Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исполнительная власть (структура,правительство)(м)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Исполнительная власть (структура,правительство)(м)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    01.07.2017 10:07:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:































    Содержание


    Введение3

    1 Теоретические основы функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации4

    1.1 Сущность и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации4

    1.2 Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти8

    1.3 Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования и прекращения деятельности15

    2 Анализ результатов деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 2013 г.г.27

    2.1 Организационно-правовые формы деятельности Правительства Российской Федерации27

    2.2 Анализ результатов деятельности Правительства Российской Федерации за 2011-2013 г.г.31

    2.3 Основные направления деятельности Правительства РФ на 2015 год40

    Заключение44

    Список использованной литературы46












    Введение


    Актуальность темы. Являясь частью государства, Правительство работает на общих для всего государственного аппарата принципах народовластия, федерализма, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделения властей и подзаконности исполнительной власти, ответственности, гласности. В то же время Правительство является самостоятельным органом государственной власти, оно наделено собственной компетенцией, не входит в состав иного государственного органа, реализует свои полномочия независимо от иных органов государственной власти.

    Теоретической основой работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Целью работы является изучение системы и структуры органов исполнительной власти. В соответствии с целевой установкой были определены следующие задачи:

    1. изучить систему и структуру органов исполнительной власти РФ;
    2. охарактеризовать Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти;
    3. провести анализ деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 2013 г.г.

    Предметом изучения является процесс функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации, объектом Правительство Российской Федерации.

    Методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, методы формальной логики, научной абстракции. В совокупности использованные методы позволили обеспечить достоверность проведенного исследования и обоснованность выводов.




    1 Теоретические основы функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации

    1.1 Сущность и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации


    Для того, чтобы понять сущность и организацию исполнительной власти в той или иной стране, следует вспомнить теорию разделения властей, которая была представлена на суд зрителей еще в XVIII веке французским философом Ш. Монтескье. В соответствии с ней, основной функцией данной ветви власти является приведение в жизнь законов, принятых представительным органом. На тех, кто осуществляет исполнительную власть в стране, лежит огромная ответственность за построение основ демократического государства и последовательное воплощение в жизнь всех основных принципов, закрепленных в Конституции.

    Исполнительная власть РФ, если следовать наиболее популярному определению, представляет собой взаимосвязанный комплекс государственных органов, правовых институтов и механизмов власти, осуществляющих непосредственное управление обществом и государством в строго определенных законом компетентностных рамках. Важной особенностью этой ветви власти является то, что, согласно Конституции РФ, она должна быть подконтрольна законодательным и судебным органам, а также Президенту РФ как главе государства.

    Опираясь на Конституцию и федеральное законодательство, стоит упомянуть следующие признаки исполнительной власти: 1. Исполнительная власть РФ является важнейшим и необходимым звеном всей государственной вертикали. 2. Полномочия данной ветви власти выполняются юридически закрепленными государственными органами, которые параллельно с этим выступают также и в качестве органов, занимающихся государственным управлением. 3. Исполнительная власть РФ несет всю юридическую отвественность за совершаемые ее должностными лицами действия, а также за принимаемые постановления, распоряжения и прочие нормативные акты. 4. Все органы данной ветви власти есть не что иное, как взаимосвязанная система, в которой четко прослеживается разделение прав и обязанностей между субъектами разных уровней. 5. Органы, несущие на себе бремя управления внешней и внутренней политикой государства, обладают так называемой юрисдикционной функцией, то есть они в рамках своих полномочий могут оценивать действия субъектов государственной власти и выносить решения по правовым спорам, возникающим между данными субъектами.

    Существует различные основания классификации органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности) органы исполнительной власти можно разделить на:

    1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;

    2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта Федерации (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения - Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

    3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов РФ.

    По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

    1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно- политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;

    2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, обороной, юстицией, образованием и наукой и т.д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства РФ. В субъектах Федерации - министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др.;

    3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, техническим регулированием, государственной статистикой, тарифами и т.д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены либо федеральные службы, либо федеральные агентства, в субъектах Федерации - государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

    4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по финансово-бюджетному надзору и т.д.).

    На федеральном уровне органами специальной компетенции могут быть федеральные службы или федеральные агентства, в субъектах Федерации - службы, палаты и др. К примеру, в структуре Московского правительства существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

    5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти, например, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (бывшее ГУГИБДД МВД России).

    В субъектах Федерации органами внутриотраслевой компетенции являются управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов. Примерами здесь могут служить: Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.

    По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.

    Система органов исполнительной власти РФ включает в себя основных субъектов данной разновидности государственной деятельности, взаимодействие которых с органами, принадлежащими другим ветвям власти, а также между собой, осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством. Исполнительная власть РФ включает в себя органы трех основных уровней - федерального, регионального и местного.

    К первой группе относятся Президент, Правительство и входящие в него министерства, комитеты, службы и агентства. К региональным органам следует отнести глав субъектов РФ, местные правительства, комитеты и комиссии. Наконец, к третьей группе относятся органы, занимающиеся местным самоуправлением, которые решают текущие проблемы своих городов, поселков и районов.

    Итак, исполнительная власть РФ, как следует из выше сказанного, - это система взаимосвязанных органов и механизмов взаимодействия между ними, качество работы которых напрямую зависит от степени контроля за ними со стороны гражданского общества и других ветвей власти.


    1.2 Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти


    Правительство РФ является органом,осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации(ч. 1 ст. 110 Конституции). Конечно, исполнительную власть в стране осуществляет не только Правительство, но именно оно ответственно перед народом, главой государства, парламентом за надлежащее функционирование единой системы исполнительной власти, за реализацию этой властью конституционных задач, принципов, механизмов жизнедеятельности гражданского общества.

    Правительство являетсявысшим исполнительным органом государственной власти в стране. Возглавляя единую систему исполнительной власти, Правительство руководит работой федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность. Это выражается в его полномочиях по определению структуры этих органов, назначению их руководителей, утверждению положений об этих органах, отмене или приостановлению их незаконных актов, установлению порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств.

