Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституционно-правовые отношения(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конституционно-правовые отношения(1)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    20.05.2017 8:08:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды6

    2. Субъекты конституционно-правовых отношений13

    3. Объекты конституционно-правовых отношений21

    Заключение26

    Список использованной литературы28




    Введение

    Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

    Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

    При реализации норм конституционного права возникают конституционно - правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

    Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Конституционные правоотношения многообразны. В зависимости от временного фактора они могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) и временные отношения, которые возникают, к примеру, между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом, между избирательными объединениями по поводу их вхождения в избирательный блок на период проведения избирательной кампании и др.

    Под конституционно-правовыми отношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

    Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

    - возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

    - конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

    - характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

    - конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

    Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

    Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

    Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.

    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;

    - дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;

    - изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;

    В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.

    Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

    Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

    1. материалистические;
    2. исторические;
    3. метод сравнительного анализа;
    4. формально-юридический метод;
    5. эмпирические;
    6. источниковедческие.

    Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

    1. В первой главе рассматриваются понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений.
    2. Во второй главе дается характеристика основным субъектам конституционно-правовых отношений.
    3. В третьей главе изучаются основные объекты конституционно-правовых отношений.

    При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

    1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды


    Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.

    Конституционно-правовые отношения - это мостики между нормами конституционного права и фактическими общественными отношениями. Разумеется, эти мостики могут быть добротными, а могут быть гнилыми и даже совсем разрушенными. Поэтому реально не все нормы конституционного права регулируют общественные отношения, а последние не всегда укладываются в русло правовых отношений даже при наличии соответствующих норм.

    Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той, или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей. Например, отношения между Президентом и Парламентом в случае внесения последним предложения о проведении референдума.

    Если такое отношение возникает, оно носит конкретный характер. Президент не позднее 3-х месяцев со дня издания указа о проведении референдума назначает дату его проведения (ст. 74 Конституции). Отношения конкретного характера - временные. Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном примере отношения между Президентом и Парламентом прекращаются с момента определения даты референдума.

    По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

    1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России. Речь идет об отношениях народовластия и основных формах его осуществления, статусе государства, общества, положении человека в системе основ конституционно-правового строя России.

    2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России. Речь идет, прежде всего, о равноправии, гражданстве, конституционных правах и свободах граждан России, механизмах их действия.

    3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

    4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Речь идет о механизмах разделения властей, статусе отдельных органов государственной власти, в первую очередь организации и функционировании законодательной власти, ее взаимоотношениях с Президентом РФ и другими ветвями власти. К этой группе примыкают и правоотношения, связанные с установлением и функционированием местного самоуправления в России.

    В зависимости от характера взаимоотношений сторон в конституционно-правовых отношениях их можно разделить на следующие группы:

    а) конституционно-правовые отношения общего характера.

    В этих отношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями. Общие конституционные правоотношения очерчивают контуры российской государственности, общественного строя, статуса человека в России. Их можно назвать правоотношения-рамки, в пределах которых возможны достаточно существенные различия фактического поведения. Так, декларируемое Конституцией РФ качество России как демократического государства (ст. 1) порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства. При этом не определено, какие права и обязанности возникают у государственных органов и должностных лиц, какова их ответственность и т.д. Ответы на эти вопросы должны дать текущее законодательство и конкретные правоотношения. Таким образом, общие конституционные, правоотношения есть некие философско-политические ценности, перенесенные в право и реальную жизнь. Поэтому их прямое регулятивное воздействие на участников конкретных правоотношений невелико, но они определяют общий вектор конституционно-правового существования и развития.

    К общим конституционно-правовым отношениям частично примыкают правовые состояния. Здесь также не определены конкретные права и обязанности субъектов отношений, но в отличие от общих правоотношений сами эти субъекты определены достаточно четко. Примерами правоотношений такого вида являются состояние в гражданстве России и соответственно состояние в качестве иностранца, лица без гражданства, состояние государственного суверенитета Российской Федерации, состояние суверенитета народа. То или иное конституционно-правовое состояние оказывает значительное влияние на правовое и фактическое положение соответствующего субъекта конституционного права, являясь элементом его статуса. Так, декларируемый Конституцией РФ принцип разделения властей порождает правовое состояние, которое нельзя не учитывать при характеристике статуса высших органов государственной власти.

    Конкретные конституционно-правовые отношения, для которых характерно наличие определенных сторон и соответственно определенных взаимоотношений между ними.

    Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт: событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений. К числу таковых относятся, например, рождение человека (событие), обращение в государственный орган (действие), уклонение от подписания закона, принятого парламентом (бездействие), и т.д.

    Стороны конкретного конституционно-правового отношения являются его субъектами. К их числу относятся: граждане Российской Федерации, объединения граждан (политические партии, профсоюзы и др.), иностранцы, лица без гражданства, народ Российской Федерации, Российская Федерация как государство и субъекты Российской Федерации, а также их государственные органы и должностные лица, местное самоуправление и его органы, население муниципальных образований.

    В отличие от частного права конституционное право не знает правосубъектности юридических лиц. Конституция РФ не знает понятия «юридического лица» - одного из базовых для гражданского права. Однако это понятие вошло во многие источники конституционного права, создав путаницу. Согласно Гражданскому кодексу РФ для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, необязательно быть физическим или юридическим лицом. Статья 124 ГК РФ дает право участия в этих отношениях Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. По ст. 125 ГК РФ от имени названных субъектов права выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Этим субъектам следовало бы придать статус юридических лиц публичного права. К их числу можно было бы отнести и ряд некоммерческих организаций, созданных в соответствии е конституционными правами на объединение, на образование, свободой совести и вероисповедания.

    Отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. В конституционно-правовых конкретных отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между этим избирателем и участковой избирательной комиссией.

