы маневра, гибкости, умения перестраиваться по мере изменяющейся ситуации. Британские дипломаты, как отмечалось выше, привыкшие к переговорам с глазу на глаз, неуютно чувствовали себя на первых сессиях ассамблеи ООН и других международных организаций, где ценится умение завоевать расположение публики, журналистов, искусно общаться в кулуарах.

    Тем не менее в обстановке реформ и смене поколений на дипломатической службе на авансцену выходит новый тип дипломатов решительных, напористых, сочетающих в себе высокий общекультурный уровень и профессиональную подготовку по специальным знаниям. Такие отношения в значительной мере затронули деятельность британских дипломатов в Европейском Сообществе, где они в ряде случаев подходят к решению многих вопросов с профессиональной компетентностью, сочетая все это с дисциплиной, выдержкой и хладнокровием.

    Практика показывает, что предпочтение отдается тем методам работы, которые определяются конкретными условиями, в которых находятся дипломаты. Форинг Оффис не навязывает дипломатам, какого- либо стандарта поведения, а предпочитает, что бы они, проявляя гибкость и маневренность , сами выбирали в рамках поставленных перед ними задач оптимальный стиль работы, сообразуясь с обстоятельствами. Данные сравнительного анализа развития дипломатической службы Соединенных Штатов Америки и Великобритании показывают, что действующая в стране модель организации и деятельности дипломатического аппарата не нуждается в радикальной реконструкции. В перспективе, судя по всему, речь может идти лишь о продолжении начавшегося процесса постепенного приспособления к меняющимся внешнеполитическим потребностям. При этом темпы и характер реформ, как и прежде, будут находиться под контролем Форинг Оффис и дипломатической службы, которая не заинтересована в существенных переменах в своем социальном, правовом и политическом статусе.

    На Британской дипломатической службе традиционный стиль работы еще имперских времен сочетается с вполне современными методами и формами деятельности. Так же английский дипломатический аппарат активно внедряет в практику политику сотрудничества такие новые формы работы, как, например, периодические совещания по непосредственному обмену оперативной информацией между Министерствами иностранных дел всех государств с применением всех современных средств коммуникации.

    Начавшийся в Великобритании после второй мировой войны процесс демократизации государственного аппарата, в первую очередь, расширение его социальной базы, затронул и кадровую дипломатическую службу. В результате в наши дни только треть зачисляемых на службу молодых дипломатов - выпускники элитарных колледжей Оксфорда и Кембриджа.

    В 1995 году число женщин, принятых на службу, впервые превысило число мужчин. Сегодня более четверти профессиональных британских дипломатов женщины. Общая гуманитарная подготовка классического образца, воспитанность и хорошие манеры, способность к общению в различных слоях общества, устойчивость психики - вот главные требования, которые предъявляются лицам, претендующим на поступление в ряды дипломатической службы.

    Образованный и способный человек, по мнению британских специалистов, вполне может освоить специальные, профессиональные навыки непосредственно во время работы, набираясь собственного опыта и наблюдая за своими старшими коллегами. Исходя из этих соображений, руководители британской профессиональной дипломатии считают ненужным проведение специальной подготовки или переподготовки дипломатических кадров в каком-либо учебном заведении университетского или после университетского уровня. Для того чтобы выявлять людей, способных освоить эту профессию, уже находясь на службе, в Великобритании в конце 40-х годов была введена и поныне действует система строгого конкурсного отбора кадров. По последним имеющимся данным, конкурс для поступления в высший разряд службы составляет 120 человек на место.

    В отличие от США в Великобритании, руководители службы, выступают против предоставления льгот национальным меньшинствам и отдельным социальным группам. Они полагают, что принцип открытого и равного соревнования при поступлении и прохождении службы наиболее оптимален для сохранения высокого уровня профессионализма на дипломатической службе. Продвижение по службе проходит в условиях конкуренции, в ходе которой часть дипломатов вынуждена покинуть службу преждевременно, но с сохранением части пенсии, начисляемой в зависимости от реального пройденного ими срока службы. Назначение на руководящие дипломатические посты проводится исключительно из числа кадровых сотрудников высших рангов, заслуживающих назначение в результате длительной и безупречной профессиональной службы.

