Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Легитимность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Легитимность
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    21.10.2016 14:24:51
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение ………………………………………………………………………...….. 3

    1. Легитимность как характеристика действующей власти ……….……………. 5

    1.1. Понятие и сущность легитимности ……………………….……………. 5

    1.2. Теория легитимности М.Вебера ……………………………………..….. 9

    2. Легитимность власти и ее место в современной политике ………………..... 13

    2.1. Соотношение понятий легитимность и легальность ……………...…. 13

    2.2. Легитимизация власти ………………………………………………..... 14

    2.3. Делегитимизация власти ……………………………………………….. 19

    Заключение ……………………………………………………………………..…. 26

    Список использованной литературы ……………………………………………..27


















    Введение


    Любая власть основана не только на господстве, но и признании населением этого господства. Двойственность властисостоит в том, что она может быть не только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатомсогласиянаселения добровольно подчиняться. Противоречивое единство этих внутривластных отношений обеспечивается авторитетом власти, ее легитимностью.

    В отличие от легальности легитимность в большей степени психологическое явление, однако оно играет важную роль в стабильности любого режима. Именно поэтому все политологи так или иначе, начиная с Макса вебера, изучают указанный феномен.

    Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но- социально-психологическим явлением.Легитимность- это доверие и принятие властиобщественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то- оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

    Объектом исследования являются политические отношения, связанные с отношениями легитимности власти.

    Предметом исследования являются закономерности функционирования института легитимности власти, основные политические теории, объясняющие ее сущность.

    Цель курсовой работы характеристика легитимности как политического явления.

    Поставленная цель обуславливается выделением и последовательным решением следующих взаимосвязанных задач:

    1. Раскрыть понятие и сущность легитимности.

    2. Рассмотреть основные теории легитимности.

    3. Выявить взаимосвязь легальности и легитимности власти.

    4. Проанализировать процессы легитимизации и делигитимизации власти.

    Основные методы исследования, использованные при работе анализ нормативно-правовых актов и юридической литературы, сравнение различных подходов, синтез предложений различных авторов.

    По структуре курсовая работа состоит из введения, 2 глав, состоящих из 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.





















    1. Легитимность как характеристика действующей власти

    1.1. Понятие и сущность легитимности


    Важной характеристикой любой власти выступает ее легитимность. Что это такое? Назовем основные определения легитимности.

    Д. Истон считает легитимной такую власть или политическую систему, которая соответствует моральным принципам индивидов, их собственным представлениям о том, что является справедливым или правильным в сфере политики. В качестве источников легитимности он называет идеологию, политический режим и политическое лидерство.

    С. Липсет легитимность это способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими».

    Французский политолог Ж.Шабо легитимность определяет как адекватность реальных или предполагаемых качеств управителей (а также тех, кто намеревается ими стать) подразумеваемому или ясно выраженному согласию управляемых.

    Согласно Р.Т. Мухаеву, легитимность - это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан.Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

    Р.А. Хомелева определяет легитимность как «положительное отношение общественности к власти, ее субъектам, форме правления, политическому порядку, принятым законам, иными словами, власть добровольно признается народом».

    Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а, следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы.

    Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл- признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола иохлократии.

    Первоначально понятие легитимность в большей степени касалась внешнеполитических аспектов незаконную власть в стране не признавали другие государства. В таком положении ряд лет было правительство большевиков во главе с Лениным, единицы стран мира признали власть талибов в Афганистане, есть целый ряд стран, де-факто существующих, де-юре либо вообще не признанных (Нагорный Карабах, Приднестровье), либо не признанных большинством стран мира (Западная Сахара, Косово, турецкая республика северный Кипр и др.). Лишь после признания мировым сообществом такая власть становится на мировой арене легитимной.

    В XX веке понятие легитимности в большей степени перешло во внутриполитическую сферу. Сейчас легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается населением, а не просто навязывается им. Население согласно подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок оптимальным для страны.

