Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Личные права и свободы

  • Вид работы:
    Другое по теме: Личные права и свободы
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    08.08.2018 16:40:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:



    Введение3

    Глава 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР, и Конституции РФ6

    1.1.Становление института правового статуса человека и гражданина6

    1.2. Современное правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина11

    Глава 2. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации16

    2.1. Понятие и гарантии личных прав и свобод в РФ16

    2.2. Личные права и свободы в системе прав и свобод человека и гражданина в РФ21

    Заключение27

    Список используемых источников и литературы29

    Приложение 1

    Приложение 2


    Введение

    Личные права и свободы относят к "первому поколению" прав и свобод человека. В соответствии с нормами международного права их нередко именуют также "гражданскими правами"Здесь вполне очевидна связь с понятием "гражданского общества", отождествляемого в целом "со сферой частных интересов и потребностей"В рамках гражданского общества "реализуется большая часть прав и свобод человека" В свою очередь, именно личные (гражданские) права и свободы "призваны обеспечить свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государств. Эти права призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности".

    В то же время нельзя не согласиться с авторами Большого юридического словаря, которые пишут, что термин "личные" права "представляется значительно более точным и предпочтительным, поскольку исключает опасность смешения двух совершенно различных понятий: "гражданские права" и "права граждан"

    Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

    В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

    1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него,

    2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

    3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

    Во-первых, личные права и свободы человека и гражданина, как мы уже подчеркнули, наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность.

    Во-вторых, права и свободы человека - развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса. Нашли ли в Конституции РФ отражение права и свободы человека и гражданина «третьего поколения»?

    Целью данной курсовой работы является проблема конституционного регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

    Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:

    - рассмотрим становление правового регулирования прав и свобод человека и гражданина;

    - исследуем понятие и гарантии конституционных прав и свобод;

    - изучим личные права и свободы в системе прав и свобод.

    Структура работы представлена в виде двух глав, включающих в себя параграфы, введения, заключения и списка используемых источников и литературы.


    Глава 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР, и Конституции РФ


    1. Становление института правового статуса человека и гражданина

    Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития России.

    В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы», принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

    Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов России, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.

    Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти, взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.

    В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.

    Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения Конституции к «самой демократической» Конституции мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.

    Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в Конституции СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.

    Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в Конституции 1936 года (Сталинской Конституции). В Сталинской Конституции была выделена специальная Глава Х.

    Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.

    В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право: на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; на образование.

    Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

    «Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

    Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

    Законом гарантировалось:а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.

    Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

    В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР была отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции).

    Опять таки «де юре» гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

    Статья 129 говорила о предоставлении права убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

    Советские конституции 1918-1936 гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства монополиста-собственника. Одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией («в целях развития коммунистического строительства...», «в целях укрепления и развития социалистического строя» и т. п.).

    В следующей Советской Конституции 1977 года происходит дальнейшее закрепление и расширение прав и свобод человека и гражданина. В Основном законе СССР 1977 года выделяется глава 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» (Ст.39-69). Как видно количество статей, посвященных правам и обязанностям человека, выросло ровное.

    Конституция провозглашает, что граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически, права личности, всегда рассматривались через призму интересов государства.

    В Конституции 1977 года находят отражение и общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано с тем, что СССР становится участником ряда международных Конвенций. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976г.

    В соответствии со ст.ст.36-46 Основного закона СССР 1977 года, граждане имеют право на: - труд; - отдых; - охрану здоровья; - материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; - жилище; - образование; - пользование достижениями культуры.

    Статей 47 Конституции гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Как видно законодатель оперировал категорией «цели коммунистического строительства», что означает возможность манипуляцией правами человека и гражданина.

    Опять таки, в соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов (ст.51 Конституции 1977 г.).

    В целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.50).

    На наш взгляд, Конституция СССР 1977 года, не принесла существенно новых изменений в правовой статус человека и гражданина, закрепленный Конституцией 1936 года. Это произошло, вновь, со сменой отношения к государству и праву, с чередой реформ.

