Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ЕС и Россия (санкции)

  • Вид работы:
    Другое по теме: ЕС и Россия (санкции)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    22.09.2018 14:38:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

























    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ3-4ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА5-121.1 История возникновения Европейского союза5-12ГЛАВА 2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ

    13-302.1 Взаимоотношения СССР и Европейского союза 1985 1991 гг.132.2 Взаимоотношения между Россией и Европейским союзом14-30ГЛАВА 3 РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ31-39ЗАКЛЮЧЕНИЕ40-41СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ42-43


















    ВВЕДЕНИЕ


    Отношения между двумя крупными геополитическими игроками Евразии Россией и Европейским союзом насчитывают уже более двух десятилетий. За этот, в общем-то, небольшой временной срок они переживали как периоды взлета и благоприятствования, так и периоды падения и кризиса. Причинами подобного положения дел являлись взаимные претензии и недовольство друг другом по целому ряду вопросов, внутренние процессы в обоих образованиях и, конечно, несовпадение точек зрения на решение глобальных проблем. Тем не менее, хоть и порой в весьма непростых условиях, но сотрудничество между Европой и РФ продолжало активным образом развиваться.

    Сегодня линия партнерства «Россия-ЕС» переживает далеко не лучшие времена. Как известно, 2014 г. стал переломным в двусторонних отношениях. Украинские события и возвращение Крыма в состав России значительно «подпортили» развитие диалога и оттолкнули наших европейских партнеров. Серьезный удар по двусторонним отношениям был нанесен введением Евросоюзом, во многом с подачи США, санкций в отношении России, а затем и ответными мерами РФ. И хотя активно развивавшиеся до санк-ционной войны торгово-экономические и политические контакты, безусловно, не без взаимных противоречий, нельзя было в полной мере назвать стратегическим партнерством, было бы глупо отрицать тот факт, что обе стороны заинтересованы в эффективном и стабильном развитии отношений. Но возможно ли это в нынешних условиях? И что должно произойти в самих России и Европейском союзе или в мире, чтобы отношения были налажены?

    Ответы на данные вопросы в ближайшее время останутся открытыми. В связи с этим целью моей работы является изучение этих отношений на современном этапе, т.е. в условиях санкционного и геополитического противостояния. Эту цель можно конкретизировать в следующих задачах: 1) определить истоки возникновения взаимоотношений между Европейским Союзом и Россией; 2)выявить и охарактеризовать причины кризисной ситуации, сложившейся в отношениях России и Европейского союза; 2) попытаться спрогнозировать дальнейшее их развитие.



























    ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.


    1. История возникновения Европейского союза.

    Для того чтобы понять основные пункты взаимодействия России и Европейского союза, надо определиться с понятием Европейского союза и его основными функциями.

    Итак, Европейский союз, (European Union) объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.Также это экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.

    Основные целями создания Европейского союза являются:
    введение европейского гражданства;
    обеспечение свободы, безопасности и законности;
    содействие экономическому и социальному прогрессу;
    укрепление роли Европы в мире.
    Численность населения стран, входящих в Европейский союз более 500 млн. человек.
    Официальными языками Европейского союза являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.
    Европейский союз имеет собственную официальную символику флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн Европейского союза Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии.
    Европейский союз не имеет официальной столицы. Страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту. Все таки большинство основных институтов Европейского союза расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы Европейского союза находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

    12 государств-членов Европейского союза (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (далее - ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту евро.

    Страны европейского союза: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швеция, Эстония.

    Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году. С пятьюстами миллионами жителей доля Европейского союза как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2016 году 16,7 (%) рассчитанного по паритету покупательной способности.

    Создание региональных экономических блоков часто объясняется преимуществами свободной торговли на крупных рынках, что позволяет добиться большей экономии средств в условиях конкуренции и оптимизации производства. Однако то же самое достигается через интернационализацию экономики, либерализацию рынков, уменьшение государственного вмешательства. Процесс интеграции Европы начался в мировом масштабе тогда, когда экономики европейских стран стали открытыми. Создание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ), участие в переговорах по Генеральному соглашению по тарифам и торговле и других переговорах, на которых часто обсуждались вопросы торговых отношений, вели к либерализации международных рынков.

    В итоге, с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского союза, был создан валютный союз, гарантирующий свободное движение как людей, так и товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

    Итак, Европейский союз это международное образование, формально не являющееся ни государством ни международной организацией но имеющее признаки и того и другого. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национальной независимости ради создания политического и территориального объединения с единой структурой. При этом страны, входящие в состав союза, разнородны и обладают разной степенью влияния на мировое хозяйство.

    Право Европейского Союза (EU law; European Union law) уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейского объединения в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза, результат реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему, сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Суда Европейских сообществ.

    Термин «право Европейского Союза» употребляется с появлением Европейского Союза, до этого сложившийся правовой массив обозначался как «право Европейских сообществ», «право Европейского сообщества», хотя последние понятия не равнозначны понятию «право Европейского Союза». Некоторые ученые рассматривают понятие «право Европейского Союза» как синоним более широкого понятия «Европейское право», используемого в узком смысле.

    Центральным звеном, ядром права Европейского Союза и права Европейских сообществ является право Европейского Сообщества. Стержнем же, несущей конструкцией права Европейского союза являются принципы права Европейского союза исходные положения наиболее общего характера, определяющие смысл, содержание, реализацию и развитие всех остальных норм права Европейского союза.

    Принципы права Европейского союза разделяются на функциональные и общие принципы права Европейского союза. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права Европейского союза и принцип прямого действия права Европейского союза. Принцип верховенства права Европейского союза означает приоритет норм права Европейского союза над нормами национального законодательства государств-членов, нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права Европейского союза. Принцип прямого действия права Европейского союза означает непосредственное применение права Европейского союза на территории государств-членов, действие норм права Сообщества без какой-либо трансформации в правопорядок государства-члена. Данные принципы были выработаны практикой Суда путём толкования учредительных документов организации. К числу общих принципов права Европейского союза относятся принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип не дискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

    Право Европейского Союза обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права Европейского Союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов акты первичного права и акты вторичного права.

    К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

    Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (далее - ЕОУС), Римский договор, учреждающий Европейский союз 1957 г., Римский договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии, Маастрихтский договор о Европейском Союзе, так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии), Бюджетный договор, Бюджетный договор, Единый европейский акт, Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов. На Конференции государств-членов, завершившейся в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза (Ниццкий договор).