    Как пишет Р.Л. Исаев, легитимность государственной власти в первом приближении можно определить как её свойство, возникающее в процессе взаимодействия органов государственной власти и населения, результатом которого является признание населением существующей системы связей и отношений государственной власти.

    Легитимность позволяет не только свести к минимуму использование государственного принуждения и обеспечить добровольность реализации подвластными субъектами адресованных им властных предписаний. Она поддерживает стабильность политической системы, даёт возможность разрешения социальных противоречий цивилизованными способами, обусловливает моральную оправданность существующего порядка государственного властвования и добросовестность осуществления всеми участниками властеотношений норм и принципов, гарантирующих этот порядок.

    По мнению Н.И.Сироты, Г.А.Мохорова, понятие легитимность в настоящее время имеет три измерения:

    1) народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

    2) «внешняя» легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

    3) «легитимность для себя», то есть круг представлений, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

    Легитимность власти - многоуровневая категория. Д. Истон выделяет в три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский.

    Идеологический уровень легитимности власти основан на соответствии существующего в обществе режима власти взглядам и убеждениям народа. Суть идеологической легитимности состоит в оправдании существующей власти с помощью идеологии, вносимой в массовое общественное сознание.

    Структурный уровень легитимности власти отражает беспристрастную веру народных масс в законность структуры властных органов и правовых норм, на основе которых функционирует власть. Структурная легитимность характерна для устойчивых общественных систем, где установленный порядок формирования властных структур стал привычным для народа. Люди признают власть потому, что сформирована она на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность граждан в правомочии существующей общественной власти.

    Персоналистский уровень легитимности власти непосредственно связан с персональными качествами субъекта власти. Персонализированная (личная) легитимность заключается в одобрении конкретного властвующего лица.

    Ж.Шабо выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую. Самая странная у него последняя. Политолог указывал, что в данном случае «речь идет о выявлении соответствия политической власти объективному порядку, вписанному в человеческую и социальную действительность, продолжении порядка, установленного в космической внечеловеческой действительности». Здесь выражена мысль о том, что существование любой политической системы оправдано до тех пор, пока она не вступает в противоречие с наиболее универсальными законами развития природы и общества.









    1.2. Теория легитимности М.Вебера


    Термин «легитимность» в его нынешнем значении ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Хотя он специально не занимался проблемами социальной или политической психологии, в его методологии выделения типов легитимного господства обнаруживается ярко выраженный психологический подход. Характеристика типов легитимности власти у М. Вебера основана на его же концепции о типах социального действия.

    До М. Вебера легитимность как понятие и феномен в самом конце XIX века было проанализировано немецким теоретиком права Георгом Еллинеком, в частности в его фундаментальном труде «Общее учение о государстве», изданным в России в 1903 году. Как известно, Георг Еллинек оказал громаднейшее влияние на творчество Макса Вебера, который, в свою очередь, позаимствовав у него ряд идей и теоретических подходов, но переосмыслил и развил их.

    У Г.Еллинека «легитимность» означает правомерность в естественно-правовом смысле, т.е. соответствие социальной практики представлениям большинства её субъектов о её справедливости или разумности.

    Понятие «легитимность» у М.Вебера является близким по значению понятию «престиж». Согласно немецкому социологу, «порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует нерушимые требования и устанавливает образец поведения», обладает легитимностью.

    В теории легитимности М. Вебера можно выделить положения:

    - во-первых, признание власти правителей;

    - во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей.

    Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. В силу этого легитимность выступает важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом. Это, в свою очередь, возможно тогда, когда власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Вот почему любой политический режим стремиться иметь признаки легитимности.

    Примеры из истории. Перелом в Столетней войне наступил тогда, когда Жанна д,Арк короновала дофина в Реймсе. Теперь в глазах французов он стал французским королем, а война против него совсем не то, что против дофина. Хан Мамай, не будучи Чингизидом, не мог быть ханом Золотой Орды, приходилось ставить на трон марионеток и от их имени править.

