Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Коррупция и антикоррупц. политика

  • Вид работы:
    Другое по теме: Коррупция и антикоррупц. политика
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    25.09.2017 11:48:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема ВКР: «Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности».

    Содержание

    Введение4

    1 Теоретические основы коррупции как угрозы экономической
    безопасности предпринимательской деятельности5
    1.1 Понятие, виды, модели, способы проявления коррупции5

    1.2 Основы экономической безопасности предпринимательской
    деятельности16
    1.3 Сущность, принципы и функции антикоррупционной политики25

    2 Анализ влияния антикоррупционной политики на экономическую безопасность предпринимательской деятельности
    в ПАО «Машиностроительный завод»32
    2.1 Краткая характеристика организации32

    2.2 Оценка коррупционных рисков32

    2.3 Недостатки по реализации мероприятий по борьбе с коррупцией32

    3 Пути совершенствования антикоррупционных мер
    в ПАО «Машиностроительный завод»33
    3.1 Пути совершенствования антикоррупционных мер33

    3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий33

    Заключение34

    Список использованных источников35

    Приложения40




    Введение




    1 Теоретические основы коррупции как угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности

    1.1 Понятие, виды, модели, способы проявления коррупции

    В современных условиях российской экономики, государственной внутренней и внешней политики, особое значение имеют развивающиеся в стране коррупционные преступления, которые представляют существенную угрозу экономической безопасности как страны, так и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Данный факт отмечается также в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [от 31.12.2015 № 683].

    Ключевое негативное влияние коррупции как угрозы экономики страны заключается в том, что она разрушает основы государственного устройства и конституционные нормы правового регулирования жизнедеятельности общества, а также приводит к деструктуризации и нехватки ресурсов бюджетной системы страны, а также ресурсов экономических субъектов.

    Под коррупцией (от лат. «corruption» - подкуп) в общем виде понимается преступная деятельность, которая осуществляется должностными лицами в использовании своих властных полномочий для получения личных выгод. Коррупция является сложным негативным социально-экономическим явлением, которое вызвано избыточным администрированием гражданского общества со стороны государства.

    С учетом сложности данного явления, существует многообразие подходов к его интерпретации. В комментарии к ст. 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1978, коррупция определяется в общем смысле как совершение или несовершение каких-либо действий при исполнении обязанностей в результате принятых или требуемых стимулов, подарков, обещаний или их незаконное получение каждый раз, когда имеет место такое действие или бездействие [Кодекс поведения]. Следует отметить, что данное определение является недостаточно обширным и не охватывает все аспекты проявления коррупции.

    Несколько похожее определение коррупции содержится в ст. 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой Советом Европы 04.11.1999. Согласно данному документу, коррупция является просьбой, предложением, дачу или получение как прямо, так и косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего имущества, или обещания его, которые искажают должное выполнение любой обязанности или поведение, которое требуют от получателя взятки, ненадлежащего имущества или обещания такового [Конвенция о гражданско-правовой].

    В двух указанных определениях коррупция фактически приравнивается ко взяточничеству. Данный недостаток устранен в Конвенции ОНН против коррупции, принятой 31.10.2003, в III главе которой содержится достаточно обширный перечень форм проявления коррупции: подкуп публичных должностных лиц как государства, так и отдельных организаций, хищение, неправомерное присвоение или прочее нецелевое использование любого имущества должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, незаконное обогащение и т.д. [Конвенция ООН].

    В ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, организационно-распорядительными и/или административно-хозяйственными функциями как физическим лицом, так и от имени или в интересах юридического лица, для получения каких-либо незаконных экономических выгод [273-ФЗ]. В качестве примеров коррупции в указанном нормативном акте приводятся дача и получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление служебными полномочиями и т.д. Поэтому развитие коррупции в силу ее общественной сущности и целей получения каких-либо личных выгод может проявляться в различных сферах жизнедеятельности общества.

    С.И. Ожегов дает определение коррупции как моральное разложение политиков и должностных лиц, которое выражается во взяточничестве, обогащении и «срастании с мафиозными структурами» [Ожегов]. В данном определении выделяется две составляющих коррупции моральное разложение лица, наделенного определенными властными полномочиями, и фактор личного обогащения данного лица.

    М.М. Поляков характеризует коррупцию в общем виде как социально-правовое или криминологическое является, которое охватывает совокупность опасных для общества деяний как являющихся, так и не являющихся преступлениями в РФ, но признанными преступными в мировой практике [Поляков, с. 21].

    И.В. Левакин рассматривает коррупцию как совокупность негативных явлений в государственных структурах и обществе, которая выражается в пренебрежении моральными нормами со стороны каких-либо должностных лиц и в совершении ими действий, исходя из корыстных или личных интересов, которые могут быть направлены против государственной власти, интересов службы или экономического субъекта [Левакин, с. 21].

    Двойственный подход к определению коррупции содержится в работах Е.И. Добролюбова, А.В. Павлушкин и Э.Л. Сидоренко:

    1. в широком понимании коррупция является подкупом во всех отраслях власти и управления: государственного, муниципального и частного, так и должностные преступления, которые совершены по корыстным мотивах или под влиянием определенных лиц, обстоятельств, группировок;
    2. в узком смысле под коррупцией можно понимать подкуп во всех его проявлениях и/или провокация его совершения [Добролюбова, с. 8, 9].