    К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты принимаемые на основе учредительных договоров. В определении источников вторичного права мы наблюдаем столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англо-саксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.

    Вторичное право Европейского Союза имеет своими источниками различные категории правотворческих форм. Первая категория актов вторичного права это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС. Вторая категория это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС). Третья категория это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения. Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К данной категории актов относятся принципы и общие ориентиры, общая позиция, совместная акция, общая стратегия. Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты решения Суда. К источникам вторичного права относятся акты sui generis «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция). Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.

    Своеобразие Европейского Союза предопределяет и структурные особенности права Европейского Союза. Структуру права Европейского Союза составляют несколько взаимосвязанных друг с другом элементов. Элементами данной структуры являются учредительные договоры Европейского Союза, положения о правах и основных свободах человека, нормы, принятые по Общейвнешнейполитикеиполитикебезопасности и Сотрудничеству полиции и судебных органов, а также право Европейских сообществ.

    В праве Европейского Союза сегодня наблюдаются тенденции кодификации и совершенствования (Enforcement). Лаакенская декларация, принятая на саммите глав государств/правительств государств-членов в рамках Европейского совета подчёркивает необходимость реформы источников первичного и вторичного права Европейского Союза, упрощения правовых форм и создания на основе учредительных договоров Европейского Союза и Хартии Европейского Союза об основных правах полноценной Конституции Европейского Союза.

    Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором. Они носили декларативный характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава Организации объединенных наций; призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.

    Тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов была учреждена система Европейского политического сотрудничества (далее - ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел.

    Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (далее - ОВПБ) Европейского союза, закрепленной в Маастрихтском договоре. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны». Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза была сформулирована на основе Маастрихтского договора и получила дальнейшее развитие в дальнейших договорах, таких как Амстердамский договор, Ниццкий Договор или Лиссабонский договор.

    Среди основных целей ОВПБ были названы:
    защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;
    развитие международного сотрудничества;
    развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
    В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции Европейского союза по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.
    Амстердамский договор расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:
    определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
    принятия решений по общей стратегии;
    усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.
    Общая оборонная политика предусматривала постепенное включение в рамки Европейского Союза оперативных структур Западноевропейского союза (ЗЕС).
    Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. Европейский союз приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии Европейского союза в отношении России, Украины, стран Средиземноморья.
    Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях Европейского союза, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия.
    Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

    ГЛАВА 2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ.


    2.1. Взаимоотношения СССР и Европейского союза 1985 1991 гг.


    Советский союз основное сотрудничество осуществлял через Совет экономической взаимопомощи (далее - СЭВ). В состав СЭВ входили: Венгрия, Польша, Болгария, Румыния, Чехословакия, Союз советских социалистических республик (далее СССР). Европейский союз стал торговым партнёром СССР только с начала перестройки в 1985 г. Первый этап характерен односторонними соглашениями; взаимоотношения складывались на принципах односторонней помощи. Основная проблема состоит в том, что Европейский союз отказывается признавать СЭВ в качестве равного торгового партнёра.

    Отправной точкой экономических отношений между СЭВ и Европейским союзом стало подписание в 1988 году «Совместной декларации», которая устанавливала экономические связи стран СЭВ и Европейского союза.

    18 декабря 1989 г. было подписано соглашения между СССР и Евратомом по вопросам энергетики. Также в 1989 г. между СССР и европейскими сообществами было заключено «соглашение о торговле и сотрудничестве», в котором можно выделить количественные ограничения на импорт из СССР большинства видов товаров, кроме угля, стали и текстиля.

    Уже в 1990 г., на заседании Европейского совета в Риме, было достигнуто соглашение о финансовой поддержке экономических реформ в СССР. В том же 1990 г. для поддержки экономических реформ в СССР была создана программа ТАСИС.





    2.2 Взаимоотношения между Россией и Европейским союзом


    В 1994 г. на острове Корфу было подписано «Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве» между Россией и Европейским союзом.

    В соглашении были прописаны вопросы, касающиеся политической сферы, торгово-экономических отношений, культуры.

    Согласно этому договору была создана система совместных институтов:

    - Представительство России при Еврокомиссии.

    - Представительство Еврокомиссии в России.

    Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве устанавливает:

    - Принципы партнёрства.

    - Сотрудничество устанавливается на основе документов.

    - Взаимосвязь между осуществлением всестороннего партнёрства и завершением в России экономических и политических реформ.

    - Был создан механизм регулярного проведения политического диалога.

    - Установление режима наибольшего благоприятствования в отношении тарифов.

    - Регулирование взаимоотношений в трансграничной предпринимательской деятельности.

    - Договор установил 30 областей взаимодействия.

    - Укрепление культурного сотрудничества, свободный обмен информацией.

    Сотрудничество в экономической сфере можно разделить на три группы:

    1. Развивающееся сотрудничество: инвестирование, промышленность, научно-техническое сотрудничество, ядерная энергетика, космос, таможенное дело, образование, движение капитала, туризм.

    2. Начавшееся сотрудничество: энергетика, окружающая среда, терроризм.

    3. Сотрудничество не начато: транспорт, социальная сфера, защита потребителей, стандартизация, горнодобывающая промышленность, строительство, малый бизнес, связь, информатика, статистика.

    Саммиты играют ключевую роль в институциональной системе взаимодействия России и Европейского союза и определяют стратегические направления развития отношений. Они проходят дважды в год: традиционно в первом полугодии в России, во втором согласно практике, установившейся после вступления 1 декабря 2009 года в силу Лиссабонского договора в Брюсселе (ранее в стране, председательствовавшей в Совете Европейского союза). На подобных встречах с российской стороны участвуют Президент России и министры, отвечающие за те или иные сферы сотрудничества с Евросоюзом. Европейский союз представлен Председателями Европейского совета и Еврокомиссии, а также Высоким представителем по иностранным делам и политике безопасности.

    Со времени вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1 декабря 1997 г.) Россия и Европейского союза провели 28 саммитов.

    Комитет парламентского сотрудничества «РоссияЕвропейский Союз» (КПС Россия-ЕС) специальный механизм парламентского взаимодействия. Создан в соответствии со ст.95 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве РоссияЕвропейский союз.

    С российской стороны в работе Комитета принимают участие представители Федерального Собрания Российской Федерации. Со стороны Европейского союза это члены делегации Европарламента по связям с Россией.