    Соотношение названных трех групп правоотношений имеет важное значение для позитивного конституционного права. Трудно доказать или оспорить распространенный в литературе тезис о том, что большинство конституционно-правовых норм порождает конкретные правоотношения, так как никто не считал ни количества конституционно-правовых норм, ни тем более количества правоотношений.

    Можно констатировать как благоприятную тенденцию к безусловному увеличению числа конкретных конституционно-правовых отношений за последние годы, что связано в первую очередь с развитием парламентаризма, конституционного судопроизводства и институтов выборов, референдума. Однако продолжает оставаться высоким удельный вес общих конституционных правоотношений. Поскольку их содержание может меняться весьма значительно в пределах одной и той же правовой формы, постольку избыток общих конституционных правоотношений не способствует повышению эффективности конституционного права.

    И здесь необходимо затронуть проблему соотношения конституционно-правовых отношений, с одной стороны, и отношений политических, с другой стороны. Преобладающей до настоящего времени в общественном мнении является позиция, в соответствии с которой право это только формы и методы организации названных выше отношений.

    Следует согласиться с выводом о том, что конституционные правоотношения имеют высокий политический потенциал. Вывод этот относится к правоотношениям, которые порождены собственно Конституцией РФ. Однако он в значительной мере справедлив применительно ко многим конституционно-правовым отношениям, которые предстают как юридическая форма политических отношений. Поэтому неправомерны попытки ни противопоставления этих отношений, ни подчинения конституционно-правовых отношений отношениям политическим. Практически любое конституционное правоотношение имеет политическое значение, которое, разумеется, нередко будет различно для разных политических сил. Проблема не в том, чтобы деполитизировать конституционно-правовые отношения, что в принципе невозможно, а в том, чтобы подчинить им политические отношения. Если правящей партии необходимо решение, выходящее за рамки дозволенного действующим конституционным правом, то до принятия такого решения необходимо либо изменить правовое регулирование, либо признать недопустимость подобного решения как в принципе неправового и отказаться от изменения конституционного законодательства и права. К сожалению, история России и современная действительность полны примеров преобладания политических подходов над правовыми.

    К числу других особенностей конституционно-правовых отношений нужно отнести переплетение их с другими правоотношениями в реальных общественных отношениях. Например, в ходе выборов возникают преимущественно конституционно-правовые отношения. Однако процесс и результаты выборов обеспечиваются также и иными правоотношениями: трудовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми.

    Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объектом самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д.

    Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.

    Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли возникнуть, недостаточно наличия только норм права - Конституции, конституционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституционно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых отношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юридические факты.



    2. Субъекты конституционно-правовых отношений

    Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Кстати говоря, поэтому конституционное право может называться и очень часто называется государственным правом.

    Классификация субъектов конституционного права - вопрос достаточно неоднозначно определенный в науке. Есть много вариантов классификации субъектов конституционного права. Не останавливаясь подробно на всех этих вариантах, мы предлагаем следующую классификацию субъектов конституционно-правовых отношений. Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

    Номер два, хотя этот субъект может быть назван и номером один, - это субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус. Эти три термина применяются отдельно, но они могут применяться также и как синонимы, потому что понятие «народ» может быть применено в географическом смысле, не политическом; понятие «нация» может быть применено в этническом смысле; «избирательный корпус» - это специфический термин, обозначающий избирателей. Но, применяя все три определения, мы имеем в виду одно и то же - правоспособные и дееспособные граждане каждого государства, которые принимают активное участие в политической жизни, т.е. это также такой субъект, без которого не может существовать государство, это субъект конституционного права, который обслуживается государством в демократическом обществе.

    К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства. Безусловно, также в качестве субъекта следует назвать такое общественное формирование, которое по нашим традициям называется «общественные организации», на западе эти общественные формирования, чаще всего, называются «союзы и ассоциации». Т.е. это не политические в чистом виде организации, а организации, которые принимают участие в политической жизни: союзы предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.

    Безусловно, субъектом конституционного права являются территориальные образования, такие, как составные части федеративного государства, субъекты федерации, например, штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ. А также отдельно в качестве субъекта можно назвать автономные единицы, обладающие определенным юридическим и политическим статусом.

    Например, такие единицы, как Андалусия, Галисия, Каталония в Испании.

    В качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, например, муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы. Естественно, они в качестве субъектов выступают редко, но все же такие ситуации бывают. Например, ряд органов местного самоуправления в некоторых государствах образуют верхнюю палату парламента, т.е. избирают членов этой верхней палаты.

    В качестве субъекта конституционного права следует назвать судебные органы. Судебные органы, безусловно, выполняют определенные, характерные для них обязанности, т.е. осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного права. Но в ряде случаев судебные органы участвуют в государственно-правовых отношениях и являются субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного надзора и признают нормативные акты неконституционными. Также суды, в тех случаях, когда они имеют право законодательной инициативы и вносят какие-то законодательные предложения, безусловно, являются субъектами конституционного права.

    Следующая группа субъектов конституционного права очень часто объединяется одним термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится к гражданскому праву, но он иногда употребляется и в конституционном праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношениях, и эти случаи достаточно легко назвать. Граждане вступают в конституционно-правовые отношения в процессе выборов, в случаях участия в референдумах, плебисцитах. Иностранцы и апатриды вступают в конституционно-правовые отношения в тех случаях, когда они обращаются в компетентные государственные органы с просьбой о принятии их в гражданство.