    В наше время все авторитарные правители регулярно проводят выборы, которые гарантированно выигрывают. На это расходуются серьезные средства, этому уделяется огромное внимание СМИ население должно убедиться во всенародной поддержке лидера страны. Та же цель зачастую у парламента. Не имея реальной власти и послушно санкционируя волю исполнительной власти, такой парламент создает иллюзию народовластия (вспомним оценку Ленина царским Государственным Думам: ««Фикция конституционного строя»).

    Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения, хотя бы значительной части.

    Макс Вебер предложил различать три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.

    Первый тип легитимности, по М.Веберу,- традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев. Второй тип - харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Третий тип легитимности - рациональная легитимность. Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

    Первые два типа легитимности политической власти - традиционный и харизматический чаще всего характерны для государств с неразвитой политической системой.

    Традиционная легитимность основывалась на праве престолонаследия, которое опиралось на божественный характер власти монарха. «Божественное право» гласило, что «власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого». Таким путем создавалось убеждение в правомерности и величии королевской власти.

    В Европе традиционная легитимность у папы римского, незыблемые традиции избрания пап конклавом кардиналов с проведением целого ряда процедур, существующих уже более тысячи лет, обеспечивают папе статус «наместника апостола Петра на Земле». То же у короля Абдаллы, короля Иордании, который принадлежит к роду хашимитов, потомков пророка Мухаммеда.

    Харизматический тип власти, поМ.Веберу, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. В результате образ лидера совпадает с чаяниями населения, что и делает его приказы и решения непререкаемыми и выполняемыми беспрекословно. Наверное, первым такой власти добился Хасан ибн Саббах, основатель секты исмаилитов в средние века.

    Рациональная легитимность чаще всего характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.

    Рациональная легитимность обусловлена признанием государственной власти в силу рассудочной (т. е. опирающейся на доводы ума, логические доказательства, а не на чувства и эмоции) её оценки, убежденности в её правильности и законности. Власть в этом случае формируется и реализуется, опираясь на общеобязательные правила, на писаные (нормативные акты, нормативные договоры, нормативные решения суда) и неписаные (обычай) нормы. Этот тип легитимности проявляется на всех уровнях легитимации.

    В конкретных государствах легитимация их власти сочетает как рациональные, так и харизматический типы, поскольку одновременно легитимируются все её уровни. При этом на личностном уровне может преобладать один из них. Так, для ранних наследственных монархий доминирующим, как правило, являлся рациональный традиционный тип личностной легитимации, для выборных монархий и вновь образовывавшихся государств - харизматический, для современных ограниченных монархий - рациональный легальный тип и т. д.




















    2. Легитимность власти и ее место в современной политике

    2.1. Соотношение понятий легитимность и легальность


    Легитимность и легальность как две характеристики власти в периоды стабильного функционирования общества сопутствуют друг другу, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, а политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

    Однако в периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность часто не сочетаются между собой. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

    В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической власти, легитимность не имеет строгого юридического содержания и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых властью. Легитимность и легальность власти не всегда совпадают - так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путем революции (т. е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной).

    Легитимность и легальность(законность) власти несовпадающие понятия. Еслилегальностьозначает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность доверие и оправдание власти (характеристика психологическая). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

    В отличие от легальности как юридического оформления законности легитимность юридическими функциями не обладает. Она лишь оправдывает и объясняет политические решения, отражает согласие, политическое участие без принуждения, оправдывает действия властей. Легитимная политика и власть авторитетны; легитимируя власть с помощью выборов, граждане как бы признают ее законность, выражают ей свое доверие, санкционируют «снизу» ее дальнейшую деятельность.


    2.2. Легитимизация власти


    Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется легитимизацией,а потеря ею легитимности -делегитимизацией.

    Согласно концепции Д. Бетхэма, легитимация власти осуществляется одновременно на трех уровнях:

    Первый из них образуют правила получения и отправления власти.

    Вторым уровнем являются убеждения управляющих и управляемых, касающиеся функционирования политической системы.

    Третий уровень это активное согласие управляемых, выражающееся в конкретных политических действиях.

    Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений.

