Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Договор транпортной экспедиции

  • Вид работы:
    Другое по теме: Договор транпортной экспедиции
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    30.12.2016 3:04:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение3


    Глава 1 Общая характеристика договора транспортной экспедиции5

    1.1 Понятие, сфера применения и виды договора транспортной экспедиции5

    1.2 Предмет и юридическая природа договора транспортной экспедиции8


    Глава 2 Содержание и ответственность по договору транспортной экспедиции11

    2.1 Проблемы исполнения договора транспортной экспедиции11

    2.2 Ответственность экспедитора и клиента15


    Заключение20


    Библиографический список22





    Введение


    Характеризуя правовую природу договора транспортной экспедиции, его зачастую определяют как разновидность или вид договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора.

    Договору транспортной экспедиции посвящена отдельная глава ГК РФ, в которой предусматривается, что регулирование отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, осуществляется также специальным федеральным законом. Таким законом является ФЗ от 30 июня 2003 года № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности».

    Названный Федеральный закон, принятый в развитие п. 3 ст. 801 ГК РФ, значительно расширил объем правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности по сравнению с нормами главы 41 Кодекса.

    Вместе с тем наличие целого ряда нерешенных проблем, связанных с правовым регулированием экспедиторских услуг, свидетельствует о том, что многие вопросы остались неурегулированными и требуют дальнейшей доктринальной и практической разработки.

    Данная тема курсового исследования является актуальной, так как с дальнейшим развитием экономики транспортно-экспедиционная деятельность приобретает все большую популярность среди многочисленных участников гражданского оборота: перевозчиков и экспедиторов, грузополучателей и грузоотправителей, причем на всех видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном, морском и других.

    И это понятно. Ведь транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым и важным элементом товаропроводящих систем, направлена на повышение их качества и ускорение продвижения товара от производителя к потребителю.

    Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающая в процессе реализации договора транспортной экспедиции.

    Предмет исследования выступают совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих договор транспортной экспедиции.

    Целью работы является исследование договора транспортной экспедиции.

    Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

    - проанализировать понятие, сферу применения и виды договора транспортной экспедиции;

    - рассмотреть предмет и юридическую природу договора транспортной экспедиции;

    - исследовать проблемы исполнения договора транспортной экспедиции;

    - проанализировать ответственность экспедитора и клиента.

    Методологической основой работы явились общенаучный метод и частно - научные методы познания: диалектический, структурный и сравнительно-правовой методы, формально-юридический анализ и другие.

    Нормативной базой работы стали Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, судебно-арбитражная практика.

    Теоретическую основу работы составили труды Е.Н. Абрамовой, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланова, А.П. Сергеева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского и др.






    Глава 1 Общая характеристика договора транспортной экспедиции


    1.1 Понятие, сфера применения и виды договора транспортной экспедиции


    В транспортной деятельности значительный объем занимает оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки грузов, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза. Эти услуги осуществляются на основе специального договора транспортной экспедиции, использование которого позволяет переложить решение транспортных проблем клиента на профессионального экспедитора.

    Основные права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции закреплены в главе 41 ГК РФ, в которую с момента принятия в 1995 году части второй Гражданского кодекса не вносилось ни одного изменения. В соответствии с ГК РФ принят специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения которого имеют приоритет перед соглашением сторон. Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе оформления перевозочных документов. Во исполнение Закона Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности, которые устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг и требования к их качеству. Наконец, Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

    Нормативная правовая основа для применения договора транспортной экспедиции остается весьма стабильной и достаточно систематизированной. Кроме того, следует учесть, что транспортная экспедиция тесно связана с отношениями по перевозке грузов, в которых отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, вовлеченность в этот процесс большого круга лиц. Этим, например, обусловливается применение правил об ограниченной ответственности перевозчика, обязательность предъявления претензии к экспедитору в пределах срока исковой давности.

    В законодательстве о транспортной экспедиции используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортно-экспедиционных правоотношений. Например, в законодательстве определен перечень экспедиторских документов, их формы и порядок оформления, детализированы права и обязанности сторон. Поэтому конкретные условия договора транспортной экспедиции не могут противоречить императивно установленным правилам, соответственно, усмотрение сторон этого договора ограничено.

    По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности услуг, которые может оказывать экспедитор: основные, перечисленные в части 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ (организация перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки или получения груза, выполнение любых других обязанностей, связанных с перевозкой), и дополнительные, описанные в части 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ (получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором).