    Более расширенное определение коррупции дает Е.Е. Румянцева, выделяя следующие ее признаки:

    1. коррупция представляет собой тщательно скрываемую преступную деятельность, которая проявляется в различных формах путем взаимодействия государственных служащих и должностных лиц, имеющих доступ к бюджетным средствам, коммерческой информации, личным данным граждан и т.д., способным оказать влияние на принятие каких-либо решений, с частным сектором, криминальными структурами или организациями;
    2. обязательным условием распространения коррупции является наличие властных полномочий и финансовых ресурсов;
    3. коррупция распространяется не только в органах государственной власти, но и в бюджетном и частном секторе, поскольку злоупотребление своим служебным полномочием может быть совершено любым должностным лицом;
    4. основой организационного устройства коррупции является устная и негласная взаимосвязь ее участников как определенный тип неформальных отношений;
    5. мотивами совершения коррупционных действий могут быть не только личные интересы, например, обогащение, но и влияние криминальных лиц и/или структур [Румянцева, с. 16].

    Таким образом, важным дополнением Е.Е. Румянцевой к законодательной формулировке коррупции является факт того, что она является тщательной скрываемой деятельностью с неформальной взаимосвязью ее участников и совершается по различным причинам.

    Рассмотрев указанные подходы к определению коррупции, данное является можно определить как скрываемую противоправную деятельность, совершаемую любыми должностными лицами как в органах власти, так и в частном секторе, в личных или иных интересах за счет использования своих служебных полномочий. Неотъемлемыми признаками коррупции, исходя из ее определений, являются социальная сущность в виде «разложения власти», нормативных характер незаконность, а также корыстная мотивация участников коррупционных отношений.

    С учетом возможности проявления коррупции во множестве форм различных общественных отношений, существует ряд ее важнейших классификационных критериев, которые обобщены в таблице 1. Следует учитывать, что по сферам коррупции внутри общества ее проявление может иметь различный характер: в бытовой коррупции может осуществляться вымогательство или добровольное получение государственным чиновником имущества с физических лиц, в деловой с юридических лиц для предоставления каких-либо преимуществ, выгод или благ. Также может иметь место так называемся «вертикальная коррупция», которая связывает два уровня, например, дача взяток чиновниками своим руководителям для получения каких-либо благ.

    Таблица 1. Основные виды и формы проявления коррупции

    Классификационный признак коррупцииВиды коррупции и их характеристикаПо сферам коррупции внутри общества1. Коррупция верховной власти в области политического руководства, судов и прочих органов власти.

    2. Бытовая коррупция при взаимодействии физических лиц и государственных чиновников.

    3. Деловая коррупция при взаимодействии органов власти и бизнеса.По инициаторам коррупционных отношений1. Низовая (мелкая, повседневная, «коррупция снизу») коррупция со стороны физических и юридических лиц как неотъемлемый элемент теневой экономики.

    2. Вершинная (крупная, элитарная, «коррупция сверху») коррупция со стороны политической государственной власти.В зависимости от национального состава субъектов коррупции1. Международная (транснациональная) коррупция, связанная с монополизацией различных отношений в рамках мирового общества.

    2. Национальная (внутригосударственная) коррупция, распространяющаяся в рамках отдельного государства или территории.По условно правовому критерию1. «Светлая» коррупция не прямое злоупотребление служебным полномочием, которое проявляется в виде благодарности за какую-либо услугу.

    2. «Серая» коррупция поведение, связанное с нарушением должностных обязанностей.

    3. «Черная» коррупция совершение должностных преступлений и/или участие в организационной преступной деятельности.По направлениям деятельности субъектов коррупцииКоррупция в области государственной власти и в экономических субъектах на предприятиях, в организациях.В зависимости от функций властных органовКоррупция в органах исполнительной, законодательной, судебной власти, а также в муниципальных органах.По уровню активности поведения участников коррупционных отношений и др.«Активная» коррупция (например, активный подкуп) и «пассивная» коррупция (например, освобождение от исполнения какой-либо обязанности).

    Таким образом, основными видами коррупции можно выделить ее проявление в верховной власти, бытовую и деловую коррупцию, поскольку данные виды затрагивают различные классификационные признаки и формы проявления коррупционных отношений.

    В качестве форм проявления коррупции верховной власти можно привести принятие какого-либо нормативно-правового акта в обход установленных законодательством процедур и/или в интересах отдельных лиц, получение взяток судьями, должностными лицами правоохранительных органов и т.д.

    Существенное распространение в России следует отметить бытовой коррупции в форме дачи взяток должностным лицам для получения каких-либо разрешений, налоговых, таможенных и прочих льгот, в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, например, дача взятки за прохождение медицинской комиссии, покупка диплома об образовании и множество других видов коррупционных отношений.

    Деловая коррупция может проявляться, например, в форме получения взяток налоговыми органами от юридических лиц, незаконном заключении государственных контрактов, неправомерной выдачи сертификатов и разрешений на ведение предпринимательской деятельности и т.д.

    История развития различных континентов в мире предопределила формирование различных моделей коррупции, из которых можно выделить следующие:

    1. Западноевропейская модель, для которой характерен достаточно низкий уровень коррупции, воспринимаемой общественностью как преступление за счет наличия традиций, высокой гражданской культуры и других факторов. Такая коррупция называется экономической, при которой выступает видов теневых отношений, коррупционные отношения являются редким явлением и тщательно скрываются.

    2. Азиатская модель коррупции, также называемая социальной. При такой модели коррупция является в определенной мере приемлемым общественным явлением, связанным с историей и традициями, предопределившими формирование государственного устройства. Коррупционные отношения в данном случае тесно переплетаются с прочими социальными отношениями: семейными, деловыми, этническими и т.п. Как справедливо отмечает Е.Е. Румянцева, коррупция в России длительное время соответствовала данной модели, которая была вытеснена переходом к западноевропейскому типу. Однако, развитие в современных условиях коррупционных отношений предполагает возврат России к азиатской модели коррупции [Румянцева, с. 154].

    3. Африканская модель предполагает наличие коррупционных отношений государственных органов власти с основными экономическими кланами или слияние с ними, обеспечивая с помощью политических институтов и средств их существование. Это связано с неконсолидированной политической властью в стране, развитием монополистических и олигархических структур.

