Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: МВФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: МВФ
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    30.07.2016 12:12:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План


    Введение3

    1. Общая характеристика МВФ4

    2. Проблемы и перспективы сотрудничества стран с МВФ7

    Заключение14

    Список литературы16




    Введение


    С расширением и углублением экономических отношений между странами осложняется интеграция международных финансово-валютных отношений в мировое экономическое пространство. Возникает потребность в создании органов, регулирующих деятельность международного финансового рынка и осуществляли стабилизационную функцию мировой экономики в целом и отдельных стран в частности. Одной из самых влиятельных и мощных является финансовая организация - Международный валютный фонд (МВФ), стимулирует развитие и положительно влияет на стабилизацию социально-экономической ситуации.

    Глобализационные процессы в экономике требуют надлежащего управления финансовыми ресурсами стран, ведь регулирования международного финансового рынка является одной из важнейших задач успешного развития мировой экономики и отдельных национальных хозяйств. Международный валютный фонд с начала своего создания был предназначен для регулирования финансовой ситуации в послевоенный период в мировом пространстве. В современных условиях информационного развития мировых экономических систем меняется роль и значение международных финансовых организаций. Поэтому политика и деятельность МВФ все чаще подвергаются критике, что является аргументированной и требует перестройки и реформирования отдельных направлений деятельности фонда.

    Целью данной работы является изучение основных направлений деятельности Международного валютного фонда (МВФ).


    1. Общая характеристика МВФ


    Учитывая особые условия создания МВФ (основано в 1945 по решению Бреттон-Вудской конференции с целью содействия преодолению послевоенных проблем, которые возникали в сфере неконвертируемости валют, торговых и платежных ограничений) и специфичность осуществляемых направлений деятельности (надзор, консультирование и кредитование), сегодня среди ученых и практиков-экономистов, аналитиков существует неоднозначность взглядов о необходимости и целесообразности сотрудничества стран с МВФ. Ведь отношения кредитования не только стабилизируют экономическую ситуацию страны, но и требуют обратной отдачи, не всегда оправдана и возможной. Также помощь МВФ в виде кредитных средств увеличивает государственный долг страны, в свою очередь, формирует показатели платежеспособности - способность государства своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства, влияющие на инвестиционную привлекательность, экономическое развитие и другие экономические показатели.

    В Уставе Фонда для идентификации его деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

    Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

    1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами, в число коих входят: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад, введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и пр.);

    2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов (цель оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы; этот механизм не применялся с 1984г.);

    3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований (цель оказание финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ);

    4. Механизм финансирования дополнительных резервов (в рамках этого механизма предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» в области платежного баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные резервы страны);

    5. Чрезвычайные кредитные линии (МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, «бегства» капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны кредитуемых стран; спецификой нового механизма является его упреждающий характер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит кризис, - при появлении первых его признаков; условие получение кредита проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение ею «международно- признанных стандартов»).[3,с.45]


    В рамках МВФ действуют также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования.

    Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с временным сокращением поступлений от экспорта или несут чрезмерно большие расходы на закупку зерна по причинам, не зависящим от данной страны.

    Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе финансирования буферных запасов, данная система продолжает существовать и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание международных буферных запасов.

    В декабре 1997 МВФ ввел новую систему финансирования, предназначенную для стран-членов, которые столкнулись с исключительными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной утратой доверия инвесторов. Система дополнительного резервного финансирования позволяет получить в течение одного года двумя или несколькими траншами дополнительные средства в рамках соглашений о резервном кредите или расширенном доступе.[1, с.80]

    Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов до четырех лет.


    2. Проблемы и перспективы сотрудничества стран с МВФ


    Деятельность МВФ основывается на предоставлении кредитов в иностранной валюте странам-членам с целью:

    - Покрытие дефицитов платежных балансов (т.е. пополнение валютных резервов);

    - Поддержание макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства).

    Сотрудничество с МВФ помогает повышению кредитного рейтинга страны на мировом финансовом рынке, способствует совершенствованию банковской и денежно-кредитной системы государства, позволяет скорректировать текущий платежный баланс и не допустить дефолта в стране. В то же время требования МВФ негативно влияют на благосостояние населения в долгосрочной перспективе.