    В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство также реализует полномочия высшего исполнительного органа государственной власти. Издавая общеобязательные как для федеральных, так и для региональных органов нормативные акты, Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти федеральными и субъектов Федерации.

    Правительство вправе образовывать иные государственные органы, реализующие функции и полномочия в сфере исполнительной власти, - органы Правительства и органы при Правительстве, а также создает федеральные учреждения и предприятия, обеспечивающие исполнение полномочий федеральными исполнительными органами.

    Правительство РФ является федеральным органом исполнительной власти. Конституция не раскрывает понятия системы федеральных органов исполнительной власти, не устанавливает их полный перечень, виды и особенности правового положения. По вопросам, касающимся организации и функционирования системы федеральных органов исполнительной власти, Президент может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Перечень федеральных министерств, подведомственных им агентств, служб, надзоров, входящих в состав Правительства Российской Федерации, представлен в Приложении 1.

    Перечень федеральных служб и агентств, входящих в состав Правительства Российской Федерации, представлен в Приложении 2.

    Точный перечень и наименование органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются в Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», который утверждается при формировании Правительства. В этом указе определяются также те федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми непосредственно осуществляет Президент. Это органы, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Правительство в отношении них осуществляет функцию координации, что, впрочем, не освобождает от выполнения его указаний. Перечень федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти может изменяться в процессе административных реформ путем создания новых органов, преобразования или ликвидации существующих. При этом Президент и Председатель Правительства ограничены в своих действиях положениями федерального закона о федеральном бюджете и федеральных законов, закрепляющих правовое положение конкретных федеральных министерств и ведомств.

    Правительство является органом исполнительной властиобщей компетенции. Оно вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам, находящимся в ведении федеральной исполнительной власти, если даже они непосредственно не указаны в качестве Полномочия, принадлежащего Правительству.

    Многие решения Правительства основаны на нормах, закрепляющих не полномочия, а общий статус Правительства, его функции. Одним из признаков юридической фиксации обшей компетенции является п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции, согласно которому Правительство осуществляет иные Полномочия, возложенные не него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. Основные функции аппарата Правительства представлены на рисунке 1.1.












    Рисунок 1.1 - Основные функции аппарата Правительства РФ



    Статья 114 Конституции РФ определяет важнейшие направления деятельности Правительства, составляющие основу его конституционного статуса. Поскольку речь идет об органе исполнительной власти общей компетенции, то перечень конституционных функций и полномочий не является закрытым и предполагает дальнейшее развитие в федеральных законах и указах Президента. Более того, Конституция предопределяет компетенцию всех федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых производим от правового положения Правительства.

    Являясь высшим исполнительным органом государственной власти, Правительство:

    1. утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти;
    2. устанавливает предельную штатную численность и размер ассигнований па содержание работников их центральных аппаратов;
    3. устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов;
    4. назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, председателей государственных комитетов, федеральных комиссий, руководителей федеральных служб, генеральных директоров российских агентств, начальников федеральных надзоров, их заместителей, членов коллегий федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент.

    Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти, налагать дисциплинарные взыскания и применять меры поощрения к тем должностным лицам, которых оно назначает на государственную должность. Общие полномочия Правительства РФ представлены на рисунке 1.2.















    Рисунок 1.2 Общие полномочия Правительства РФ


    Специальные полномочия Правительства чрезвычайно многообразны и подразделены в Законе о Правительстве на восемь сфер, причем они (как и общие полномочия) не являются исчерпывающими.

    В сфере экономикиПравительство организует регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; утверждает прогнозы социально-экономического развития государства, организует реализацию экономических программ; вырабатывает государственную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства.

    В сфере бюджета и финансовПравительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    В социальной сфереПравительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению, санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

    В сфере науки, культуры, образованияПравительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

    В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной Политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и Рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации.их последствий.

    В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностьюПравительство участвует в разработке, реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, другими общественно опасными явлениями; разрабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

    В сфере обороны и государственной безопасностиПравительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности страны; принимает меры по охране государственной границы; руководит гражданской обороной.

    В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики; обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы страны, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сферах внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

    В следующем параграфе рассмотрим состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования и прекращения деятельности.


    1.3 Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования и прекращения деятельности


    Конституция РФ закрепляет основополагающие признаки организации и деятельности Правительства и его взаимоотношений с иными органами государственной власти (гл. 6 и др.). Конституционные положения конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Функции и полномочия Правительства также регулируются иными федеральными законами, указами Президента, нормативными актами самого Правительства, важнейшими из которых являются Регламент и Положение об аппарате Правительства.

    Являясь частью государства, Правительство работает на общих для всего государственного аппарата принципах народовластия, федерализма, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделения властей и подзаконности исполнительной власти, ответственности, гласности. В то же время Правительство является самостоятельным органом государственной власти. Оно наделено собственной компетенцией, не входит в состав иного государственного органа, реализует свои полномочия независимо от иных органов государственной власти.

    Правительство реализует только те функции и полномочия исполнительной власти, которые входят в компетенцию Российской Федерации. Как и любой орган государственной власти, Правительство имеет свою структуру и состав. Первичными элементами структуры выступают государственные должности членов Правительства и федеральные государственные должности государственной службы его аппарата. Правительство выступает от имени Российской Федерации.

    Внутри единой системы государственной власти Российской Федерации оно представляет подсистему; исполнительной власти, а при взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации - федеральный уровень исполнительной власти. В международных отношениях Правительство обеспечивает представительство своей страны в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения и обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам.

    Правительство, как любой государственный орган, является государственной организацией, наделенной государственным имуществом, гражданской правоспособностью, финансируемой из средств федерального бюджета. Структура Правительства позволяет говорить о том, что Правительство является сложносоставной организацией, состоящей из политического органа и его аппарата, который сам является вспомогательным государственным органом.

