Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Договор перевозки

  • Вид работы:
    Другое по теме: Договор перевозки
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    01.05.2017 11:14:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение3

    Глава 1 Общее понятие договора перевозки.5

    Глава 2. Виды договора перевозки грузов7

    2.1 Договор перевозки грузов общие положения7

    2.2 Понятие и особенности договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщении16

    Заключение22

    Список литературы24





    Введение


    Договор перевозки грузов относится к видам транспортных обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Он направлен на перемещение определенных материальных объектов из одного места в другое. Даный договор может заключаться для обеспечения перевозки товаров в предпринимательской деятельности. Также договор перевозки могут заключить и граждане для удовлетворения собственных потребностей . Перевозка может осуществляться и в отношении определенных товаров для государственных нужд. Как можно увидеть сфера применения договора перевозки грузов достаточно широка. Особенность правового регулирования договора перевозки грузов заключается в том, что он регламентируется также отдельными уставами и кодексами в зависимости от видов транспорта, на которых осуществляется перевозка.

    Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что отношения по осуществлению перемещения различных материальных объектов составляют существенную часть отношений гражданского оборота. Они необходимы при осуществлении предпринимательской деятельности, они могу сопровождать в том числе и другие виды обязательств. Например для доставки товара покупателю продавец заключает с перевозчиком договор перевозки.

    Объектом настоящего исследования являются отношения по правовому регулированию договора перевозки грузов.

    Предмет исследования - правовое регулирование договора перевозки грузов и его видов.

    Целью исследования является определение особенностей правового регулирования договора перевозки грузов.

    Для достижения указанной цели в процессе исследования должны быть выполнены следующие задачи: определить общее понятие договоров перевозки, охарактеризовать особенности отдельных видов договоров перевозки грузов

    Нормативную основу исследования составляют Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее ГК РФ), транспортные уставы и кодексы.

    Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Садиков О.Н., Мозолин В.П., Суханов Е.А. и др.

    Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.



    Глава 1 Общее понятие договора перевозки.


    Эти договоры направлены непосредственно на организацию перемещения в пространстве от одного пункта назначения в другой различных видов имущества, а также людей. Оказание транспортных услуг входит в предмет регулирования гражданского права. «Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д». Ст. 784 ГК РФ, определяя общие условия перевозки, устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

    Перевозка может осуществляться различными видами транспорта: железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным. Исходя из особенностей каждого вида транспорта отдельные условия перевозок регламентируются транспортными уставами и кодексами. К ним относятся: Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее УЖТ), Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее УАТ), "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее КВВТ), "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ(далее КТМ), "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее ВК РФ). Общие же положения о договорах перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также транспортной экспедиции содержатся в ГК РФ. При заключении конкретного договора перевозки необходимо руководствоваться положениями ГК РФ о конкретном виде перевозок и положениями отдельного кодекса или устава в зависимости от вида транспорта, который участвует в перевозке. Также в сфере организации перевозок Правительством РФ принимаются правила перевозок, которые также необходимо учитывать.

    Говоря о видах договора перевозки необходимо учитывать, что ГК РФ непосредственно к договорам перевозки относит перевозку грузов, а также перевозку пассажиров и багажа. Но в литературе также выделяются в зависимости от установленных особенностей также перевозки в смешанном сообщении.




    Глава 2. Виды договора перевозки грузов


    2.1 Договор перевозки грузов общие положения


    В соответствии с ч. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Предметом договора является оказание услуг по перевозке груза. Договор реальный, возмездный, взаимный. Он заключается в момент вручения груза отправителем перевозчику. В некоторых случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. «Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели».

