Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституционное право(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конституционное право(1)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    22.04.2018 15:04:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Конституционное право как отрасль Российского права6

    1.1 Понятие конституционного права6

    1.2. Понятие предмета конституционного права10

    Глава 2. Структура и особенности предмета КП17

    2.1 Структура предмета конституционного права17

    2.2 Особенности предмета конституционного права России23

    Заключение28

    Список используемой литературы30




    Введение

    Наука конституционного права особенно актуальна на современном этапе развития.

    Конституционное право одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

    Наименования «конституционное право» и «конституционный строй» изначально связаны с понятием «конституция». Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

    Конституционное право одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. Нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ) являются исходными для гражданского права и т. д.

    Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права. Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.

    По сравнению с другими отраслями права предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

    Цель данной работы состоит в рассмотрении предмета, метода конституционного права, а также категорий науки конституционного права.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    1. рассмотреть предмет конституционного права;

    2. рассмотреть метод конституционного права;

    3. дать определение категории науки конституционного права;

    4. рассмотреть категории науки конституционного права.

    Объект исследования предмет, метод конституционного права, а также категории науки конституционного права.

    Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением предмета, метода конституционного права, а также категорий науки конституционного права.


    Глава 1. Конституционное право как отрасль Российского права

    1.1 Понятие конституционного права

    Конституционное право это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источникуконституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

    Предметом конституционного праваявляется система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

    1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

    2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

    3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

    4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

    Метод конституционного права.Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является методобязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст.58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также методдозволения,применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст.34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»). В конституционном праве применяется и методзапрещения(например, ст.50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

    Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового регулирования осуществляются на основе субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

    Субъекты конституционного права:

    1) граждане;

    2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

    3) государственные органы;

    4) органы местного самоуправления;

    5) общественные объединения;

    6) территориальные образования.

    Источники конституционного права:

    1) Конституция (Основной Закон);

    2) федеральные конституционные законы;

    3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ);

    4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст.72 Конституции РФ);

    5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

    Особенности норм конституционного права:

    1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства».

    2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

    3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

    4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

    Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

    Виды норм конституционного права:

    1)нормы-принципы(содержат наиболее общие положения правового регулирования (например, гл.1 Конституции РФ);

    2)нормы - исторические справки(эти нормы содержатся в преамбуле КонституцииРФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

    3)нормы программного характера(эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

    4)констатирующие нормы(закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

    5)устанавливающие нормы(определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

    Конституционно-правовые отношения это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

    Конституционно-правовые отношения образуютсистему конституционного права,состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

    Правовой институт конституционного праваэто определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

    Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

    1) государственного и общественного устройства;

    2) правового положения личности в обществе (права и свободы граждан);

    3) политического многообразия и многопартийности;

    4) парламентаризма;

    5) президентства;

    6) гражданства и др.

    Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

    1.2. Понятие предмета конституционного права

    Конституционное право ведущая отрасль системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

    Среди таких относительно автономных в рамках предмета отрасли отношений можно выделить следующие:

    1. Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выявляется, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т. е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

    2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без установления принципов взаимосвязи государства и гражданина. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

    Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека и государства, т. е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях.

    3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права.

    4. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

    Таким механизмом являются система органов государственной власти и система органов местного самоуправления.

    1.2 Специфика и виды конституционно правовых норм

    Рассматривая понятие конституционно-правовым нормам, надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

    Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

    От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

    1) содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

    2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, в Конституции Российской Федерации;

    3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

    4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов публичной власти;

    5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

    6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы государственной власти;

    7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях санкция.

    Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

    1) по содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие с основами правового статуса человека и гражданина, третьи с федеративным устройством, четвертые с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм, в свою очередь, выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;

    2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение;

    3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление, т. е. в муниципальных образованиях;

    4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

    Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т. п.

    Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений.

    Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

    Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

    Глава 2. Структура и особенности предмета КП

    2.1 Структура предмета конституционного права

    В соответствии с преобладающим подходом к пониманиюпредмета конституционного права(иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

    1)связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

    2)связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

    Являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулируетлишь основы указанных общественных отношений.При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права статус Президента РФ, палат Федерального Собрания Парламента РФ и др.

    Со второй половины XXв. в мире подконституционно-правовое регулированиевсе чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии и т.п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

    Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертойметода конституционно-правового регулированияявляется его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

    Конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

    Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли.

    В конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве есть (законодательный процесс, избирательный процесс, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т.П).

    В системе конституционного права сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации ссогласия Государственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти.

    Источники конституционного права это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

    Основные источники права: нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай, договор, правовая доктрина, религиозные нормы и др.

    Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права. Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной правовой системы, основным источником права (в том числеи конституционного) в нашей стране является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов нормативный правовой акт.В свою очередь группа нормативных правовых актов это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

    Наиболее общее деление нормативных правовых актов это их деление на законы и подзаконные акты. Закон понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующиевиды законов:

    1)Конституция РФОсновной Закон государства;

    2)федеральные конституционные законы. Это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы.

    Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;

    3)федеральные законы.Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т.п.). Приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

    Федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) какправило, являютсянормативнымиактами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых.

    Все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений. Например, в избирательном праве закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами.

