Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конфедерация

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конфедерация
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    07.12.2017 14:25:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

    Факультет Права

    Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

    Программа подготовки Государственно-правовой

    Кафедра Теории государства и права

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине:

    Теория государства и права

    На тему:

    «Конфедерация как специфическая форма государственного устройства»

    Автор работы:

    Студентка 1 курса

    Группы Юб-117

    Очной формы обучения

    Евдокимова Виктория Максимовна

    Подпись_______

    Проверил:

    К.ю.н., зав. каф., доцент

    Чирикин Виктор Александрович

    Оценка_______

    Подпись______

    Дата________

    Владимир 2018

    Содержание


    Введение3

    1. Общее учение о форме территориально-государственного устройства5

    1.1 Форма территориально-государственного устройства как элемент формы государства5

    1.2 Признаки и особенности конфедеративного государства12

    2.Виды конфедераций и их характеристика15

    3.Отличительные черты конфедерации и федерации............................................25

    Заключение27

    Библиографический список29



    Введение

    Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства.

    Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира).

    Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства.

    С развитием государства развивается и изменяется и его внутреннее содержание, следовательно, меняется и форма. Именно этим фактором объясняются многообразие и изменчивость форм государства, что, в конечном счете, и определяет невозможность любой попытки создать единую, общепризнанную, законченную и всеобъемлющую классификационную систему форм правления и форм политического режима.

    Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о государственности. Особенности организации и функционирования механизма того или иного государства тесно взаимосвязаны с его формами.

    Под формой государства понимают внешнее выражение его сущности, рассматриваемое в единстве трех элементов: формы политического режима, формы правления и формы государственного устройства.

    Государственное устройство представляет собой исторически сложившуюся еще в досоветский период истории научную правовую категорию, охватывающую «организацию государства, те основные черты его юридической конструкции, которые определяют его образ правления, его государственную форму и которыми оно отличается от других государств».

    Актуальность работы. В данной работе исследуются теоретические и практические проблемы конфедерации как особой формы государственного устройства; историко-правовые условия и причины развития конфедерации; проблемы развития правовой основы взаимодействия субъектов конфедераций; дается анализ категориально-понятийного аппарата.

    В работе изучены исторические примеры конфедераций; проведен анализ правовых основ развития современных конфедераций; выявлены преимущества и недостатки данной формы государства.

    Конфедерация как союз независимых государств имеет перспективу развития на постсоветском пространстве.

    Объектом работы является конфедерация.

    Предмет работы - характеристика конфедеративного государства.

    Цель работы состоит в исследовании особенностей конфедераций мира.

    Согласно выбранной цели необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть формы территориально-государственного устройства как элемент формы государства;

    - определить признаки и особенности конфедеративного государства;

    - рассмотреть виды конфедераций и их характеристику;

    - разграничение понятий «федерация», «унитарное государство» и «конфедерация» .

    1. Общее учение о форме территориально-государственного устройства

    1.1. Форма территориально-государственного устройства как элемент формы государства

    Форма государства на сегодня включает в себя три традиционных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

    Из этих элементов форма государственного устройства менее других подвергается различного рода дискуссиям, поскольку разделение государств на федерации и унитарные государства имеет своей основой прочный, устойчивый и статичный критерий, базирующийся на легко определяемой территориальной структуре государства, и потому типология государств по этому критерию практически не подвергается никаким изменениям.

    Другие же элементы (форма правления и форма политического режима), вызывая множество споров ввиду многоаспектности лежащих в их основе критериев, имеют множество классификаций, которые в тот или иной временной отрезок перестают отвечать имеющимся реалиям, в связи с чем появляется необходимость разработки новых классификаций.

    Эта необходимость связана с тем, что каждое государство по своей природе уникально, и на его специфику и внутреннее содержание самое серьезное влияние оказывают культурно-этнические, цивилизационные, географические и иные особенности развития составляющего его народа (достаточно сравнить государства Запада и Востока).