    В идеале новая власть должна сразу иметь высокий уровень легитимности. Это достигается процедурой последовательности власти, когда уходящие в отставку высшие лица передают свои полномочия следующим. Легче всего это сделать в монархии. Право на престол наступает в результате рождения. Отсюда сложность в свержении династии либо надо ее уничтожать физически, либо, бежав за границу, она еще длительное время будет претендовать на власть. Так, Третья республика во Франции в первое десятилетие подвергалась опасности реставрации целых трех династий: Бурбонов, Орлеанов, Наполеонов.

    Чтобы обеспечить преемственность в республике, осуществляется процедура торжественной присяги президента на Конституции (Библии, Коране), водружение на него знака президента и т.п. Здесь присутствуют иностранные послы.

    Как отмечает С.А. Ланцов, одно из основополагающих отличий демократической системы заключается в том, что в ней власть не может быть присвоена, но только «приобретена» в результате победы на соревновательных выборах. Другими словами, на персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).

    Понятно, что власть, пришедшая к власти в результате захвата, сталкивается с разрывом преемственности. Как решать вопрос? Французская революция установила норму носитель суверенитета народ, он и решает вопрос о власти. Однако революционную Францию первоначально не признавала ни одна монархическая страна. То же самое спустя много времени произошло и с революционным правительством Ленина его не признал никто.

    Однако легитимизация власти может осуществляться постепенно - режим укрепляет контроль над госаппаратом, формирует сильную армию, наводит порядок в экономике. Первоначально на это реагирует население самой страны если новые порядки лучше прежних, все больше людей поддерживает их. Затем приходит время и внешней легитимизации. Страна за страной начинают признавать новый режим. Это может произойти быстро, может растянуться на десятилетия. Так, Монгольскую народную республику никто, кроме ССР и Тувы (такой же непризнанной республики) никто не признавал с 1922 по 1945 годы. В 1945 году понадобилось даже провести референдум о независимости, где 99% граждан Монголии выступили за свое государство. Лишь после этого МНР признали Китай и другие страны мира. На таком же пути находятся сейчас Абхазия и Южная Осетия. Они однозначно легитимны для своего населения (несогласных с этим грузин изгнали), но лишь несколько стран пока что признали их дипломатически.

    Обеспечение легитимности власти ее легитимизация предмет особой заботы любой власти. Выделяется, по мнению Л.Д. Козыревой, А.Е. Хренова, несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

    1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизме массы, стремлении среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля.

    2. Политическое участие граждан прежде всего в форме выборов.

    3. Политическая социализация процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

    4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества.

    5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности.

    Немаловажную роль играет и такой фактор, как убеждение своих граждан через СМИ властью. Здесь есть множество способов: и отсечение их от оппозиционной информации (закрытие газет, глушение «вражеских голосов»), и активная пропаганда всех возрастов, начиная с детских садов. Особенно эффективна политика «осажденной крепости», когда население убеждено во враждебном окружении страны. так, для многих арабских лидеров существование Израиля возможность списать на него все проблемы своей страны; для Пакистана Индия, для Северной и Южной Корей наличие друг друга и т.п.

    Показателем легитимности выступает реакция населения на призывы властей. Так, обещание Насера после поражения 1967 года уйти в отставку вывело на улицы миллионы египтян, которые просили его остаться. Когда Южная Корея оказалась в сложном финансовом положении в 1998 году, миллионы корейцев отдавали государству золотые украшения.

    Вэтот сложный для мира период всех поразили жители Южной Кореи: они понесли вбанки свои драгоценности. Впервую очередь сдавали золотые изделия: обручальные кольца, цепочки, ожерелья, серьги, различные фигурки, которые вэтой стране принято дарить друг другу… Спортсмены несли медали, завоеванные наразличных международных соревнованиях. Все это сдавалось поцене лома, чтобы помочь стране преодолеть глубокий финансовый кризис. Рассказывают, что удверей банков выстраивались очереди тех, кто принес золото. Некоторые, торопясь наработу, просто бросали через головы впереди стоящих свои украшения иуходили, неполучив денег.