    Политика и деятельность МВФ часто критикуются со стороны экономистов. Основания для такой критики есть, ведь часто экономическая ситуация стран сотрудничали с фондом, не будет улучшалась, а наоборот - усугублялась (мексиканский кризис 1994г., Азиатский кризис 1997, заем в 1989 г.. Руанде). Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Милтон Фридман (являются одними из самых острых критиков) указывают на ошибки и негативные последствия сотрудничества стран с МВФ. В разрезе данной проблемы Дж.Стиглиц в своем докладе как лауреат Нобелевской премии резко осуждал политику МВФ и Всемирного банка, которая пропагандировала рецепты шоковой терапии и полной либерализации экономик постсоциалистических государств. Ученый отмечает, что процентные ставки по кредитам МВФ являются достаточно высокими, а монетарная политика, диктуемая фондом кризисным странам, не соответствует финансовой политике, ориентированной на экономический рост, которая принята в Великобритании и Франции. "Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег", - заявляет бывший главный экономист Всемирного банка Дж.Стиглиц.

    По мнению Милтона Фридмана, МВФ, как и любая бюрократическая структура, существует по своим законам и приносит больше вреда, чем пользы. Учитывая логику либерализма, ученый не видит смысла в финансовой помощи слаборазвитым странам, не решает проблемы, а, наоборот, усложняет отсталость. Милтон Фридман подчеркнул, что еще после падения Бреттон-Вудской системы в 1971 г.. Отпала необходимость в существовании организаций типа МВФ. [4]

    Можно выделить причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата (табл. 1).

    Таблица 1 - Характеристика причин неэффективности реализации программ МВФ [4]

    № п / п Причины неэффективности реализации программ МВФ 1. Политика финансовых организаций определяется развитыми странами 2. Экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику в отношении конкретной страны 3. Очень часто условиями получения финансовых ресурсов становятся требования МВФ по быстрому проведению приватизации и либерализации в странах, которые становятся на путь перехода где рыночной экономики 4. Достаточно часто привлечения иностранных инвестиций становилось одной из главных целей при реализации стабилизационных программ МВФ 5. Деятельности МВФ не хватает прозрачности при разработке своих программ и стратегий, решение часто принимаются за закрытыми дверями, хотя МВФ и другие организации не с частными структурами

    Учитывая необходимость их обоснования в ходе исследования, проанализированы аргументы, подтверждающие и опровергающие выделены ученым причины негативного влияния деятельности МВФ на развитие и функционирование экономических систем развивающихся стран. В частности, наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны "Большой семерки", которые определяют финансовые и организационные отношения заемщиков с МВФ. В свою очередь, руководящие должности занимают экономисты из этих стран, которые обеспечивают разработку и реализацию проектов фонда. Однако конкретные положения программы сотрудничества определяются самой страной-заемщиком. Фонд следит только за выполнением условий и принимает решение о кредитовании. Нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития.

    Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют: финансовые кризисы, увеличение долга, углубление экономических диспропорций, рост масштабов бедности, низкая эффективность финансовой помощи, слабый экономический рост и т.д.

    Стоит вспомнить об успешных проектах МВФ. Например, только радикальная программа экспертов МВФ выхода из кризиса помогла Португалии уже через два года сократить дефицит госбюджета, существенно снизить процентные платежи по государственным обязательствам, увеличить долю экспорта в ВВП, а в экономику вернуть иностранных инвесторов. В итоге Португалия первой из стран "Южной периферии" ЕС смогла преодолеть основные экономические проблемы и уже в мае 2014 отказалась от программы международной поддержки. Тяжелая экономическая ситуация в Азербайджане в начале 90-х годов заставила правительство привлечь внешнее кредитование не только ради денег, но и с точки зрения технической помощи и консультационной поддержки. Таким образом страна накопила большие достижения в построении демократических институтов и свободной рыночной экономики. Стабильность и устойчивое экономическое развитие стали основой для демократических реформ и борьбы с социальными и экономическими проблемами. [3, с.96]

    Итак, успех и восстановление страны, получила кредит от МВФ, и ее дальнейшее развитие зависит не только от условий кредитования, общей концепции стратегии, но и от организации и осуществления деятельности внутри страны всех структурных подразделений власти, каждого отдельного субъекта хозяйствования и населения страны, а в частности, их компетенции в сфере рисков, с которыми связана реализация необходимых мер.