    4)законы о поправках к Конституции РФ.Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация в Федеральном законе от 04.03.1998 №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 38, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т.е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

    5)законы субъектов РФ.Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

    Многочисленную группу нормативных правовых актов источников конституционного права составляютподзаконные акты.При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

    1)указы Президента РФ.Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 №706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

    2)постановления Правительства РФ.Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

    3)ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила),изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ.

    4)акты палат Федерального Собрания(кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

    5)иные (кроме законов)нормативные правовые акты субъектов РФ(прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т.п.), а такжеакты органов местного самоуправления,принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

    Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и дискуссионным.

    Оправовом обычаекак источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев (прежде всего в сфере функционирования публичной власти), например: внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп, распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласованию с регионами и т.п.

    В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. Международные договорысуществовали в отечественной правовой системе давно,договоры внутрифедеративные (внутригосударственные)явление новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

    Таким образом,конституционное право Россииведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

    2.2 Особенности предмета конституционного права России

    Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

    - Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

    - Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

    - Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

    - Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

    - Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

    - Другие особенности.

    Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

    1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

    2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

    3)установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

    4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

    Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

    Субъекты конституционного права:

    1) граждане;

    2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

    3) государственные органы;

    4) органы местного самоуправления;

    5) общественные объединения;

    6) территориальные образования.

    Источники конституционного права:

    1) Конституция (Основной Закон);

    2) федеральные конституционные законы;

    3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

    4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

    5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

    Особенности норм конституционного права:

    1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

    Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

    2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

    3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

    4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

    Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

    Виды норм конституционного права:

    1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

    2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

    3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

    4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

    5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

    Конституционно-правовые отношения это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.


    Заключение

    Итак, мы рассмотрели предмет, метод конституционного права, а также категории науки конституционного права.

    Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

    Система категорий конституционного права, будучи большой открытой системой, обладает всеми фундаментальными системными качествами, а именно целостностью, инерционностью, сложностью, функциональной анизотропностью, организованностью, что и определяет закономерности ее существования в постоянном развитии.

    Конкретно-исторические условия определяют прежде всего особенности развития и функционирования системы категорий конституционного права. В то же время происходит обратное воздействие рассматриваемой системы категорий на развитие права и опосредованно (через правовое регулирование) на общество и государство, что также подтверждает диалектическую взаимосвязь объекта исследования и среды. Кроме того, именно здесь кроются пределы изменчивости системы категорий конституционного права.

    Содержание конституционного права определяется тем, что данная отрасль права регулирует политические отношения в рамках одной страны. Поскольку категория "содержание конституционного права" дает нам представление о качественной определенности всей системы категории конституционного права, то она является фундаментальной и неизменной по своей сущности на протяжении всего времени существования данной системы категорий.

    Содержание понятия конституционного права определяется характером регулируемых данной отраслью общественных отношений. Отношения, регулируемые конституционным правом, по своей сущности являются политическими, т.е. отношениями, прямо или косвенно связанными с осуществлением власти в государственно-организованном обществе.

    В России фактически создана такая конституционная модель государства, которая давала и все еще дает возможность придворным олигархам оказывать большее влияние на политический процесс, чем все остальные общественные институты вместе взятые. Более того, существующая модель государственной власти позволяет государственной бюрократии сращиваться с олигархическими кланами. Однако России нужна демократическая социально-правовая модель государства, в котором бы государственная власть не могла не взаимодействовать с народом, с гражданским обществом. Большинство общества объективно нуждается в таком государстве, где органы государственной власти защищают и опираются на основу демократии - правление народа, по воле народа и в интересах народа.

    Становится все очевиднее, что Конституция Российской Федерации стала главным препятствием на пути дальнейшей демократизации социально-экономических и политико-правовых отношений. Как показал 12-летний опыт функционирования Конституции России, политическая система, выстроенная под одного человека, пусть и избираемого всенародным голосованием, не в состоянии надежно обеспечить ни преемственность власти, ни ее эффективное и стабильное функционирование.

    Основные итоги реформирования российского государства свидетельствуют, что органы государственной власти по-прежнему глухи к интересам большинства народа. И самое главное - Конституция России не подчинила государственную власть народу. В итоге - государственная власть в еще большей степени, чем в советские годы, отдалилась от интересов рядовых граждан, возвысилась над ними.

    Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

    Список используемой литературы

    1. Конституция РФ. М, 2017

    2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М., 2015

    3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. Учебник для вузов. - М., 2016

    4. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета конституционного права // Государство и право. 2015. № 7. С.22.

    5. Ерёменко Ю.П. Предмет российского конституционного права: Уч. Росто-на-Дону, 2016

    6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2014

    7. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право.- М.,2013

    8. Конституционное право России / Под редакцией А.Е. Постникова. - М., 2015

    9. Конституционное право России / Под редакцией Н.А. Михалевой. - М., 2016

    10. Конституционное право России. - М., 2017

    11. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. - М., 2016

    12. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2016

    13. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Уч. пос. М: Закон и право, 2017

    14. Миронов О.О. Методы конституционного регулирования//Правоведение. 2015. - №2

    15. Чиркин В.Е. Фундаментальное исследование современного конституционного права // Законодательство и экономика, 2016, № 2.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституционное право(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.