Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Договор розничной купли-продажи

  • Вид работы:
    Другое по теме: Договор розничной купли-продажи
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    19.10.2017 12:00:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ3


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ5

    § 1 Понятие и сфера применения договора розничной купли продажи5

    § 2 Порядок заключения договора. Форма договора10

    § 3 Права и обязанности сторон. Исполнение договора12


    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ17


    § 1 Последствия нарушения договора со стороны продавца17

    § 2 Защита прав покупателя-гражданина21

    § 3 Направления совершенствования законодательства

    по регулированию договора розничной купли продажи25


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ28


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК30














    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность исследования обусловлена тем, что договор розничной купли - продажи является одним из наиболее массовых потребительских договоров. В связи с чем, дальнейшее совершенствование законодательства о розничной купле - продаже и, самое важное, создание эффективного механизма реализации его норм, должно способствовать преодолению указанных явлений. Социально-экономические условия, сложившиеся в России за последние время в результате проведения экономических реформ, характеризуются свободой предпринимательской деятельности, многообразием форм собственности, отсутствием развитой конкуренции, сложностью технологий производства, развитостью экономических связей, усложнением экономической жизни общества. Эти обстоятельства, а также ряд иных, повлияли на развитие, в том числе, и отношений розничной купли - продажи. При наличии указанных условий покупатель по договору розничной купли - продажи оказывается в неравном положении по отношению к его контрагентам (продавцу, изготовителю, импортеру). Данное неравенство усугубляется ещё и тем, что в настоящее время происходит лишь становление рыночной экономики, и цивилизованные взаимоотношения покупателей по договору розничной купли - продажи и их контрагентов ещё не сложились. Именно в этот период покупатель нуждается в наибольшей защите со стороны государства.

    В настоящее время договор розничной купли - продажи - самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли - продажи в Гражданском кодексе РФ.

    Важность данного договора подчёркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле - продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но и законодательство о защите прав потребителей. К сожалению, на практике, всё же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

    Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере договорного права.

    Предметом исследования являются договор розничной купли-продажи и защита правпотребителей вторговом обслуживании.

    Целью данной работы является исследование вопросов регулирования договора розничной купли-продажи и защиты правпотребителей вторговом обслуживании.

    Достижение цели опосредуется решением следующих задач, отражающих ключевые аспекты исследования:

    - рассмотреть понятие и сферу применения договора розничной купли продажи;

    - исследовать порядок заключения договора и форму договора;

    - охарактеризовать права и обязанности сторон; исполнение договора;

    - проанализировать последствия нарушения договора со стороны продавца;

    - исследовать защиту прав покупателя-гражданина;

    - предложить направления совершенствования законодательства по регулированию договора розничной купли продажи.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.







    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ


    § 1 Понятие и сфера применения договора розничной купли продажи


    Договор розничной купли-продажи - это один из основных видов гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте.

    Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием.

    Согласно статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Часть вторая указанной нормы определяет договор розничной купли-продажи как публичный договор.

    Публичным договором признается договор купли-продажи, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. В данном случае, продавцом является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т.е. коммерческая организация. Она не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли- продажи устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

    Однако, содержание договора розничной купли- продажи отнюдь не идеально и вызывает сомнение. Так, легальное определение данной разновидности договора купли-продажи содержит несколько неточностей. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую. Но розница - это продажа по мелочам, так сказать поштучно. И существует много лиц кто, продает на законных основаниях отдельные, штучные товары, не являясь при этом предпринимателем. Так, например, гражданин вправе продавать выращенный им на дачном участке урожай либо собранные в лесу ягоды, грибы, пойманную в реке рыбу. Художник вправе торговать созданными им полотнами, рисунками.

    Нередко женщины, занимающиеся вязанием, вышивкой, другим рукоделием, продают свои изделия поштучно. Если подобного рода занятия не направлены на систематическое получение прибыли от них, невозможно назвать это предпринимательской деятельностью. Наконец, граждане, испытывающие потребность в деньгах или желающие избавиться от ненужных им вещей, распродают их поштучно, вряд ли это подпадает под признаки предпринимательской деятельности.