    Организационные формы британской дипломатии по сути дела воплощают на практике одно из классических определений дипломатии, как деятельности профессиональных дипломатов. В Великобритании все дипломатические инструменты осуществления внешнеполитического курса правительства находятся в руках сотрудников кадровой дипломатической службы. Ее место и роль в центральном аппарате и в зарубежных представительствах так весома, что у британских дипломатов имеются практические возможности для осуществления функции, отсутствующей в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, а именно функции разработки внешнеполитического курса и подготовки соответствующих рекомендаций для правительства. Очевидной особенностью и дипломатического протокола и дипломатии является обязательное одобрение со стороны профессионального дипломатического аппарата важнейших решений принятых политическим руководством страны.

    Несменяемость дипломатических кадров это залог преемственности и стабильности британской дипломатии. В пользу стабильности говорит и тот факт, что британский МИД (в отличие от большинства его аналогов в других странах) имеет постоянные цели, рассчитанные на десятилетия.

    Отвечая на вызовы современного международного развития, Великобритания не пошла по пути создания новых параллельных структур, а, напротив, предпочла сконцентрировать решение новых задач в традиционных дипломатических ведомствах. Следует признать эффективным и основной принцип решения вопросов, а именно, стремление решать их на возможно более низких уровнях.

    Высокие профессиональные качества дипломатических кадров обеспечиваются не жестким законодательством (конституция в Великобритании вообще отсутствует), а обычным правом и традициями, исторически сложившимся высоким социальным статусом дипломатов и общественным престижем их профессии. Немалую роль играют и личные качества британских профессиональных дипломатов - честность, добросовестность, увлеченность своей профессией, преданность своему делу.



    2.2. Особенности дипломатического протокола в Англии


    «Особенно выделялось умение англичан использовать фразы и слова, которые имеют более одного значения и допускают больше, чем одно толкование. Когда речь идет о государственных интересах, совесть наших английских партнеров по переговорам становилась эластичной»

    Официальные задачи дипломатии

    - «У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей. У нее есть только постоянные интересы»;

    - «Английский подданный - это гражданин Римской империи. Сильная рука английского правительства должна предоставлять ему помощь и защиту в любом уголке земного шара»;

    - «Соблюдение британских интересов должно быть единственной заботой британского министерства иностранных дел».

    Сильные черты дипломатии

    Слабые стороны дипломатии

    - безупречное знание предмета, проблем, подлежащих решению;

    - знание стран, энциклопедическиt данных, которые передаются из поколения в поколение;

    - сильная позиция на мировой арене

    1. Трехлетний срок службы дипломатов за рубежом вызывает недовольство самих дипломатов и страны пребывания.

    2. Излишняя самоуверенность и снобизм.

    3. Этикет значительно отличается от общеевропейского.

    4. Недостаток свободы маневра, гибкости, умения перестраиваться по мере изменяющейся ситуации.

    5. Привыкли к переговорам с глазу на глаз

    Качества, присущие британским дипломатам

    1. Склонность к замалчиванию, намекам.

    2. Исключительно вежливы и требуют такого же отношения к себе.

    3. Молчаливы, с незнакомыми людьми не будут разговаривать и обсуждать какие-то вопросы.

    4. Очень чувствительны к намекам, хорошо понимают юмор, но не любят «грязных» шуток и поэтому иногда их осуждают.

    5. Дипломатия «Молчание - знак согласия».

    6. Изысканность языка, им нравится, когда это изысканность оценивают и отвечают тем же.

    7. Высокий профессионализм, умение выбрать лучшее время для переговоров.

    8. Настойчиво повышают свою квалификацию - стажируются в военных колледжах, университетах, банках, различных фирмах.