    В некоторых странах субъектом конституционного права выступают религиозные конфессии, как правило, те конфессии, которые являются господствующими в данной стране. Например, в Иране лидером государства, т.е. наиболее важным должностным лицом признается глава господствующей религии. Он носит титул имама (употребляется также термин - факих), и, фактически, это более значительное должностное лицо, чем существующий параллельно и избираемый народом президент страны. В Великобритании главой англиканской церкви является глава государства - монарх. В настоящее время это королева Елизавета II. В Палате лордов есть, так называемые, духовные лорды, т.е. епископы, возглавляющие ряд наиболее известных и значительных церковных приходов.

    У субъектов права, обычно, называют такие их характеристики, как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальная возможность самостоятельно их осуществлять. Категории правоспособность и дееспособность, чаще всего, употребляются в отношении физических лиц. Говоря об органах, чаще применяется термин «компетенция» или «правомочия». Для того, чтобы субъекты любой отрасли права, в том числе конституционного, могли вступать в урегулированные правом отношения, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью, либо должны быть наделены определенными полномочиями, обладать компетенцией. То есть, иначе говоря, они должны обладать соответствующим правовым статусом. В тех случаях, когда они необходимым правовым статусом не обладают, это служит препятствием для вступления в конституционно-правовые отношения.

    Наиболее важные права и обязанности, т.е. полномочия, компетенция государственных органов закреплены в конституциях, а также в иных наиболее важных источниках права - конституционных законах, органических законах и других писаных нормах права.

    Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

    Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

    1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

    Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

    Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа.

    Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

    2. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

    В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти.

    Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени.

    3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

    Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

    4. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.

    Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

    5. Должностные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

    Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых.

    6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

    Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

    7. Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

    8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.

    Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

    Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

    Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, можно сказать, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

    Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

    В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

    В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

    3. Объекты конституционно-правовых отношений


    Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

    В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

    1) Государственная территория.

    В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

    2) Предметы материального мира (материальные ценности).

    Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

    3) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

    Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20);достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др. На основе ст. 98 Конституции РФ и, устанавливающей депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.

    Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

    Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.

    Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.

    Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.

    Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их частников.

    Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

    Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.

    Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

    Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.

    Например, смерть депутата - событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

    Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые

    Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные предписания.

    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

    С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

    Таким образом, под объектом конституционно-правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого-то конкретного лица либо органа.

    Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

    В иных случаях можно представить объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта федерации определяют статус какого-то участка земли, кому он будет принадлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория, как политико-юридическое понятие. А вот, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить как нечто осязаемое невозможно, но это категория реальная.

    Вопрос об объектах конституционного права весьма сложен и в некоторых случаях даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно, или ссылаются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из-за них бывают серьезные споры, конфликты и даже войны.

    Таким образом, объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения. Под объектами этих отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

    Конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений.

    Заключение


    Таким образом, конституционно-правовые отношения - разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.

    Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений.

    По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

    1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России.

    2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.

    3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

    4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

    Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят.

    Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

    Ко второй группе относится субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус.

    К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства.

    Следующая группа субъектов конституционного права очень часто объединяется одним термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится к гражданскому праву, но он иногда употребляется и в конституционном праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношения, и эти случаи достаточно легко назвать.