    Заседания Комитета, согласно Правилам процедуры, проходят два раза в год, по очередно в Брюсселе или Страсбурге и в Москве. Все заседания проходят под совместным председательством глав обеих делегаций. Как правило, заседания, на которые приезжает российская делегация, проходят в течение двух дней. Помимо членов обеих делегаций, по приглашению главы делегации Европейского союза по связям с Россией, в заседании могут принимать участие Председатель Совета Европейского союза, а также член Комиссии Европейского союза, ответственный за связи с Россией. Как правило, заседаниям Комитета предшествуют заседания Бюро Комитета, в ходе которых согласовывается повестка дня и предварительно готовятся документы для обсуждения в Комитете.

    Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ей была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к Совету Европы, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Вторая чеченская война могла привести к исключению России из Совета Европы. С момента присоединения к Совету Европы Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение средств массовой информации. В частности, в одной из своих резолюций Парламентская ассамблея Совета Европы (далее ПАСЕ) усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента». ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

    Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, хотя российскими представителями периодически поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет Совета Европы. Россия ратифицировала более 50 конвенций Совета Европы по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ): по состоянию на конец 2010 года Судом приняты решения по существу по 1079 российским делам, в более чем 1019 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей Европейского кодекса прав человека (далее ЕКПЧ) или её протоколов. В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом. Европейский суд по правам человека международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

    На 25-й встрече на высшем уровне в Ростове-на-Дону 31 мая 1 июня 2010г. Россия и Европейский союз дали старт инициативе «Партнёрство для модернизации» к взаимной выгоде своих граждан.

    В мире, где народы и экономики всё более взаимосвязаны и взаимозависимы, всё более важной и необходимой становится модернизация наших экономик и обществ.

    Новое соглашение Россия Европейский союз, о котором в настоящее время ведутся переговоры, будет также служить основой для достижения этих целей. В этом контексте «Партнёрство для модернизации» будет служить гибкими рамками для продвижения реформ, укрепления роста и повышения конкурентоспособности и будет основываться на результатах, достигнутых к настоящему времени в контексте четырёх Общих пространств РоссияЕС, дополняя партнёрства между Российской Федерацией и странами-членами ЕС. Основным механизмом реализации инициативы «Партнёрство для модернизации» будут отраслевые диалоги Россия Европейский союз.

    Россия и Европейский союз совместно заинтересованы в укреплении возможностей для двусторонней торговли и инвестиций, облегчении и либерализации торговли в мировой экономике, укреплении и развитии конкуренции, в том числе посредством скорейшего вступления России в ВТО.

    Приоритетные области «Партнёрства для модернизации» будут включать:

    расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации, укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия, а также создание благоприятных условий для малых и средних предприятий;

    содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности;

    транспорт;

    содействие развитию устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности, а также поддержку международных переговоров по противодействию изменению климата;

    укрепление сотрудничества в сферах инноваций, исследований и развития, а также космоса;

    обеспечение сбалансированного развития путём принятия мер в ответ на региональные и социальные последствия экономической реструктуризации;

    обеспечение эффективного функционирования судебной системы и усиление борьбы против коррупции;

    содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом для поощрения участия людей и бизнеса. Данный перечень направлений сотрудничества не является исчерпывающим. По мере необходимости могут добавляться другие сферы сотрудничества. Россия и ЕС будут поощрять реализацию конкретных проектов в рамках «Партнёрства для модернизации».

    В 2008г. Россия выступила с инициативой о заключении нового, всеобъемлющего договора о европейской безопасности, который, как разъяснил Президент Российской Федерации Д. Медведев, призвана «объединить всю Евро-Атлантику на основе единых правил игры», вести к формированию единого пространства безопасности на континенте без разделительных линий. 5 июня 2008 года на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии (Берлин) Президент Российской Федерации впервые сформулировал эту инициативу инициативу о создании новой архитектуры европейской безопасности. Тогда она не была конкретизирована, и в известной степени по этой причине в западном сообществе она была воспринята достаточно сдержанно и даже холодно. Данная инициатива была подтверждена в Концепции внешней политики Российской Федерации, которую Медведев утвердил 12 июля 2008 года. После российско-грузинского конфликта в августе 2008 года в Южной Осетии отношения России и НАТО, равно как и отношения России и Европейского союза вступили в фазу очередного испытания. Попытки выстроить партнерство с обеими организациями отяготились новыми проблемами. Проявившаяся разница подходов к обеспечению безопасности между Россией и этими организациями стала дополнительным препятствием для развития отношений России и Европейского союза, равно как и России и НАТО в ранее заявленном формате. Конкретизация российской инициативы состоялась осенью в Эвиане на Конференции по мировой политике (8 октября 2008 г.), когда Д. Медведев сформулировал некоторые ключевые элементы предстоящих переговоров о новой архитектуре европейской безопасности. На встрече «двадцатки» в Лондоне 1 апреля 2009 г. была зафиксирована договоренность рассматривать инициативу о договоре по европейской безопасности (далее - ДЕБ). В июне 2009 года элементы ДЕБ были сформулированы уже на юридическом языке и распространены Представительством Российской Федерации при ОБСЕ в качестве вклада в работу ежегодной Конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (Вена, 23-24 июня 2009г). С тех пор по этой проблеме проходят соответствующие консультации, в том числе и на самом высоком уровне, но полномасштабные переговоры пока не начались.

    Как бы то ни было, но инициатива России о новой архитектуре европейской безопасности находится сегодня в эпицентре европейских политических дебатов. И это само по себе уже большое достижение российской дипломатии.

    27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов Европейского союза послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения Европейского союза, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, Европейский союз не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета Европейского союза в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

    19 июня 2006 года постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, Российская Федерация и Европейский союз выйдут на безвизовый режим.

    7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и Европейский союз готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима.

    12 января 2010 года глава МИД председательствующей в Европейском союзе Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в Европейском союзе (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и Европейским союзом.24 февраля 2010 года верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Европейскому союзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению DeutscheWelle, Кэтрин Эштон полагает, что Европейскому союзу и России еще далеко до введения безвизового режима.12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что Европейский союз разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая 1 июня. Европейский союз предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована.1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Европейского союза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Европейском союзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, затронули вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим, и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднительно, необходимо веское слово Европейской комиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

    23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе.13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений».25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.

    23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами Европейского союза и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», указывается в документе. На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам.