    4. Латиноамериканская модель характеризуется наивысшим уровнем коррупции, при которой криминальные структуры обладают практически государственной властью за счет отсутствия методов борьбы с коррупцией.

    Следует отметить, что для каждой страны характерно различное проявление модели коррупции или их комбинация в зависимости от государственного устройства, общественного сознания и прочих факторов.

    С видами и формами коррупции тесно связаны причины ее проявления. Так, можно выделить ряд субъективных причин распространения коррупционных отношений, которые обобщены на рисунке 1.

    Рис. 1. Субъективные причины проявления коррупции

    Исходя из приведенных на рисунке 1 данных, для возникновения коррупционных отношений могут быть следующие причины:

    1. Социальные или социально-психологические причины обусловлены стремлением человека улучшить свое социальное, материальное положение в связи с недовольством существующим положением. Это может быть обусловлено экономической ситуацией в стране или регионе, высоким уровнем безработицы, инфляции, повышенным уровнем цен и стоимости жизни, наличием военных действий и прочих субъективно внешних и внутренних факторов. В данном случае также можно выделить наличие определенной, сложной жизненной ситуации человека, из-за которой он совершает какие-либо противоправные коррупционные действия. В данном контексте социально-психологические причины коррупции коррелируют с мотивами совершения уголовных преступлений.
    2. Правовые или юридические причины связаны с уверенностью должностного лица в том, что совершение им коррупционного преступления не будет обнаружено, а, следовательно, и наказано в соответствии с нормами законодательства. В данном аспекте важная роль отводится институциональному построению системы расследования преступлений в области коррупции.
    3. Политические причины коррупции обусловлены несогласием должностных лиц, чаще всего, политиков, с действующей государственной политикой или конкретными законодательными нормами.
    4. Экономические причины коррупции предполагают стремление должностных лиц и экономических субъектов (предпринимательского сектора) увеличить уровень своих доходов или выгод при экономии средств. Данные причины в существенной мере проявляются в теневой экономике.
    5. Естественные или антропологические причины коррупции связаны со стремлением человека получить как можно больше благ при незначительном объеме усилий, методом «легкой наживы» [Лунеев, с. 157].

    Последний вид причин коррупции можно также назвать психологическим или морально-психологическим, т.к. он связан с определенными человеческими ценностями, отсутствие которых при желании обогащения побуждает человека на совершение коррупционных преступлений. Такой тип причин в существенной мере обуславливает проявление нелегального элемента теневой экономики, т.е. осуществление прямо запрещенных законодательством видов деятельности, и тесно коррелирует с причинами уголовных преступлений.

    Объективные причины проявления коррупции связаны с государственным устройством, например, отсутствие демократических институтов или проблемы их функционирования в обществе, чрезмерным уровнем бюрократии, монополизацией власти и/или бизнес-единиц, неэффективной работой правоохранительных органов и судебной системы и т.п.

    Исследование уровня коррупции в мире осуществляется неправительственной международной организацией по борьбе с коррупционными преступлениями «Transparency International» («Трансперенси Интернешнл») с головным офисе в г. Берлине (Германия). Суть исследования заключается в проведении опросов экспертов и предпринимателей во всем мире независимыми организациями, результаты которых оцениваются по качеству и обобщаются специалистами «Трансперенси Интернешнл», формирующими рейтинг стран в мире, ранжированных по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 наивысший уровень восприятия коррупции, а 100 наименьший. Количество данных баллов называется индексом восприятия коррупции (CPI).

    Результаты исследования «Transparency International» индекса восприятия коррупции за 2017 г. обобщены в таблице 2 [Transparency International]. Рейтинг «Transparency International» показывает, что Россия занимает 135-е место по индексу восприятия коррупции, набрав 29 баллов. Первые места отводятся Новой Зеландии, Дании Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Канаде, Люксембургу и т.д. страны, в которых, по мнению респондентов, опрошенных «Transparency International», коррупция развивается в наибольшей мере.

    Наглядно индекс восприятия коррупции на мировой карте приведен в приложении А [Transparency International]. Согласно данным указанного приложения, повышенный уровень индекса восприятия коррупции следует отметить в странах Северной Америки, Европы и Австралии. При том, в России данный индекс по сравнению с этими странами ниже.

    Таблица 2. Рейтинг некоторых стран по индексу восприятия коррупции, согласно данным «Transparency International», за 2017 г.

    СтранаБаллыМесто в рейтингеНовая Зеландия891Дания882Финляндия853Норвегия854Швейцария855Сингапур846Швеция847Канада828Люксембург829Нидерланды8210Великобритания8211Германия8112Австралия7713Гонконг7714Исландия7715Австрия7516Бельгия7517США7518Ирландия7419Япония7320Эстония7121ОАЭ7122Франция7023Уругвай7024Барбадос6825Россия29135Сомали9180

    В целом, динамика индекса восприятия коррупции в течение 2012-2017 гг. в России, согласно рассматриваемому исследованию, остается примерно на стабильном уровне [Transparency International]. Такая оценка может быть объективной за счет стабилизации определенных экономических процессов в стране и общественного развития, включая расследование коррупционных преступлений.

    Следует отметить, что на уровень индекса восприятия коррупции в России, приведенном «Transparency International», не оказали влияния важные судебные разбирательства в 2016 г. по коррупционным преступлениям в России. В качестве таких примеров можно привести:

    1. Получение взятки в 2016 г. в особо крупном размере (2 млн. долл. США) бывшим Министром экономического развития РФ Улюкаевым А.В. за незаконную выдачу разрешения ПАО НК «Роснефть» приобрести государственный пакет акций ПАО АНК «Башнефть» в количестве 50 %. 15.12.2017 Улюкаев А.В. приговорен к 8 годам строго режима лишения свободы и штрафу в размере 130 млн. руб. как эквиваленту 2 млн. долл. США.