    В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636 (в ред. от 31.03.2014 г.) установлено, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет восемь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

    Правительством Российской Федерации образована Правительственная Комиссия по координации деятельности открытого правительства, организация работы Комиссии возложена на Министра Российской Федерации.

    Рассмотрим процесс формирования Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и соответственно формирование нового Правительства происходят каждый раз после; а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства.

    Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении.

    Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры.

    Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную, кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

    При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.

    Конституция не ограничивает выбор Президента политической принадлежностью кандидата на должность Председателя Правительства, хотя учитывать расклад политических сил в парламенте он вынужден. Конституционная практика свидетельствует о том, что этот человек должен быть профессиональным управленцем, как правило, Уже работавшим в Правительстве на других должностях. Фигура Председателя Правительства имеет высокий политический вес, конституционное и административное значение и не сводится к роли «технического директора» правительства.

    Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Эта процедура пока не обладает достаточной степенью публичности и открытости, поскольку в обсуждении участвуют только два должностных лица. Президент не вправе игнорировать представленные ему Председателем Правительства кандидатуры или назначать каких-либо лиц вопреки позиции Председателя Правительства. Фактически это может происходить, но с учетом принципа конституционного взаимодействия властей, согласования воль Президент обязан проявлять конституционную сдержанность в отношении своих прерогатив, обеспечивая право Председателя Правительства подбирать команду единомышленников.

    Процедура формирования Правительства не ограничена строгими временными рамками. Часть заместителей Председателя Правительства, ключевые министры обычно назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства. Вполне допустимо на первом заседании нового кабинета присутствие лиц, которые по-прежнему исполняют обязанности членов Правительства, ушедшего в отставку или сложившего полномочия.

    Отразим особенности прекращения деятельности состава Правительства. Правительство формируется с заранее неопределенным сроком действия. Максимально возможный срок его деятельности соответствует сроку полномочий Президента, сформировавшего Правительство, т.е. четырем годам, к которым следует прибавить время, необходимое вновь избранному Президенту для вступления в должность. Следует различать конституционные механизмы отставки Правительства, сложения им своих полномочий. Освобождение от должности отдельных членов Правительства. В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны.

    Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Закон предусматривает, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет об этом палаты парламента.

    По смыслу закона Президент не вправе освободить от должности Председателя Правительства по своему усмотрению, не потребовав у него заявления об отставке. И хотя заявление - акт добровольного волеизъявления, в данной процедуре выбора у Председателя Правительства нет. В силу принципа согласованного взаимодействия органов государственной власти он обязан подать в отставку по требованию Президента. Если же заявления не последует, Президент отправляет, в отставку все Правительство.

    И хотя юридические последствия в обоих случаях одинаковы, практика отправки Правительства в отставку с целью заменить только Председателя Правительства не может признаваться обоснованной. То же касается ситуаций, когда Председатель Правительства узнает о своей отставке после подписания Президентом соответствующего указа.

    По собственной инициативе Председатель Правительства подает заявление об отставке, если он не согласен с основными направлениями внутренней и внешней политики государства, определяемыми Президентом, в том числе с формами и приемами взаимодействия между главой государства и Правительством, либо по личным причинам, имеющим отношение к состоянию здоровья, семейным отношениям.

    Невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий - второе основание для освобождения от должности - может выражаться в ситуациях, когда фактическая подача заявления по объективным причинам невозможна либо неуместна (длительное нахождение в болезненном состоянии, совершение преступления, обращение с просьбой к иностранному государству о предоставлении политического убежища).

    Освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров производится в том же порядке, что и назначение - указом Президента по предложен Председателя Правительства. Этот механизм в большей степени соответствует принудительной отставке. Члены правительства могут обратиться с заявлением об их добровольной отставке.

    Вопрос о том, кому подается это заявление (Президенту или Председателю Правительства), обязан ли Президент учитывать мнение Председателя Правительств, а также может ли Президент не принять добровольную отставку члена Правительства остается за рамками законодательной регламентации.

    Очевидно, что добровольная отставка члена Правительства по аналогии с отставкой всего Правительства может быть не принята, если лицо не настаивает на освобождении от должности, а поданное им заявление рассматривается как акт политической ответственности, которую он готов понести за те или иные действия или события. Освобождение от должности члена Правительства Может произойти также вследствие упразднения федерального министерства, сокращения должности заместителя Председателя Правительства, ликвидации государственной должности министра РФ по определенным сферам деятельности.

    Конституция РФ предусматривает несколько процедур отставки Правительства:

    1. заявление Правительства об отставке (ч. 1 ст. 117);
    2. конституционная инициатив Президента (ч. 2 ст. 117);
    3. выражение Государственной Думой недоверия Правительству (ч. Зет. 117);
    4. отказ Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117):

    Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117 Конституции). В этом случае Председатель Правительства от имени Правительства подает прошение (заявление) об отставке. О процедуре принятия подобного политического решения законодательство умалчивает, но, исходя из смысла конституционной нормы, это должно быть коллегиальное решение, хотя для выявления мнения всех членов Правительства не обязательно проводить его заседание. Заявление Правительства об отставке выступает своеобразным средством поиска политической поддержки у Президента - он может ее предоставить, не принимая заявление, или отказать, отправив в отставку.

    Президент может принять решение об отставке Правительства по собственной инициативе на основе конституционного усмотрения. Это усмотрение имеет определенные границы, установленные конституционными принципами согласованного взаимодействия, самостоятельности органов государственной власти, ответственности властей. Желательно, чтобы президентское решение было политически мотивированным.

    Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Мотивированное предложение о выражении недоверия может вносить группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Думы. Постановление по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов в течение недельного срока после его внесения.

    В связи с рассмотрением данного вопроса Председатель Правительства вправе выступить на заседании Думы с политическим заявлением. В ходе обсуждения депутаты задают вопросы членам Правительства, высказывают сове мнение. Депутаты, выступившие инициаторами выражения недоверия, вправе до голосования отозвать свои подписи; если при этом количество депутатов, внесших предложение, становится менее одной пятой, то вопрос снимается с рассмотрения.