    Но, вместе с тем, исследователи, как западные, так и российские, продолжают предпринимать попытки по усовершенствованию действующей классификационной системы, хотя эта задача отнюдь не из легких, поскольку, как подчеркивает Э. Хейвуд: «Сами политические системы сегодня изменяются столь быстро, что классифицировать их в высшей степени сложно: это вечная гонка за постоянно изменяющейся полити- ческой реальностью».

    В российском государствоведении также идут дискуссии о целесообразности выработки альтернативной классификации, в частности, можно вспомнить попытки по созданию новых классификаций форм государства таких ученых как В. Иванов, М. Кульков и др.

    Правда, со стороны М. Кулькова была предпринята попытка создания комплексной типологии форм государства, совмещающей все три элемента форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

    Это несколько неверный подход, ибо форма государственного устройства является, как бы то ни было, чисто территориальной характеристикой государства, и включать ее в политико-правовые, юридические характеристики государства не стоило.

    Понятно, что в данном случае такой подход позволил автору решить постав- ленную перед собой задачу, но категории «унитарное государство» и «федерация» представляют собой ясные, совершенно прозрачные и бесспорные понятия, и их усложнение путем придания им некоего политического статуса, по нашему мнению, добавит больше проблем в решение вопросов по созданию оптимальной и жизнеспособной классификации форм государства.

    Представляется нецелесообразным применительно к территориальному устройству российского государства использовать термин «государственное устройство» даже с оговоркой о применении его в узком смысле, что предлагается некоторыми авторами.

    Государственное устройство представляет собой исторически сложившуюся еще в досоветский период истории научную правовую категорию, охватывающую «организацию государства, те основные черты его юридической конструкции, которые определяют его образ правления, его государственную форму и которыми оно отличается от других государств».

    Необходимый порядок и организованность существуют в основном за счет государства и его органов, слабо развито гражданское общество.

    Современное отношение к категории «государственное устройство» как к воплощающей в себе только институт территориального устройства государства, не имеет никакого логического объяснения и аргументированных доводов.

    Наделение общей категории, каковой является категория «государственное устройство», специальным смыслом, во-первых, не имеет рациональной цели, во-вторых, придает прямо не вытекающий из него смысл понятию, которое уже имеет общепринятое значение, и, в-третьих, создает дополнительную институциональную путаницу в системе категорий конституционного права и теории государства.

    Дополнительного внимания требует еще один аспект, связанный с этимологией исследуемого института. Он касается возможности и необходимости использования категории «административно-территориальное устройство», в частности применительно к территориальному устройству субъектов Российской Федерации.

    К сожалению, в исследованиях, посвященных указанной категории, данное понятие представляется как факт, без обоснования его происхождения и необходимости использования. Сам по себе термин «административный» не чужд публичному праву и понимается как тождественный термину «управленческий».

    Выше уже отмечалось, что история нашей юридической науки содержит факты использования данного термина применительно к территориальному устройству органов исполнительной (управленческой) власти. Но это использование характеризовалось одной очень важной оговоркой.

    Институт именовался «административным делением», территориальные единицы назывались «административными единицами» только в силу того, что, во-первых, органы, под деятельность которых создавались территориальные единицы, были органами управленческой (исполнительной) власти, а, во-вторых, деятельность указанных органов по своему содержанию заключалась в управлении, объектами которого выступали люди (сословия) и имущество.

    Сами же территориальные единицы, ни при каких условиях, не признавались объектами управления (администрирования). В настоящее время можно встретить, широко распространенное в советское время мнение о том, что административные единицы сами являются объектами управления со стороны органов публичной власти.

    Представляется, что подобное невозможно, хотя бы в силу самой природы публичной власти, объектами которой, по общепризнанному мнению, могут быть лишь отношения между людьми. Здесь также необходимо четко понимать, что категорию «административный» или «управленческий» в праве необходимо относить к исполнительной власти, органами ее осуществляющим и их деятельности.

    В публицистической литературе существует так же оригинальная, но вместе с тем не обоснованная позиция, согласно которой термин «административно-территориальное устройство» обозначает территориальную организацию всех органов публичной власти.