    В качестве эмпирических индикаторов степени легитимности власти могут рассматриваться следующие признаки:

    1. Уровень принуждения, используемый властью для осуществления своей политики (легитимная власть может вообще обходиться без прямого насилия, нелегитимная власть часто просто «сидит на штыках»). Как отмечал известный австрийский социолог права О. Эрлих, «государственное принуждение для охраны правопорядка должно использоваться преимущественно не против народного большинства, а только против небольшой группы, против изгоев, стоящих вне общественных связей лиц. Большая масса народа не должна усмиряться государством, она подчиняется правопорядку добровольно, так как чувствует, что это её порядок, порядок экономических и общественных союзов, в который интегрируется индивид».
    2. Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера.
    3. Консолидация конкурирующих политических элит, представленных в органах государственной власти. Это позволяет обеспечить политическое единство правящих социальных групп, а соответственно и единство формируемой государственной политики.
    4. Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, а также сила такого неповиновения.
    5. Результаты выборов, референдумов, а также данные социологических исследований, если последние достоверны.
    6. Отсутствие массовой политической эмиграции граждан.

    Для московских властей сейчас «тревожным звоночком» прозвучал рост недовольства москвичей идеей реновации жилья сноса всех 5-этажек. 14 мая митинг уже собрал под 15 тысяч человек для Москвы последних лет это большое число.

    О полной легитимности власти можно говорить лишь тогда, когда возникает связь между содержанием правил политической игры, их позитивной оценкой и вырастающем из них политическом поведении на стороне политической системы, выражающем волю к сохранению системы в ее неизменных основах.


    2.3. Делегитимизация власти


    Делегитимизация власти начинается с кризиса легитимности. Под этим понимается снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций.

    Кризис легитимности (legitimacy-ситуация), в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению и открыто выражается недоверие к существующей власти. Она свидетельствует о том, что политическая власть не способна убедить общество в необходимости и оптимальном функционировании существующих государственных институтов и властей.

    Обычно различают следующие характерные черты кризиса легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, непризнание гражданами процесса принятия политических решений, несоответствие этих решений доминирующим в обществе представлениям о праве и справедливости, чрезмерная конкуренция в борьбе за власть, политическая пассивность масс, которые не обращают внимания на призывы власти, неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство.

    Сейчас нет однозначного ответа на вопрос - существуют абсолютные указатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, которые связывают кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:

    - Разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон)

    - Присутствие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворский);
    - Невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Белые);
    - Невозможность правительства адаптироваться к динамичной смены условий общественного развития (Э. Циммерман);

    - Отсутствие существенных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач - заключение бюджета и распределение политических функций среди элиты.

    Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержку социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе власти за рамки ее критических значений.

    Сторонники ситуативного рассмотрения причин кризисов легитимности чаще всего связывают их с характеристикой социально-культурных черт насления, ролью стереотипов и традиций, которые распространены как среди элиты, так и среди населения, попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами 20-25% электората). Возможно, такие подходы в некоторой степени опираются на идеи Л.С. Франко, который писал «Любой строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинствам его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое количество« праведников »(в субъективном значении этого слова), которые бескорыстно верующих в него и самоотверженно ему служат».

    Обобщая наиболее значимые подходы, можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на устранение режима, а также результаты выборов, референдумов, плебисцитов, свидетельствующие о недоверии режиму. Эти указатели свидетельствуют о «нижнюю» границу легитимности, за которой наступает распад действующего режима или даже полная смена конституционного режима. К факторам, которые определяют ее «верхнюю» границу, т.е. текущую, динамическое изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть политики, которую она вводит, широкое распространение таких социальных «болезней», как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

    То есть, основными причинами делегитимации являются:

    - Противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властной элиты.

    - Противоречия между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, давлением на средства массовой информации.

    - Отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс.

    - Рост бюрократизации и коррумпированности.

    - Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отторжении федеральных властей.

    - Потеря властной элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее противоречий, столкновений различных ветвей власти.