    2. Получение взятки в размере 100 тыс. евро. бывшим губернатором и Председателем Правительства Кировской области РФ Белых Ю.Н. «за общее покровительство и попустительство по службе при осуществлении Правительством Кировской области контроля за ходом реализации предприятиями инвестиционных проектов и ведении предпринимательской деятельности», в соответствии с формулировкой Следственного комитета РФ. 01.02.2018 Белых Ю.Н. приговорен к лишению свободы на 8 лет в колонии строго режима и штрафу в размере 48 млн. руб.

    3. Коррупционные преступления, в т.ч. за получение взятки в размере 5,6 млн. долл. США при заключении государственного контракта, бывшим Губернатором Сахалинской области РФ Хорошавиным А.В. В ходе обыска квартиры Хорошавина А.В. найден 1 млрд. руб. наличными денежными средствами. Южно-Сахалинский городской суд 09.02.2018 приговорил Хорошавина А.В. к 13 годам лишения свободы со штрафом в размере 500 млн. руб. [Следственный комитет].

    Несмотря на критику факта совершения данных преступлений отдельными государственными и общественными деятелями России, судебные разбирательства и приговоры по ним, в особенности, с учетом особо крупных размеров, являются негативными показателями, которые демонстрируют распространение коррупционных отношений.

    За совершение коррупционных преступлений в уголовном законодательстве России предусмотрена уголовная ответственность в ст. 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1, 291.2, 304, 309 УК РФ и др. Основные виды коррупционных преступлений в УК РФ включают в себя получение взятки, дача взятки, коммерческий подкуп и др. [УК РФ].

    Таким образом, состояние коррупции в РФ тесно связано с недостаточно развитой нормативно-правовой системой, содержащей неполное определение и виды проявления коррупции, пониженной правовой культурой, а также несовершенством системы государственного и общественного контроля и надзора. В результате, коррупция представляет собой существенную угрозу экономической безопасности как государства в целом, так и предпринимательской деятельности. Рассмотрение экономической безопасности предпринимательства и негативного влияния коррупции на ее элементы позволит выработать наиболее эффективную антикоррупционную политику экономических субъектов.

    1.2 Основы экономической безопасности предпринимательской деятельности

    Любой экономический субъект функционирует во внешней среде, которая оказывает существенное влияние на состояние и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, факторы самофинансирования и самообеспечения обуславливают наличие значительного числа хозяйственных и финансовых рисков и угроз, поэтому в современных рыночных условиях важная роль отводится обеспечению экономической безопасности предпринимательской деятельности.

    Важная роль в системе безопасности России отводится Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», который посвящен общим вопросам обеспечения национальной безопасности в РФ и не затрагивает непосредственно вопросы экономической безопасности предпринимательства [390-ФЗ]. В дальнейшем принят Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590, который регламентировал деятельность Совета Безопасности РФ как ключевого органа по обеспечению экономической безопасности страны [от 06.05.2011 № 590].

    В 2015 г. принята Стратегия национальной безопасности России в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, согласно которой одними из составляющих национальной безопасности страны является экономическая и энергетическая безопасность. В свою очередь, под энергетической безопасностью в п. 60 данного документа понимается ряд экономических мер: повышение энергоэффективности, конкурентоспособности российских энергетических компаний, недопущение сбоев в их работе и дефицита энергетических ресурсов страны, развитие производственных мощностей данных субъектов и т.д. [Стратегия национальной безопасности России] При этом, в 2016 г. Министерством энергетики РФ принята Доктрина энергетической безопасности, конкретизирующая обозначенные меры государства по экономической защите данной отрасли [от 26.05.2016 № 450].

    Исследователи в определенной мере характеризуют сущность и роль экономической безопасности как в целом, так и применительно к предпринимательской деятельности. Так, К.А. Смирнов определяет рассматриваемый термин как состояние экономической системы страны, которое позволяет обеспечить ее динамичное и эффективное развитие при решении социально-экономических проблем и с возможностью проведения независимой экономической политики [Смирнов, с. 155]. Е.А. Григорьева дает аналогичное определение экономической безопасности, выделяя, при этом, существенную роль государства в ее обеспечении, а также наличие конкурентоспособности экономики [Григорьева, с. 8]. Б.А. Райзберг в своем экономическом словаре достаточно четко определяет экономическую безопасность как состояние защищенности жизненно важных и ключевых интересов населения, организация и государства в целом от негативного влияния внешних угроз [Райзберг, с. 43]. Аналогичной позиции придерживается М.В. Кунцман [Кунцман, с. 11].

    По мнению М.В. Егоровой, экономическая безопасность предпринимательской деятельности представляет собой состояние наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов с целью предотвращения угроз и обеспечения стабильного финансового функционирования с тактической и стратегической позиции [Егорова, с. 62-65]. В качестве иных критериев наличия экономической безопасности предприятия Н.Н. Карзаева выделяет степень защищенности важнейших компонентов структуры и деятельности предприятия от негативных изменений [Карзаева, с. 12].

    Следует отметить, что наиболее точное определении дает М.В. Егорова. Она предполагает два важных аспекта экономической безопасности. Первым из них является наличие у предприятия какого-либо параметра, например, структуры, элементов деятельности, финансовой стабильности, интересов, потребностей и т.д., которые должны быть защищены от какого-либо влияния как извне, так и внутри. Второй элемент предполагает наличие у предприятия цели, необходимость ее достижения независимо от негативного влияния внешней среды.

    Экономическую безопасность предпринимательской деятельности, таким образом, можно определить как финансовую и хозяйственную защищенность экономического субъекта и его структуры от негативного воздействия внешних и внутренних факторов, которые могут привести к нарушениям в его функционировании, за счет эффективного использования ресурсов и обеспечения стабильного функционирования в настоящем и будущем.