    Представляется нецелесообразным применительно к территориальному устройству российского государства использовать термин «государственное устройство» даже с оговоркой о применении его в узком смысле, что предлагается некоторыми авторами.

    Современное отношение к категории «государственное устройство» как к воплощающей в себе только институт территориального устройства государства, не имеет никакого логического объяснения и аргументированных доводов.

    Наделение общей категории, каковой является категория «государственное устройство», специальным смыслом, во-первых, не имеет рациональной цели, во-вторых, придает прямо не вытекающий из него смысл понятию, которое уже имеет общепринятое значение, и, в-третьих, создает дополнительную институциональную путаницу в системе категорий конституционного права и теории государства.

    Дополнительного внимания требует еще один аспект, связанный с этимологией исследуемого института. Он касается возможности и необходимости использования категории «административно-территориальное устройство», в частности применительно к территориальному устройству субъектов Российской Федерации.

    К сожалению, в исследованиях, посвященных указанной категории, данное понятие представляется как факт, без обоснования его происхождения и необходимости использования. Сам по себе термин «административный» не чужд публичному праву и понимается как тождественный термину «управленческий».

    Институт именовался «административным делением», территориальные единицы назывались «административными единицами» только в силу того, что, во-первых, органы, под деятельность которых создавались территориальные единицы, были органами управленческой (исполнительной) власти, а, во-вторых, деятельность указанных органов по своему содержанию заключалась в управлении, объектами которого выступали люди (сословия) и имущество.

    Сами же территориальные единицы, ни при каких условиях, не признавались объектами управления (администрирования).

    В настоящее время можно встретить, широко распространенное в советское время мнение о том, что административные единицы сами являются объектами управления со стороны органов публичной власти.

    Представляется, что подобное невозможно, хотя бы в силу самой природы публичной власти, объектами которой, по общепризнанному мнению, могут быть лишь отношения между людьми. Здесь также необходимо четко понимать, что категорию «административный» или «управленческий» в праве необходимо относить к исполнительной власти, органами ее осуществляющим и их деятельности.

    Таким образом, представляется рациональным вне зависимости от уровня осуществления публичной власти (государственная власть Российской Федерации, государственная власть субъектов РФ) именовать рассматриваемый институт как «институт территориального устройства», под которым понимать в этом смысле организацию публичной власти применительно к определенным частям (территориальным единицам) территории государства.

    Здесь же следует отметить отличие категории «территориальное устройство» государства от категории «территориальная организация» государства.

    Генерирующим среди указанных категорий будет, несомненно, «территориальная организация», под которой понимается, общественное объединение, т.е. само государство, представляет собой одну из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу (закрепленность населения и государственной власти за определенной территорией правовым пространством).

    Основополагающим и центральным же необходимо признать понятие «территориальное устройство государства», под которыми следует понимать внутренне упорядоченную систему правоотношений по организации публичной власти посредством деления территории государства на определенные части правовые пространства непосредственного осуществления власти народом или деятельности органов публичной власти, и включающую в себя способы создания, преобразования и ликвидации таких частей, их статус и систему взаимоотношений государства и соответствующих территориальных единиц.

    Термин «территориальное устройство» государства производен от понятия «территории государства», под которым понимается правовое пространство.

    Таким образом, использование термина «территориальное устройство» более логично и рационально, и в силу не обременности данного термина дополнительными смыслами, он вправе быть признанным в качестве общего и универсального по отношению к таким категориям как унитарное и федеративное устройство государства.

    1.2. Признаки и особенности конфедеративного государства

    Конфедерация форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

    Определяя конфедерацию как форму государственного устройства, полагаем, что требуют особого внимания такие вопросы, как сохранение суверенитета государств, входящих в конфедерацию; вопросы правовой основы создания конфедераций; вопросы, касающиеся деятельности органов конфедерации; вопросы создания единого экономического пространства; введения единой валюты и института единого гражданства, а также вопросы развития интеграции.