    Под объектами конституционно-правовых отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.Межличностные отношения складываются в результате предметно-практической деятельности членов коллектива. Они обусловлены материально-техническими и организационно-управленческими факторами профессиональной деятельности, включая организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевые позиции и административно-психологические взаимодействия. Таким образом, взаимоотношения людей в коллективе представляют собой единство общественных и межличностных отношений, отражающих в том числе личностные качества членов коллектива, влияющ��е на особенности общения людей в коллективе. Глава 2. Содержание управленческой деятельности по формированию и развитию благоприятного социально-психологического климата в коллективе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» 2.1. Организационная характеристика БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» Полное название: бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345». Юридический адрес: 644045; г. Омск, ул. Блюхера д. 24 кор. 1, т. 65-98-44. Учреждение функционирует с 1985 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Учредитель детского сада: администрация г. Омска в лице Департамента образования. Управляющая система: - заведующий Токарева Оксана Владимировна (административное управление), - старший воспитатель Дмитриева Елена Васильевна, - старшая медсестра Трофимова Елена Николаевна, - завхоз Бакаева Елена Сергеевна (оперативное управление). Статус: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345». Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией г. Омска. Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Структура дошкольного учреждения: Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В учреждении функционирует 18 групп: - 3 группы детей раннего возраста (от 2 до 3 лет), - 15 групп для детей дошкольного возраста (4 группы 2е младшие (3-4 года), - 4 средние группы (4-5 лет), - 4 старшие группы (5-6лет), - 3 подготовительные к школе группы (6-7 лет). Режим работы ДОУ: 16 групп работают в режиме 12 часового пребывания детей в детском саду, 2 группы в режиме 10 часового пребывания. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. Количество помещений дошкольного учреждения: - групповые комнаты 18 - музыкальный зал 2 - спальни 18 - спортивный зал 1 - раздевалки 18 - бассейн 1 - буфетные 18 Методические помещения: - кабинет заведующего - методический кабинет - кабинет педагога-психолога. Медицинские помещения: - кабинет медицинского работника 2 - прививочный кабинет - изолятор. Участки при учреждении и хозяйственные постройки: - физкультурный участок 1 - групповые участки 11 - хозяйственный блок. Структура и органы управления образовательной организацией (подробнее см. приложение 1): Заведующий: Токарева Оксана Владимировна. Заведующий хозяйством: Бакаева Елена Сергеевна. Старший воспитатель: Дмитриева Елена Васильевна. Орган самоуправления: Совет учреждения. Председатель профкома: Васнева Татьяна Николаевна. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Уставом дошкольного учреждения на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Заведующий БДОУ координирует работу педагогического коллектива по всем направлениям его деятельности и несёт ответственность за её состояние и результаты, обеспечивает развитие ДОУ на основе принятой программы развития. В БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» действуют следующие формы самоуправления: 1) Общее собрание Учреждения 2) Совет Учреждения 3) Педагогический Совет Положение о Совете БДОУ Для систематического и организованного контроля в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» выделены структурные подразделения, так же, как и в других организациях. Существует следующая система управления. В БДОУ выделены 4 структурных подразделения, каждое из которых отвечает за определенное направление деятельности: - Заведующий хозяйством контролирует вопросы, связанные с содержанием, ремонтом, обслуживанием здания и оборудования. - Главный бухгалтер отвечает за финансовую деятельность учреждения. - Старший воспитатель организует воспитательно-образовательный процесс ДОУ, осуществляет методическую поддержку педагогического коллектива. - Старшие медицинские сестры контролируют вопросы, связанные с медицинской деятельностью ДОУ, санитарно-гигиеническим состоянием помещений, организацией питания. Представим отчет по результатам самообследования бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345» за 2015-2016 учебный год». На начало 2015-2016 учебного года в БДОУ функционировало 14 групп общеразвивающей направленности: - 12 групп с режимом работы с 7.00 19.00 ч., - 2 группы с режимом работы с 8.00 18.00 ч. Предельная наполняемость групп 35 детей. В декабре 2015 года в ДОУ открыты дополнительно 4 группы общеразвивающей направленности с режимом работы 7.00 19.00 ч. по адресу ул. Химиков, д.12/1. Особенности образовательного процесса: Образовательная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с основной образовательной программой бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка детский сад № 345», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, и др. Дошкольное учреждение находится в едином образовательном пространстве с «Детской городской поликлиникой № 11», театром куклы и маски «Арлекин», театром-студией им. Л. Ермолаевой, центром патриотического воспитания детей и молодежи «Пересвет», СОШ № 61, БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1». В БДОУ осуществляются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультирование, анкетирование, дни открытых дверей, родительские конференции, беседы, дни здоровья, физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей, тематические выставки, психолого-педагогические тренинги, показ открытых занятий. Участие и достижения воспитанников в конкурсах различных уровней за 2015-2016 учебный год: - Международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» (приняли участие 95 воспитанников средних, старших и подготовительных групп), есть победители; - Всероссийский конкурс по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила» (приняли участие 165 воспитанников средних, старших и подготовительных групп), есть победитель; - Всероссийский открытый конкурс «Солнечный круг» для детей дошкольного возраста (участвовало 78 воспитанников средних и младших групп), есть победители; - Всероссийский открытый конкурс «Поделкин» для детей дошкольного возраста (24 участника), есть победитель; - Всероссийский конкурс «Семейная мастерская», есть победители; - Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики» (22 участника подготовительных групп); - Всероссийский дистанционный конкурс «Звездочка в ладошке» (11 участников подготовительных групп), есть победители; - Всероссийский творческий конкурс «Детский сад мой дом родной» (122 участника), есть победители; - Городской конкурс на лучшее новогоднее украшение; - Окружной смотр конкурс детского творчества «Безопасность глазами детей»; - Городской конкурс детского творчества «Омск город спорта» (18 участников), есть победитель; - Городской конкурс детских проектов «Быть здоровым я хочу» (2 участника); - Городской осенний кросс «Стрела» (6 участников), есть победитель; - Лично-командное первенство по ДАРТС (6 участников); -Лично-командное первенство по русским шашкам, посвященное дню космонавтики (5 участников), есть победитель. 