    9. Очень хладнокровны

    10. Умело англичане используют свои связи со странами Британского Содружества.

    Качества, присущие британским дипломатам Foreign Office - Британское министерство иностранных дел

    Во главе - Министр иностранных дел Великобритании (Государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества).

    «Государственные министры» и «парламентские заместители государственного секретаря», «Постоянный заместитель государственного секретаря» Генеральные директора, в ведении каждого из которых находится несколько директоратов.

    Директораты подразделяются на департаменты, департаменты на отделы и другие подразделения различной конфигурации.

    Этикет при общении с монархом

    1. Находясь в Англии, надо помнить, что шотландцев, ирландцев, уэльсцы принято называть британцами, а не англичанами.

    2. Вопрос «How do you do» и такой же ответ на него при первой встрече.

    3. Если ваш собеседник имеет дворянское звание, его следует называть «сэр» или «лорд».

    4. Встречаясь с членом королевской семьи, узнайте его титул.

    5. Рукопожатием при встрече пользуются редко, обмен рукопожатиями принят только при первой встрече, в ходе дальнейших контактов - устное приветствие.

    6. Женщинам руки не целуют, их наряды не хвалят - это считается неприличным.

    7. При первом посещении новых знакомых принято в тот же день отправить письмо благодарности, свидетельствовать о вашем желании продолжить контакт.

    Общий деловой этикет

    8. Очень строгие требования к пунктуальности.

    9. В английских домах не принято обмениваться визитными карточками. В гостях не обращайтесь к незнакомым людям, пока вам их не представят.

    10. Относительно поведения за столом, то тарелки убираются стюардом только после того, как вы положите нож и вилку параллельно друг другу. Закурить за столом можно только после тоста «за Королеву» и с разрешения хозяйки (или хозяина).

    11. В Англии придерживаются строгих правил, выбирая одежду для визитов.

    12. Англичане не любят, когда за столом возникают локальные разговора.

    13. Провозглашать тосты и чокаться здесь не принято.

    1. Строгое соблюдение старшинства.

    2. Знакомство с дипломатами происходит только после официального представления старшим дипломатом.

    3. Вновь прибывший консульский агент ожидает, что первый визит будет нанесен ему, и вступает в контакт с лицами, пожелавшими встретиться с ним.

    4.Правила официальной переписки в Великобритании и Соединенных Штатах являются образцом для англоязычных стран

    5. Совместные визитные карточки карточки не применяются.

    6. Визитные карточки женщин по размеру больше мужских.

    7. Титул, военный ранг в сокращенном виде или просто “Г-н” указывается перед фамилией, после которой никогда не указываются обозначения звания или наград. На карточке указывается личный адрес.

    8. Когда дипломаты должны явиться на официальную церемонию в парадной форме и с орденами, они надевают ордена и медали.

    9. Звезды всегда носятся на левой стороне груди, а ленты поверх фрака.

    10. Правила официального протокола не распространяются на офицеров, а учитываются только положение при дворе, дворянские титулы и почетные знаки отличия.

    1. Все подданные и иностранные дипломаты имеют право по окончании аудиенции поворачиваться к королеве спиной.

    2. Царственную особу нельзя трогать руками, например обнимать. Дотрагиваться до королевы категорически запрещено, сама она может дотронуться до любого из своих подданных, но для этого ей положено надеть перчатки .

    3. Этикет требует вставать, когда королева входит в комнату.

    4. Обращаться к Елизавете Второй следует со словами "Ваше Величество", а к ее мужу герцогу Эдинбургском Филиппу - "Ваше Королевское Высочество".

    5. Шляпы в присутствии высокой особы разрешаются, но после 18.30 носить их не принято. Женщинам не обязательно быть в перчатках, но те, кто их надел, не должны снимать до встречи с королевой. Перчатки не должны быть белыми.

    6. Недопустимо, чтобы цвет наряда любой из присутствующих дам, особенно первой леди резко контрастировал либо совпадал с цветом платья королевы.