    В таблице 2 приведена характеристика деятельности МВФ.

    Каждое государство-член фонда имеет определенную долю квот, регулирующего финансовые и организационные отношения с МВФ. В частности, вклад квоты отдельной страны влияет на размер финансовых ресурсов, которые вносятся на момент присоединения к фонда. Квота дает право голоса государства-члена при принятии решений МВФ. Также сумма финансирования, которую страна может получить от МВФ, определяется на основе квот.

    В рамках анализа данных, приведенных в таблице 2, на рисунке 1 представлена ​​структура квот 20 крупнейших акционеров МВФ. Наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны "Большой семерки", определяющие характер и ход политических, экономических и социальных изменений в мире.

    Таблица 2 - Общая информация о МВФ (по состоянию на март 2015 года) [6]


    1. Количество стран-членов 188 стран 2. Штаб-квартира Вашингтон 3. Директор-

    распорядитель Кристин Лагард (в 2007-2011 гг. - Министр экономики, финансов и промышленности Франции) 4. Общая сумма квот 327 млрд долларов (238 млрд СДР)

    26 января 2016 выполнены условия 14-го общего пересмотра квот, согласно которому общая сумма квот увеличивается до 477 млрд. СДР - около 659 млрд. Долл. США) 5. 20 крупнейших акционеров МВФ Страны-члены, квоты которых составляют наибольшую долю в общем размере взносов в фонд США, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Индия, Россия, Бразилия, Канада, Саудовская Аравия, Испания, Мексика, Нидерланды, Корея, Австралия, Бельгия, Швейцария, Турция 6. Крупнейшая держава член МВФ США (по состоянию на 25.01.2016 г.. Квота составляет 42100000000. СДР (около 58 млрд. Долл.)) 7. Наименьшее государство-член МВФ Тувалу (по состоянию на 25.01.2016 г.. Квота составляет 1800000. СДР (около 2500000. Долл.)) 8. крупнейшие

    заемщики Португалия, Греция, Ирландия, Украина 9. Наибольшие превентивные кредиты Мексика, Польша, Колумбия, Марокко 10 Суммы обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей 163 млрд. долл., из них 137 млрд. долл. еще не были использованы 11 Консультации в рамках надзора 122 консультации в 2012, 122 консультации в 2013 и 129 консультации в 2014 12 Техническая поддержка 274 человеко-лет в 2013 финансовом году и 285 человеко-лет в 2014 финансовом году

    Основная деятельность МВФ заключается в осуществлении льготного и нельготной финансирования стран для урегулирования кризисных процессов. Льготные кредиты предусматривают низкие процентные ставки, а в некоторых случаях - нулевые.

    Оказание технической поддержки также занимает значительную часть расходов МВФ. В частности, программа поддержки направлена ​​на решение вопросов в таких сферах, как: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, статистические и правовые вопросы.

    Условия финансирования определяются в соответствии с кредитных механизмов, разработанных МВФ. Долгое время основным кредитным инструментом фонда был кредит "стенд-бай" (кратко- и среднесрочная помощь странам, имеющим краткосрочные трудности с финансированием платежного баланса). После мирового кризиса 2007-2008 гг. МВФ был вынужден пересмотреть кредитную политику и закрепить инструменты для предотвращения кризисов с помощью созданных программ Гибкой кредитной линии (ГКЛ), Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) и Инструмента для ускоренного финансирования (РФ).