    Но и распространять на подобную куплю-продажу общие правила первого параграфа главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не очень верно. Чем, например, отличается продажа цветов, клубники, яблок и т.п., производимая пенсионеркой-дачницей у себя на участке, от продажи аналогичного товара, совершаемой фермером или сельским кооперативом? Во всех случаях это розничная торговля.

    Целью предпринимательской деятельности, т.е. коммерческой организации является извлечение прибыли, в связи с чем изучение покупательского поведения является ключевым моментом в маркетинговой политике продавца. Если маркетинговый процесс заканчивается после потребления товара, то, следовательно, маркетинговая политика должна начинаться со знакомства с потребителем.

    С целью продажи товара продавцами используется психологический прием - мотивирование покупателя - процесс вовлечения клиента в сферу интересов продавца. В этом процессе участвуют: покупатель, продавец, товар. Именно они создают так называемый треугольник продаж.

    Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение покупателя, его начало, направленность и активность. В самом общем виде на мотивацию потребителей оказывают влияние финансовые, психологические, личностные, социальные, культурные и иные факторы.

    Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является доход. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения сильно отличаются друг от друга по другим характеристикам.

    Покупателей можно классифицировать в зависимости от потребительских мотивов или стимулов на отдельные типы покупателей, приобретающие те или иные товары.

    Выделяются следующие типы ведущей мотивации покупателей при принятии решения о покупке:

    Зрительный тип - большое значение придается дизайну, престижности, имиджу товара. Поэтому упаковка является определяющим фактором при покупке. Цена имеет второстепенное значение.

    Слуховой тип - высока потребность в одобрении сделанного выбора. Нейтральный (относительно) по отношению к цене и упаковке товара.

    Оральный тип - значительные стимулы к покупке появляются при общении с продавцом. В связи с этим ключевыми являются прямые персональные продажи, формирование личностных отношений между покупателем и продавцом, консультации продавцов при покупках и т.п.

    Обонятельный тип - качество товара не играет значительной роли; как правило, сами не осуществляют покупки.

    Кожный тип - чрезвычайно важна цена товара: чем дешевле, тем лучше. В связи с этим значительную роль играют скидки, зачеты и т.п. Небольшое значение придают имиджу товара, его упаковке, внешнему виду. Психологически цена является очень сильным стимулом покупки товара, и при этом она воздействует только на данный тип покупателя.

    Мышечный тип. При покупках ориентируются в основном на «грубые однородные» товары, имеющие, как правило, низкие цены. При этом большое значение придают количеству товара (чем больше, тем лучше). Упаковка и внешний вид имеют второстепенное значение.

    На формирование отдельных мотивов влияют имидж и авторитет фирмы. При покупках важную роль играют также привычки и традиции.

    Распространены две стратегии работы продавца по мотивированию покупателей: ориентированная на сбыт (презентационная стратегия мотивирования или рекламная), клиентоориентированная (коммуникативная, контактная стратегия).

    Оценивая состояние дел, достигнутый уровень применения договора розничной купли-продажи, можно сказать, что имеет место не только распространение сферы действия данного института, но и качественное его наполнение. При розничной купле-продаже продавец имеет право использовать маркетинговые ходы, при соблюдении установленных Правительством Российской Федерации правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ.

    Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей - потребителей по договору розничной купли-продажи имеет Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который установил обязанность торговых предприятий предоставлять потребителям необходимую информацию о продавце товара.

    В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождение его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.

    Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

    Закон устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае она должна быть доведена в наглядной и доступной форме. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров.

    Определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Необходимо обратить внимание на то, что целевое назначение товара касается именно товара, а не покупателя. Покупателем по договору розничной купли-продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предпринимателя для личного семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Вместе с тем механизм реализации прав граждан по договору розничной купли-продажи, независимо от маркетинговых приемов продавца, требует изменений путем совершенствования законодательства в этой сфере.