3. Перспективы и планы развития. Считать работу ДОУ за 2015-2016 учебный год удовлетворительной. Результаты мониторинга воспитанников свидетельствуют об освоении детьми основной общеобразовательной программы ДОУ. Увеличилось количество детей и педагогов участников различных выставок и конкурсов. Родители также проявляют заинтересованность и личное участие в работе детского сада. Определить на 2016-2017 учебный год следующие задачи: - создание условий для функционирования БДОУ в режиме развития, инновационных преобразований и творческого поиска; - активизировать работу педагогов по эффективному взаимодействию детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; - формирование у детей дошкольного возраста системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, развитие положительных нравственных качеств и патриотического сознания через разнообразные виды деятельности. Культурная политика становится одной из важнейших социально-политических функций государства, которая призвана регулировать внутреннюю жизнь общества. Культурные факторы имеют большое значение для создания гармоничной социальной среды, повышения ее интеллектуально-духовного потенциала, утверждение гуманитарного направления государственной политики. Приведение этих факторов в действие требует работы механизмов обратной связи, ведь культура и государство являются взаимосвязанными и взаимозависимыми системами. Для формирования и осуществления государственной культурной политики России приоритетными задачами становятся разработка предложений по стратегическим направлениям развития культуры, стимулирования культурного процесса, развития социальной и рыночной инфраструктуры области культуры, обеспечения эффективного управления отраслью, укрепление материально-технической базы культуры, расширение международного культурного сотрудничества, развитие культурных связей с русскоязычным миром. Поддержка культурной программы государства требует согласования парадигмы государственного управления культурным процессом с современными тенденциями развития российского общества. Культурная политика должна стать определяющей составляющей нашей государственной стратегии. Все перечисленное, а также отсутствие монографических работ, посвященных исследованию проблем государственного регулирования управления в сфере культуры, определению направлений совершенствования законодательства о культуре, организации деятельности органов государственного управления в сфере культуры, анализа форм и методов их работы, обоснованию предложений по модернизации управления этой сферы соответственно с международными стандартами, обусловило актуальность данного исследования. Степень научной разработанности проблемы. Проблемам социокультурного развития общества в разные исторические эпохи уделяли внимание зарубежные и отечественные исследователи, в частности: Х. Бхабхи, М. Кастельс, С. Краснодембский, Ч. Лэндри, С. Манди, Ф. Матарассо, А. Перотти, В. Библер, М. Каган, С. Крымский, М. Мамардашвили, А. Моль, М. Попович, А. Флиер, В. Шейко. Отдельные теоретические аспекты функционирования культуры рассматривают А. Арнольдов, Е. Баллер, Л. Демин, Дж. Лалли, Б. Малиновский, К. Манхейм, А. Пелипенко, П. Сорокин и другие. Теоретические и методологические разработки теории государственного управления и регулирования общественных процессов содержатся в работах отечественных и зарубежных ученых: В. Бакуменко, Т. Безверхнюк, Т. Бутырской, И. Воронова, Я. Клейнера, А. Лазор, Н. Михеева, М. Моисеева, Ю. Шарова и других, которые сыграли важную роль в формировании концепции данной работы. Третью большую группу научных разработок составляют исследования теоретико-методологических основ и определение отдельных аспектов государственного регулирования сферы культуры в современных условиях таких ученых, как В. Андрущенко, А. Батищева, Г. Уильямс, Л. Востряков, Э. Гидденс, А. Гриценко , И. Дзюба, С. Дрожжина, Жулинский, В. Карлова, С. Киндзерский, Т. Ковальчук, М. Кравченко, А. Кравченко, В. Лесной, Д. Лузли, Л. Мысов, В. Федь, Н . Фесенко, Р. Фишер, Г. Чмиль, С. Чукут, В. Шейко и других. Следует также подчеркнуть научную и практическую значимость исследований таких аналитиков культурной политики современных стран мира, как А. Аппадураи, А. Гриценко, М. Драгичевич-Шешич, Ф. Кольбер, Дж. Шустер и другие. В последние годы появились диссертационные исследования (В. Бакальчук, А. Батищева, С. Дрожжина, А. Задыхайло, И. Игнатченко, В. Карлова, С. Киндзерский, В. Михайлович, Н. Фесенко, С. Чукут и другие), в которых раскрываются различные аспекты культурной политики. Впрочем, следует констатировать, что комплексных исследований культурной политики государства как фактора трансформации социокультурной среды в контексте реформирования российского общества, что соответствует условиям децентрализации государственного управления и реализации актуальных задач государственной политики в современных условиях не проводилось. В научной литературе государственного управления преобладает структурно-аналитический подход к проблеме организации и деятельности органов управления культурой, однако не хватает специальных научных разработок содержательно-функционального аспекта деятельности этой управленческой системы, схематично, а то и непоследовательно используется мировой опыт управления секторами сферы культуры. В то же время системный анализ современной научной литературы по вопросам государственного управления показывает, что в научном плане проблема культурной политики государства как фактора общественных трансформаций на сегодня остается исследованной еще недостаточно, что подтверждает актуальность темы работы. Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-теоретическое обоснование системы и основных механизмов осуществления культурной политики государства и разработка практических рекомендаций по направлениям их совершенствования в Российской Федерации. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: - Провести анализ отечественной и зарубежной научной литературы, состоянияе изученности проблемы в теории государственного управления, на основе которого обосновать содержание феномена культуры как фактора общественных трансформаций; - Определить сущность и основные составляющие культурной политики государства; - Исследовать зарубежный опыт государственного управления в сфере культуры и выяснить возможности его использования в отечественной практике; - Проанализировать состояние нормативно-правового обеспечения государственной культурной политики в РФ; - Раскрыть институциональные и финансово-экономические основы реализации государственной политики в сфере культуры в РФ; - Выявить основные недостатки и проблемы культурной политики в РФ; - Разработать практические рекомендации по направлениям оптимизации механизмов организационного, правового и финансового обеспечения государственного регулирования развития сферы культуры Свердловской области. Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности в сфере культуры. Предмет исследования - особенности и механизмы реализации культурной политики государства на примере Свердловской области. Гипотеза исследования основывается на предположении, что целостное исследование сущности и особенностей реализации культурной политики государства в современных условиях позволит определить основные направления ее оптимизации, средства и механизмы реализации, адекватные тем процессам и тенденциям, которые наблюдаются в культурной жизни общества. Методы исследования. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных методов исследования, на основе использования которых получено научные и практические результаты. Для всестороннего исследования проблемы использованы следующие общенаучные методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, метод сравнения, единства исторического и логического, органического единства теории и практики и тому подобное. Для решения поставленных задач исследования в работе моделирование - для разработки рекомендаций по оптимизации существующих и внедрения новых эффективных механизмов и направлений государственного управления, которые бы обеспечили полноценное развитие культуры в новых условиях. Теоретической и информационной базой исследования послужили фундаментальные положения современной теории государственного управления, научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования и развития культуры, регулирования социокультурных процессов, нормативно-правовые акты, аналитические и статистические материалы, результаты социологических исследований ведущих научных учреждений в этой сфере. Выбранная методология позволила осуществить комплексный анализ поставленных задач, сделать теоретические обобщения и предложить практические рекомендации. Практическое значение полученных результатов. Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской работе, при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по актуальным вопросам государственного управления в сфере культуры, образования, социальной и гуманитарной политики. Предложенные рекомендации целесообразно использовать в практической деятельности центральных и местных органов государственного управления в сфере культуры и образования, в деятельности соответствующих неправительственных организаций, в разработке новых и дополнены имеющихся законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих внутренние и внешние культурные отношения, а также обмен культурными товарами и услугами. Структура работы была подчинена цели и задачам исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы исследования государственной политики развития культуры в Российской Федерации 1.1. Содержание государственной политики развития культуры в Российской Федерации Современная ситуация в сфере культуры напоминает ту, которая сложилась в Италии после ее объединения более ста лет назад. Именно тогда один из политических лидеров заявил: «Мы создали Италию, теперь нам нужно создать итальянцев». Поэтому определяющим аспектом развития современной России стала проблема поиска ее новой культурной идентичности. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является культурная политика. Состояние культурного развития каждой страны является одним из наиболее объективных показателей не только духовного здоровья общества, но и полноты решения его социально-экономических проблем. Среди политических функций государства, регулирующих внутреннюю жизнь общества, важное место занимает государственная культурная политика. Главной целью в этой сфере должна стать такая культурная политика, которая вполне соответствовала идеям национально-культурного возрождения. Анализ и оценка деятельности Министерства культуры Свердловской области по реализации государственной политики развития культуры в 2014 2015 годах Для оценки деятельности Министерства культуры Свердловской области и общего состояния культурной сферы, нами было проведено экспертное исследование вопросов культурной политики среди жителей г. Екатеринбурга и области. Вопросы экспертного интервью изложены в приложении 1. Экспертный опрос осуществлялось методом анкетирования в период: 18 - 25 января 2016 года на территории Свердловской области. Во время исследования существенных региональных особенностей не было обнаружено. С ответами на вопросы у определенных профессиональных групп возникали трудности, например, у персонала домов так было с ответами, связанными с определением форм деятельности, нужных местным общинам. Всего было опрошено 27 экспертов, кроме этого 13 человек отказались участвовать в анкетировании. Анкета состояла преимущественно из открытых вопросов, в тех случаях, когда применялись закрытые вопросы, каждый эксперт имел возможность оставить кроме ответа собственный комментарий. Это прогнозируемо имело следствием большое количество разнообразных ответов на предложенные вопросы, в определенной степени усложнило интерпретацию полученной информации. В целом, состояние культуры в области эксперты оценили как позитивную динамику. По мнению эксперта Архипова: " С одной стороны, она улучшается. Одним из подтверждений данного тезиса является количество фондов и организаций, которые стали заниматься одарёнными детьми, количество образовательных и концертных программ (С-Пб Дом музыки, «Сириус», Образовательный центр Башмета и др.) С другой стороны, общая экономическая ситуация, безусловно, отрицательно сказывается на развитии культуры. Кроме того, вызывают опасение некоторые тенденции в системе образования, направленные на разрушение доказавших свою состоятельность традиций, без которых академическое искусство невозможно". Вот мнение эксперта Клещева: " Современное состояние культурного развития в регионе в целом можно оценить положительно, благодаря наличию в Свердловской области системы художественного образования всех ступеней от начальной до высшей, значительному количеству учреждений культуры, таких как театры, музеи, библиотеки. Свидетельством развития культуры в регионе является большое количество проводимых на территории культурных форумов, специальных событий и иных брендовых для области мероприятий." Как видим, мнения разделились, однако положительная динамика в развитии культурных процессов отмечается большинством экспертов. На поставленные вопросы были получены следующие ответы и комментарии: Диаграмма 1. Какие главные проблемы существуют у территориальных общин (Опрошенные могли определить до 5 ответов)? Низкий уровень жизни Проблемы со здоровьем граждан Низкий уровень сознания и самоорганизации граждан в решении проблем территориальной общины Проблемы предоставления культурных услуг населению Неэффективность местных органов власти Упадок духовности, культуры и морали в обществе Другое Ответы и комментарии, полученные от опрошенных, позволяют утверждать, что ситуация на локальном уровне достаточно критическая, местные общины сталкиваются с большим количеством острых проблем. Главным проявлением этой ситуации, по их мнению, является низкий уровень жизни граждан, особенно на селе, где большой уровень безработицы и отсутствие альтернатив в вопросах трудоустройства углубляют остроту ситуации. Распространение инфекционных, онкологических болезней и алкоголизма и наркомании уменьшает продолжительность жизни. Все это идет рядом с неэффективностью местных властей, пассивностью граждан и духовным кризисом. Диаграмма 2. Решение каких проблем может способствовать своей деятельностью дома культуры (опрошенные могли определить до 5 ответов)? В комментариях к ответам на этот вопрос эксперты указывали, что косвенно дом культуры может влиять на многие острые проблемы общества, но для этого ему нужно быть гибким в деятельности и своевременно адаптироваться к реальным потребностям граждан. Деятельность домов по удовлетворению потребностей территориальных общин в целом, количество ответов на этот вопрос был значительно меньше, чем на предыдущий, что может свидетельствовать о том, что дом культуры, потеряв прежнюю идеологическую функцию, которая была ему присуща в советскую эпоху, еще не нашел адекватное место в современном обществе. Диаграмма 3. Насколько эффективна деятельность местных властей по решению проблем территориальных общин? Участники опроса могли прокомментировать ответ к этому вопросу. Достаточно часто встречаются комментарии, вроде: « В большинстве территориальных общин культурные учреждения находятся в запущенном состоянии или не функционируют из-за отсутствия финансирования. Поэтому они не осуществляют деятельности по решению проблем территориальных общин» и тому подобное. Три эксперты высказали мнение о том, что директора культурных учреждений ориентируются при планировании своей деятельности на организацию показательных выступлений для руководства, а не на реальные потребности местных общин. Тогда как некоторые участники опроса испытывают потребность изменить ситуацию и настроены действовать: « Как по мне, в любой ситуации не стоит опускать руки и просто ждать, что будет дальше. Поэтому я считаю, что дома культуры могли бы не только выполнять функции центров досуга и развлечений, но быть просветительскими центрами распространения знаний о профилактике заболеваний и популяризации здорового образа жизни. Благодаря разнообразным формам работы можно было бы обмениваться опытом других людей (школ, групп, центров) в преодолении негативных явлений общества и т.