    В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

    В современном мире происходят радикальные изменения. Особенность их в том, что они происходят в исторически короткий период времени. Буквально за полтора десятка лет коренным образом трансформировалась вся геополитическая ситуация. В первую очередь это связано с распадом СССР и тем самым с исчезновением одного из двух полюсов силы, обеспечивавших во второй половине XX века стратегическую стабильность и отсутствие мировых войн. Россия стала совсем другой страной. Укрепляются старые и развиваются новые политические, экономические и культурные связи. С уходом в прошлое острой идеологической конфронтации, с изменением отношений между ведущими мировыми державами смена элит, смена политических поколений неизбежна. Так в частности меняется геополитическая карта Европы. В современной Европе существует множество различных институтов, союзов, альянсов и коалиций. Однако обстановка на европейском континенте определяется ключевыми игроками: а именно Европейский Союзом, ОБСЕ и НАТО. На другой стороне континента ключевым игроком выступает Россия.

    Европейский Союз и Россия обречены на взаимодействие, вне зависимости от того, хотят они того или нет. Слишком многое связывает Россию и Европу - история, география, культура, экономика, чтобы можно было не только отгородиться, но даже просто дистанцироваться друг от друга. «Заменить» Европу в качестве основного партнера России ни одна страна - ни США, ни Китай, никакая иная страна - не может по объективным причинам. И самое главное - те изменения, на которых настаивает Европейская Комиссия для успешного сотрудничества, прежде всего, необходимы самой России для того, чтобы построить эффективную экономику и здоровое общество.

    Не секрет, что точкой отсчета глубочайшего кризиса отношений между Европейским союзом и Российской Федерацией стали украинские события конца 2013 г., приведшие к открытому противостоянию двух сторон на постсоветском пространстве и противопоставлению двух программ развития программы Восточного партнерства Европейского союза и российского интеграционного проекта ЕврАзЭС. А дальше как по накатанной: возвращение Крыма в состав России, которое на Западе называют не иначе как аннексией, поддержка Россией «сепаратистов» на юго-востоке Украины всё это Запад простить не смог.

    Однако дестабилизация ситуации на Украине и ее дальнейшее усугубление не соответствуют интересам обеих сторон. В связи с этим возникла острая необходимость скорейшего восстановления мира в Европе. Еще в сентябре 2014 г. состоялись консультации Трехсторонней контактной группы (ОБСЕ, Украина и Россия), подписавшей документ о прекращении огня на территории Донецка и Луганска. Тем самым стороны официально засвидетельствовали, что украинский кризис не может быть решен военным путем. Несмотря на подписание документа, на деле договоренности не соблюдались. Стороны неоднократно нарушали режим прекращения огня, виня в этом исключительно своих противников. Однако Минские соглашения, безусловно, сыграли определенную положительную роль, снизив, хоть и ненадолго, интенсивность боев и сохранив тысячи жизней. Для официального Киева это была своего рода передышкой после череды военных поражений. Возобновление активных боевых действий в январе 2015 г. закончилось очередным котлом, на этот раз Дебальцевским, в который попали несколько тысяч украинских силовиков.

    В этих условиях 11-12 февраля 2015 г. в Минске состоялся новый саммит глав Германии, Франции, России и Украины в формате «нормандской четверки». В результате встречи была подписана декларация, предусматривающая комплекс мер по выполнению Минских соглашений, так называемый Минск-2. Однако эти соглашения постигла та же учесть. Второе Минское соглашение фактически не выполняется, особенно в его политической части, ключевым моментом которой является проведение конституционной реформы с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Военная же часть соглашений, касающаяся отвода вооружений, частично выполняется, но главным образом благодаря давлению Москвы и Берлина на лидеров самопровозглашенных республик Донбасса и украинское руководство соответственно. При этом нормализацию отношений с Россией Евросоюз поставил в зависимость от выполнения минских договоренностей, а в марте 2015 г. принял решение о сохранении ограничительных мер в отношении России до полного урегулирования ситуации на Украине.

    2015 г. уже вошел в летопись отношений Европейского союза и России как самый сложный. По словам постоянного представителя России при Европейском союзе Владимира Чижова, «2015 год был первым с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1997 году, когда не состоялось ни одного саммита Россия-Евросоюз при положенных двух». Действительно, надежды на существенную корректировку политики ЕС в отношении России не оправдались. Так и не удалось прийти к компромиссу и достичь обновленного партнерства на основе уважения интересов друг друга. Запад в лице Европы по-прежнему продолжает свою геополитическую игру, стремясь изолировать РФ.

    Однако в октябре 2015 г. Европейский союз сделал шаг в сторону нормализации отношений: были частично смягчены так называемые «космические санкции». Из-под действия экономических ограничений были выведены компоненты ракетного топлива, необходимые для реализации европейских космических программ.

    Несмотря на некоторое «потепление» российско-европейских отношений, ситуация на текущий момент такова: санкции в отношении России со стороны США и стран ЕС продлены до конца июля 2016 г. Очевидна явная оглядка европейцев на Вашингтон, который «помогает лепить» повестку дня в отношениях ЕС и РФ. Однако, как известно, единого сплоченного фронта по этому вопросу никогда не существовало. Митинги и демонстрации за отмену санкций главное тому подтверждение. В обществе и бизнес структурах Европы звучат призывы сделать шаг навстречу России. Так, главный экономист Банка немецкой федеральной земли Бремен Фолькер Хелльмайер в интервью Deutsche Wirtschafts Nachrichten подчеркнул, что санкции контрпродуктивны и не удовлетворяют сегодняшним потребностям организации. Европейские политики и сами понимают, что подобными действиями наступают на горло собственной песне. «Мы заинтересованы их [санкции] снять. Россия и Европейский союз как важные экономические партнеры должны стремиться к нормализации отношений», отметил посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас.

    Действительно, Россия и Европейский союз являются давними экономическими и торговыми партнерами друг для друга. Обе стороны в условиях кризиса двусторонних отношений и высокой конкуренции с США и экономиками Азии крайне заинтересованы в реконструкции и дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества. Безусловно, в Европе понимают выгодность и значимость сотрудничества, хотят снять санкции. Однако до реальных действий и конкретных шагов дело пока не доходит. Возьмет ли здравый смысл верх? Когда закончатся все эти «санкционные игры»? И можно ли хоть с некоторой долей уверенности говорить, что это было последнее санкционное продление? Ответы на эти вопросы станут известны через полгода.

    Глобальные вызовы и угрозы буквально толкают Европу и Россию в объятия друг друга и сажают за стол переговоров. Одной из таких угроз является чума ХХI в. терроризм в лице «Исламского государства» (далее - ДАИШ).