    Считаем, что необходимо четко урегулировать правоотношения между покупателями и продавцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, особенно когда в данную сферу вторгается маркетинг.

    При разрешении конфликтных ситуаций в случае продажи товара ненадлежащего качества, необходимо установления обязательной формы заключения договора розничной купли-продажи.


    § 2 Порядок заключения договора. Форма договора


    Розничная купля-продажа является наиболее распространенной разновидностью договора купли-продажи и имеет приоритетное значение в гражданском обороте для удовлетворения потребностей граждан. Этим обусловлен публичный характер договора розничной купли-продажи, определяющий обязанности продавца по продаже товаров, которые он должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, цены товаров и иных условий, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (например, ветеранов войны, пенсионеров и т. п.). Отказ продавца от заключения публичного договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары недопустим.

    Предложение продавца заключить договор может быть сделано путем публичной оферты (в рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

    Касаемо сторон договора розничной купли-продажи, то здесь покупателями по договору являются в основном граждане, однако ими могут быть и юридические лица, в том числе коммерческие организации, при условии, что они приобретают товар не для извлечения прибыли и не для обеспечения предпринимательской деятельности (например, в качестве подарков своим работникам).

    В качестве продавца по договору розничной купли-продажи выступают юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

    Согласно п. 1 ст. 492 предметом розничной купли-продажи является не любой товар, а только предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Цена и порядок оплаты товара в договоре розничной купли-продажи. В соответствии со ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Однако иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или вытекать из существа обязательства.

    Если договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара, неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

    Если товар по договору розничной купли-продажи предоставлен в кредит, в том числе с условием его оплаты в рассрочку, покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

    Как правило, оплата по договору розничной купли-продажи осуществляется в наличной форме, однако в последнее время широкое распространение стали получать платежи с использованием банковских карт.

    Что касается формы договора розничной купли-продажи, то из ст. 493 ГК РФ следует, что договор розничной купли-продажи, как правило, считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако это не означает, что упомянутые документы можно рассматривать в качестве разновидности письменной формы договора они лишь подтверждают факт заключения договора в устной форме.

    Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, само по себе не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Свидетельские показания оцениваются судом при рассмотрении спора между участниками договора в совокупности со всеми иными доказательствами.

    Поскольку в большинстве случаев договор розничной купли-продажи заключается и исполняется одновременно, обычно применяется устная форма.


    § 3 Права и обязанности сторон. Исполнение договора


    В целом права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи совпадают с правами в ст. 502 ГК РФ и обязанностями, установленными § 1 гл. 30 ГК РФ.

    Основная обязанность продавца по договору розничной купли - продажи, как и по всякому договору купли - продажи, состоит в передаче покупателю приобретаемых им товаров. Передаваемые покупателю товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, комплектности и в необходимых случаях - быть в определенном наборе (комплект товаров), в надлежащей таре и упаковке, со всеми относящимися к товару документами и принадлежностями. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

    Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для определенных категорий покупателей.

    Правилами продажи отдельных видов товаров применительно к некоторым категориям товаров предусмотрены дополнительные требования, которые обязан соблюдать продавец при передаче указанных товаров покупателям.

    Так, продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

    Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.

    Товары должны иметь ярлыки с указанием наименования изделия, его артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

    Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку. Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

    Покупателя по его требованию обязаны ознакомить с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не нуждающиеся в специальном оборудовании для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

    Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

    При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и др.). Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек.

    Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и/или установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и/или подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается. Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров. Если стоимость сборки и/или установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно.

    Основной обязанностью покупателя по договору розничной купли - продажи является оплата приобретенного товара. Особенностью этого договора по сравнению с общими положениями о купле-продаже выступает особый подход к формулированию последствий неисполнения покупателем своей обязанности по оплате товара по договорам розничной купли-продажи товаров с условием о предварительной оплате товаров, а также с условием о продаже товаров в кредит.

    В первом случае неоплата покупателем товара расценивается как его отказ от исполнения договора без применения последствий в виде возмещения убытков в связи с неисполнением договора.