д. Все зависит от инициативности, творческого подхода к решению проблем, за которые берутся работники домов культуры». По мнению эксперта Клещева: "муниципальная и региональная власть должны решать вопросы культурной политики руководствуясь общими целями, интересами и задачами". Диаграмма 4. Формы деятельности домов отвечают потребностям территориальных общин (можно было определить несколько форм)? Эксперты отметили, что культурные учреждения могут выполнять с пользой для общества культурно-образовательную функцию, организовывать досуг и быть интеграционными центрами. Также 15 опрошенных отметили, что перспективным для этого типа заведений является трансформация в центры (ячейки) общественной активности. Двое из экспертов ответили, что вообще таких форм нет. Также в комментариях четко прослеживается тенденция, что путь на «коммерциализацию» и соответствующее перепрофилирование, без значительной «социальной составляющей» не находит поддержки в обществе. Относительное большинство экспертов (27) считает, что оптимальной формой деятельности культурного учреждения будет сохранение за ним традиционной роли места культурного отдыха, но при условии постоянного мониторинга реальных потребностей своих клиентов и соответствующей корректировки деятельности. Перспективной часть опрошенных также считает активизацию сотрудничества с общественными организациями, в том числе, и в форме центра (центра) местной активности и интеграционного центра для общества. Вот отдельное мнение эксперта Архипова; " Делается много, но недостаточно. Прежде всего, развитие культуры требует иного уровня финансирования, которое позволит вовлечь большее количество участников из детской и молодежной среды. С одной стороны, профессиональное образование невозможно без хороших музыкальных инструментов, концертных залов, нормальных условий занятий в отремонтированных зданиях, наличие общежитий. С другой, важнейшее направление общеэстетические программы (театральные кружки, самодеятельные оркестры, хоры, танцевальные коллективы), которые могут функционировать только при наличии финансирования." Среди причин, мешающих культурным учреждениям стать эффективным инструментом на локальном уровне в решении актуальных социальных проблем, эксперты увидели, прежде всего, несоответствие современным потребностям квалификации работников и системы их подготовки (переподготовки). Отрасли не хватает ресурсов, а те, что есть в наличии, используются неэффективно. Формы работы не соответствуют потребностям общин, а органы местной и центральной власти не обращают внимания на проблемы культурных учреждений. Эксперты указали на различные формы социального партнерства: Совместное партнерское участие в решении проблем людей, территориальной общины или отдельных ее групп. Реализация совместных проектов, программ, привлечения инвестиций в развитие общин. Решение проблем общественных организаций методами культурно-просветительской деятельности. Обмен ресурсами, в том числе кадрами и персоналом. Совместные культурно-художественные акции, национально-патриотические мероприятия, проведение мастер-классов и показательных выступлений, праздничных мероприятий, конкурсов, фестивалей. Подавляющее большинство опрошенных видит значительную перспективу в сотрудничестве общественных организаций и культурных заведений, прежде всего, в направлении совместного решения социальных проблем на локальном уровне, причем формой такого взаимодействия может стать центр (центр) общественной активности. Глава 3. Совершенствование государственной политики развития культуры в Свердловской области 3.1. Проблемы реализации государственной политики развития культуры в Свердловской области Основным проблемным полем развития культурной сферы области является недостаточное финансирование. Сфера культуры и искусства финансировалась по принципу остаточного бюджетного обеспечения и не имела основания для положительной деятельности. Такая политика России была не в состоянии обеспечить прогрессивное развитие культуры и искусства в государстве, но все же помогла сохранить наследие Советского Союза. Для того, чтобы развитие культуры и искусства играли роль мощного средства сочетание граждан всей страны, вызвала чувство гордости за отечество нужно провести реформирование этой сферы. Анализ и обоснование государственной культурной политики требует усовершенствования механизма финансирования культурно-художественной деятельности в России. Механизм финансирования культурно-художественной деятельности сочетает в себе совокупность политико-правовых, экономических, организационных, информационных и исторических факторов, которые использует государство в сфере регулирования культурно-художественной деятельности с целью удовлетворения интересов всех субъектов культурной деятельности и решения социокультурных проблем. Совершенствование этого механизма решит проблему реформирования государственного управления в этой сфере и поможет достичь соответствия управленческой деятельности требованиям современной социокультурной ситуации. На современном этапе задача культурной политики области заключается в том, чтобы минимизировать пагубное влияние кризисных явлений на культурную сферу, обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной инфраструктуры общества, его творческого потенциала, обеспечить в перспективе создание единой национально-культурной системы, целостного национального самосознания в народе - из-за сохранения лучших традиционных ценностей и сочетание их с глубинной модернизацией общества. Решение поставленных задач поможет достичь цели реформирования: привлечь денежные средства, которые бы дали возможность полноценно развиваться культурной и художественной области, сохранить самобытность нации с только ей присущими особенностями. Совершенствование механизма финансирования сферы культуры и искусства требует его формирования на отдельных принципах, среди которых базовыми являются комплексность, научность, обоснованность, адекватность, эффективность и обратная связь. Принцип комплексности предполагает что государственное управление различными сферами экономики должно создавать замкнутую систему с учетом каждого элемента, которые могут управляться разными методами, но работать в единой системе. Необходимо, чтобы увеличение финансирования одной сферы не приводило к запустению другой. Принцип научности требует научно - обоснованный подход к управленческим решениям и использования методов, рычагов и форм, которые уже были проверены на практике в других странах, но адаптированы к менталитету нашего государства. Поэтому отдельно выделяем принцип адекватности, который заключается в целесообразности использования зарубежного опыта и скорости реагирования на возникновение неблагоприятного события, различных обстоятельств. Принцип эффективности отражает достижения максимального результата в государственном управлении экономикой и ее сферами при минимальных затратах, и иметь положительный общественный эффект, который выражается в удовлетворении интересов всех субъектов