    По договору стороны имеют взаимные права и обязанности и получают встречное предоставление. ГК РФ предусматривает, что заключение договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза специальных документов транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). например в соответствии с ч. 2 ст. 67 КВВТ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Ст. 25 УЖТ устанавливает, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Интересным является следующий пример из судебной практики, которым суд признал договор перевозки заключенным, несмотря на отсутствие транспортных накладных. «Арбитражный суд удовлетворил иск ИП к обществу в части о взыскании основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, согласившись с мнением нижестоящего суда о документальном подтверждении факта оказания истцом услуг по перевозке груза на основании заявки-договора. При этом суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку ответчика на недоказанность факта осуществления истцом спорной перевозки ввиду того, что транспортная накладная не отвечает признакам относимости, допустимости и достаточности ввиду отсутствия надлежащих отметок о сдаче груза надлежащему получателю, поскольку в заявке-договоре отражено наименование товара, его вес, указаны экспедитор, перевозчик, кроме того, указаны грузоотправитель, грузополучатель, время и дата погрузки, адрес разгрузки. Заявка-договор подписана сторонами, скреплена их печатями; в установленном процессуальном порядке недействительной не признана; о ее фальсификации не заявлено. Суд верно указал, что отсутствие в материалах дела транспортной накладной, а равно отсутствие в накладной отметок о сдаче груза надлежащему получателю при наличии в материалах дела заявки-договора, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Доказательства оплаты задолженности ответчиком не представлены (ст. 785 ГК РФ)».

    В договоре перевозки груза участвуют три субъекта грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Они обладают комплексом прав и обязанностей. Правовое положение этих субъектов в договоре перевозки груза является предметом споров. Так высказываются мнения что договор является двусторонним и его сторонами являются грузоотправитель и перевозчик, а грузополучатель является третьим лицом в договоре. То есть договор перевозки грузов признается договором в пользу третьего лица. «Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя». также высказывается мнение что грузополучатель является не третьим лицом, а самостоятельной стороной в договоре, поскольку также обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику и несет ответственность за приемку груза. Необходимо также отметить, что не всегда отправка груза связана с какими либо обязательственными отношениями между грузоотправителем и грузополучателем, хотя такая ситуация является распространенной. Груз может отправляться например от филиала одной организации к другой с целью его дальнейшей продажи и т д. Характеризуя правовое положение сторон в договоре перевозки груза вне зависимости от наименования сторон, главным образом необходимо учитывать комплекс принадлежащих им прав и обязанностей и особенности ответственности.

    Грузоотправителем может быть любое физическое или юридическое лицо, заключившее договор перевозки грузов. Поскольку договор считается заключенным с момента подачи груза, то в обязанности грузоотправителя входит передача перевозчику необходимых документов на груз, предупреждение его об особых свойствах груза и правилах обращения с ним, если таковые имеются. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 8 УАТ В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если договор перевозки является консенсуальным, то есть заключается с момента достижения соглашения сторон, то обязанностью отправителя является также подача груза к отправке в установленные договором сроки. Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

    Формой ответственности грузоотправителя является уплата перевозчику штрафа. В соответствии с ч. 1 ст. 35 УАТ за непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза или в размере, установленном соответствующей статьей.

    Транспортными уставами и кодексами устанавливается также обязанность грузоотправителя предоставить груз в надлежащей таре и упаковке.

    Одной из основных обязанностей грузоотправителя является уплата перевозчику провозной платы. Плата может устанавливаться на основании соглашения сторон или определяться по тарифам, установленным в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами для различных видов транспорта. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

    Примером ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору перевозки со стороны грузоотправителя является следующее судебное дело. «Истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд установил, что между истцом (перевозчик) и контрагентом (заказчик) был заключен договор перевозки, в соответствии с которым оплата производится по факту оказания услуг, в течение 15 дней с момента подписания сторонами акта приема-передачи оказанных услуг. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Перевозчик надлежащим образом осуществил перевозку грузов и направил заказчику акты сдачи-приемки оказанных услуг, однако услуги заказчиком оплачены не были, акты не возвращены. Направленная перевозчиком претензия о погашении суммы задолженности оставлена без удовлетворения. Суд, частично удовлетворяя требования истца, установил, что им представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении своих обязательств по договору, а также доказательств ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком».