    Во втором случае неоплата покупателем товаров, проданных ему в кредит, не влечет его обязанность уплатить продавцу проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

    Вместе с тем, закреплено специфическое право покупателя обменять непродовольственный товар на аналогичный другого цвета, размера, фасона, габарита и т. и.

    В случае приобретения непродовольственного товара надлежащего качества покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом (п. 1 ст. 502). При отсутствии у продавца товара, необходимого для обмена, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

    Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

    Правила продажи отдельных видов товаров содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли-продажи в части порядка исчисления сроков, предоставляемых покупателю для обнаружения недостатков в приобретенном товаре. В частности, в соответствии с п. 30 Правил покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара (ст. 503 ГК), если указанные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

    Если товар нуждается в сборке или специальной установке (подключении), гарантийный срок исчисляется со дня его сборки или установки (подключения). Если день сборки или установки (подключения) установить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.

    Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта исходя из климатических условий места нахождения покупателей.

    В случаях, когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, имевшимся до этого момента.

    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ


    § 1 Последствия нарушения договора со стороны продавца


    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств по договору розничной купли - продажи он несет все неблагоприятные последствия, предусмотренные общими положениями о договоре купле - продаже. Применительно к розничной купле-продаже специальные правила о последствиях нарушения договора предусмотрены лишь на случай передачи покупателю товара ненадлежащего качества, а также касательно соотношения ответственности продавца и исполнения им своих обязательств в натуре.

    Как отмечалось, с помощью специальных правил, исключающих применение ст. 475 ГК, регулируются права покупателя по договору розничной купли-продажи в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503).

    Проверка изготовителем качества товара возможна только до возникновения спора. Приведем примеры из судебной практики.

    Так, определением Центрального районного суда г. Тольятти М. обязывалась предоставить ОАО "АвтоВАЗ" для осмотра и проведения проверки качества купленный у нее автомобиль.

    Судебная коллегия по гражданским делам определение отменила, указав следующее.

    Из материалов дела следует, что суд своим определением обязал М. в течение 10 дней предоставить ОАО "АвтоВАЗ" приобретенный ею автомобиль для осмотра и проведения проверки его качества.

    Между тем суд не учел, что согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" проверка изготовителем качества товара предусмотрена только до возникновения спора. В данном случае спор находится на разрешении суда и проверка всех доказательств по делу с учетом принципа непосредственности должна производиться судом с участием всех заинтересованных лиц.

    В силу ст. 150 ГПК РФ при наличии такой необходимости суд уже в порядке подготовки дела к судебному разбирательству мог произвести осмотр вещественных доказательств, каковым является и автомобиль, назначить экспертизу и эксперта для ее проведения.

    Проверка качества автомобиля ответчиком в одностороннем порядке нарушает не только основные принципы гражданского судопроизводства, но и процессуальные права другой стороны.

    Кроме того, как усматривается из материалов дела, автомобиль для осмотра истцом ответчику уже предоставлялся.

    Более того, производство по делу судом приостановлено до получения результатов осмотра автомобиля. Тогда как перечень оснований для приостановления производства по делу, предусмотренный ст. ст. 215, 216 ГПК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанного судом основания для приостановления производства по делу ст. ст. 215, 216 ГПК РФ не содержат.

    При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным и обоснованным.

    Как общее правило установлено, что независимо от характера недостатков товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Изъятие в виде ограничения одного из правомочий покупателя установлено лишь в отношении технически сложного либо дорогостоящего товара; замены такого товара покупатель может требовать только в случае существенного нарушения требований к его качеству.

    По смыслу ст. ст. 18, 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязательного наличия в проданном товаре существенных недостатков при предъявлении требований о его возврате, заявленных до истечения двухлетнего срока со дня приобретения, не требуется.

    По другому гражданскому делу, решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Е. отказано в иске о возврате некачественного автомобиля, взыскании его стоимости и неустойки, а также компенсации морального вреда.

    Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

    Как видно из материалов гражданского дела Е. обратилась в суд с иском к ОАО "АвтоВАЗ" о принятии некачественного автомобиля, взыскании его стоимости, убытков, неустойки и компенсации морального вреда, указывая, что является владельцем автомобиля ВАЗ-2112, изготовленного ответчиком. Автомобиль имеет целый ряд производственных дефектов, таких как коррозия элементов кузова, в том числе по сварным соединениям, отслоения лакокрасочного покрытия.

    03.09.2016 г. она обратилась с претензией по поводу качества автомобиля к изготовителю, просила принять некачественный автомобиль и возвратить его стоимость, но претензия не была удовлетворена. По заключению фирмы "Тольяттивнешсервис" ТПП Самарской области приобретенный истицей автомобиль имеет производственные дефекты.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований Ерофеевой Р.Г., суд сослался на п. 6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" и указал, что истицей не представлено доказательств наличия в автомашине существенных недостатков, а выявленные дефекты могут быть устранены и не влияют на безопасность эксплуатации автомашины.

    Между тем в соответствии с п. 6 ст. 19 указанного закона требования в отношении качества товара потребителем могут быть предъявлены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю и в течение срока службы товара при наличии существенных недостатков.

    Из материалов дела видно, что с претензией по поводу качества товара истица обратилась не по истечению двух лет со дня приобретения товара, а в пределах двухлетнего срока - через 1 год 11 дней. Поэтому в данном случае п. 6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" применен судом неправильно.

    Согласно ст. 19 п. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет (гарантийный срок приобретенной истицей автомашины составляет 1 год) и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

    По смыслу ст. ст. 18, 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязательного наличия в автомашине существенных недостатков при предъявлении требований о возврате товара, заявленных до истечения двухлетнего срока со дня приобретения не требуется.

    При таких обстоятельствах решения суда нельзя признать законным.

    Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

    Вместо предъявления указанных требований к продавцу покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

    Учитывая, что к данным правоотношениям наряду с ГК РФ применяется также Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", следует отметить, что потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов по их устранению либо о замене товара не только продавцу, но и изготовителю товара или организации, специально созданной изготовителем для этих целей (ст. 17 Закона).



    § 2 Защита прав покупателя-гражданина


    Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

    Для защиты прав покупателя-гражданина и возврата товара приведем следующий алгоритм действий покупателя.

    Шаг 1. Обратиться к продавцу (изготовителю) с письменным заявлением об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за товар суммы.

    Заявление пишется в свободной форме с указанием: Ф.И.О., адреса заявителя, существа недостатка товара, заявления об отказе от исполнения договора купли-продажи и требования о возврате уплаченной за товар суммы.

    В заявлении покупатель вправе попросить продавца о том, чтобы в случае назначения экспертизы его известили и привлекли к участию в ней.

    Покупатель вправе предъявить указанное требование в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара.

    Если товар является технически сложным, например автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки и т.п., то покупатель вправе потребовать вернуть уплаченные за товар деньги или заменить товар на аналогичный в течение 15 дней со дня его приобретения (передачи).

    По истечении этого срока покупатель также может предъявить данные требования, но лишь в определенных случаях:

    - при обнаружении существенных недостатков товара;

    - в случае нарушения продавцом законных сроков устранения недостатков товара;

    - если невозможно использовать товар в общей сложности более чем 30 дней в году из-за неоднократного устранения различных недостатков товара.

    Кроме того, как следует из судебной практики по спорам о возврате бывших в употреблении автомобилей, потребитель имеет право требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы, если ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (ст. 10 Закона N 2300-1). Так, например, потребитель приобрел подержанный автомобиль в комиссионном магазине, однако позже выяснилось, что реальный пробег не соответствует показаниям спидометра. По решению суда требования потребителя о расторжении договора купли-продажи удовлетворены.

    Шаг 2. Получит отметку (штамп) на копии заявления о его принятии продавцом.

    Продавец обязан принять от покупателя заявление, а также некачественный товар и при необходимости проверить качество возвращенного товара (абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).