государства. Принцип обратной связи означает, что текущий результат финансирования должен сравниваться с поставленной на начало целью. Методическое обеспечение реализации механизма состоит из совокупности методов, которые должны использоваться для достижения поставленной цели реформирования механизмов финансирования сферы культурно-художественной деятельности. К ним относятся: системно-исследовательский, программно-целевой метод, а также планирование, анализ и контроль. Системно-исследовательский метод ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и исследования тех механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей в сфере культуры и искусства и всей экономикой государства и сведение их в единую теоретическую конструкцию. Программно-целевой метод предусматривает составления и исполнения бюджета в разрезе бюджетных программ. Метод планирования, обоснования и анализа прогнозов предполагает формирование стратегических программ и планов на государственном и местном уровнях, системы расчетов плановых показателей, их взаимного согласования. Планирование должно ориентироваться на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие в перспективе, что позволит возможность адекватно использовать рычаги регулирования государством сферы культуры и искусства в условиях рыночной экономики. Особое внимание следует уделить формированию нормативно-правового обеспечения функционирования культурно-художественной сферы. К информационному обеспечению следует отнести формирование разветвленной системе базы данных по использованию средств массовой информации, Интернета, которая позволит быстро и без искажения доводить информацию до пользователей, чем обеспечит оперативность действий как со стороны государства, так и с стороны граждан. Основными направлениями совершенствования механизма бюджетной политики финансирования сферы культуры и искусства являются: 1. Децентрализация управления, которая предусматривает четкое разграничение управленческих функций между центральными, региональными и местными органами центральной власти и управления при условии предоставления больших возможностей по формированию и осуществлению политики в сфере культуры субъектам искусства на региональном и местном уровнях, и признание этих уровней ведущими. Главным звеном должны быть творческие союзы, фонды, ассоциации деятелей искусства. Таким образом, формирование политики в сфере культуры принадлежать именно общественным структурам, а исполнительная роль - государству и органам местного самоуправления. Это поможет повысить заинтересованность общества в развитии культуры и решить проблемы, которые действительно существуют в этой сфере. 2. Совершенствование использования программно-целевого подхода к реализации государственной политики в сфере культуры как одного из средств его оптимизации. Это предполагает разработку и использование целевых программ культурного развития на долгосрочную и текущую перспективу и позволит эффективно использовать денежные фонды в условиях ограниченных ресурсов. 3. Использование многоканального государственного финансирования. Межбюджетные и партнерские формы субсидирования обеспечат поступление средств в сферу культуры, прежде всего в условиях дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер поддержки культуры зависит от эффективности использования спонсорства и меценатства. При этом государство должно предотвратить унифицируемые тенденции для защиты национальной культуры. 4. Приватизация заведений культуры и искусства должна происходить под четким контролем государства. Наиболее эффективным было бы разгосударствление учреждений культуры с «мягкой» налоговой политикой, которая позволила бы работать прибыльно, что повлекло бы дополнительные как отечественные, так и иностранные инвестиции в культуру и искусство с тенденцией на прогрессивное развитие и популяризацию. 5. Вмешательство государства в регулирование культурного развития с целью сдерживания негативного влияния глобализационных мировых процессов. Таким образом, механизм, который используется для реализации функций государства в сфере культуры и искусства, не отвечает потребностям общества и не реализует основные принципы государственной политики в этой области. В России финансирование культуры и искусства происходит по остаточному принципу, что сформировало проблему недостаточности денежных средств для развития и поддержки этой отрасли и привело к упадку культуры и искусства. Без развития культуры и искусства у государства нет будущего, невозможно развитие всех отраслей промышленности, Россия станет обреченной на старение в физическом и моральном аспекте. Поэтому, необходимо реформирование и пересмотр политики государственного финансирования сферы культуры и искусства, которое должно базироваться на четко очерченных направлениях совершенствования финансирования этой сферы и выходить из культурных потребностей общества. Использование предложенного усовершенствованного механизма позволит адаптироваться современной культуре и искусству к рыночной экономике, сохранить свою самобытность и выступать средством консолидации граждан. 3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики развития культуры в Свердловской области О необходимости большей скоординированности в региональной политике и мощного влияния Министерства на процессы в регионах свидетельствует и то, что в Минкультуры ежегодно поступает несколько сотен обращений от региональных органов культуры. Подавляющее большинство их касается текущих вопросов функционирования отрасли. Зато среди крупных проблемных вопросов - финансирование и оплата труда.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2016.- № 4.- Ст. 445.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ.- 2014.- № 32.- Ст. 3301.
    3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ГОРОДЕЦ, 2013.
    4. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энцикл. словарь.- Москва: Норма, 2014.
    5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2014.
    6. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2015.
    7. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебное пособие.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2015.
    8. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.- Москва: Высшее образование, 2014.
    9. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2012.
    10. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова.- Москва: Проспект, 2013.
    11. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Малько.- М.: Изд-во Норма, 2014.
    12. Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Лазарев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2014.
    13. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов.- Москва: Книжный мир, 2013.
    14. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2013.
    15. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.-Ростов н/Д: МарТ, 2013.
    16. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2015.
    17. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. доп.- М.: Юристъ, 2015.
    18. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права.- 2016.- № 6.- С. 62.
    19. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.- 2016.- № 6.- С. 22.
    20. Карпов Н.Н. Актуальные проблемы гармонизации конституционно-правовых отношений между государством и гражданином // Юстиция.- 2015.- № 3.- С. 83.
    21. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения // 3.09.2016 // http://www.pravo-web.com/
    22. Юридические статьи // 3.09.2016. // http://www.mega-law.ru/

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституционно-правовые отношения(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.