    Об актуальности проблемы терроризма для Европы говорить не приходится. Как известно, регион активно исламизируется. А сегодняшняя реальность такова, что исламизация идет бок о бок с терроризмом и экстремизмом. Доказательством тому, в частности, являются теракты во Франции. Для России, как и для Европы, проблема более чем реальна. После Чечни мы вряд ли станем строить иллюзии по поводу исламистов. Возможно ли, что совместная борьба терроризмом может стать той сферой, с которой начнется сближение и налаживание отношений? Вопрос сложный. Не стоит забывать и о том, что борьба с исламским экстремизмом неразрывно связана с сирийским конфликтом, взгляды на который у России и Евросоюза во многом противоположны. Хотя на чашу весов поставлено слишком многое, и шансы на совместное урегулирование не так уж и малы. Другое дело, каким будет это сотрудничество. Очевидно, что Европа, ведомая США, «села в лужу» в борьбе с ДАИШ. Если теперь она намерена переложить тяжелое бремя проблем, которые в значительной мере сама же и создала, на российские плечи, такое положение дел Москву едва ли устроит. Тем не менее, российское руководство неоднократно заявляло о готовности к возобновлению отношений.

    Известно, что Россия в 2015 г. возглавила региональную коалицию в борьбе с терроризмом, частью действий которой стали спецоперации российских ВКС в Сирии. В отличие от западной антитеррористической коалиции, России за довольно короткое время удалось достичь более существенных результатов на данном поприще.

    По мнению китайского политолога Ту Чжимина, сирийская операция России оказывает существенное влияние на политическую ситуацию в мире и в дальнейшем заставит Европу пересмотреть свои взгляды на отношения с США и Украиной и тем самым поможет понять, кто друг, а кто только вдруг.

    Так, еще в сентябре 2015 г. такие немецкие политики, как министр обороны Урсула фон дер Ляйен, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер и, главное, канцлер Ангела Меркель высказались за участие России в урегулировании конфликта в Сирии. Немцы хорошо понимают, что без участия России и совместных усилий проблема вряд ли будет решена. Солидарны с ними и во Франции, которая может стать для России «дверью в Европу». О терроризме и его последствиях французы знают не понаслышке.

    Президент России Владимир Путин на полях ГА ООН в сентябре прошлого года выдвинул инициативу создания международной антитеррористической коалиции по аналогии с антигитлеровской. Тогда реакция Запада была сдержанной. Парижские теракты и взрыв российского самолета A321 над Синаем изменили ситуацию . Французский президент Франсуа Олланд заявил, что борьба с ДАИШ и ее уничтожение является общей целью Франции и России. В декабре двум странам удалось достичь договоренности по поводу координации действий. Французская авиация осуществляет успешные вылеты в Сирии. Также к действиям против боевиков присоединился и направленный Парижем авианосец «Шарль де Голль».

    Нельзя не учитывать, что 2015 г. стал для Европы временем острейшего миграционного кризиса. Огромный поток беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, в котором страны Евросоюза буквально захлебываются, является прямым следствием непродуманной политики Запада. Многие европейские политики делают весьма печальные прогнозы: неконтролируемый поток беженцев может привести к развалу Евросоюза, поскольку единого мнения о способах и мерах борьбы с кризисом выработать не удалось. Для благоприятного исхода необходимого принимать скорейшие меры, в том числе и по урегулированию ситуации в Сирии. В этой связи подвергается корректировке отношение европейских лидеров к сирийскому президенту Башару Асаду. По-прежнему считая его «кровавым диктатором» и «нелегитимным правителем», ЕС теперь готов повременить с его «отставкой» ради достижения главной цели борьбы с ДАИШ. Выбирая между Асадом и угрозой создания халифата, приходится выбирать меньшее из зол. В Брюсселе понимают, что мир в Сирии и сотрудничество с Россией два главных гаранта безопасности европейских границ.

    Председатель Комитета по международным делам Государственной думы РФ Алексей Пушков предполагал, что санкции ЕС против России будет отменены в конце 2016 г. С ним были солидарны итальянские политики, также рассматривавшие 2016 г. как наиболее вероятную дату отмены санкций. Главными причинами этого называются такие факторы сближения, как совместная борьба против мирового терроризма, а также экономические и финансовые потери, которые несут стороны в санкционных условиях.

    Однако, на мой взгляд, вероятность отмены антироссийских санкций как в 2016 г., так и в наступившем году немногим больше, чем в 2015 г. Многие эксперты и политики считают, что санкции это надолго, и ориентируются на довольно длительные сроки введенных Евросоюзом и США ограничений. Так, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков на Гайдаровском форуме, завершившемся 15 января текущего года, заявил, что «санкции это надолго, на десятилетия, разве только не произойдет какое-то чудо или что-то, что резко изменит весь мир, например война». Несмотря на очевидные факторы сближения, Европа все же стоит перед дилеммой: поддерживать Россию и тем самым пойти в разрез с политикой США, либо и дальше следовать в фарватере политики Вашингтона.

    Не исключено, что ситуация с беженцами, исламизацией Европы и терроризмом подтолкнет Евросоюз к изменениям. Не за горами целая серия выборов: выборы президента во Франции весной 2017 г., а также федеральные выборы в Германии, намеченные на сентябрь 2017 г., референдум о выходе Великобритании из Евросоюза, которые изменят ситуацию в Европе. Но будут ли эти изменения кардинальными? И насколько они коснутся России? Готов ли Евросоюз действительно работать с Россией, даже вопреки желаниям США? Делать прогнозы весьма сложно.

    Для меня же очевидно одно: при любом исходе строить двусторонние отношения придется в весьма непростых условиях взаимного недоверия. И, на мой взгляд, достигнуть докризисного уровня взаимодействия нам уже никогда не удастся. Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк говорил: «сильной объединенной Европе нужна сильная Россия!». Однако сегодня об этом, похоже, забыли. Вспомнят ли? На этот вопрос ответит лишь время.













    ГЛАВА 3 РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ.


    6 августа 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", которыми вводились ответные действия России на иностранные санкции. Они коснулись США, стран Евросоюза, Канады, Норвегии и Австралии.

    На следующий день на основании президентского указа правительство России своим постановлением ввело запрет на импорт мяса крупного рогатого скота; свинины; мяса и субпродуктов домашней птицы; соленого, сушеного и копченого мяса; рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; молока и молочной продукции; овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов; фруктов и орехов; колбасы; а также молокосодержащей продукции на основе растительных жиров.