    В качестве перевозчика может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность которого заключается в оказании услуг по перевозке грузов. Отдельными транспортными уставами к перевозчикам предъявляются дополнительные требования. Так в соответствии с ч. 2 ст. 66 КВВТ перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования. В соответствии со ст. 100 ВК РФ Перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Таким образом, одним из основных требований к перевозчику при осуществлении перевозок водным и воздушным транспортом является наличие лицензии. В соответствии со ст. 2 УЖТ перевозчик это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Если транспортными уставами и кодексами предусмотрено что перевозчик это коммерческая организация обязанная заключать договоры перевозки в любым юридическим или физическим лицом, то такие договоры называются договорами перевозки транспортом общего пользования и являются публичными. На железнодорожном транспорте все перевозки являются перевозками транспортом общего пользования. На других видах транспорта могут осуществляться как перевозки общего пользования, так и другие.

    К основным обязанностям перевозчика относятся следующие.

    Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Эта обязанность возникает в том случае, если договор является консенсуальным. Определение пригодности транспортного средства для перевозки определяется в соответствии с особенностями различных видов транспорта. Так, например, соответствии с ч. 1 ст. 124 КТМ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза. За неподачу транспортных средств перевозчик несет ответственность в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Как и ответственность грузоотправителя за неподачу груза, она в основном заключается в уплате штрафов.

    Погрузка и выгрузка груза может осуществляться по соглашению сторон либо отправителем (получателем) либо перевозчиком.

    Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки предусмотренные транспортными уставами и кодексами. в соответствии со ст. 33 УЖТ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Сторонам чаще всего предоставляется возможность определить сроки доставки по своему усмотрению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик обязан возместить убытки вызванные утратой, недостачей или повреждением грузов, а также вернуть отправителю провозную плату. Ответственность перевозчика часто устанавливается в судебном порядке, при возникновении спора между сторонами. В частности, можно привести следующий пример из судебной практики. «Рассмотрев иск о взыскании убытков, понесенных в результате утраты груза при его перевозке, суды установили, что товарно-транспортная накладная на перевозку утраченного груза не содержит указания на истца как грузоотправителя, в связи с чем пришли к выводу о незаключенности между сторонами договора перевозки груза. Вместе с тем, проанализировав условия договора, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии между истцом и ответчиком взаимоотношений, основанных на оказании предпринимателем в пользу истца услуг по транспортировке груза. Согласно позиции, изложенной в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2929/11, суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности. Оценив представленный в материалы дела акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, суды пришли к выводу о доказанности наличия и размера убытков и на основании ст. ст. 785, 15, 393 ГК РФ удовлетворили иск».

    Обязанностью перевозчика является выдача вверенного ему груза грузополучателю. В соответствии с ч. 1 ст. 15 УАТ перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.

    Грузополучателем может быть любое физическое или юридическое лицо. Его основным правом и в то же время обязанностью является принятие груза от перевозчика. В некоторых случаях устанавливается обязанность осмотреть доставленный груз на предмет его сохранности. Так в соответствии с ч. 1 ст. 80 КВВТ перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). В случаях установленных договором перевозки грузополучатель обязан осуществить выгрузку груза.

    В случае если грузоотправитель и перевозчик намерены осуществлять перевозки груза систематически, в течение долгого времени, они могут заключить договор об организации перевозок, в соответствии с которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.


    2.2 Понятие и особенности договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщении


    ГК РФ содержит только одну статью, регулирующую перевозку грузов в прямом смешанном сообщении. В соответствии со ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

    Из этой нормы можно выделить следующие признаки прямого смешанного сообщения.

    1. Перевозка осуществляется различными видами транспорта.
    2. Перевозка осуществляется по единому транспортному документу.
    3. Организация перевозок осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями.

    Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

    Основная особенность данных правоотношений состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта. Это во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля.

    ГК РФ предусматривает необходимость принятия закона о смешанных перевозках. Но в настоящее время такой закон еще не принят и правовое регулирование перевозок осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

    - Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖД РФ);

    - "Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее КВВТ РФ)

    - Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. (далее Правила перевозки).