    Первоначальное выражение недоверия Президент вправе использовать как конституционный повод для отставки Правительства или не согласиться с мнением Государственной Думы. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан принять решение об отставке или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

    Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, в этом случае он вносит в Думу мотивированное представление, которое рассматривается во внеочередном порядке. Если Дума в доверии отказывает, Президент обязан в течение семи дней подписать указ об отставке Правительства или указ о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Столь жесткие правовые последствия послужили причиной закрепления в Регламенте Государственной Думы своеобразной процедуры принятия решения, позволяющей в ряде случаев избежать прямого давления на депутатов.

    Вначале выносится на голосование постановление о доверии Правительству - если оно не набирает большинства голосов, выносится на голосование постановление о недоверии Правительству. Если и оно не набирает большинства голосов, рассмотрение вопроса прекращается.

    При применении этих положений следует учитывать ограничения на роспуск Государственной Думы, установленное ч. 3 ст. 109 Конституции, а именно, Президент не вправе распустить Государственную Думу в течение года с момента ее избрания.

    Конституционная практика сталкивалась с наслоением процедур выражения недоверия и постановки вопроса о доверии, что Конституции не противоречит, но при определенных обстоятельствах извращает смысл взаимодействия двух ветвей власти. Естественно, что, выражая недоверие, Государственная Дума стремится повлиять на цели, задачи, методы политической и административной практики Правительства.

    Если через короткий промежуток времени после выражения недоверия или в момент рассмотрения этого вопроса Председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству, Государственная Дума будет вынуждена под угрозой роспуска принять такое решение, хотя Правительство к этому моменту не предприняло реальных шагов по изменению своего политического курса.

    В этой связи в Регламенте Государственной Думы предусмотрен механизм, позволяющий развести эти две конституционные процедуры по времени. Если Государственная Дума выражает Правительству недоверие, а Президент не согласен с этим решением, то представление Председателя Правительства о доверии рассматривается по истечении трех месяцев со дня выражения недоверия.

    Законодательство не предусматривает возможность Государственной Думы, выразить недоверие отдельному члену Правительства, в связи с чем, если такое постановление принимается, оно является только лишь официальной позицией Думы и не влечет юридических последствий.

    Ординарной конституционной процедурой прекращения деятельности Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным; Президентом (ст. 116 Конституции). Тем самым, с одной стороны, обеспечивается преемственность государственной власти, а с другой, создаются условия для реализации новым Президентом своих прерогатив по формированию Правительства. Этот механизм функционирует и при переизбрании Президента на второй срок.

    Сложение полномочий оформляется распоряжением Правительства, которое подписывает его Председатель в день вступления в должность Президента. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства (ч. 5 ст. 117 Конституции). Такая процедура позволяет реализовать непрерывность исполнительной власти, но вновь избранный Президент, решивший поменять политический курс, может ей не воспользоваться, назначив временно исполняющими обязанности других лиц.

    При освобождении от должности Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства одному из его заместителей на срок до двух месяцев. Конституционная практика расширяет условия применения данной нормы, поскольку Председатель Правительства, не освобожденный от должности, а ушедший в отставку вместе с Правительством, как правило, не остается исполнять свои обязанности, в отличие от сложения Правительством полномочий перед Президентом, переизбранным на новый срок.

    Представляется, что Президент не вправе возлагать обязанности Председателя Правительства на себя (хотя такой опыт в российской конституционной практике существовал) и не вправе возлагать эти обязанности на лицо, не являющееся заместителем Председателя Правительства.

    Практика новых кадровых назначений, осуществляемых Президентом единолично после отставки Правительства, требует дополнительных обоснований. Речь идет о случаях назначения исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства, па которого возлагается исполнение обязанностей Председателя Правительства.

    Очевидно, Президент вправе отстранять от должности отдельных членов Правительства, ушедшего в отставку, тем самым отзывая свое поручение исполнять возложенные обязанности. При этом согласование кадровых назначений с исполняющим обязанности Председателя Правительства не требуется.

    Итак, Правительство являетсявысшим исполнительным органом государственной власти в стране. Возглавляя единую систему исполнительной власти, Правительство руководит работой федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность. Это выражается в его полномочиях по определению структуры этих органов, назначению их руководителей, утверждению положений об этих органах, отмене или приостановлению их незаконных актов, установлению порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств.

    В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство также реализует полномочия высшего исполнительного органа государственной власти. Издавая общеобязательные как для федеральных, так и для региональных органов нормативные акты, Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти федеральными и субъектов Федерации.

    В следующей главе рассмотрим организационно правовые формы деятельности Правительства РФ и проведем анализ деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 2013 г.г.

















    2 Анализ результатов деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 2013 г.г.

    2.1 Организационно-правовые формы деятельности Правительства Российской Федерации


    Основной организационной формой деятельности Правительства являются заседания - очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся не реже одного раза в месяц по утвержденному плану в определенный день недели (как правило, по четвергам). На заседаниях Правительства обязаны лично присутствовать все его члены. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

    На заседаниях Правительства вправе присутствовать представители палат парламента, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокуратура РФ, Счетной палаты, Центрального банка. Помимо них в заседаниях участвуют с правом совещательного голоса руководители или заместители руководителей других федеральных органов исполнительной власти, а также представители тех государственных органов и организаций, вопросы деятельности которых будут рассматриваться. Список приглашенных лиц утверждается руководителем аппарата Правительства.

    Председательствует на заседании Правительства Председатель Правительства, а в период его отсутствия один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей. В соответствии со ст. 83 Конституции председательствовать на заседаниях Правительства имеет право Президент. Обычно это происходит один раз в год на расширенном заседании Правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны, т.е. это право скорее является элементом конституционной традиции и не имеет ничего общего с ежедневной управленческой деятельностью.