    Конфедерации создается на договорной основе с целью интеграции независимых государств для решения определенной цели. В современном мире интеграция становится устойчивой закономерностью развития межгосударственных отношений, переходит на новый уровень, что требует ее теоретического осмысления. Функционирование Европейского союза (Евросоюз), создание Содружества независимых государств (СНГ) на постсоветском пространстве, союз России и Белоруссии, создание Таможенного союза (ТС) побуждают обратиться к теоретическому исследованию правовых проблем интеграции в рамках конфедерации. Отметим, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается 193 независимых государств.

    К основным признакам конфедеративного государства относятся:

    - наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;

    - право на сецессию (выход);

    - наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;

    - отсутствие общего гражданства;

    - обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;

    - решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;

    - приоритет региональных законов над союзными;

    - наличие общего органа управления конфедерацией.

    Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения. Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности. Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

    Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось еще 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

    Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

    Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием. США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

    Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.


    2. Виды конфедераций и их характеристика

    В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Конфедерация как отмечалось ранее - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации. Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются. Эти вопросы более подробно изучаются в других учебных курсах. В рамках теории государства и права достаточно знания об унитарных и федеративных государствах, а также об особенностях конфедерации.

    Различают следующие виды конфедераций:

    1.) межгосударственные союзы;

    2.) содружества;

    3.) сообщества государств.


    Международные организации (союзы)

    В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки. Любая межправительственная организация должна обладать определёнными признаками. Во-первых она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками считается международной межправительственной организацией. Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях. Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Международные организации любого вида признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.





    Содружество государств

    Содружество организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.


    Сообщество государств

    Сообщество государств интегрированное на основе межгосударственных договоров объединение государств для решения экономических, научно-технических задач или достижения каких-то глобальных целей. Примером такого сообщества является Европейский союз, правовой статус которого определен Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в 1957 г., и Римскими договорами, учредившими Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии. Резолюцией Европейского парламента от 16 февраля 1978 г. три этих сообщества предложено именовать Европейским сообществом (ЕС). Государствами членами ЕС являются Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Испания и Португалия. Наднациональными органами ЕС являются: Европейский парламент, избираемый гражданами государств-членов и состоящий из 567 членов; Совет, состоящий из представителей правительств стран ЕС (в качестве таковых выступают министры иностранных дел); Комиссия, состоящая из 17 членов, назначаемых с общего согласия правительств государств членов ЕС сроком на 4 года; Суд ЕС, состоящий из 13 судей и 6 юридических экспертов (генеральных адвокатов), назначаемых с общего согласия правительств государств членов ЕС сроком на 6 лет. Суд является верховным единственным судебным органом, правомочным решать все правовые вопросы ЕС, а также высказывать мнение по договорам, которые ЕС намерено заключить с государствами или международными организациями. Ряд признаков существующих отношений между государствами-членами указывает на то, что такие сообщества более тесные объединения, чем просто международно-правовые союзы. Так, в Европейском союзе это введение единого гражданства, прямые выборы депутатов парламента в государствах-членах, перспектива введения единой валюты Союза, обязательность решений органов Союза на территории государств-членов (европейское право), свободное передвижение граждан по территории государств и др. СНГ остается международно-правовым объединением. В то же время Союз Беларуси и России с ликвидацией границ и таможенных барьеров, введением единого гражданства и во многом единого правового статуса граждан это, возможно, перспектива перехода от международно-правового союза к федеративному союзу двух государств, а в последующем и других стран СНГ.






    Иные формы конфедерации

    Помимо уже названных, существуют и другие квазифедеративные формы, в том числе: 1) унии (например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); 2) лиги (например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии); 3) кондоминиумы (например, Андорра под совместным протекторатом Франции и Урхельского епископа (Испания)); 4) конституциональная регионализация (например, Италия); 5) конституциональное самоуправление (например, Япония).