    Как можно увидеть Правила перевозки являются в достаточной мере устаревшим актом, поэтому принятие закона в данной сфере является необходимым. Пока же основная часть правового регулирования осуществляется указанными транспортными кодексами. Необходимо также отметить, что в настоящее время не регулируются перевозки в прямом смешанном сообщении, которые осуществляет воздушный транспорт, а также автомобильный транспорт. Таким образом, налицо пробелы в правовом регулировании данного вида обязательств.

    Определенные споры также вызывает правовая природа соглашений, заключаемых между транспортными организациями в прямом смешанном сообщении, необходимость заключения которых предусмотрена в ст. 788 ГК РФ. В условиях отсутствия соответствующего закона порядок заключения этих соглашений и их содержание не регулируются каким бы то ни было образом.

    В целом организация перевозок грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется путем заключения нескольких видов договоров между различными субъектами. Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются различными видами договоров:

    - договорами, оформляющими действия перевозчика и грузоотправителя по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры об организации перевозок грузов, договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче и уборке вагонов, договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявки грузоотправителя на подачу транспортных средств);

    - реальными договорами перевозки конкретных грузов в прямом смешанном сообщении;

    1. договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемыми между транспортными организациями разных видов транспорта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

    Договоры связанные с организацией перевозок, подачей под погрузку, предъявлением грузов к перевозке и также реальные договоры перевозки грузов заключаются между грузоотправителем и первым перевозчиком (первого вида транспорта, принимающим груз). При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила УЖТ, а если первым перевозчиком окажется организация внутреннего водного транспорта, следует исходить из правил КВВТ. Правовое положение остальных перевозчиков является предметом спора в юридической литературе. Е.А. Суханов например, считает, что первый перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств на других перевозчиков. «При этом перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, на третьи лица - другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта». А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой рассматривают обязательство перевозки, со множественностью лиц на стороне перевозчика. Также существует мнение, что перевозчик в своих отношениях с другими транспортными организациями выступает в качестве представителя грузоотправителя. В отсутствие специального закона, регламентирующего правовое положение каждого из участников данного обязательства трудно определить с точностью их правовой статус. Но на начтоящий момент очевидно, что договор перевозки заключается грузоотправителем с первым перевозчиком и оформляется единым документом транспортной накладной. «Накладная составляется на имя определенного грузополучателя и подписывается грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Она является товаросопроводительным документом и письменным доказательством как факта заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, так и его содержания. Содержание накладной не может быть доказано никакими другими документами, кроме как самой накладной. Поэтому при ненадлежащем исполнении транспортным предприятием своих обязанностей по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении грузоотправитель либо грузополучатель вправе предъявить какие-либо требования к перевозчику лишь при наличии накладной». Впоследствии по данному документу приобретают права и обязанности другие участники перевозки. Так второй перевозчик обязан доставить груз на своем пути следования и выдать его грузополучателю. Правоотношения между самими транспортными организациями при этом оформляются специальными соглашениями, порядок заключения которых в настоящее время в законодательстве не определен, но в литературе они называются узловыми соглашениями. Определенные особенности узловых соглашений определены Правилами перевозки.

    Таким образом в этих соглашениях определяются права и обязанности самих перевозчиков по погрузке и выгрузке грузов в месте смены вида транспорта. При этом существует также мнение, что узловое соглашение это не единственное соглашение, которое может быть заключено между транспортными организациями для обеспечения перевозок в прямом смешанном сообщении. В.А. Егиазаров, пишет, что «перевалку грузов, которая производится в соответствии с узловым соглашением, нельзя отождествлять с передачей грузов. Передача груза представляет собой элемент перевозочного обязательства и заключается в действиях по оформлению передаточных документов, которые свидетельствуют о переходе права владения грузов от сдающего перевозчика к принимающему». Таким образом помимо узловых соглашений, обеспечивающих только порядок перевалки груза, фактической передачи его с одного вида транспорта на другой, могут заключаться также иные организационные соглашения между транспортными организациями. Эту точку зрения поддерживает также С.Ю. Морозов: «В группу договоров между транспортными организациями о порядке организации перевозок грузов входят: узловое соглашение; соглашение об организации прямых смешанных перевозок; договор на централизованный завоз (вывоз) грузов». Узловое соглашение им определяется, как гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях обеспечения перевозки в прямом смешанном сообщении. При этом кроме узловых соглашений транспортные организации вправе заключать и иные соглашения об организации перевозок грузов. Для упорядочения правовых отношений в данной сфере необходимо принятие специального закона в соответствии с ГК РФ.