    В рамках механизмов льготного кредитования (расширенный кредитный механизм; РКФ - механизм ускоренного кредитования; ССФ - механизм кредитов "стэнд-бай") в 2015 МВФ принял обязательство о предоставлении кредитов на сумму 1800000000 СДР странам с низкими доходами, развивающихся странах. Общий объем непогашенных кредитов составляет 6300000000 СДР на конец апреля 2015 [5]

    В 2015 Исполнительный совет утвердил девять договоренностей в рамках механизмов нельготной финансирования МВФ на общую сумму 80 млрд СДР (112 млрд долл. США). Шесть превентивных договоренностей в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) и Линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) составляли более 84% общих обязательств. две договоренностиГКЛ, утвержденные для Meксики и Польши, и договоренность о ЛПЛ, утвержденная для Mарокко, были следующими договоренностями, которые заменили предыдущие, срок которых заканчивался. Остальные три превентивные договоренности - это кредиты "стенд-бай" с Гондурасом, Кенией, Республикой Сербия на общую сумму 1400000000 СДР (1900000000 долл. США), которые рассматривались властями как превентивные при утверждении программ.

    Финансовая помощь как одно из главных направлений деятельности МВФ положительно влияет на развитие современной мировой экономики. Большинство стран, использующих кредитные транши фонда, достигают макроэкономические стабильности и возвращают положительное сальдо платежного баланса. Однако, проанализировав основные показатели деятельности МВФ, можно сделать вывод, что программы финансирования фонда не всегда положительно влияют на развитие стран, которые приняли решение о необходимости помощи сторонней финансовой организации.

    Реформирование деятельности МВФ касаться определения условий предоставления финансовой помощи отдельным странам, а также расходов на такую помощь. Фонд более индивидуально подходить к проблемам конкретных экономик стран-членов, а также изменить паритет голосов внутри своей организации.


    Заключение


    Итак, учитывая положительные и отрицательные отзывы о деятельности МВФ, считаем, что необходимо пересмотреть отдельные аспекты работы и провести ряд реформ в сфере финансирования стран-членов.

    Учитывая приведенные направления реформирования деятельности, МВФ эффективно нужно использовать свои ресурсы не только для урегулирования кризисных явлений в мировой экономике, но и в целях предупреждения возникновения негативных последствий глобализационных экономических процессов.

    В разрезе перечисленных направлений совершенствования работы МВФ необходимо разработать индивидуальный подход к проблемам экономик стран-членов, в результате чего формировать механизмы финансирования, которые будут учитывать социальные и экологические проблемы общества.

    Основные направления деятельности Международного валютного фонда включают:

    - Международное сотрудничество в валютной сфере, которое осуществляется путем поддержания общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования;

    - Финансовую помощь странам-членам, которая осуществляется в соответствии с разработанным механизма и финансовой политики;

    - Консультационную и техническую помощь по предоставлению консультаций по вопросам валютных операций, совершенствование финансовых систем стран-членов, координации технической помощи как в рамках МВФ, так и в сотрудничестве с другими международными организациями.

    На основании проведенного исследования проанализирована деятельность одной из крупнейших международных финансовых организаций - Международного валютного фонда. Несмотря на положительные и отрицательные аспекты деятельности фонда, приведены предложения по дальнейшему его эффективного развития в рамках осуществления реформ по разработке механизмов финансирования и пересмотра размеров квот и их функционального назначения. Учет предложенных направлений улучшения работы международной организации положительно влиять на развитие государств-членов и открывать новые перспективы в рамках управления финансовыми ресурсами развивающихся стран.

    Как направление дальнейшего исследования можно выделить вопросы взаимодействия международных финансовых организаций в сфере разработки стратегических направлений преодоления негативных последствий глобализационных экономических процессов.


    Список литературы


    1. Васькина. Т.Н. Кредитная политика МВФ / Т.Н. Васькина - М.:Инфра-М,. 2012. - 192 с.
    2. Виноградов. В. МВФ: функции, цели и принципы / В. Виноградов - М.: Лаборатория книги. 2013. - 154 с.
    3. Галеев. В.Р. Роль МВФ и Всемирного банка в мировой экономике: монография / В.Р. Галеев ; Дипломат, акад. МИД России. - М.: Научная книга. 2012. - 178 с.
    4. Султанов В.С. Выгоды и риски сотрудничества с МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ru.media/politics/218208/.
    5. Годовой отчет МВФ 2015.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2015/pdf/ar15_rus.pdf.
    6. МВФ. О Фонде.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.imf.org/external/about.htm

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - МВФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.