    После факта возникновения, большинство федеративных систем могут, используя какие-то специально установленные конституционные процедуры, включать в свой состав новые единицы. Правда, в конфедерациях «старого образца», образованных из ранее независимых политий, набор входящих в систему членов чаще всего определялся изначально; случаи, когда в уже готовое объединение входили новые члены, были крайне редкими. Однако другие федеративные образования и, особенно, конфедерации «нового типа» создаются на основе скорее сети соглашений, чем единовременного акта объединения. Так, в частности, создавались Европейский Союз и Вест-Индийская Федерация. Аналогичным образом в средние века и на заре нового времени строилась Швейцария, в XIX в. сменившая путем заключения новой конституционной «сделки» свое конфедеративное устройство на основе сети соглашений на федеративное. Движется ли Европейский Союз в том же направлении или нет, сказать пока трудно, однако если его цель сохранение конфедеративного (или равноценного конфедеративному) устройства, его сегодняшняя политика использования сети соглашений представляется вполне удачной. Не исключено, что гораздо больше шансов на успех имеют конфедерации разноэтнических государств. Полиэтнические федерации несут с собой угрозу гражданской войны, полиэтнические конфедерации лишь угрозу распада на составные части. Например, содружество это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности .


    Конфедерация в современном мире

    Последним государством, которое можно считать типичной конфедерацией, является Союз Сербии и Черногории, существовавший с 2003 по 2006 год. На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

    Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

    Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

    Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

    Самой известной конфедерацией стал союз трех швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписалифедеративную хартию, послужившую основой формирования Швейцарии.

    Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трех кантоновотстоял ее в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

    В XIV XVI веке территория северной Европыконтролировалась Кальмарской унией. В унию входили такие страны, как:

    1) Дания.

    2) Швеция.

    3) Норвегия.

    Скандинавские государства сообщапротивостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно последствиям изменений европейского климата.

    Похолодание вызвалоэкономический кризис, поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждалисьв общей центральной власти. Другой пример Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собойфактическую конфедерацию.

    Обе части государства имелиотдельные органы управления, законы, вооруженные силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала,как единое целое, под управлением действующего монарха. Еще одним вынужденным союзом былогосударство Маратховна территории современной Индии.

    Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовалаисламским государствам, очистив центральную часть полуострова Индостан.

    Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран союзов:

    - Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.

    - Речь Посполитая. Завоевана соседями.

    - Соединенные провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.

    - Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.

    - Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

    Как исключение можно отметитьШведско норвежскую унию. Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

    Добровольные объединение государств оказались зачастуюкрепче иных империй. Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния. Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это еще один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза. Недолгое существование союза южан прошло под знакомкровопролитной Гражданской войны. В популяризированной форме конфликт подается как война прогрессивного Севера против рабовладельцев южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

    Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал еще один, не менее важный.Уклад жизни, ментальность, основные ценностипротивоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди нихбыло много подростков. Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

    Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смоглиналадить управление, создать вооруженные силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

    Поражение Юга обусловили не отделение ее частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-заобескровливания экономики(план Анаконда).

    3.Отличительные черты конфедерации и федерации


    Основные различия федерации и конфедерации состоят в следующем:1) правовой основой федерации сначала может быть договор, затем - все же конституция; правовой основой Конфедерации является договор; 2) федерация - государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство; Конфедерация - международно-правовое объединение, союз, но (пока еще) не государство; территория федерации - едина; 3) в конфедерации, строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств; 4) в федерации - единое гражданство; в конфедерации нет единого гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чем-то даже принципиальное единство статуса личности; 5) федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); Конфедерация таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения ее общих дел;6) в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами ее субъектов, соответствия актов субъектов актам федерации; в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам либо директивным путем, либо органами конституционного контроля по рассмотрению спора. В конфедерации решения координационного органа конфедерации проводятся в жизнь решениями органов государств-членов конфедерации, для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами конфедерации , причем последние имеют возможность не признавать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нуллификации - непризнания); 7) в федерации - единые вооруженные силы. Лишь изредка в отдельных федерациях - скорее в политических целях - признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзным республикам давалось право иметь свои войсковые формирования).