    20 августа 2014 г. и 22 июня 2015 г. список корректировался: из него исключили специализированную безлактозную молочную продукцию, мальков лосося и форели, молоди устриц и мидий. После того, как 22 июня 2015 г. страны ЕС продлили санкции в отношении России, 24 июня президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому действие "продуктового эмбарго" было продлено еще на год начиная с 6 августа 2015 г.

    По данным Федеральной таможенной службы, доля попавшей под ограничения продукции составила 2,8% ($4 млрд)от общего объема импорта в РФ в I-II кварталах 2014 г. ($142,4 млрд).

    Таким образом, в годовом исчислении попавшие под ответные санкции страны- импортеры могли потерять до $8 млрд . В дальнейшем, в IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. (первых двух кварталах после введения ограничительных мер), общий импорт сократился до $111,2 млрд. Более поздние данные по импорту не публиковались. Сравнение с III кварталом 2014 г. не приводится, т.к. "продуктовое эмбарго" было введено в середине этого периода.

    При сравнении тех же двух периодов объем импорта из Евросоюза уменьшился на 25,4% (с $59,1 млрд до $44,1 млрд); импорт из Норвегии упал на 78,1% (с $667 млн до $146 млн); из Канады - на 55,3% (с$901 млндо $402 млн); США - на 27,3% (с $9 млрд 861 млндо $7 млрд 164 млн); Австралии - на 22,9% (с 376 млн долларов до $289 млн).

    В I-II кварталах 2014 г. в Россию было импортировано 250,7 тыс. т мяса крупного рогатого скота на сумму в $1 млрд 65 млн.

    С IV квартала 2014 г. по I квартал 2015 г. поставки сохранились почти на прежнем уровне - 252 тыс. т на сумму в $1 млрд 18 млн. Доля стран, попавших под действие ответных санкций, составляла до введения ограничений 9,5% ($97,7 млн).

    Сильнее всего пострадали экспортеры мяса крупного рогатого скота из Литвы ($23,3 млн), Польши ($19,4 млн)и Австралии ($16,3 млн). При этом Парагвай нарастил поставки в Россию на $40,8 млн долларов, Бразилия - на $37,7 млн, Аргентина - на $25 млн. На эти страны, в итоге, пришлось 77,5% импорта мяса крупного рогатого скота в Россию.

    Поставки свинины в I-II кварталах 2014 г. в Россию составили 174,5 тыс. т на сумму в $629 млн.В IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. импорт сократился на 15% в денежном выражении - до 130 тыс. т ($535 млн). Доля стран, попавших под действие ответных санкций, составляла до введения ограничений 53,1% ($334 млн).

    Больше всего от санкций на импорт свинины потеряла Канада ($234 млн)и США ($28,3 млн). При этом Бразилия увеличила поставки на 60% - с $246 млн до $412 млн.

    Поставки мяса птицы в I-II кварталах 2014 г. в Россию из-за рубежа составляли 215,3 тыс. т на сумму в $340,8 млн. В первые два квартала после введения санкций объемы поставок уменьшились на 2% в денежном выражении - до 185 тыс. т ($333,2 млн).

    Доля стран, попавших под действие ответных санкций составляла до введения ограничений 49,4% ($168,2 млн). Наибольшие потери понесли США ($125,2 млн), при этом на $131,4 млнпоставки в Россию нарастила Бразилия.

    Импорт в Россию соленого, сушеного, копченого мяса в I-II кварталах 2014 г. составлял 215 тыс. т на сумму в $1,57 млн. В первые два квартала после введения санкций объемы поставок уменьшились более чем в два раза - до 103 тыс. т ($1,3 млн). Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 53% ($748 тыс.).

    Больше всех от ответных санкций потеряли Италия и Австрия ($387 тыс. и $340 тыс. соответственно). При этом Сербия увеличила экспорт в Россию этого вида продукции почти в 4 раза - с $263 тыс. до $1 млн 183 тыс.

    Поставки из-за границы в Россию рыбы, ракообразных, морских позвоночных в I-II кварталах 2014 г. составлял 386 тыс. т на сумму в $1 млрд 273 млн. В IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. импорт сократился до 304 тыс. т и $991 млн.

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 53,5% ($681 млн). Больше всех от ответных санкций потеряла Норвегия ($464 млн). На $142 млн увеличили поставки Чили, на $119 млн - Фарерские острова (являются владением Королевства Дании, однако вправе проводить самостоятельную торговую политику; под санкции РФ не попали).

    В I-II кварталах 2014 г. Россия импортировала 629 тыс. т молока и молочной продукции на сумму в $2 млрд 44 млн, из них почти половину в денежном выражении ($952 млн, 185 тыс. т)составляли сыры. В IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. поставки сократились в денежном отношении на 50% - до 448 тыс. т ($1 млрд 27 млн).

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 43% ($889 млн). Больше всех от ответных санкций потеряли Финляндия ($175 млн), Польша ($104 млн), Литва ($103 млн), Нидерланды ($98 млн).

    Франция потеряла от введения "продуктового эмбарго" $62 млн, но в первые два квартала после введения санкций смогла поставить на российский рынок безлактозных сыров и другой продукции на сумму в $1,2 млн. При этом в два раза нарастил поставки Уругвай (с $41 до $83 млн, до 8% от общего импорта молочной продукции в Россию), на $34 млн увеличились поставки молочной продукции из Аргентины (до 10,8% от общего импорта).

    Поставки овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов (за исключением нескольких позиций, в том числе семенного гороха и картофеля)в первом полугодии 2014 г. составили 2 млн 483 тыс. т на сумму в $2 млрд 161 млн.В IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. импорт уменьшился до 1 млн 168 тыс. т ($1 млрд 15 млн).

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 24,6% ($532 млн). Наибольшие убытки от ответных санкций в данной категории понесли Испания (более $154 млн)и Польша ($121 млн). При этом основным экспортерам овощей в Россию (Турция, Египет, Израиль)нарастить поставки не удалось, в отличие от Марокко (импорт вырос на $19 млн)и Ирана (на $12 млн)- обе страны получили 18% от общего импорта этой продукции в Россию.

    В I-II кварталах 2014 г. в Россию было импортировано 3 млн 59 тыс. т фруктов и орехов на сумму в $3 млрд 24 млн. В IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. импорт сохранился почти на прежнем уровне - 2 млн 898 тыс. т, но подешевел до $2 млрд 349 млн.