    Кризис легитимности - типичное явление для различных перестроечных, переходных и революционных периодов: старая власть, потеряв контроль за ходом событий, не рассматривается более как охранник важных общественных ценностей. Для укрепления своей легитимности она еще может, но не всегда умеет использовать следующие средства:

    - Изменение системы законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями;

    - Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения;

    - Использование харизматических черт политического лидера;

    - Успешное осуществление государственных программ обеспечения законности и правопорядка.

    Чтобы, предотвратить кризиса власть должна выражать интересы различных групп населения и всего общества в целом; также она должна успешно выполнять предоставленный ей общественную роль; власть должна состоять из компетентных, квалифицированных специалистов, способных не только выполнять свои прямые обязанности, но и завоевать авторитет в обществе; также государственная власть должна опираться на главный закон страны конституцию, которая должна сопровождаться осуществлением конституционного надзора и т.д.

    Но, если кризис легитимности власти уже существует, какие пути для его преодоления предлагаются нам учеными-политологами? От Никколо Маккиавели до Макса Вебера и до наших дней в современных политологических и юридических исследованиях предлагаются различные пути преодоления кризиса легитимности. Решение этого кризиса в каждом конкретном случае, безусловно, индивидуальное. Но задачи всегда является одним и тем же. Это восстановление основ легитимности. Народ зачастую бунтует не от того, что плохо живет, а потому, что не верит, что власть основана на той идее, которую он считает легитимной. Течение кризиса легитимности осложняется зачастую еще и тем, что различные группы властителей и подвластных имеют разные критерии легитимности. Критерий легитимности - это средство проверки легитимности обладателя и его действий. При признании обществом одного и того же основания легитимности критерии могут быть разными.

    То есть в целом урегулирования кризисов легитимности должно строиться с расчетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. Для поддержания легитимности используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления: учет национальных традиций и обычаев: отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ: поддержка законности и правопорядка: популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

    В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:
    - Поддержка постоянных контактов с населением.
    - Проведение разъяснительной работы относительно своих целей.

    - Согласованность деятельности всех ветвей и уровней власти.

    - Усиление роли правовых методов для достижения целей и постоянного обновления законодательства.

    - Соблюдение

    правил политической игры без попирания интересов сил, принимающих в ней участие.

    - Организация контроля со стороны организованной общественности за разними уровнями государственной власти.

    - Укрепление демократических ценностей в обществе.

    - Преодоление правового нигилизма населения и т.д., насаждения правовой культуры.
    - Развитие у населения чувство справедливости, чувство законного, то есть того, что обоснованно называют «чувством права».
    - Подъем национального духа, формирование чувства национальной, государственной стоимости, значимости, патриотизма.

    - Удовлетворение социально-экономических потребностей населения.

    Но все же остановить или избавиться кризиса легитимности довольно трудно и не всегда удается. Поэтому эта проблема относится к разряду тех, которые проще предотвратить, чем остановить, когда они уже начались.

    Современная политическая система государства нуждается в поддержке ее действий большинством населения. В западной политологии разработан такой показатель, какпорог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной.

    Сейчас в США президент Д. Трамп сталкивается с ситуацией, когда его легитимность подвергается сомнению со стороны значительной части американской элиты. Имея серьезные рычаги влияния (в Конгрессе, судах, СМИ), они всячески мешают ему реализовывать собственную избирательную кампанию. Если же он не будет осуществлять ее, те, кто отдали ему голоса, разочаруются в Трампе и откажут ему в доверии.

    Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

    В наше время на это рассчитаны т.н. «цветные революции». Сначала ставится под сомнение легитимность действующей власти в глазах населения, а затем действиями, сочетающими мирные и насильственные акции, эту власть вынуждают уйти. Так произошло на Украине с президентом Януковичем в 2014 году.

    Есть и внешняя делегитимизация власти. Ею любят пользоваться страны Запада, свергая военной силой неугодные им режимы. Для этого первоначально властям страны выдвигаются обвинения чаще всего в нарушении прав человека, создании оружия массового уничтожения, международном терроризме. Затем вводятся санкции, в некоторых случаях достигается разрешение ОООН на использование силы.