    Заседания Правительства проводятся публично с освещением в средствах массовой информации. По решению Правительства отдельные заседания могут быть объявлены закрытыми, если на них предполагается рассмотрение вопросов, имеющих отношение к государственной тайне. Подготовка материалов к такому заседанию, допуск на заседание, оформление протоколов и принимаемых решений осуществляется с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.

    Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются:

    1. проекты федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
    2. вопросы кредитно-денежной политики и обороты государственных ценных бумаг;
    3. проекты федеральных целевых программ;
    4. проекты федеральных законов, вносимые Правительством в Государственную Думу;
    5. вопросы заключения подлежащих ратификации международных Договоров;
    6. соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий;
    7. рабочие органы Правительства (образуются президиум Правительства, комиссии и советы);
    8. утверждаются положения о министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, территориальных органах;
    9. утверждаются регламент и положение об аппарате Правительств.

    Этот перечень Правительство вправе дополнить по своему усмотрению и рассматривать на заседаниях иные вопросы, имеющие общегосударственное значение, требующие коллективного обсуждения и согласованного решения.

    Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом в течение суток после проведения заседания, который подписывается председательствующим на заседании. Протокол заседания и выписки из него рассылаются всем членам Правительства, а также государственным органам, организациям и должностным лицам - исполнителям соответствующих решений.

    Ежедневная управленческая деятельность Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров состоит в систематическом проведении совещаний на которых рассматриваются вопросы выполнения программ и планов социально-экономического развития, принимаются решения по оперативным вопросам. Председатель Правительства и его заместители руководят деятельностью подведомственных им исполнительных органов, рассматривают и решают конкретные вопросы, дают поручения, разрешают возникающие разногласия.

    Значительная часть этой работы связана с изучением проектов правительственных решений, служебных и аналитических записок, обращений различных организаций, требующих соответствующей резолюции. Много времени занимает выполнение представительской функции, участие в работе различных съездов, конференций, круглых столов, торжественных собраний, оглашение на них официальной позиции Правительства по тому или иному вопросу. Члены Правительства представляют Российскую Федерацию в международных и межгосударственных организациях, проводят международные переговоры.

    Члены Правительства ведут прием граждан, представителей организаций, трудовых коллективов в соответствии с графиком, утверждаемым Председателем Правительства.

    Организационной формой реализации правительственных функций и полномочий является работа совещательных и координационных органов Правительства. Правовую основу их деятельности составляют постановление Правительства РФ «О координационных и совещательных органах, создаваемых Правительством Российской Федерации» от 5 июля 1994 г. и Регламент Правительства.

    Координационные органы Правительства - комиссии формируются на представительной основе для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенных задач в сфере государственного управления экономикой, жизнеобеспечения населения. Совещательные органы Правительства - советы создаются на представительной основе для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер. Комиссии и советы могут иметь статус правительственных, межведомственных.

    Правительство создает, реорганизует и ликвидирует комиссии и советы, назначает их руководителей, утверждает персональный состав и определяет компетенцию, закрепляемую в положениях об этих органах. Возглавляют комиссии и советь; Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, а в их состав входят руководители или заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые лично участвуют в заседаниях без права замены. В состав комиссий и советов могут включаться представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, организаций, ученые, специалисты, общественные деятели.

    Решения комиссий и советов обязательны для органов и организаций, представители которых входят в их состав, и оформляются в виде протоколов заседаний, выписки из которых доводятся до сведения конкретных исполнителей. Если определенный вопрос требует издания постановления или распоряжения Правительства, то рабочая группа готовит соответствующий проект.

    К организационным формам работы Правительства относится также деятельность представительств Правительства, которые могут функционировать в виде территориальных органов Правительства, представительств Правительства в других органах государственной власти и представителей Правительства в международных организациях.

    В конституционной практике России был только один пример создания Правительством своих территориальных органов - представительство Правительства в Чеченской Республике, которое функционировало с 1996 по 2000 г, координируя работу различных федеральных органов исполнительной власти. Представительства Правительства в других федеральных органах государственной власти организованы в виде деятельности полномочных представит елей Правительства в палатах парламента, в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде.

    В следующем параграфе проанализируем результаты деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 2013 г.г.


    2.2 Анализ результатов деятельности Правительства Российской Федерации за 2011-2013 г.г.


    Необходимо отметить, что у Правительства РФ и Государственной Думы общая ответственность за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики, утверждены Основные направления деятельности Правительства до 2018 года. В 2012 году Правительство РФ внесло в парламент 218 законопроектов, из них 153 подписаны Президентом России. Задача Правительства РФ реализовать сбалансированные меры по достижению приемлемой динамики основных показателей.

    В целом с учётом ситуации в мировой экономике макроэкономические итоги 2012 года можно оценить как неплохие на общем уровне. Валовый внутренний продукт в 2012 году вырос на 3,4%. Реальная заработная плата на протяжении практически всего 2012 года, кроме ноября-декабря, была выше, чем в 2011 году: темп её роста увеличился с 2,8% до 8,4%. В основном, конечно, это произошло за счёт повышения оплаты труда работников образования и здравоохранения, и денежного довольствия военнослужащих.

    Потребительская инфляция за 2012 год незначительно превысила предыдущий показатель на 0,5 процентного пункта и составила 6,6%. Связано это в том числе и с неурожаем, который был в Росии, и с некоторыми другими факторами.

    Федеральный бюджет практически отбалансирован, исполнен с небольшим дефицитом в 0,06% от размера ВВП в отличие от абсолютного большинства, да практически от всех развитых стран.

    Ещё одна тема, которая очень важна. Детские сады и их доступность к 2016 году цель, которая поставлена. На эти цели Правительство предоставляет регионам бюджетные кредиты и субсидии. В 2012 году введено почти 270 тыс. дополнительных мест, число очередников снизилось более чем на 20%, то есть в целом у нас тренд в этом смысле существует. В течение 20132015 годов с учётом роста рождаемости предстоит создать более 1 млн. мест.