    Данное определение предполагает, что экономическая безопасность предпринимательской деятельности представляет собой целый комплекс систем, полностью затрагивающих совокупность подразделений и направлений деятельности предприятия. Это означает наличие определенной структурированности экономической безопасности. Наглядно функциональные составляющие экономической безопасности предпринимательской деятельности продемонстрированы на рисунке 2 [Уразгалиев, с. 106].

    Рис. 2. Структура функциональных составляющих экономической безопасности предпринимательской деятельности

    Из рисунка 2 видно, что функциональная структура экономической безопасности предпринимательской деятельности предполагает наличие следующих ее элементов:

    1. Финансовая безопасность является основополагающей в условиях рыночной экономики и конкуренции, предполагает наличие платежеспособности и финансовых ресурсов в достаточном объеме для ведения хозяйственной деятельности и погашения обязательств.
    2. Интеллектуальная и кадровая безопасность предполагают сохранение и использование интеллектуального капитала предприятия и эффективное управление его персоналом и т.д. [Манохина, с. 64].
    3. Информационная безопасность заключается в обеспечение повышенной степени защиты информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ввод режима коммерческой тайны и т.п.
    4. Политико-правовая безопасность разносторонне правовое обеспечение деятельности предприятия, наличие юридического отдела и т.д.
    5. Силовая безопасность мероприятия по обеспечения защиты работников и имущества предприятия и т.д.
    6. Экологическая безопасность обеспечение минимального загрязнения окружающей среды, соблюдение законодательных экологических норм и т.д.
    7. Технико-технологическая безопасность обеспечение безопасности и охраны труда работников, использование современных технологий с целью оптимизации затрат ресурсов и т.д. [Авдийский, с. 89-91].

    Приведенные структурные элементы предполагают, что для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности необходима система мероприятия в каждом из указанных направлений.

    В системе экономической безопасности важная роль отводится факторам, которые обуславливают наличие угроз для хозяйствующего субъекта. Данные факторы, как правило, обусловлены влиянием вешней и внутренней среды. Предприятие представляет собой открытую систему, которая регулярно взаимодействует с внешней, окружающей ее средой. Данную внешнюю среду можно определить как перечень условий и факторов, которые способны влиять на деятельность предприятия и требуют от него определенной реакции, принятия каких-либо мер [Шалаев, с. 1008]. Поскольку предприятие является открытой системой, то оно зависит от таких факторов, как поставки сырья и материалов для производственных и/или хозяйственных нужд, а также прочих ресурсов, например, трудовых, от клиентов и потребителей и т.д. Поэтому в ходе обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать сущность и влияние данных факторов.

    Факторы внешней среды по степени их влияния на предприятие можно разделить на два типа: прямого и косвенного влияния. Первый тип включает в себя факторы, которые оказывают непосредственное влияние [Алексеев, с. 50]. Второй тип факторов внешней среды косвенного влияния включает в себя факторы, которые не оказывают прямого и немедленного влияния на предприятие. Система факторов, влияющих на деятельность предприятия и обуславливающих коммерческий риск, продемонстрирована на рисунке 3.
















    Рис. 3. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности

    Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательства характеризуется тем, что может проявляться как внешний, так и внутренний фактор. В первом случае данное явление может быть связано с причинами развития коррупции извне, за пределами предприятия, например, с вымогательством должностными лицами государственных органов власти взятки, а во втором внутри экономического субъекта. Примером второго случая может быть заключение договоренности кладовщика предприятия с поставщиком об оплате поставки, которая не осуществляется по факту, но фиксируется в документах материально-ответственными лицами. Такие формы проявления коррупции наносят существенный финансовый ущерб для предприятия.

    Среди факторов косвенного влияния внешней среды, которые необходимо учитывать в ходе обеспечения экономической безопасности предприятия, следует выделить: экономическая среда хозяйствующего субъекта; законодательство; научно-техническое развитие и возможность использования современных технологий; природные факторы; рынок трудовых ресурсов.

    Экономическая среда предполагает факторы развития страны: общая экономическая стабильность, фаза экономического цикла, уровень платежеспособного спроса и т.п. [Попов, с. 86]. В кризисные периоды происходит снижение объемов реализации продукции промышленными предприятиями, что сказывается на сфере обращения, торговле и прочих отраслях экономики, сокращаются объемы инвестиций, спрос на товарные запасы и т.д.

    Особая роль отводится фактору платежеспособного спроса, представляющего собой спрос на материальные блага, работы и услуги организации, который может быть обеспечен денежными средствами покупателей [Кормишкина, с. 253]. Наличие такого спроса в динамике обеспечивает стабильность получения доходов организацией, а, следовательно, положительные денежные потоки для финансирования ее деятельности.

    В экономических условиях России важная роль отводится политике государства как фактору, влияющему на деятельность организации: налоговые ставки, льготы и режимы налогообложения, стимулирование отечественных товаропроизводителей, развитие отдельных регионов и отраслей экономики и т.д.

    Определенная государством финансовая политика может стимулировать общий экономический рост в стране, что положительно сказывается на экономических показателях субъектов хозяйствования, в т.ч. не являющихся прямыми получателями государственных субсидий.

    Научно-техническое развитие и возможность использования современных технологий включает научные и технологические факторы. На их основе организации могут модернизировать старую и выпускать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать новые технологические процессы. При этом можно использовать не только результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других отраслей [Бердникова, с. 55]. Если организации осознали важность технологических инноваций, значит, их бизнес развивается успешно.

    Рынок трудовых ресурсов, являющихся важными для любого предприятия, включает кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда и т.п., с которыми организация устанавливает связи и непосредственно взаимодействует, чтобы обеспечить себя квалифицированными кадрами.