    В конфедерации существуют армии отдельных государств членов конфедерации, они могут быть объединены под общим командованием. По соглашению государств может быть создана и единая армия из объединенных воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они вправе сохранить и свои вооруженные силы; 8) в федерации - единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией, либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогообложения, финансовой политики. В конфедерации свои налоги и финансовые системы имеет каждое государство- член конфедерации, а источниками средств конфедерации являются взносы ее членов; 9) в федерации - единая денежная система, в конфедерации у каждого государства - своя валюта, хотя и возможны процессы сближения систем; 10) федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование. В конфедерации могут иметь место координация, начала регулирования, но, как было сказано, с признанием государствами - членами конфедерации. соответствующих актов конфедерации. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что отличия конфедерации от федерации очень большие, а также что конфедерация является неким «промежуточным звеном» в формировании федерации, как наиболее выгодной, на мой взгляд, формы государственного устройства.

    Заключение

    Государство это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

    Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество.

    Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

    Общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает еще большую независимость субъектов.

    Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным. В унитарных государствах существует одно гражданство.

    Однако в республиках, имеющих в своем составе национально-государственные образования, могут существовать два уровня единого гражданства, например гражданство Узбекистана и Каракалпакстана.

    Однако национально-государственное образование может иметь гражданство при условии признания его статуса как государства.

    Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности.

    Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня.

    Добровольное сотрудничество способно положить началоинтеграции регионов,нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

    Для осуществления таких принципов необходимадобрая воля различных групп общества, их терпимость, понимание проблем партнеров иготовность к сотрудничеству.

    Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принципконфедерализма станет основой построения всемирного государства.

    Библиографический список

    Нормативные правовые акты

    "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

    Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.

    Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации".

    Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" .

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О противодействии коррупции".

    Указ Президента РФ от 24.03.2005 N 337 (ред. от 25.12.2014) "О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах".

    Книги

    Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014.-С. 108

    Саутиева Т. Б. Регион как субъект внешнеэкономической деятельности в условиях рынка // IV международная научнопрактическая конференция «Социальноэкономическое, социальнополитическое и социокультурное развитие регионов»: материалы. Прага: Издво Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera CZ”, 2014. С. 47

    Саутиева Т. Б. Государственноправовая специфика субъектов Российской Федерации // III международная научнопрактическая конференция «Социальноэкономические проблемы современного общества»: материалы. Прага: Издво Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera CZ”, 2014. С. 230

    Алиев Б. Х. Проблемы исполнения доходной части бюджетов регионов Российской федерации и пути их решения / Б. Х. Алиев, З. А.Керимова, Л. А. Аджиева // Финансы и кредит. 2012. № 47. С. 39

    Ившина И. Н. Федерализация как способ изменения формы государства / И. Н. Ив- шина // История государства и права. 2014. № 19. С. 32-36.

    Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.

    Конституционное право России: учебник для студентов вузов/под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко.-2-е изд., перераб. и доп. .:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-987 с.

    Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н.Марченко, О.Э.Лейст, В.Д.Попков / под ред. М.Н. Марченко. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 784 с.

    Проценко Е. Д. Форма государства и государственный режим / Е. Д.

    Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник М.: Юристъ, 2013. 448 с

    Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях / В. Н. Снетков// Проблемы права в современной России: Сборник статей международной межвузовской научно- практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.- 2014.- С.151-154.

    Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2013. 616 с.15

    Общая теория государства и права. Академ. курс. В 5 т. Т. 2. Теория государства / под ред. М.Н. Марченко. М. : Зерцало, 2013. 416 с.

    Статьи

    Авдеев Д. А. Тенденция конституционного развития современной формы государства / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Том 2. № 1.

    Осавелюк А. М. Форма правления и государственный режим: поиск оптимального сочетания / А. М. Осавелюк // Вестник РГГУ. 2013. № 1. С. 97-107.

    Проценко, А. Л. Бредихин // Академический юридический журнал. 2015. № 2 (60). С. 4-10.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конфедерация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.