    Конституция Российской Федерации принятая на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года, впервые провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

    Конституция 1993 года не только воплотила в себя международные принципы прав человека и гражданина, но и стала катализатором для вступления Россией в ряд международных Конвенций. Так в 1998 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

    1.2. Современное правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина

    Международные конвенции по правам человека - уникальный юридический инструмент, потенциал воздействия которого на национальные правовые системы продолжает раскрываться. Основной закон РФ в п.1 ст.17 закрепляет, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что правовой статус человека и гражданина, прежде всего, строится на нормах международного права, международных принципах, договорах и соглашениях. Это положение дополняет правило закрепленное в п.4 ст.15 Конституции, в соответствии с которой, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Более того, именно международные принципы и договоры послужили основой для формирования конституционного статуса человека и гражданина. Рассмотрим их.

    Наряду с общеизвестной Всеобщей декларацией прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и Уставом ООН можно выделить следующие документы:

    - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.);

    - Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года).

    Перечисленные документы фундаментальная основа правового статуса человека и гражданина всего мира.

    Между тем это лишь малая часть целого пласта международных документов устанавливающих права и свободы человека и гражданина. Приведем лишь основные из них:

    - Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 г.);

    - Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с изм. и доп. от 4 ноября 1993 г.);

    - Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);

    - Конвенция Международной Организации Труда №111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.);

    - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Женева, 7 сентября 1956 г.);

    - Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.);

    - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.);

    - Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г.;

    - Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

    - Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992 г.);

    - Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий (приняты Венецианской комиссией на ее 41-й пленарной сессии в Венеции 10-11 декабря 1999 года);

    - Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 7 мая 1999 г. №(99) 50 "О Комиссаре по правам человека Совета Европы" (Будапешт, 104-я сессия);

    - Протокол №1 к Европейской конвенции по Предупреждению пыток и Бесчеловечного и Унижающего Достоинство Обращения или Наказания (Страсбург, 4 ноября 1993 г.);

    - Протокол №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.) (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.);

    - Протокол №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол №1 к ней (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.);

    - Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.);

    - Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.);

    - Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

    Конституция воплотила в себе большинство норм перечисленных выше международных норм, те же положения, которые не нашли своего закрепления в Основном законе закреплены в национальном законодательстве Российской Федерации.

    В Основном Законе РФ Конституции, правовому регулированию статуса человека и гражданина посвящены: ст.2, 71 и 72, глава 2. К слову сказать это самая объемная глава Основного закона (ст.17 64) и именно это факт уже говорит о том, что современная Конституция именно правам и свободам человека и гражданина уделяет ключевое внимание, они являются высшей ценностью.

    Очередным (после принятия Конституции) этапом в развитии института прав и свобод человека и гражданина в России стало присоединение Российской Федерации к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) в 1996 году (ратифицирована в 1998 году). С этого времени Российская Федерации вступила в единое судебное поле Европейского Суда по правам человека. Эта система действует на территории с населением около 800 миллионов человек, простирающейся от Атлантического до Тихого океана. Любой человек или группа людей среди этого населения могут обратиться напрямую в Страсбургский суд с заявлением о нарушении их фундаментальных прав при условии, что они использовали все возможные средства правовой защиты, доступные для них в национальной правовой системе. Граждане России, также как граждане других стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обращение с жалобами в Европейский Суд по правам человека.


    Глава 2. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

    2.1. Понятие и гарантии личных прав и свобод в РФ

    Как мы уже неоднократно подчеркивали, в современном демократическом обществе, на первое место, ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

    Часть 2 ст.17 Конституции РФ провозглашает, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, - «естественные» права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти.

    Действующая Конституция России исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях - с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

    Права и свободы высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.

    Современные эксперты, дают такое определение: «Личные права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса». Соответственно конституционные права и свободы это установленные Конституцией РФ социальные возможности личности.

    Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.

    Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.

    Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («...имеет право» и т.п.) или словом «никто» («...не должен подвергаться») (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

    В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63).

    Вопрос о разграничении понятий «прав» и «свобод» является дискуссионным.

    Отдельные исследователи не разделяют данные понятия, или не акцентируют на этом внимание. Как подчеркивает В.В. Ершов, соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.

    Между тем, различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, - «прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю».

    Как отмечает О.Е. Кутафин, Конституция РФ юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Иногда в литературе отмечается, что свобода - это тоже право на определенный вид свободного поведения. В действительности в различии права и свободы человека заложен глубокий смысл. Свобода - это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. Право - это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом.

    Обратимся к гарантиям конституционных прав и свобод.