    Факторы внешней среды прямого влияния на предприятие включают в себя: потребители, покупатели и клиенты; поставки сырья и материалов, основных средств и прочих ресурсов; конкуренты; развитие инфраструктуры в стране и регионе; органы государственной власти, главным образом, Федеральной налоговой службы РФ; международный сектор.

    На деятельность предприятия непосредственное влияние оказывают потребители продукции и услуг. В эту группу входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, а также индивидуальные покупатели и клиенты [Наумов, с. 62]. Кроме непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества потребителей, общества экологической защиты и другие подобные организации. Их влияние на производителей становится все более заметным, и с ним приходится считаться. Эти организации вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экологических требований и т.д.

    Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на предприятие, создавая ресурсную зависимость. Анализ поставщиков материальных и природных ресурсов позволяет непосредственно определить, насколько сильна ресурсная зависимость организации и каковы ее причины. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объема поставок, а также на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов или возможна замена поставщика. Зависимость от поставщиков создает для менеджеров организации большие сложности при обеспечении необходимыми для ее деятельности материальными и природными ресурсами. В таких условиях организация должна направлять свои усилия на то, чтобы минимизировать ресурсную зависимость.

    Банкротство покупателей-организаций и наличие неплатежеспособных клиентов является актуальным для российской экономики фактором влияния внешней среды [Кузнецова, с. 144]. От своевременности расчетов дебиторов, их финансового состояния и уровня платежеспособности зависит денежный приток средств в организацию.

    Конкуренция в силу своей сущности в значительной мере влияет на организацию за счет необходимости выработки ее конкурентных преимуществ на рынке, внедрения новых технологий производства и современного оборудования, методов сбыта и его стимулирования и т.д. Конкурентоспособность организации влияет на создание добавленной стоимости товаров, работ и услуг, процессы трудовой деятельности и формирование потребностей. Поэтому от уровня конкурентоспособности компании зависят ее стоимостные показатели деятельности, главным образом, доходы. В данном случае также возможно проявление коррупции, например, путем подкупа должностных лиц предприятия его конкурентами для получения каких-либо коммерческих сведений.

    Итак, экономическая безопасность предпринимательской деятельности заключается в системе мер, направленных на снижение негативного влияния различных факторов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Существенную угрозу экономической безопасности предприятия представляет коррупция как внешний и внутренний фактор. Важнейшее негативное влияние коррупции на предпринимательскую деятельность заключается в преследовании личных, корыстных интересов субъектов коррупционных отношений, которые могут существенно препятствовать достижению целей существования экономического субъекта, приводя с деструктуризации его организационного и финансового устройства. Для предотвращения коррупции на предприятиях разрабатывается антикоррупционная политика.

    1.3 Сущность, принципы и функции антикоррупционной политики

    С учетом существенной угрозы коррупции для предпринимательской деятельности, в современных условиях различные экономические субъектов осуществляют разработку антикоррупционной политики. Кроме того, это является их обязанностью в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [273-ФЗ].

    В свою очередь, Минтруд России разработал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013, которые носят рекомендательный характер и могут применяться различными организациями. В соответствии с данными Методическими рекомендациями, противодействие коррупции в области предпринимательства осуществляется следующим образом:

    1) предупреждение коррупции, в т.ч. выявление и последующее устранение причин проявления коррупции на предприятии (профилактические меры);

    2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование фактов совершения коррупционных действий (борьба с коррупцией);

    3) минимизация и/или ликвидация последствий коррупционных преступлений [Методические рекомендации].

    Антикоррупционная политика экономического субъекта представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, которые направлены на профилактику и пресечение коррупционных преступлений в осуществлении предпринимательской деятельности. Важным условием антикоррупционной политики является соблюдение ее положений всеми работниками предприятия независимо от занимаемой ими должности, поэтому данные документ должен быть последовательно и системно разработан на предприятии и утвержден соответствующей организационно-распорядительной документацией [Иванов, с. 81].

    Как и любая деятельности, политика предприятия по предупреждению и борьбе с коррупцией реализуется на основе ряда принципов, система которых приведена на рис. 4.

    Рис. 4. Основные принципы антикоррупционной политики предпринимательской деятельности

    Согласно данным рисунка 4, основой для организации антикоррупционной политики предприятия являются следующие положения:

    1. Принцип соответствия политики предприятия действующему законодательству и общепринятым нормам предполагает то, что антикоррупционные меры экономического субъекта разрабатываются и реализуются согласно нормативным актам РФ, регулирующим деятельность предприятия, а также общепринятым общественным нормам поведения, в т.ч. установленным локально, например, Кодексом профессионального поведения работников [Волосников, с. 332].

    2. Принцип личного примера руководства предполагает ключевую роль высших исполнительных органов управления предприятия (Совета директоров, Генерального директора и др.) в формировании корпоративной культуры непринятия коррупции и в формировании антикоррупционных механизмов.

    3. Вовлеченность работников привлечение всех работников экономического субъекта к формированию и реализации антикоррупционных мер, а также информировании о действующем законодательстве в области коррупции.

    4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур предприятия риску коррупции заключается в разработке и выполнении совокупности мероприятий, которые позволяют снизить вероятность вовлечения предприятия, его исполнительных органов управления и работников в коррупционные отношения.

    5. Эффективность антикоррупционных мер предполагает приемлемую стоимость их реализации, простоту осуществления и наличие ощутимого, фактического экономического результата.

    6. Ответственность и неотвратимость наказания за совершение коррупционного преступления должны назначаться независимо от должности работника, опыта его работы, трудовой репутации и прочих факторов, включая персональную ответственность исполнительных органов управления предприятием. Следует отметить, что данный принцип тесно связан с одной из рассмотренных выше субъективных причин проявлений коррупции ощущение безнаказанности субъектов коррупционных отношений. в свою очередь, разработка антикоррупционной политики и ее сплошная реализация позволят сократить минимальное проявление данной причины.