    Неудачное выделение в ст. 801 ГК РФ категории дополнительных услуг экспедитора породили в научной литературе попытки найти научное обоснование такому делению. Анализируя эти дискуссии, В.В. Витрянский убедительно показал некорректность противопоставления «основных» и «дополнительных» услуг экспедитора. А С.Ю. Морозов обратил внимание на отсутствие практического значения такого деления и предложил скорректировать ст. 801 ГК РФ.

    Как видно из формулировок ст. 801 ГК РФ, перечень услуг, которые может оказывать экспедитор, является открытым. Данное обстоятельство свидетельствует о чрезвычайно широкой сфере применения договора транспортной экспедиции и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение экспедитором любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

    В юридической литературе выделяются следующие разновидности договора транспортной экспедиции: договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю (договор о полном транспортно-экспедиционном обеспечении), договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, договор об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах, договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

    Общепризнано, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

    1.2 Предмет и юридическая природа договора транспортной экспедиции


    Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в который включаются действия экспедитора по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, с одной стороны, и действия клиента по уплате экспедитору причитающегося ему вознаграждения и возмещению понесенных им расходов, с другой стороны. Точное выявление объема оказываемых экспедитором услуг позволяет правильно определить юридическую природу этого договора и разграничить его с иными договорами об оказании возмездных услуг, в частности, поручением, комиссией, агентированием, хранением, перевозкой.

    В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции, как о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза. Например, Е.Н. Абрамова и Н.Н. Аверченко пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные».

    Г.П. Савичев полагает, что предмет договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.».

    Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. В этом договоре могут сочетаться элементы различных сходных обязательств - поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки, и т.д. Однако это сочетание не означает «смешение» договора транспортной экспедиции с иными схожими договорами. Напротив, именно особое сочетание различных обязательственных элементов, связанных с перевозкой грузов, превращает договор транспортной экспедиции в специальный вид договора в сфере транспортной деятельности.

    Выявив это новое качество сложных правовых связей внутри транспортно-экспедиционных отношений, законодатель выделил договор транспортной экспедиции в самостоятельный вид, специально приспособленный к регулированию транспортной экспедиции. Поэтому представляется весьма точным утверждение Л.В. Санниковой о том, что «наличие «чужих» признаков в данном договоре не влияет на признание его самостоятельным гражданско-правовым договором».

    Весьма важное практическое значение имеет сравнительный анализ договора транспортной экспедиции и иных сходных договоров о возмездном оказании услуг. Диапазон разброса мнений относительно соотношения договора транспортной экспедиции и иных договоров весьма широк: «от отрицания самостоятельного характера договора транспортной экспедиции и сведения его к «перевозочному» виду иных известных договоров в зависимости от того, от своего имени или от имени клиента действует экспедитор, а также от того, какой характер носят эти действия, до признания самостоятельного характера экспедиционного обязательства, образуемого целиком из элементов, относящихся к иным типам договорных обязательств.

    Ключевым критерием самостоятельности договора транспортной экспедиции является цель его заключения, отраженная в пункте 1 ст. 801 ГК РФ. Она состоит в возложении на экспедитора обязанности выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, и тем самым в освобождении клиента от необходимости самому осуществлять действия, составляющие указанный предмет договора. Определение цели договора позволяет его выделить из группы договоров, направленных на представление интересов другого лица - поручения, комиссии и агентского.

    Действительно, в конструкции договора транспортной экспедиции заложена возможность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. Подобное действие в чужом интересе свойственно и таким договорам на оказание услуг, как договор поручения, договор комиссии и агентский договор. Однако признак действия в чужом интересе от имени клиента либо от своего имени не является существенным для договора транспортной экспедиции. Представительские функции экспедитора, по сути, являются лишь средством достижения основой цели договора - осуществления экспедитором деятельности, направленной на обеспечение перевозки груза в интересах грузоотправителя (грузополучателя).



    Глава 2 Содержание и ответственность по договору транспортной экспедиции


    2.1 Проблемы исполнения договора транспортной экспедиции


    Согласно ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме. При этом клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

    Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

    Правила транспортно-экспедиционной деятельности допускают возможность использования иных экспедиторских документов в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении. Например, Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) рекомендовано к использованию восемь экспедиторских документов: экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, оборотный мультимодальный транспортный коносамент, складская расписка, поручение экспедитору, декларация отправителя о перевозке опасных грузов, необоротная мультимодальная транспортная накладная, интермодальное весовое свидетельство отправителя.

    На практике возникает множество вопросов, связанных с использованием конструкции договора транспортной экспедиции.