    Гарантия (от франц. garantie) ручательство, обеспечение. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

    Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

    Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

    Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «Мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

    В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

    Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

    Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

    Следующий механизм, гарантирующий конституционные права институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)).

    Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.

    Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.

    2.2. Личные права и свободы в системе прав и свобод человека и гражданина в РФ


    Права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

    Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

    В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

    В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:

    - личные права и свободы граждан;

    - социальные, экономические и культурные права и свободы;

    - политические права и свободы гражданина.

    Рассмотрим каждую из групп подробнее:

    Личные права и свободы граждан

    Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

    В эту группу входят:

    - право на жизнь (ст. 21);

    - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

    - право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

    - право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

    - право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

    - право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

    - право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

    - свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

    - свобода совести (ст. 28);

    - свобода мысли (ст. 29 п. 1);

    - право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

    - право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

    - право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

    - право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

    - право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

    - презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

    - право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

    - право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

    - право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);

    - право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

    Политические права и свободы гражданина

    Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

    · свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

    - право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

    - право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

    - право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

    - право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

    - равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

    - право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

    - право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

    Социальные, экономические и культурные права и свободы

    Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

    К этой группе относятся:

    - право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

    - право на частную собственность (ст. 35);

    - право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

    - право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

    - право на отдых (ст. 37 п. 5);

    - право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

    - право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

    - право на жилище (ст. 40);

    - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

    - право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

    - право на образование (ст. 43);

    - свобода творчества (ст. 44);

    - право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

    - право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

    - право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

    Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.


    Заключение

    В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования.

    Надо сказать, что государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет. Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно.

    Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы, отсутствие правосознания граждан. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

    Права и свободы высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.

    Конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

    Личные права и свободы принадлежат на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

    Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, но, видите ли, это удел не только нашей Конституции, но и любой другой. Конечно, особенно характерен такой отрыв для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. Как мы уже подчеркивали, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Достаточно вспомнить известную поговорку «Закон, что дышло, куда повернешь, так и вышло». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.

    С другой стороны, ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознательности большинства населения, допускающего или молчаливого соглашающего с попранием их прав, и является основной проблемой их реализации и защиты!

    Таким образом, для того, чтобы в России изменилось отношение к личным правам и свободам, необходимо развивать правосознание общества и каждого конкретного человека. А на это уйдут десятилетия, впрочем, для этого нужно еще создать предпосылки.

    В заключение подчеркнем, что основополагающим принципом гражданского общества является правило - право плюс обязанности, свобода плюс ответственность. Это значит, что при рассмотрении прав человека и гражданина, необходимо акцентировать внимание и на его обязанностях.


    Список используемых источников и литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
    2. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА. - 2013. 678с.
    3. Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. - СПб: Петрополис. - 2014. 658с.
    4. Богданова Н.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.-М. :Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС. - 2013. 650с.
    5. Гаджиев А.Г. Личные права и свободы среди конституционных норм // Российская юстиция. - 2015. - № 12. С.34
    6. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. - 2014. - № 6. С.12-13
    7. Ершов В. В. Личные права и свободы в РФ: история и современность // Российская юстиция. - 2014. - № 9. С.23
    8. Зверевич В., Нагорная А. Правовое государство и гражданское общество.// Полис. - 2013 - №1 - с. 41-48.
    9. Ильенков Э.В. Что же такое правовая культура? //Философия и культура. - М. - 2014 с.56-58
    10. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция. - 2014. 210с.
    11. Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России. - М. - 2014. с.567.
    12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. - М. - 2015. 432с.
    13. Конституционное право: Учебное пособие: в 2-х частях. М.: Юридический колледж МГУ. - 2013. 914с.
    14. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист - 2014 321с.
    15. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М. -1997. 543с.
    16. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2013. 230с.
    17. Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015 - № 4. С.39
    18. Пряхина Т.М. Понятие конституционности и реализация Основного закона // Реализация Конституции России. - 2014. С.12
    19. Самигуллин В.К. Основы российского конституционного права: Учебное пособие. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та. - 2014 329с.
    20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. - 2015 278с.
    21. Толстых В.Л. Прямое действие конституции // Конституционное и муниципальное право. - № 4. - 2014 С.27-30

    Приложение 1


















    Рис. 1. Конституционные права и свободы человека и гражданина

    Приложение 2


























    Рис 2. Личные конституционные права и свободы


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Личные права и свободы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.