    Именно так произошло с Ливией. 15 июля 2011 г. в Стамбуле на заседании контактной группы по Ливии более 30 стран, включая США, признали режим Муаммара Каддафи нелегитимным и фактически объявили о признании законным представителем народа Ливии оппозиционный переходный Национальный совет (ПНС) , причём ряд стран признали ПНС не только легитимным партнёром по переговорам о будущем Ливии, но вообще единственным легитимным правительством этой страны. Теперь силы специальных операций Великобритании, Франции, Катара, ОАЭ под прикрытием местных повстанцев свергли Каддафи и отдали его им на казнь.

    Власть, в начале своего правления имеющая высокую легитимность в глазах населения, может быстро растерять эту легитимность в глазах населения. Именно так произошло с Временным правительством в России в 1917 году. Напротив, нелегитимная первоначально власть постепенно приобретает уважение в глазах населения, которое начинает признавать ее добровольно. Так, маленькая кучка «барбудос» (бородачей) во главе с Ф. Кастро сумела свергнуть правительство Батисты на Кубе в 1959 году, поскольку все большая часть граждан страны, уставшая от батистовской диктатуры и всевластия американцев, посчитала, что Кастро лучше.

    Т.о. легитимность - это обязательное и необходимое условие для эффективного функционирования политической власти. Кризис легитимности, т. е. утрата доверия широких масс к существующей власти, неизбежно отражается на ее способности отвечать на требования, поставленные перед ней обществом, а крайне низкий уровень легитимности может привести к развалу политической системы.




    Заключение


    Важной характеристикой любой власти выступает уровень легитимности. Она определяет устойчивость и стабильность политической системы государства.

    Первым о легитимности власти писал Макс Вебер, который почерпнул ряд идей у Г. Еллинека, но творчески развило их. Классикой стала его классификация легитимности власти на традиционную, харизматичную и легально-рациональную.

    Легитимность в значительной степени психологическое явление, суть которого проявляется в положительном отношении общественности к власти, ее субъектам, форме правления, политическому порядку, принятым законам, иными словами, власть добровольно признается народом.

    Следует отметить отличие легальности от легитимности, эти характеристики далеко не всегда совпадают.

    С первых дней существования государств ее правители сталкивались с проблемой легитимизации своей власти. Отсюда и доминирование в прошлом монархии, поскольку именно наследование было наиболее эффективным способом обеспечения преемственности власти. Сейчас в республиках эту роль играют выборы, по которым население вручает мандат доверия политикам.

    Легитимизация имеет внешнеполитический (признание другими государствами) и внутриполитический (признание своими гражданами) аспекты. Они также далеко не всегда совпадают. Пример этому авторитет Горбачева в 1991 году в мире и СССР.

    Уровень легитимизации в разные периоды неодинаков. Успешно проводимая внешняя и внутренняя политика повышают уровень, напротив, неудачная, снижает. Делегитимация власти чревата ростом политической борьбы, свержения власти изнутри или извне.


    Список использованной литературы


    1. Иванов Р.Л. Легитимность государственной власти // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 1 (30). С. 6 17.

    2. Исаев И.А. Власть, господство, диктатура: проблемы легитимности // История государства и права. 2012. N 21. С. 2 - 6.

    3. Кризис легитимности власти // #"justify">6. Политология.Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А.СПб.: Питер, 2005. 560 с.

    7. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб: Питер, 2005. 560 с.

    8. Сирота Н.М.,Мохоров Г.А. Политология.Субъекты политики. 2-е изд., испр.идоп. Учебное пособие для академического бакалавриата. Изд.2-е. М.: Юрайт, 2017. 154 с.

    9. Терех Н. Чтобы пополнить госказну, корейцы отдавали вбанки свои золотые украшения // Факты. 10.04.2014.

    10. Фалькина Т.Ю. Легитимизация власти как фактор ее стабильности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. Выпуск № 4. С. 18 - 21.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Легитимность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.