    С 1 июня 2015 г. в ГК РФ появилась ст. 429.1 о рамочном договоре (договоре с открытыми условиями), определяющем общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

    Рамочный договор относится к организационным договорам. Это подтверждается позицией ВАС РФ, выраженной в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными. ВАС РФ отметил, что условия организационного (рамочного) соглашения являются частью заключенного договора, если иное не указано сторонами и такой договор в целом соответствует их намерению, выраженному в организационном соглашении.

    С учетом указанной позиции к рамочному договору могут быть отнесены только договоры об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. Иные разновидности договора транспортной экспедиции носят конкретный имущественный характер, и в них определяются все существенные условия, не требующие для исполнения заключения дополнительных соглашений сторон.

    Еще один вопрос связан со стремлением сторон ограничиться подписанием договора транспортной экспедиции и не оформлять поручение экспедитору. Такой подход представляется не соответствующим пункту 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, предусматривающему, что для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Возникнет и противоречие с пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ, в соответствии с которым экспедиторские документы подтверждают заключение договора транспортной экспедиции. Иными словами, в рамках транспортно-экспедиционных правоотношений должно быть выдано поручение экспедитору. Однако в законодательстве нет указания на правовые последствия отсутствия такого поручения. Очевидно, что отсутствие поручения экспедитору не делает договор транспортной экспедиции незаключенным, хотя может существенно осложнить досудебное разбирательство и судебный процесс в случае возникновения спора.

    Немало проблем связано с надлежащей идентификацией отправителя поручения экспедитору. Возможна ситуация, когда экспедитор принимает поручение и приступает к его исполнению, а потом клиент в лице своего представителя заявляет, что он поручения не давал, либо оно было отправлено не уполномоченным лицом.

    В любом случае поручение экспедитору должно быть составлено в письменной форме. После этого оно в силу пункта 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности должно быть представлено экспедитору на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции. Последняя фраза детализируется в пункте 11, который определяет, что порядок и условия представления поручения с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором. Следует учесть, что этим положениям некоторым образом противоречит пункт 18 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, предусматривающий заполнение бланка «Поручение экспедитору» в двух экземплярах и вручение его экспедитору, что подразумевает вручение письменного оригинала.

    С учетом вышеизложенного представляется оправданным в договоре указать конкретный способ отправки поручения и должностное лицо-отправителя, уполномоченное на отправку поручения.

    При заключении договора транспортной экспедиции стороны согласовывают причитающееся экспедитору вознаграждение. При этом у сторон может возникнуть спор относительно расходов экспедитора, понесенных им в интересах клиента. Дополнительные сложности возникают в случаях, когда стороны в договоре заранее оговорили полную сумму расходов клиента на транспортную экспедицию, а права на одностороннее изменение условий договора не предусмотрено.

    Общая цена договора транспортной экспедиции не является его существенным условием. Это вытекает из пункта 1 ст. 801 ГК РФ, где указывается на то, что услуги транспортной экспедиции выполняются за счет другой стороны, поэтому клиент обязан возместить понесенные экспедитором расходы в интересах клиента. Такое положение обоснованно, поскольку у клиента есть право давать указания экспедитору в соответствии с договором, которые могут повлечь увеличение расходов. Таким образом, клиент обязан погасить все расходы экспедитора, понесенные в интересах клиента. Подобной трактовки придерживается и судебная практика. Например, в Определении ВАС РФ от 11.02.2013 № ВАС-14799/12 по делу № А51-14928/2011 было отмечено, что все издержки, связанные с самим процессом перевозки, должен нести клиент, за исключением случаев, когда такие издержки связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязанностей. Дополнительные издержки по перевозке контейнеров возникли в результате введения с 1 июля 2010 г. в действие норм Таможенного кодекса Таможенного союза, вызвавшего необходимость изменения сложившейся на терминале системы предварительного таможенного оформления транзита и перехода на систему оформления грузов под процедуру транзита после погрузки на железнодорожный подвижной состав. Указанные обстоятельства не могли быть предотвращены экспедитором при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а следовательно, и не могут являться основаниями для возложения на него издержек по осуществлению перевозки в интересах клиента.


    2.2 Ответственность экспедитора и клиента


    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по общим правилам гражданского законодательства. В частности, как и всякий должник, не исполнивший обязательство, экспедитор должен отвечать перед кредитором в полном объеме.

    Однако если на экспедитора возлагается обязанность заключить договор перевозки от своего имени, то он становится контрагентом перевозчика. В этом случае экспедитор подобно перевозчику также будет нести ограниченную ответственность перед клиентом либо даже полностью освобождаться от нее, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки.