    7. Продолжать еду после того, как царственная особа закончила трапезу, - это грубейшее нарушение этикета.

    8. Елизавета терпеть не может, когда во время приема звонят мобильные телефоны.

    9. Недопустимо быть на приеме или аудиенции у королевы с партнером, с корым не состоите в официальном браке.

    10. Реверансы и поклоны широко используются.

    11. К королеве впервые обычно обращаются «Ваше Величество», затем «Мэм». С таким же почтением обращаются и к остальным членам Королевской семьи: «Ваше Королевское Высочество», затем «Сэр» или «Мэм».

    12. Ведет беседу царственная особа, не пытайтесь задать разговору иной тон или сменить тему.

    13. Говоря о Ее Величестве в третьем лице, достаточно слова «Королева», но если вы хотите подчеркнуть собственное уважительное отношение к коронованной особе, следует хотя бы раз сказать «Ее Величество».

    14. Произнося речь в присутствии Ее Величества, следует начать со слов: «С милостивого разрешения Вашего Величества…», а закончить словами: «Леди и джентльмены, прошу вас подняться и присоединиться к моему тосту: «За Королеву!»


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

    Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

    Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.

    Организационные формы британской дипломатии по сути дела воплощают на практике одно из классических определений дипломатии, как деятельности профессиональных дипломатов. В Великобритании все дипломатические инструменты осуществления внешнеполитического курса правительства находятся в руках сотрудников кадровой дипломатической службы. Ее место и роль в центральном аппарате и в зарубежных представительствах так весома, что у британских дипломатов имеются практические возможности для осуществления функции, отсутствующей в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, а именно функции разработки внешнеполитического курса и подготовки соответствующих рекомендаций для правительства. Очевидной особенностью и дипломатического протокола и дипломатии является обязательное одобрение со стороны профессионального дипломатического аппарата важнейших решений принятых политическим руководством страны.

    Несменяемость дипломатических кадров это залог преемственности и стабильности британской дипломатии. В пользу стабильности говорит и тот факт, что британский МИД (в отличие от большинства его аналогов в других странах) имеет постоянные цели, рассчитанные на десятилетия



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Анисимов Л. Н. Природа норм международного права // Ленингр. юрид. журн. 2010. № 3 (21). С. 34.
    2. Вуд Д., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол: принципы, процедура и практика. М.: Прогресс, 1976. С. 43.
    3. Вуд Дж. Дипломатический церемониал и протокол / Дж. Вуд. М. : Международные отношения, 2003. 416 с
    4. Ермакова Е. В. Правовой обычай как форма закрепления правовых норм в международном праве //Вектор науки ТГУ. Сер. Юрид. науки. 2012. № 3 (10). С. 20.
    5. Ковалев А. Азбука дипломатии / А. Ковалев. М. : Международные отношения, 1993. 150 с.
    6. Ларина Ф. Ш. Дипломатический протокол в праве внешних сношений : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2008. С. 12.
    7. Линецкий А. Ф. Роль международного этикета и протокола в развитии внешнеэкономических контактов // Изв. Урал. гос. ун та. 2009. № ½ (64). С. 80.
    8. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть : учебник. 3 е изд., перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2005. С. 195.
    9. Лядов П. Ф. Дипломатический протокол и протокольная служба // Право и управление. XXI век. 2012. № 2 (23). С. 126.
    10. Лядов П. Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол (электронный ресурс) //Финансы. Право. Менеджмент [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Пашаев Х. М. Манифест одного посла / Х. М. Пашаев. Баку, 2009. 356 с
    11. Попов В. И. Современная дипломатия. Теория и практика / В. И. Попов. 2-е изд. М. : Международные отношения, 2004. 576 с
    12. Самхарадзе Д. Г. Обычай как источник международного права // Право и политика. 2005. № 4. С. 101111.
    13. Цивьян Т. В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам.Тарту, 1965. Т. 2. С. 144.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Дипломатический протокол и этикет ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.