    7. Постоянный контроль и регулярный мониторинг обусловлены возможным с высокой долей вероятности изменений условий хозяйствования, что может увеличить риск совершения коррупционных преступлений. Данный принцип также предполагает необходимость пересмотра и совершенствования используемых предприятием антикоррупционных мер [Соколов, с. 57].

    Таким образом, принципы антикоррупционной политики предпринимательской деятельности являются основой для создания мер по борьбе с коррупцией и предотвращения ее угрозы экономической безопасности предприятия.

    Разработка и реализация мероприятий по предупреждению и борьбе с коррупцией в области предпринимательской деятельности заключается в разработке и согласовании Плана антикоррупционных мероприятий предприятия, который, как правило, включает в себя:

    1. разработку документа «Антикоррупционная политика предприятия»;
    2. согласование текста Антикоррупционной политики предприятия с различными заинтересованными работниками, например, с руководителями структурных подразделений, отделом информационной безопасности и т.д.;
    3. анализ Корпоративного кодекса предприятия, Положения о конфликте интересов на предмет соответствия требованиям законодательства, внесение поправок в случае необходимости;
    4. согласование вопроса присоединения предприятия к Антикоррупционной хартии российского бизнеса документа, предназначенного для добровольного самоограничения участников рыночных отношений в России в части использования коррупционных практик;
    5. анализ необходимости внесения правок в хозяйственные договоры предприятия положений Антикоррупционной политики, внесение правок в случае необходимости, согласование с контрагентами новой редакции;
    6. анализ антикоррупционных положений трудовых договоров, согласование необходимости внесения правок;
    7. введение в действие Антикоррупционной политики и обновленных локальных нормативных актов и шаблонов договоров;
    8. ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции на предприятии [Хабриева, с. 147].

    Антикоррупционная политика предприятия является локальным документом, который должен разрабатываться уполномоченным отделом во взаимодействии со всеми заинтересованными работниками предприятия. Как правило, перечень раскрываемых в данном документе вопросов включает в себя:

    1. цель задачи антикоррупционной деятельности предприятия и ее основные принципы, исходя из особенностей деятельности экономического субъекта и его организационного, финансового и бюджетного устройства;
    2. область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
    3. структура управления антикоррупционной деятельностью предприятия;
    4. обязанности работников и организаций, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
    5. перечень реализуемых предприятием антикоррупционных мероприятий;
    6. ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики [Абузярова, с. 64, 65].

    Эффективное управление антикоррупционной деятельностью предприятия может быть достигнуто за счет оперативного и результативного взаимодействия собственников и его исполнительных органов, например:

    1. Единственный участник Общества/общее собрание участников Общества:

    согласовывает ключевые направления политики и осуществляет контроль за их эффективной реализацией;

    утверждает политику;

    утверждает изменения и дополнения к политике;

    контролирует общие результаты внедрения и применения политики.

    2. Генеральный директор Общества:

    утверждает перечень мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований политики, порядок и сроки их реализации, осуществляет контроль за их своевременной реализацией;

    назначает должностных лиц Общества, ответственных за реализацию антикоррупционных мероприятий, определяет их полномочия и разграничивает ответственность;

    осуществляет контроль за реализацией политики и по запросу участников выносит отчет на рассмотрение единственного участника/общего собрания участников Общества;

    координирует деятельность структурных подразделений Общества в области реализации политики;

    принимает решение по итогам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением политики, в том числе в силу выявления коррупционных проявлений.

    Антикоррупционные мероприятия предприятия могут включать в себя:

    1) проведение антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов и их проектов;

    2) обеспечение открытой и конкурентной системы проведения закупочных процедур, при установлении:

    тщательного планирования потребности в продукции;

    равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

    экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Компании;

    обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупционных проявлений, конфликта интересов и иных злоупотреблений [Левакин, с. 149].

    3) осуществление мониторинга антикоррупционных мер и мероприятий, проводимых в рамках реализации антикоррупционной политики;

    4) внедрение практики подписания антикоррупционной оговорки с контрагентами при заключении договоров;

    5) декларирование отказа от финансирования политических партий, общественных объединений в целях получения или сохранения преимущества в коммерческой деятельности;

    6) декларирование отказа от оплаты любых расходов (денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения или сохранения преимущества для Общества в коммерческой деятельности;

    7) оценку коррупционных рисков и др.

    В свою очередь, основными функциями антикоррупционной политики предприятия являются:

    1. регулирующая определение основных принципов противодействия коррупции на предприятии;
    2. профилактическая установление процедур и мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции на предприятии;
    3. информационная информирование работников предприятия, а также других лиц, физических и (или) юридических, с которыми предприятие вступает в иные договорные отношения о принципах, процедурах и конкретных мероприятиях, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности предприятия [Левакин, с. 149].

    Итак, по результатам проделанного исследования, можно сделать следующие выводы. Коррупция представляет собой противоправную деятельность, совершаемую любыми должностными лицами как в органах власти, так и в частном секторе, в личных или иных интересах за счет использования своих служебных полномочий. Основными видами коррупции являются ее проявление в верховной власти, бытовую и деловую коррупцию. Коррупция представляет собой существенную угрозу экономической безопасности как государства в целом, так и предпринимательской деятельности.

    Экономическая безопасность предпринимательской деятельности является финансовой и хозяйственной защищенностью экономического субъекта и его структуры от негативного воздействия внешних и внутренних факторов, которые могут привести к нарушениям в его функционировании, за счет эффективного использования ресурсов и обеспечения стабильного функционирования в настоящем и будущем. Для предотвращения негативного влияния коррупции на экономическую безопасность предприятия разрабатывается антикоррупционная политика, включающая в себя меры по предупреждению, профилактике и борьбе с коррупцией в зависимости от особенностей деятельности предприятия, условий его функционирования, организационного и финансового устройства.