    Шаг 3. Принять участие в проведении экспертизы товара.

    В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец проводит экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы. В случае несогласия выводы экспертов можно оспорить в судебном порядке.

    Если по результатам экспертизы будет выяснено, что недостатки товара возникли не по вине продавца (изготовителя), Покупатель должен возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и расходы по хранению товара и его транспортировке (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).

    Шаг 4. Получить деньги за некачественный товар.

    Продавец обязан отвечать за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если Покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю.

    За недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара покупателю и из-за нарушения правил эксплуатации товара (п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1).

    Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона N 2300-1).

    При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ).

    Шаг 5. Вернуть продавцу некачественный товар.

    При отказе от исполнения договора купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества (п. 5 ст. 503 ГК РФ).

    Шаг 6. При отказе продавца (изготовителя) разрешить вопрос в добровольном порядке обратиться с иском в суд.

    До обращения в суд покупателю следует собрать доказательства, подтверждающие отказ продавца обменять товар, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, или вернуть уплаченную за него денежную сумму. В качестве таких доказательств можно рассматривать, например, письменные ответы продавца на претензии покупателя об обмене (возврате) товара.

    Если до обращения истца в суд с соответствующим иском продавец в добровольном порядке выполнил обязанности по обмену товара или возврату покупателю его стоимости, предусмотренные ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", то суд откажет в удовлетворении исковых требований. Так, если покупатель возвратил продавцу товар и получил уплаченные за него денежные средства в полном объеме, то суд откажет в удовлетворении иска о взыскании с продавца компенсации морального вреда, денежных средств в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг, штрафа в размере 50 процентов от суммы иска.

    Если в ответ на заявление (претензию) покупателя о том, что товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, продавец сообщил о возможности в течение 14 дней обменять товар на аналогичный, подходящий покупателю, однако покупатель отказался от обмена и потребовал вернуть ему уплаченные денежные средства, то суд откажет в удовлетворении иска о взыскании с продавца денежной суммы. В подобной ситуации у покупателя отсутствует намерение произвести в магазине обмен купленного товара на подходящий, хотя возможность выбрать другой, подходящий, товар имеется.

    Если продавец уклоняется от возврата денежных средств, уплаченных за товар, то можно взыскать с него неустойку за просрочку исполнения требования истца о возврате денег (ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей") или проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). В судебной практике сложилось мнение, что за один и тот же период не может быть взыскана и неустойка, и проценты за пользование денежными средствами. В такой ситуации одновременное взыскание и неустойки, и процентов может привести к возложению на ответчика двойной ответственности за нарушение одного и того же обязательства, что противоречит принципам действующего гражданского законодательства.

    При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

    Потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины, за исключением случаев, когда цена иска превышает 1 000 000 руб. В ситуации, когда цена иска превышает 1 000 000 руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (пропорционально цене иска) и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб.


    § 3 Направления совершенствования законодательства

    по регулированию договора розничной купли продажи


    Второй параграф главы 30 ГК РФ содержит 14 статей, посвященных вопросам розничной купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую.

    1. Недостатком законодательства является запрет покупателю приобретать при розничной купле-продаже товар, предназначенный для предпринимательской деятельности. На самом деле установить, для каких именно целей покупается таким образом товар, подчас крайне затруднительно. Многие вещи могут использоваться и для личных, домашних целей, и для предпринимательской деятельности одновременно. Например, гражданин, занимающийся перевозкой грузов и пассажиров и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, покупает автомобиль. Этот автомобиль он предназначает как для личного, семейного использования, так и для своей предпринимательской деятельности. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи. Это утверждение противоречит ст. 492 ГК РФ, но по своей сути верно и справедливо.