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 31,3% ($948 млн). Больше всех убытки от ответных санкций в данной категории понесли Польша ($258 млн), Испания ($181 млн), США (почти $124 млн)и Греция ($103 млн)

    Увеличили поставки в Россию Турция (на $263 млн , общая доля страны в импорте фруктов орехов выросла с 8,7 до 22,6%), Китай (на $121 млн), Азербайджан (почти на $66 млн)и Сербия (почти на $64 млн).

    Импорт колбас в Россию в I-II кварталах 2014 г. составил 28 тыс. т на сумму в $97 млн. В IV квартале 2014 г. - I квартале 2015 г. импорт сократился в два раза - до $41 млн(19 тыс. т).

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 21,6% (около $21 млн). Убытки от ответных санкций в данной категории понесли Польша, Литва и Латвии (от $3,9 до $3,3 млнкаждая).

    При этом введение санкций позволило Сербии увеличить импорт в колбас в Россию в 8,5 раз - с $375 тыс. до $3,2 млн, заняв 7,8% от общего импорта (rрупнейшим поставщиком, 90%, осталась Белоруссия).

    Санкции также коснулись пищевых или готовых продуктов, в том числе изготовленных по технологиям производства сыра, плавленых сыров, молокосодержащей продукции на основе растительных жиров и т.п.

    В I-II кварталах 2014 г. такой продукции было поставлено в Россию на сумму в $492 млн долларов (135 тыс. т). В IV квартале 2014 г. поставки сократились до $355 млн (96 тыс. т).

    Доля стран, попавших под санкции, до введения ограничений составляла 70% ($346 млн). Наибольшие убытки понесли Польша (почти $28 млн), Германия ($21,5 млн)и Ирландия c $13 млн.

    Страны ЕС и США при этом остались основными импортерами, т.к. постановлением правительства исключались из санкционного списка товары, предназначенные для детского питания.

    Политики Вашингтона дали весьма характерное для них определение действиям России в ходе конфликта на Украине - «дестабилизирующие ситуацию». Все началось с традиционных для такой ситуации санкционных списков не въездных граждан, куда входили политики и главы крупных компаний, граждане России и Украины. Решение об их введении было принято 6 марта 2014 года в США и 17 марта в ЕС соответственно. Списки вводились в два этапа с последующим расширением и заморозкой активов фигурантов «черного списка» (так называемые первый и второй пакеты санкций). После этого (29 апреля) последовал скандал с платежными системами Visa и MasterCard, который в действительности коснулся широких масс общественности и оживил разговоры о создании национальной платежной системы в РФ.

    Поворотной точкой в развитии ситуации можно считать введение Евросоюзом вслед за Вашингтоном секторальных ограничений (третий пакет санкций, 30 июля). Именно третий пакет санкций можно считать первым действительно наступательным шагом, всерьез затрагивающим всю экономику России.

    5 сентября Комитет постоянных представителей ЕС согласовал четвертый пакет санкций, но тут же поочередно после подписания Минского протокола и объявления перемирия президент США Барак Обама и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей заявили о готовности отменить санкции в связи со стабилизацией ситуации на Украине. Однако, несмотря на относительную стабильность ситуации на Украине, 12 сентября четвертый пакет санкций вступил в силу.

    Структура и содержание санкций охватывают следующие сферы:

    1. Финансовая сфера. Пять крупных банковских организаций (в их числе ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк) фактически были лишены возможности заимствования - размещения долговых бумаг (со сроком обращения более 30 дней) на европейском рынке.
    2. Нефтегазовая сфера. Санкции затрагивают интересы крупных компаний (в их числе Роснефть, Газпромнефть, Транснефть, НОВАТЭК). В их отношении вводятся финансовые ограничения, а также прямой запрет на поставку этим компаниям оборудования для нефтедобычи на глубоководном шельфе и в Арктике, а также для разработки сланцевых месторождений.
    3. Оборонно-промышленный комплекс. Запрет на вывоз продукции двойного назначения, ограничения в сотрудничестве, финансовые санкции в отношении таких компаний, как Алмаз-Антей, Калашников, Ижмаш, Базальт, Уралвагонзавод.
    4. Санкционный список физических лиц (всего 119 человек). Лицам в списке запрещен въезд на территорию ЕС, а также «замораживаются» все их активы на территории ЕС.

    В ответ на третий пакет санкций Россия 6 августа ввела продовольственное эмбарго, содержание которого состоит в запрете ввоза мясной и молочной продукции, рыбы, фруктов и овощей из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Суммарный годовой объем был предварительно оценен в 9 млрд. долл. США .

    Последствия введения продовольственного эмбарго для России:

    1. Соответствующие изменения в ассортименте продукции;
    2. Рост цен - на свежезамороженную рыбу до 20%, на креветки и морепродукты до 35%, на говядину и свинину от 5 до 10%;
    3. Макроэкономические эффекты - рост инфляции с одной стороны и положительный эффект (сродни протекционизму) для агропромышленного комплекса с другой стороны.

    Стоит отметить и интересный эффект от введения эмбарго последовавший на финансовых рынках - резкий рост акций российских продовольственных компаний. Акции компании «Русское море» в течение двух недель после введения эмбарго выросли на 18,7%, а акции компании «Разгуляй», до введения санкций находившейся фактически на грани банкротства, на 40%.

    Что же касается второй стороны противостояния, ЕС, можно отметить, что европейские страны в большей мере ощущают на себе негативные последствия «войны санкций». И, предвидя эти последствия, 9 стран ЕС (Франция, ФРГ, Люксембург, Австрия, Болгария, Греция, Кипр, Словения, Италия) на саммите 16 июля пытались блокировать введение экономических санкций против России. Позиция европейских стран вполне понятна. Экономические санкции в отношении России опасны для них самих из-за тесных торговых связей. Например, торговый оборот ФРГ и РФ в 2013 году составил 76 млрд. долларов, бизнес с российскими предприятиями ведут около шести тысяч германских фирм, а общий объем их инвестиций составляет 20 млрд. евро. Около 300 тыс. рабочих мест в Германии зависят от экономических отношений с Россией.

    Немецкие промышленники уже не раз били тревогу по поводу того, что санкции в отношении России ударят по ним же самим. Об этом говорил Федеральный союз немецкой промышленности BDI. Германия может потерять 25 тыс. рабочих мест в случае ужесточения политических санкций в отношении России, заявил недавно Экхард Кордес, председатель Восточного комитета германской экономики (организация представляет интересы немецкого бизнеса, реализующего проекты в Восточной Европе и России). По другим данным, из-за санкций против России работы могут лишиться 40 тыс. немцев.