    Заключение


    В результате рассмотрения основных особенностей правового регулирования договоров перевозки грузов можно прийти к следующим выводам.

    1. Договор перевозки грузов относится к видам договора перевозки. Договор перевозки в целом может быть направлен на перемещение в пространстве различных товаров, вещей или людей (пассажиров). Договор перевозки грузов относится к договорам об оказании услуг. Особенности его заключения и исполнения регламентируются в основном нормами транспортных уставов и кодексов.

    2. Перевозка грузов осуществляется путем сдачи больших по объему вещей грузоотправителем перевозчику, который обязуется доставить груз к месту назначения и вручить его грузополучателю. Договоры перевозки часто сопутствуют другим обязательствам, которые возникли уже между грузоотправителем и грузополучателем, а перевозка груза является способом исполнения этого обязательства. Обязанность грузоотправителя заключается в подаче груза и в оплате договора перевозки. Перевозчик обязан осуществить перевозку груза из места отправления в место назначения. Грузополучатель обязан принять груз. Отдельные обязанности сторон могут варьироваться в зависимости от вида транспорта.

    3. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении отличается тем, что перевозка осуществляется различными видами транспорта на основании единого транспортного документа и одного договора перевозки. На практике возникает сложность определения правового положения всех участников данного транспортного обязательства, поскольку договор перевозки заключается между грузоотправителем и первым перевозчиком, а впоследствии обязанности по данному договору приобретают также другие перевозчики и грузополучатель. В настоящее время отсутствует специальный закон, посвященный перевозкам в прямом смешанном сообщении и данные правоотношения регламентируются транспортными уставами и кодексами. В то же время данные акты не определяют правовое положение участников перевозок. Непосредственно договор перевозки грузов определяет правоотношения между грузоотправителем и перевозчиком. Отношения между транспортными организациями в процессе перевозок определяются специальными соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями.




    Список литературы


    Нормативные акты

    1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ// СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 410,
    2. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ// СЗ РФ, 1997, N 12, ст. 1383,
    3. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ// СЗ РФ, 1999, N 18, ст. 2207.
    4. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ// СЗ РФ, 2001, N 11, ст. 1001,
    5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"// СЗ РФ, .2003, N 2, ст. 170,
    6. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СЗ РФ, 2007, N 46, ст. 5555.

    Судебная практика


    1. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.06.2014 по делу N А43-9639/2013 // СПС Консультант Плюс.
    2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.08.2016 N Ф04-3527/2016 по делу N А03-17429/2015 // СПС Консультант Плюс.
    3. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2016 N Ф09-9744/16 по делу N А76-25103/2015 // СПС Консультант Плюс.

    Специальная литература


    1. Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
    2. "Гражданское право. часть вторая: учебник" / отв. ред. В.П. Мозолин. М. Юристъ, 2008.- 896 с.
    3. "Гражданское право: учебник. том II" /под ред. О.Н. Садикова. М.Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2007. 618 с.
    4. Гражданское право Обязательственное право: Учебник: в 4 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, И.А. Зенин и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 4. 800 с.
    5. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. - М.: Проспект, 2008. - 618 с.
    6. В.А. Егиазаров "Транспортное право: учебник" (издание шестое, дополненное и переработанное). М. ЗАО Юстицинформ, 2008. 172 с.
    7. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 с.
    8. Ю.А. Петрова "Сборник транспортных договоров с комментариями" (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2007)



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Договор перевозки ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.