    2. Некоторые сомнения вызывает и пункт 2 ст. 492, объявляющий договор розничной купли-продажи публичным. В публичном договоре цена товаров, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Но договор розничной купли-продажи имеет особенность, вызванную институтом права частной собственности. Собственник товара волен делать с ним все, что угодно, если это не запрещено законом, не вредит окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому никто не может запретить собственнику, например, продавать свой товар некоторым лицам, которые ему понравились, по льготной цене, хотя законом и иными правовыми актами какое-либо предпочтение этим лицам не предусмотрено. В настоящее время в розничной купле-продаже широко практикуется использование дисконтных карт, приобретатели которых пользуются отдельными льготами при последующих покупках у данного продавца. Но такой порядок тоже не предусмотрен ни законом, ни иными правовыми актами. Характерно, что почти все остальные разновидности договора купли-продажи, за исключением энергоснабжения, не содержат признака публичности. Поэтому представляется, что указание закона о публичном характере договора розничной купли-продажи требует соответствующей корректировки.

    3. Учитывая, что при прямых продажах присутствует, как правило, элемент неожиданности, психологического воздействия продавца или исполнителя (представителя продавца или исполнителя) на потребителя, что потребитель часто не в состоянии сравнить качество и цену предложения с другими предложениями, и, следовательно, есть опасность ущемления прав потребителя, необходимо предусмотреть в Законе право потребителей на отказ от таких договоров.

    С учетом изложенного, предлагаем главу 1 Закона "О защите прав потребителей" дополнить статьей 16.1 «Право потребителя на отказ от договора, заключенного вне мест обычного ведения торговли».

    4. Поддерживаем высказывания о необходимости закрепления в законодательстве кроме судебного и внесудебный (добровольный) порядок компенсации морального вреда. Указанные изменения в какой-то степени «разгрузят» суды от исков о компенсации морального вреда. Для этого во втором предложении ч. 1 ст. 15 Закона слова «определяется судом и» необходимо исключить. Кроме того, предлагаем, наряду с денежной формой компенсации морального вреда, предусмотреть с согласия потерпевшего и натуральную форму компенсации, путем предоставления последнему определенных товаров, работ или услуг, так как не исключена ситуация, когда нарушитель, предположим, при отсутствии у него денежных средств или невозможности их выплаты в порядке компенсации морального вреда в ближайшее время в состоянии возместить вред товарами, работами или услугами, а потерпевший не возражает против такой формы компенсации. Поэтому в ч. 1 ст. 151 ГК слова «суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда» следует заменить словами «он подлежит компенсации лицом, причинившим вред, в денежной или с согласия потерпевшего натуральной форме».

    5. Требуется введение в текст Закона положений об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.






    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В ходе исследования темы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

    Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей граждан по договору розничной купли-продажи имеют акты официального судебного толкования.

    Вместе с тем механизм реализации прав граждан по договору купли-продажи, в частности розничной, требует изменений путем совершенствования законодательства в этой сфере.

    Считаю, что необходимо четко урегулировать правоотношения между гражданами-покупателями и продавцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, т. к. повсеместно имеет место выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, так называемого предпринимательского договора купли-продажи.

    Также имеет место при разрешении конфликтных ситуаций по ненадлежащему качеству товара, разночтения обязательной формы заключения договора купли-продажи.

    В юридической литературе часто встречается утверждение, что преобладающей формой договора розничной купли-продажи является его устная форма. Но отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров и т.п.

    Правовой нигилизм не позволяет нашим гражданам защищать свои потребительские права, поэтому необходимо на практике обеспечить права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей: школьное образование по изучению основ потребительского права, публикации и рубрики в средствах массовой информации, создание органов по защите прав потребителей, в т. ч. и общественных, где интересы граждан должны представлять юристы. Необходимо, чтобы ими осуществлялись такие виды деятельности как информационные, образовательные, просветительские, консультативные, юридические.

    Если досудебное разрешение конфликтов по договорам купли-продажи можно возвести в ранг обычая, т. к. около 60% их рассматривается в добровольном порядке, то в судебной системе эти дела рассматриваются очень долго и зачастую много несправедливых решений.

    Есть надежда, что институт мировых судей упростит систему рассмотрения небольших дел, какими являются договоры купли-продажи.