    По данным Росстата, в стране порядка 310 тыс. государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. Цель, которая стоит перед Правительством РФ и вообще перед государством, сделать качество их работы принципиально иным. 2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы.

    По сравнению с 2011 годом средняя заработная плата в здравоохранении увеличилась почти на 18%, а зарплата учителей более чем на 20%. Необходимо обратить внимание на тот факт, что никто не увеличивает заработные платы бюджетникам, практически только Россия в период мировой депрессии. Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утверждённым графиком и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг, потому что люди тоже должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.

    Одним из знаковых событий 2012 года стало принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». За два года подготовки он прошёл самое широкое обсуждение, как ни один другой закон, вызвал острейшие споры.

    Здравоохранение и образование - это две сферы, которым Правительство РФ уделяет достаточно больше внимание. Обсуждение этого закона, хотел бы сказать, показало всё-таки, как важны такие дискуссии и изучение экспертного и общественного мнения.. Сейчас уже очевидно, что этот закон в любом случае отражает динамику изменений в современном образовании и предоставляет дополнительные возможности учащимся, которые проявили выдающиеся способности, а также тем, кто нуждается в социальной и правовой поддержке, регламентирует условия экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования. Всего этого в прежнем законодательстве не было.

    Дошкольное образование это тот фундамент, который определяет всё последующее развитие ребёнка. Разрабатывается специальный стандарт дошкольного образования. Важно, чтобы Правительство и министерство оказало регионам и дошкольным учреждениям организационную и методическую поддержку в этом вопросе.

    В 2012 году неплохие результаты достигнуты в модернизации региональных систем общего образования. Объём финансирования этого проекта из федерального бюджета составляет 120 млрд. рублей в течение трёх лет. Концентрация таких внушительных средств и идеология проекта позволяют распространить лучшие практики по регионам, а регионам полноценно исполнять свои обязательства. Новый стандарт введён в начальной школе, утверждён для основной и средней школы.

    Начал работать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. По мнению Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, в 2014 году охват детей программами дополнительного образования увеличится почти на 60% .

    Отдельно рассмотрим вопросы поддержки молодых учителей. Многие субъекты Российской Федерации (их 20 ед. всего) принимают такие меры это единовременные выплаты, ежемесячные надбавки к зарплате в первые два-три года работы и предоставление жилья. Для молодых учителей действует специальная программа ипотечного кредитования, где-то лучше, где-то хуже, но в целом она действует.

    Начата работа по оценке эффективности вузов, сложная работа, очень резонансная. В 2013 году прошли по этому направлению как государственные учебные заведения, так и негосударственные. Ситуация в целом воспринимается весьма и весьма эмоционально, особенно в отношении процедуры оценки и, конечно, по решениям в отношении судьбы отдельных вузов.

    Необходимо отметить, что одна из ключевых задач создание эффективных связей вузов с промышленностью и работодателями, подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Сейчас разрабатывается принципиально новая система профессиональных стандартов, помогают тут работодатели довольно активно. К 2015 году появятся 800 стандартов, которые охватят все виды деятельности и будут увязаны с новыми образовательными стандартами.

    Ещё один приоритет это международная конкурентоспособность российских университетов, их продвижение в мировых рейтингах, из бюджета на цели финансирования грантов было выделено 9 млрд. рублей. Будет продолжена работа по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, до марта 2014 года завершена оптимизацию сети диссертационных советов. Более открытой станет и процедура защиты, и презентация самих результатов защиты, включая интернет, для того чтобы это были оригинальные работы. По мнению Д.А. Медведева, что это в целом повысит качество научно-исследовательской деятельности.

    Кардинальную роль в развитии нашей страны призвана сыграть отечественная наука. В конце 2011 года, а именно 20 декабря, утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий». Усилия должны быть сконцентрированы на наиболее перспективных направлениях на наноиндустрии, информационно-телекоммуникационных системах, природопользовании, энергетике, конечно, которая всё равно для нас очень важна. В 2012 году в рамках действующих федеральных целевых программ была создана 31 технология мирового уровня, получены и поданы заявки на более чем 800 патентов.

    Необходимо отметить, что в сфере патентования нужно и порядок наводить, и стремиться сделать так, чтобы все интеллектуальные разработки, интеллектуальная собственность получали патентную защиту.

    Из федерального бюджета было дополнительно выделено 2 млрд. рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и ещё 500 млн. Российскому гуманитарному научному фонду. К 2018 году планируется по объёму финансирования государственных научных фондов выйти на обозначенный уровень 25 млрд. рублей.

    Проделана большая работа по формированию институтов развития. Общий объём средств, который перечислен в их капитал, составляет около 500 млрд. рублей. В настоящее время следует сконцентрироваться на использовании идей в прикладном формате, на инфраструктуре, которая должна обеспечить непрерывную работу инновационных лифтов, здесь созданы тоже определённые заделы. Внешэкономбанк финансирует 47 проектов, направленных на развитие инноваций.

    Общая стоимость этого финансирования 758 млрд. рублей, вообще доля инновационных проектов в портфеле уже составляет практически треть. «Роснано» одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд. рублей. Работает Российская венчурная компания и её отраслевые фонды: ООО «Биофармацевтические инвестиции РВК», ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» и так называемый Посевной фонд, в инновационном центре «Сколково» 850 участников зарегистрировано. Среди ключевых партнёров крупнейшие компании, которые занимаются инновациями во всём мире, это очень важно. Кстати, по одному из авторитетных исследований Dow Jones Venture Source Россия вошла в пятёрку европейских стран по инвестициям в стартапы в секторе высоких технологий.

    Необходимо отметить, что государство субсидирует исследования и разработки, которые вузы ведут по заказу предприятий, за три года объёмы этих субсидий составляют 19 млрд. рублей, и такая поддержка будет продолжена. 9 млрд. рублей выделено на развитие инновационной инфраструктуры: на создание инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, на подготовку управленческих кадров для малого венчурного бизнеса, учреждены и специальные гранты для привлечения в российские вузы авторитетных мировых учёных.