    2 Анализ влияния антикоррупционной политики на экономическую безопасность предпринимательской деятельности в ПАО «Машиностроительный завод»

    2.1 Краткая характеристика организации




    2.2 Оценка коррупционных рисков




    2.3 Недостатки по реализации мероприятий по борьбе с коррупцией




    3 Пути совершенствования антикоррупционных мер
    в ПАО «Машиностроительный завод»
    3.1 Пути совершенствования антикоррупционных мер




    3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий




    Заключение




    Список использованных источников


    Нормативно-правовые источники


    1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979 / Официальный сайт конвенций и соглашений ООН. URL: #"justify">Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) [рус., англ.]. (Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999). Совет Европы // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт. URL: #"justify">Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт. URL: #"justify">Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
    2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
    3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
    4. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2721.
    5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1, ст. 212.
    6. Приказ Минэнерго России от 26.05.2016 № 450 (ред. от 24.04.2017) «Об утверждении плана деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на период 2016-2021 годов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт. URL: #"center">Учебники, монографии


      1. Абузярова Н.А. Антикоррупционная этика и служебное поведение: Научно-практическое пособие / Н.А. Абузярова, М.В. Залоило, В.И. Кузнецов [и др.]; под ред. И.И. Кучерова, А.М. Цирина. М.: ИНФРА-М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. 124 с.
      2. Авдийский В.И. Управление операционными рисками как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта: Монография / В.И. Авдийский, Ю.А. Кузнецова, А.В. Дадалко; Под общ. ред. Дадалко В.А. М.: ИНФРА-М, 2017. 442 с.
      3. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: Учебник / Л.П. Гончаренко [и др.]; под общ. ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 340 с.
      4. Григорьева Е.А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности: Монография / Е.А. Григорьева. М.: ИНФРА-М, 2017. 155 с.
      5. Карзаева Н.Н. Основы экономической безопасности: Учебник / Н.Н. Карзаева. М.: ИНФРА-М, 2017. 275 с.
      6. Кормишкина Л.А. Экономическая безопасность организации (предприятия): Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 304 с.
      7. Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения: Научно-методическое пособие / Е.И. Добролюбова, А.В. Павлушкин, Э.Л. Сидоренко [и др.]; под ред. В.Н. Южакова, А.М. Цирина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2017. 156 с.
      8. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: Учебник и практикум / Е.И. Кузнецова. М.: Юрайт, 2018. 294 с.
      9. Кунцман М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Кунцман. М.: МАДИ, 2016. 152 с.
      10. Левакин И.В. Противодействие коррупции: Учебник и практикум / И.В. Левакин, [и др.]; под общ. ред. Е.В. Охотского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 367 с.
      11. Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность: Монография / В.В. Лунеев. М.: Юридическая Норма, ИНФРА-М, 2016. 272 с.
      12. Манохина Н.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / под ред. Н.В. Манохиной. М.: ИНФРА-М, 2017. 320 с.
      13. Наумов Ю.Г. Экономическая безопасность и теневая экономика: Учебник / Ю.Г. Наумов, Ю.В. Латов. М.: Академия управления МВД России, 2016. 246 с.
      14. Поляков М.М. Административно-правовые формы и методы противодействия коррупции: Учебное пособие / Д.К. Нечевин, М.М. Поляков. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 128 с.
      15. Попов М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / под ред. Н.В. Манохиной. М.: ИНФРА-М, 2017. 320 с.
      16. Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2018. 384 с.
      17. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 512 с.
      18. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции: Учебник и практикум / Е.Е. Румянцева. М.: Юрайт, 2018. 267 с.
      19. Смирнов К.А. История русской экономической мысли в ХХ веке: Монография / Смирнов К.А., Братищев И.М., Братищева Р.В. и др. М.: ИНФРА-М, 2016. 262 с.
      20. Соколов М.С. Государственная антикоррупционная политика: Учебник / под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. М.: ИНФРА-М, 2017. 429 с.
      21. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: Учебник и практикум / В.Ш. Уразгалиев. М.: Юрайт, 2017. 374 с.
      22. Хабриева Т.Я. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Монография М.: ИНФРА-М, 2016. 296 с.

      Периодические издания


      1. Алексеев А.Л. Теоретические подходы к определению понятия «экономическая безопасность» / А.Л. Алексеев, А.В. Алексеев // Приволжский научный вестник. 2017. № 1 (65). С. 49-51.
      2. Бердникова Л.Ф. К вопросу о функциональных стратегиях системы экономической безопасности предприятия / Л.Ф. Бердникова, Г.В. Груздев // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 54-56.
      3. Волосников С.С. Коррупция. Характеристика понятия / С.С. Волосников // Молодой ученый. 2017. №20. С. 332-334.
      4. Егорова М.В. Финансовая безопасность предприятия и ее угрозы и влияние на экономическую безопасность предприятия / М.В. Егорова // Социально-экономические проблемы в современной России: материалы научных трудов преподавателей и магистрантов. Науч. ред. Н.П. Белотелова. Москва, 2017. С. 62-65.
      5. Шалаев И.А. Экономическая безопасность промышленных предприятий как успешная составляющая современного бизнеса / И.А. Шалаев, П.В. Бутырин, А.Ю. Карпов // Теория и практика современной науки. 2017. - № 1 (19). С. 1006-1011.

      Электронные ресурсы


      1. Исследования организации «Transparency International» в России / Официальный сайт. URL: https://transparency.org.ru (дата обращения: 12.04.2018).
      2. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013. Разработаны Минтрудом России / Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 13.04.2018).
      3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. URL: #"justify">Следственный комитет Российской Федерации / Официальный сайт. URL: #"center">Приложения




        Приложение А

        Индекс восприятия коррупции в мире, по данным «Transparency International» за 2017 год





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Коррупция и антикоррупц. политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.