    Считаю также, что привилегированное положение покупателя в договоре розничной купли-продажи не стыкуется с тем положением, что все стороны по всем договорам равны.

    Законодатель установил, что продавец почти всегда не прав и он должен нести весь груз ответственности. Наверняка не все продавцы пытаются ущемить права и интересы потребителей, да и возросший потребительский экстремизм подтверждает это. Необходимо законодательно соотнести степень ответственности обеих сторон, исходя из опыта накопленных отношений.

    Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации является солидной нормативной базой для коренной перестройки системы гражданского права в целом, а с ней и области договорных отношений. Считаю, что ГК РФ необходимо дополнить новыми нормами, которые регулировали розничную куплю-продажу не только между предпринимателями (продавцами) и покупателями, но и между физическими лицами, которые выступали бы в качестве продавца.

    Гражданский кодекс прямо называет около тридцати законов, из которых примерно двадцать приходится на долю актов, посвященных договорам купли-продажи. Наряду с ними следует принять с целью развития правового регулирования договоров купли-продажи большое число и других законов, таких как например Закон «О розничной торговле в РФ».




    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    Нормативные правовые акты


    1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
    3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
    4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (ред. от 23.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 26.01.1998, N 4, ст. 482.

    Научная, учебная, справочно-информационная литература


    1. Васильчикова, Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] / Н.В. Васильчикова. М.: Омега-Л, 2016. 190 с.
    2. Горина, И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: сам себе адвокат, № 4 [Текст] / И.Е. Горина М.: Юрайт-Издат, 2015. - 156 с.
    3. Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав [Текст] / В.П. Грибанов. М.: Статут, 2015. 276 с.
    4. Еналеева, И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов [Текст] / И.Д. Еналеева. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. 144 с.
    5. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики) [Текст] / Под ред. Садикова О.Н. М.: Контракт, 2014. 213 с.
    6. Парций, Я.Е. Правила торговли. Комментарий законодательства [Текст] / Я.Е. Парций М.: Юнити, 2016. 342 с.
    7. Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей" [Текст]. М.: Юнити, 2014. С. 78.
    8. Романова, Е.В. Правила торговли и защита прав продавца [Текст] / Е.В. Романова. М.: Альфа-Пресс, 2015. 316 с.

    Периодические издания


    1. Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст] / В.В. Богдан // Юрист. 2016. № 7. С. 15.
    2. Внукова, В.А. Особенности субъектного состава договора розничной купли-продажи [Текст] / В.А. Внукова // Гражданское право. 2016. № 2. С. 17.
    3. Коржнев, А.А. Некоторые аспекты в розничной торговле [Текст] / А.А. Коржнев // Налоги (журнал). 2016. № 4. С. 14.
    4. Корнилов, Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей / Э.Г. Корнилов [Текст] // Хозяйство и право. 2015. № 11. С. 21.
    5. Лапач, В. Право в розницу [Текст] / В. Лопач // ЭЖ-Юрист. 2015. № 37. - С. 4.
    6. Попова, М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст] / М. Попова // Бизнес-адвокат. 2015. № 1. С. 11.
    7. Свердлык, Г., Страунинг, Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация [Текст] / Г. Свердлык, Э. Страунинг // Хозяйство и право. 2015. - № 1. С. 15.
    8. Семенихин, В.В. Договор розничной купли-продажи [Текст] / В.В. Семенихин // Юрист. 2016. № 8. С. 18.
    9. Четкина, О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст] / О. Четкина // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 6. С. 19.

    Судебная практика


    1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Российская газета, N 156, 11.07.2012.

    Интернет-ресурсы


    1. Апелляционные определения Московского городского суда от 16.07.2014 по делу N 33-24254, от 26.08.2014 N 33-33492/14 // Официальный сайт Московского городского суда. Режим доступа: http://www.mos-gorsud.ru/inf/
    2. Официальный сайт Самарского областного суда. Режим доступа: https://oblsud--sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Договор розничной купли-продажи ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.