    Неудивительно, что против ужесточения санкций в отношении РФ с немецкой стороны выступают крупнейший в мире химический концерн BASF, электротехнический концерн Siemens, автогигант Volkswagen, производитель спортивных товаров Adidas, а также Deutsche Bank.

    В итоге ЕС даже согласился выплатить компенсации странам, при чем за счет средств фонда помощи пострадавшим от политических преследований. Однако размер данного фонда составляет всего около 420 млн. евро, что явно недостаточно для покрытия всех убытков. Так, только Литва и Польша уже обратились за компенсацией, заявив суммарный убыток в 1 млрд. евро. За ними последует и Франция, которая осуществляла поставки в Россию на сумму около 1,2 млрд. евро, Испания - 1,2млрд. евро, Нидерланды - 1,5 млрд. евро. Греция, только начинавшая оправляться от кризиса, в настоящий момент испытывает падение фондового рынка. В целом главным следствием закрытия российских границ для продовольствия из Европы является появление избытка продукции и падение закупочных цен соответственно. Такая ситуация может нанести удар по всему АПК и промышленному сектору, накаляя и без того нестабильную социальную обстановку.

    Необходимо также сказать несколько слов о недружественном поведении так называемых стран-партнеров, как в отношении России, так и в отношении ЕС. В то время как ЕС призывает «страны-кандидаты» (на вступление) и «страны-партнеры» (имеется в виду нашумевшая ситуация с переговорами торговых представителей ЕС с представителями стран Латинской Америки) не наращивать экспорт продовольствия в Россию, Россельхознадзор заявляет о достигнутых договоренностях по импорту фруктов и молочной продукции из Турции, рыбы и морепродуктов из Чили, мясной продукции из Бразилии и т.д.

    С другой стороны производители мясной продукции Бразилии уже используют данную ситуацию, осознавая ограниченность России в выборе источников продукции, для формирования картельного сговора подняв закупочные цены для России в среднем на 4 долл. США по сравнению с ценами, установленными для других стран мира.

    Достаточно часто в ходе анализа данной проблемы встает вопрос о вмешательстве международных организаций для поиска выхода из сложившейся ситуации. Однако, на самом деле ситуация оказывается неподконтрольной ни одной из организаций, так как ни одна из организаций фактически не имеет рычага давления на стороны «санкционного противостояния». Взять, к примеру, Всемирную торговую организацию (ВТО), нормы которой напрямую запрещают введение любых форм количественных ограничений импорта. Однако разбирательство в ВТО длится от 1,5 до 5 лет, и в случае, если Россия откажется от эмбарго в течение одного года, то есть в процессе ведения разбирательства, ущерб не взыскивается.









    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Проведенный анализ в полной мере подтверждает существующую точку зрения о том, что санкции невыгодны обеим сторонам. Как верно отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: "Санкции, безусловно, доставляют определенный дискомфорт для российской стороны. Вместе с тем, нельзя не понимать, что так или иначе платить по счетам за эти санкции придется и европейским компаниям, а также налогоплательщикам, что, собственно, уже и происходит".

    Как бы то ни было, санкции на самом деле не предстают перед Россией, как что-то чрезвычайное. Приведем, к примеру, ситуацию с санкциями в финансовой сфере. Суть санкции состоит в запрете гражданам ЕС приобретать облигации со сроком обращения свыше 30 дней, эмитируемые юридическими лицами, зарегистрированными за пределами ЕС и более 50% прав собственности, на которые принадлежит фигурантам «черного списка». Однако, фактически, российские банки обходят этот запрет через свои дочерние структуры, зарегистрированные заграницей, как это делает Сбербанк через дочернюю организацию в Турции (Denizbank). В это же время российское правительство уже рассматривает вопрос о размещении российских государственных ценных бумаг на новых для себя рынках Азии и Арабского региона.

    Тем не менее, не смотря на всеобщее ликование российских СМИ и небывалый патриотический подъем политиков по поводу самодостаточности российской экономики и возможности самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, стоит взглянуть на проблему с другой стороны:

    - Россия в огромной степени зависит от ЕС в инвестиционной сфере, ЕС является чистым донором капитала;

    - Продовольственное эмбарго не является действенным, так как, по мнению некоторых экспертов, экспортные поставки не являются основным источником прибыли для фермеров ЕС, а снижение закупочных цен в конечном счете будет компенсировано за счет дотаций.

    В конечном итоге вся сложившаяся ситуация в большей степени относится к политике, а не к экономике. На этом фоне мы наблюдаем усиление роли России на мировой политической арене. Безусловно, США при содействии стран ОПЕК в любую минуту могут усложнить ситуацию «играя» на объемах добычи нефти и, соответственно, на ценах на данный весьма важный для нашей страны энергоресурс.

    Однако, как бы то ни было, мы являемся свидетелями продолжающегося процесса формирования многополярного мира. Россия готова противостоять санкциям и в формате Таможенного союза, о чем свидетельствует координация действий глав его членов. Прошедший 11-12 сентября в Душанбе саммит Шанхайской организации сотрудничества, на котором рассматривался вопрос о расширении организации и вступлении в нее Ирана, является дополнительным тому подтверждением.
















    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1.Раджабова З.К., Муртазалиев М.Г., Раджабова З.О. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.;

    2.DWN: Германия поддерживает Россию в борьбе с «ИГИЛ» против воли США // Русская весна. 13.09.2015. URL: #"justify">3.Болезненное осознание: Европа жалеет о санкциях // Око планеты. 04.01.2016. URL: #"justify">4.Владимир Чижов: Нормализация отношений с ЕС была и остается нашей целью // Tatcenter.ru. 22.12.2015. URL: #"justify">5.Война в Сирии изменит отношение Евросоюза и США // Ермак-Инфо. 24.10.2015. URL: #"justify">6.Гущин А. Когда в товарищах согласия нет // Российский совет по международным делам. 30.01.2015. URL: #"justify">7.Евросоюз продлит санкции против России, несмотря на помощь в Сирии // NEWSru.com. 19.11.2015. URL: #"justify">8.ЕС ослабил санкции против России в космической сфере // Life News. 09.10.2015. URL: #"justify">9.Конституция «на крови». Дожмет ли Порошенко «особый статус Донбасса» // NewsOboz. 13.01.2016. URL: #"justify">10.Минские соглашения: время на исходе // Путин сегодня. 07.01.2016. URL: http://www.putin-today.ru/archives/19267.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ЕС и Россия (санкции) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.