    Законом о транспортно-экспедиционной деятельности установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров клиентов с экспедиторами, за исключением споров, возникших при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

    На практике иногда возникает вопрос о том, возможно ли привлечение экспедитора к ответственности за ненадлежащее (несвоевременное) оказание услуги, предусмотренной в поручении экспедитору, но не предусмотренной в договоре? Такая проблема может возникнуть в случае, когда в договоре предусмотрен закрытый перечень услуг, оказываемых экспедитором, а также установлена ответственность в виде неустойки за ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитора. При этом в поручении экспедитору указаны иные услуги, не предусмотренные договором, и экспедитор принимает их к исполнению без возражений.

    В зависимости от фактических обстоятельств возможна различная трактовка возникшей проблемы. Прежде всего, следует исходить из пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ, в соответствии с которым экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. В то же время поручение экспедитору является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и в силу пункта 2 ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ подтверждает заключение договора. С учетом такого соотношения договора и поручения можно заключить, что если между их текстами нет фактических (смысловых) противоречий, то экспедитор обязан выполнить поручение в полном объеме. Если такие противоречия выявляются, то следует исходить из фактической воли клиента, из того, что в действительности поручал клиент экспедитору.

    Возможно также, что после заключения договора имело место уточнение поручения экспедитору в рамках договора. Если при этом противоречий в формулировках не выявляется, то экспедитор обязан исполнить уточненное поручение клиента. Если такие противоречия имеются, то устанавливается буквальное толкование положений договора и поручения и выявляется действительная воля клиента.

    С другой стороны, нужно разобраться, почему в поручении были указаны услуги, которые не описаны в тексте договора. Такое сомнение представляется обоснованным в силу того, что установленная Приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23 форма поручения экспедитору, по сути, не предусматривает какой-либо возможности детализации услуг экспедитора, направленной на изменение согласованных сторонами положений договора транспортной экспедиции. По смыслу указанной формы и пояснений по ее заполнению, поручение не должно противоречить тексту договора.

    Можно ли в приведенном примере рассматривать принятие экспедитором к исполнению поручения без возражений в качестве акцепта изменения условий договора в части перечня оказываемых услуг? Представляется, что в данном случае имеет место не изменение условий договора, а уточнение указаний клиента в рамках поручения. Для изменения условий договора необходимо заключение соответствующего дополнительного соглашения сторон.

    Поскольку уточненные услуги, указанные в Поручении экспедитору, являются неотъемлемой частью общего обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции, постольку и на ненадлежащее исполнение этих услуг должна распространяться договорная неустойка.

    Практический интерес представляет также анализ реализации принципа безвиновной ответственности экспедитора в транспортно-экспедиционных отношениях. Например, подлежит ли экспедитор освобождению от ответственности за утрату или повреждение груза, прибывшего в место назначения в исправном автомобиле и с исправными пломбами грузоотправителя?

    Действовавший до марта 2009 г. УАТ РСФСР автоматически освобождал автотранспортные организации за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя (п. «а» ст. 133). В действующем Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта подобной нормы нет, что свидетельствует о действии принципа безвиновной ответственности экспедитора и невозможности его автоматического бездоказательного освобождения от ответственности.

    В судебной практике сформировалось два противоположных подхода к решению этого вопроса. Некоторые суды, освобождая экспедитора от ответственности, исходили из отсутствия его вины в повреждении принятого к перевозке груза, поскольку «повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Под такими обстоятельствами ФАС УО, например, признал то, что «груз поступил грузополучателю в исправном автомобиле за исправными пломбами грузоотправителя, смещение деталей произошло внутри тары... и обнаружено только при внутритарной приемке». При этом суды ссылаются и на то, что именно грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза. Для обоснования такого подхода применяется п. 1 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В аналогичных решениях судов указывается на то, что груз принимался в опломбированных контейнерах, а исправность пломбы свидетельствует об отсутствии у экспедитора доступа к грузу и не дает оснований полагать, что недостача произошла во время перевозки.

    В то же время большинство судов автоматически не освобождают экспедитора от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда он прибывает в исправном автомобиле за исправными пломбами. В подобных случаях суды обоснованно исходят из того, что ГК РФ не предусматривает оснований «для освобождения перевозчика от ответственности за повреждение груза, прибывшего в исправном автомобиле за исправными пломбами грузоотправителя». «Наличие сохранной пломбы само по себе... не является безусловным доказательством отсутствия вины перевозчика в недостаче груза».

    В подобных решениях судов применяются общие нормы об ответственности за нарушение обязательств, установленные ст. 6 ГК РФ и гл. 25 ГК РФ, а также специальные нормы об ответственности экспедитора, предусмотренные ст. 803 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

    Так, в пункте 1 ст. 7 указанного Закона определено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В этом положении заложен принцип безвиновной ответственности экспедитора (аналогично ответственности перевозчика по ст. 796 ГК РФ). Предполагается, что экспедитор виновен, пока он не докажет обратного, и никакие обстоятельства не могут его автоматически, бездоказательно освободить от ответственности.