    Хотелось бы отдельно остановиться на проблеме сиротства, которая в последние годы, в последний период стоит особенно остро. В настоящее время государственная система попечения охватывает почти 120 тыс. человек, однако необходимо отметить, что никакие государственные меры, самые комфортабельные, современные интернаты, приюты, детские дома не способны, конечно, заменить семью, это мы все понимаем. За 2012 год по различным причинам родительских прав были лишены 44 тыс. родителей.

    Важно, чтобы такими проблемами занималось не только государство, но и общественные структуры, бизнес, сами граждане, хорошую основу для этого создаёт Национальная стратегия действий в интересах детей, она обсуждалась и в формате Открытого правительства, и в других форматах.

    В рамках решений, принятых Президентом и Правительством, созданы нормы, которые упрощают для граждан процедуру усыновления и взятия детей под опеку, особенно это важно для тех, кто уже воспитывает или воспитал приёмных детей. Важно сделать так, чтобы государственная поддержка стала более эффективной, а для этого необходимо совершенствовать федеральные законы и здесь важна поддержка депутатов Государственной Думы. Правительством РФ направлено три законопроекта, которые предусматривают материальную поддержку усыновителей и опекунов, и фиксируют обязанность органов опеки оказывать социальное, медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение.

    Одна из острейших проблем это обеспечение жильём воспитанников детских домов, эта проблема действительно стоит и решается медленно. В 2012 году на эти цели федеральный бюджет предоставил субсидии на сумму свыше 6 млрд. рублей, а расходы региональных бюджетов в этот период были ещё 16 млрд. рублей. В результате жильё получили 23 тыс. молодых людей, что само по себе неплохо, но, тем не менее, темпы решения этой проблемы снижать нельзя.

    Правительством РФ уделяется пристальное внимание сейчас людям с ограничениями по здоровью. Необходимо отметить, что в 2011 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, утверждена госпрограмма «Доступная среда». Её цель нормальные условия для жизнедеятельности инвалидов на транспорте, на улицах, просто в публичных местах, в магазинах, театрах, в государственных учреждениях.

    Принят закон, направленный на обеспечение непрерывного инклюзивного образования для инвалидов, выросла и социальная пенсия хотя и не очень намного, но тем не менее выросла, и ежемесячные выплаты родителям или опекунам, которые ухаживают за ребёнком-инвалидом. Правительством РФ планируется создавать по 14 тыс. специальных рабочих мест в период с 2013 по 2015 год, во всяком случае, в качестве показателя: в 2015 году занятость инвалидов должна составить 2/3 от среднего уровня трудоустройства всех категорий граждан.

    В 2012 году был сформирован и утверждён государственный оборонный заказ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, его финансирование составляет 6,5 трлн. рублей, с 1 января 2013 году действует Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».

    Начиная с 2013 осуществляется переход на контракты жизненного цикла серийно поставляемых вооружений и техники. В 2012 году Россия сохранила мировое лидерство по числу пусков ракет-носителей, выполнены международные обязательства в области пилотируемой космонавтики.

    Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса, может быть, кроме газовой, показали в прошлом году хорошую динамику. В январе 2012 года Правительство утвердило долгосрочную программу развития угольной отрасли. Акцент сделан на укрепление её конкурентоспособности за счёт увеличения инновационного потенциала. Продолжаются работы по модернизации НПЗ.

    Среди актуальных задач увеличение глубины переработки нефти и повышение эффективности использования попутного нефтяного газа. Компания «Транснефть» ввела в эксплуатацию Балтийскую трубопроводную систему-2 и завершила строительство второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь Тихий океан». Увеличение пропускной способности ВСТО позволяет наращивать не только экспортные поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и объёмы собственной нефтепереработки на Дальнем Востоке.

    Необходимо отметить, что Правительство РФ продолжает работать над более гибким налоговым регулированием нефтегазовой отрасли, это всегда будут такие отчасти ситуативные решения, потому, что сама по себе отрасль развивается, она в непростом состоянии. Готовятся законодательные инициативы о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов и о разработке газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также планы освоения континентального шельфа.

    В Основных направлениях деятельности Правительства РФ есть цель обеспечить государственной финансовой поддержкой не менее 13% российского экспорта неэнергетических товаров. 13% это немало, с учётом того что в 2011 году экспортной поддержкой обеспечивалось 0,5%.

    По инициативе Правительства РФ подготовлен и вступил в силу ряд законодательных новаций, так называемый третий антимонопольный пакет, приняты решения по отраслевым рынкам. Речь идёт о биржевой торговле топливными и сырьевыми товарами, о рынках лекарственных препаратов, об авиаперевозках, об услугах связи и образования.

    В построении современного и подотчетного гражданам государства Правительство России идет по следующим основным направлениям.

    Первое это, конечно, повышение эффективности государственного аппарата. Сформирована система раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов и о результатах их общественного обсуждения, всё это размещается на едином сайте в интернете. Создана и система антикоррупционных мероприятий внутри федеральных ведомств, сформированы методики контроля за соблюдением служащими ограничений и запретов.

    Второе направление по совершенствованию государственной машины это предоставление государственных услуг. Ещё одна новация в деятельности Правительства касается открытой работы с экспертами, деловыми кругами и гражданским обществом. Конечно, открытая работа и сама по себе ценна, но важно, чтобы эта работа подкреплялась последующими конкретными действиями.

    В 2012 году была сформирована система так называемого Открытого правительства, это новый механизм реализации государственной политики. Действует Экспертный совет, в который входит 500 высококвалифицированных экспертов, представляющих, кстати, совершенно разные политические и экономические воззрения.

    Правительством РФ после длительного общественного обсуждения утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы на период до 2030 года, сформулированы новые подходы к формированию и расчёту трудовой пенсии. Речь идёт о том, чтобы не только не ущемить прав ни одного пенсионера, но и в лучшей степени учитывать заработную плату и продолжительность трудового стажа.