    По общему правилу экспедитор несет ответственность в полном объеме в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции - предпринимательский договор, поэтому экспедитор несет предпринимательские риски, связанные с нарушением принятых на себя обязательств, в том числе и тогда, когда это связано с действиями иных лиц. Ограниченная ответственность экспедитора возможна только в том случае, когда нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, например, когда экспедитор заключает договор с перевозчиком от своего имени. Обстоятельства, вызванные пограничными или таможенными процедурами, невозможно отнести к непреодолимой силе или вине клиента, поэтому в подобных случаях экспедитор должен нести ответственность за нарушение сроков выполнения поручения.


    Заключение


    В заключение работы можно сделать следующие выводы.

    Договор транспортной экспедиции - это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Правовая природа договора транспортной экспедиции является сложной, что подчеркивается всеми его исследователями. Действительно, договор транспортной экспедиции находится на стыке многих видов обязательств. И если рассматривать изолированно отдельные элементы работ и услуг экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров.

    Так, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени. Вместе с тем договор транспортной экспедиции не сводится к каждому из этих видов договоров, а имеет самостоятельное значение. Все услуги, оказываемые экспедитором клиенту, подчинены одной цели - обеспечению перевозки груза. Экспедиторские операции носят вспомогательный характер по отношению к перевозке, и вне связи с транспортировкой нет договора транспортной экспедиции. По сути, договор транспортной экспедиции является смешанным договором, содержащим элементы вышеперечисленных договоров в том или ином сочетании.

    С точки зрения общей характеристики гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. В последнее время по поводу консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции нет единства среди цивилистов. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только организует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признается консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспедитору грузом договор считается реальным.

    Одной из актуальных практических проблем, требующих своего решения, является неразработанность понятия транспортно-экспедиционной деятельности. Дело в том, что именно транспортно-экспедиционная деятельность составляет предмет договора транспортной экспедиции. особенность предмета данного договора заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели - обеспечению перевозки груза. Данный признак позволяет отграничить услуги, оказываемые экспедитором, от операций, оказываемых грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям со стороны иных организаций, обслуживающих участников транспортного процесса.

    Комплексное правовое регулирование транспортной экспедиции выражается не только через законодательство, кодексов и уставов, но и через различные хозяйственно-правовые договоры, которые могут предусматривать такой вид хозяйственной деятельности. Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством.





    Библиографический список


    Нормативно-правовые акты


    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г. (в ред. от 2 октября 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 1995 г. (в ред. от 23 мая 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
    4. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г. (в ред. от 30 марта 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3302.
    5. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 1995 г. (в ред. от 9 апреля 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 411.
    6. О транспортно-экспедиционной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июня 2003 г. (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701.
    7. Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 37. Ст. 3890.
    8. Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов: Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 15.

    Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:


    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2014. 910 с.
    2. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2014. 592 с.
    3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2014. 992 с.
    4. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. 480 с.
    5. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М.: Волтерс Клувер, 2014. 120 с.

    Научные статьи и другие публикации периодических изданий:


    1. Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения // Транспортное право. 2015. № 2. С. 41 - 43.
    2. Каменков В.С. Предмет договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2015. № 3. С. 24 - 26.
    3. Кузьмичев А.С., Малыгин А.А. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях // Журнал российского права. 2015. № 5. С. 26 - 29.
    4. Метелева Ю.А. Правовое регулирование транспортной экспедиции // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 17 - 19.
    5. Нестерчук Ю. Договор транспортной экспедиции // ЭЖ-Юрист. 2015. № 14. С. 11 - 13.

    Судебно-арбитражная практика:


    1. Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: #"justify">Определение ВАС РФ от 11 февраля 2013 г. № ВАС-14799/12 по делу № А51-14928/2011 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: #"justify">Постановление ФАС Уральского округа от 31 января 2013 г. № Ф09-13681/12 по делу № А71-6723/2012 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: #"justify">Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июля 2014 г. по делу № А56-54258/2013 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: #"justify">Постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2008 г. № КГ-А40/6551-08 по делу № А40-3444/08-61-38 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: #"justify">Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2015 г. № Ф06-18313/2013, Ф06-2189/2013 по делу № А55-2584/2013 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант» URL: http://base.cosultat.ru/cos. (дата обращения: 25.11.2016).
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Договор транпортной экспедиции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.