    Итак, результаты деятельности Правительства Российской Федерации можно считать удовлетворительными, но, безусловно, они могут быть еще лучше. Резервы у Правительства РФ, безусловно, есть и потенциал Правительства РФ в полной мере еще не реализован.


    2.3 Основные направления деятельности Правительства РФ на 2015 год


    Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (от 16 сентября 2013 года), положенного в основу формирования федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году и условия их составления на плановый период.

    В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась на основе «консервативного», то есть, наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, в том числе на долгосрочную перспективу, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.

    Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2015 - 2017 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

    1. усиление выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
    2. обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
    3. продолжение консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ, а также их распределение приложениями к федеральному бюджету.

    При принятии решений об определении объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать наличие связи целей и предполагаемых результатов предоставления соответствующих субсидий с положениями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

    От органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.

    Будет продолжен мониторинг долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации, а также приняты меры, направленные на ограничение роста объема государственного долга субъектов Российской Федерации.

    В связи с этим необходимо разработать проект изменений в Бюджетный кодекс, а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации (Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 9 апреля 2003 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), направленных на повышение качества бюджетного планирования, установление дополнительных ограничений к существующим ограничениям по предельному объему государственного (муниципального) долга, предельному объему заимствований субъектов Российской Федерации (муниципальных заимствований), по объему расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга), повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за проведение неэффективной долговой и бюджетной политики.

    Необходимо внести изменения в статью 130 Бюджетного кодекса, предусмотрев для субъектов Российской Федерации, государственный долг которых по итогам отчетного финансового года превысил 50% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, меры, аналогичные, установленным в качестве условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

    В рамках мониторинга долговой политики субъектов Российской Федерации отдельное внимание будет уделяться анализу мер, принимаемых субъектами Российской Федерации по сокращению государственного долга субъектов Российской Федерации, и при необходимости оказанию регионам методологической помощи путем выработки рекомендаций по сокращению государственного долга, модельных планов мероприятий по финансовому оздоровлению и другое.

    На федеральном уровне также будут продолжены мониторинг качества управления региональными финансами и поддержка бюджетных реформ, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.

    В целях совершенствования методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Указанные нормативы планируется применять с 2015 года, что позволит ограничить максимальный размер расходов субъекта Российской Федерации на указанные цели и устанавливать долю расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.









    Заключение


    Конституция РФ закрепляет основополагающие признаки организации и деятельности Правительства и его взаимоотношений с иными органами государственной власти. Функции и полномочия Правительства также регулируются иными федеральными законами, указами Президента, нормативными актами самого Правительства, важнейшими из которых являются Регламент и Положение об аппарате Правительства.

    Являясь частью государства, Правительство работает на общих для всего государственного аппарата принципах народовластия, федерализма, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделения властей и подзаконности исполнительной власти, ответственности, гласности. В то же время Правительство является самостоятельным органом государственной власти. Оно наделено собственной компетенцией, не входит в состав иного государственного органа, реализует свои полномочия независимо от иных органов государственной власти.

    Правительство реализует только те функции и полномочия исполнительной власти, которые входят в компетенцию Российской Федерации. Как и любой орган государственной власти, Правительство имеет свою структуру и состав. Первичными элементами структуры выступают государственные должности - членов Правительства и федеральные государственные должности государственной службы его аппарата. Правительство выступает от имени Российской Федерации.

    Внутри единой системы государственной власти Российской Федерации оно представляет подсистему; исполнительной власти, а при взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации - федеральный уровень исполнительной власти. В международных отношениях Правительство обеспечивает представительство своей страны в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения и обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам.

    Правительство, как любой государственный орган, является государственной организацией, наделенной государственным имуществом, гражданской правоспособностью, финансируемой из средств федерального бюджета. Структура Правительства позволяет говорить о том, что Правительство является сложносоставной организацией, состоящей из политического органа и его аппарата, который сам является вспомогательным государственным органом.














    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 ( в ред.Фед. Конст. Закона от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конст. закон № 2- ФКЗ от 17 декабря 1997 года (в ред. от 07.05.2013 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (в ред. от 31.03.2014 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ ( в ред. от 02.07.2013 № 182-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    5. О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : федер. закон от 10.01.2003 г. № 20-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    6. О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Последнее обновление 21.12.2014
    7. Авдотьев А. Д. Хрестоматия по конституционному праву России - М.: Юристъ, 2011. - 525с.
    8. Архипова Т.Г. Государственность современной России: учеб. пособие. / Архипова Т.Г. М.: РГГУ. 2013. 287 с.
    9. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении: Политологические аспекты: Учеб. пособие / К.С. Бельский М.: ВЮЗИ, 2012. 167 с.
    10. Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: учебник. / В.Д. Зимина, Н.А. Борисов М.: РГГУ. 2011. 367 с.
    11. Килясханов И.Ш. Исполнительная власть в системе государственной власти // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы научно-практической конференции. М.: Юнити-Дана. 2012.
    12. Коваленко А. И. Конституционное право РФ. - М.: БЕК, 2012. - 252с.
    13. Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. - 2012. - 585с.
    14. Лапина М.А. Современная реформа системы государственного управления: Административно-правовой аспект. / М.А. Лапина М.: РГГУ. 2013. 307 с.
    15. Марченко М.Н., Проблемы теории государства и права./ М.Н. Марченко- М., 2013. 275 с.
    16. Мелихова Л. В., Основы права./ Л. В. Мелихова - Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 2011. 164 с.
    17. Отечественная история новейшего времени 1985 2008.: учебник /отв. редактор Безбородов А.Б. М. РГГУ. 2011.
    18. Официальный сайт Правительства РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.government.ru
    19. Официальный сайт Президента РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.kremlin.ru
    20. Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. пособие. / А.С. Сенин М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2013. 336 с.
    21. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций) Москва. - Издательство А-Приор, 2012.-160 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исполнительная власть (структура,правительство)(м) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.